МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОФЛОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРОГРАММА
профилактики девиантного поведения подростков
«В гармонии с собой»
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Янакова Наталья Николаевна
педагог-психолог
Краснофлотское, 2021 г.
Пояснительная записка
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.
Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков.
Для подростков с девиантным поведением свойственгны следующие особенности эмоционально-личностной сферы: заниженная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.
В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях образовательного учреждения программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.
Цель программы: развитие жизненных навыков, мотивации личностного и социального самоутверждения, гармонизация эмоционального состояния.
Задачи программы:
Целевая аудитория: подростки 10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Условия реализации программы:
1. Занятия по программе проводятся в групповой форме на базе школы 2 раза в месяц (по 45 минут).
2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Установление атмосферы в группе |
1 |
2 |
Я – уникальный человек |
1 |
3 |
Самоуважение |
2 |
4 |
Чувства и эмоции. О чем они говорят? |
1 |
5 |
Что ты знаешь о себе? |
2 |
6 |
Стресс. Как исправить свое настроение |
1 |
7 |
Ответственное поведение. Я учусь говорить «НЕТ» |
2 |
8 |
Общение. Взаимодействие с окружающими |
2 |
9 |
Мои ценности. |
1 |
10 |
Рискованное поведение. Курение. Алкоголь. Наркотики. |
3 |
11 |
Итоговое занятие |
1 |
Занятие №1
Установление атмосферы в группе
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия
Задачи:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
5. развитие умения работать в команде;
6. сплочение группы.
Упражнение №1
«Нарисуй свое имя»
Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или маркеры.
Время: 5-10 минут.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.
Обсуждение: каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.
Упражнение № 2
«Возьми салфеток»
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Время: 5-10 минут.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение: не требуется.
Упражнение № 3
«Правила группы»
Необходимые материалы: ватман, фломастеры или маркеры.
Время: 5 минут
Описание: Ведущий предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего курса тренингов. Также участники тренинга могут предложить свои варианты. Правила принимаются группой.
Правила:
1. Назвать дуг друга по имени, обозначенном на «визитке»;
2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным;
3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас – по ходу общения в группе;
4. Говорить от своего имени («Я считаю…», «Я думаю…»);
5. Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные;
6. Избегать прямых оценок людей («Мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («Мне не нравится твой проступок»);
7. Быть открытым в общении;
8. Активно участвовать в происходящем;
9. Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
Упражнение № 3 «Ветер дует на того, кто…»
Описание: Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой – либо признак участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т.д. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах). После того как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.
Смысл упражнения: упражнение способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает уровень сплочённости группы и знакомства с ней), даёт возможность больше узнать друг о друге, способствует мобилизации внимания группы.
Упражнение № 6
«Построение круга»
Цель: осознание ответственности команды за свои достижения и результаты.
Оборудование: не требуется
Условия проведения: стандартная группа, 10 мин.
Инструкция:
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Предполагаемые эффекты: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции. Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Вопросы для рефлексии:
Что дает эта игра?
Почему идеальный круг не получался сразу?
Что понравилось вам на нашем занятии больше всего?
Что узнали нового, чему научились?
Упражнение № 9
«Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Занятие № 2
Я – уникальный человек.
Цель: создание условий для формирования у детей потребности в самопознании саморазвитии.
Задачи:
1. способствовать осмыслению понятия «человек-личность»;
2. дать детям возможность свою личностную уникальность, свои чувства и возможности;
3. развивать представления о себе, умения распознавать свои личностные качества;
4. формировать потребность к самоанализу;
5. атмосферу доверия и взаимопонимания в группе, как основу для открытого общения с собой и другими.
Упражнение №1
"Гномики-домики"
Цель: активизация участников
Время: 5 минут
Описание: Играющие разбиваются на тройки: двое - домик, один-гномик. Есть ведущий, который также принимает участие в действии. Он пытается занять чьё-либо место во время природных явлений. Есть явления природы, при которых происходят определённые действия: гром - меняются гномики, наводнение-домики, землетрясение - все перемешиваются (гномик может стать частью домика и наоборот). Тот, кому не удалось занять место - становится ведущим.
Упражнение № 2
«Снежинки»
Цель: дать понять, что каждый человек уникальная личность.
Время: 2-3 минуты
Описание. Ведущий: «Перед вами ножницы и бумага. Ваша задача в течение нескольких секунд вырезать из нее снежинки. Теперь разверните свои снежинки. Посмотрите, есть ли одинаковые снежинки? В основном ваши снежинки разные. Вот так и люди во всем мире разные, но каждый красив и уникален по-своему.
Вступительная беседа.
- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные характеры и темпераменты. На свете нет двух абсолютно похожих людей. Каждый человек уникален. И сегодня вы узнаете о своей уникальности.
Мы воспитываемся в разных семьях со своими традициями и устоями, общаемся с разными людьми – все это накладывает отпечаток на нашу индивидуальность.
- Кто знает, что такое индивидуальность?
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это особенности конкретно взятого человека, которые кардинально отличают его от других.
- А кого можно назвать индивидом?
ИНДИВИД – отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение «Я»; это «Я» думает, учится. Но кто такой этот «Я».
Это «Я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, действиях, чувствах. Оно многообразно.
- Посмотрите на доску.
На доске 3 определения, закрытые шторкой. Открываются по очереди и зачитываются. Как вы думаете к кому можно отнести эти определения?
Личность – человек как носитель каких-то свойств, черт характера, способностей.
Личность – человек как устойчивая система черт, характеризующих индивида как члена общества.
Личность – результат становления человека путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.
Упражнение № 3
«Неоконченные предложения»
Сейчас каждый из вас подумает и расскажет нам немного о себе.
Время: 10 минут
Описание: Участникам предлагается закончить предложения:
• Больше всего я люблю...
• Я хотел(а) бы...
• Я хотел(а) бы быть...
• Я чувствую себя счастливой(ым), когда...
• Мое будущее кажется мне...
• Я надеюсь, что когда-нибудь...
• Я хотел(а) бы быть более...
• Мне очень грустно, когда...
• Я хочу познакомиться с...
• Я хотел(а) бы больше узнать о...
Обсуждение упражнения:
• Что вы чувствовали?
• Трудно ли вам говорить о себе?
Упражнение № 4
«Ладошка»
Время: 10 минут
Оборудование: листы бумаги А4, фломастеры
Описание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет свое имя. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Это упражнение показывает, что окружающие ценят в вас, какие качества вашей личности.
Упражнение № 5
«Пирамида»
Время: 2-3 минуты
Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.
Занятие №3
Самоуважение.
Цель: выработать навыки говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.
Задачи:
1. побудить учащихся к положительным мыслям о себе и своих достижениях;
2. дать возможность поделиться мыслями и чувствами о себе;
3. заострить внимание на положительных чертах.
Упражнение №1
«Приветствие-пожелание»
Время: 5 минут
Описание: Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Упражнение № 2
«Комплимент»
Время: 5-10 минут
Описание: Каждый ученик пишет на бумажке свое имя и опускает в коробку. Учитель достает из коробки бумажки и приглашает учеников сказать комплимент названному ученику. Продолжается до тех пор, пока не останется бумажек.
Беседа. Очень часто люди бывают критичны по отношению к другим, сосредоточивая свое внимание только на негативных чертах и поступках. Но все люди уникальны и неповторимы, и в каждом из нас есть много хорошего. Было бы замечательно, если бы мы почаще говорили друг другу комплименты и добрые слова. Мы становимся здоровее и красивее, когда делаем людям приятное. У каждого из нас есть шанс сделать окружающих людей более счастливыми!
-Ребята, сегодня вы познакомитесь со сказкой про Осину, которая очень хотела измениться, стать другой, и узнаете, что у нее из этого получилось.
Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?
И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»
Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже. Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала:
«Не печалься, милое деревце!»
Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.
— Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?
— Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце, — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?
— Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много.
— А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.
— Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что?
— За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик.
— Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина.
— Вот тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла?
— Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя. — Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.
— Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина.
— Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.
— Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась. — Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?
— Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.
— До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.
А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:
— Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей?
И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.
— Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по- своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других.
Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла:
«Как же хорошо быть собой!»
Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.
— Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.
Автор Ирина Стишенок «Автопилот»
-Как вы думаете, какой смысл автор хотел донести до нас?
Обсуждение:
· Участники отвечают на вопросы для анализа сказки:
· Почему Осина захотела стать Ольхой? Почему у нее это не получилось?
· Как она стала чувствовать себя после всех попыток измениться? Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?
· Чему он научил ее?
· Какие ценные качества были у Осины? Какие ценные качества есть у вас?
· Почему так важно быть собой?
· Есть ли у Вас отдельные черты характера, которые вы хотели бы улучшить? Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?
Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Упражнение № 3
«Поддержка»
Время: 5 минут
Описание: Участники делятся на пары и встают спиной друг к другу. По сигналу ведущего пары максимально расходятся, опираясь друг на друга, только спинами, затем возвращаются в исходное положение.
Обсуждение упражнения.
Упражнение № 4
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция. «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становится все сильнее и сильнее».
Занятие №4
Чувства и эмоции. О чем они говорят?
Цель: объяснить детям, что такое эмоции; какую роль они играют в жизни человека. Дать понятие о положительных и отрицательных эмоциях. Определение чувств и эмоций через телесные проявления.
Задачи:
1. помочь осознать учащимся, что мысли и чувства – не одно и то же;
2. показать учащимся необходимость анализа собственных чувств и способы их регуляции.
Упражнение №1
«Здравствуйте»
Время: 5 минут
Описание: Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.
Варианты приветствий:
§ в России принято пожимать друг другу руку;
§ в Италии – горячо обниматься;
§ в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
§ в Зимбабве – трутся спинами;
§ в Македонии – здороваются локтями;
§ в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
§ у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
Упражнение № 2
«Обсуждение чувств»
Время: 15-20 минут
Описание: Участникам демонстрируются карточки с изображениями чувств. Задаются вопросы: «Что вы думаете об этой картине?», «Что вы чувствуете?». Ведущий просит записать ответы, продолжив фразы «Я думаю…», «Я чувствую…». Проводится опрос каждого участника о его чувствах. Обсуждение в группе чувств других участников. Задается вопрос почему они думаю о чувствах именно так?
- Цель нашего занятия познакомится с основными эмоциями, и научиться определять эмоциональное состояние человека.
Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью. Эти переживания называются эмоциями. Как вы думаете, что такое эмоции? Попробуйте дать определения понятия «эмоции» (Ответы детей)
ЭМОЦИИ - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
-Какие вы знаете эмоции? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд).
-С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации).
Упражнение № 3
«Зеркало»
Время: 5-10 минут.
Описание: Рассчитайтесь на «хорошие» и «замечательные». «Хорошие» смотрятся в зеркало («замечательные»), которое отображает всю их мимику. Погримасничайте. А зеркала повторите мимику. Поменяйтесь.
Обсуждение: Что было сложного в упражнении? Что получалось легко?
Упражнение № 4
«Изобрази эмоцию»
Время: 5 минут
Описание: Участникам раздаются карточки с указанными эмоциями. Необходимо продекламировать стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…» изображая эмоции, указанные на карточках.
Упражнение №5
«Ладошка»
Время: 5 минут
Оборудование: листы бумаги А4, фломастеры или ручки.
Описание: Обведите свою ладошку и в каждом пальчике напишите чувства и эмоции, с которыми вы уходите с нашего занятия.
Занятие №5
Что ты знаешь о себе.
Цель: формирование мотивации на познание себя, путем развития рефлексивных способностей обучающихся.
Задачи:
1. развивать представления о себе, умение распознавать собственные личностные качества;
2. формировать потребность в самоанализе;
3. создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе.
Упражнение №1
«Пожмите друг другу руки»
Время: 5 минут
Описание: Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов «В круг выходят те, кто…
- играет на каком-нибудь инструменте;
- родился в другом городе;
- умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
- бывал когда-нибудь в Самаре (Москве, Минске);
- любит жаренные пирожки (соленые огурцы, яблоки);
- имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);
- считает себя «совой» («жаворонком»);
- любит математику (биологию, физкультуру)»…
Можно перемешивать шуточные характеристики серьезными.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствовали во время игры?
- Узнали ли вы для себя что-то новое?
- Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?
Познать себя одна из важных задач личности. Ведь только так вы сможете стать уверенными в себе, раскрыть свои способности и достичь целей в жизни.
Стремление познать свой внутренний мир уходит корнями в далекое прошлое.
Посмотрите внимательно на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон)
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя (Р. Декарт)
Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить (Гераклит)
Познай себя, и ты познаешь мир (Софокл)
Упражнение №2
«Письмо себе любимому»
Время: 10-15 минут
Описание: Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:
· С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
· Какие трудности возникли при написании письма?
Упражнение№3
«Аукцион»
Время: 15 минут
Описание: Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.
Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?
Запоминайте все эти ощущения. Проникнетесь четкой мыслью, что вы - это данный предмет, предназначенный для выставления на аукционе. Насколько вы уверены в этом? Спросите себя: "кто я?". Какой ответ выдает ваше подсознание? Помните, все манипуляции с превращением в чашку чая или белую мышку следует производить в состоянии полной отрешенности от ежедневных забот и проблем! Это основное условие успеха в нелегком деле самовнушения и продажи себя на нашем воображаемом аукционе! Когда вы полностью ассоциируете себя с нужной вещью, переходите к следующему этапу.
Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.
Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!
· Кем вы были в своём представлении?
· Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?
Упражнение №4
«Мешочек достижений»
Время: 10 минут
Описание: Каждому участнику выдается изображение мешочка. В нем необходимо продолжить высказывание: «Сегодня я узнал…», «Мне удалось…», «Мне было … »
Занятие № 6
Стресс. Как исправить свое настроение
Цель: знакомство с понятием «стресса» и его проявлением; осознание собственного состояния в ситуациях стресса; выработка психотехник ослабления стрессовых переживаний, формирование стрессоустойчивости.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием стресса и его стадиями;
2. рассмотреть способы борьбы со стрессом;
3. предоставить обучающимся возможность потренировать навыки борьбы со стрессом.
Упражнение №1
«Какого я цвета?»
Время: 10-15 минут
Описание: Я предлагаю начать сегодняшнее занятие с того, что каждый подумает и скажет нам какого он цвета. Но речь идет не о цвете вашей одежды, волос или глаз. А о вашем настроении. Какого цвета оно у вас? Как изменялось в течение дня до прихода сюда? Охарактеризуйте свое настроение сейчас и почему выбрали именно этот цвет?
Упражнение №2
«Цветная анкета»
Время: 5 минут
Описание: Перед вами лежат карточки одна сторона, которых красная и означает «да», а вторая – зеленая, она означает «нет». Я вам задам несколько вопросов, а вы поднимите ту карточку, которая означает ваш ответ.
Вопросы:
1. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
2. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
3. Ты легко раздражаешься и обижаешься?
4. Ты сильно переживаешь и винишь себя, если совершаешь ошибку?
Анкета помогла нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх и тревогу в некоторых ситуациях.
Как вы думаете, как это можно назвать одним словом?
Упражнение №3
Мозговой штурм «Что такое стресс?»
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях жизни, так и при особых обстоятельствах. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Каждый испытывал стресс. Все говорят о нем, но никто не задумывается над тем, что же это такое.
Стресс – это реакция организма на любое повышенное требование к нему.
Стресс – это наш ответ на жизнь.
Стресс – это когда человек испытывает напряжение.
Вам нужно при помощи данных карточек разместить на силуэте симптомы, которые приводят к стрессовому состоянию.
Физические проявления стресса:
- Сердцебиение;
- отсутствие аппетита;
- постоянное переедание;
- частые расстройства пищеварения и изжога;
- бессонница;
- головные боли;
- повышенная потливость;
- покусывание ногтей;
- тошнота;
- головокружение;
- слезливость;
- мышечные судороги;
Психические проявления стресса:
- приступы гнева;
- раздражительность;
- страх заболеть;
- пониженное настроение;
- появление страхов;
- тревожность;
- чувство вины;
- сильный страх;
- чувство одиночества.
Упражнение №4
«Настроение»
Время: 5 минут.
Описание: Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник.
Памятка «Как преодолеть стресс»
Физическая активность – физические упражнения. Проделайте следующие упражнения:
а) Упражнение «Глубокое дыхание».
Сядьте в удобную позу. Положите правую руку на грудь.
Глубоко и медленно вдохните, при этом считайте в уме от 1 до 10.
Также медленно выдохните, считая от 10 до 20. Повторите процедуру 1–2 раза.
б) Упражнение «Маятник».
Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Закройте глаза.
Медленно покачивайтесь из стороны в сторону и вперед-назад.
Упражнение № 5
«Закончи фразу»
Время: 10 минут
Описание. Подростки по очереди говорят следующее:
- Сегодня я узнал о том, что я…
- Мне было приятно, когда…
Занятие № 7
Ответственное поведение. Я учусь говорить «НЕТ»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи:
1. развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;
2. формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Упражнение №1
«Дождь в лесу»
Время: 2-3 минуты
Описание: Участники сидят, ладони лежат на коленях.
Предложите представить, что они летом гуляют в лесу. Вдруг начинается мелкий дождичек.
Предложите участникам повторять ваши движения: похлопайте ладонями по коленям, потрите ладонями, пошуршите щепотями у ушей, слегка взъерошьте волосы, снова похлопайте ладонями по коленям. Можете усилить интенсивность хлопков, увеличить темп и т.п.
Упражнение №2
«Круги воли»
Время: 15 минут
Оборудование: стандартный чистый лист бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.
Описание:
- Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на сложные, незнакомые вопросы. Давайте вместе обсудим такую непростую тему как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой характера как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у Вас силы воли. Испытуемый может закрасить весь круг или какую-либо его часть.
- Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это – волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для того чтобы оценить волевые качества нам необходимо понять как они проявляются, какие у них признаки.
Признаки решительности:
быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;
выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки самостоятельности:
выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т.п.);
умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п.);
умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.
Признаки дисциплинированности:
сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка
- ( соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т.п.);
добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.
Признаки настойчивости:
стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)
Признаки выдержки:
проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
умение владеть собой в конфликтных ситуациях ( при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки смелости:
преодоление чувства страха;
сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;
проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.
Признаки инициативности:
проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.
Признаки целеустремленности:
умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
умение осуществлять намеченное.
- А сейчас, я предлагаю на перечисленные волевые качества подобрать определенный, как вы считаете, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.
В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у вас.
Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.
Обсудите, насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.
Если большинство кругов, по полученным данным, закрашены
полностью или закрашенные части, сектора кругов очень малы, то с испытуемым
обсуждается действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую
низкую степень выраженности.
Консультативная беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных
представлений человека о своих волевых качествах.
Методику можно, после коррекционной работы, провести еще раз для анализа изменений в представлениях испытуемого о степени выраженности его волевых качеств.
Упражнение №3
Игра «Откажись по-разному»
Время: 10 минут
- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)
Ведущий выражает отказ по-разному.
- Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
- Кто получил такой отказ?
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Вывод: о разных видах отказа.
Упражнение№4
«Сумей отказаться»
Время: 15 минут
Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению.
Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:
· реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
· возможность избежать данного конфликта, агрессии;
· целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).
Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
Разыгрывание ситуаций.
Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный и неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.
Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.
Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.
Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)
В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».
Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».
Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»
Инга растерялась: «Нет».
Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»
Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)
Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.
1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»
Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.
2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)
Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.
Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»
Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.
Памятка «Правила уверенного отказа»:
1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).
6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Упражнение № 5
«Новое и важное для меня».
Время: 5 минут
- Что нового узнали?
- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».
Занятие №8
Общение. Взаимодействие с окружающими.
Цель: Рассказать о вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы, пантомимика) видах и средствах общения; развивать с помощью игровых упражнений навыки невербального и вербального общения.
Задачи:
1. провести самоанализ своих коммуникативных навыков;
2. совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
3. прививать культуру общения;
4. развитие общительности, эмпатии и преодоление барьеров коммуникации в коллективе;
Упражнение №1
«Привет себе»
Время: 10 мин.
Описание: Группа встает в круг, спинами в центр. Участник передает соседу справа, шепотом, какое либо послание, которое сам хотел бы услышать. Сосед шепотом передает это сообщение следующему и так далее, пока сообщение не дойдет до отправителя. Каждый следующий участник. Тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет на 2-3 человека от него.
Инструкция: «Прошепчи соседу тот привет, который сам хотел бы услышать. Когда вы прошептали соседу справа привет от соседа слева, и он передал его своему соседу справа, вы можете прошептать свой привет.»
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда получили свой привет? На сколько полученное сообщение отличалось от отправленного? Что привело к искажению?
Ответьте, пожалуйста, мне на такой вопрос: как мы понимаем друг друга при общении? Что мы делаем, чтобы нас поняли? Правильно, мы произносим слова, т.е. объясняем, что мы хотим передать другому человеку. Это называется общение.
Общение – это процесс, с помощью которого один человек передает информацию другому.
Но вы знаете, что информацию можно передавать и без слов. Как ? – Мимикой и жестами. Это называется невербальное общение. Оно более сложно, чем словесное или вербальное общение. А ещё существует такой термин, как эффективное общение – под этим термином понимается, что посылающий и принимающий информацию одинаково её интерпретируют. Люди преимущественно социальные существа и большую часть времени проводят вместе. Поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях. Некоторые социальные навыки особенно помогают людям эффективно общаться. Один из основных навыков общения – это умение слушать собеседника. Сейчас, мы постараемся выполнить несколько упражнений, в которых от вас потребуется умение правильно передать информацию, а так же умение правильно воспринимать, переданную разными способами информацию.
Упражнение №2
«Пойми рисунок»
Время: 5-10 минут
Цель: понять законы общения, сложности передачи, приёма информации. Учащиеся становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце, ведущий показывает карточку со словом (например: солнце, дом, человек, цветок и т.д.). Задача состоит в том, чтобы нарисовать (пальцем) на спине следующего участника, понятие, которое было указано на карточке. Тот у кого «рисуют» (водят пальцем по спине), должен угадать слово и передать следующему участнику.
Упражнение №3
«Тематические рисунки»
Время: 10-15 минут
Цель: смысл данного упражнения заключается в том, что работа выполняется совместно, но без предварительной договоренности и четкого распределения обязанностей. Развиваем невербальное общение. Общаемся, рисуя.
Ход упражнения: Участники разбиваются на подгруппы по 3-4 человека. В каждой из них выполняется на листе А-3 коллективный рисунок, разговаривать при этом нельзя.
Темы могут быть следующие: времена года (зима, лето, весна, осень); буйство стихий (земля-землетрясение, обвал; вода-шторм, наводнение; огонь-пожар, извержение вулкана; воздух-ураган, смерч, гроза).
Ребята, людям необходимо уметь сотрудничать друг с другом. Для этого следует:
• проявлять интерес к заботам и интересам друзей;
• при возникновении конфликтных ситуаций стараться решать их совместно;
• не давать советов, а помогать другу найти решение;
• не давать другим клички и обидные прозвища, так как для человека много значит его имя;
• выражать свои чувства открыто, не прибегая к оценочным суждениям;
• нельзя все слова и поступки человека без конца оценивать как «хорошие» или «плохие».
Упражнение№4
«Релаксация»
Время: 5 минут
Описание: На фоне расслабляюще музыки психолог произносит следующие слова:
«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выход… Теперь представьте, что к вам подлетает облако – очень белое, пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему, вы катаетесь, и оказывается оно мягкое, но упругое… Вы заходите на облако, и оно принимает форму удобного кресла, обтекающего ваше тело, вы устроились, и облако начало медленно двигаться… Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах… Только облако плывет по небу… Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами… Вы летите над островом… Он зеленый, много деревьев, много травы…Вы видите, как поблескивает глубокое озеро… Плещет вода… Вы медленно спускаетесь и выходите из облака… Вы ступаете босиком по мягкой шелковой траве… Оглянитесь… Посмотрите: какое место вам больше нравится…? Идите туда… Теперь вы можете лечь на траву на этом месте…Трава мягкая немного прохладная… Вам хорошо… Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой… Вы чувствуете, как она вливается в вас… Как каждая клеточка радуется, распрямляется… Земля любит вас… Трава нежно гладит вас… Вы полностью насыщаетесь силой, любовью, нежностью… Вы медленно встаете и идете к облаку. Оно готово к полету… Вы садитесь в него…и летите… И вот мы снова здесь… Медленно откройте глаза… С прибытием вас».
Упражнение № 5
«Ниточка»
Время:5 – 10 минут
Описание: Перед началом педагог предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат на столе. Обсуждение может происходить по схеме:
· Что получилось?
· Что не получилось?
· Что надо сделать, чтобы было лучше?
· С каким настроением ухожу?
Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Намотанную нитку можно положить в корзину, расположенную, к примеру, в середине комнаты или круга. Таким образом, выбрав той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку или на короткую реплику. Немаловажен момент, какой цвет нитки выбрал ребенок.
Занятие № 9
Мои ценности.
Цель: создание условий для осознания подростком ценности своей жизни, жизненных ценностей человека, его ценностных идеалов, которые уже есть, приняты в его духовный мир, переосмысление своего социального опыта.
Задачи:
1. создать атмосферу общности и взаимопонимания;
2. помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии.
Упражнение №1
«Пересядьте те, кто ценит…»
Время:2-3 минуты
Описание: выбирается водящий. Его стул убирают за пределы круга. Водящий стоит в центре круга и произносит фразу: «Пересядьте те, кто ценит…» (деньги, свободу, своих родителей и так далее). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего – занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.
Ребята, а что такое ценности человека?
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.
Понятие ценностей и норм различаются. Ценности – это абстрактные, общие понятия, а нормы – это правила, руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
● Здоровье
● Любовь
● Семья
● Дети
● Дом
● Друзья
● Общение
● Духовные ценности
● Досуг
● Самообразование
● Мода
● Свобода
Другие ценности: у разных людей, различные ценности и ценностные приоритеты.
Упражнение №2
«Мои ценности»
Время:15-20 минут
Инструментарий: набор карточек (каждая ценность написана на отдельной карточке 16 шт.).
Ход упражнения: Попросить каждого участника обратиться к списку ценностей и разрезать их на карточки (см. приложение 1)
Индивидуальная работа участников.
1 этап. Прочитать карточки с ценностями
2 этап. Выполнив первое задание участнику необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным.
3 этап. Участникам предлагается убрать в сторону 10 нижних ценностей (наименее важные) и еще раз просмотреть список.
4 этап. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что он должен чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой ты на данный момент готов расстаться.
5 этап. Участник снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Друзья».
6 этап. С помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.
Обсуждение.
1. «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?».
2. Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека.
3. Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
4. Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит? Это хорошо или плохо?
5. Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки, события повседневной жизни? Как?
6. Влияют ли наши ценности на жизнь людей вокруг нас? Почему?
7. Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
8. Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело – руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.
Вывод: ценности неразрывно связаны со смыслом жизни. Смысл жизни – это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью, связанное с удовлетворением основных подлинных потребностей человека.
Упражнение№3
«Спор ценностей»
Время: 15 минут
Раздаются листочки с написанными на них ценностями. По очереди группы доказывают, что их ценность важнее. Предлагаются ценности: деньги, власть, любовь, добро. Так какие из ценностей мы поставим в приоритет?
Упражнение № 4
«Ромашка счастья»
Время: 10 минут
Описание: Мы будем создавать “ромашку счастья”. Ведь все хотят быть счастливыми! Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки у вас должна оказаться главная ценность.
Ромашки зачитываются и прикрепляются на доску.
Занятие № 10
Рискованное поведение. Курение. Алкоголь. Наркотики.
Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам.
Задачи:
1. Обсуждение причин употребления психоактивных веществ
2. обсуждение воздействия психоактивных веществ на организм человека
3. показать, что употребление психоактивных веществ не является эффективным способом разрешения проблем;
4. обратить внимание на то, что употребление психоактивных веществ становится всё более социально неприемлемым
Упражнение №1
«Приветствие»
Время: 5 минут
Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)
Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)
Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)
Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)
Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Обнимаются)
Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.
Вопросы для дискуссии:
· Почему люди употребляют наркотики?
· Каковы последствия употребления?
· «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
· Что такое зависимость от психоактивных веществ?
· Какие вещества вызывают развитие зависимости?
· Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?
(Обсуждение проблемных вопросов)
Упражнение №2
«Ворвись – вырвись из круга»
Время: 10 минут
Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»
Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача – любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы – воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.
Вопросы для обсуждения?
· Что чувствовали участники?
· Трудно ли противостоять давлению группы?
·
Упражнение №3
Ролевая игра «Давай с нами!»
Время: 15 минут
Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.
Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.
Вопросы для обсуждения:
Что чувствовали участники?
Трудно ли было противостоять давлению группы?
Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
Почему?
Упражнение № 4
«Скажи жизни - Да!»
Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой ватман и продолжить фразу.
Литература
1. Анн Л.Н. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Юнити, 2004
3. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2005.
4. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008.
5. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград, 2007.
6. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Изд. центр "Академия", 2006.
7. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.