Программа
психолого-педагогического сопровождения
адаптации первоклассников
«Здравствуй, школа!»
1. Пояснительная записка.
Актуальность
Адаптация первоклассников связана с успешной реализацией трёх важных этапов:
1. формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
2. адаптация первоклассника к школе;
3. психолого-педагогическая помощь школьникам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Необходима программа, которая реализует принцип преемственности в организации работы с детьми на разных этапах адаптации к школе. Психолого-педагогическое сопровождение должно начинаться на этапе подготовки детей к обучению в школе, а затем продолжаться в первом классе, поэтому программа «Здравствуй, школа!» состоит из трёх модулей и рассчитана на два года.
Этапы психолого-педагогического сопровождения
формирования психологической готовности дошкольников
к обучению в школе:
I. Подготовительный, организационный
Презентация программы для администрации ОУ и педагогов, обсуждение организационных вопросов.
Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к обучению в школе» и презентация программы психолого-педагогического сопровождения.
II. Диагностический
Первичное диагностическое обследование дошкольников.
Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета.
Консультирование педагогов по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.
Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление договора на проведение коррекционно-развивающих занятий.
III. Коррекционно-развивающий
Проведение групповых и индивидуальных занятий с дошкольниками по программе (Модуль 1) согласно тематическому плану.
Консультирование родителей и педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения.
IV. Заключительный
Заключительное диагностическое обследование учащихся.
Обработка полученных результатов, анализ результативности коррекционно-развивающей работы, составление отчёта.
Этапы психолого-педагогического сопровождения
адаптации учащихся 1-х классов
I. Подготовительный, организационный
Презентация программы для администрации ОУ и классных руководителей, обсуждение организационных вопросов.
Выступление на родительском собрании «Адаптация первоклассников к обучению в школе» и презентация программы психолого-педагогического сопровождения.
II. Развивающий
Адаптационные занятия с первоклассниками (Модуль 2).
Консультирование родителей и педагогов по вопросам адаптации первоклассников.
III. Диагностический
Первичное диагностическое обследование учащихся.
Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета.
Консультирование классного руководителя по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися.
Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление договора на проведение коррекционно-развивающих занятий.
IV. Коррекционно-развивающий
Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися по программе (Модуль 3) согласно тематическому плану.
Консультирование родителей и педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения.
V. Заключительный
Заключительное диагностическое обследование учащихся.
Обработка полученных результатов, анализ результативности коррекционно-развивающей работы, составление отчёта.
Консультирование родителей и педагогов.
Адресат
Программа состоит из трёх модулей и рассчитана на три категории детей:
· Модуль 1. «У школьного порога» - дошкольники 5-7 лет;
· Модуль 2. «Первый раз в первый класс» - учащиеся, поступившие в 1 класс общеобразовательной школы;
· Модуль 3. «Мы - школьники» - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после первых двух месяцев обучения. В группы могут быть приглашены дети, принимавшие участие в занятиях второго модуля и к контактам с которыми тянутся учащиеся с нарушениями адаптации. Участие этих школьников может помочь развитию коммуникативных умений у детей с низким уровнем адаптации и более успешному вовлечению их в коллектив класса.
Цель и задачи
Цель программы: создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· формировать у детей новую внутреннюю позицию школьника;
· развивать произвольность их поведения и познавательной деятельности;
· формировать у детей навыки общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
2. Содержание программы
Программа предполагает психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к обучению в школе на трёх этапах, поэтому состоит из трёх модулей:
1 этап (подготовительный) – модуль 1 «У школьного порога»;
2 этап (профилактический) – модуль 2 «Первый раз в первый класс»;
3 этап (коррекционный) – модуль 3 «Мы – школьники».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема (название модуля) |
Количество занятий |
1 |
У школьного порога |
20 |
2 |
Первый раз в первый класс |
8 |
3 |
Мы - школьники |
18 |
Всего: |
46 |
Методика построения программы
Занятия проводятся в игровой форме. В игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребёнка и необходимость выполнения которых для него очевидна. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем более сложные, ребёнок постепенно привыкает следить за своим поведением, произвольно управлять им.
В программу включены упражнения на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. При подборе упражнений психолог опирается на зону ближайшего развития детей.
Важный момент каждого занятия – рефлексия. При подведении итогов дети по очереди делятся своими чувствами, впечатлениями. Это положительно влияет на эмоциональное состояние детей, формирует позитивную мотивацию.
Краткое содержание программы
Модуль 1.
У школьного порога
Цель: создание условий для формирования у дошкольников психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
· развивать способность произвольной регуляции деятельности дошкольников;
· формировать у детей позитивное отношение к школе и учению;
· формировать коммуникативные умения и навыки.
Структура занятия:
1. ритуал приветствия;
2. игра на развитие словесно-логического мышления;
3. упражнение на формирование произвольности познавательной деятельности;
4. упражнение на формирование мотивационной готовности к обучению;
5. игра на развитие навыков общения, сотрудничества со сверстниками;
6. подведение итогов занятия;
7. ритуал завершения занятия.
Количество занятий 20.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
1 |
Мы уже большие |
1 |
2 |
Наши настроения |
1 |
3 |
Хочу в школу! |
1 |
4 |
Собираем портфель |
1 |
5 |
Учимся ориентироваться в пространстве |
1 |
6 |
Рисуем по клеточкам |
1 |
7 |
Что такое переменка |
1 |
8 |
Школьные каникулы |
1 |
9 |
Поделись улыбкою своей |
1 |
10 |
В стране чисел и цифр |
1 |
11 |
Считаем сами |
1 |
12 |
Учимся быть внимательными |
1 |
13 |
Играем в слова |
1 |
14 |
Готовим руку к письму |
1 |
15 |
Путешествие в мир логики |
1 |
16 |
Тренируем память |
1 |
17 |
Чему учат в школе |
1 |
18 |
Школьные правила |
1 |
19 |
Я и мои друзья |
1 |
20 |
Скоро в школу! |
1 |
Всего: |
20 |
Модуль 2.
Первый раз в первый класс
Цель: создание условий для первичной адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
· познакомить детей друг с другом и школьными правилами;
· помочь детям осознать и принять изменения, произошедшие в их жизни с поступлением в школу;
· формировать позитивное отношение первоклассников к школе и одноклассникам.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
1 |
Давайте познакомимся |
1 |
2 |
Правила школьной жизни |
1 |
3 |
Правила поведения на уроке |
1 |
4 |
Дошкольники и школьники |
1 |
5 |
Для чего ходят в школу |
1 |
6 |
Оценка и отметка |
1 |
7 |
Учимся работать дружно |
1 |
8 |
Мы – первоклассники! |
1 |
Всего: |
8 |
Модуль 3.
Мы – школьники
Цель: создание условий для преодоления возникших трудностей в адаптации учащихся первого класса.
Задачи:
· формировать у учащихся интерес к познавательной деятельности;
· оказать им помощь в налаживании взаимодействия с одноклассниками;
· повысить самооценку учащихся, улучшить их эмоциональное состояние.
Структура занятия:
1. ритуал приветствия;
2. игра на развитие словесно-логического мышления, произвольного внимания;
3. упражнение на формирование произвольности познавательной деятельности;
4. упражнение на формирование положительного отношения к школе и учению, повышение самооценки;
5. игра на развитие произвольности поведения, навыков общения, сотрудничества с одноклассниками;
6. подведение итогов занятия;
7. ритуал завершения занятия.
Количество занятий 18.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
1 |
Наши имена |
1 |
2 |
Зачем я хожу в школу |
1 |
3 |
Школьные правила |
1 |
4 |
Я и одноклассники |
1 |
5 |
Я и мой учитель |
1 |
6 |
Взрослые в школе |
1 |
7 |
Уроки и переменки |
1 |
8 |
Каникулы |
1 |
9 |
У нас всё получится! |
1 |
10 |
Учимся быть внимательными |
1 |
11 |
Как хорошо уметь считать |
1 |
12 |
Тренируем память |
1 |
13 |
Учимся думать |
1 |
14 |
Учиться – это интересно |
1 |
15 |
Вместе весело играть |
1 |
16 |
Школьные друзья |
1 |
17 |
Чему мы научились |
1 |
18 |
Наука отдыхать |
1 |
Всего: |
18 |
3. Оценка результативности
На 1 и 3 этапах реализации программы проводится первоначальная и повторная диагностика, позволяющая определять эффективность проводимой работы. Результативность программы оценивается по следующим критериям:
1 этап – увеличение количества детей, имеющих высокий и средний уровень готовности к обучению в школе;
2 этап – успешная адаптация большинства учащихся к школе, положительное отношение первоклассников к школе;
3 этап – увеличение количества детей с высоким и средним уровнем адаптации к школьному обучению, улучшение психоэмоционального состояния учеников.
4. Организационно-педагогические условия
Временные и материальные ресурсы
Программа включает в себя три модуля:
· Модуль 1. «У школьного порога». Количество занятий – 20, продолжительность одного занятия – 30-35 мин. Количество детей в группе - 6 человек.
· Модуль 2. «Первый раз в первый класс». Количество занятий – 8, продолжительность одного занятия – 35-40 мин. Количество детей в группе – 10-12 человек.
· Модуль 3. «Мы - школьники». Количество занятий – 18, продолжительность одного занятия – 40-45 мин. Количество детей в группе - 6 человек.
Занятия проводятся с периодичностью 1 или 2 раза в неделю в отдельном помещении, оборудованном магнитной доской и рабочими местами по числу участников, достаточно просторном, чтобы дети могли сесть в круг и имели достаточно места для игр и упражнений, требующих их перемещения.
Требования к квалификации ведущего
Ведущий, реализующий программу должен иметь психологическое образование и иметь опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
5. Литература
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
2. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010.
3. Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.
4. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей: методическое пособие. Часть 1, 2 – М.: РОСТ, 2011.
6. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: ТОО «ТП», 1998.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.
8. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Прспектива», 2002.
9. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. – СПб.: Питер Ком, 1998.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
11. Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
12. Справочник педагога-психолога. Школа. № 6, 2012.
13. Холодова О. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь / О. Холодова. – М.: Росткнига, 2010.
14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.
16. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1994.
17. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
18. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: «Арнадия», 1997.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.