ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»

  • rtf
  • 30.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала психологическая безопрасность образовательного учреждения.rtf

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА

«Психологическая безопасность образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

Разработал:

педагог-психолог

МБОУ «СОШ №8»

Байдакова В.А


 

Актуальность

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному и профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Цель программы: создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.

Задачи организации безопасной образовательной среды

1.   выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса;

2.   отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

3.   подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности

4.   разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Теоретическая основа

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.

Условия организации безопасной образовательной среды:

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;

-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности :

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:

           по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;

           по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

           по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

Психологическая лиагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:

            выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

            определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1.    Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2.     Принцип психологической защиты личности;

3.         Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4.     Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Прогнозируемый результат:

Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в учебном заведении

Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.

Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:

1.     Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих образовательному учреждению);

2.    Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду училища как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;

3.     Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

4.     Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

           Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.

           Профилактика правонарушений.

           Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

Работа с обучающимися:

1.           Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера), с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды МБОУ «СОШ №8».

2.           Социально-психологическое сопровождение учащихся 1, 5 и 10­-х классов в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);

3.           Определение психологического климата в классах и эмоционального фона (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.            Проведение занятий, психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде

Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1.      Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева);

В ситуации оказания помощи педагогическому коллективу предлагается:

1.      Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2.      Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех - общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние - залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

Работа с родителями:

1.     Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально­психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально­психологического климата в семье;

2.     Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;

3.     Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».

4.     Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков;