ПРОГРАММА
«Психологическая безопасность образовательного учреждения»
Разработал:
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №8»
Байдакова В.А
Актуальность
Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.
Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному и профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.
Цель программы: создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.
Задачи организации безопасной образовательной среды
1. выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса;
2. отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
3. подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности
4. разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Теоретическая основа
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.
Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.
Условия организации безопасной образовательной среды:
-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;
-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;
-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации
Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности :
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:
• по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
• по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).
Психологическая лиагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;
• определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Принципы работы:
1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
2. Принцип психологической защиты личности;
3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;
4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи
Прогнозируемый результат:
Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.
Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в учебном заведении
Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.
Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:
1. Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих образовательному учреждению);
2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду училища как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;
3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
4. Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:
• Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
• Профилактика правонарушений.
• Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса
Работа с обучающимися:
1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера), с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды МБОУ «СОШ №8».
2. Социально-психологическое сопровождение учащихся 1, 5 и 10-х классов в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
3. Определение психологического климата в классах и эмоционального фона (социометрия, метод включенного наблюдения)
4. Проведение занятий, психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде
Работа с педагогическим коллективом включает в себя:
1. Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева);
В ситуации оказания помощи педагогическому коллективу предлагается:
1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».
2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех - общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние - залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);
Работа с родителями:
1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социальнопсихологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социальнопсихологического климата в семье;
2. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
3. Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
4. Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.