РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФГОС ООО
курса внеурочной деятельности
по русскому языку «Загадки русского языка»
Срок реализации - 1 год
уровень образования: основное общее образование
Количество часов:
5 класс – 34
1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Загадки русского языка":
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
2. Содержание курса «Загадки русского языка»
Тема 1. Организационное занятие «Понемногу о многом»
Содержание материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».
Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.
Тема 2. Великий и могучий.
Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).
Тема 3. Звук и буква.
Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.
Тема 4. Великие тайны письма.
Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».
Тема 5. Откуда взялись названия букв?
Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».
Тема 6. Жизнь слов.
Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.
Тема 7. Почему мы так называемся?
Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»
Тема 8. Слова – родственники.
Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).
Тема 9. Словари – наши добрые спутники.
Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).
Тема10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.
Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.
Тема11. «Прочь с дороги!»
Театрализованное представление с героями. Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.
Тема12.Фразеологические обороты.
Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.
Тема13. Расскажи о фразеологизме.
Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.
Игра «Замени нас».
Тема14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово».
Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.
Тема15. Биография слов. Викторина по фразеологии:
Тема16. Язык имеет свои краски.
Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.
Тема17. Вечер грамматических игр:
К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).
РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.
НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.
Тема18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников».
Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.
Тема19. Презентация творческого проекта «Тайны языка» с разделами «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|||
1 |
Организационное занятие «Понемногу о многом». |
1 |
Беседа «Значение языка для общения. Мировые языки» |
Игра «Дежурная буква». |
2 |
Великий и могучий. |
1 |
Беседа «Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим» |
ребусы, занимательные вопросы, шарады |
3 |
Великий и могучий. |
1 |
Презентация «Древнее начертание букв». Алмазный язык |
ребусы, занимательные вопросы, шарады |
4 |
Звук и буква. |
1 |
Беседа «Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы.» |
Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». |
5 |
Великие тайны письма. |
1 |
Беседа «Идеографическое письмо. Клинопись» |
Головоломки «На каком языке написано?», |
6 |
Великие тайны письма. |
1 |
Беседа «Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси» |
Головоломки «Расшифруйте». |
7 |
Откуда взялись названия букв? |
1 |
Беседа «Первый алфавит» |
Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика». |
8 |
Откуда взялись названия букв? |
1 |
Беседа «Создание на основе византийского алфавита азбуки.» |
|
9 |
Жизнь слов. |
1 |
Беседа «Как родятся, живут и умирают слова.» |
Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года |
10 |
Почему мы так называемся? |
1 |
Беседа. Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. |
Игра «Почему мы так называемся?» |
11 |
Почему мы так называемся? |
1 |
Исследовательские сообщения |
|
12 |
Почему мы так называемся? |
1 |
Исследовательские сообщения |
|
13 |
Слова – родственники. |
1 |
Беседа. Слова с общими корнями |
Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных). |
14 |
Слова – родственники |
1 |
Беседа. Значения суффиксов и приставок. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. |
Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. |
15 |
Словари – наши добрые спутники. |
1 |
Презентация «Виды словарей.» |
Работа со словарями |
16 |
Словари – наши добрые спутники. |
1 |
Беседа «Словари языка того или иного писателя» |
Работа со словарями |
17 |
«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных. |
1 |
Понятие антонимов. |
Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. |
18 |
«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных. |
1 |
Понятие омонимия. |
Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». |
19 |
Прочь с дороги! |
1 |
Правильное употребление слов в речи. |
Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи. |
20 |
Фразеологические обороты. |
1 |
Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. |
Игра «Закончи начало фразы…». |
21 |
Фразеологические обороты. |
1 |
Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. |
Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам. |
22 |
Расскажи о фразеологизме. |
1 |
Самостоятельный подбор материала и сообщение обучающихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма |
|
23 |
Расскажи о фразеологизме. |
1 |
Игра «Замени нас». |
|
24 |
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». |
1 |
Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. |
Исследование басен И.А. Крылова. |
25 |
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». |
1 |
Правила создания плаката |
Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся. |
26 27 |
Биография слов. |
2 |
Правила проведения викторины |
Викторина по фразеологии |
28 |
Язык имеет свои краски. |
1 |
Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. |
Анализ отрывков из художественных произведений. |
29 |
Язык имеет свои краски. |
1 |
Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса. |
Исследуем скороговорками |
30 |
Вечер грамматических игр. |
1 |
Правила игры |
Игра «Веселая грамматика» |
31 |
Вечер грамматических игр. |
1 |
Как правильно писать сочинение |
Сочинение – сказка «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?» |
32 |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» |
1 |
Беседа «Что такое библиотека и правила поведения в ней» |
Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка. |
33 |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» |
1 |
Беседа «Что такое библиотека и правила поведения в ней» |
Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка. |
34 |
Презентация творческого проекта «Тайны языка» |
1 |
Презентация творческого проекта «Тайны языка» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.