Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"
Оценка 4.9

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Оценка 4.9
docx
20.11.2019
Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"
Программа В жизнь по безопасной дороге (1).docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

 

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс). Данная программа составлена на основе авторской образовательной программы Т.В. Фроловой, которая представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Программа кружка «В жизнь по безопасной дороге»  разработана на основе нормативно-правовых документов:

  1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.

 2. Конституция РФ

 3. Конвенция «О правах ребенка»

 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября   2010 № 1241

 5. Закон Российской Федерации «О безопасности»

6. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

 6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред.от 23.07.2013) «О Правилах   дорожного движения»

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как ценности, а также активная адаптация учащихся ко всевозрастающему процессу автомобилизации страны.

Практическая необходимость и жизненная значимость занятий состоит в том, что они являются предметом прямого действия, и от того, как проводятся, будет реально зависеть безопасность и здоровье каждого ребёнка.

Задачи:

·         Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов, приёмов обучения и воспитания;

·         Обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности, в ходе тренировок на местности;

·         Расширение содержания курса ПДД через связь с другими науками и областями человеческой деятельности, а также интеграция курса ПДД в различные структуры учебно-воспитательного процесса;

·         Формирование умений и навыков пропагандистской и агитационной работы и развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

·         Организация конкурсов и мероприятий, выставок по ПДД;

·         Повышение активности педагогического коллектива, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения;

·         Укрепление взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД и другими организациями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

·         Использование материально-технического потенциала школы и других её возможностей для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;

·         Отслеживание результативности работы всех участников образовательного процесса.

Сроки реализации программы: 4 года (для учащихся начальной школы 7 — 11 лет).

 

Согласно образовательному плану МБОУ Школа № 163 на проведение занятий внеурочной деятельности кружка “В жизнь по безопасной дороге” на 1 класс выделяется 16,5 часов,  на 2 – 4 класс начальной школы выделяется всего  102 часа.
Работа кружка «В жизнь по безопасной дороге» рассчитана по 16,5 часов в 1 классе (20 минут)  и  по 34 часа во 2, 3 и 4 классах, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

 

Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

·                тематические занятия

·                практические занятия в «городках безопасности»

·                беседы

·                конкурсы

·                соревнования

·                викторины на лучшее знание правил дорожного движения

·                настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры

·                экскурсии

·                демонстрация фильмов и видеороликов

·                беседы с инспекторами дорожного движения

В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

 

Основные методы проведения занятий:

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1.Словесные:

устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

2.Наглядные:

показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

3.Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

II.           Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, дискуссии.

III.        Метод проектов.

IV.         Моделирование  реальных условий дорожного движения с практической деятельностью.

V.            Экскурсии.

VI.         Работа в группах – парах,  тройках.

 

  В основу изучения внеурочного курса «В жизнь по безопасной дороге» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком теоретических знаний (об устрой­стве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения:

·         правила дорожного движения, значимость их выполнения;

·         сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;

·         сигналы светофора и регулировщика;

·         правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;

·         виды транспорта, правила движения на велосипедах;

·         правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

·         дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);

·         о работниках ГИБДД, их обязанностях;

·         культура поведения граждан на улице, в общественных местах.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации:

·         ценить жизнь свою, близких  и окружающих людей;

·         заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких  и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;

·         быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;

·         дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;

·         бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;

 

     Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы:

·         -правильно переходить дорогу, перекрёсток;

·         выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;

·         различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;

·         передвигаться на  велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;

           

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

·                Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А.

·                Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·                Итоговый контроль   в формах

-тестирования, практических  работ, творческих работ учащихся.

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

·                принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

·                самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

·                уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 

·                осознание ответственности человека за общее благополучие;

·                этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·                положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;

·                способность к самооценке;

·                начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

·                навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·                умение ставить и формулировать проблемы;

·             навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

·                установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

·                использование речи для регуляции своего действия;

·                адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

·                умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·                умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

·                работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

·                ставить вопросы;

·                обращаться за помощью;

·                формулировать свои затруднения;

·                предлагать помощь и сотрудничество;

·                слушать собеседника;

·                договариваться и приходить к общему решению;

·                формулировать собственное мнение и позицию;

·                осуществлять взаимный контроль;

·                адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план (структура курса)

Содержание курса

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4кл.

Дорожная грамота

Беседы, презентации, загадки, стихи, исторический материал, работа в группах, работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций, индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём), разбор и анализ работ.

 

 

 

 

5

10

14

9

Личностные: - выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;

·  умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования.

Регулятивные:- организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД.

Познавательные: - находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД;

·  нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

·  умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;

·  уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.

Коммуникативные: - уметь работать в команде;- проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнёром;

-уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;

·  уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах;

-оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.

Это должны знать все

Кроссворды, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентации.

4

10

9

5

Мы - пассажиры

Беседы, презентации, стихи, анализ ситуаций, работа в группах, парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5

5

5

5

Личностные: - выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;

·  умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования.

Регулятивные:- организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД.

Познавательные: - находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД;

·  нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

·  умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;

·  уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.

Коммуникативные: - уметь работать в команде;- проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнёром;

-уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;

·  уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах;

-оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.

Правила дорожного движения

Блиц – опрос, беседы, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентации, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», ролевая игра, анализ конкретных ситуаций, тест, загадки

4

9

6

15

Итого:

16,5

34

34

34

 

 

\

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дорожная грамота (5 часов)

1

Улица полна неожиданностей.

0,5

Освоение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия «Я – пешеход».

Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.

Разбор конкретного маршрута.

Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).

2

Город,  в котором мы живем. Основные опасности в микрорайоне школы.

0,5

3

Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.

0,5

4

Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.

0,5

5

Безопасность на улице.

0,5

6

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

0,5

7

Дисциплина на улице – залог безопасного движения.

0,5

8

Экскурсия по городу  – практическое закрепление занятий № 1-2.

0,5

9

 Остановочный путь и скорость движения.

0,5

10

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть.

0,5

Это должны знать все (4 часа)

1

Остановочный путь автомобиля.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции).

0,5

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть.

Автомобиль мгновенно остановить невозможно.

Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках,

что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте; Что такое перекресток? Что делать, если не успел перейти проезжую часть.

Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Для чего нужен светофор?

Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-секционный светофор.

Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.

Пешеходный светофор с вызывным устройством. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).

2

Где можно переходить дорогу.

Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).

0,5

3

Дорога с двусторонним движением. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.

 

0,5

4

Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением.

0,5

5

Нерегулируемые перекрестки.

 

0,5

6

Регулируемые перекрестки.

 

0,5

7

Пешеходный светофор и его сигналы.

0,5

8

Где еще можно переходить дорогу.

0,5

Мы – пассажиры (3,5 часа)

1

Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.

0,5

Поездка в автобусе и троллейбусе.

Какие транспортные средства называют маршрутными?

Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке.

Как правильно пользоваться маршрутным такси.

История появления автомобиля и правил дорожного движения

Остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте;

2

Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение.

0,5

3

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.

0,5

4

Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса.

0,5

5

Поездка в трамвае и на других видах транспорта.

0,5

6

Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса.

0,5

7

Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).

0,5

Правила дорожного движения (4 часа)

1

Дорожные знаки и дорожная разметка.

 

0,5

Назначение дорожных знаков и дорожной разметки.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 4 знака).

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.

Места для игр и езды на самокатных средствах.

Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги.

Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода.

Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля.

Характерные травмы, получаемые велосипедистами.

Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.

Способы остановки кровотечения.

Виды повязок.

История велосипеда, его общее устройство.

Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем.

Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

Элементы загородной дороги. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов.

Правила движения пешеходов по загородной дороге.

Проезжая часть – место работы водителей.

Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)?

Как водитель видит пешеходов-нарушителей?

Просмотр презентаций, видеофильмов, фильмов по ПДД.

Подведение итогов (тестирование).

 

2

Где можно и где нельзя играть.

 

0,5

3

Виды травм при ДПТ

 

 

0,5

4

Как помочь себе и товарищу при получении травмы.

 

0,5

5

Ты – велосипедист.

 

 

0,5

6

Поездка за город.

 

 

0,5

7

Дорога глазами водителей.

 

 

0,5

8

Итоговое занятие.

 

0,5

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дорожная грамота (10 часов)

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

1

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.  Повторение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия по городу.

Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.

Разбор конкретного маршрута.

 

2

Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города.

1

3

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

4

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе по материалам ГИБДД.

1

5

Практическое занятие. Экскурсии по городу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся.

1

6

Остановочный путь и скорость движения.

 

1

7

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

8

Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

1

9

Опасность перехода перед близко движущимся транспортом.

1

10

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

1

Это должны знать все (10 часов)

1

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в городе.

1

Автомобиль мгновенно остановить невозможно.

Причины дорожных аварий, что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги.

Что такое перекресток? Что делать, если не успел перейти проезжую часть.

Движение транспортных средств на перекрестке.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке.

Правила перехода нерегулируемого перекрестка.

Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-секционный светофор.

Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.

Пешеходный светофор с вызывным устройством.

2

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

1

3

Опасные ситуации при переходе дорог

1

4

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

1

5

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

1

6

 Нерегулируемые перекрестки.

 

 

1

7

Типы перекрестков.

 

 

1

8

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

1

9

Нерегулируемый перекресток.

 

1

10

Регулируемые перекрестки. Светофор.

 

1

Мы – пассажиры (5 часов)

1

Поездка в автобусе и троллейбусе.

 

1

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Какие транспортные средства называют маршрутными?

Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке.

Как правильно пользоваться маршрутным такси.

История появления автомобиля и правил дорожного движения

Остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте;

 

Опасные ситуации, возникающие при переходе проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса.

2

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.

1

3

Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом.

1

4

Поездка в трамвае и на других видах транспорта.

 

1

5

Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.

 

 

 

1

Правила дорожного движения (9 часов)

1

Дорожные знаки и дорожная разметка.

 

1

Группы дорожных знаков и их назначение.

Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.

Дорожные знаки в нашем городе.

2

Дорога в школу (твой ежедневный маршрут)

 

1

Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы. Что изменилось в твоём маршруте по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому и т.д.

3

Где можно и где нельзя играть.

 

 

1

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции).

Анализ причин их возникновения.

4

Виды травм при ДПТ

 

 

1

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги.

Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода.

Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля.

Характерные травмы, получаемые велосипедистами.

5

Как помочь себе и товарищу при получении травмы.

 

1

6

Ты – велосипедист.

 

 

1

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

7

Поездка за город.

 

 

1

Движение транспорта на загородной дороге.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.

Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды

8

Дорога глазами водителей.

 

 

1

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

9

Итоговое занятие.

 

1

Проведение игр, викторин и т. п. по Правилам дорожного движения.

Подведение итогов (тестирование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дорожная грамота (14 часов)

1

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

1

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

  Повторение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия по городу.

 

Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть.

 

Разбор конкретного маршрута.

 

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

 

Скорость движения и торможение автомобиля.

 

Остановочный и тормозной путь.

2

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

1

3

Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

1

4

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

1

5

Перекрестки и их виды.

1

6

Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.

1

7

Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.

1

8

Пешеходная и велосипедная дорожки.

1

9

Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

1

10

Остановочный путь и скорость движения.

1

11

Пешеходные переходы.

 

12

Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.

 

13

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

 

14

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

 

Это должны знать все (9 часов)

1

Нерегулируемые перекрестки

 

 

 

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

2

Нерегулируемые перекрестки

1

3

Регулируемые перекрестки. Светофор

 

1

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Из истории светофора

4

Регулируемые перекрестки. Светофор

1

5

Регулировщик и его сигналы.

 

1

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

ГИБДД. Цели и задачи, решаемые ГИБДД.

6

Регулировщик и его сигналы.

1

7

Инспектор дорожной полиции, его работа.

 

1

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

 

8

Где еще можно переходить дорогу.

 

1

9

Где еще можно переходить дорогу.

1

Мы – пассажиры (5 часов)

1

Поездка в автобусе и троллейбусе.

1

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

2

Обязанности пассажиров.

1

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.

3

Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства .

1

Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом.

 

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции).

 

 

Анализ причин их возникновения.

4

Поездка в трамвае и на других видах транспорта.

 

1

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.

 

5

Поездка в трамвае и на других видах транспорта.

 

 

1

Правила дорожного движения (6 часов)

1

Дорожные знаки и дорожная разметка.

 

1

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.

Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.

Дорожная разметка, ее назначение и виды.

 

2

Где можно и где нельзя играть.

 

 

1

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

 

3

Ты – велосипедист.

 

 

1

Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

 

4

Поездка за город.

 

 

1

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

 

5

Дорога глазами водителей.

 

 

1

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

 

6

Итоговое занятие.

 

1

Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дорожная грамота (9 часов)

1

Безопасность пешеходов.

 

 

 

1

Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.

Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека.

Интенсивность и скорость движения городского транспорта.

Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.

Тормозное расстояние.

Стоящий (остановившийся) транспорт – как его обходить.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в городе.

2

Безопасность пешеходов.

 

 

 

1

3

Безопасность пешеходов.

1

4

Знаем ли мы ПДД?

 

 

1

Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.

Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.

5

Знаем ли мы ПДД?

 

 

1

6

Знаем ли мы ПДД?

 

7

Проверка знаний ПДД

1

Повторение материала по Правилам дорожного движения, полученного в 1-3 классах.

8

Проверка знаний ПДД

1

9

Проверка знаний ПДД

1

Это должны знать все (5 часов)

1

Основные понятия и термины ПДД.

 

 

1

Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.

 

2

Основные понятия и термины ПДД.

 

 

 

 

1

3

Предупредительные сигналы.

 

 

 

 

1

Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.

Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.

Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие

4

Предупредительные сигналы.

1

5

Движение учащихся группами и в колонне.

 

1

Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.

Порядок движения учащихся в колонне.

Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

Мы – пассажиры (5 часов)

1

Перевозка людей.

 

 

1

Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?

Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.

Какие существуют запрещения при перевозке людей?

2

Перевозка людей.

1

3

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1

Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».

Правила посадки и высадки учащихся.

4

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

 

5

Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.

1

Правила дорожного движения (15 часов)

1

Нерегулируемые перекрестки

 

1

Что такое нерегулируемый перекресток?

Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.

Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?

Какие дорожные знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.

2

Нерегулируемые перекрестки

 

1

3

Нерегулируемые перекрестки

1

4

Оборудование автомобилей специальными приборами.

 

 

1

Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.

Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.

Преимущественное право проезда специальных автомобилей.

Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

5

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1

5

Труд водителя.

 

 

1

Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.

Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.

6

Встреча с водителем автомобиля или автобуса.

1

7

Разбор дорожных ситуаций на макете.

1

На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.

На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.

 

8

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.

1

9

Сигналы регулировщика.

1

10

Дорожные знаки.

 

Дорожные знаки для пешеходов

11

Железнодорожные переезды.

 

1

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей.

Правила перехода и переезда через них.

12

Основные виды и причины травм у детей, пострадавших в ДТП.

 

1

Дорожно-транспортные происшествия по вине детей.

Часто при дорожно-транспортных происшествиях случаются ушибы, вывихи, переломы.

13

Практическое занятие на специальной автоплощадке.

1

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.

14

Проведение Дня безопасности дорожного движения

1

В классе проводится конкурс, викторина на лучших знатоков ПДД

15

Итоговое занятие.

 

1

Подведение итогов (диагностика по ПДД)

 

 

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"

Программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дорожке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019