1. |
Полное название образовательной организации, которую представляет автор конкурсной работы |
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Хубарская средняя общеобразовательная школа» |
2. |
Должность заявителя |
Учитель истории и обществознания
|
3. |
ФИО автора (авторов) работы |
Пирахмаева Баху Сайбулаевна
|
4. |
Контактный телефон автора и адрес электронной почты |
89896642790, pbakhu@mail.ru |
5. |
Название работы |
«Школа – территория права» (Программа правового воспитания) |
Заявка
на участие в муниципальном конкурсе «Воспитать человека»
Паспорт программы:
1 |
Полное название программы |
Программа правового воспитания: «Школа – территория права» |
2 |
Тип программы |
Авторская программа
|
3 |
Составитель |
Пирахмаева Б.С.- зам.дир.по ВР Т.89896642790 e-mail: pbakhu@mail.ru |
4 |
Полное название ОО, адрес, телефон, эл.почта |
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Хубарская средняя общеобразовательная школа», с. Хубар, ул. Имама Шамиля, 19., skolachybar@mail.ru |
5 |
Количество участников |
232 |
6 |
Возраст участников |
6-18
|
7 |
Сроки реализации |
2021-2024 гг
|
Пояснительная записка.
Любое государство в целях самосохранения заинтересовано в воспитании лояльных граждан, разделяющих его базовые ценности. Задача воспитания гражданственности и патриотизма в большей степени выполняется в стенах образовательных учреждений, так как население нашей страны в возрасте от 6 до 17-18 лет являются школьниками, а это – многотысячная масса. Правовое просвещение школьников является немаловажным элементом в гражданском и патриотическом воспитании. Человек, вооруженный знаниями права, понимающий важность соблюдения законов, адекватно воспринимающий свои обязанности, никогда не окажется в сетях экстремистов, террористов, наркодилеров и всяких других противоправных элементов. Планомерная и продуманная политика государства в области правового просвещения подрастающего поколения будет способствовать профилактике подростковой преступности, наркомании, токсикомании, проституции. А это в свою очередь приведет к сокращению количества детей, стоящих на учете в ИДН, меньше станет молодежи, зараженной СПИД и ВИЧ. Правовое просвещение, кроме того, призвано содействовать профессиональной ориентации учащихся, помочь им в выборе жизненного пути. Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности, но человек, вооруженный знаниями в области права, способен защитить себя сам. Человек, не обладающий правовой культурой, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям. Особенно это актуально по отношению к современным школьникам. Им принадлежит завтрашний день, им предстоит править страной, развивать и обустраивать ее. Без правовых знаний человек беспомощен.
Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры - плохое знание законов. О том, что грабить, убивать нельзя, знают все. Но не все знают, что запрещены рукоприкладство, физические наказания детей в воспитательных целях, циничная грубость в общественных местах. Очень часто люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают роли в обществе. Такая позиция получила в науке название «правовой нигилизм». Типичным высказыванием правовых нигилистов является: « законы пишутся для честных людей, а те, кто «делает дело», спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым предписаниям». Многие готовы использовать законы только в личных целях («правовой цинизм»). Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. Еще одним элементом правовой антикультуры является правовая безграмотность. Она выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, даже при высоком уровне нравственного развития. Но без знания своих прав легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни. Особую опасность представляет «двойной подход» к праву, по которому людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Ярким проявлением правовой антикультуры является неуважительное отношение к правоохранительным органам и их сотрудникам. Итак, правовая антикультура базируется на правовой неграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Основной путь к правовой культуре лежит через воспитание и самовоспитание, которые позволят сохранить и развить моральные качества в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни. В этом плане правовое просвещение сегодня актуально как никогда.
Воздействие на аудиторию проводится в трех направлениях:
-лингвистическая (устная и письменная речь);
- оптическая ( видеопропаганда - ролики рекламные, видеоклипы, анимационные фильмы);
-кинетическая (пропаганда действием);
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И
ЦЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Ключевая идея программы правового воспитания - создание гармоничных условий для правового воспитания ребенка, как объекта учебно- воспитательного процесса.
Ключевые понятия –
- Правовая пропаганда, правовой нигилизм, правовой цинизм, правовая антикультура, правовое государство и т.д.
Программа правового воспитания учитывает следующие ключевые ценности:
· историю школы и её традиции;
· кадровый состав работников школы, воспитательные возможности педагогов, их культурно-массовый потенциал, уровень профессионализма и готовность к его повышению;
· возможность сотрудничества с учреждениями культуры и дополнительного образования района;
· благотворительную деятельность школы;
· семью и семейные ценности;
Особенности организуемого в МКОУ «Хубарская СОШ» процесса правового воспитания
Ребенок приходит в школу, где проводит большую часть своего детства – периода, когда формируется мировоззрение. Переступив порог школы, ребёнок вступает в сложные отношения со сверстниками и старшими учениками, с педагогами, с товарищами по объединениям и интересам, в новые отношения со своими и чужими родителям.
В МКОУ «Хубарская СОШ» численность обучающихся на 1 сентября 2021 года составит примерно 235-240 учащихся, численность педагогического коллектива –32 человека.
Круг общения детей обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
Внешняя среда откладывает отпечаток на характер отношений внутри школьного коллектива, поэтому школа тесно сотрудничает с теми учреждениями, которые помогают ей в деле правового воспитания школьника. МКОУ «Хубарская СОШ» сотрудничает со следующими социокультурными институтами: администрацией села, полицией, КДН и ЗП, ПДН ОМВД России по Казбековскому району. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях, принимаем участие в проектах Российского движения школьников.
В школе функционируют РДШ, отряды ЮИД, юных пожарных, юных друзей полиции, ЮНАРМИЯ.
Для воспитания верных граждан Отечества, внутренне свободного человека, способного к принятию самостоятельных решений, кроме воспитательного пространства, необходим наставник – грамотный и заинтересованный человек. Педагогический коллектив школы обладает высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, десятилетиями сохраняет и преумножает традиции школы, хранит память о ее истории. Традиционными ежегодными мероприятиями стали Месячники Патриотизма, Месячники Безопасности, Неделя изучения Права, участие в конкурсах «Права человека – глазами ребенка», в олимпиадах на знание Конституции РД и РФ, по избирательному праву и т.д. Дети активно участвуют в Акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Вахта Памяти» и многое другое. Процесс правового воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации в их отношении, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
- создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, обеспечивающей конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через деятельность, объединяющую обучающихся и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- системность, целесообразность и нешаблонность правового воспитания как условия его эффективности.
Цели и задачи программы:
-добиться правомерного поведения от участников образовательного процесса;
- создание в ОУ условий для правового просвещения учащихся;
- изучение, углубление и конкретизация правовых знаний школьников;
-формирование высокой гражданской и правовой сознательности молодежи;
- воспитание толерантности;
- расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры;
- формировать у детей навыки социальной ответственности и правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;
- привлечь учащихся к социально – значимой деятельности, через участие в проектной деятельности;
- профилактика правонарушений;
- формирование у учащихся гражданственности и других качеств, необходимых для вхождения в социум;
- повышение уровня правовой культуры, и вместе с ним общей культуры молодежи;
- привитие законопослушания, противодействие влиянию на молодежь ваххабитского учения, экстремистской и террористической идеологии;
- воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой соблюдать законы и исполнять свои обязанности;
- сокращение количества учащихся, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
Ожидаемые результаты:
- профилактика правонарушений;
- сокращение количества учащихся, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
- формирование у учащихся гражданственности и других качеств, необходимых для вхождения в социум;
- повышение уровня правовой культуры, и вместе с ним общей культуры молодежи;
- привитие законопослушания, противодействие влиянию на молодежь ваххабитского учения, экстремистской и террористической идеологии;
- воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой соблюдать законы и исполнять свои обязанности.
Данная программа реализуется через элективы и спецкурсы по праву, через работу кружков дополнительного образования и внеурочной деятельности, встречи с сотрудниками ОМВД, КДН и ПДН, классные часы и внеурочные и внешкольные мероприятия и т.д.
В работе используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся.
На индивидуальном уровне:
Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, проекты, готовятся и участвуют в конкурсах и олимпиадах и т.д. Сотрудники ОМВД проводят индивидуальные профилактические мероприятия.
На уровне класса:
Правовое воспитание в классе идет в основном на классных часах, внеклассных мероприятиях, встречах. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции.
Модульные курсы по праву, предлагаемые для реализации в образовательной организации:
«Я – гражданин России», «Государство и право», «Я – будущий избиратель», «Моя Конституция» и т.д.
На уровне школы:
Выпуск общешкольной газеты «Правовед», проведение ученической конференции «Правовое государство и борьба с терроризмом и экстремизмом», круглых столов и диспутов и т.д.
На внешкольном уровне:
Экскурсии в Отделение полиции, встречи с сотрудниками ГИБДД и ДПС на их рабочих местах, дружеские встречи с учащимися соседних ОО на КВН, брейн – рингах на правовую тематику.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе работы по правовому воспитанию осуществляется с целью выявления основных проблем в правовом воспитании и последующего их решения, осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами самоанализа воспитательной работы в школе:
- принцип гуманистической направленности анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение качественных показателей;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся;
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является качество правовых знаний учащихся и умение применять их на практике.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании МО классных руководителей или педсовете школы.
Основные вопросы самоанализа:
- какие прежде существовавшие проблемы правовой грамотности обучающихся удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Способы получения информации:
-наблюдение,
-беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления,
- анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством мероприятий проводимых на всех уровнях и их результативности.
Итогом самоанализа организуемой в школе работы правового воспитания является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем.
Примерный план правового воспитания школьников.
«Год правовых знаний»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1 |
Классные часы по праву |
По планам кл.руков |
.Кл.руки |
2 |
Внутришкольная олимпиада по праву. Участие в районном этапе |
По графику |
Учитель права |
3 |
Выпуск стенгазеты «Правовед». |
Ежемесячно |
Члены редколлегии |
4 |
Встречи с депутатами, членами администрации, участковым инспектором, ИДН |
По плану |
Администрация, классные руководители. |
5 |
Подведение итогов конкурса ученических проектов по праву. |
Апрель |
Учитель права, учащиеся |
6 |
Ученическая конференция на тему: «Правовое государство и борьба с терроризмом и экстремизмом»(9-11кл.). |
апрель |
Администрация, учителя права |
7 |
Школьный этап конкурса «Молодежь и выборы». |
По графику |
Учитель права |
8 |
Проведение школьного этапа республиканского конкурса «Права человека – глазами ребенка». |
По графику |
Учащиеся, учитель права. |
9 |
«Конвенция о правах ребенка» о нас и для нас». Конкурс творческих работ. |
Май |
Классные руководители |
10 |
Экскурсии в сельскую администрацию, ОВД, ИДН, |
В каникулярный период |
Класс. Руководители |
11 |
Социологические исследования. Определение уровня правовых знаний. |
В начале учебного года |
Класс. Рук. Соц.педагог |
12 |
Объявление общешкольного конкурса ученических проектов по праву. |
Октябрь |
Администрация, учитель права. |
13 |
Единый урок права – ко дню принятия Европейской Конвенции о защите прав человека. |
Ноябрь |
Учителя истории и права |
14 |
Неделя изучения Конституции. |
Декабрь |
Кл.руки |
15 |
Праздник государственных символов(5-9 кл.). |
Январь |
Учитель права. Кл.руки |
16 |
Акция «Правовым знаниям – широкую дорогу!»
|
февраль |
Зам. по ВР, кл.руки |
17 |
Неделя правовых знаний |
март |
Зам. по ВР, кл.руки |
Приложения:
1. Ежегодная акция:
«Правовым знаниям – широкую дорогу!»
Цели акции:
1. Распространение правовых знаний среди широких слоев населения;
2. Повышение правовой культуры народа;
3. Искоренение правовой неграмотности и правового нигилизма;
4. Повышение авторитета правоохранительных органов;
5. Создание единого правового пространства на территории России и Дагестана.
6. Борьба с коррупцией и произволом чиновников.
7. Воспитание гражданственности в подрастающем поколении;
Акцию предлагается проводить во всех общеобразовательных учреждениях, с привлечением СМИ, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Рекомендуется проводить открытые уроки на правовую тематику, конкурсы творческих работ, докладов, рефератов, сочинений и т.д.
2. Неделя изучения Конституции РФ
«Под защитой Основного Закона».
Цель:
-формирование знаний об основном законе стране;
-изучение истории конституционализма в России и Дагестане;
-расширение и углубление уже имеющихся знаний учащихся о правах и обязанностях граждан страны;
-формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения;
- формирование умения анализировать, сравнивать, вырабатывать свою точку зрения;
- активизация познавательной активности ;
-формирование умений и навыков ведения дискуссии;
-пробуждение интереса к Конституционным правам и обязанностям;
-формирование правосознания, искоренение правовой неграмотности и правового нигилизма;
В ходе недели проводятся мероприятия:
-праздник государственных символов
-выборы президента школы и органов школьного и классного самоуправления;
-конкурсы стенгазет, утренники, открытые уроки;
- научные и научно- практические конференции;
- встречи с юристами, сотрудниками ОМВД;
Ожидаемые результаты:
После проведенных мероприятий школьники узнают:
- что такое Конституция, конституционные права и свободы человека и гражданина;
-получат представление о структуре Конституции РФ и РД;
-сформируются умения работать в группе, моделировать правовые ситуации, выражать свое отношение к необходимости защиты прав и свобод человека;
3. Неделя правовых знаний:
«Знание прав - защита от произвола!»
В течение недели в классах проводятся открытые уроки и классные часы по изучению «Конвенции о правах ребенка».
В младших классах(1-4)можно проводить конкурсы сочинений, стихов, плакатов;
Просмотр художественных и анимационных фильмов по правовой тематике.
В средних классах (5-8) рекомендуется проводить КВН; Брейн- ринги;
В старших классах (9-11)- конкурсы на лучший реферат, доклад, эссе;
Можно провести научно- практическую конференцию с участием старшеклассников – авторов наиболее интересных и актуальных работ по праву.
4. Структура работы над проектом.
Подготовка учащихся к работе над проектом. |
|
Изучение законов, нормативно- правовых документов. |
||||||
|
|
|||||||
Выбор проблемы. |
|
Социологич. опрос населения Анализ материалов СМИ |
||||||
|
|
|||||||
Сбор и анализ информации (исследование проблемы) |
|
Встречи, интервью экспер- тами, специалистами. |
||||||
|
|
|||||||
|
|
Разработка собственного варианта решения проблемы. |
|
|||||
|
|
|
||||||
|
Реализация плана действий. |
|
||||||
|
|
|
||||||
Обращение к заинтересованным лицам, организациям, |
|
Собственное участие, переписка |
||||||
|
|
|
||||||
Составление портфолио |
||||||||
|
|
|||||||
Презентация |
||||||||
|
|
|||||||
Рефлексия |
||||||||
5. Вопросы для опроса.
1.Вы знаете свои права:
а) да, я знаю свои права.
б) я плохо знаю свои права.
в) нет, я совсем не знаю своих прав.
2. Нужно ли знать права:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
3.Что из названного является для вас источником правовых знаний:
а) школа; б) газеты и журналы; телевидение; в) семья, родственники, друзья;
4.Если бы существовал журнал, доступно рассказывающий о праве, вы бы подписались на него?
а) да; б) нет; в) не знаю;
5.Кто является уполномоченным по правам человека в Дагестане?
6. В каком международном документе правам ребенка придана сила норм международного права?
7. Имеет ли этот документ силу закона в нашей стране?
а) да; б) нет; в) не знаю;
8. Хотите ли вы ознакомиться с содержанием Конвенции?
а) да; б) нет;
6. приложение
Сценка
«Красная Шапочка в лесу беззакония».
Мать собирает Красную Шапочку к бабушке и говорит:
-Доченька, вот письмо бабушке, от старшего сына, в письме важное сообщение, вот ее пенсия, положи ее в глубокий карман. А вот и пирожки. В лесу много лихих людей. Ты будь осторожна. Никому не говори, что относишь бабушке пенсию и письмо.
Красная Шапочка:
-Хорошо, мамочка. Я буду осторожна.
Она слушала песню через наушники и машинально взяла не корзину с пирожками, а свой пакет с книгами.
А в это время за ними следил Главарь лесной банды. И как только узнал главное, побежал в лес, свистнул, и собрались его дружки.
Главарь:
- Братва, клеевое дело наклевывается! По лесу сейчас пройдет девочка. Она несет бабушке письмо с важным сообщением, пенсию и пирожки. Ты, одноглазый, выступаешь первым и забираешь пенсию, ты Левша, забираешь письмо, ну а я заберу пирожки.
Одноглазый:
- Конечно, мне всегда все самое трудное, а сам – то вкусные пирожки будешь лопать.
Главарь:
- А ну, заткнись. Место сбора у дома бабушки. Все, расходимся.
А Красная Шапочка в это время шла по лесу, распевая песенку. И вдруг навстречу одноглазый: направляет на нее пистолет и кричит:
- Жизнь или кошелек? Давай бабкину пенсию.
Красная Шапочка:
-Как же так, ведь в нашей стране каждый имеет право на жизнь. Конституция гарантирует. А вы, молодой человек нарушаете Конституцию. Но я отдам вам кошелек, зачем он мне без жизни.
Одноглазый забрал бабкину пенсию и скрылся за деревьями. А Красная Шапочка продолжила свое путешествие уже в задумчивом состоянии.
Впереди ее уже ждал Левша.
Он встал перед ней и нагло потребовал:
- Детка, а ну-ка гони сюда письмецо, что у тебя в кармане.
Красная Шапочка:
- Что? Какое письмо? А зачем оно Вам?
Левша:
-Давай, давай. Я только посмотрю на него, я никогда не видел и не получал писем. Красная Шапочка протянула ему письмо, и он сразу надорвал конверт
Левша скрылся в лесу.
Красная Шапочка была ошарашена. Она поняла, что находится в стране беззакония. Она была удручена произошедшими событиями.
- Что же ждет меня за поворотом?
Не успела она это произнести, как перед ней возник сам Главарь.
Главарь:
- Девочка, а что у тебя в сумке?
Красная Шапочка:
- Пирожки. Хотите я вас угощу?
Главарь:
- Моими пирожками? Да я сам возьму и съем столько, сколько захочу.
Красная Шапочка:
- А разве они ваши?
Главарь:
– Были ваши, стали наши. Руки вверх, это ограбление.
Главарь забрал сумку.
Красная Шапочка села в задумчивости. Главарь свистнул, и появились его подельники. Они открыли сумку и хотели съесть пирожки, но там оказалась брошюра Конституции. Они начали кричать наперебой:
- А где пирожки, а это что такое?
Красная Шапочка подошла к ним, взяла брошюру и сказала:
-Это Конституция, основной закон нашей страны. Если бы вы читали Конституцию, сегодня вы не нарушили бы законов и не стали бы преступниками. Вы посягнули на мои права.
- А на какие права мы посягнули?
Красная Шапочка открыла брошюру и сказала:
1. Каждый имеет право на жизнь. Статья 20.
Статья 231
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
А вы, сначала хотели лишить меня жизни, ради денег, потом вскрыли чужое письмо, и в – третьих, вы хотели лишить меня имущества, отобрав пирожки.
Главарь:
-Но мы ничего не знали ни о законах, ни о Конституции.
Красная Шапочка:
- Незнание законов не освобождает от ответственности. Но на первый раз я не буду заявлять на вас в полицию. Вот вам брошюра с текстом Конституции, изучайте ее и другим тоже расскажите.
7. Конкурс знатоков права в старших классах.
« Ваше слово, товарищи правоведы!»
Цели и задачи конкурса:
- расширение, углубление и закрепление знаний учащихся в области права;
-знакомство учащихся с работой правоохранительных органов;
-обоснование необходимости правовых знаний ;
-воспитание учащихся законопослушными гражданами, искоренение правовой неграмотности и правового нигилизма;
-привитие умения защищать свои права законными методами;
- развитие у учащихся логического мышления, умения применять ранее полученные знания в повседневной жизни,
- закрепление умений и навыков самостоятельной работы;
Оборудование конкурса:
-текст Конституции РФ и РД;
- Конвенция о правах ребенка;
-Резюме Всеобщей Декларации прав человека;
-плакаты с лозунгами о праве;
-плакаты с эмблемами команд;
- портреты знаменитых детективов, правоведов, адвокатов- реальных и литературных.
Конкурс рассчитан на учащихся 9-11 классов .О конкурсе объявляется заранее, участников целесообразно ознакомить с программой конкурса и дать домашнее задание. В конкурсе могут принять участие от двух до четырех команд. Желательно к каждой команде прикрепить руководителя.
План :
1. Вступительное слово ведущего;
2. Представление команд;
3. Выполнение конкурсных заданий;
4. Подведение итогов.
5. Награждение;
Ход мероприятия:
Ведущий объявляет открытие конкурса, представляет членов жюри; цели конкурса, участников.
1) конкурс «Приветствие».
Команды - участницы по очереди представляют название, девиз, эмблему, приветствуют жюри, соперников и зрителей. Оцениваются оригинальность, соответствие теме, грамотность.
2) конкурс «Скорая правовая помощь».
Каждая команда попеременно становятся «Скорой помощью» и пациентами. Команды – пациенты задают вопросы, связанные с нарушениями прав, а «С.П.П.» предлагает решение. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов.
а) 15 летнему Иванову отказали в приеме в общественное объединение. Правомерно ли это?
б) Г-н Петров договорился с Егоровым о том, что Егоров отремонтирует квартиру Петрова. Работы должны были быть произведены в течение трех месяцев. Об этом был заключен письменный договор. Однако Егоров к ремонту за это время даже не приступил. Имеет ли Петров право обратиться в суд, чтобы заставить Егорова исполнить договор?
3) конкурс «Разминка».
Ведущий в течение 5-6 мин задает вопросы командам из разных областей права. Если не отвечает команда, получившая вопрос, отвечают другие команды.
1. Что такое право?
2. Что такое Конституция?
3. Когда была принята последняя Конституция нашей страны?
4. Как назывался первый письменный свод законов на Руси?
5. В каком году появилась Государственная Дума в России?
6. В каком году ООН принял всеобщую декларацию прав человека?
7. Когда наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка?
8. Что такое референдум?
9. Какие три ветви власти вы знаете?
10. Какие отношения регулирует экологическое право?
4) конкурс - капитанов «Советы знатоков права».
Капитаны получают тексты, в которых описаны сложные правовые ситуации. У капитанов просят совета. При помощи своих команд, капитаны в письменной форме дают советы.
а) Родители взяли кредит в банке, деньги должны были поступить на пластиковую кредитную карту. Но они поступили с опозданием, когда необходимость в них уже отпала. Посоветуйте, и что им делать.
б) бабушка вышла на пенсию, через несколько лет ей повысили пенсию, а еще через несколько лет оказалось, что по вине работника пенсионного фонда повышение было неправомерным. Теперь пенсионный фонд пытается удержать ошибочно выплаченную сумму удержать из пенсии бабушки. Посоветуйте, как поступить бабушке.
5) конкурс «Разгадай кроссворд».
Конкурсантам предлагается разгадать кроссворды. Варианты: кроссворды подготовлены самими командами для соперников или предлагаются уже готовые кроссворды.
6) конкурс « Грамотеи». Проверяется знание юридических терминов и умение их правильно писать. Каждая команда получает список терминов, в которых пропущены некоторые буквы. Задача команд – вставить пропущенные буквы правильно. Выигрывает та команда, которая первой и с наименьшим количеством ошибок выполнит задание. п.а.оспо.об..сть; де.лар.ц.я; пр.ст.пл.н.е; э.ан.ип.ц.я, -д.ес.осо..ость; ко.в.н.ия; гр..да.ин; х.д.т.йс.во
7) конкурс «Что к чему?».
Командам предлагаются определения и термины. Задача - привести их в соответствие. Побеждает та команда, которая первой и правильно выполнит задание.
1. Документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения;
2. Соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми;
3. Документ неоднородного содержания, имеющий необязательный, а рекомендательный характер;
4. Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору;
5. Документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств, его подписавших:
а) конвенция; б) протокол; в) пакт; г) декларация; д) договор;
8) конкурс « Болельщики, вперед!»
Пока команды выполняют задание, для болельщиков проводится блиц - опрос. Им предлагаются вопросы из разных областей права. Очки болельщиков идут в копилку той команды, за которую они болеют.
1. Какие права человека относятся к естественным?
2. Когда была создана ООН?
3. Кто из просветителей первым разработал принцип естественного права?
4. В каком документе наиболее полно отражены права ребенка?
5. В чем заключается значение Конвенции о правах ребенка?
6. Перечислите обязанности гражданина.
7. Что такое гражданство?
8. Каковы особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ?
9. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
10. Что такое наркомания?
11. Куда следует обращаться в случае нарушения трудового законодательства?
12. В чем выражается эксплуатация детского труда?
13. Какой международный документ имеет рекомендательный характер?
14. Какой международный документ имеет обязательную силу для подписавших его государств?
15. Когда в мире отмечается «День прав человека»?
9) конкурс «Наши права в российских и международных документах». Командам предлагаются статьи из Конституции, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав человека. Задача - систематизировать статьи по видам права (гражданские, социально- экономические, культурные, политические)
10) конкурс «Творческий» (домашнее задание).
Команды на выбор читают стихи, можно спеть гимн, сочинение о защите или нарушениях прав детей. Оцениваются оригинальность, предпочтение отдается команде, которая примет участие в конкурсе в полном составе. В конце жюри подводит итоги, определяются победители и их награждение.
Приложение 8. Темы бесед с родителями.
№ |
Темы бесед для родителей |
Классы
1-11 |
С участием: кл.руков, психолога, соц. педагога, медсестры, участкового. |
1 |
Законы воспитания в семье. Какими им быть? |
||
2 |
Воспитание ненасилием в семье. |
||
3 |
Как научить сына или дочь говорить «нет»? |
||
4 |
Детская агрессивность, ее причины и последствия. |
||
5 |
За что ставят на учет в милицию? |
||
6 |
Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? |
||
7 |
Как уберечь подростка от насилия? |
||
8 |
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
||
9 |
Как научить быть ответственным за свои поступки. |
||
10 |
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
||
11 |
Закон и ответственность. |
Приложение 9.
Лозунги к мероприятиям:
«Правовым знаниям - дорогу в массы»;
«Воспринимай права как обязанности, а обязанности как права!»
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
«Где право - там и его защита!»
«Общение с дурными людьми и тебя сделает дурным!»
«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными…»
«Закон благосклонен к несовершеннолетним».
Приложение 10
План – конспект открытого урока по праву в 10 классе:
«Права детей»
Эпиграф:
Есть в мире много прав, простых и очень сложных.
А есть права ребенка - без них нам невозможно.
Как только появился ребенок на земле,
Уже имеет он права законные в семье.
Тема:
Права детей. (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
- ознакомление с содержанием «Конвенции о правах ребёнка»;
- формирование умений работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
- совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,
- развивать внимание и память, логическое мышление;
- воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,
- учить работать в группе.
Задачи урока: (слайд 3)
- познакомиться с основным содержанием «Конвенции» как международного документа по правам ребёнка;
-с законами, в которых говорится о правах ребёнка РФ;
- рассмотреть различные жизненные ситуации и пути выхода из них на основе законодательства.
Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока (слайд 4)
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Изучение нового материала.
5. Первичное закрепление нового материала.
6. Рефлексия. Синквейн.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Ребята, с чем у вас ассоциируется слово право? Давайте составим ассоциативный ряд. (закон, обязанности, человек, гражданин, конвенция, конституция, пакт, правоспособность и др.)
Объяснение терминов:
- Что такое право? Декларация? Пакт? Конвенция? Правоспособность? Дееспособность?
3. Актуализация знаний учащихся
3.1. Вопросы учителя:
А) какие права имеет человек?
Б) Какие международные договоры о правах человека вы знаете?
(Ожидаемый ответ: Всеобщая декларация прав человека, Международный билль о правах человека.)
Ответы детей. Он состоит из 5 документов:
- Всеобщая декларация прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);
- Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);
- Факультативный протокол об отмене смертной казни (15.12.1989 г.).
4. Изучение нового материала.
На сегодня у нас один проблемный вопрос:
1. Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире? (запись на доске проблемы )(слайд 5)
Учитель: В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. После Второй мировой войны проблема защиты прав детей стала злободневной.
Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии международных документов о правах ребёнка.
Ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.
Ученик: Всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.
Ученик: Поэтому они все вместе и написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые должен иметь каждый человек на земле.
Ученик: Далее ООН принимает решение о разработке специального документа по правам ребёнка. 20 ноября 1959 г. Была принята Декларация прав ребёнка.
Ученик: Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на территории СССР.
Сценка:
Входит Декларация. (слайд 6). « Я декларация – специальный документ по правам ребенка. Я состою из преамбулы и 10 принципов. Но они не обязательны для исполнения, я могу только рекомендовать. Но у меня есть сестра госпожа Конвенция и брат сеньор Пакт. Так вот их статьи обязательны для исполнения». Входят Конвенция и Пакт.
Конвенция: (слайд 7,8) «А я состою из преамбулы, трех частей и 54 статей. Все страны, присоединившиеся ко мне, обязаны выполнить положения всех моих статей. Но до сих пор остаются страны, не подписавшие конвенцию: США, Южный Судан и Сомали».
Учитель: При ООН создан специальный детский фонд - ЮНИСЕФ.(слайд 9)
ЮНИСЕФ стоит на защите прав детей всего мира. А прав у детей много. Вот основные из них: (слайды 10- 22)
Учитель: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны.
2. Как называется этот документ? Конституция.
Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование - ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.
Учитель: Работа в группах с Конституцией и Конвенцией.
Ст. 20 право на жизнь |
Ст.21 – достоинство личности охраняется государством |
Ст. 29 – свобода мысли и слова |
Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность |
Ст. 40 – право на жилище |
Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
Ст.43 – право на образование |
Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства |
Ст.25 – неприкосновенность жилища |
Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. |
5.3. «Сказка – ложь, да в ней намёк» Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. - Какое право сказочного героя нарушено? Докончите предложения и найдите номера статей Конституции, в которых эти статьи закреплены. 1 группа. - Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на… - Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что - Буратино воспользуется своим правом на… - Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… 2 группа. - Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на … - Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… - Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… 3 группа. - В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на… - Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… - Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право…(5 мин) А сейчас я предлагаю вам воспользоваться вашим правом на свободу слова и мысли, правом свободно выражать свое мнение и принять участие в дискуссии на тему: «Всегда ли оправдано наше отношение к противнику как к врагу, в борьбе с которым «все средства хороши». I. Каждый человек имеет право высказать свое мнение. Но при этом нельзя забывать, о том, что надо уважать права других личностей. Право одной личности II. заканчивается там, где начинаются права другой личности. К сожалению, мы чаще всего рассуждаем так: «Мы можем действовать по отношению к противнику любыми способами, но он по отношению к нам не имеет на это право» Чтобы показать это, приведу в пример историю солдата, который спустя много лет после описанных событий написал об этом в газету. (Учитель ни в коем случае не сообщает ученикам, когда и где это происходило, и кто герои рассказа) РАССКАЗ СОЛДАТА. «Этот случай произошел много лет тому назад, но до сих пор меня мучает совесть, я не могу спать по ночам, потому что мои жертвы приходят ко мне во сне. Я чувствую себя виноватым в том, что произошло. … Мы с моим лучшим другом патрулировали улицу захваченного нами города. У развалин одного из домов мы увидели оборванного нищего мальчишку лет 8-9, явно голодного. Мой друг достал из ранца кусок хлеба и отдал ребенку. Тот что-то сказал, видимо это были слова благодарности. Мы уже прошли дальше, как вдруг я услышал какой-то звук сзади и почувствовал сильный удар в левое плечо. Такой сильный, что я отлетел в сторону, ударился головой об стену и на мгновение потерял сознание. Но, падая, я краем глаза успел заметить, как мальчишка выхватил из-под своих лохмотьев автомат и выстрел нам в спины. Видимо, мои друг каким-то образом почувствовал это раньше и оттолкнул меня, тем самым спасая мне жизнь и жертвуя собой – пули прошили ему спину. Не помня себя от горя, в полном дыму и тумане, я бросился туда, куда юркнул мальчишка. Он вбежал в один из полуразрушенных домов. Я ворвался туда, и стал стрелять по всему, что двигалось. Я ослеп от слез по своему так нелепо погибшему другу. Так продолжалось несколько минут. Когда туман в глазах рассеялся, я увидел, что мною было убито 16 человек. Видимо это была большая семья того самого мальчика, его бабушка и дедушка, родители, старшие братья и сестры, их жены и мужья. У одной из женщин на руках лежал грудной младенец, который был также убит мной. Когда я в почти бессознательном состоянии вернулся к своим, и рассказал о случившемся, никто не стал меня в этом упрекать. Одни говорили, что в такой ситуации на войне может оказаться каждый, другие кричали, что чем больше убьешь этих нелюдей, тем лучше. Но я-то понимал, что они просто меня успокаивают. С тех прошло много лет, дано закончилась эта проклятая война, но покоя мне нет до сих пор…» ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Каковы ваши впечатления? Можете ли вы сказать, на чьей вы стороне в этой истории? Аргументируйте свой ответ. Возможные аргументы детей: - в пользу мальчика: он защищал свой родной город от врагов, делал это в соответствии с правилами партизанской войны; - он должен был любым путем изгнать врагов со своей земли, ведь эти солдаты были оккупантами; - в пользу солдата: солдаты поступили гуманно – накормили ребенка; он поступил подло – выстрелил в спину человеку, который поступил с ним по доброму; - солдата трудно осуждать за содеянное, ведь он находился в состоянии аффекта из-за гибели друга и вероломства ребенка; - солдат очень совестливый человек, ведь, даже несмотря на оправдание сослуживцев и прошедшие годы он сожалеет о содеянном, а не бравирует этим) ВЫВОД ИЗ ДАННОЙ ИСТОРИИ: Ситуация крайне неоднозначная, трудно полностью встать на какую-то одну сторону. Война – страшное бедствие, которое часто ставит таких, наверное, неплохих людей по разные стороны баррикад и в подобные сложнейшие нравственные ситуации. А теперь я сообщу вам время и место действия этой истории. Прошу вас при этомпонаблюдать за своей внутренней реакцией. Не изменится ли ваша позиция по отношению к героям этой трагедии. - ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ – 1944 год. - МЕСТО ДЕЙСТВИЯ – Минск. - ГЕРОИ – советский ребенок и его семья, солдаты германской фашистской армии. Изменилось ли ваше отношение к рассказанной истории?
Почему так поменялось ваше мнение? Не потому ли что в сознании большинства из нас мнение, что по отношению к нам нужно соблюдать нормы права, а сами мы можем этого и не делать? Я призываю вас задуматься над этим. Учитель – А сейчас мы проведем небольшое исследование. Вот стихотворение вашей ровесницы из Хасавюрта Лианы Гюльмагомедовой. В течение 5 мин. вам надо выяснить, какие права перечислены в стихотворении. В помощь вы получаете извлечения из Конвенции.
Пусть я - дитя... Пусть я дитя! Едва на ноги встав, Имею целый свод различных прав. Быть может, и смешно вам говорить: Во-первых, я имею право жить! Не просто жить, как сорняки в степи, А развивать свой ум и стан крепить. Имею право именем владеть. И кучу дорогих людей иметь. Могу свободно веру выбирать. С кем мне дружить и от кого бежать… Иметь свой стиль и собственное «я»! Надёжный тыл — это моя семья! А если не везёт нам иногда, — От государства помощь нам тогда. Ведь государству в помощь подрастём И в своё время пользу принесём. Поэтому вверяем государству Заботу о здоровье не напрасно! Имеем право развивать таланты, Разнообразить жизни варианты. И языком своим владеть могу, Что непонятен будет лишь врагу! На отдых, на досуг имею право, Пусть вас не удивит такое благо. И непосильный труд не для меня, Когда эксплуатируют дитя! От взрослых дядь и тёть имею право Быть защищённым по сему уставу. Страна моя! Меня ты не предашь, И за валюту, знаю, не продашь, И от беды укроешь, от невзгод! Ведь Я — ДИТЯ! А в будущем — НАРОД!
Учитель: сдайте, пожалуйста, ваши листочки. Ребята, а есть ли специальные органы или люди, которым поручено защищать права детей? Слайд 23. Да, Анна Кузнецова– уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ. Слайд 24. Ежова Марина - уполномоченный по правам ребенка при главе РД А кто защищает ваши права? Социальный педагог. (слайд 25). Он у нас в гостях. Рефлексия. Выразите свое отношение к тому, что вы узнали. Составьте синквейн. Выберите любое слово из ассоциативного ряда. У вас 3 минуты. СХЕМА СИНКВЕЙНА:
1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!»
Д.З.мы начинаем работу над проектом «Подари детям права!» Вам предстоит провести небольшое исследование, выяснить уровень знаний учащихся нашей школы по правам. Вот опросные листы. На них написано в каких классах и кому проводить опрос. Желаю успеха. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.