Программа по внеурочной деятельности «Мы - дети природы»:

  • docx
  • 08.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ВД по экологическому образованию Мы дети природы.docx

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы – дети природы» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Т.К.Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Главная цель курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»:

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные

задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине. Содержание и методика преподавания курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы – дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны.

Обучающиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы. Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Курс разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа - человек», выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Изучение курса внеурочной деятельности по экологическому образованию  «Мы - дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера. На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...). Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленномизучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Задачи курса краеведения «Мы - дети природы» определяют его содержание и структуру.

Содержание курса в 1 классе составляют темы:

«Введение»

«Любовь к Отчизне окрыляет сердце»

«Природа Югры»

«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Содержание курса во 2 классе составляют темы:

«Мир природы»

«Традиции и быт народов Севера»

«Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера»

Содержание курса в 3 классе составляют темы:

«Природа Югорского края»

«Подземная кладовая Югры»

«Художники Югорского края»

Содержание курса в 4 классе составляют темы:

«Моя земля - ЮГОРИЯ.»

«Природа Югорского края.»

«Край таежных рек и озер».

«Кладовые Югры.»

«Живая связь времён»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»

 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

 обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

 получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

 примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Планируемые результаты изучения курса

Подведение итогов по курсу внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы» в 1-4 классах проводится по результатам практического участия школьников в проектно-исследовательской деятельности, в конкурсах на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурсах на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»:

Знать:

- характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своѐм крае;

- природные сообщества края: лес, болото, луг;

- некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;

- охраняемые растения и животные;

- правила поведения в природе.

Уметь:

- вести самостоятельные наблюдения в природе;

- обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;

- проводить классификацию природных объектов по различным признакам,

делать выводы и обобщения;

- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

 

Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Мы - дети природы»

1 класс


1 час в неделю

33 часа в год

 

темы

 

Тема

Кол - во

часов

 

Тип учебного занятия

 

Дата проведения

 

План

Факт

1

Край, в котором я живу.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

2

Герб, флаг ХМАО

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

3

Дружная югорская семья 

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

4

Памятники Югры - хранители истории. 

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

5

Памятники Ханты-Мансийска

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

6

 Сказки народов Севера – кладец мудрости. 

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

7

Загадки народов Севера 

1 час

Закрепление знаний.

 

 

8

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта 

1 час

Обобщение и систематизация знаний

 

 

9

Заочное посещение городского краеведческого музея

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

10

Фольклорные праздник (Медвежий праздник) 

1час.

Закрепление знаний.

 

 

11

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

12

Сезонные изменения в природе 

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

13

Многообразие растительного мира Югры 

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

14

Многообразие животного мира Югры 

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

15

Животный и растительный мир Югры 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

16

 Красная книга Югры 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

17

Травы Югры 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

18

Зеленая аптека Югры

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

19

Посещение городского краеведческого музея 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

20

Заочная Экскурсия по городу 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

21

Города нашего края 

1час

Закрепление знаний

 

 

22

Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

23

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель 

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

24

«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

25

Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

26

Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

1час

Знакомство

 

 

27

Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане

1 час

вСТРЕЧА

 

 

28

Писатели и поэты Югры

1час

Знакомство

 

 

29

Художники Югры 

1 час

Знакомство

 

 

30

Политические лидеры Югры

1 час

Знакомство

 

 

31

Югорский лес весной

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

32

Что дает нам лес

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

33

Обобщающий урок.

1 час

закрепление знаний.

 

 

 

Итого: 33 часа

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Мы - дети природы» 2 класс

 

1 час в неделю

34 часа в год

 

темы

 

Тема

Кол - во

часов

 

Тип учебного занятия

 

Дата проведения

 

План

Факт

1

Югорские леса и лесные чудеса. Лес – природное сообщество.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

2

Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса?

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

3

Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

4

Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

5

Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

6

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

7

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

 

 

1 час

Закрепление знаний.

 

 

8

Югорские леса и лесные чудеса. КВН.

 

 

1 час

Обобщение и систематизация знаний

 

 

9

Ягоды нашего края.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

10

Ягоды нашего края.

1час.

Закрепление знаний.

 

 

11

Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

12

Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

1час.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

13

Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

14

Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

15

Наши грибы.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

16

Лес даёт нам стол и дом.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

17

Жилище народов Севера раньше и теперь.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

18

Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

19

Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

20

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

21

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1час

Закрепление знаний

 

 

22

Дружная семья: дети помощники родителей.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

23

Дружная семья: с мамы начинается Земля.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

24

Дружная семья: наша бабушка.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

25

Образы детей в Югорских сказках.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

26

Образы детей в Югорских сказках.

1час

Закрепление знаний

 

 

27

Образы детей в Югорских сказках.

1 час

Закрепление знаний.

 

 

28

Игры и игрушки детей Югры.

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

29

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

30

Игры и игрушки детей Югры.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

31

Народный календарь.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

32

Памятники природы. Природный заповедник «Малая Сосьва»

1час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

33

Памятники природы. Природный парк «Сибирские Увалы»

1 час

Изучение и закрепление знаний.

 

 

34

Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»

1 час

Обобщение пройденного материала

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Мы - дети природы» 3 класс.

1 час в неделю

34 часа в год

Тема

Кол-во

Часов

Тип учебного занятия

Дата проведения

 

Тема №1. Природа Югорского края. (14 часов)

 

 

1

Заочная Экскурсия «Мой город».

1

 

 

 

2

3

4

Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

3

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

5,6

Ягоды нашего края.

2

 

 

 

7,8,9

Разнообразие животных.

3

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

10

Роль заповедников Югры в охране природы. Елизаровский заказник

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

11

Взаимосвязь животного и растительного мира.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

12

Красная книга Югры.

1

 

 

 

13

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

14

Экскурсия в лес.

1

 

 

 

 

Тема №2 Подземная кладовая Югры(8 часов)

 

 

15,16

Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

17,18,19

Полезные ископаемые Югры.

3

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

20,21

Использование полезных ископаемых.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

22

Экскурсия в краеведческий музей «Подземная кладовая Югры»

1

Закрепление новых знаний.

 

 

 

Тема №3 Земля и люди Югорского края. (8 часов)

 

 

23,24

Югорская земля во глубине веков.

 

2

 

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

25,26

Географические названия – свидетели прошлого.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

27

Герб города.

1

 

 

 

28

Музеи города.

 

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

29

Современные архитектурные памятники югорского края.

1

 

 

 

30

Традиционные праздники северных народов

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 31

Художники хантыйского народа: Г.Райшев, М.Тебетев.

1

Знакомство

 

 

32

Югра в творчестве художника В.Игошева.

1

Знакомство

 

 

33

Декоративно- прикладное искусство.

1

Знакомство

 

 

34

Заочная Экскурсия в музей ИЗО.

1

 

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 


 

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Мы - дети природы»

4 класс.

1 час в неделю

34 часа в год

Тема

Кол-во

Часов

Тип учебного занятия

Дата проведения

 

 

 

Тема №1. Моя земля - ЮГОРИЯ (11 часов)

План

Факт

 

1

Введение в курс.

Наш юный друг.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

2

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

3

Наш край на карте Родины.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

4

Столица, герб, флаг Югры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

5

Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

6

Югра - единая семья народов.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

7

Экскурсия в краеведческий музей «Кто живет в Югре?» «

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

8

9

Культура и быт коренного населения.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

10

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

11

Экскурсия .

1

 

 

 

 

Тема №2 Природа Югорского края (12 часов0

 

 

12

Природная зона Югры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

13

Растительный мир Югры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

14

15

Экологический урок.

Охрана растительности нашего края.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

16

Животный мир Югры

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

17

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

18

Экскурсия в Музей.

 

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

19

20

Экологический урок.

Красная книга Югры.

2

Изучение .

 

 

21

Лес - природная зона Югры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

22

Экологический урок.

Лес - «легкие» Югры. Бережное использование богатств края.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

23

Грибы - часть живой природы.

1

 

 

 

24

Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

25

Экологический урок.

Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

Тема № 4 Кладовые Югры. (2 часа)

 

 

26

27

Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

28

Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

29

Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

30

Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

 

Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий и возникновений.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

31

Современные архитектурные памятники Югорского края.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

32

Традиционные праздники северных народов.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

33

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

 

 

34

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

1

 

 

 

 

 

Итог о: 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы для реализации курса

 Для учителя:

1.     Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.

2.     Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.

3.     Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.

4.     Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.

5.     Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.

6.     Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

7.      Хрестоматия по краеведению «Мы - дети природы», 2012год.

8.      Книга для учителя начальных классов «Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы», 2012год .

9.      Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь «Мы – дети природы», 1-4 класс. 2015 год

 Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации

школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:

http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

 Для ученика:

1.     Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1-4 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2015.