Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)
Оценка 4.9

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Оценка 4.9
docx
15.11.2021
Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)
Программа внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия).docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Увинская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

  «Согласовано»                                              «Утверждено»

              Заместитель                                          Директор МОУ

директора по УВР                                                «Увинская школа № 1»    

 _____ /______________/                                     _____ /_____________ /

«___» _________ 20__г.                                     Приказ № ______ от

                                                                             «___» _________ 20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа для детей с ОВЗ

«Волшебный песок»

срок реализации 1 год, возраст обучающихся 9-11 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы:

Кокорина Лариса Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Ува

Пояснительная записка

 

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 189а);

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р (далее - Концепция);

-Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (письмо МОиН РФ от18.11.2015г. № 09-3242);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

 

Образовательная программа “Волшебный песок” имеет  социально - психолого-педагогическую  направленность. Предполагает развитие личного, творческого потенциала, развитие умений разрешения психологических проблем у одаренных детей. 

        Новизна и оригинальность программы «Песочные фантазии» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и благодаря увлекательной, творческой деятельности с песком, является способом преодолеть социально-психологическую адаптацию, снять эмоциональное напряжение, показать  свои страхи, проблемы  и избавиться от них категорию одаренных детей.

Дети с ОВЗ - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.
        На первый взгляд дети данной категории успешны, востребованы. У них нет проблем. Но в учебных заведениях одаренные дети «отдуваются» за всех учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, внеурочных мероприятиях и др.). И никому не важно, что там, в глубине души? Устал ты или нет? Есть ли у тебя друзья? Как твое настроение? Никто не спросит. Всегда все думают, что все хорошо -  ребенок талантлив и хорошо учится.

Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. За последние годы статистика показывает, что попытки суицида и сам суицид совершают именно талантливые, одаренные дети, про которых никто и никогда и не подумал, что он это сделает. «Чего ему не хватало? Учился хорошо, посещал спортивную секцию, семья хорошая» - такую фразу можно услышать после случившейся трагедии. А ведь никто и не знал, что там внутри.

            Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о психологическом сопровождении одаренных детей.

         Наиболее интересной и развивающей личность ребенка является такой психологический метод как песочная терапия.

            Песочная терапия для детей – актуальный и эффективный метод в разрешении психологических проблем, а так же отличный способ для личностного и творческого развития и социально-психологической адаптации.

            Часто одаренные учащиеся замыкаются в себе, сложно идут на контакт, и мало кто из них готов открыто поделиться своими истинными чувствами и переживаниями. Последствия такого эмоционального вакуума  могут быть весьма плачевными. Поэтому песочная терапия – это выход.

         Актуальность программы в создании условий для социально-психологической адаптации, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического  здоровья детей.

      

 

 

 Педагогическая целесообразность однолетней программы с элементами песочной терапии требует постепенного перехода от простого к сложному.  Однолетний период программы позволяет планомерно работать с детьми. Занятия по программе «Песочные фантазии»  позволяют решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к окружающему миру и самому себе. Помогает внушить уверенность в своих силах, открыть глубинные, подлинные ценности и мотивы поступков человека, определить психологическую целостность человека и создать свою, совершенно уникальную систему мира.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

- Познакомить учащихся с интереснейшим методом  песочная терапия, правилами игр и занятий с песком;

- Развивать умение прорабатывать психотравмирующую ситуацию бессознательно, на символическом уровне;

-Развитие эмоциональной устойчивости;

- Развивать умение проживать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

- Снижать уровень тревоги;

- Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

-  Формирование  коммуникативных  навыков;

- Формировать  умение изменять отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;

- Формировать умение смотреть на ситуацию-проблему со стороны и изменить свое отношение к ней и людям;

- Развивать более позитивную Я-концепцию, повысить самооценку;

- Продолжать раскрывать творческий потенциал и другие возможности;

- Развивать желание узнавать о себе что-то новое;

Планируемые результаты:

1.  Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.

2.  Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.

3.  Снизить уровень  тревожности.

  

 

Объём программы

 

       Программа рассчитана на 1 год, 68 часа из расчета 2 часа в неделю, включая каникулярное время.  Программа предусматривает проведение теоретических, диагностических и практических, коррекционно-развивающих занятий. Планирование всей  работы осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. В реализации программы принимают участие учащиеся в  возрасте  11-14 лет.

 

Методы и формы  обучения

 

Социально-психологическая адаптация  подростков предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства отношения к миру и в соответствии с культурными традициями общества.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям  и более успешного решения образовательных, воспита­тельных и психологических задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об упражнениях во время занятия. Для этой цели учитель использует: объяснение,  рассказ, указания, пояснения, беседы, дискуссии.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти ме­тоды помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемом материале.

Практические методы:

- метод упражнений;

- игровой;

- элементы музыкотерапии, ароматерапии, сказкотерапии.

 

Формы занятий:

- индивидуальная

- групповая

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Содержание

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

всего

I. Теоретическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вводное занятие. Знакомство с методом песочной терапии. Правила работы с песком. Принятие правил.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.Диагностика социально психологической адаптации.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3.Диагностика эмоционального состояния.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4. Контрольная диагностика социально-психологической адаптации.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

5. Контрольная диагностика эмоционального состояния.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

6.Итоговая диагностика социально психологической адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

7. Итоговая диагностика эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

8. Итоговое занятие. Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

ИТОГО

6

 

 

 

4

 

 

 

6

16

II. Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Знакомство с песком. Вводные  упражнения.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.Работа с песком на столе.

Техника рисования песком.

 

4

4

4

2

4

4

4

 

26

3.Работа в песочнице

 

4

4

4

 

2

4

4

 

22

4.Составление фотовыставки «Магия песка»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

ИТОГО

2

8

8

8

2

8

8

8

0

52

ВСЕГО

8

8

8

8

6

8

8

8

6

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение  часов на виды программного материала

 

Наименование темы

Количество часов

 

Теоретическая часть

 

1

Вводное занятие. Знакомство с методом песочной терапии. Правила работы с песком. Принятие правил.

2

2

Диагностика социально психологической адаптации.

2

3

Диагностика эмоционального состояния.

2

4

Контрольная диагностика социально-психологической адаптации.

2

5

 Контрольная диагностика эмоционального состояния.

2

6

Итоговая диагностика социально психологической адаптации.

2

7

Итоговая диагностика эмоционального состояния.

2

8

Итоговое занятие. Прощание.

2

 

ИТОГО

16

 

Практическая часть

 

1

Знакомство с песком. Вводные  упражнения.

2

2

Работа с песком на столе.

Техника рисования песком.

26

3

Работа в песочнице

22

4

Составление фотовыставки «Магия песка»

2

5

 

 

 

ИТОГО

52

 

ВСЕГО

68

 

 

Содержание программы

 

         Материал программы осуществляется на занятиях поэтапно.

1.Ориентировочный этап (при проведении занятий с песком  действия и объяснения психолога соотносятся с возрастными и индивидуальными особенностями  детей). Занятия проводятся с подгруппой на световом столе или песочнице. Психолог знакомит детей со своей фигурой – посредником. Данную фигуру можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях. Психолог в ходе проведения  игр и упражнений обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказывать, сравнивать.

2. Вводное упражнение с фигурой, которая приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают песочницу (ее форму, цвет, материал из которого она сделана).

3.Правила поведения в песочнице.

Обозначают правила поведения.

4. Работа с песком.

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания.

Способы работы с песком:

1.Способы засыпания рабочего стола:

- просеивание (сквозь пальцы)

- расхлопывание ладошкой

- дождик (сыплем из кулачка)

- торнадо (сыплем из двух кулачков)

- волна

2.Техника рисования песком (основные приемы):

-  Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком и др.

- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладони;

- Особенности работы с песком на световых столах;

- Песочное рисование

- Пластичность

- Воздействие светом, цветом и музыкой.

Диагностическая часть включает в себя ряд диагностических методик, для выявления уровня социально-психологической адаптации и эмоционального состояния. Диагностика проводиться три раза в год, результаты анализируются, принимаются решения для дальнейшей работы.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся

 

К концу обучения должны:

Знать

- о нетрадиционных методах в психологии;

- технику работы с песком;

- важность занятий с песком;

- знать  правила работы с песком;

Уметь

-  прорабатывать психотравмирующую ситуацию бессознательно, на символическом уровне;

-  проживать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

- снижать уровень тревоги;

-  изменять отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;

- смотреть на ситуацию-проблему со стороны и изменить свое отношение к ней и людям;

-  раскрывать творческий потенциал и другие возможности.

 

Планируемые  результаты:

 

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать:

Нетрадиционные методы в психологии

Нетрадиционные методы приносят  пользу, снимают негативное эмоциональное напряжение, помогают решению разного рода проблем

Правила работы с песком

Упражнения для занятий в песочнице

 

Уметь:

Овладеть основными техническими приемами работы с песком

Уметь анализировать свою работу, впечатления

Уметь безболезненно проходить социально-психологическую адаптацию

Чувствовать, понимать  и принимать себя, повышать эмоциональное состояние

 

Развить качества личности:

Воспитать стремление к решению разного рода проблем

Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, творить

Развивать чувство ответственности, самосовершенствования, самостоятельности, умение сотрудничать

Формировать умение адекватно оценивать себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


п/п

Наиме­нование

раздела

про­граммы

Тема

занятия

Кол-во

часов

Тип

занятия

Элементы содержания

Требования к уровню под­готовленности обучающихся

Вид контроля

1

Теоритический

Вводное занятие.

Знакомство

2

Изуче­ние но­вого ма­териала

 

 

 

Методы психологии, нетрадиционные методы психологии. Песочная терапия. Правила работы с песком. Принятие правил.

Знать о методах психологии. Знать правила работы с песком.

Текущий

2

 

Диагностический

Стартовая диагностика социально-психологической адаптации

2

Выполнение диагностических методик

 

 

 

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями

Стартовый

Стартовая диагностика эмоционального состояния

2

Выполнение диагностических методик

 

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями

 

 

 

3

Практический

Работа с песком на столе. Техники рисования песком.

26

Практическая работа с песком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком и др.

- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладони;

- Особенности работы с песком на световых столах;

- Песочное рисование

- Пластичность

- Воздействие светом, цветом и музыкой;

- Проигрывание ситуаций.

Ритуал приветствия

Выполнение игр и упражнений в соответствии с правилами и инструкциями. Анализ работы. Беседа.

 Рефлексия

 Ритуал прощания

Текущий

3

Диагностический

Контрольная диагностика социально-психологической адаптации

2

Выполнение диагностических методик

 

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями

 

 

 

Контрольный

Контрольная диагностика эмоционального состояния

2

Выполнение диагностических методик

 

 

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями

 

 

4

Практический

Работа в песочнице

22

 

Способы засыпания рабочего стола:

- просеивание (сквозь пальцы)

- расхлопывание ладошкой

- дождик (сыплем из

кулачка)

- торнадо (сыплем из двух кулачков)

- волна и пр.

- проигрывание ситуаций

 

Ритуал приветствия  Выполнение игр и упражнений в песочнице, проигрывание ситуаций.

Дискуссия

Рефлексия

Ритуал прощания

Текущий

Фотовыставка «Магия песка»

2

Составление, оформление фотовыставки

Выбор наиболее понравившихся фотографий

Ритуал приветствия

Оформление выставки

Рефлексия

Ритуал прощания

 

5

Диагностический

Итоговая диагностика социально- психологической адаптации

2

Выполнение диагностических методик

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями

Итоговый

Итоговая диагностика эмоционального состояния

2

Выполнение диагностических методик

 

 

Проведение диагностических методик

Выполнить диагностический материал в соответствии с инструкциями


 

Материально-техническое обеспечение занятий

 

- Песочница с песком

- Стол для занятий с песком

- Песок разного цвета

- Фигурки, игрушки, трафареты

- Аудио-видео аппаратура

 

 

Контрольно-измерительные материалы

 

       

 

Тест-опросник «Оценка настроения»

Тест-опросник «Оценка настроения» используется как облегченная версия опросника «САН» (согласно источнику, применение опросника «САН» иногда затруднительно в силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния) [2]. Тест-опросник «Оценка настроения» отличается краткостью и простой формой вопросов и ответов. В опроснике предлагается 21 утверждение, на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования обычное, эйфорическое или негативное (астеническое). Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют.

 

Инструкция: Вам дан перечень утверждений, относящихся к вашему состоянию и настроению в данный момент. Оцените утверждения относительно себя, используя варианты ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство).

 

Текст опросника:

1.            Чувствую себя исключительно бодро.

2.            Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.

3.            Испытываю какое-то тягостное чувство.

4.            Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.)

5.            Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6.            Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7.            Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8.            Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9.            Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10.        Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11.        Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12.        Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13.        Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.


14.        Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом

15.        Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь

16.        Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17.        Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18.        Мое будущее мне кажется очень печальным.

19.        Бывает хуже, но редко.

20.        Не верю даже самым близким людям.

21.        Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

 

Обработка и интерпретация результатов

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11,

13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов − 1-2 ответа; 8 баллов − 3 ответа; 7 баллов − 4 ответа; 6 баллов − 5-6 ответов; 5 баллов − 7-8 ответов; 4 балла − 9-10 ответов; 3 балла − 11-13 ответов; 2 балла 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов − 6 и менее ответов; 8 баллов − 7 ответов; 7 баллов − 8-9 ответов; 6 баллов − 10-11 ответов; 5 баллов − 12-13 ответов; 4 балла − 14-15 ответов; 3 балла − 16-17 ответов; 2 балла − 18-19 ответов; 1 балл − 20 ответов и более.

Диагностика психических состояний личности

 


Опросник Г. Айзенка включает описание различных пси­хических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает воз­можность определить уровень тревожности, фрустрации, аг­рессии и ригидности. 
Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 пред­ложений.

Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведи­те кружком цифру 2; если не совсем подходит — цифру 1; если не подходит — 0. 
Вопросы

1.      Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0

2.      Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0

3.      Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0

4.      Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0

5.      Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0

6.      Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0

7.      Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0

8.      Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0

9.      Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0

10.  При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0

11.  Меня легко рассердить. 2 1 0

12.  Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0

13.  Я легко впадаю в уныние. 2 1 0

14.  Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0

15.  Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0

16.  В споре меня трудно переубедить. 2 1 0

17.  Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0

18.  Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0

19.  Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 10

20.  Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 10

21.  Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0

22.  Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0

23.  В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0

24.  Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0

25.  Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0

26.  Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0

27.  Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0

28.  Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0

29.  Меня легко убедить. 2 1 0

30.  Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0

31.  Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0

32.  Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0

33.  Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0

34.  В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0

35.  У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0

36.  Я неохотно иду на риск. 2 1 0

37.  Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0

38.  Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0

39.  Я мстителен. 2 1 0

40.  Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

1.      Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2.      Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3.      Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4.      Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

·         личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

·         фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

·         агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

·         ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

 

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

 

Методика диагностики мотивации учения
и эмоционального отношения к учению

Цель: определение уровня развития познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

Инструкция: «Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете на уроке».

 


п/п

Утверждения

Почти
никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

3

Я разъярен

1

2

3

4

4

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5

Я напряжен

1

2

3

4

6

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9

Я раскован

1

2

3

4

10

Мне интересно

1

2

3

4

11

Я рассержен

1

2

3

4

12

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14

Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16

Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17

Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

20

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21

Я взвинчен

1

2

3

4

22

Я энергичен

1

2

3

4

23

Я взбешен

1

2

3

4

24

Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27

Я раздражен

1

2

3

4

28

Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30

Мне скучно

1

2

3

4

31

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32

Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33

Я уравновешен

1

2

3

4

34

Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36

Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37

Я боюсь

1

2

3

4

38

Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39

Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40

Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1.Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

 

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005

 

3.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2006,-224с.

 

4. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 




 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ

Пояснительная записка - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ

Последствия такого эмоционального вакуума могут быть весьма плачевными

Последствия такого эмоционального вакуума могут быть весьма плачевными

Социально-психологическая адаптация подростков предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства отношения к миру…

Социально-психологическая адаптация подростков предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства отношения к миру…

Итоговое занятие. Прощание. 2 2

Итоговое занятие. Прощание. 2 2

Работа с песком на столе. Техника рисования песком

Работа с песком на столе. Техника рисования песком

Уметь - прорабатывать психотравмирующую ситуацию бессознательно, на символическом уровне; - проживать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения; - снижать уровень тревоги; - изменять отношение…

Уметь - прорабатывать психотравмирующую ситуацию бессознательно, на символическом уровне; - проживать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения; - снижать уровень тревоги; - изменять отношение…

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Наиме­нование раздела про­граммы

Наиме­нование раздела про­граммы

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; -

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; -

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; -

Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; -

Материально-техническое обеспечение занятий -

Материально-техническое обеспечение занятий -

Настроение такое , что хочется сказать : «

Настроение такое , что хочется сказать : «

Опросник Г. Айзенка включает описание различных пси­хических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть

Опросник Г. Айзенка включает описание различных пси­хических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии…

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии…

Я энергичен 1 2 3 4 23

Я энергичен 1 2 3 4 23

Список литературы для педагога 1

Список литературы для педагога 1

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)

Программа психолога по внеурочной деятельности с детьми ОВЗ (песочная терапия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021