Пояснительная записка
Программа кружка социального направления «Я - ученик» составлена на основе программы пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» С.Л. Посмитной для начальных школ Хабаровского края и дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
Содержание программы направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников.Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Программа кружка «Я – ученик» рассчитана на освоение младшими школьниками в первом классе. Реализация содержания раздела направлена на активизацию у младших школьников процесса самопознания, который помогает им перейти с этапа «Я субъект предметного мира» на этап «Я субъект общественных отношений».
Содержание программы предполагает познакомить первоклассников через учебно-игровое пособие «Я – первоклассник» с историей школы, со школьным сообществом, правилами поведения, основами управления, ОБЖ в школе, а также определить основы взаимоотношений между детьми класса, строящиеся на уважении, терпимости, доверии, дружбе, взаимовыручке, привить навыки по самоуправлению и самоорганизации.
Содержание программы (33 часа)
Введение. Давайте познакомимся. Знакомство с новым курсом. Помощники первоклассника – эндемики Хабаровского края. С медвежонком и тигренком по стране Знаний. Мы – ученики, одноклассники, дальневосточники, хабаровчане…
Тема 1. Я – ученик. Мы – ученики.
Кто я? Кто мы? Мы разные. Каждый особенный. Мы один класс. Давайте познакомимся. Наши любимые игрушки. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) День Знаний.
Учебное занятие, звонок, перемена, расписание, наши дневники – деловые записные книжки.
Мы – школьники. Зачем мы учимся? Учение – главная работа школьников. Домашние задания и наше рабочее место дома. Секреты хорошей учебы. («Веселая энциклопедия полезных советов».) Школьник и дошкольник, а кто я? Чем отличается школьник от дошкольника?
Мой режим дня. Как все успеть? Дела бывают разные по времени и трудности выполнения. Умение составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне удалось сделать, а что нет.
Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, основные дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы. Правила поведения на загородных дорогах. Особенности движения транспорта по мокрой и скользкой дороге. Соблюдение Правил дорожного движения при переходе автодорог.
Я – ученик, мы – ученики. Ученик – человек, который чему-то учится. Чему и как можно учиться? Органы чувств человека и их роль в исследовании человеком мира.
История школьного портфеля и его обитателей. Состояние личных школьных принадлежностей у каждого первоклассника.
Мы – первоклассники. Посвящение в первоклассники. Праздник с вручением подарков и выступлением детей и родителей…
Тема 2. Мы, наш класс и наша школа.
Тип нашей школы (муниципальная или частная, общеобразовательная средняя, лицейили гимназия). Номер и адрес нашей школы, средства связи. (Игра «Расскажи прохожему или другу, где расположена твоя школа», «Позвоните по школьным телефонам». Что бы вы узнали или сообщили?) Наш безопасный путь по школьному зданию. (Экскурсия по школьному зданию с целью ознакомления детей с расположением необходимых учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания, экскурсия-разведка «Как Вас зовут?» Знакомство с администраторами, техническим персоналом, поварами школы.)
Школьный бюджет. Доходы и расходы школьного бюджета. Бережное отношение к школьному имуществу и возможность пополнения школы новыми книгами, спортивным инвентарем, пособиями, компьютерами… От кого зависит в школе чистота, уют, возможность получить хорошее образование? Сколько стоит наше образование?
Классный кабинет. Рабочее место ученика и учителя. Индивидуальные и общешкольныепринадлежности. (Игра на внимание «Мое и наше» и на самое аккуратное рабочее место.) От чего зависит наше здоровье в школьном кабинете?
Экскурсия в школьный медпункт. Что нужно делать для укрепления своего здоровья в школе и дома? Знакомство с медицинским персоналом и правилами поведения в школьном медпункте. Возможные опасности и травмы. Навыки оказания первой помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе. Основные человеческие потребности первоклассников и ихудовлетворение в условиях школы. Правила поведения и основы безопасной жизнедеятельности на занятиях и переменках, в разных местах школы: в столовой, в туалетных комнатах, на игровой площадке, в спортзале…
Общешкольные правила безопасности для детей и взрослых, принятые в нашей школе. (Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения».)
План и правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, землетрясение, наводнение, при встрече с человеком угрожающего поведения в школе). К кому в школе можно обратиться за помощью? (Показ безопасных мест укрытия в здании и маршрута выхода из здания школы на случай чрезвычайной ситуации.) Причины пожаров в здании школы и способы их тушения.
Телефоны экстренной помощи: 01, 02, 03, службы спасения.
Скоро праздник Новый год. Правила поведения при пожаре. Дружина ЮДП в нашем классе.
Школьная библиотека – хранительница знаний людей и наша помощница. Правила поведения в библиотеке. Читательский билет, книжные полки, каталоги. Экскурсия в школьную библиотеку. Рукомесло. Книги дальневосточных авторов детям.
А мы такие разные. Наша классная книга рекордов. Мой класс глазами моих одноклассников.
Семья. Наш класс – семья (союз одноклассников). Чувства заботы, товарищества,поддержки, уважения и дружбы – это условия успеха в учебе каждого в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».)
Как я и мои одноклассники можем сделать свою жизнь в классе и школе интересной? Наше самоуправление. Коллективное планирование классных дел и анализ проведенных. Я и вклад каждого в создание интересной жизни в нашем классе. (Создание настенного проекта«Наш классный уголок».)
Как жить в мире с другими? Деловые и личные отношения между всеми жителями школьной страны: учениками, учителями, администрацией школы, техническим персоналом,родителями (устный опрос мнения детей «Ученик и учитель – это...»). Как разрешать возникаемые конфликты, «нерешаемые» вопросы? Учиться на чужих и своих ошибках. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Какие отношения помогают и какие мешают нам в учебе? Коллективный договор о правилах хорошего тона в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Тренинг «Комплимент». Умение принимать людей такими, какие они есть – важное качество современного человека. Право на ошибку. Ответственность за свои поступки. (Групповой мозговой штурм.)
Вежливые слова. «Здравствуйте» и «До свидания». Как себя вести в классе, если ты в нем новичок или возвращаешься после болезни? Как попрощаться с классом, если предстоит разлука или переезд? Как быстрее познакомиться с другими? Как преодолеть свои страхи и робость в общении с другими (психологический тренинг)?
Каникулы и правила поведения на автодорогах, на весеннем льду. Наши путешествия по Хабаровскому краю во время каникул.
Тема 3. Наша школьная пора.
Что такое история? Какой она бывает? Зачем она людям? Путешествие по «реке времени».
История нашей школы. Экскурсия по школьному музею. Воспоминания наших родителей об их школьной поре, школе и учителях. Любимые предметы наших родителей. (Рассказы-воспоминания родителей.) Просмотр альбомов выпускников прошлых лет.
История нашего класса. (Рукомесло. Коллективное придумывание и оформление альбома или настенной газеты о классе: будни и праздники нашего класса, ученики, учителя, родители.)
Подарок будущим первоклассникам от нашего класса. Настенные газеты-пожелания. Шкатулки с полезными мелочами.
Наши школьные успехи. Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.
Основы безопасной жизнедеятельности детей летом на территории Хабаровского края.
Праздник «До свидания, первый класс». (Праздничный концерт, посвящение во второклассники, поздравление родителей...)
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
Содержание |
1. |
Введение Давайте познакомимся |
Учимся бесконфликтно общаться, создаем классный уголок. |
|
2. |
Я – ученик. Мы – ученики. Кто я? Кто мы? |
||
3. |
Заливается звонок, начинается урок. |
Договариваемся об общих правилах. |
|
4. |
Мы - школьники |
Рассуждаем о своей новой роли в обществе. |
|
5. |
Режим дня (и как всё успеть) |
Учимся планировать свой день |
|
6. |
В гостях у светофора |
Осознаем ОБЖ для пешеходов |
|
7. |
Мы - ученики |
Осознаем свои возможности для успешной учебы |
|
8. |
Школьный портфель |
Осознаем умение быть бережливым и аккуратным как важные качества ученика. |
|
9. |
Мы - первоклассники |
Ритуал посвящения в первоклассники. |
|
10. |
Мы, наш класс и наша школа. Наш красивый школьный дом, а хозяин ли я в нем? |
Знакомимся со взрослыми, работающими в школе. Учимся бесконфликтно общаться в школьном коллективе. |
|
11. |
Школьный бюджет |
Осознаем важность бережного отношения к школьному имуществу. |
|
12. |
Наш учебный кабинет |
Осознаем, что забота о своем интересе не должна отвергать заботу об интересе всех. |
|
13. |
Экскурсия в ФАП с.Сикачи-Алян |
Проговариваем способы избежать травмы во время пребывания в школе и способы помощи пострадавшим от травмы. |
|
14. |
О правилах школьного поведения |
Проговариваем важность правил поведения. Учимся предвидеть опасность. |
|
15. |
Внимание: чрезвычайная ситуация |
Продолжаем учиться предвидеть опасность. |
|
16. |
Скоро в школе Новый год |
Проговариваем ОБЖ детей во время новогоднего праздника. |
|
17. |
Прогулка в школьную библиотеку |
Записываемся в библиотеку, знакомимся с правилами ее работы. |
|
18. |
А мы такие разные |
Учимся увидеть в другом то, за что его можно похвалить. Учимся быть внимательными друг к другу |
|
19. |
Наш класс - семья |
Определяемся с ролью каждого в организации комфортных отношений в классе. |
|
20. |
Наши школьные будни и праздники |
Осваиваем технологию КТД – коллективное творческое дело. |
|
21. |
Как жить в мире с другими? |
Учимся быть внимательными друг к другу, учимся бесконфликтному общению. |
|
22. |
Ура, каникулы! |
Проговариваем ОБЖ во время весенних каникул. |
|
23. |
Наша школьная пора. Что такое история? |
Знакомимся с историей как наукой о жизни. |
|
24. |
Экскурсия в школьный музей «Мир Сикачи-Аляна» |
Знакомимся с культурой, традициями, бытом своего народа. |
|
25. |
Экскурсия в филиал краеведческого музея имени А.Н.Гродекова |
Знакомимся с культурой, традициями, бытом своего народа. |
|
26. |
История нашей школы |
Знакомимся с историей нашей школы. |
|
27. |
История нашего класса |
Пишем историю своего класса. |
|
28. |
Подарок будущим первоклассникам |
Учимся умению подарить другому радость. |
|
29. |
Наши школьные успехи |
Развиваем положительную самооценку. |
|
30. |
Скоро лето |
Проговариваем ОБЖ детей летом на территории Хабаровского края |
|
31. |
До свидания, первый класс |
Праздник – посвящение первоклассников во второклассников. |
Ожидаемые результаты
1. Социальный портрет.
2. Знание своих прав.
3 Способность к рефлексии.
4. Самооценка.
5. Потребность в правилах отношений.
6. Доброжелательность к одноклассникам.
7. Потребность в обращении к правилам.
8. Способность к самостоятельному выбору.
9.Умение увидеть социальную опасность в конфликтной ситуации.
10. Дружба как мотив для прекращения конфликта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.