Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово»
Отделение по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов в Новоспасском районе
Утверждаю:
Директор ОГБУСО КЦСО
«Парус надежды» в рп Кузоватово
«____» ____________ 2022 г.
______________ О.В. Емельянова
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
« Уроки сказки»
Автор: Верещагина Евгения
Сергеевна, педагог -психолог
Актуальность программы
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми подростки оказываются неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Из опыта практической работы психолога и других специалистов отделения реабилитации с данной категорией детей, отмечены положительные результаты в коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сфере «особенных детей». Положительные результаты дали практические занятия по сказкотерапии. В своей дальнейшей работе Отделение продолжает практику реабилитационной работы с детьми с ОВЗ посредством арт - терапии и сказкотерапии в том числе.
Занятия по сказкотерапии являются методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры происходит воспитание ребёнка, лечится душа, даются знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы.
Принимая участие в сказко-терапевтическом занятии, ребенок инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем.
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый психолог. Сказка корректирует характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Семейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюжеты о значении сказок в развитии ребенка. Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего,ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и психолог - эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к терапевтическому процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», с подростками «группы риска», но и с детьми с ограниченными возможностями.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется в работе психолога для решения многочисленных проблем в жизни ребенка. Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента. Во время игры, ребенок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребенку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребенок может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Погружение в сказочный мир позволяет ребенку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребенок привыкает пользоваться лишь небольшим объемом слов, интонацией и выражений. В такой ситуации объем используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребенка маловыразительным и скучным. Напротив, на занятиях сказкотерапии ребенок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере можно ненавязчиво научить ребенка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует свое поведение мягко и без потрясений. Проживая сюжет сказки, ребенок преодолевает барьеры общения с другими детьми, находить адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам. После курса сказочной терапии и комплекса других мер арт-терапии, ребенок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.
Цель: создание условий для социальной адаптации, оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи программы:
Формирование социальной компетентности (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия) посредством сказки, формирование психологического и физического здоровья детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
Развитие интереса к своей личности: раскрывать свое «Я», повышать самооценку.
Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка - инвалида, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Овладение рефлексивными умениями.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Формы работы со сказкой: сочинение сказок, рисование сказок, придумывание сказки на новый лад, обыгрывание сказок.
Технологии, используемые в работе: арт-терапия, игротерапия, куклотерапия, личностно-ориентированная, цветотерапия, логоритмика, цветотерапия, музыкотерапия, кинезеология.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Цель |
Приложение |
1 занятие |
«Сердце» |
активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; снятие эмоционального и телесного напряжения. |
|
2 занятие |
«Солнечный луч» |
сплочение и повышение самооценки детей. Создание эмоционально позитивного настроя в группе. Создание атмосферы доверия и открытости, развитие умения выражать свои чувства разными способами. Развитие мелкой моторики рук.. |
|
3 занятие |
«На планете чудес»
|
развитие творческого воображения, стимулирование творческого самовыражения, установление доверительных отношений в группе. |
|
4 занятие |
«Уроки сказки»
|
воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; подводить к умению выразительно имитировать голоса с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, шепот, тихо); учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик). |
|
5 занятие |
«Лесная школа»
|
развитие творческого воображения и фантазии, вариативности и оригинальности мышления, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения и тревоги. |
|
6 занятие |
«В стране кривляк» |
развитие творческого воображения и фантазии, гармонизация эмоционального состояния, активизация мыслительных процессов, коррекция ментальных нарушений. |
|
7 занятие |
«У нас зазвонил телефон» |
расширять творческие возможности детей, учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным.. |
|
8 занятие |
«Удивителные существа» |
усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя. |
|
9 занятие |
«Сказочка о ветре» |
развивать познавательный интерес, умение выражать свои эмоции, воспитывать желание быть добрыми к друг другу, беречь природу.Способствовать писихическому здоровью детей. Закреплять умение определять форму и цвет предметов.Сформировать умение изготавливать предметы из соленого теста, используя метоы раскатывания и приплющивания. |
|
10 занятие |
«В стране сновидений» |
развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания, повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала. |
|
11 занятие |
«Волшебные краски» |
Воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения. Учить эмоционально-чувственному восприятию: испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Развитие воображения, символических представлений, креативности. Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей. |
|
12 занятие |
«Тучка» |
коррекция общения: развитие контактности, снижение агрессивности через осознания важности проявления чувств открытости и естественности, демонстрацию значимости тех норм человеческого общения, которыми ребёнок раньше пренебрегал. Создание условий для успешной социализации: помощь в осознании ценности членов коллектива сверстников, семьи.Формирование навыков правильного взаимоотношения с другими детьми, умения ценить партнёров по общению. Активизация умственного развития и мелкой моторики через арт-терапию.Снятие эмоционального и физического напряжения. |
|
Ожидаемые результаты работы программы:
Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
Совершенствование вербального языка.
Развитие фантазии, воображения.
Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
Развитие эмпатии и умения слушать других.
Развитие чувства юмора.
Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Коррекция ментальных нарушений.
Коррекция звукопроизношения.
Цикл рассчитан на занятия с детьми от 4 до 17 лет.
Форма работы – групповая.
Число участников группы – от 2 до 10 человек.
Периодичность встреч – 2 раз в месяц.
Сказкотерапия.
О роли сказкотерапии для детей с ОВЗ
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми - инвалидами.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ № 1 «Сердце».
ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; снятие эмоционального и телесного напряжения.
Материал и оборудование: мягкая игрушка (мячик из меха), краски акварель или гуашь, альбомные листы, кисти, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».
- Ребята, сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.
2. Сказка о нежных Теплышках.
- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.
« Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
3. Упражнение «Теплышки».
- Ребята, давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (дети по кругу передают мячик из меха).
- Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?
«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Ребята, как вы думаете, чем закончится сказка? Добром или злом?
(дети придумывают конец сказки).
4. Рисование «Добро и зло».
-На листе бумаги, попробуйте нарисовать «добро» и «зло». Вы можете использовать для рисунка героев, какой-нибудь сказки. Какого цвета «добРо»? Какого цвета «зло»?
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.
- Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
5. Когнитивное упражнение « Чаша Добра» (визуализация).
Исходное положение – сидя на полу.
- Ребята, сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще. Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
6. Ритуал прощания.
- Молодцы, ребята! А теперь давайте возвращаться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в нашу сенсорную комнату. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.
Занятие №2 «Солнечный луч»
Цель: сплочение и повышение самооценки детей. Создание эмоционально позитивного настроя в группе. Создание атмосферы доверия и открытости, развитие умения выражать свои чувства разными способами. Развитие мелкой моторики рук.
Материал и оборудование:
цветная бумага, клей ПВА, ватман, гуашь, кисти, речные камушки разных размеров, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ритуал вхождения в сказку:
-Добрый день, дети. Я рада встрече с вами! Возьмитесь все за руки, скажите, здравствуйте!
Дети садятся в круг на стульчики. Включается спокойная музыка.
-Расслабьтесь, положите руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый? Приготовились?»
Психолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснуслись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку».
Игровое упражнение «Солнышко»
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)
А большое солнышко
Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – большое солнце»)
Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)
Маленькое солнышко
мне в ладошки светит (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)
СКАЗКА «О СОЛНЫШКЕ»
В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко - папа, меньшее Солнышко - мама, небольшое Солнышко - сынок и крошечное Солнышко - дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.
Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков - они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» ...
-А у вас такое бывает?
Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком - это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.
Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:
- Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать ... Возьму, и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!
И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки - кипряне, потому что, они очень боялись темноты, казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.
Кипряне собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.
Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми - кипрянами, которые так боялись темноты.
С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.
Какой молодец Солнышко-сынок!
-А вы тоже не капризничаете и слушаетесь родителей?
Арт-терапия объемная аппликация «Солнышко» (из ладошек детей)
Аппликация из цветных ладошек делается очень легко. Из обрисованных детских ладошек создаем красивую аппликацию солнца.
Рефлексия «Подарок солнышка»
Под музыкальное сопровождение дети смотрят на аппликацию «Солнышко».
- Представьте себя солнышком, которое посылает тепло окружающим. Назовите, кому вы подарите тепло.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №3 «На планете чудес»
Цель: развитие творческого воображения, стимулирование творческого самовыражения, установление доверительных отношений в группе.
Материал и оборудование: лист белой бумаги с вертикальной чертой (10-20см) на каждого ребенка; маленькие зеркала (на каждого ребенка), цветная бумага, картон, бусинки, пуговки, деревянные палочки, фольга, мишура, кусочки ткани, атласные ленточки разных цветов, гуашь, карандаши, клей ПВА, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Коммуникативное упражнение «Ладошки»
Каждому ребенку необходимо представиться. Первый ребенок кладет ладошки на стол и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и так же называет свое имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.
Некоторые дети стесняются говорить свое имя, но со временем преодолевают застенчивость. Упражнение способствует объединению детей.
Ритуал вхождение в сказку «Волшебное зеркало».
Психолог: «Ребята, вы готовы отправиться со мной в путешествие по сказкам?
Где-то далеко находится Планета чудес. И там, на этой Планете, за диковинными горами, за чудесными лесами, за волшебными морями, в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве находится чудесная страна – мир сказки. И попасть в эту страну совсем непросто. Туда нельзя приехать ни в машине, ни на поезде, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на самолете или вертолете, даже в ракете и то нельзя. Но туда можно просто перенестись, вообразить этот мир, оживить его и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми. Кто побывал там хоть однажды, уже никогда не сможет забыть эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. У каждого из нас своя маленькая чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно посмотреть в это «волшебное зеркало», а затем закрыть глаза, чтобы отвлечься от предметов, которые нас окружают, и представить себе сказочный мир.
Упражнение «Зеркало»
Дети берут маленькие зеркала и под музыкальное сопровождение , в течение 30-40с смотрят в него, а затем закрывают глаза.
Психолог: «Сначала вам может показаться, то вы ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно зажмурьте глаза, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь включите свою фантазию. Потому что, если сильно захотеть, можно увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами, освещенную ярким солнцем. Попробуйте приблизить к себе это изображение, затем отдалите его, дополните его всем тем, что придет вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза. Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство.
А чтобы нам легче было путешествовать по сказкам, давайте сделаем сказочные атрибуты».
Арт-терапевтическое упражнение «Изготовление сказочных атрибутов»
Из предложенного материала (цветная бумага, картон, бусинки, пуговки, деревянные палочки, фольга, мишура, кусочки ткани, атласные ленточки разных цветов, гуашь, карандаши и т.д.). Дети изготавливают различные сказочные атрибуты (волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебное кольцо и т.д.)
игровое упражнение «Ярмарка волшебных вещей»
Психолог спрашивает, знают ли дети, что такое ярмарка, и предлагает им рассказать о своих волшебных предметах так, чтобы другим захотелось их приобрести. Дети по очереди нахваливают свою вещь. Затем каждый ребенок рассказывает о том, какой сказочный атрибут понравилась ему больше всего и, что он хотел бы купить. Психолог говорит о том, что каждый может обменять свой атрибут на другой, но только с согласия хозяина. Если хозяин волшебной вещи не согласен, то можно спросить, на какую вещь он согласился бы обменяться, и попробовать поменяться сначала с хозяином той вещи. Дети меняются вещами, а затем рассказывают, для чего им нужна приобретенная вещь.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Раз, два, три, четыре, Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание
Кошка Мурка, два котенка, всех 10 пальчиков.
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
Тест Дембо - Рубинштейна (определение самооценки ребенка)
Психолог: «В одном сказочном городе есть место, где живут самые счастливые люди, а есть место, где живут самые несчастливые. А где бы поселились вы в этом городе? Поставь точку на черте, нарисованной на листе.»
Оценка проводится по трехбалльной шкале: 1 балл – самые счастливые люди, 3 балла – самые несчастливые. Дать детям возможность объяснить свой выбор.
Рефлексия.
Дети, передавая мягкую игрушку, рассказываю о том, что сегодня на занятии было для них самым интересным.
Ритуал прощания «Круг»
Психолог: наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия № 4 «Уроки сказки»
Цель: воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; подводить к умению выразительно имитировать голоса с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, шепот, тихо); учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик).
Материал и оборудование: мягкая игрушка, карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Например, Буратино, Вини-Пух, Мальвина, Карлсон, Иван-царевич, Емеля-дурак и др, альбомные листы, кисти, краски гуашь или акварель, воздушный шарик, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Коммуникативное упражнение «Ладошки»
Каждому ребенку необходимо представиться. Первый ребенок кладет ладошки на стол и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и так же называет свое имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.
Некоторые дети стесняются говорить свое имя, но со временем преодолевают застенчивость. Упражнение способствует объединению детей.
Упражнение «На что похоже имя?»
Вначале нам нужно познакомиться друг с другом. Сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и каждый, называя свое имя, придумывает и говорит, на что оно похоже. Например:
- Меня зовут Света. Мое имя похоже на солнышко.
- А меня зовут Снежана. Мое имя похоже на снежинку.
- Меня зовут Вася. Мое имя похоже на василек.
Беседа «Ассоциации»
Ребята, вы любите сказки? Какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово «сказка»?
Ритуал вхождения в сказку «Волшебный цветок».
Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или в сказочное существо. Ребята протягивают руки к волшебному цветку и закрывают глаза.
Психолог предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и говорить о том, что дает им волшебную силу, которая позволит превратиться в задуманного героя. Затем предлагает рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героев, что они любят, а ч то не любят. Каждый ребенок должен показать, как двигается их герой, как разговаривает.
Обычно дети перевоплощаются в тех персонажей, которые им наиболее близки и которым они хотелись бы подражать. Это упражнение поможет педагогу составить четкое представление о ребенке.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Раз, два, три, четыре, Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание
Кошка Мурка, два котенка, всех 10 пальчиков.
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
Пальчиковый театр по сказке В.Осеевой «Кто глупее?»
Сказка показывается с помощью пальчиковых кукол. Затем дети отвечают на вопросы, а после этого разыгрывают сказку сами.
Жили- были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки, хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:
-Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Есть глупее меня, говорит пес и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня – сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех» - подумал Ваня.
Вопросы к сказке:
1.О чем эта сказка?
2.Почему Ваня вел себя так, как вы думаете?
3.Почему утка Устинья не стала обижать цыпленка Боську?
4.С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
5.Ест ли среди ваших друзей, похожие на героев этой сказки?
6.Чему вас учит эта сказка?
Цветотерапия «Цвет сказки»
Психолог предлагает детям подобрать цвет, с которым ассоциируется у них эта сказка. Затем дети закрывают глаза и в течение минуты пытаются представить его. Затем психолог просит детей на листе бумаги, используя акварельные краски или гуашь, нарисовать этот цвет в виде пятна, передавая его форму и размер.
Кинезеологическое упражнение на ритмитизацию «Природные явления»
Дети кладут руки на стол и вместе с психологом ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев – маленький дождик, громкое и энергичное постукивание – грохочет гром.
А теперь давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.
Упражнение «Герои сказок приходят на помощь»
Психолог раскладывает на столе карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Например, Буратино, Вини-Пух, Мальвина, Карлсон, Иван-царевич, Емеля-дурак и др. Предлагает детям выбрать карточку, затем придумать продолжение сказки о том, как их сказочный персонаж может спасти Снегурочку от Бабы Яги.
Психолог: «Замечательные сказки у вас получились. Я их обязательно запишу в волшебную книгу».
Арт-терапевтический этюд «Нарисуй свою сказку»
Психолог предлагает детям нарисовать иллюстрации к придуманной сказке.
Рефлексия
Дети, передавая по кругу мягкую игрушку, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них самым интересным.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №5 «Лесная школа»
Цель: развитие творческого воображения и фантазии, вариативности и оригинальности мышления, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения и тревоги.
Материал и оборудование: веревочка, карточки с рисунком птиц, лесных животных, мягкая игрушка музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Телесно – ориентировочное упражнение: «Дождик»
Дети становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.
Ритуал вхождения в сказку «Волшебная дорожка».
Психолог предлагает детям попасть в сказку, пройдя по «волшебной дорожке» (на полу выложена из веревочки буква «Ш»).
Психолог спрашивает детей, знают ли они, какая это буква и какие еще слова начинаются со звука «Ш». Психолог рассказывает детям о том, что в сказке есть разные волшебные школы: школа магов, школа цветов, школа ветров и т.д.
«А сегодня я хочу рассказать вам сказку о школе зверей».
Сказка «Лесная школа».
Наступила зима. Закружились в воздухе белоснежные снежинки.
Однажды тишину зимнего леса нарушили звонкие голоса птиц и зверей.
- Иззз! Иззз! Быстрее летите в школу! – пел веселый снегирь.
- Пинь-пинь, трр…ах! Летим, летим, - отозвались синички…
- Цок! Цок! Чок! Чок! Я тоже иду в школу, - сказала белочка.
На поляне было умно и весело. В лесную колу прибежали пять лисят, зайчонок, кабанчик, три волчонка. Прилетели белая трясогузка, пестрый дятел…
Упражнение «Кто ты будешь такой»
Дети выбирают карточку с рисунком птиц, лесных животных, а затем отвечают на следующие вопросы:
- Какой характер у той или иной птицы или зверя?
- Кто их враги?
- Из чего и как они строят свое жилище?
- Что они больше всего любят делать?
Психолог сообщает детям о том, что их ответы могут быть сказочными.
И вот на поляне появился лось-учитель со своим лосенком.
Лось поправил очки и важно произнес:
- Сейчас мы будем учиться.
Звери и птицы расселись вокруг своего учителя и начали внимательно его слушать.
- Хорошие у меня ученики, радовался лось. – И где же медвежонок? Почему он не пришел в лесную школу? – И все ученики тоже удивились.
- Дети, почему не пришел медвежонок, как вы думаете.
(ответы детей)
Упражнение «Продолжи сказку»
Психолог говорит детям о том, что из книги исчезла куда-то страничка, на которой было продолжение сказки, и просит детей придумать свое предложение. И самое интересное продолжение будет записано в волшебную книгу.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. Покрутить сжатым кулаком левой руки
Много нас, а он один. Растопырить пальцы правой руки,
поднять указательный палец левой руки
остальные пальцы сжаты.
Эта долька для ежа, Левая рука сжата в кулак, отогнуть
мизинец.
Эта долька для чижа, Отогнуть безымянный палец.
Эта долька для утят, Отогнуть средний палец.
Эта долька для котят, Отогнуть указательный палец.
Эта долька для бобра. Отогнуть большой палец.
А для волка – кожура. Ладонь повернуть тыльной стороной
кверху, округлив пальцы, и погладить
«кожуру».
Он сердит на нас - беда! Ладони соприкасаются основаниями,
пальцы чуть согнуты и постукивают по
тем же пальцам другой руки, как волчьи
зубы.
Разбегайтесь кто куда! Руки «разбегаются» по столу или по
коленкам, стуча «ножками» -пальчиками
Рефлексия.
Дети, передавая мягкую игрушку, рассказываю о том, что сегодня на занятии было для них самым интересным.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия № 6 «В стране кривляк»
Цель: развитие творческого воображения и фантазии, гармонизация эмоционального состояния, активизация мыслительных процессов, коррекция ментальных нарушений.
Материал и оборудование: мяч, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Коммуникативное упражнение «Повторяй за мной»
Дети становятся в круг. Бросая друг другу мяч, называют свое имя , и произносят пожелание тому, кому его посылают.
Игра «Выбор»
Дети делятся на две команды (яблочки и апельсинки) и образуют два круга, становясь, спиной друг к другу. На счет «раз-два-три» показать на пальцах: один палец «ребенок готов фыркнуть и отвернуться», два пальца – «ребенок готов пожать партнеру руку», три пальца – «ребенок готов обняться со своим партнером». Так как одновременно друг с другом взаимодействуют два ребенка, то действие совершается по наименьшему числу пальцев.
Логоритмическое упражнение.
Зимним утром от мороза
Во дворе звенят березы.
Сказать медленно, быстро, тихо, громко.
Кинезеологическая психогимнастика.
Упражнения для рук.
Необходимо раскрепостить руки: «стряхиваем с рук водичку»; «сушим на солнышке»; «просеиваем ситом муку»; тянем руки снизу вверх, как будто они прилипают к жвачке; двумя руками показываем, как встает солнышко (руки слева поднимаются вверх); «солнышко встало», «греем» руки, затем показываем, как солнышко садится; моем окна – «дворники» (все эти движения делают двумя руками одновременно); «рисуем» одной рукой (всей кистью, пальчиком, взяв в руки кисточку); дышим на руки и трем их, как будто пришли с мороза; показываем то одной, то другой рукой вдаль, как встает солнышко.
Упражнения для ног.
«В две ноги» - топать поочередно ногами на каждую четверть такта.
«В три ноги» - топать поочередно на первые три восьмые, четвертая восьмая – пауза.
«Горошек» - быстрое, дробное постукивание ногами (на пружинке).
«Дробь» - выстукивание ногами ритмического рисунка.
«Ковырялочка» - носочек, пятка, перетоп.
«Шаркание» - стоя на одной ноге, другой делаем шаркающее по полу движение; ходьба шаркающей походкой.
Ритуал вхождения в сказку «Ручеек»
Дети делятся на пары, в произвольном порядке. Пары встают друг за другом, поднимая руки над головой, объединив в домик. Один ребенок проходит между парами по всему ручейку и выбирает себе новую пару. Оставшийся участник выбирает себе новую пару и так далее, до тех пор, пока все дети не пройдут по ручейку.
Чтение сказки «Кривляки» О.Шорохова
Текст сказки.
В некотором царстве, в далеком государстве жили-были мальчики и девочки . Жили они не тужили, вместе дружили . Как-то раз ребята собрались в лес по грибы да ягоды .
Пробродили целый день, набрали грибов да ягод, пора и домой возвращаться . Не успели они три раза моргнуть, как выскочила ведьма: «У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!». Поднялась пыль столбом . Спрятались ребята, глаза закрыли . Да вот беда: не все успели зажмуриться . Попали соринки-пылинки в глаза, превратили ребят в кривляк . В тот же миг улетела ведьма .
Воротились все домой . Кто грибы солит, кто варенье варит . А кривляки ворон считают, рожицы корчат да ребят толкают . Собрались спать . А кривляки тут как тут – кричат да рожицы корчат .
Узнала про это добрая фея . Пришла к ребятам и спрашивает: «Что пригорюнились, чего головы повесили?» . «Как же нам не горевать. Жили мы не тужили, вместе дружили. Превратила ведьма друзей в кривляк. Они только и делают, что нас обижают» . «Помогу вашему горю. Скажите волшебные слова и кривлянье пропадет: «Крики-вляки, не дерись, крики-вляки, не бранись» .
На том и поладили . Стали кривляки толкаться да рожицы корчить, а ребята приговаривают: «Крики-вляки, не дерись, крики-вляки, не бранись» . Тут колдовство и пропало . Бросились кривляки прощения просить: «Просим вас, друзья. Вы нас не браните. За кривлянье, за капризы вы, пожалуйста, простите» .
С тех пор в царстве-государстве кривляк больше не было . До сих пор ребята живут и горя не знают . И вам желают жить не тужить и вмсете дружить .
Ребята, если вы внимательно послушаете музыку, вы догадаетесь, что произошло в лесу.
Музыкотерапия
Дети слушают отрывок из Die Walkure Akt 3 Р.Вагнера.
Какое настроение передает эта музыка? Какой темп музыки: быстрый или медленный?
Дети: Музыка резкая, громкая и быстрая.
Психолог: Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под такую музыку: выскочила ведьма или ребята грустят?
Дети: Выскочила ведьма.
: Каким голосом вы бы озвучили слова ведьмы и почему?
: Низким, грубым, страшным, скрипучим, громким, сердитым. Потому что она злая, старая, страшная.
: Попробуйте прокричать, как это делала ведьма: «У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!»
Пантомический этюд «Кривлянье».
Ритуал прощания.
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №7 «У нас зазвонил телефон»
Цель: расширять творческие возможности детей, учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным.
Материал и оборудование: два телефона: один у психолога, второй – сказочный – в лесу у зверят; красочное изображение персонажей (на больших медальонах либо на фартучках, можно на ободках для головы); огромная «плитка шоколада», перчатки, книжки, калоши, качели-карусели (рисунок), зеркало, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Коммуникативное упражнение «Волшебный клубочек»
Дети сидят по кругу. Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
Игра «Опора»
Дети встают спиной друг к другу, опираются на спину партнера и вместе приседают и встают. Упражнение формирует чувство доверия, взаимной поддержки.
Логоритмическое упражнение.
Купила бабуся
Бусы Марусе.
Сказать медленно, быстро, тихо, громко.
«Проиграть» скороговорку грустно, страшно, равнодушно, весело.
Ритуал вхождения в сказку «Колокольчики»
«Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите».
Чтение отрывков из стихотворения К.Чуковского «Телефон» элементами драматизации.
Психолог (удивленно и радостно). У меня зазвонил телефон! (Снимает трубку). Кто говорит? .. (Не услышав ответа, предлагает послушать детям).
Все. Кто говорит? (Недоумевают)
Психолог. Слон?
Слон. Слон…
Психолог. Откуда?
Слон. От верблюда.
Все. Что вам надо?
Психолог (догадавшись). Шоколада?
Слон (умоляюще). Шоколада…
Все. Для кого? (Прислушиваясь). Для сына?.. моего? А, для Вашего сына?
Слон (утвердительно кивая головой). Для сына моего.
Психолог. А много ли прислать? (Повторяет вопрос. «Услышав» в трубке ответ, смотрит на ребят растеряно. Передает просьбу слона). Да пудов этак пять или шесть (показывает головой, выражая удивление), больше ему не съесть, он у него (показывает на Слона) еще маленький! (Обрисовывает руками большие контуры «малыша», вызывая смех детей).
Психолог кладет трубку. Дети весело смеются. К сказочному телефону подбегают Зайчата. Они волнуются, выхватывают друг у друга трубку. Одному из них удается набрать номер. У ведущего раздается телефонный звонок.
Психолог. А потом позвонили зайчатки…
Все. Что вам надо?
Зайчата. Нельзя ли прислать перчатки?
Психолог (к детям). Пришлем?
Все. Пришлем!
Психолог. А потом позвонили мартышки… (Вопросительно смотрит на детей, как бы спрашивая: что еще может понадобиться?)
Мартышки. Пришлите, пожалуйста, книжки!
Психолог. Пришлем?
Все. Пришлем!
К сказочному телефону подходит Медведь и набирает номер. Вновь у ведущего разлается звонок.
Психолог. А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь!
Жестами побуждает медведя реветь. Когда тот зарычит, продолжает.
Психолог. Погодите, медведь, не ревите (беспомощно разводит руками, вызывая сочувствие у детей), объясните, чего вы хотите?
Медведь продолжает реветь.
Психолог. Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему – не пойму!
Все (очень строго). Повесьте, пожалуйста, трубку!
Психогимнастика «Король Боровик»
Выполняется перед зеркалом.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(«проигрывают» гимнастику в разных эмоциональных состояниях).
Арт-терапевтическое задание под музыку сделать рисунок героев стихотврения К.Чуковского «Телефон».
Рефлесия.
Дети передают по кругу мяч и рассказывают, что для них было самым интересным.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия № 8 «Удивительные существа»
Цель: усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя.
Материал и оборудование: водушные шарики, музыкальное сопровождение, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Коммуникативное упражнение «Круг радости»
Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
Ритуал вхождения в сказку «Три дороги»
Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них:
«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога — самая трудная колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова или массажная дорожка). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Закончив путь, садитесь в позу расслабления».
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал
Упражнение «Передай воздушный шар»
Все дети стоят в кругу. «Сегодня на занятии мы с вами будем использовать воздушные шары. Предлагаю начать вот с этого шара (ведущий держит в руках один воздушный шар). Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали».
Второй круг: шар передается только ногами (сжав шар коленками).
Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу).
Арт-терапевтическое задание «Существа из шариков».
Все участники возвращаются на свои места. Психолог дает в руки каждому по надутому воздушному шару. «Когда-то давно на земле жили удивительные существа. Они выводились из яиц и были полностью отличны друг от друга. Падение метеорита на землю остановило их существование. Но мы с вами можем сейчас закрыть глаза, представить, что в руках у каждого из нас яйцо удивительного существа, которое готово вылупиться и выйти на свет. Давайте представим, кто же вылупится из яйца, как это существо будет выглядеть, какое оно будет по характеру. Затем нарисуйте, пожалуйста, это существо, придумайте ему имя и историю его жизни».
Психолог включает приятную, специально подобранную музыку. Дети приступают к выполнению задания.
Кинезеологическое упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, Смена рук. И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков.
Рефлексия.
В руках каждого участника находится изображение вылупившегося из его шарика существа. Каждый должен назвать его, представить и рассказать его .
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №9 «Сказочка о ветре».
Цель: развивать познавательный интерес, умение выражать свои эмоции, воспитывать желание быть добрыми к друг другу, беречь природу.Способствовать писихическому здоровью детей. Закреплять умение определять форму и цвет предметов.Сформировать умение изготавливать предметы из соленого теста, используя метоы раскатывания и приплющивания.
Материал и оборудование: аудио-запиись звуки ветра, карточки для развития лоического мышления детей, карточки с изображением эмоций (смех, печаль, злость, добро и любовь), бумага для снятия эмоционального напряжения детей, корзина, видео-запись урагана, корзина с орешками, соленое тесто, стаканчики для одноразового использования, дощечки. Спички, бумага для готовых изделий, влажные салфетки, музыкальное спровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Беседа «Какой бывает ветер?»
-Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где речь пойдет о ветре. Давайте с вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер? (сильный, слабый, игривый, легкий….)
-Как вы считаете, нужен ветер или нет?
-Да, летом он дарит прохладу, а зимой ветер стихает, мороз становится добрее и не так щиплет нас за щечки.
-Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Ритуал вхождения в сказку «Ветер».
Звучит аудио-запись со звуками ветра, дети заходят в сенсорную комнату и садятся на стульчики.
-Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка «Ветер».
Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде летал и наблюдал за всем, что происходит в мире.
Кинезеологическое упражнение «Гимнастика для глаз».
Дети выполняют движения глазами: а)вправо – влево б)вверх-вниз.
Движения проводятся медленно. Голова при этом не двигается.
-Его интересовало абсолютно все, а что , вы мне сейчас скажите.
Упражнение «За кем и за чем наблюдал ветер»
Показываю карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, дождь, птицы, цветы, деревья.
Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих чувствах не только рассказывали, но и могли показать на лице (мимикой).Люди могли радоваться, тогда они улыбались и смеялись (показываю карточку с улыбкой).
Упражнение «Смех».
Напрягая мышцы живота и положив руу на живот, дети начинают смеяться, чувствуя напряжение.
-могли грустить, тогда они плакали (показываю карточку – грусть).
Упражнение «Плачь».
Предлагаю детям представить, что они соскучились и начали плакать. Дети закрывают лицо руками и имитируют плач. Психолог подходит к каждому, жалеет и успокаивает.
-Могли ссердиться и быть злыми (показываю карточку – злость).
Упражнение «Злость».
Когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом, могут сказать что-то обидное, или даже ударить. Чтобы этого не случилось, давайте рассердимся на бумажку, .порвем ее и выбросим в корзину. Дети берут бумажки рвут и бросают в корзину.
-Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (показываю карточки – любовь и доброта).
Упражнение «Доброта и любовь».
Пройти по кругу и обнять каждого ребенка, погладить по голове и проговорить, что каждого из них ЯЛЮБЛЮ. А вы меня любите? Как вы меняч любите? Дети бегут к психоогу и обнимают его.
-Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был добрым, он едва перлетал над землей, даря людям и всему живому легкую прохладу.
Упражнение для дыхания «Листочек».
Дети берут в руки листочки на ниточке и начинают на них дуть.
-Когда ветер грустил, он звал к себе облака, и тепочти всегда плакали, жалея печальный ветер. А когда облака плачут, что происходит на земле?
-Да, верно, дождь.
Но когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер был таким сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья и швырялих на большие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в воздухдаже автомобиль (включаю запись ураган по компьютеру).
-Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало стыдно.
Упражнение «Страх – стыд».
Дети немного открывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают плечи, руки, шею, «съеживаются» от страха. Затем отпускают страх и напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления.
-И тогда ветер понял, что худшая черта характера людей – это злость. Не надо злиться! Мы должны быть добрыми, любть, жалеть друг друга и прирду, которая нас окружает. Тогда и природа ответит нам добром на добро.
Заключительная беседа.
-Вот и кончилась наша сказка.Всю волшебную силу мы потратили и вернулись в нашу комнату.
-Вам понравилась сказка?
-Каким ветер был в сказке?
-У кого ветер научился злиться?
-Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и природу, то нас природа отблагодарит за это.
-Вы молодцы! И тобы вас порадовать, ветер передал каждому подарочек.
Пролетая над лесом, белочка поросила ветер, чтобы он угостил вас орешкам, за то, что вы поняли, как важно беречь природу. Они очень полезные, а еще с ними можно поиграть.
Игра «Орешки»
Дети катают орех между ладоням, постепенно ускоряя напор и темп выполнения.
-Что чувствуют ваши ладошки?
Тепло, подуйте на ладошки.
-Вам понравился подарок ветра?
Теперь сложите, пожалуйста, орешки в корзину, а после занятия я вам их отдам.
-А сейчас пройдите, пожалуйста, за столы.
Пока мы путешествовали, к нам на занятие пришло много волшебных вещей из раличных сказок.Возможно, их ветер мпригласил к нам, чтобы они показали нам еще много интересного.
-Кто пришел к нам? (компьютер с мышкой).
На экране изображены предметы похожие на геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, квадрат).
Дети называют фигуры, называют какого они цвета.
Приглашаю детей за стол (приготовлен материал для лепки: соленое тесто, дошечки, спички, влажные салфетки, стаканчики для одноразового использования).
-Дети, вам было приятно получить подарок от ветра?
-Давайте и мы ему что-нибудь подарим. Я хочу предложить вам самостоятельно выбрать , какой подарок слепить. Это может быть бублик, печеье или воздушный шарик.
-Посмотрите, какие подарки приготовила я.
-Для того, чтобы изготовить бублик,. Юмы должны взять кусочек теста, положить ео между ладонями, раскатать,ю а затем соединить концы, и у нас получится готовый бублик.
-Если вы захотите приотовить печенье, то вам нужно раскатать тесто между ладоням, а затем приплюснуть его.
-Воздушны шарик делаем так же, как и печенье, только добавляем ниточку, которую я предлагаю заменить спичкой.
Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи пстхолога.
Подхожу к каждому ребенку и даю поожительную оценку поделанной работе, а потом предлагаю отнести свои работы к окну и положить их на окно, чтобы ветер, полетая, заметил подарки.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №10 «В стране сновидений»
Цель: развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания, повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Материал и оборудование: кукла или маска Дракона Везения, кольцо из корсажной ленты, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции, лента длиной 2 метра 20 сантиметров, крепко связанная в кольцо.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ритуал входа в сказку «Лабиринт»
«Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу».
Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из ленты . Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.
Во время ритуала вхождения в сказку включить ритмичную музыку.
Ход работы:
Дракон Везения: «Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Миром Сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.
Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться на стульчиках, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продолжение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу».
Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ребята рассказывают друг другу свои сны.
«В стране сновидений» (групповая инсталляция)
Необходимые материалы. Два скрепленных между собой ватмана; различные вырезанные из журналов (газет, открыток и др.) картинки; клей; ножницы; цветная бумага; фольга; скотч; пленка для бутербродов; нитки; пустые пластиковые бутылки разного размера из-под лимонада; чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др.; разные по величине коробки из-под обуви; воздушные шары; магнитофонная лента и многое другое. Чем больше выбор материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.
Ход работы. «Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Мир сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте, мы в стране Фантазия, и здесь возможно все».
На эту работу потребуется 20-25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи. Это поможет им раскрыть собственный творческий потенциал. Работа над инсталляцией будет проходить интереснее, если вы включите какую-нибудь сказочную, но активную музыку (электронные композиции Роберта Майлза).
Рефлексия
По окончании выполнения инсталляции наступает время обсуждения процесса ее изготовления и конечного результата.
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №11 «Волшебные краски»
Цель: Воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения. Учить эмоционально-чувственному восприятию: испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Развитие воображения, символических представлений, креативности. Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.
Материал и оборудование: краски, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, вода, пластмассовые баночки, пластмассовые ложечки, ветошь для обтирания рук, клеенка, картон прессованный.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ритуал вхождения в сказку «Хрустальный шар»
Здравствуйте, ребята! (Звучит песня «Где водятся волшебники»)
Я маг, волшебник-чародей! Я рада вас видеть в школе волшебников. Давайте поприветствуем, друг друга, для этого все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро! » Молодцы!
-Ребята, скажите, пожалуйста, а вы верите в сказку? В волшебство?
- А что такое волшебство?
- Это чудо. Чудеса. Сказка. Превращение…
- Настоящие волшебники говорят, что волшебство – это творчество.
Сегодня я хочу предложить вам стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в волшебную страну. Но туда можно попасть только с помощью волшебного хрустального шарика, который мы сейчас будем передавать друг другу.
(Дети по кругу передают друг другу шар).
Каждый из вас превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого волшебника есть какие-то волшебные вещи, верно? У нас, это волшебные колпачки. И сегодня мы вместе создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее настроение.
- Вы готовы приступить к превращениям? Тогда начнем. Вот наш поднос со всеми необходимыми вещами для волшебства.
(мука в стаканчиках, краска, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА).
Ребята, возьмите в руки волшебные горшочки с мукой. Давайте познакомимся с ней, потрогайте ее руками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей тепло своих рук, и тогда в ней появится волшебная сила. Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить.
А теперь в наш горшочек мы добавим «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны).
Теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все тщательно перемешиваем (каждому ребенку в стакан с мукой наливаем столовую ложку масло). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск.
Еще мы добавим клей, чтобы наши картины были прочными. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей волшебной краске цвет. Выберите себе тот цвет, который вам нравится, и добавьте немного в краску.
Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили волшебные краски. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы их испробуем и нарисуем нашу сказочную страну.
ИГРА-ТРЕНИНГ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (проводится под музыку).
Представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. А вот и наш материал, на котором вы будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и начинайте рисовать волшебную страну, какой вы ее себе представляете. Вы волшебники, вам и решать какой она будет.
Какие цвета у вас получились?
Что можно нарисовать красным, зеленым, синим, желтым, оранжевым, голубым и т.д.?
Перед вами чистый лист. Как мы будем рисовать волшебными красками? Правильно – руками, будем прикладывать свою фантазию, свои силы, творить, чтобы на ваших листах волшебная страна ожила и засияла. Как сделать так, чтобы было красиво? Можно краски капать, размазывать, отпечатывать, водить их друг к другу в гости. Нарисовать чудесную радугу, и, конечно же, жителей волшебной страны, маленьких, разноцветных.
(Детям предлагается прессованный картон, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками) .
Рефлексия.
Какая прекрасная картина у нас получилась! Посмотрите, нравиться ли вам то, что вы создали? Вы смогли бы жить в таком ярком мире? (самооценка своей работы, работы своей группы и других групп). А что же вы нарисовали, расскажите пожалуйста.
- Спасибо, спасибо, дорогие волшебники! Вы сегодня отлично поколдовали. Вам удалось создать целую сказочную страну, и волшебные краски. Смогли бы мы это сделать по одному? Нет. Так красиво получилось, потому что мы все вместе трудились.
Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить волшебные краски. А теперь пришло время возвращаться. Наш волшебный шар поможет вернуться из волшебной страны домой. (Дети передают друг другу шар) .
Ритуал прощания «Круг»
Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова: «В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу!»
Сказкотерапия №12 «Тучка»
Цель: коррекция общения: развитие контактности, снижение агрессивности через осознания важности проявления чувств открытости и естественности, демонстрацию значимости тех норм человеческого общения, которыми ребёнок раньше пренебрегал. Создание условий для успешной социализации: помощь в осознании ценности членов коллектива сверстников, семьи.Формирование навыков правильного взаимоотношения с другими детьми, умения ценить партнёров по общению. Активизация умственного развития и мелкой моторики через арт-терапию.Снятие эмоционального и физического напряжения.
Материал и оборудование: мяч, краски, кисти, по 2 листа белой бумаги; маски для драматизации, поролоновые палочки, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Коммуникативное упражнение «Свечка»
Дети садятся кругом на стульчики.
- Дети, как обычно, мы начинаем с приветствия.
- Настенька, как я рада тебя видеть.
-Я тоже очень рада вас видеть.
Добрый вечер, дети.
Упражнение «Восковые фигурки»
- А то такое, дети, воск?
- Воск-это такой материал, из которого делают свечи. Когда свечка горит, воск начинает таять. Свечка поэтому наклоняется то влево, то вправо, то назад. Вот сейчас мы с вами будем восковыми фигурами. Дети становятся в круг, в середине - ребёнок в роли свечки, которая наклоняется то влево, то вправо, то назад, то вперёд. Все приговаривают: «Не бойся, мы с тобой, мы тебя подержим» (с каждым ребенком).
- А почему мы не боялись? Потому что мы чувствовали ответственность, когда держали «свечку».
- Давайте возьмемся за руки и скажем: «Мы-хорошие дети».
-А теперь выделим голосом слово «дети»: «Мы - хорошие дети».
Прослушивание сказки «Тучка»:
В одном уголке необъятного голубого неба жила семья туч. Туча-папа занимал в небесной канцелярии очень высокий пост-был главным по грому…».
Анализ сказки:
Детям предлагаются вопросы для обсуждения
1. Понравилась эта сказка? Почему?
2. О чём эта сказка?
3. Почему Тучка, когда выросла , стала неприступной и сдержанной?
4. Что произошло на Земле, когда Тучка закрыла Солнышко?
5. Кто и каким образом изменил настроение жителей Земли?
6. Что произошло после того, как Тучка проявила свои эмоции и заплакала?
7. Знакома ли вам такая ситуация и такие чувства, которые испытывала Тучка? 8. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Разыгрывание сказки
Рисование Тучки методом зеркальной копии и методом поролоновых рисунков.
(Лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт Тучки. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, дети получают целое изображение. Затем палочка с геометрической поролоновой фигурой на конце обмакивается в краску и Тучка таким образом закрашивается («Затыкивается»).
Игра «Никто не знает, что я умею»
Теперь я предлагаю вам принять участие в следующем упражнении. Все дети сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать друг другу мяч (выбирают по желанию), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я… (умею, люблю, знаю и т.п.)». Педагог внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.
Релаксация «Сон на берегу моря»
Дети слушают шум моря (аудиозапись). Психолог говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Детям сообщается, по какому сигналу дети проснутся (по счёту, когда зазвенит колокольчик и т.п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети встают в круг.
Ритуал выхода из сказки «Выйди из круга, если я прикоснусь»
Сейчас вы стоите в кругу и вспоминаете, чем мы сегодня занимались, а я буду дотрагиваться до вас. И кто почувствует моё прикосновение - выходит из круга. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.