Программа по внеурочной деятельности с этнокультурным компонентом
Оценка 4.6

Программа по внеурочной деятельности с этнокультурным компонентом

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
31.10.2021
Программа по внеурочной деятельности с этнокультурным компонентом
кружок Культура. обычаи и традиции Российских немцев.docx

 

                  Программа дополнительного   образования

                Культура. Обычаи и традиции российских немцев

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческим условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением её чаяний и надежд. Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа. С детства ребёнка надо научить с уважением относиться к своим и другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. А для этого человек должен знать свой родной язык и культуру. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый.
Более того, любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т. д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур. 

 

Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Сибири, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Задачи программы:

1.     Изучение прошлого и настоящего Томского района, обычаев, традиций и духовной культуры немецкого народа, проживающих на территории России.

 2.    Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

 3.     Активизация поисковой деятельности учащихся.

4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

5. Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.

 

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются:

Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.

Культура народов Сибири должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 35ч - 1 занятие по 40 минут в неделю.

 

Основные принципы построения программы:

· тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;

· единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;

· соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю. Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии. технологией

Межпредметные связи

В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.

Содержание программы кружка могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов учащихся начальных классов как русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, спецкурс «Речь и культура общения».

 

Личностные и метапредметные результаты освоения программы .

Личностные результаты:

- понимание немецкой культуры как одной из основных ценностей  народа российских немцев, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности немецкой культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

- потребность сохранить самобытность культуры немецкого народа.

− осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

− испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

− осознавать себя гражданином России;

− объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

− искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

− уважать иное мнение;

− вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные: − учиться обнаруживать и формулировать проблему;

− составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

− работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

− работать по составленному плану;

− понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- способность извлекать информацию из различных источников;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Познавательные: − предполагать, какая информация нужна;

− выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

− устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

− выстраивать логическую цепь рассуждений;

− представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Коммуникативные:

− организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

− предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

− оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

− при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты

В результате изучения предмета обучающийся узнает:

- национальности, проживающие в Сибири;

- отличительные особенности немецкого костюма;

- главные национальные праздники;

- обычаи, особенности культурных традиций российских немцев.

- представление о важнейших элементах материальной культуры российских немцев;

- освоение композиции немецкой национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

Обучающиеся смогут научиться:

- приветствовать на немецком языке;

- играть в народные игры;

- узнавать принадлежность народных мелодий;

Выполнять элементы национального костюма.

- быть толерантным к представителям других народностей.

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов Сибири происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.

Программа курса дает возможность обучающимся понять и освоить художественные традиции немецкого народа во всей многогранности. Воспитание творческой личности, воспитание творчеством – главная художественно–педагогическая идея занятий искусством.

Для реализации поставленных задач используется различные формы работы.

Формы проведения занятий:

1.    Беседы

2. Экскурсии.

3.     Игры

4.    Заочные путешествия

5.     Проектная деятельность

6.     Исследовательская деятельность

7. Создание мультимедийных презентаций.

 

Формы подведения итогов реализации программы.

-Подготовка докладов, сообщений, рисунков по изучаемым темам.

- подготовка презентаций по темам: «Национальные праздники», «Заочное путешествие по городам Сибири».

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

          обучающиеся должны узнать:

-фольклорные и литературные произведения немецкого народа;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны научиться:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.

- планировать свою работу, работать в группах, прогнозировать и представлять

 

 

Содержание программы

Введение - 1ч.

Какие народы живут в Сибири. Чем богат духовный мир народов Сибири. Чем славится Томская область. Какими достопримечательностями гордятся жители Томской области.

Истоки становления истории немецкого народа в России-8ч

История российских немцев Сибири. Многовековые традиции и обычаи немецкого народа. Национально-культурные традиции российских немцев. Семейно-бытовые традиции. Немецкие национальные праздники. Традиционная кухня. Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

Усадьба немецких селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек.

Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды.

Самостоятельная работа.

Изготовление макета(рисунок) «Немецкая усадьба.»

 

Немецкий костюм – часть духовного богатства своего народа-10ч

Особенности немецкой одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений, их особенности и композиция.

Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года.

Обувь. Особенности изготовления обуви.

Ткачество. Вышивка. Вязание. Плетение.

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи.

Способы прядения изделий. Виды нитей для получения холста. Техника узорного тканья. Ткацкий станок, его устройство.

Вышивка. Основные цвета немецкой вышивки.

Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника.

Элементы вязания. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючком, вязание спицами.

Самостоятельная работа.

Рисование национального костюма. Изготовление кукол

Культура и спорт-3ч

Живопись, скульптура, литература. Знаменитые деятели культуры. Гордость немецкой нации. (Знаменитые спортсмены) Виртуальная экскурсия. Музеи Томской области

Фольклор-8ч

Немецкие народные песни. Немецкие народные танцы. Устное народное творчество. Сказки, загадки. Народные подвижные игры.

Самостоятельная работа.

Иллюстрирование песен, сказок. Чтение сказок. Разучивание подвижных игр.



Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения-4 ч

Экскурсии в музеи.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение -1ч.

1.                       

Введение.

1

 

 

Истоки становления истории немецкого народа. -8ч

 

2.                       

История российских немцев Сибири.

1

 

 

3.                       

Многовековые традиции и обычаи российских немцев.

1

 

 

4.                       

Национально-культурные традиции российских немцев. Семейно-бытовые традиции.

1

 

 

5.                       

немецкие национальные праздники.

1

 

 

6.                       

Традиционная кухня.

1

 

 

7.                       

Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

1

 

 

8.                       

Усадьба немецких селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек. Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды

1

 

 

9.                       

Самостоятельная работа. Изготовление макета(рисунок) «Немецкая усадьба»

1

 

 

Немецкий костюм – часть духовного богатства своего народа.-10ч

10.                   

Особенности немецкой одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

1

 

 

11.                   

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов, их особенности и композиция.

1

 

 

12.                   

Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года.

1

 

 

13.                   

Обувь. Особенности изготовления обуви.

1

 

 

14.                   

 

 

 

 

15.                   

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи.

1

 

 

16.                   

Вышивка. Основные цвета немецкой вышивки.

1

 

 

17.                   

 

 

 

 

18.                   

Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника.

1

 

 

19.                   

Элементы вязания. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючком, вязание спицами.

1

 

 

20.                   

 

 

 

 

21.                   

Самостоятельная работа. Рисование национального костюма.

1

 

 

22.                   

Самостоятельная работа. Изготовление кукол в национальном костюме.

1

 

 

Культура и спорт-3ч

23.                   

Живопись, скульптура, литература.

1

 

 

24.                   

Знаменитые деятели культуры. Гордость российских немцев. (Знаменитые спортсмены)

1

 

 

25.                   

Виртуальная экскурсия. Музеи Томской области.

1

 

 

Фольклор- 8 ч.

26.                   

немецкие народные песни.

1

 

 

27.                   

Разучивание немецкой народной песни.

1

 

 

28.                   

Немецкие танцы

1

 

 

29.                   

Разучивание немецких танцев.

1

 

 

30.                   

Устное народное творчество.

1

 

 

31.                   

Сказки, загадки.

1

 

 

32.                   

Народные подвижные игры

1

 

 

33.                   

Самостоятельная работа. Иллюстрирование песен, сказок. Чтение мифов и сказок. Разучивание подвижных игр.

1

 

 

Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения-5ч.

34.                   

Экскурсия в музей деревни.

1

 

 

35.                   

Посещение постоянной выставки «История, культура и быт российских немцев» в музее Томского района п. Кисловка.

1

 

 

36.                   

Экскурсия – поездка в Российско - немецкий дом г. Томска

2

 

 

37.                   

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

Литература:

1.История немцев России (А.А.Герман,2007)

2.Знаменитые немцы Лефортово Москва РОССНЕП 2000)

3.Кухня российских немцев (Москва 2008)

4.Немецкий национальный костюм (Елена Арндт Москва 2015)

5.Нродные танцы немцев Сибири (Н.Н. Везнер   Москва 2012)

6.Зигзаги судьбы (Л.Р. Ламбрехт Томск 2015)

7.Традиционная немецкая свадьба (Л,Р, Ламбрехт, Томск 2017)

 

 

 

 

 


 

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю

Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю

Предметные результаты В результате изучения предмета обучающийся узнает: - национальности, проживающие в

Предметные результаты В результате изучения предмета обучающийся узнает: - национальности, проживающие в

Содержание программы Введение - 1ч

Содержание программы Введение - 1ч

Самостоятельная работа. Иллюстрирование песен, сказок

Самостоятельная работа. Иллюстрирование песен, сказок

Немецкий костюм – часть духовного богатства своего народа

Немецкий костюм – часть духовного богатства своего народа

Виртуальная экскурсия. Музеи Томской области

Виртуальная экскурсия. Музеи Томской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021