Программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5 - 7 лет на основе компьютерной технологии «ПервоРобот. ЛегоWedo»
Оценка 5

Программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5 - 7 лет на основе компьютерной технологии «ПервоРобот. ЛегоWedo»

Оценка 5
pdf
04.05.2021
Программа  познавательной направленности  по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5 - 7 лет на основе компьютерной технологии  «ПервоРобот. ЛегоWedo»
«ПервоРобот. ЛегоWedo».pdf

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

г. Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа  познавательной направленности 

по развитию интеллектуально-творческих

способностей у детей 5 - 7 лет на основе компьютерной технологии 

«ПервоРобот. ЛегоWedo»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

 

Оглавление

 

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

6

1.1

Пояснительная записка

6

1.2

Цель и задачи Программы

8

1.3

Принципы, формы и средства обучения

8

1.4

Планируемые результаты

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1

Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

9

2.2

Календарно-тематическое планирование 

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

20

3.1

Учебный план

20

3.2

Расписание занятий

21

3.3

Материально-техническое обеспечение

21

3.4

Система педагогической диагностики освоения Программы

22

Литература

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа познавательной направленности по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей 5- 7 лет на основе компьютерной технологии «ПервоРобот. ЛегоWedo»

Основания для разработки программы

           Конституция Российской Федерации; 

           Конвенция о правах ребенка; 

           ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

           Федеральный            государственный      образовательный

стандарт дошкольного образования№1155 от 17.10.2013г.; 

           Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

           Устав МАДОУ         г.         Нижневартовска      ДС      №86

«Былинушка»; 

           Положение об организации дополнительных платных образовательных услугах муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 86 «Былинушка». 

Заказчик программы

Родительская общественность 

Исполнитель программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС 86 «Былинушка»

Целевая группа 

Воспитанники старшего дошкольного возраста

Составители программы

Воспитатель высшей квалификационной категории Лазарева М.М.

Цель программы

Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности.

Задачи программы

Обучающие:  

Совершенствовать умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.  

Формировать представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах

 

 

 

безопасной работы при конструировании.

Развивающие:  

Развивать интерес к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким         технологиям,           конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.  

Развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука». Развивать психофизиологические качества дошкольников: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном.  

Развивать творческую инициативу  и самостоятельность.

Воспитательные:   

Формировать предпосылки к учебной деятельности (волевых качеств личности дошкольников): умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения.

Воспитать умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты

конечные

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

   ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; 

   у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

   у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

   ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и

 

 

вносить в конструкции свои изменения;

   ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

   ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

   знает правила безопасности на педагогических мероприятиях по конструированию с использованием мелких предметов;

   ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Срок программы

реализации

1 год

 

 

a. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Конструирование в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики, то сегодня в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. 

В современном дошкольном образовании конструирование способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на педагогических мероприятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. 

Использование    LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Обучение  и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью   LEGO конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность    LEGO-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как: 

    являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое,

Познавательное и Социально-коммуникативное развитие); 

    позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); 

    формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества; 

    объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. 

Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд.

Программа позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть цель конструирования, развить умения и навыки, необходимые в жизни. 

Данная программа не имеет главной цели обучить детей сложным способам крепления деталей. Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей. Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. 

Основание для разработки программы:

      Конституция Российской Федерации; 

      Конвенция о правах ребенка; 

      ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

      Федеральный     государственный      образовательный      стандарт         дошкольного

образования№1155 от 17.10.2013г.; 

      Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

      Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка»; 

      Положение об организации дополнительных платных образовательных услугах муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 86 «Былинушка». 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности. Задачи программы Обучающие:  

      Совершенствовать умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. 

      Формировать представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании.

Развивающие:  

      Развивать интерес к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.  

      Развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука».

      Развивать психофизиологические качества дошкольников: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном.  

      Развивать творческую инициативу  и самостоятельность.

Воспитательные:  

      Формировать предпосылки к учебной деятельности (волевых качеств личности дошкольников): умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения.

      Воспитать умение работать в коллективе.

1.3 Принципы, формы и средства обучения

Принципы и подходы к формированию Программы

1)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)сотрудничество с семьей;

5)формирование познавательных и интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 

В основе реализации Программы лежат основные подходы:

-деятельностный (А.В.Запорожец,А.Н.Леонтьев,Л.С. Рубенштейн и др.); -личностный (Л.И.Божович.Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).

1.4 Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

      ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; 

      у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

      у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

      ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;

      ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

      ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

      знает правила безопасности на педагогических мероприятиях по конструированию с использованием мелких предметов;

      ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

2.  Содержательный раздел

2.1 Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного

возраста (5-7 лет)

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку

т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

У детей 5-7 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Игры детей старшего дошкольного возраста становятся интереснее, разнообразнее. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать. В затруднительных случаях воспитатель должен прийти на помощь: подсказать отдельные приемы работы, уточнить характерные особенности формы, детали изображаемого предмета, показать соответствующие иллюстрации. Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Так они постепенно готовятся к школе, т. е. учатся внимательно воспринимать задания и выполнять их, самостоятельно решать ряд конструктивных задач, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы. 

2.2 Календарно-тематическое планирование 

Месяц

ООД

Тема

Программные задачи

1,2

Мониторинг

Выявить уровень усвоения программы детьми

3, 4

Что такое робототехника

Проявление познавательного интереса и активности в данной области.

Развитие   любознательности,  сообразительности

5,6

Наши помощники - роботы

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Виды роботов, применяемые в современном мире.

7,8

Знакомство с компонентами конструктора.

Познакомить с основными компонентами конструктора; правилами безопасной работы. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

9,10

Знакомство со средой

программирования

Закрепить знание основных деталей конструктора. Познакомить с программным обеспечением. Формировать умение различать пиктограммы, устанавливать соответствие между пиктограммой и процессом, который она запускает. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.

11, 12

Знакомство со

Продемонстрировать возможности программы на

 

 

 

средой программирования

примере модели «Лягушка». Развивать зрительное восприятия, внимание, умения формулировать выводы на основании сравнения. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

13,14

Первые шаги в конструировании

«Простые механизмы».

Конструирование по замыслу.

Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования.

15,16

Знакомство с конструктором

ПервоРобот Lego WeDo.

Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Организация рабочего места. Техника безопасности.

17,18

Первые шаги в конструировании с Lego WeDo.

Знакомство с символами и терминами.

Познакомить детей с названиями символов и терминов, как с основным компонентом программирования. Познакомить с основными принципами составления программы.

19,20

Первые шаги в конструировании с

Lego WeDo. Мотор и ось, зубчатое колесо,

промежуточное зубчатое колесо.

Мотор, ось, зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо. Понятие. Назначение. Беседа о том где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы.

21,22

Первые шаги в конструировании с Lego WeDo.

Понижающая

зубчатая передача, повышающая

зубчатая передача,

Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы.

 

 

 

датчик наклона.

 

23,24

Первые шаги в конструировании с

Lego WeDo. Шкивы и ремни,

перекрестная

ременная передача,

снижение скорости, увеличение

скорости, датчик расстояния, блок «Цикл», рычаг.

Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Обсудить: чем отличается работа Блока Цикл со Входом и без него. Дать понятие, что такое Рычаг и принцип его работы в робототехнике. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы с использованием блока Цикл.

25,26

Забавные механизмы. Модель

«Танцующие

птицы» - сборка.

 

 

 

 

Обсуждение: где вы могли встретить танцующих птиц. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Анализ влияния смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы». Активизировать словарь: ремень, шкив, случайное число, цикл.

Развивать логическое мышление, внимание.

Модель

«Танцующие птицы» - программирование.

Создание группы

«Танцующие птицы»

Программирование модели «Танцующие птицы». Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. Продолжать учить работать в коллективе. Создать группу танцующих птиц.

27,28

Модель «Волчок» - программирование.

Программирование крутящейся конструкции. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества». Активизировать словарь: зубчатые колѐса, вращение. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Мотор по

 

 

 

 

часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл».

29,30

Модель «Обезьянка

– барабанщица» - сборка.

 

 

Беседа «Где мы можем увидеть обезьяну, которая барабанит?» Компьютерная презентация «Обезьяны в цирке». Создание и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм.

Модель «Обезьянка

– барабанщица» - программирование.

Программирование соответствующего звукового сопровождения, чтобы поведение модели стало более эффектным.  Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Начать нажатием клавиши».

31,32

Парк аттракционов

(обобщение предыдущих трех

тем)

Закрепить           полученные            умения            и

навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному

творчеству, предоставив самостоятельный выбор модели для обыгрывания ситуации.

33,34

Модель «Голодный аллигатор» - сборка.

Беседа - презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут». Построение модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели.

Словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы.

Модель «Голодный аллигатор» - программирование.

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение систем шкивов и ремней (ременных передач) и механизма замедления, работающих в модели. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Программные блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить

 

 

 

 

мотор на…», «Вход Число», «Звук», «Цикл» и «Начать нажатием клавиши».

 

35,36

Модель «Рычащий лев» - сборка

Беседа «Где живут львы?» Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона. Словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие, прайд

(львов). Д/игра «назови детали»

Модель «Рычащий

лев» -

программирование.

Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.

Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Испытание модели. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Мощность мотора», «Вход Число», «Звук», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать».

37,38

Модель «Порхающая птица»

- сборка.

 

Беседа и презентация о птицах «Вы видели когданибудь порхающую птицу?» Изучение рычажного механизма, работающего в данной модели. Изучение потребностей животных. Реализация проекта

Создание и тестирование движения птицы. Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать. Словарь: датчик расстояния, датчик наклона, размах крыльев.

Модель

«Порхающая птица»

-

Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими

 

 

 

программирование.

схемами. Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы.  Программные Блоки: «Звук», «Цикл», «Датчик звука», «Датчик наклона» и «Ждать».

39,40

Моделирование природной зоны

Формировать умение создавать «фон» (задний план) будущего игрового действия.

Прогулка на природе (три

модели на выбор, обыгрывание ситуаций)

Закрепить           полученные            умения            и

навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному

творчеству, предоставив самостоятельный выбор модели для обыгрывания ситуации.

41,42

Модель «Нападающий»

- сборка.

Конструирование и программирование механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение системы рычагов, работающих в модели. Построение модели футболиста и испытание её в действии. Изменение поведения футболиста путём установки на модель датчика расстояния. Использование чисел при программировании длительности работы мотора и понимание сути этой операции. Словарь: сантиметры, рычаг, измерение, датчик расстояния.

Модель

«Нападающий»

-

  программирование.

Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Начало» и «Ждать».

43,44

Футбол. Модель «Вратарь» - сборка.

Презентация «На футболе». С

Сконструировать           и           запрограммировать

механического вратаря, который

 

 

 

 

был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Дать понимание того, как сила трения влияет на работу модели.

Использование Входа Случайное число для установления обратной связи.

Усложнение поведения вратаря путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры. Словарь: случайные числа и счет. Счет, шкив, ремень, сила трения.

Модель «Вратарь»- программирование

Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Включить мотор на…», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки»,

«Вход Случайное число», «Цикл», «Начало» и «Ждать».

45,46

Модель «Ликующие болельщики» - сборка.

Конструирование           и           программирование

механических футбольных

болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте.

Изучение кулачкового механизма, работающего в модели.          Понимание    основных             принципов проведения испытаний и их обсуждение.

Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, представление.

Модель «Ликующие болельщики» - программирование.

Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

Изменение поведения болельщиков путём установки на модель датчика расстояния. Блоки:

 

 

 

 

«Выключить

мотор», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Звук», «Начало» и «Ждать».

47,48

Моделирование стадиона

Формировать                  умение                  создавать

«фон» (задний план) будущего игрового действия.

49,50

Создание сценария по теме «Футбол».

Обыгрывание ситуации.

Придумывание сценария с участием трѐх моделей (нападающий,           вратарь,          болельщики), обыгрывание             ситуации.       Продолжать             учить работать          в          коллективе.             Развивать       речь, воображение.

51,52

Модель «Спасение самолёта» - сборка.

Построение модели самолёта, испытание её движения и уровня мощности мотора. Усовершенствование модели самолёта путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона.

Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь: пропеллер.

Модель «Спасение самолёта» -

программирование.

Программирование модели самолета и испытание еѐ в действии. Моделирование и обыгрывание ситуации «Мы - спастели».Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать».

53,54

Модель «Спасение от великана» - сборка

Построение модели великана и испытание её в действии. Изменение поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели.

Применение технологий для выработки идей и обмена опытом.

Письменное и устное общение с использованием

 

 

 

 

специальных терминов. Работа в парах.

Словарь: зубчатое колесо, рычаг, датчик расстояния, программа, шкив, сценарий, червячная передача.

55,56

Модель «Спасение от великана» - программирование.

Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами.

Блоки: «Датчик расстояния», «Вход», «Выключить мотор», «Мотор против часовой стрелки», «Звук», «Цикл», «Начало» и «Ждать».Конструирование по замыслу. Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах.

57,58

«Непотопляемый парусник». Сборка

модели парусника

 

Беседа «Что такое парусник». Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь:  зубчатые колёса, рычаг, случайная величина, судовой журнал, датчик наклона.

Развивать логическое мышление, память.

59,60

Программирование модели парусника. Установка датчика наклона и программирование

воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки. Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начало», «Датчик наклона» и «Ждать». Обыгрывание ситуации. Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

61,62

Создание сценария по теме

«Приключения».

Придумывание сценария с участием трѐх моделей (великана, самолета, парусника), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в

 

 

Обыгрывание ситуации.

коллективе. Развивать речь, воображение.

63,64

Подготовка к лего- фестивалю.

Конструирование по замыслу из конструктора

ПервоРобот   Lego    WeDo.            Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах.

65,66

67,68

Лего-фестиваль.

Защита проектов. Подвижные игры, конкурсы

69,70

Мониторинг

Выявить уровень усвоения программы детьми

71,72

 

3.    Организационный раздел 3.1 Учебный план

Наименование услуги

Количест во детей в группе

Длительность педагогическо го мероприятия (минуты)

Количество педагогиче ских мероприят

ий               в

неделю

Количес тво педагоги ческих меропри ятий    в

месяц

Программа познавательной направленности по развитию

интеллектуально-творческих способностей у детей 5- 7 лет на основе компьютерной технологии

«ПервоРобот. ЛегоWedo»

10

30

4

8

 

3.2  Расписание занятий

Наименование услуги

Форма проведения

Количество детей

День недели 

Время проведе ния

Программа познавательной направленности по развитию

интеллектуально-творческих

групповая

10

Вторник четверг

 

способностей у детей 5- 7 лет на основе компьютерной технологии

«ПервоРобот. ЛегоWedo»

 

 

 

                                                                                     

3.3  Материально-техническое обеспечение

Программа реализуется в группе кратковременного пребывания детей МАДОУ города Нижневартовска ДС №86 "Былинушка", расположенного на первом этаже здания.

Для проведения платной образовательной услуги «ПервоРобот. ЛегоWedo» группа оснащена современным оборудованием:

     проектор, экран;

     ноутбуки;

     наборы конструкторов «Лего»;

     конструктор «Лего WeDo»

3.4  Система педагогической диагностики освоения Программы

Оценка динамики достижений воспитанников по LEGO-конструированию и робототехнике проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) по методике Т.В. Фёдоровой. 

Формами подведения итогов и контроля деятельности являются:

     наблюдение за работой детей на педагогических мероприятиях;

    


участие детей в проектной деятельности;

     в выставках творческих работ дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол обследования уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике детей 5-7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)

2 балла - умение ярко выражено 

1 балл - ребёнком допускаются ошибки 

0 баллов - умение не проявляется 

Уровневые показатели:

Высокий (10-16 баллов): Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме. Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Под руководством педагога создает элементарные программы для робототехнических средств, при помощи специализированных визуальных конструкторов. Способен продемонстрировать технические возможности модели, обыграть постройку. Умеет работать в команде 

Средний (5-10 баллов): Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Конструируя по замыслу ребенок определяет заранее тему постройки. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Создание элементарных компьютерных программ для робототехнических средств вызывает значительные затруднения. Проявляет стремление работать в команде. 

Низкий (0 – 5 баллов): Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. 

Проявляется неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Не проявляет интереса работе в команде.

 

 

 

 

 

Литература и средства обучения

Методическая литература 

1.  Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с. 

2.  ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя (Электронный ресурс). 

3.  Учебные проекты WeDo - Комплект заданий Lego (2009585) 

Дополнительная литература для педагога: 

1.             Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб. : Наука, 2010. - 195 с. 

2.             Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с 

3.             Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.

— М.: ВАКО, 2007.

Технические средства обучения 

1.  Набор конструктора Перворобот Lego WeDo 

2.  Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo  

3.  Компьютеры 

4.  Проектор 

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды  1. Установка на каждый компьютер или сетевой сервер программного обеспечения

2000095 LEGO® Education WeDo™.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г

Нижневартовск

Нижневартовск

Паспорт Программы Наименование

Паспорт Программы Наименование

Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного возраста

Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного возраста

Воспитать умение работать в коллективе

Воспитать умение работать в коллективе

Ожидаемые результаты конечные

Ожидаемые результаты конечные

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Новизна программы . Новизна программы заключается в том, что

Новизна программы . Новизна программы заключается в том, что

Задачи программы Обучающие: •

Задачи программы Обучающие: •

В основе реализации Программы лежат основные подходы: -деятельностный (А

В основе реализации Программы лежат основные подходы: -деятельностный (А

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей

У детей 5-7 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает

У детей 5-7 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает

Знакомство со средой программирования

Знакомство со средой программирования

Первые шаги в конструировании с

Первые шаги в конструировании с

Первые шаги в конструировании с

Первые шаги в конструировании с

Забавные механизмы. Модель «Танцующие птицы» - сборка

Забавные механизмы. Модель «Танцующие птицы» - сборка

Модель «Рычащий лев» - сборка

Модель «Рычащий лев» - сборка

Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы

Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы

Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы

Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы

Футбол. Модель «Вратарь» - сборка

Футбол. Модель «Вратарь» - сборка

Модель «Ликующие болельщики» - программирование

Модель «Ликующие болельщики» - программирование

Непотопляемый парусник». Сборка модели парусника

Непотопляемый парусник». Сборка модели парусника

Наименование услуги Количест во детей в группе

Наименование услуги Количест во детей в группе

Система педагогической диагностики освоения

Система педагогической диагностики освоения

2 балла - умение ярко выражено 1 балл - ребёнком допускаются ошибки 0 баллов - умение не проявляется Уровневые показатели:

2 балла - умение ярко выражено 1 балл - ребёнком допускаются ошибки 0 баллов - умение не проявляется Уровневые показатели:

Высокий (10-16 баллов): Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно…

Высокий (10-16 баллов): Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно…

Методическая литература 1

Методическая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021