ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»
Оценка 4.9

ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»

Оценка 4.9
rtf
30.01.2023
ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»
психологическая безопрасность образовательного учреждения.rtf

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА

«Психологическая безопасность образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

Разработал:

педагог-психолог

МБОУ «СОШ №8»

Байдакова В.А


 

Актуальность

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.

Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному и профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.

Цель программы: создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.

Задачи организации безопасной образовательной среды

1.   выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса;

2.   отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

3.   подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности

4.   разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Теоретическая основа

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.

Условия организации безопасной образовательной среды:

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;

-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности :

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:

           по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;

           по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

           по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).

Психологическая лиагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:

            выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

            определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1.    Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2.     Принцип психологической защиты личности;

3.         Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4.     Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Прогнозируемый результат:

Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в учебном заведении

Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.

Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:

1.     Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих образовательному учреждению);

2.    Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду училища как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;

3.     Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

4.     Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

           Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.

           Профилактика правонарушений.

           Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

Работа с обучающимися:

1.           Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера), с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды МБОУ «СОШ №8».

2.           Социально-психологическое сопровождение учащихся 1, 5 и 10­-х классов в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);

3.           Определение психологического климата в классах и эмоционального фона (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.            Проведение занятий, психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде

Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1.      Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева);

В ситуации оказания помощи педагогическому коллективу предлагается:

1.      Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2.      Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех - общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние - залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

Работа с родителями:

1.     Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально­психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально­психологического климата в семье;

2.     Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;

3.     Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».

4.     Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков;

ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»

ПРОГРАММА «Психологическая безопасность образовательного учреждения»

Актуальность Сегодня, в условиях модернизации системы образования

Актуальность Сегодня, в условиях модернизации системы образования

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды

Принципы работы: 1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание; 2

Принципы работы: 1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание; 2

МБОУ «СОШ №8». 2.

МБОУ «СОШ №8». 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023