Муниципальное образовательное учреждение
«Калитинская основная общеобразовательная школа»
Приложение 1
к основной образовательной программе
УТВЕРЖДЕНА
приказом по основной деятельности
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Юные инспектора движения»
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Калитино 2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………….... ………………3 – 4
2. Учебно – тематическое планирование ……………………………………...4 – 5
3. Содержание изучаемого курса ………………………………………………5 – 7
4. Организационно – педагогические условия реализации образовательной программы …………………………………………………………………7 - 9
5. Планируемые результаты освоения образовательной программы …………….9
6. Система оценки результатов освоения образовательной програ………….9 - 11
7. Литература ……………………………………………………………...11 - 12
8. Приложения ……………………………………………………………….12 - 13
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Юные инспектора движения»
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014года № 1726 – р)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения» разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения:
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции);
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.;
3. Правила дорожного движения РФ (в последней редакции);
4. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.
Цель дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения»:
- охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения»:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения»: из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В
атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую доврачебную помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения» в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения.
Данная дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспектора движения» рассчитана на учащихся 2 – 4 классов, минимальный возраст детей 8 – 11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юные инспектора движения» - 1 год.
№ |
ТЕМА |
Количество часов |
Формы проведения промежуточ - ной аттестации |
||
Теория |
Практика |
||||
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММА |
|||||
1 |
1.1 Вводное занятие. Цели и задачи ЮИД. |
1 |
|
Комбинирован - ная проверка (тестирование, практические, сочетание письменных и устных форм, изготовление макетов) |
|
ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ |
|||||
2 |
История правил дорожного движения. |
1 |
|
||
ИЗУЧЕНИЕ ПДД |
|||||
3 |
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. |
1 |
|
||
4 |
Дорожные знаки и их группы |
1 |
|
||
5 |
Дорожные знаки и их группы |
1 |
|
||
6 |
Изготовление макетов дорожных знаков. |
|
1 |
||
7 |
Изготовление макетов дорожных знаков. |
|
1 |
||
8 |
Викторина «Дорожные знаки |
1 |
|
||
9-10 |
Элементы улиц и дорог. Составление индивидуального безопасного маршрута. |
1 |
1 |
Письменная проверка (проверочные, лабораторные, письменные ответы на вопросы) |
|
11 |
Перекрёсток. Средства регулирования движения. |
1 |
|
||
12-13 |
Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика. |
1 |
1 |
||
14 |
Дорожная разметка |
1 |
|
||
15 |
Мы- пешеходы |
|
1 |
||
16 |
Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и дорожные знаки |
1 |
|
||
ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ |
|||||
17 |
Аптечка. Правила оказания доврачебной помощи (ушибы, растяжения) |
1 |
|
Проекты. Творческие задания. Письменная проверка (создание памяток, буклетов) |
|
18-19 |
Правила оказания доврачебной помощи при ранах и ссадинах. Наложение жгута, ремня. |
1 |
1 |
||
20-21 |
Правила оказания доврачебной помощи при переломах и вывихах. |
1 |
1 |
||
22-23 |
Виды кровотечения и оказание доврачебной помощи. |
1 |
1 |
||
24 |
Первая помощь при обморожениях и при ожогах. Тепловой (солнечный) удар и обморок. |
1 |
|
||
25 |
Способы транспортировки пострадавших |
1 |
|
||
ФИГУРНОЕ ВОЖДЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА |
|||||
26 |
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. |
1 |
|
Практические тренировки. Комбинированная проверка (тестирование, практические, сочетание письменных и устных форм, изготовление макетов) |
|
27 |
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. |
1 |
|
||
28 |
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. |
1 |
|
||
29-30 |
Изучение препятствий отдельно: змейка, восьмерка, качели, перестановка предмета, слалом. |
|
2 |
||
31-32 |
Изучение препятствий отдельно: рельсы «Желоб», ворота с подвижными стойками, скачок, коридор из коротких досок. |
|
2 |
||
33-34 |
Фигурное вождение на велосипеде |
|
2 |
||
3. Содержание изучаемого курса. 34 часов – 1 час в неделю.
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка.Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Тема 2. История правил дорожного движения.Теория.История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Тема 3.Изучение правил дорожного движения.Теория.Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.Основы оказания доврачебной помощи. Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.Раны, их виды, оказание первой помощи.Вывихи и оказание первой медицинской помощи.Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.Виды повязок и способы их наложения.Обморок, оказание помощи.Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.Обморожение. Оказание первой помощи.Сердечный приступ, первая помощь.Практика.Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.Транспортировка пострадавшего.
Тема 5.Фигурное вождение велосипеда.Теория. Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.Препятствия:- змейка;- восьмерка;- качели;- перестановка предмета- слалом;- рельсы «Желоб»;- ворота с подвижными стойками;- скачок;- коридор из коротких досок.Практика.Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.
4. Организационно – педагогические условия реализации образовательной программы.
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видео метод (просмотр, обучение).
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
5. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
* Самостоятельности в принятии правильного решения;
* Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
* Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
* Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Учащиеся должны:
знать:
* правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
* серии дорожных знаков и их представителей;
* способы оказания первой медицинской помощи;
* техническое устройство велосипеда.
уметь:
* работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
* читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
* оказывать первую помощь пострадавшему;
* управлять велосипедом.
иметь навыки:
* дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
* взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
* участия в конкурсах, соревнованиях.
* активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
6. Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
Фронтальный опрос.
> Проводится как беседа в котором участвуют учащиеся всей группы. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения программы. Педагог подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью или рассказ, перечислить, вспомнить и др.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину и т.п.
Индивидуальный опрос.
> Рассказ – описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или события, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание школьника отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
> Рассказ – рассуждение. Проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированного логического мышления, воображения, связной речи–рассуждения.
Письменная проверка знаний.
Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:
> тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
> индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, и т.п.).
> графические работы, позволяющие проверить осмысленность имеющихся
у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Классификация ошибок и недочетов
влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного события; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
Недочеты:
Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
Положительную оценку получают также обучающие, который
не продемонстрировали существенные сдвиги в формировании навыков, умений передвигаться на велосипеде, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя и овладели доступными ему навыками.
7. Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.