Программа по вокалу для доп.образования 2 часть

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Радуга. 2 уровень.docx

 

 

АННОТАЦИЯ

Название программы: дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ПРО»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации:  5 месяцев

Направление программы: обучение эстрадному вокалу

Направленность: художественная

Программа рассчитана на интерес учащихся к музыке – это прекрасный стимул к обучению и приобщению к музыке. Основополагающей методикой данной программы  по развитию голоса учащихся является  фонопедическая методика по системе В.В.Емельянова, которая предполагает правильное бережное отношение к голосовому аппарату ребёнка и развитие его вокальных данных.

В программе по эстрадному вокалу «Радуга» заложены основы формирования не только системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и активизация развития творческих способностей учащихся и воспитание самостоятельной творческой личности.

Обучаясь по данной программе, учащиеся изучают элементарные основы музыкальной грамотности, основы вокальной грамотности, фонопедический метод развития голоса, основы эстрадного пения, звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аудиоаппаратуру. В процессе работы учащиеся овладевают вокально-техническими навыками, умением владеть своим телом, умением работать сольно и в ансамбле.

Программа обучает учащихся:

-музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-этике поведения на занятиях и вне занятий;

-культуре общения и поведения в социуме;

-навыкам здорового образа жизни, патриотизма;

-развитию деловых качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность);

-активизации творческой деятельности учащихся;

-формированию необходимых для занятий способностей (выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве);

-развитию общего и культурного кругозора учащихся.

Программа направлена на развитие творческих, познавательных, коммуникативных, компенсаторных и досуговых потребностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

Аннотация

2

Пояснительная записка

5

Цель и задачи программы

7

Содержание программы

11

Планируемые результаты освоения программы

18

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

20

Образовательные и учебные форматы

(используемые в программе формы, методы, приемы

 и педагогические технологии)

23

Материально-техническое обеспечение программы

(техническая и материальная платформа программы)

23

Перечень литературы и информационно-методических

материалов, необходимых педагогу и учащимся для успешной

 реализации программы

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Обучение пению формирует положительные стороны личности, обеспечивает эмоциональное благополучие учащегося, укрепляет его психическое и физическое здоровье, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, активизирует восприимчивость, стимулирует развитие природной музыкальности, способствует развитию мотивации к творчеству. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Эстрадная песня - это маленький спектакль, где учащийся подкрепляет свое вокальное творчество движениями и танцами, учится творить и импровизировать.

Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ПРО» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196);

-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

-Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

-Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);

-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

-Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);

-Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;

-Локальные акты Дворца творчества: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ПРО» является вторым модулем (продолжением) дополнительной общеразвивающей программы  «Радуга. Стартовый уровень».

Направленность программы «Радуга ПРО» - художественная.

При анализе родительского спроса и выборе в предпочтениях учащихся, выявилась востребованность данной программы.

Актуальность  программы в том, что она имеет высокий социальный заказ у учащихся, их родителей и построена на интересах учащихся - прекрасного стимула к обучению. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Существование эстрадного музыкального искусства определяется общественными условиями жизни, соответствует интересам современных учащихся, а занятия в эстрадном коллективе отвлекают учащихся  от улицы. Сценические постановки, танцевальные движения, музыка пробуждают в учащихся социальные, творческие, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь.

Цель: развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения их к  искусству эстрадного вокала.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися эстрадной певческой манерой исполнения;

-продолжить знакомство учащихся с современным эстрадным исполнительством;

-продолжить изучение музыкальных понятий, музыкальных упражнений;

-обучать правильному певческому дыханию, навыкам владения голосом;

-продолжить обучать навыкам владения своим телом в исполнительском искусстве;

-обучить учащихся фонопедическому методу развития голоса;

Развивающие:

-развивать творческие способности учащихся, мотивацию к познанию, творчеству, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять знания и навыки;

-развивать общий и культурный кругозор, художественный и музыкальный вкус;

- развивать внимание, коммуникативные способности, умение наблюдать за собой.

Воспитательные:

-способствовать приобщению учащихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-воспитывать художественный вкус, нравственные и моральные идеалы учащихся;

-формировать этику поведения на занятиях и вне занятий.

Педагогическая целесообразность программы в том,  что она направлена на развитие творческих способностей учащихся, на удовлетворение их потребностей в нравственном и интеллектуальном  совершенствовании, пробуждает интерес к новой деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия по развитию голоса детей, осуществляются на основе фонопедической методики по системе В. В. Емельянова, которая предполагает под собой правильное бережное отношение к голосовому аппарату ребёнка и развитие его вокальных данных.

Сроки реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга ПРО» разработана на 5 месяцев обучения. Общий объем программы - 40 часов.

Возраст учащихся составляет от 7 до 12 лет с разной степенью подготовленности. Наиболее целесообразным для  успешной реализации данной программы и положительной динамики роста достижений учащихся является комплектование разновозрастных групп. При организации занятий учитываются возрастные особенности учащихся и подбираются формы проведения занятий, где старшие помогают младшим.

Режим организации занятий

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

Учебный план

 

п/п

 

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

1

Музыка вокруг

0,5ч

0,5ч

опрос

2

Музыкальные основы

0,5ч

0,5ч

опрос, музыкальная викторина

3

Музыкальные исполнители

0,5ч

0,5ч

опрос

4

Современное вокальное эстрадное творчество

0,5ч

0,5ч

опрос

5

    Музыка разных народов

0,5ч

0,5ч

опрос

6

Патриотизм и я

0,5ч

0,5ч

опрос, музыкальная викторина

7

Повторение основных музыкальных понятий

0,5ч

0,5ч

тест

8

Метроритм

0,5ч

0,5ч

тест

9

Повторение устройства голосового аппарата

0,5ч

0,5ч

опрос

10

Повторение голосовых регистров

0,5ч

0,5ч

опрос

11

Повторение процесса звукообразования

0,5ч

0,5ч

опрос

12

Повторение основы дыхания певца

0,5ч

0,5ч

опрос

13

Повторение правильной певческой установки

0,5ч

0,5ч

опрос

14

Повторение понятия дикционный аппарат

0,5ч

0,5ч

опрос

15

Повторение понятия тембр

0,5ч

0,5ч

опрос

16

Унисон в музыке

0,5ч

0,5ч

опрос

17

Повторение понятий сольное пение и ансамбль

0,5ч

0,5ч

опрос

18

Повторение основ фонопедической системы В.В. Емельянова

0,5ч

0,5ч

опрос

19

Артикуляционная гимнастика

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

20

Разучивание интонационно-фонетических упражнений

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

21

Разучивание голосовых сигналов доречевой коммуникации

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

22

Пение закрытым ртом

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

23

Пение на одном звуке

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

24

Поступенное восходящее движение

 

 

0,5ч

 

0,5ч

тестовые упражнения

25

Поступенное нисходящее движение

 

 

0,5ч

 

0,5ч

тестовые упражнения

26

Восходящие скачки на разные интервалы

 

 

0,5ч

 

0,5ч

тестовые упражнения

27

Нисходящие скачки на разные интервалы

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

28

               Гамма

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

29

Упражнения на разные штрихи

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

30

Вибрато

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

31

Упражнения на разную динамику

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

32

 

                 Скороговорки

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

33

Канон

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

34

Песня

0,5ч

0,5ч

опрос

35

Разучивание песни «Пригласите песню»

1 куплет

0,5ч

0,5ч

опрос

36

 

Разучивание песни «Пригласите песню»

2 и 3 куплет

 

0,5ч

0,5ч

опрос

37

Исполнение песни «Пригласите песню»

 

 

0,5ч

0,5ч

опрос

38

Работа с микрофоном  и минусовая фонограмма

0,5ч

0,5ч

тестовые упражнения

39

Концертные правила артиста

0,5ч

0,5ч

опрос

40

Итоговое занятие

0,5ч

0,5ч

викторина

Итого

40

20

20

 

 

Содержание программы

Тема 1. Музыка вокруг.

Теория: Повторение понятия музыка. Где используется. Какая музыка бывает. Зачем музыка людям.

Практика: Слушание музыкальных примеров, сравнение и просмотр видео-материалов, подготовка докладов учащимися.

Форма контроля: опрос

Тема 2. Музыкальные основы.

Теория: Повторение понятий: песня, танец, марш, мелодия, аккомпанемент, композитор, слушатель, образ, характер, настроение.

Практика: Слушание и активное участие в исполнении небольших музыкальных примеров (промаршировать, потанцевать в характере песни, прохлопать ритм)

Форма контроля: опрос, музыкальная викторина

Тема 3. Музыкальные исполнители

Теория: Повторение понятий: профессиональная музыка, музыкальные инструменты, оркестр и вокально-инструментальный ансамбль.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме, подготовка докладов учащимися, (возможен поход в филармонию на музыкальное представление).

Форма контроля: опрос

Тема 4. Современное вокальное эстрадное творчество.

Теория: Повторение:  понятия «Эстрадное пение», зарубежных и российских представителей этого направления в музыке, а также видов детских вокальных эстрадных коллективов и их репертуара.

Практика: Аудио-видео презентация о детских вокальных коллективах, их репертуаре,  современных композиторах и их произведениях, (возможен поход на эстрадный концерт или эстрадное музыкальное представление).

Форма контроля: опрос.

Тема 5. «Музыка разных народов»

Теория: Повторение  темы «народные элементы» в различных стилях современной поп-музыки (восточные, русские народные, американские, индийские и т.д.)

Практика: Просмотр аудио-видео презентации по теме, подготовка докладов учащимися.

Форма контроля: опрос.

Тема 6. «Патриотизм и я»

Теория: Повторение понятий:  Отчизна, Родина, родной край, родная природа, народ, страна, гимн, патриот. Беседа о вкладе молодёжи в развитие страны и её процветания.

Практика: Слушание музыкальных видео-композиций: о России, о Родине, гимн России, о Кузбассе, гимн Кузбасса, современные песни о Кузбассе; подготовка докладов учащимися, разучивание гимнов России и Кузбасса.

Форма контроля: опрос, музыкальная викторина

Тема 7. Повторение основных музыкальных понятий.                        

Теория: Повторение  понятий: клавиатура, ноты, звукоряд, гамма, мелодия, лад, регистр, трезвучие.

Практика: Определение на слух основных музыкальных понятий, исполнение голосом и изображение на инструменте, кто имеет опыт, показ примеров в нотных приложениях.

Форма контроля: тест

Тема 8. Метроритм

Теория: Повторение понятий: ритм, метр, сильные и слабые доли, паузы, фермата.

Практика: Определение на слух основных ритмических понятий, исполнение посредством прохлопывания и изображение на инструменте, кто имеет опыт, показ примеров в нотных приложениях.

Форма контроля: тест

Тема 9. Повторение устройства голосового аппарата

Теория: Повторение строения голосового аппарата, режима работы.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме, работа индивидуально с зеркалом, подготовка докладов учащимися.

Форма контроля: опрос.

Тема 10.  Повторение голосовых регистров

Теория: Повторение понятий: грудной, головной и смешанный регистр.

Практика: Выполнение упражнений на определение регистров, индивидуальное определение на слух регистров при исполнении.

Форма контроля: опрос

Тема 11. Повторение процесса звукообразования.

Теория: Повторение о происхождении, видах и способах звукоизвлечения.

Практика: Выполнение определённых упражнений на разные способы звукоизвлечения, определение на слух при исполнении голосом, работа индивидуальная и в группе.

Форма контроля: опрос

Тема 12. Повторение основы дыхания певца.

Теория: Повторение строения дыхательного аппарата певца и основ правильного певческого дыхания.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме и разучивание упражнений на правильный вдох и выдох, а также развитие умения правильно распределить это в исполнении музыкального упражнения, подготовка докладов и рефератов.

Форма контроля: опрос.

 Тема 13. Повторение правильной певческой установки.

Теория: Повторение понятий: правильное положение корпуса, работа на полную силу, атака звука, энергетическая подача певца.

Практика: Разучивание упражнений на атаку звука, энергетическую подачу, определение на слух правильной атаки при исполнении голосом, устранение недостатков.

 Форма контроля: опрос.

Тема 14. Повторение понятия дикционный аппарат.

Теория: Повторение артикуляционного аппарата, понятия - дикция, формирование гласных и согласных в пении.

Практика: Разучивание упражнений по теме, определение на слух правильной, либо неправильной дикции при исполнении музыкальных упражнений, исправление недостатков.

Форма контроля: опрос.

Тема 15. Повторение понятия тембр.

Теория: Повторение понятий: тембр, резонаторы, вибрато.

Практика: Разучивание упражнений по теме, работа над развитием пения в резонаторы, поиск индивидуального тембра голоса и вибрато.

Форма контроля: опрос

Тема 16. Унисон в музыке

Теория: Повторение понятия унисон – одноголосное исполнение.

Практика: Разучивание тренировочного материала в унисонном исполнении, работа над развитием унисона индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения.

Тема 17. Повторение понятий сольное пение и ансамбль

Теория: Понятие ансамбль. Виды ансамбля. Многоголосие.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме, подготовка докладов учащимися.

Форма контроля: опрос.

Тема 18. Повторение основ фонопедической системы В.В. Емельянова

Теория: Повторение основных разделов  и применение их в практической деятельности.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме, подготовка докладов учащимися.

Форма контроля: опрос

Тема 19. Артикуляционная гимнастика

Теория: Повторение упражнений и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала, работа над артикуляционной гимнастикой  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 20. Разучивание интонационно-фонетических упражнений

Теория: Повторение понятия, способы их извлечения и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала, работа над интонационно-фонетическими примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 21. Разучивание голосовых сигналов доречевой коммуникации

Теория: Повторение понятий, способах их извлечения и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала,  работа над голосовыми сигналами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 22. Пение закрытым ртом.

Теория: Знакомство с различными интонационными заданиями в позиции закрытого рта.

Практика: Разучивание различных упражнений на пение закрытым ртом, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 23. Пение на одном звуке

Теория: Знакомство с  интонационными заданиями в примарной зоне на одной ступени.

Практика: Разучивание различных упражнений на одном звуке, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения.

Тема 24. Поступенное восходящее движение.

Теория: Знакомство с различными интонационными заданиями на восходящее поступенное движение от разных нот.

Практика: Разучивание различных упражнений на восходящие интонации, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения.

 Тема 25. Поступенное нисходящее движение.

Теория: Знакомство с различными интонационными заданиями на нисходящее поступенное движение от разных нот.

Практика: Разучивание различных упражнений на восходящие интонации, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения.

Тема 26. Восходящие скачки на разные интервалы.

Теория: Знакомство с различными интонационными заданиями на разные восходящие интервалы от разных нот.

Практика: Разучивание различных упражнений на  скачки с восходящими  интервалами, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения.

Тема 27: Нисходящие скачки на разные интервалы

Теория: Знакомство с различными интонационными заданиями на разные нисходящие интервалы от разных нот.

Практика: Разучивание различных упражнений на  скачки с нисходящими  интервалами, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 28. Гамма.

Теория: Знакомство с понятием движения в пределах гаммы.

Практика: Разучивание различных упражнений на движение по звукам гаммы, работа над примерами  индивидуально и в группе.

 Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 29. Упражнения на разные штрихи

Теория: Повторение понятия штрихи в музыке, способы их извлечения и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала, работа над примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 30. Вибрато

Теория: Знакомство с понятием вибрато в голосе, способы его извлечения и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала, работа над примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 31.  Упражнения на разную динамику

Теория: Повторение понятия динамика в музыке, способы их извлечения и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала, работа над примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 32. Скороговорки

Теория: Знакомство с понятием скороговорка и применение их в практической деятельности.

Практика: Подготовка учащимися доклада, разучивание различных скороговорок, работа над примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 33.  Канон

Теория: Знакомство с понятием канон и применение его в практической деятельности.

Практика: Подготовка учащимися доклада, разучивание различных канонов, работа над примерами  индивидуально и в группе.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 34.  Песня

Теория: Определение понятия песня, её виды, тематика песен, куплет, припев.

Практика: Подготовка учащимися доклада, слушание разного музыкального материала, определение куплетов и припевов, тематики и видов песен.

Форма контроля: опрос

Тема 35.  Разучивание песни «Пригласите песню»

Теория: Знакомство с новым текстом и мелодией 1 куплета и припева.

Практика: Разучивание текста в 1 куплете и припеве, а также мелодических оборотов и движений, работа  под аккомпанемент фортепиано.

Форма контроля: опрос

Тема 36. Разучивание песни «Пригласите песню»

Теория: Знакомство с новым текстом и мелодией 2 и 3 куплета.

Практика: Разучивание текста во 2 и 3 куплетах и припеве, а также мелодических оборотов и движений, работа  под аккомпанемент фортепиано, либо под минусовую фонограмму с прописанной мелодией.

Форма контроля: опрос

Тема 37.  Исполнение песни «Пригласите песню»

Теория: Рассказ об исполнении этой песни, настроении, драматургии, движениях в песне.

Практика: Работа над движениями в песне, над эмоциональной драматургией, исполнение песни под минусовую фонограмму.

Форма контроля: опрос

Тема 38. Работа с микрофоном  и минусовая фонограмма

Теория: Повторение микрофонов (проводной и радиомикрофон).

Повторение понятия - сопровождение в музыке и его виды.

Практика: Слушание, сравнение и анализ «плюсовок» и «минусовок». Индивидуальная работа с учащимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление).

Форма контроля: опрос

Тема 39.  Концертные правила артиста

Теория: Повторение понятия концерт, его виды, работа артиста на концерте, внешний вид, сценический образ, эмоциональная драматургия.

Практика: Просмотр видеозаписей примеров эстрадных вокальных выступлений и концертов.

Форма контроля: опрос

Тема 40.  Итоговое занятие

Теория: Повторение пройденного материала.

Практика: Проверка полученных знаний и концертное исполнение разученной песни.

Форма контроля: викторина

 

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы соответствуют поставленным целям и задачам.

Предметные:

-овладение учащимися знаниями об эстрадной певческой манере исполнения и о современном эстрадном исполнительстве;

-сформированные знания основных музыкальных понятий и упражнений;

-сформированные навыки правильного певческого дыхания и владения голосом;

-развитые навыки владения своим телом в исполнительском искусстве;

-сформированные знания и навыки учащихся о фонопедическом методе развития голоса;

Метапредметные:

-развитие творческих способностей учащихся, мотивации к познанию, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять свои знания и навыки;

-развитие общего и культурного кругозора, художественного и музыкального вкуса;

- развитие внимания, коммуникативных способностей, умения наблюдать за собой.

Личностные:

-приобщение учащихся к музыкально-художественной культуре;

-воспитание художественного вкуса, нравственных и моральных идеалов у учащихся;

-формирование этики поведения на занятиях и вне занятий.

По окончанию обучения педагог проводит мониторинг и проверку усвоенных знаний, умений и навыков. Естественно с учётом возраста ребёнка, его психологических и физиологических данных.

Оценочные материалы

Ведомость диагностики результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Радуга ПРО» по теме: «Развитие вокальной обученности учащегося».

 

№п/п

Список детей

Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе

Наиболее важные знания

Наиболее важные умения

Основные музыкальные понятия

Основные вокальные понятия

Чистота интонирования

ритм

дикция

Освоение  основных вокальных  навыков

Умение держать партию в многоголосии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сред.уровень -  %                                          Сред. уровень – %

Макс. уровень -  %                                         Макс. уровень– %

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства  метроритма.

 Тест - игра "Ладошки".

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

максимальный уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками;

минимальный уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

2. Диагностика мелодического слуха.

Тест - "Повтори мелодию".

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии.

Ребёнку предлагается: спеть любую известную ему песенку и повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте.

Критерии оценки:

 максимальный уровень - точное исполнение звуков по высоте

минимальный уровень - неточности в интонировании.

3. Диагностика артикуляционного аппарата.

«Скороговорки»

Цель: определить уровень развития артикуляционного аппарата и выявить недостатки в речи.

Ребёнку предлагается: повторить за педагогом короткие скороговорки на разные сочетания букв.

Критерии оценки:

максимальный уровень – точное произношение и  сочетаний всех букв

минимальный уровень – неточное произношение, некоторые трудности в проговаривании согласных.

Формы аттестации и контроля

 

п/п

 

Вид

контроля

 

 

Форма

контроля

 

 

Какие умения и

навыки

контролируются

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

 

 

 

 

1

 

 

Входной

Тестовые упражнения (на определение голосовых данных, чистоту интонирования и дикцию)

Умение владеть голосовым аппаратом, умение чисто интонировать, умение владеть артикуляционным аппаратом

Материал анкетирования и тестирования

Диагностическая карта.

 

 

2

Текущий

 

Опросы, зачёты

 

Выявление ошибок

при исполнении

репертуара и упражнений

Материал тестирования

Открытое занятие

 

3

Итоговый

 

Концерт

Контроль

индивидуального

роста

Концертные номера (сольные и ансамблевые)

Открытое занятие – концерт для родителей

 

 

Образовательные и учебные форматы

Особенности организации образовательного процесса соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (массовая, групповая, индивидуальная). При проведении занятий используются следующие методы: объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ с использованием наглядного материала), репродуктивные методы; методы проблемного изложения и практические (упражнения, практические задания). Учитывая специфику основного предмета программы, занятия могут проводиться по принципам: ансамбли различных форм (дуэт, трио, квартет и т. д.), солиста и ансамбля (подпевка, бэк-вокал, подтанцовка), межгрупповая репетиция, репетиции концертных нескольких групп, массовые репетиции. Виды занятий по программе: репетиции, беседы, открытые занятия для родителей, занятия – соревнования (мини-конкурсы среди учащихся), контрольные точки.  Основополагающей методикой развития вокальных способностей детей является  методика по системе В.В.Емельянова.

Допуск к занятиям осуществляется после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешного выполнения программы по эстрадному вокалу и её эффективной деятельности необходимо материально-техническое обеспечение:

·        фортепиано,

·        компьютер с выходом в интернет,

·        оснащённая студия звукозаписи,

·        просторный кабинет для постановочных репетиций,

·        разнообразный нотный материал и аудиоматериал (инструментальные фонограммы),

·        концертные костюмы.

Информационное обеспечение: интернет - ресурсы с минусовыми фонограммами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические пояснения. Применение ФМРГ В.В.Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу?

­         Расширение диапазона;

­         Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

­         Усиление насыщенности звука;

­         Полётность;

­         Улучшение вибрато;

­         Большая певучесть звука;

­         Свобода;

­         Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

 

1цикл. Артикуляционная гимнастика.

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза (по четыре). (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).

1.     Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

2.     Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

3.     Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.

4.     Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5.     Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произволь­но издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками. Игровое задание: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)

6.     Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

7.     Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

8.     Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

9.     Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

11. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

12. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

13. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

14. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

15. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.

16. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

18. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

19. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

20. Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

2 Цикл. Интонационно-фонетические упражнения

Упражнение 1.

Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта (губная комиссура) не должны напрягаться, но только натягиваться (натяжение тканей можно проверить пальцами), рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [А]. В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков:

1778553_html_2f82aad2

Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох (условно обозначаемый знаком цезуры над «А» в квадратных скобках). Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

Особенности произношения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкою губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ»» и «БУХ» (можно уточнить и так: звуки «П» и «Б» произносятся влажными частями губ). Звуки «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В», и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха (примерно:«В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!», «Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!). Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продленных согласных «Ф», «С», «Ш». Целесообразно вне рамок настоящего задания осознать тот самый момент смены направления движения воздуха, т.е., момент перехода выдоха во вдох. Это полезно сделать на озвученном вдохе (инспираторная фонация) на гласной «А», добиваясь одинакового по высоте, тембру и силе звука на выдохе и вдохе, причем ориентиром должен быть звук, получающийся на вдохе. (Принцип самоимитации).

Упражнение 3.  «Вопросы – ответы». Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении.

Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным «переломом» голоса, который условимся называть «регистровым порогом».

В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).

Абстрактный вариант:


1778553_html_m218c94d8

Упражнение 4. «Вопросы-ответы с согласными».

 Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_5a023df5.png

 

 

 

 

 

 Педагог на каждом занятии может выбрать какой-либо вариант прочтения какой-либо строчки, что создает видимость разнообразия и включает в тренаж разные согласные.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_6ed83261.pngУпражнение 5. «Вопросы-ответы трехсложные». Аналогичное предыдущему включением звонких согласных.

 

 

 

 

 

 

3 Цикл. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Упражнение 1.

 Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.

Упражнение 2.

 Перевести равномерный бесшумный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания. Осознать, таким образом, механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.

Упражнение 3.

 Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, натянутая комиссура, форма рта - прямоугольник, поставленный на меньшую сторону.

Четыре коротких шипящих звука в форме гласного «А» (Произнесение гласного «А» шепотом) без движений артикуляционной мускулатуры в паузах и с бесшумным вдохом.

Одновременно с произнесением «А» шепотом резкие соударения большого и среднего пальцев правой руки.

Упражнение 4

 Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. После произнесения «А» шепотом и бесшумного вдоха на паузе, произнести гласную «А» звучно грудным регистром. Далее - опять пауза без движения артикуляторной мускулатуры и бесшумный вдох. Повторить четыре раза. Правая рука работает на шепотном «А», как в предыдущем упражнении, а левая делает такие же соударения большого и среднего пальцев на звучном грудном «А». Руки находятся на уровне рта.

Упражнение 5.

1778553_html_m4c85c935 Упражнение «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» с все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости (все большим открыванием рта). На штро-басе - язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.



Упражнение 6.

 «От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикните!

 

Упражнение 8.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_55de010d.png «Крик-вой!». Исходное положение такое же - максимально открытый рот. На этот раз после бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» с широко открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.

 

 

Упражнение 11.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_m245d0b3d.png «Волна с криками чаек». Упражнение представляет собою соединенные в одном движении упражнения №9 и №10. Упражнение дает возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетической обработкой виде. Механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

 

 

 

Виды скороговорок:

https://sibac.info/sites/default/files/images/statyi/2012_02_15_Philology/8.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-281793-1417794123.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-281793-1417793901.jpg

 

 

 

 

 

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-281793-1417793813.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592c0ff0742e9/634527_1.png

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1.     Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков [Текст] Ю.Б. Алиев // Автореф. диссертация доктора пед. наук. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1987.

2.     Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. [Текст] /  Е.И.Алмазов // Материалы научной конференции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

3.     Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] / Н.А.Ветлугина – М.: Просвещение, 1977.

4.     Вопросы возрастной физиологии ребенка.[Текст] / Сб. статей под ред. // Л.А.Орбели.– М., АПН РСФСР, 1955.

5.     Детский голос. Экспериментальные исследования.[Текст] / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. - 232с.

6.     Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев - М.: Музыка, 1968.

7.     Емельянов, В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. [Текст] / В.В.Емельянов. - Южно-Сахалинск, 1990.

8.     Орлова, Н.Д. О детском голосе. [Текст] / Н.А.Ветлугина - М: Просвещение, 1966.

9.     Полякова, О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации)[Текст] / О.И.Полякова // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. // - М., МПГУ, 2002.

10. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.[Текст] / Г.П.Стулова - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

 

 

 

Список литературы для учащихся

 

1.     Володин, Н. Энциклопедия для детей.[Текст] / Н.Володин - М., 1998

2.     Гонтаренко, Н.Б. «Секреты вокального мастерства», [Текст] / Н.Б.Гонтаренко. - «Феникс»,2007г.

3.     Емельянов, В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. [Текст] / В.В.Емельянов. - Южно-Сахалинск, 1990.

4.     Исаева, О.А. «Экспресс-курс развития вокальных способностей»; [Текст] / О.А.Исаева - Изд.АСТ, Астрель (2007г).

5.     Кузьгов Р.Ж. «Основы эстрадного вокала» [Текст] / Р.Ж.Кузьгов // сборник упражнений, - Павлодар, 2012г.

6.     Романова, Л.В. «Школа эстрадного вокала»,[Текст] / Л.В.Романова - 2007г.

7.     СэтРиггз «Пойте как звёзды»;[Текст] / Сэт Риг/ - Изд. Питер, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также