Рабочие программы модулей «Моя малая Родина», «Природа родного края»,
«Наша Родина - Россия», «Экологическая азбука здоровья»
объединения «Наши истоки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Наши истоки»
Составитель программы:
Баева Наталья Николаевна
Возраст учащихся 6,5-8 лет
г. Липецк
Пояснительная записка
Рабочие программы модулей «Моя малая Родина», «Природа родного края»,
«Наша Родина - Россия», «Экологическая азбука здоровья» объединения «Наши истоки» (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наши истоки».)
туристско-краеведческой направленности.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы 6,5 - 8 лет.
Количество обучающихся в группе первого года обучения человек. Набор детей в объединение проводится по желанию с учётом согласия родителей.
Количество учебных часов в год - 144 часов. Недельная нагрузка 4 часа.
Формы и режим занятий
Занятия по программе осуществляются по группам, с периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 35 минут (в соответствии с режимом образовательного учреждения).
Место проведения занятий -
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ |
Модуль |
Кол-во часов |
Формы промежуточного контроля (приложение 1) |
Виды аттестации (приложение 2) |
1 |
Моя малая Родина |
25 |
Итоговое мероприятие Брейн – ринг «Знаешь ли ты свой город?» |
Вводная аттестация |
2 |
Природа родного края |
40 |
Экологическая акция «Каждой птице по кормушке» |
|
3 |
Наша Родина - Россия |
49 |
Итоговая викторина «Моя родина – Россия» |
|
4 |
Экологическая азбука здоровья |
30 |
Акция «Мой выбор – здоровье» |
Текущая аттестация |
Календарный учебный график
Срок реализации 1 год
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
Аудиторный |
01 сентября - 31 мая |
Вводная аттестация |
Последняя неделя сентября |
Текущая аттестация |
Последняя неделя мая |
Внеаудиторный |
Июнь-август (Массовые мероприятия, экскурсии.) |
Рабочая программа
1 модуля «Моя малая Родина»
к дополнительной общеразвивающей программе
«Наши истоки»
Цель:
формирование представления о малой Родине, её настоящем, прошлом и будущем;
Задачи:
- формировать систему знаний и представлений о родном городе;
- развивать творческие способности и мелкую моторику руки;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Ожидаемые результаты 1 модуля
обучающиеся будут знать:
· понятие «малая Родина»,
· историю возникновения города Липецка;
· историю военных лет;
· символы города и области,
· названия улиц, проспектов,
· имена выдающихся людей города Липецка;
· главные исторические и культурные памятники нашего города,
· названия предприятий;
Обучающиеся будут уметь:
· соблюдать правила поведения в школе,
· правила дорожного движения;
· распознавать памятные места родного города;
· распознавать выпускаемую продукцию.
Содержание
1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с программой «Наши истоки», целями и задачами работы объединения. Инструктаж по охране труда обучающихся и технике безопасности на занятиях и экскурсиях. Правила дорожного движения.
Практическая работа.
Игра «Я – пешеход». Игра «Улицы города».
2. Внимание, дорога! (1 час)
Проезжая часть, тротуар, газон, обочина. Назначение светофоров. Безопасность дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Практическая работа.
Игра «Светофор».
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
3. Экскурсия по школе «Школа – наш чудесный дом» (1 час).
Посещение библиотеки, теплицы, компьютерного кабинета, актового зала, малого и большого спортивных залов, столовой, хореографического и тренажёрного залов.
4. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Школа – твой второй дом. Соблюдение чистоты и порядка. Забота друг о друге. История создания школа. Наши лучшие учителя и ученики. Традиционные дела школы.
Практическая работа.
Экскурсия в школьный музей.
Игра «Я - ученик».
5. С чего начинается Родина? (1 час)
Понятия большой и малой родины. Родной дом, родные люди, семья. Самый главный человек в жизни – мама.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Моя семья».
6. Рождение города. Сколько лет Липецку? (1 час)
Первое упоминание о Липецке в летописях. 1703 г. - год основания Липецка. День города (3-е воскресенье июля). Указ Петра I о строительстве железоделательных заводов.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Салют, любимый город!»
7. Имя города (1 час).
Почему Липецк Липецком назвали? Знакомство с разными точками зрения о названии города. Что мы знаем о липе?
Практическая работа.
Изготовление поделки из пластилина «Самое главное дерево моего города».
8. Мой край на карте Родины (1 час).
Липецкая область на карте России. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Легенды и предания.
Практическая работа.
Творческая работа «Загадочный мир названий».
Символы моего города и области (2 час).
Герб и флаг Липецка. «Положение о гербе и флаге города Липецка» (утверждено решением Липецкого городского Совета депутатов от 16 августа 2005 года № 85). Липа - основная фигура флага. Дерево и липа в геральдике. Символизм золота и зелёного цвета.
Герб и флаг Липецкой области. «Закон о гербе и флаге Липецкой области». Символика на гербе и флаге.
Практическая работа.
Раскрашивание шаблонов флага и герба Липецка и Липецкой области.
9. Район, в котором я живу. Путешествие по карте города (2 часа).
Знакомство с картой города Липецка. Условные обозначения на карте.
Практическая работа.
Игра «Найди мою улицу».
Конкурс рисунков «Достопримечательности моего района».
10. Знакомимся с предприятиями города (1 час).
Практическая работа.
Игра «Все профессии важны».
11. Самый главный памятник – экскурсия к Вечному огню (1 час).
Знакомство с мемориальным комплексом, посвящённым воинам Великой Отечественной войны. (архитектор М. В. Мордухович, скульптор Ю. Д. Гришко).
Практическая работа.
Выполнение экскурсионной программы.
12. Улицы нашего города (2 час).
Знакомство с названием центральных улиц (проспект Победы, площадь Героев, площадь Петра Великого, Петровский спуск; улицы Советская, Космонавтов, Титова, Ленина), расположением домов. Исторические объекты, памятники, мемориальные доски.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Памятные места моего города».
13. Главные исторические и культурные памятники нашего города (2 часа).
Соборная площадь, Христорождественский кафедральный собор, памятный обелиск императору Петру I, памятник Петру I, памятный знак на месте конторы Липецких железоделательных заводов у Нижнего парка на Петровском проезде, памятник 300-летию Липецка, «Пушки» — памятник зарождению металлургии в Липецке, памятник основателям города, Древне-Успенская церковь.
Практическая работа.
Изготовление поделок из пластилина «Мой любимый памятник».
14. Экскурсия по памятным местам Липецка (1 час).
Выполнение экскурсионной программы.
15. Липецк в солдатской шинели (2 часа).
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
Практическая работа.
Организация выставки «Дедушкины ордена и медали».
16. Липецк: от прошлого к настоящему (1 час).
Липецк - индустриальный центр Черноземья. История становления и развития города. 170 3год – год основания Липецка. Слобода Липские Заводы. Липецкий курорт. Металлургический завод «Свободный Сокол». Новолипецкий металлургический завод (ныне – комбинат). Липецкий тракторный завод. Современные заводы на территории Липецка.
Практическая работа.
Викторина «Что даёт наш край стране?»
17. Экскурсия в краеведческий музей (1 час).
Выполнение экскурсионной программы.
18. Итоговое занятие «Знаешь ли ты свой город?» (1 час)
Практическая работа.
Брейн – ринг «Знаешь ли ты свой город?»
Календарно-тематическое планирование
Модуль 1 «Моя малая Родина»
№ п/п |
Модуль. Тема занятия (содержание теоретической части) |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
Модуль 1 «Моя малая Родина» |
|
|
1 |
Вводное занятие. |
1 неделя сентября |
|
2 |
Внимание, дорога! |
1 неделя сентября |
|
3 |
Экскурсия по школе «Школа – наш чудесный дом». |
1 неделя сентября |
|
4
|
Моя школа – мой дом. Из истории школы. |
1 неделя сентября |
|
5 |
Традиции школы. |
2неделя сентября |
|
6 |
С чего начинается Родина? |
2неделя сентября |
|
7 |
Рождение города. Сколько лет Липецку? |
2неделя сентября |
|
8 |
Имя города. Предварительная аттестация |
2неделя сентября |
|
9 |
Мой край на карте Родины. |
3неделя сентября |
|
10
|
Символы моего города и области. |
3неделя сентября |
|
11 |
Символы моего города и области. Предварительная аттестация |
3неделя сентября |
|
12
|
Район, в котором я живу. Путешествие по карте города. |
3неделя сентября |
|
13 |
Путешествие по карте города. |
4неделя сентября |
|
14 |
Знакомимся с предприятиями города. |
4неделя сентября |
|
15 |
Самый главный памятник – экскурсия к Вечному огню. |
4неделя сентября |
|
16 |
Улицы нашего города. |
4неделя сентября |
|
17 |
Улицы нашего города. |
1 неделя октября |
|
18 |
Главные исторические и культурные памятники нашего города. |
1 неделя октября |
|
19 |
Главные исторические и культурные памятники нашего города. |
1 неделя октября |
|
20 |
Экскурсия по памятным местам Липецка. |
1 неделя октября |
|
21 |
Липецк в солдатской шинели. |
2 неделя октября |
|
22 |
Липецк в солдатской шинели. |
2 неделя октября |
|
23 |
Липецк: от прошлого к настоящему. |
2 неделя октября |
|
24 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
2 неделя октября |
|
25 |
Брейн -ринг«Знаешь ли ты свой город?» |
3 неделя октября |
|
Рабочая программа
2 модуля «Природа родного края»
к дополнительной общеразвивающей программе
«Наши истоки»
Цель:
формирование представления о природе родного края;
Задачи:
- сформировать систему знаний и представлений о природе родного края;
- развить творческие способности и мелкую моторику;
- воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
Ожидаемые результаты 2 модуля
обучающиеся будут знать:
· географическое положение Липецкой области, её климатические особенности,
· представителей растительного и животного мира; названия рек;
· съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
· заповедники, расположенные на территории области;
· изменения, происходящие в живой и неживой природе при смене времён года;
· народные традиции, связанные с земледелием;
· календарь русской природы
Обучающиеся будут уметь:
· соблюдать правила поведения в природе;
· работать с картой;
· изготавливать поделки животных из пластилина;
· изготавливать кормушки, развешивать их на деревьях.
Содержание.
1. Я на этой земле родился (2 часа).
Географическое положение Липецкой области. Климат. Красота природы Липецкого края. Разнообразие растительного и животного мира края. Жемчужина России - заповедник «Галичья гора». Мещерская лесостепная опытно-селекционная станция
(Становлянский район). Воронежский биосферный заповедник международного значения. Каменные плиты на реке Красивая Меча. Река – «невидимка» (р. Паника). Усадьба Борки.
Практическая работа.
Фотовыставка «Я на этой земле родился».
Конкурсная программа «Поэты и писатели о Липецком крае».
2. Природа – вечный источник красоты (2 часа).
Человек – часть природы. Значимость природы как общечеловеческой ценности. Что значит видеть, слышать, чувствовать природу. Красота природы в произведениях русских поэтов, композиторов и художников – пейзажистов. Времена года в живописи.
Практическая работа.
Выполнение коллажа «Времена года»
3. Правила поведения в природе (2 часа).
Знакомство с правилами поведения в природе (в парке, в лесу, около водоёмов).
Практическая работа.
Создание листовок-призывов по соблюдению правил поведения в природе.
Конкурс рисунков «Будь природе другом!»
4. Реки родного края (2 часа).
Реки Липецкой области. Географическое положение рек Воронеж, Сосна, Дон, Красивая меча. Понятие «исток» и «устье». Населённые пункты, расположенные по берегам рек. Работа с картой.
Практическая работа.
Игра «Покажи и назови».
5. Что в реке растёт? (1 час)
Водные и околоводные растения. Особенности этих растений. Значение и применение водных растений.
Практическая работа.
Лепка из пластилина «Мир подводных растений».
6. Кто в реке живёт? (2 часа)
Жители пресных водоёмов. Особенности обитания. Мероприятия, проводимые экологами на реках в зимнее время.
Практическая работа.
Кроссворд «Кто в реке живёт?»
7. Зеленый наряд нашего края (2 часа).
Разнообразие деревьев, кустарников и трав нашего края. Значение растений для человека.
Практическая работа.
Экологический праздник «Зелёный наряд нашей планеты»
8. Экскурсия в Быханов сад (1 час).
Выполнение экскурсионной программы.
9. Что растет в лесу – грибы и ягоды (2 часа).
Виды грибов и ягод. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
Практическая работа.
Изготовление поделок из пластилина «На лесной поляне».
10. Лес – наш зеленый друг (2 часа).
Роль леса в жизни человека и природы. Растительный и животный мир леса.
Практическая работа.
Создание коллажа «Что лес даёт человеку?»
Экологический ринг «Знатоки леса».
11. Птицы нашего края (2 часа).
Оседлые, кочующие и перелётные птицы. Условия жизни птиц. Голоса птиц.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Берегите птиц!»
12. Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах» (1 час)
Выполнение экскурсионной программы.
13. На этой земле жить мне и тебе (1 час).
Оценка вреда, который приносит лесу неразумное поведение человека.
Практическая работа.
Создание плаката «Берегите природу!»
14. Чудеса природы (2 часа).
Чудеса, созданные самой природой. Самые прекрасные и необычные уголки планеты.
Практическая работа.
Создание коллажа «Карта путешественника».
15. Как хлеб на стол пришёл? (2 часа)
Народные традиции, связанные с земледелием. Путь прохождения зерна до конечного продукта – хлеба.
Практическая работа.
Экологический праздник «Хлеб – всему голова»
16. Четыре царства на Земле: времена года (4 часа).
Изменения, происходящие в живой и неживой природе при смене времён года.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «У природы нет плохой погоды».
Викторина «Где осени следы?
Экологическая познавательная игра «Какое время года?»
17. Календарь русской природы (2 часа).
Календарь природы на Руси (месяцеслов). Описание года крестьянской жизни. Знакомство с календарём природы, основанном на приметах, накопленных в результате многолетних наблюдений за окружающим миром. Народные приметы погоды. Загадки, пословицы и поговорки о временах года.
Практическая работа.
Проектная работа «Календарь русской природы».
18. Природа – наш дом, каким ему быть – решаем мы (2 часа).
Как человек связан с природой? Влияние человека на природу. Как я использую природные ресурсы? Правила поведения в природе.
Практическая работа.
Конкурсная программа «Природа – наш дом».
19. Что такое экология? (1 час)
Экология и её роль в жизни людей. Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. Профессия – эколог. Виды экологических проблем водоёмов, воздуха, почвы, животного и растительного мира.
Практическая работа.
Экологическая акция «Книги, живите долго!»
20. Охрана животных и растений. Красная книга природы (2 часа).
Причины исчезновения животных и растений. Почему книгу назвали Красной? Структура Красной книги (чёрные, красные, жёлтые, зелёные страницы).
Практическая работа.
Викторина «По страницам Красной книги».
Изображение животных и растений из Красной книги «Соедини по точкам».
Игра «Общество натуралистов».
21. Не опоздай – помоги природе! (1 час)
Основные причины сокращения численности животных и растений. Меры, необходимые для их охраны. Правила поведения в природе.
Практическая работа.
Выступление агитбригады.
Игра «Ускользающие жемчужины» (о растениях и животных, занесённых в Красную книгу)
22. Экологическая акция «Каждой птице – по кормушке!» (2 часа)
Практическая работа.
Изготовление кормушек, развешивание их на деревьях.
Календарно – тематическое планирование
МОДУЛЬ 2 «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
№ п/п |
Модуль. Тема занятия (содержание теоретической части) |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
МОДУЛЬ 2 «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» |
|
|
1. |
Я на этой земле родился. |
3 неделя октября |
|
2. |
Я на этой земле родился. |
3 неделя октября |
|
3. |
Природа – вечный источник красоты. |
4 неделя октября |
|
4. |
Природа – вечный источник красоты. |
4 неделя октября |
|
5. |
Правила поведения в природе. |
4 неделя октября |
|
6. |
Правила поведения в природе. |
4 неделя октября |
|
7. |
Реки родного края. |
1 неделя ноября |
|
8. |
Реки родного края. |
1 неделя ноября |
|
9. |
Что в реке растёт? |
1 неделя ноября |
|
10. |
Кто в реке живёт? |
1 неделя ноября |
|
11. |
Кто в реке живёт? |
2 неделя ноября |
|
12. |
Зеленый наряд нашего края. |
2 неделя ноября |
|
13. |
Зеленый наряд нашего края. |
2 неделя ноября |
|
14. |
Экскурсия в Быханов сад. |
2 неделя ноября |
|
15. |
Что растет в лесу – грибы и ягоды. |
3 неделя ноября |
|
16. |
Что растет в лесу – грибы и ягоды. |
3 неделя ноября |
|
17. |
Лес – наш зеленый друг. |
3 неделя ноября |
|
18. |
Лес – наш зеленый друг. |
3 неделя ноября |
|
19. |
Птицы нашего края. |
4 неделя ноября |
|
20. |
Птицы нашего края. |
4 неделя ноября |
|
21. |
На этой земле жить мне и тебе. |
4 неделя ноября |
|
22. |
Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах». |
4 неделя ноября |
|
23. |
Чудеса природы. |
1 неделя декабря |
|
24. |
Чудеса природы. |
1 неделя декабря |
|
25. |
Как хлеб на стол пришёл? |
1 неделя декабря |
|
26. |
Как хлеб на стол пришёл? |
2 неделя декабря |
|
27. |
Четыре царства на Земле: времена года. |
2 неделя декабря |
|
28. |
Четыре царства на Земле: времена года. |
2 неделя декабря |
|
29. |
Четыре царства на Земле: времена года. |
2 неделя декабря |
|
30. |
Четыре царства на Земле: времена года. |
3 неделя декабря |
|
31. |
Календарь русской природы. |
3 неделя декабря |
|
32. |
Календарь русской природы. |
3 неделя декабря |
|
33. |
Природа – наш дом, каким ему быть – решаем мы. |
3 неделя декабря |
|
34. |
Природа – наш дом, каким ему быть – решаем мы. |
4 неделя декабря |
|
35. |
Что такое экология? |
4 неделя декабря |
|
36. |
Охрана животных и растений. Красная книга природы. |
4 неделя декабря |
|
37. |
Охрана животных и растений. Красная книга природы. |
4 неделя декабря |
|
38. |
Не опоздай – помоги природе! |
1неделя января |
|
39. |
Изготовление кормушек, развешивание их на деревьях. |
1неделя января |
|
40. |
Экологическая акция «Каждой птице – по кормушке!» |
1неделя января |
|
Рабочая программа
3 модуля «Наша Родина - Россия»
к дополнительной общеразвивающей программе
«Наши истоки»
Цель:
формирование представления о России, её прошлом и настоящем;
Задачи:
- сформировать систему знаний и представлений о родной стране; её обычаях, традициях, культуре;
- развить творческие способности и мелкую моторику;
- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к ней.
Ожидаемые результаты 3 модуля
обучающиеся будут знать:
· географическое положение России;
· понятия «семья», «малая родина», «отечество;
· символику страны;
· что такое главный Закон страны;
· права и обязанности гражданина;
· традиции семьи;
· народные праздники, традиции обычаи, обряды;
· народные подвижные игры;
· историю возникновения промысла русской игрушки.
· пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы
· блюда русской кухни.
Обучающиеся будут уметь:
· соблюдать обычаи и традиции русского народа;
· играть в русские народные игры;
· петь русские народные песни;
· делать глиняную игрушку.
Содержание.
1.Наша Родина – Россия (2 часа).
Наша Родина на глобусе и карте. Особенности территории России. Заочное путешествие по стране.
Практическая работа.
Конкурс на лучшее стихотворение о России.
1. Страна, город, род (1 час).
Причастность каждого человека к судьбе семьи, города, края, страны. Понятия «семья», «малая родина», «отечество».
2. Фотографии из семейного альбома (2 часа).
Ценность семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. История семьи.
Практическая работа.
Творческая работа «Моя семья – моя опора».
3. Государственная символика Российской Федерации (2 часа).
Флаг, герб и гимн РФ.
Практическая работа.
Разучивание гимна РФ. Рисование флага России.
4. Главный Закон страны. Мои права и обязанности (1 час).
Знакомство с Конституцией РФ, Права и обязанности граждан России.
5. Я – маленький гражданин России (1 час).
Защита прав ребёнка в РФ. Права и обязанности, учащихся школы.
Практическая работа.
Творческая работа «Законы жизни класса.
6. Русские народные обычаи и обряды (2 часа).
Традиция, обычай, обряд. Характерные особенности. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Народные праздники – энциклопедия крестьянского опыта. Заговоры, заклинания, предсказания. Хозяйственные обряды, связанные с копанием колодцев, уходом за животными и домашними делами. Русские семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами.
Практическая работа.
Изготовление тряпичной куклы «Пеленашка».
Изготовление поделки из пластилина «Хранитель дома».
7. Как тебя зовут? Тайна имени (1 час).
Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа.
Проектная работа «Наши имена».
8. Русские народные праздники (3 часа).
Народные праздники на Руси. Месяцеслов – годовой круг крестьянского бытия. Празднично-обрядовая культура.
Новый год. Рождество Христово. Святки (колядование, ряженые). Крещение Господне (освещение воды).
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции Масленицы. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Хороводы, гулянье вокруг берёзки.
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой.
Ильин день. Начало жатвы, уборка хлебов. Илья - воевода небесных сил.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок.
Практическая работа.
Разучивание рождественских колядок.
Инсценировки «Святки», «Рождество идет, радость нам несет».
9. Традиции русского народа. Народные подвижные игры (2 часа).
Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Практическая работа.
Разучивание русских народных игр гуси-лебеди, горелки, каравай, колечки.
10. Традиции семьи (2 часа).
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные взаимоотношения в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Семейные вечера и праздники. «Не нужен и клад, коли в семье лад».
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Моя семья».
11. Народная песня – зеркало жизни народа (2 часа).
Песенный фольклор. Традиционный песенный фольклор взрослых для детей: колыбельные, пестушки, потешки и т.д. Традиционный детский песенный фольклор: считалки, дразнилки, заклички, игровые припевки. Русские народные инструменты: ложки, трещотки, бубенцы, свистульки, жалейка, рожок, волынка, балалайка, гусли, домра, гармошка и их использование при исполнении народных песен.
Народная песня – душа народа. Песни – основной жанр русской народной музыки. Её многообразные связи с жизнью русского народа, трудом и праздниками. Песни хороводные и плясовые, их календарно-обрядовое происхождение.
Практическая работа.
Разучивание песен – игр «Идет коза», «Петушок», «Во саду ли в огороде», «Катай каравай», русской народной песни «Во поле берёза стояла».
12. Экскурсия в музей народного и декоративно – прикладного творчества. (1 час).
Выполнение экскурсионной программы.
13. Народный календарь. Зимние приметы (1 час).
Связь русского народного календаря с земледелием и особенностями русской природы.
Зимние месяцы в народном календаре. Декабрь – студень, январь – просинец, февраль- бокогрей. Народные традиции. Погодные приметы.
Практическая работа.
Изготовление из пластилина поделки «Рождественский венок»
14. Народный календарь. Весенние приметы (1 час).
Весенние месяцы в народном календаре. Март – протальник, апрель – снегогон, май – травень. Народные традиции. Погодные приметы.
Практическая работа.
Викторина «Весна пришла».
15. Народный календарь. Летние приметы (1 час).
Летние месяцы в народном календаре. Июнь – хлеборост, июль – страдник, август – жнивень. Народные традиции. Погодные приметы.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Лето жаркое».
16. Народный календарь. Осенние приметы (1 час).
Осенние месяцы в народном календаре. Сентябрь - хмурень, октябрь - грязник, ноябрь – грудень. 1 сентября - начало нового лета (года). Семёнов день. Рождество Богородицы. Праздник урожая. Воздвижение. Покров. Народные традиции. Погодные приметы.
Практическая работа.
Создание коллажа «Небывалый урожай».
17. Кукла вчера, сегодня, завтра. История потешного промысла на Руси (2 часа).
История возникновения промысла русской игрушки. «Потешная» летопись России. Мастера «потешных дел» - игрушечники. Сергиев Посад - исторический центр «потешного промысла» на Руси. Тряпичные куклы. Кукла-полено, куколки – стригушки. Куклы-обереги.
Практическая работа.
Изготовление кукол – оберегов «Мой талисман».
18. Пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы (3 часа).
Красота и богатство русского языка. Многообразие русского фольклора. Пословицы и поговорки - житейская мудрость в краткой форме.
Практическая работа.
Разучивание скороговорок, потешек и считалок.
Конкурсная программа «Отгадай загадку».
Викторина «Доскажи пословицу».
19. Предметы народного быта. Искусство изготовления посуды (2 часа).
Знакомство с предметами народного быта (чаши, ковши, деревянные ложки, веретено, прялка, ступа, коромысло, туеса, чугунки, ухваты). Посуда: глиняная и деревянная.
Практическая работа.
Изготовление из пластилина предметов народного быта.
20. Путешествие по народным промыслам. Русская матрешка (1 час).
Матрёшка - один из символов России. История появления в нашей стране. Родина русской матрёшки - подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. Разнообразие матрёшек. Музеи матрёшки.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Нарисуй свою матрёшку».
21. Путешествие по народным промыслам. Гончарные мастеровые. Каргопольская игрушка (1 час).
История развития гончарного ремесла. Каргопольская игрушка. Три темы сюжетов каргопольской игрушки (образы животных, людей и сказочные персонажи). Самый любимый сюжет – «кадриль» (танцующие пары).
Практическая работа.
Изготовление из пластилина каргопольской игрушки.
22. Путешествие по народным промыслам. Керамика Гжели (1 час).
Гжель – визитная карточка России. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели (вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы). Стиль Гжели (синие и голубые узоры и цветы на белом фоне).
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель».
23. Путешествие по народным промыслам. Жостовская роспись (1 час).
Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов. Село Жостово. Особенности жостовской росписи (чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты).
Практическая работа.
Рисование подносов по мотивам жостовской росписи.
24. Путешествие по народным промыслам. Дымковская (вятская) игрушка (1 час).
Вятская игрушка. Праздник «Свистунья». Дымковские животные, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) . Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом.
Практическая работа.
Изготовление из пластилина дымковской игрушки.
25. Путешествие по народным промыслам. Вологодские и Елецкие кружева (1 час).
«Застывшие краски северной зимы» – вологодское кружево. «Елецкое чудо». Кружевоплетение на коклюшках.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Ярмарка русского кружева».
26. Путешествие по народным промыслам. Романовская игрушка (1 час).
Традиции романовского промысла. Сюжеты романовской игрушки. Романовские игрушечники (И.П., Митин, И.Ф. Гункин, В.В. Маркин). Работы мастеров романовской игрушки. Центр романовской игрушки.
Практическая работа.
Изготовление из пластилина романовской игрушки.
27. Путешествие по народным промыслам. Хохлома (1 час).
Хохлома — художественный народный промысел. История возникновения хохломской росписи. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Работы мастеров Хохломы.
Практическая работа.
Создание альбома «Хохломская роспись».
28. «Подарки белоствольной красавицы» (2 часа).
Практическая работа.
Конкурсная программа «В гости к красавице березке».
Оформление альбома «Береза – русская краса».
29. Национальное блюдо, как выражение народного духа. Традиции русского гостеприимства (1 час).
Русская кухня: варка, тушение, томление. Блюда русской кухни. Особенности национального гостеприимства. Русское гостеприимство в пословицах и поговорках.
Практическая работа.
Конкурсная программа «Чайные посиделки».
30. Поклон тебе, солдат России (2 часа).
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Массовый героизм и самоотверженность советского народа во имя спасения Родины.
Практическая работа.
Конкурс стихотворений «Дорогами войны».
31. Маленькие герои большой войны (2 часа).
Дети – герои Великой Отечественной войны.
Практическая работа.
Создание альбома «Дети – герои Великой Отечественной войны».
32. Герои тыла (1 час).
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. «Всё для фронта, всё для победы».
Итоговая работа.
Конкурс рисунков «Все профессии важны».
Календарно-тематическое планирование
МОДУЛЬ 3 «НАША РОДИНА – РОССИЯ»
№ п/п |
Модуль. Тема занятия (содержание теоретической части) |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
МОДУЛЬ 3 «НАША РОДИНА – РОССИЯ»
|
|
|
1. |
Наша Родина – Россия. |
1неделя января |
|
2. |
Наша Родина – Россия. |
2неделя января |
|
3. |
Страна, город, род. |
2неделя января |
|
4. |
Фотографии из семейного альбома. |
2неделя января |
|
5. |
Фотографии из семейного альбома. |
2неделя января |
|
6. |
Государственная символика Российской Федерации. |
3неделя января |
|
7. |
Государственная символика Российской Федерации. |
3неделя января |
|
8. |
Главный Закон страны. Мои права и обязанности. |
3неделя января |
|
9. |
Я – маленький гражданин России. |
3неделя января |
|
10. |
Русские народные обычаи и обряды. |
4неделя января |
|
11. |
Русские народные обычаи и обряды. |
4неделя января |
|
12. |
Как тебя зовут? Тайна имени. |
4неделя января |
|
13. |
Русские народные праздники. |
4неделя января |
|
14. |
Русские народные праздники. |
1 неделя февраля |
|
15. |
Русские народные праздники. |
1 неделя февраля |
|
16. |
Традиции русского народа. |
1 неделя февраля |
|
17. |
Народные подвижные игры. |
1 неделя февраля |
|
18. |
Традиции семьи. |
2 неделя февраля |
|
19. |
Традиции семьи. |
2 неделя февраля |
|
20. |
Народная песня – зеркало жизни народа. |
2 неделя февраля |
|
21. |
Народная песня – зеркало жизни народа |
2 неделя февраля |
|
22. |
Экскурсия в музей народного и декоративно – прикладного творчества. |
3 неделя февраля |
|
23. |
Народный календарь. Зимние приметы. |
3 неделя февраля |
|
24. |
Народный календарь. Весенние приметы. |
3 неделя февраля |
|
25. |
Народный календарь. Летние приметы. |
3 неделя февраля |
|
26. |
Народный календарь. Осенние приметы. |
4 неделя февраля |
|
27. |
Кукла вчера, сегодня, завтра. История потешного промысла на Руси. |
4 неделя февраля |
|
28. |
Кукла вчера, сегодня, завтра. История потешного промысла на Руси. |
4 неделя февраля |
|
29. |
Пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы. |
4 неделя февраля |
|
30. |
Пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы. |
1 неделя марта |
|
31. |
Пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы. |
1 неделя марта |
|
32. |
Предметы народного быта. Искусство изготовления посуды. |
1 неделя марта |
|
33. |
Предметы народного быта. Искусство изготовления посуды. |
1 неделя марта |
|
34. |
Путешествие по народным промыслам. Русская матрешка. |
2 неделя марта |
|
35. |
Путешествие по народным промыслам. Гончарные мастеровые. Каргопольская игрушка. |
2 неделя марта |
|
36. |
Путешествие по народным промыслам. Гжель. |
2 неделя марта |
|
37. |
Путешествие по народным промыслам. Жостовская роспись. |
2 неделя марта |
|
38. |
Путешествие по народным промыслам. Дымковская игрушка. |
3 неделя марта |
|
39. |
Путешествие по народным промыслам. Вологодские и Елецкие кружева. |
3 неделя марта |
|
40. |
Путешествие по народным промыслам. Городецкая роспись. |
3 неделя марта |
|
41. |
Путешествие по народным промыслам. Хохлома. |
3 неделя марта |
|
42. |
«Подарки белоствольной красавицы». |
4 неделя марта |
|
43. |
«Подарки белоствольной красавицы». |
4 неделя марта |
|
44. |
Национальное блюдо, как выражение народного духа. Традиции русского гостеприимства. |
4 неделя марта |
|
45. |
Поклон тебе, солдат России. |
4 неделя марта |
|
46. |
Поклон тебе, солдат России. |
1неделя апреля |
|
47. |
Маленькие герои большой войны. |
1неделя апреля |
|
48. |
Герои тыла. |
1неделя апреля |
|
49. |
Итоговая викторина «Моя родина Россия» |
1неделя апреля |
|
Рабочая программа
4 модуля «Экологическая азбука здоровья»
к дополнительной общеразвивающей программе
«Наши истоки»
Цель:
формирование представления о здоровье, как о главной ценности человеческой жизни.
Задачи:
- сформировать систему знаний и представлений о здоровом образе жизни;
- развить творческие способности и мелкую моторику;
- расширить и углубить знания обучающихся о строении организма человека;
- -формировать у школьников бережное отношение к своему здоровью.
Ожидаемые результаты 4модуля
· Обучающиеся будут знать:
· основные экологические и биологические термины и понятия: «здоровый образ жизни», «режим дня», «гигиена тела», «правильное питание», «витамины». «полезные продукты», «вредные привычки», «закаливание организма»;
Обучающиеся будут уметь:
· соблюдать правила поведения в жаркое время, на воде и во время грозы;
· правила ТБ;
· правильно чистить зубы;
· оказывать первую помощь при порезах и ушибах;
Содержание.
1. Секреты здоровья (2 часа).
Что такое здоровый образ жизни? Режим дня. Питание и здоровье. Гигиена тела. Закаливание организма. Подвижный образ жизни.
Практическая работа.
Создание плаката «Секреты здоровья».
2. Пешеходная азбука (2 часа).
Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. Места для игр и катания на самокатах, велосипедах, лыжах, санках и коньках. Опасность проведения игр на проезжей части улицы (дороги) и вблизи неё.
Практическая работа.
Игра «Уважайте светофор».
Игра «Пешеходы и водители».
Инсценировка «Автомобили и пешеходы».
3. Дорожная грамота (2 часа).
Значение основных дорожных знаков. Назначение «островка безопасности». Как нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль. Правила поведения при переходе улиц и дорог. Осторожно, плохая погода!
Практическая работа.
Игра «Узнай знак».
Конкурс рисунков «Необычный дорожный знак».
Викторина «Зелёный огонёк».
4. Самые полезные продукты (2 часа).
Основы рационального питания. Продукты, наиболее полезные и необходимые человеку каждый день для здорового и рационального питания.
Практическая работа.
Игра «Идём в магазин».
Игра «Найди лишний продукт».
5. Витамины круглый год (2 часа).
Знакомство с понятием «витамины», их ролью в жизни человека. Продукты – источники витаминов.
Практическая работа.
Создание коллажа «Где найти витамины?»
6. Зачем человеку кожа (1 час).
Надёжная защита организма: строение и функции кожи.
Практическая работа.
Конкурс рисунков «Кожа очень мне нужна».
7. Наши друзья – вода и мыло. Гигиена кожи (1 час).
Гигиена кожи. Предметы личной гигиены.
Практическая работа.
Викторина «Чистота – залог здоровья».
8. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим (1 час).
Режим дня школьника.
Практическая работа.
Составление индивидуального режима дня.
9. Чтобы уши слышали (1 час).
Значение органов слуха для человека. Причины нарушения слуха. Гигиена органов слуха.
Практическая работа.
Создание памятки «Чтобы уши слышали».
10. Чтобы зубы не болели (1 час).
Почему болят зубы. Что такое зубная эмаль. Питание и здоровье зубов. Зачем человеку зубная щётка? Правила чистки зубов.
Практическая работа.
Практикум «Чистка зубов».
11. Берегите зрение.
Глаза – главные помощники человека. Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению.
Практическая работа (1 час).
Разучивание гимнастики для глаз.
12. Осанка – это красиво (1 час).
Правильная осанка – залог здоровья. Правила для хорошей осанки.
Практическая работа.
Игра «полезно – вредно».
13. Чтобы ноги не знали усталости (1 час).
Почему устают наши ноги?
Практическая работа.
Практикум по уходу за ногами.
14. Движение – это жизнь (1 час).
Оздоровительный спорт, личное физическое самосовершенствование. Занятия спортом и здоровье.
Практическая работа.
Разучивание комплекса утренней гимнастики.
15. Правила поведения на воде (1 час).
Вода – наш друг. Правила безопасного поведения на воде.
Практическая работа.
Игра «Запрещается – разрешается».
16. Опасность у нас дома (1 час).
Бытовые приборы у нас дома. Виды бытовых приборов, правила использования. Правила безопасности при эксплуатации бытовых приборов.
Практическая работа.
Составление инструкции по применению бытовых приборов.
17. Если солнечно и жарко (1 час).
Одежда человека в жаркое время года. Признаки теплового удара. Солнечный ожог.
Практическая работа.
Практикум «Первая помощь при солнечных ожогах, перегревании и тепловом ударе».
18. Если ты ушибся или порезался (1 час).
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах и ушибах
Практическая работа.
Практикум по оказанию первой помощи при порезах и ушибах
19. Правила безопасности во время грозы (1 час).
Правила безопасного поведения во время грозы.
Практическая работа.
Игра «Запрещается – разрешается».
20. Азбука пожарной безопасности (1 час).
Причины возникновения пожара, его опасность. Меры противопожарной безопасности. Правила поведения при возникновении возгорания.
Практическая работа.
Игра «Загорелся Кошкин дом».
Выставка книг С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки».
21. Природа – источник здоровья (2 часа).
Природа – источник нашей жизни и здоровья. Что даёт природа человеку?
Практическая работа.
Конкурсная программа «Человек и природа».
22. Мой выбор – здоровье (2 часа).
Ценность здоровья как основы для успешной реализации жизненных планов. Собственное поведение и образ жизни человека как важнейший фактор, влияющий на здоровье человека.
Итоговая работа.
Создание газеты «Мой выбор – здоровье».
Календарно-тематическое планирование
МОДУЛЬ 4 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
№ п/п |
Модуль. Тема занятия (содержание теоретической части) |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
МОДУЛЬ 4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
|
|
|
1 |
Секреты здоровья. |
2неделя апреля |
|
2 |
Секреты здоровья. |
2неделя апреля |
|
3 |
Пешеходная азбука. |
2неделя апреля |
|
4 |
Пешеходная азбука. |
2неделя апреля |
|
5 |
Дорожная грамота. |
3неделя апреля |
|
6 |
Дорожная грамота. |
3неделя апреля |
|
7 |
Самые полезные продукты. |
3неделя апреля |
|
8 |
Самые полезные продукты. |
3неделя апреля |
|
9 |
Витамины круглый год. |
4неделя апреля |
|
10 |
Витамины круглый год. |
4неделя апреля |
|
11 |
Зачем человеку кожа. |
4неделя апреля |
|
12 |
Наши друзья – вода и мыло. Гигиена кожи. |
4неделя апреля |
|
13 |
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим |
1неделя мая |
|
14 |
Чтобы уши слышали. |
1неделя мая |
|
15 |
Чтобы зубы не болели. |
1неделя мая |
|
16 |
Берегите зрение. |
1неделя мая |
|
17 |
Осанка – это красиво |
2неделя мая |
|
18 |
Чтобы ноги не знали усталости. |
2неделя мая |
|
19 |
Движение – это жизнь. |
2неделя мая |
|
20 |
Правила поведения на воде. |
2неделя мая |
|
21 |
Опасность у нас дома. |
3неделя мая |
|
22 |
Если солнечно и жарко. |
3неделя мая |
|
23 |
Если ты ушибся или порезался. |
3неделя мая |
|
24 |
Если ты ушибся или порезался. |
3неделя мая |
|
25 |
Правила безопасности во время грозы. |
4неделя мая |
|
26 |
Азбука пожарной безопасности. |
4неделя мая |
|
27 |
Природа – источник здоровья. |
4неделя мая |
|
28 |
Природа – источник здоровья. Промежуточная аттестация |
4неделя мая |
|
29 |
Мой выбор – здоровье. |
4неделя мая |
|
30 |
Акция «Мой выбор – здоровье» |
4неделя мая |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.