Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы – дети природы» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Т.К.Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Главная цель курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»:
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные
задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине. Содержание и методика преподавания курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы – дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны.
Обучающиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы. Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Курс разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа - человек», выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера. На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...). Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленномизучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Задачи курса краеведения «Мы - дети природы» определяют его содержание и структуру.
Содержание курса в 1 классе составляют темы:
«Введение»
«Любовь к Отчизне окрыляет сердце»
«Природа Югры»
«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»
Содержание курса во 2 классе составляют темы:
«Мир природы»
«Традиции и быт народов Севера»
«Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера»
Содержание курса в 3 классе составляют темы:
«Природа Югорского края»
«Подземная кладовая Югры»
«Художники Югорского края»
Содержание курса в 4 классе составляют темы:
«Моя земля - ЮГОРИЯ.»
«Природа Югорского края.»
«Край таежных рек и озер».
«Кладовые Югры.»
«Живая связь времён»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;
обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Планируемые результаты изучения курса
Подведение итогов по курсу внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы» в 1-4 классах проводится по результатам практического участия школьников в проектно-исследовательской деятельности, в конкурсах на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурсах на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса внеурочной деятельности по экологическому образованию «Мы - дети природы»:
Знать:
- характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своѐм крае;
- природные сообщества края: лес, болото, луг;
- некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;
- охраняемые растения и животные;
- правила поведения в природе.
Уметь:
- вести самостоятельные наблюдения в природе;
- обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;
- проводить классификацию природных объектов по различным признакам,
делать выводы и обобщения;
- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Мы - дети природы»
1 класс
1
час в неделю
33 часа в год
№ темы |
Тема |
Кол - во часов |
Тип учебного занятия |
Дата проведения
|
|
План |
Факт |
||||
1 |
Край, в котором я живу. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
2 |
Герб, флаг ХМАО |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
3 |
Дружная югорская семья |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
4 |
Памятники Югры - хранители истории. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
5 |
Памятники Ханты-Мансийска |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
6 |
Сказки народов Севера – кладец мудрости. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
7 |
Загадки народов Севера |
1 час |
Закрепление знаний. |
|
|
8 |
Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта |
1 час |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
9 |
Заочное посещение городского краеведческого музея |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
10 |
Фольклорные праздник (Медвежий праздник) |
1час. |
Закрепление знаний. |
|
|
11 |
Фольклорные праздник (Вороний праздник) |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
12 |
Сезонные изменения в природе |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
13 |
Многообразие растительного мира Югры |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
14 |
Многообразие животного мира Югры |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
15 |
Животный и растительный мир Югры |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
16 |
Красная книга Югры |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
17 |
Травы Югры |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
18 |
Зеленая аптека Югры |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
19 |
Посещение городского краеведческого музея |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
20 |
Заочная Экскурсия по городу |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
21 |
Города нашего края |
1час |
Закрепление знаний |
|
|
22 |
Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
23 |
Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
24 |
«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
25 |
Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
26 |
Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне |
1час |
Знакомство |
|
|
27 |
Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане |
1 час |
вСТРЕЧА |
|
|
28 |
Писатели и поэты Югры |
1час |
Знакомство |
|
|
29 |
Художники Югры |
1 час |
Знакомство |
|
|
30 |
Политические лидеры Югры |
1 час |
Знакомство |
|
|
31 |
Югорский лес весной |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
32 |
Что дает нам лес |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
33 |
Обобщающий урок. |
1 час |
закрепление знаний. |
|
|
Итого: 33 часа
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Мы - дети природы» 2 класс
1 час в неделю
34 часа в год
№ темы |
Тема |
Кол - во часов |
Тип учебного занятия |
Дата проведения
|
|
План |
Факт |
||||
1 |
Югорские леса и лесные чудеса. Лес – природное сообщество. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
2 |
Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса? |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
3 |
Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
4 |
Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
5 |
Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
6 |
Урок-экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
7 |
Урок-экскурсия. Югорские леса и лесные чудеса.
|
1 час |
Закрепление знаний. |
|
|
8 |
Югорские леса и лесные чудеса. КВН.
|
1 час |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
9 |
Ягоды нашего края. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
10 |
Ягоды нашего края. |
1час. |
Закрепление знаний. |
|
|
11 |
Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
12 |
Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры. |
1час. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
13 |
Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
14 |
Югорское разнотравье. Мхи и лишайники. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
15 |
Наши грибы. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
16 |
Лес даёт нам стол и дом. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
17 |
Жилище народов Севера раньше и теперь. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
18 |
Домашняя утварь – искусное мастерство северян. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
19 |
Праздники в нашем доме. Медвежий праздник. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
20 |
Праздники в нашем доме. У нас гости. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
21 |
Праздники в нашем доме. У нас гости. |
1час |
Закрепление знаний |
|
|
22 |
Дружная семья: дети помощники родителей. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
23 |
Дружная семья: с мамы начинается Земля. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
24 |
Дружная семья: наша бабушка. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
25 |
Образы детей в Югорских сказках. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
26 |
Образы детей в Югорских сказках. |
1час |
Закрепление знаний |
|
|
27 |
Образы детей в Югорских сказках. |
1 час |
Закрепление знаний. |
|
|
28 |
Игры и игрушки детей Югры. |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
29 |
Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
30 |
Игры и игрушки детей Югры. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
31 |
Народный календарь. |
1 час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
32 |
Памятники природы. Природный заповедник «Малая Сосьва» |
1час |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
33 |
Памятники природы. Природный парк «Сибирские Увалы» |
1 час |
Изучение и закрепление знаний. |
|
|
34 |
Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый» |
1 час |
Обобщение пройденного материала |
|
|
Итого: 34 часа
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Мы - дети природы» 3 класс.
1 час в неделю
34 часа в год
№ |
Тема |
Кол-во Часов |
Тип учебного занятия |
Дата проведения |
|
|
Тема №1. Природа Югорского края. (14 часов) |
|
|
||
1 |
Заочная Экскурсия «Мой город». |
1 |
|
|
|
2 3 4 |
Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники. |
3 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
5,6 |
Ягоды нашего края. |
2 |
|
|
|
7,8,9 |
Разнообразие животных. |
3 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
10 |
Роль заповедников Югры в охране природы. Елизаровский заказник |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
11 |
Взаимосвязь животного и растительного мира. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
12 |
Красная книга Югры. |
1 |
|
|
|
13 |
Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
14 |
Экскурсия в лес. |
1 |
|
|
|
|
Тема №2 Подземная кладовая Югры(8 часов) |
|
|
||
15,16 |
Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. |
2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
17,18,19 |
Полезные ископаемые Югры. |
3 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
20,21 |
Использование полезных ископаемых. |
2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
22 |
Экскурсия в краеведческий музей «Подземная кладовая Югры» |
1 |
Закрепление новых знаний. |
|
|
|
Тема №3 Земля и люди Югорского края. (8 часов) |
|
|
||
23,24 |
Югорская земля во глубине веков.
|
2
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
25,26 |
Географические названия – свидетели прошлого. |
2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
27 |
Герб города. |
1 |
|
|
|
28 |
Музеи города.
|
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
29 |
Современные архитектурные памятники югорского края. |
1 |
|
|
|
30 |
Традиционные праздники северных народов |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
31 |
Художники хантыйского народа: Г.Райшев, М.Тебетев. |
1 |
Знакомство |
|
|
32 |
Югра в творчестве художника В.Игошева. |
1 |
Знакомство |
|
|
33 |
Декоративно- прикладное искусство. |
1 |
Знакомство |
|
|
34 |
Заочная Экскурсия в музей ИЗО. |
1 |
|
|
|
Итого: 34 часа
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Мы - дети природы»
4 класс.
1 час в неделю
34 часа в год
№ |
Тема |
Кол-во Часов |
Тип учебного занятия |
Дата проведения
|
|
||
|
Тема №1. Моя земля - ЮГОРИЯ (11 часов) |
План |
Факт |
|
|||
1 |
Введение в курс. Наш юный друг. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
2 |
Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
3 |
Наш край на карте Родины. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
4 |
Столица, герб, флаг Югры. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
5 |
Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
6 |
Югра - единая семья народов. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
7 |
Экскурсия в краеведческий музей «Кто живет в Югре?» « |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
8 9 |
Культура и быт коренного населения. |
2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
10 |
Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
11 |
Экскурсия . |
1 |
|
|
|
||
|
Тема №2 Природа Югорского края (12 часов0 |
|
|
||||
12 |
Природная зона Югры. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
13 |
Растительный мир Югры. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
14 15 |
Экологический урок. Охрана растительности нашего края. |
2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
16 |
Животный мир Югры |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
17 |
Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
18 |
Экскурсия в Музей.
|
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
19 20 |
Экологический урок. Красная книга Югры. |
2 |
Изучение . |
|
|
||
21 |
Лес - природная зона Югры. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
22 |
Экологический урок. Лес - «легкие» Югры. Бережное использование богатств края. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
23 |
Грибы - часть живой природы. |
1 |
|
|
|
||
24 |
Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
25 |
Экологический урок. Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
|
Тема № 4 Кладовые Югры. (2 часа) |
|
|
||||
26 27 |
Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
28 |
Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
29 |
Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
||
30 |
Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
|
Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий и возникновений. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
31 |
Современные архитектурные памятники Югорского края. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
32 |
Традиционные праздники северных народов. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
33 |
Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. |
1 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
|
|
|
|
34 |
Экскурсия в музей изобразительных искусств. |
1 |
|
|
|
|
|
Итог о: 34 часа.
Список литературы для реализации курса
Для учителя:
1. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.
7. Хрестоматия по краеведению «Мы - дети природы», 2012год.
8. Книга для учителя начальных классов «Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы», 2012год .
9. Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь «Мы – дети природы», 1-4 класс. 2015 год
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации
школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Для ученика:
1. Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1-4 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.