Программа по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Загадки русского языка"
Оценка 4.6

Программа по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Загадки русского языка"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
07.01.2021
Программа по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Загадки русского языка"
рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе
вуд РЯ 5 КЛ Терехова С.А.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФГОС ООО

курса внеурочной деятельности

по русскому языку «Загадки русского языка»

Срок реализации - 1 год

 

уровень образования:  основное общее образование

 

 

 

Количество часов:

5 класс – 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Загадки русского языка":

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2.     Содержание курса «Загадки русского языка»

Тема  1.     Организационное занятие «Понемногу о многом»

Содержание  материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.

 

Тема  2.     Великий и могучий.

 Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Тема  3.     Звук и буква.

Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Тема  4.    Великие тайны письма.

Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Тема  5.    Откуда взялись названия букв?

Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема  6.   Жизнь слов.

Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Тема  7.    Почему мы так называемся?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Тема  8. Слова – родственники.

Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 9.  Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема11. «Прочь с дороги!»

Театрализованное представление с героями. Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Тема12.Фразеологические обороты.

 Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема13. Расскажи о фразеологизме.

Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Тема14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово».

Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема15. Биография слов. Викторина по фразеологии:

  • Откуда пришли выражения?
  • Пять фразеологизмов из сказок.
  • Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
  • Подобрать синонимы к фразеологизмам.
  • Привести фразеологизмы наших дней.
  • Написать короткий рассказ про фразеологизм.
  • Вопросы занимательной грамматики.
  • Шарады.

Тема16. Язык имеет свои краски.

 Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Тема17. Вечер грамматических игр:

  • Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
  • Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
  • Расшифруйте и запишите слова-ответы в весёлых примерах:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

  • Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
  • Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
  • Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Тема18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников».

Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема19. Презентация творческого проекта «Тайны языка» с разделами «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

 

3.     Тематическое  планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Организационное занятие «Понемногу о многом».

1

Беседа «Значение языка для общения. Мировые языки»

Игра «Дежурная буква».

2

Великий и могучий.

1

Беседа «Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим»

ребусы, занимательные вопросы, шарады

3

Великий и могучий.

1

Презентация «Древнее начертание букв». Алмазный язык

ребусы, занимательные вопросы, шарады

4

Звук и буква.

1

Беседа «Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы.»

Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее».

5

Великие тайны письма.

1

Беседа «Идеографическое письмо. Клинопись»

Головоломки «На каком языке написано?»,

6

Великие тайны письма.

1

Беседа «Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси»

Головоломки «Расшифруйте».

7

Откуда взялись названия букв?

1

Беседа «Первый алфавит»

Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

8

Откуда взялись названия букв?

1

Беседа «Создание на основе византийского алфавита азбуки.»

9

Жизнь слов.

1

Беседа «Как родятся, живут и умирают слова.»

Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года

10

Почему мы так называемся?

1

Беседа. Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор.

Игра «Почему мы так называемся?»

11

Почему мы так называемся?

1

Исследовательские сообщения

12

Почему мы так называемся?

1

Исследовательские сообщения

13

Слова – родственники.

1

Беседа. Слова с общими корнями

Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

14

Слова – родственники

1

Беседа. Значения суффиксов и приставок. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова.

Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож.

15

Словари – наши добрые спутники.

1

Презентация «Виды словарей.»

Работа со словарями

16

Словари – наши добрые спутники.

1

Беседа «Словари языка того или иного писателя»

Работа со словарями

17

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных.

1

Понятие антонимов.

Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов.

18

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных.

1

Понятие омонимия.

Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…».

19

Прочь с дороги!

1

Правильное употребление слов в речи.

Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

20

Фразеологические обороты.

1

Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота.

Игра «Закончи начало фразы…».

21

Фразеологические обороты.

1

Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

22

Расскажи о фразеологизме.

1

Самостоятельный подбор материала и сообщение обучающихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма

23

Расскажи о фразеологизме.

1

Игра «Замени нас».

24

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

1

Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения.

Исследование басен И.А. Крылова.

25

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

1

Правила создания плаката

Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

26

27

Биография слов.

2

Правила проведения викторины

Викторина по фразеологии

28

Язык имеет свои краски.

1

Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи.

Анализ отрывков из художественных произведений.

29

Язык имеет свои краски.

1

Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Исследуем скороговорками

30

Вечер грамматических игр.

1

Правила игры

Игра «Веселая грамматика»

31

Вечер грамматических игр.

1

Как правильно писать сочинение

Сочинение – сказка «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

32

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

1

Беседа «Что такое библиотека и правила поведения в ней»

Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

33

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

1

Беседа «Что такое библиотека и правила поведения в ней»

Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

34

Презентация творческого проекта «Тайны языка»

1

Презентация творческого проекта «Тайны языка»

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ООО курса внеурочной деятельности по русскому языку «Загадки русского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС ООО курса внеурочной деятельности по русскому языку «Загадки русского языка»

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Загадки русского языка":

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Загадки русского языка":

Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Содержание курса «Загадки русского языка»

Содержание курса «Загадки русского языка»

Тема 2. Великий и могучий

Тема 2. Великий и могучий

Тема 8 . Слова – родственники

Тема 8 . Слова – родственники

Игра «Замени нас». Тема14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово»

Игра «Замени нас». Тема14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово»

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды

Клинопись»Головоломки «На каком языке написано?», 6Великие тайны письма

Клинопись»Головоломки «На каком языке написано?», 6Великие тайны письма

Сложносокращенные слова. Аббревиатура

Сложносокращенные слова. Аббревиатура

Расскажи о фразеологизме. 1Самостоятельный подбор материала и сообщение обучающихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма 23Расскажи о фразеологизме

Расскажи о фразеологизме. 1Самостоятельный подбор материала и сообщение обучающихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма 23Расскажи о фразеологизме

Правила игры Игра «Веселая грамматика» 31

Правила игры Игра «Веселая грамматика» 31
Скачать файл
Похожие публикации: