Программа по учебному предмету «Право»
(предметная область «право»)
среднего (полного) общего образования
для 10 -11 класса
Разработчик: С.В. Мягкова
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
г. Магнитогорск
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Она предопределила особенности структуры и содержания учебника «Право» для учащихся 10-11 классов, подготовленных авторским коллективом в составе научных сотрудников Института государства и права РАН и Института содержания и методов обучения РАО.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «общее познание (обществознание)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Рабочая программа включает: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, с последовательностью изучения тем и разделов, требованиями к уровню подготовки выпускника и формами контроля.
Рабочая программа рассчитана на 140 часов из расчета 2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ПРОГРАММА
ЧАСТЬ I
10 класс (70 ч)
Раздел 1. Из истории государства и права (18 ч)
Происхождение права и государства. Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители.
Право древнего мира. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право.
Право средневековой Европы. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.
Становление права Нового времени. Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США.
Развитие права в России в 9-начале 19 в. Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.
Российское право в 19-начале 20 в. Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.
Советское право в 1917-1953 гг. Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.
Советское право в 1954-1991 г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение.
Современное российское право. Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (12 ч)
Государство, его признаки и формы. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим.
Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.
Понятие и признаки правового государства. Правовое государство. Признаки правового государства.
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Право и другие сферы общества. Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры.
О российской философии права. Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо.
Раздел 3. Конституционное право (22 ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг.
Конституции в России. Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.
Общая характеристика Конституции РФ. Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.
Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.
Гражданство РФ. Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности.
Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.
Президент РФ. Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия.
Законотворческий процесс в РФ. Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона.
Правительство РФ. Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.
Местное самоуправление. Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления.
Раздел 4. Права человека (18 ч)
Права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов.
Международные договоры о правах человека. Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права.
Гражданские права. Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания.
Политические права. Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.
Экономические, социальные и культурные права. Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека.
Право на благополучную окружающую среду. Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса.
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.
Нарушение прав человека. Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека.
Защита прав человека в мирное время. Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРАВО. 10 КЛАСС.
№ |
Тема урока |
|
|
Тип урока |
Обязательный минимум образования |
Контроль знаний |
Домашнее |
|
|
|
|
дата |
|
|
|
|
зада ние |
1 |
Курс «Основы права», его структура и особенность |
1 |
|
Вводный урок |
Знакомство с курсом «Основы права» |
|
|
|
Раздел 1. Из истории государства и права (18 ч)
|
||||||||
2-3 |
Происхождение государства и права |
2 |
|
Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала |
Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права Составить таблицу «Теории происхождения государства» |
Текущий |
§1 |
|
4-5 |
Право древнего мира |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории европейского права Работа с документами права в истории европейского права |
|
§2, вопросы |
|
6-7 |
Право средневековой Европы |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Решение познавательных задач, работа с документами |
Текущий |
§3, вопросы |
|
||||
8-9 |
Становление права Нового времени |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США. Уметь анализировать, делать выводы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Работа с документами. Решение познавательных задач |
Текущий |
§4 |
|
||||
10- 11 |
Развитие права в России в IX - начале XIX в. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- Работа с документами. Решение проблемных задач |
Текущий |
§5 |
|
||||
12- 13 |
Российское право в XIX -начале XX в. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае I Опрос. Письменные задания |
Текущий |
§6 |
|
||||
14- 15 |
Советское право в 1917 -1953 г.г. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить словарик темы |
Текущий |
§7 |
|
||||
16- 17 |
Советское право в 1954 -1991 г. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области Работа с документами. Составить кластер «Диссидентство» |
Текущий |
§8 |
|
||||
18
|
Современное российское право |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе России к демократической модели развития. Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период «Экономические реформы» Работа с нормативными документами. Составить таблицу |
Текущий |
§9 |
|
||||
19 |
Повторительно-обобщающий урок: « Из истории государства и права» |
1 |
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
1-9 |
|
||||
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (12 ч)
|
|
|||||||||||
20- 21 |
Государство, его признаки и формы |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схему «Формы государственного устройства» |
Текущий |
§10 |
|
||||
22- 23 |
Понятие права. Правовая норма. Источники права |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы Знать основные положения урока. Называть виды правовой нормы, элементы системы права. Знать понятия темы Составить словарик темы, таблицу «Виды правовой нормы», схему «Элементы системы права» |
Текущий |
§11 |
|
||||
24- 25 |
Понятие и признаки правового государства |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Правовое государство. Признаки правового государства Знать основные положения урока. Уметь, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства Составить схему «Признаки правового государства», кластер «Правовое государство» |
Текущий |
§12 |
|
||||
26- 27 |
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение кластер «Законность», синквейн «Правопорядок» Составить схему «Разделение властей», |
Текущий |
§13 |
|
||||
28- 29 |
Право и другие сферы общества |
2 |
|
Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала |
Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали Составить таблицы (по группам): «Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура» |
Текущий |
§14 |
|
||||
30-
|
О российской философии права |
1 |
|
Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала |
Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права Составить словарик темы, план вопроса «Отечественная философия права» |
Текущий |
§15 |
|
||||
31 |
Повторительно-обобщающий урок: «Вопросы теории государства и права»
|
1 |
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
§10-15 |
|
||||
Раздел 3. Конституционное право (22 ч)
|
|
|||||||||||
32- 33 |
Понятие конституции, ее виды |
2 |
|
Урок изучения-нового материала Урок, закрепления изученного материала |
Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения Работа с Конституцией РФ, таблица «Виды конституций» |
Текущий |
§16 |
|
||||
34- 35 |
Конституция в России |
2 |
|
Комбинированный урок
Урок закрепления изученного материала |
Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение. Составить таблицу «Конституции России» |
Текущий |
§17 |
|
||||
36- 37 |
Общая характеристика Конституции РФ |
2 |
|
Комбинированный урок
Урок закрепления изученного материала |
Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г. Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Работа с учебником с помощью символов |
Текущий |
§18 |
|
||||
38- 39 |
Основы конституционного строя |
2 |
|
Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала |
Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схему «Ветви государственной власти в России», работа с Конституцией РФ (преамбула) |
Текущий |
§19 |
|
||||
40- 41 |
Гражданство в РФ |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности Знать основные положения урока. Делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить словарик темы. Составить схему «Двойное гражданство» |
Текущий |
§20 |
|
||||
42- 43 |
Федеративное устройство |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить схему «Государственное устройство РФ», кластер «Сепаратизм» |
Текущий |
§21 |
|
||||
44- 45 |
Президент РФ |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное Составить схему «Полномочия Президента», план вопроса «Процедура отрешения Президента от должности» |
Текущий |
§22 |
|
||||
46- 47 |
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное схему «Полномочия Государственной Думы» Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или Составить таблицу «Полномочия Федерального собрания, |
Текущий |
§23 |
|
||||
48- 49 |
Законотворческий процесс в РФ |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схему «Процесс принятия законов»
|
Текущий |
§24 |
|
||||
50- 51 |
Правительство Российской Федерации |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач Составить схему «Функции правительства РФ», «Система судебной власти» |
Текущий |
§25 |
|
||||
52
|
Местное самоуправление |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схему «Местное самоуправление» |
Текущий |
§26 |
|
||||
53 |
Повторительно-обобщающий урок: «Конститу- ционное право
|
1
|
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
§16-26 |
|
||||
Раздел 4. Права человека (12 ч)
|
|
|||||||||||
54-55 |
Права и свободы человека и гражданина |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить таблицу «Права и обязанности» |
|
§28 |
|||||
56 |
Международные договоры о правах человека |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола ' к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить сравнительную таблицу по нормативным документам |
Текущий |
§29 |
|||||
57 |
Гражданские права |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника Тезисы. Составить схему «Причины миграции» |
Текущий |
§30 |
|||||
58 |
Политические права |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или Составить таблицу «Политические партии и их значение». |
Текущий |
§31 |
|||||
59 |
Экономическиесоциальные и культурные права
|
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку |
Текущий |
§32 |
|||||
60
|
Право на благоприятную окружающую среду |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное Составить кластер «Экологическое право». Сделать вывод |
Текущий |
§33 |
61
|
Права ребенка |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Тезисы Конвенции о правах ребенка |
Текущий |
§34 |
62 |
Нарушения прав человека |
1 |
|
Комбинированный урок |
Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить словарик темы, синквейн «Геноцид» |
Текущий |
§35 |
63 |
Защита прав человека в мирное время |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить таблицу «ООН и ее деятельность» |
Текущий |
§36 |
64 |
Международная защита прав человека в условиях военного времени |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Характеризовать современное положение в области МГП Составить кластер «Международное гуманитарное право» |
Текущий |
§37 |
65 |
Повторительно-обобщающий урок: «Права человека» |
1 |
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
повторение |
Итоговое обобщение (3 часа) |
|||||||
66 |
Итоговое обобщение по курсу: «Право 10 класс»
|
1 |
|
Комбинированный урок
|
Актуализация знаний по теме |
Текущий |
повторение |
67 |
Итоговое обобщение по курсу: «Право 10 класс»
|
1 |
|
Комбинированный урок
|
Актуализация знаний по теме |
Текущий |
повторение |
68 |
Повторительно-обобщающий урок: «Право. 10 класс» |
1 |
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
повторение |
|
ЧАСТЬ II
11 класс (68 ч)
Раздел 5. Избирательное право и избирательный процесс (4 ч)
Избирательное право. Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России.
Избирательный процесс. Избирательный процесс. Процедура выборов. Роль процедурных вопросов в избирательном процессе. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система. Джерримендеринг - «перекройка» избирательных округов.
Раздел 6. Гражданское право (14 ч)
Понятие и источники гражданского права. Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ.
Обязательственное право. Договор. Последствия невыполнения договоров. Обязательственное право. Обязательство. Договор и сделка, их сходство и различия. Стороны договора. Виды договоров, предусмотренные обязательственным правом. Гражданские споры. Гражданское процессуальное право. Судебная процедура по гражданским спорам.
Наследование. Страхование. Институт наследования. Как осуществляется наследование по завещанию. Наследование по закону. Институт страхования. Виды страхования.
Право собственности. Собственность. Социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность». Правомочия собственника. Формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Предметы собственности гражданина. Основания приобретения права собственности. Возможности защиты права собственности. Прекращение права собственности. Приватизация и ее цели.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Свойства граждан, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Гражданская правоспособность и дееспособность. Случаи признания гражданина недееспособным. Ограниченная дееспособность. Полная дееспособность. Эмансипация.
Юридические лица. Виды предприятий. Предпринимательская деятельность. Формы создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Некоммерческие организации.
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. Нематериальные блага. Пути осуществления защиты материальных и нематериальных прав. Основания возникновения внедоговорных обязательств. Причинение вреда.
Раздел 7. Законодательство о налогах (10 ч)
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Налог. Отношения, регулируемые налоговым правом. Особенности норм налогового права. Виды правовых актов, входящих в систему налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Обязанности налогоплательщика. Права налогоплательщика. Субъекты налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений. Система налоговых органов. Аудит.
Виды налогов. Виды налогов. Прямые налоги. Косвенные налоги. Федеральные, региональные, местные налоги. Система налогов.
Налогообложение юридических лиц. Юридические лица: Порядок взимания налогов с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на прибыль. Льготы по налогу. Прямые и косвенные налоги.
Налоги с физических лиц. Физические лица. Основные налоги, взимаемые с населения в настоящее время. Подоходный налог. Порядок исчисления и взимания подоходного налога. Налоговые льготы. Декларация о доходах. Доходы от источников в РФ. Ставки подоходного налога.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды правовой ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства. Ответственность налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Ответственность сотрудников налоговых органов, совершивших дисциплинарные проступки.
Раздел 8. Семейное право (8 ч)
Понятие и источники семейного права. Семейное право. Семья. Члены семьи по семейному законодательству. Семейные отношения. Источники семейного права.
Брак, условия его заключения. Понятие «брак» по семейному законодательству. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права, и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Причины развода. Порядок расторжения брака.
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав и правовые последствия. Основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Права детей. Усыновление, опека, попечительство.
Раздел 9. Трудовое право (10 ч)
Понятие и источники трудового права. Трудовое право. Содержание трудовых правоотношений. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовой договор. Коллективный договор, его стороны и содержание. Как заключается коллективный договор. Что такое трудовой договор. Процедура оформления трудового договора. Основания прекращения трудового договора.
Рабочее время и время отдыха. Рабочее время. Три вида рабочего времени, предусмотренные трудовым законодательством. Учет рабочего времени. Время отдыха и его виды. Праздничные дни. Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата во внебюджетной сфере. Единая тарифная сетка. Охрана труда. Как обеспечивается социальная защита интересов работников. Специфика охраны труда женщин. Обеспечение охраны труда и здоровья несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Трудовые споры и основания их возникновения. Комиссия по трудовым спорам. Её формирование и работа. Примирительная комиссия. Забастовка. Дисциплина труда. Поощрения за образцовое выполнение трудовых обязанностей. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность работодателя.
Раздел 10. Административное право (4 ч)
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административное право. Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. Ответственность за административные правонарушения. Признаки административных правонарушений.
Административные наказания. Административная ответственность. Суть административных наказаний. Виды административных наказаний. Кодекс об административных правонарушениях.
Раздел 11. Уголовное право (14 ч)
Понятия и источники уголовного права. Уголовное право. Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура и особенности Уголовного кодекса (УК) РФ.
Преступления. Преступление и его признаки. Состав преступления. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив. Группы преступлений, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики.
…«Новые» преступления. Преступления в сфере компьютерной информации. Преступления против мира и безопасности человечества. Наемничество, пиратство. Преступления, связанные с радиоактивными материалами.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность. Этапы привлечения к уголовной ответственности. Уголовное наказание. Цели применения уголовного наказания. Виды наказания. Наказание в виде исправительных работ и обязательных работ. Арест как вид наказания. Определение наказания по совокупности преступлений и наказание по совокупности приговора.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие наказания.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Возраст наступления уголовной ответственности за все виды преступлений. Особенности положения несовершеннолетних, совершивших преступление. Наказания несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного воздействия.
Особенности уголовного судопроизводства (процесса). Уголовное судопроизводство и его стадии. Уголовное судопроизводство и его участники. Принципы российского судопроизводства. Судебное следствие. Особенности вынесения и исполнения приговора.
Раздел 12. Правовая культура(2 ч)
Содержание правовой культуры. Связь права с культурой. Правовая культура. Основные элементы правовой культуры.
Совершенствование правовой культуры. Правовая культура. Правовая антикультура. Правовой нигилизм и правовой цинизм. Формирование правовой культуры личности.
Итоговое обобщение – 2ч
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРАВО. 11 КЛАСС
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-2 |
Избирательное право. Политическое развитие Челябинской области. НРК. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное Составить таблицу «Принципы избирательной системы», схему «Виды избирательных прав» |
Текущий |
§37 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-4 |
Избирательный процесс. Органы власти и местное самоуправление в Челябинской области. НРК. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Избирательный процесс. Процедура выборов. Роль процедурных вопросов в избирательном процессе. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система. Джерримендеринг - «перекройка» избирательных округов Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Составить схему «Основные избирательные системы» |
Текущий |
§38 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гражданское право (14 часов) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 |
Понятие и источники гражданского права |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Составить схему «Источники гражданского права» |
Текущий |
§39 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7- 8 |
Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Свойства граждан, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Гражданская правоспособность и дееспособность. Случаи признания гражданина недееспособным. Ограниченная дееспособность. Полная дееспособность. Эмансипация Знать основные положения урока. Объяснять, какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско-правовых отношениях. Объяснять смысл понятий. Характеризовать понятие «дееспособность» и определять случаи признания гражданина недееспособным Составить словарик темы, Синквейн «Эмансипация» |
Текущий |
§43 |
9- 10 |
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Правовое регулирование рыночной экономики в Челябинской области. НРК. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Предпринимательская деятельность. Формы создания юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Некоммерческие организации. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить словарик темы |
Текущий |
§44 |
11- 12 |
Право собственности
|
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Собственность. Социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность». Правомочия собственника. Формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Предметы собственности гражданина. Основания приобретения права собственности. Возможности защиты права собственности. Прекращение права собственности. Приватизация и ее цели. |
Текущий |
|
13- 14 |
Наследование. Страхование
|
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Институт наследования. Как осуществляется наследование по завещанию. Наследование по закону. Институт страхования. Виды страхования.
|
Текущий |
|
15- 16 |
Обязательственное право |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Договор. Последствия невыполнения договоров. Обязательственное право. Обязательство. Договор и сделка, их сходство и различия. Стороны договора. Виды договоров, предусмотренные обязательственным правом. Гражданские споры. Гражданское процессуальное право. Судебная процедура по гражданским спорам Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить словарик темы, кластер «Виды договоров» |
Текущий |
|
17 |
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда' |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Нематериальные блага. Пути осуществления защиты материальных и нематериальных прав. Основания возникновения внедоговорных обязательств. Причинение вреда Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить схему «Пути защиты материальных и нематериальных благ |
Текущий |
§45 |
18 |
Повторительно-обобщающий урок: «Гражданское право» |
|
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
|
Налоговое право ( 10 часов ) |
|||||||
19- 20 |
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Налог. Отношения, регулируемые налоговым правом. Особенности норм налогового права. Виды правовых актов, входящих в систему налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Обязанности налогоплательщика. Права налогоплательщика . Субъекты налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений. Система налоговых органов. Аудит Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить схему «Виды правовых актов налогового законодательства», тезисы Налогового кодекса РФ |
Текущий |
§46 |
21-22 |
Виды налогов |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Виды налогов. Прямые налоги. Косвенные налоги. Федеральные, региональные, местные налоги. Система налогов Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схемы «Виды налогов»; «Система налогов» |
Текущий |
§47 |
23-24 |
Налогообложение юридических лиц |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Юридические лица: Порядок взимания налогов с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на прибыль. Льготы по налогу. Прямые и косвенные налоги Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения Составить словарик темы, Синквейн «Налогообложение» |
Текущий |
§48 |
25-26 |
Налоги с физических лиц |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Физические лица. Основные налоги, взимаемые с населения в настоящее время. Подоходный налог. Порядок исчисления и взимания подоходного налога. Налоговые льготы. Декларация о доходах. Доходы от источников в РФ. Ставки подоходного налога Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить сравнительную таблицу «Налоги с физических и юридических лиц» |
Текущий |
§49 |
27
|
Ответственность за уклонение от уплаты налогов |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Виды правовой ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства. Ответственность налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Ответственность сотрудников налоговых органов, совершивших дисциплинарные проступки Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить схему «Виды правовой ответственности», привести примеры |
Текущий |
§50 |
28 |
Повторительно-обобщающий урок: «Законодательство о налогах» |
1 |
|
Урок контроля и проверки знаний |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
|
Семейное право (8 часов) |
|||||||
29-30 |
Понятие и источники семейного права |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Семейное право. Семья. Члены семьи по семейному законодательству. Семейные отношения. Источники семейного права Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить схему «Источники семейного права» |
Текущий |
§51 |
31-32 |
Брак, условия его заключения |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Понятие «брак» по семейному законодательству. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить синквейн и таблицу «Условия вступления в брак» |
Текущий |
§52 |
33-34 |
Права и обязанности супругов |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Личные права, и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Причины развода. Порядок расторжения брака Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Выписать порядок расторжения брака из Семейного кодекса РФ |
Текущий |
§53 |
35-36 |
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав и правовые последствия. Основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Права детей. Усыновление, опека, попечительство Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Выписать права и обязанности родителей, детей из Семейного кодекса РФ |
Текущий |
§54 |
Трудовое право (10 часов) |
|||||||
37-38 |
Понятие и источники трудового права |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Трудовое право. Содержание трудовых правоотношений. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить схему «Источники трудового права», кластер «Трудовое право» |
Текущий |
§55 |
39-40 |
Коллективный договор. Трудовой договор |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Коллективный договор, его стороны и содержание. Как заключается коллективный договор. Что такое трудовой договор. Процедура оформления трудового договора. Основания прекращения трудового договора Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Решение правовых задач, составление трудового договора |
Текущий |
§56 |
41-42 |
Рабочее время и время отдыха |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Рабочее время. Три вида рабочего времени, предусмотренные трудовым законодательством. Учет рабочего времени. Время отдыха и его виды. Праздничные дни. Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Решение правовых задач. Составить схему «Виды рабочего времени» |
Текущий |
§57 |
43-44 |
Оплата труда. Охрана труда |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Заработная плата во внебюджетной сфере. Единая тарифная сетка. Охрана труда. Как обеспечивается социальная защита интересов работников. Специфика охраны труда женщин. Обеспечение охраны труда и здоровья несовершеннолетних по трудовому законодательству Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Решение правовых задач |
Текущий |
§58 |
45
46 |
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву
Повторительно-обобщающий урок: Семейное право. Трудовое право |
1
1 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Трудовые споры и основания их возникновения. Комиссия по трудовым спорам. Её формирование и работа. Примирительная комиссия. Забастовка. Дисциплина труда. Поощрения за образцовое выполнение трудовых обязанностей. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность работодателя Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал, для решения познавательных задач Составление словарика темы, решение правовых задач |
Текущий |
§59 |
Административное право (4 ч) |
|||||||
47-48 |
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Административное право. Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. Ответственность за административные правонарушения. Признаки административных правонарушений Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные Составить схемы «Источники административного права», «Признаки административного права» |
Текущий |
§60 |
49-50 |
Административные наказания |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Административная ответственность. Суть административных наказаний. Виды административных наказаний. Кодекс об административных правонарушениях Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника и юридической литературой Составить схему «Виды административных наказаний» |
Текущий |
§61 |
Уголовное право (14 ч) |
|
||||||
51-52 |
Понятие и источники уголовного права |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Уголовное право. Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура и особенности Уголовного кодекса (УК) РФ Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить кластер «Уголовное право», схему «Источники уголовного права» |
Текущий |
§62 |
53-54 |
Преступления |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Преступление и его признаки. Состав преступления. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив. Группы преступлений, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить синквейн «Преступление». Решение правовых задач. Работа с УК РФ - |
Текущий |
§63 |
55-56 |
«Новые» преступления |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Преступления в сфере компьютерной информации. Преступления против мира и безопасности человечества. Наемничество, пиратство. Преступления, связанные с радиоактивными материалами Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Работа с УК РФ |
Текущий |
§64 |
57-58 |
Уголовная ответственность |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Уголовная ответственность. Этапы привлечения к уголовной ответственности. Уголовное наказание. Цели применения уголовного наказания. Виды наказания. Наказание в виде исправительных работ и обязательных работ. Арест как вид наказания. Определение наказания по совокупности преступлений и наказание по совокупности приговора Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы « Составить таблицу «Этапы привлечения к уголовной ответственности», схему «Виды наказания» |
Текущий |
§65 |
59-60 |
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Обстоятельства, смягчающие наказание. Обстоятельства, отягчающие наказания Знать основные' положения урока. Делать выводы, отвечать на вопросы. Решение правовых задач |
Текущий |
§66 |
61-62 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Возраст наступления уголовной ответственности за все виды преступлений. Особенности положения несовершеннолетних, совершивших преступление. Наказания несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного воздействия Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить схемы «Виды преступлений», решение правовых задач, приводить примеры различных видов правонарушений, ответственности |
Текущий |
§67 |
63-64 |
Особенности уголовного судопроизводства (процесса). Правосудие в Челябинской области. НРК. |
2 |
|
Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала |
Уголовное судопроизводство и его стадии. Уголовное судопроизводство и его участники. Принципы российского судопроизводства. Судебное следствие. Особенности вынесения и исполнения приговора Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Составить таблицу «Стадии и участники судопроизводства» |
Текущий |
§68 |
Правовая культура(2 ч) |
|||||||
65-66 |
Содержание правовой культуры |
2 |
|
Урок изучения нового материала |
Связь права с культурой. Правовая культура. Основные элементы правовой культуры Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Составить кластер «Правовая культура» |
Текущий |
§69 |
Итоговое обобщение(2ч) |
|||||||
67 |
Повторение и обобщение курса «Право» |
1 |
|
Итоговое повторение |
Актуализация знаний по теме |
Текущий |
повторение |
68 |
Итоговое обобщение курса «Право» |
1 |
|
Контрольный урок |
Актуализация знаний по теме |
Контроль знаний |
повторение |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса:
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
1.Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл. : учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015 2. Никитин Т.И. Право. Базовый и углубленный уровни. 10 класс : рабочая тетрадь/ Т.И. Никитин , А.Ф. Никитин - М.: Дрофа, 2016 3. Никитин Т.И. Право. Базовый и углубленный уровни. 11класс : рабочая тетрадь/ Т.И. Никитин , А.Ф. Никитин - М.: Дрофа, 2016 4.Право. 10–11 классы. Углубленный уровень. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК А. Ф. Никитина М.: Дрофа, 2014 г. (Ресурсы сайта- http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs_10-11/) |
Интернет – источники:
Права и дети в Интернете: http://www.school-sector.relarn.ru/prava
Твое право – форум для детей и подростков: http://www.teenclub.ru/forum/law
Права человека в России: http://www.hro.org
Президент России – гражданам школьного возраста: http://www.uznay-prezidenta.ru
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России: http://www.ifap.ru
Государственная Дума: http://www.duma.gov.ru
Председатель Правительства РФ: http://www.premier.gov.ru
Совет Федерации: http://www.council.gov.ru
Конституционный суд Российской Федерации: http://www.ksrf.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.