Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников «Здравствуй, школа!»
Оценка 4.8

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников «Здравствуй, школа!»

Оценка 4.8
doc
27.02.2021
Программа психолого-педагогического сопровождения  адаптации первоклассников «Здравствуй, школа!»
ПРОГРАММА.doc

Программа

психолого-педагогического сопровождения

адаптации первоклассников

«Здравствуй, школа!»

 

 

1. Пояснительная записка.

Актуальность

Адаптация первоклассников связана с успешной реализацией трёх важных этапов:

1.     формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе;

2.     адаптация первоклассника к школе;

3.     психолого-педагогическая помощь школьникам, испытывающим трудности в школьной адаптации.

Необходима программа, которая реализует принцип преемственности в организации работы с детьми на разных этапах адаптации к школе. Психолого-педагогическое сопровождение должно начинаться на этапе подготовки детей к обучению в школе, а затем продолжаться в первом классе, поэтому программа «Здравствуй, школа!» состоит из трёх модулей и рассчитана на два года.

 

Этапы психолого-педагогического сопровождения

формирования психологической готовности дошкольников

к обучению в школе:

I. Подготовительный, организационный

Презентация программы для администрации ОУ и педагогов, обсуждение организационных вопросов.

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к обучению в школе» и презентация программы психолого-педагогического сопровождения.

II. Диагностический

Первичное диагностическое обследование дошкольников.

Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета.

Консультирование педагогов по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.

Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление договора на проведение  коррекционно-развивающих занятий.

III. Коррекционно-развивающий

Проведение групповых и индивидуальных занятий с дошкольниками по программе (Модуль 1) согласно тематическому плану.

Консультирование родителей и педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения.

IV. Заключительный

Заключительное диагностическое обследование учащихся.

Обработка полученных результатов, анализ результативности коррекционно-развивающей работы, составление отчёта.

 

 

Этапы психолого-педагогического сопровождения

адаптации учащихся 1-х классов

I. Подготовительный, организационный

Презентация программы для администрации ОУ и классных руководителей, обсуждение организационных вопросов.

Выступление на родительском собрании «Адаптация первоклассников к обучению в школе» и презентация программы психолого-педагогического сопровождения.

II. Развивающий

Адаптационные занятия с первоклассниками (Модуль 2).

Консультирование родителей и педагогов по вопросам адаптации первоклассников.

III. Диагностический

Первичное диагностическое обследование учащихся.

Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета.

Консультирование классного руководителя по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися.

Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление договора на проведение  коррекционно-развивающих занятий.

IV. Коррекционно-развивающий

Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися по программе (Модуль 3) согласно тематическому плану.

Консультирование родителей и педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения.

V. Заключительный

Заключительное диагностическое обследование учащихся.

Обработка полученных результатов, анализ результативности коррекционно-развивающей работы, составление отчёта.

Консультирование родителей и педагогов.

 

Адресат

Программа состоит из трёх модулей и рассчитана на три категории детей:

·        Модуль 1. «У школьного порога» - дошкольники 5-7 лет;

·        Модуль 2. «Первый раз в первый класс» - учащиеся, поступившие в 1 класс общеобразовательной школы;

·        Модуль 3. «Мы - школьники» - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после первых двух месяцев обучения. В группы могут быть приглашены дети, принимавшие участие в занятиях второго модуля и к контактам с которыми тянутся учащиеся с нарушениями адаптации. Участие этих школьников может помочь развитию коммуникативных умений у детей с низким уровнем адаптации и более успешному вовлечению их в коллектив класса.

 

Цель и задачи

Цель программы: создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·        формировать у детей новую внутреннюю позицию школьника;

·        развивать произвольность их поведения и познавательной деятельности;

·        формировать у детей навыки общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

2. Содержание программы

Программа предполагает психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к обучению в школе на трёх этапах, поэтому состоит из  трёх модулей:

1 этап (подготовительный) – модуль 1 «У школьного порога»;

2 этап (профилактический) – модуль 2 «Первый раз в первый класс»;

3 этап (коррекционный) – модуль 3 «Мы – школьники».

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема (название модуля)

Количество занятий

1

У школьного порога

20

2

Первый раз в первый класс

8

3

Мы - школьники

18

Всего:

46

 

Методика построения программы

Занятия проводятся в игровой форме. В игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребёнка и необходимость выполнения которых для него очевидна. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем более сложные, ребёнок постепенно привыкает следить за своим поведением, произвольно управлять им.

В программу включены упражнения на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. При подборе упражнений психолог опирается на зону ближайшего развития детей.

Важный момент каждого занятия – рефлексия. При подведении итогов дети по очереди делятся своими чувствами, впечатлениями. Это положительно влияет на эмоциональное состояние детей, формирует позитивную мотивацию.

Краткое содержание программы

Модуль 1.

У школьного порога

 

Цель: создание условий для формирования у дошкольников психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

·        развивать способность произвольной регуляции деятельности дошкольников;

·        формировать у детей позитивное отношение к школе и учению;

·        формировать коммуникативные умения и навыки.

Структура занятия:

1.     ритуал приветствия;

2.     игра на развитие словесно-логического мышления;

3.     упражнение на формирование произвольности познавательной деятельности;

4.     упражнение на формирование мотивационной готовности к обучению;

5.     игра на развитие навыков общения, сотрудничества со сверстниками;

6.     подведение итогов занятия;

7.     ритуал завершения занятия.

Количество занятий 20.

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Мы уже большие

1

2

Наши настроения

1

3

Хочу в школу!

1

4

Собираем портфель

1

5

Учимся ориентироваться в пространстве

1

6

Рисуем по клеточкам

1

7

Что такое переменка

1

8

Школьные каникулы

1

9

Поделись улыбкою своей

1

10

В стране чисел и цифр

1

11

Считаем сами

1

12

Учимся быть внимательными

1

13

Играем в слова

1

14

Готовим руку к письму

1

15

Путешествие в мир логики

1

16

Тренируем память

1

17

Чему учат в школе

1

18

Школьные правила

1

19

Я и мои друзья

1

20

Скоро в школу!

1

Всего:

20

 

Модуль 2.

Первый раз в первый класс

 

Цель: создание условий для первичной адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

·        познакомить детей друг с другом и школьными правилами;

·        помочь детям осознать  и принять изменения, произошедшие в их жизни с поступлением в школу;

·        формировать позитивное отношение первоклассников к школе и одноклассникам.

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Давайте познакомимся

1

2

Правила школьной жизни

1

3

Правила поведения на уроке

1

4

Дошкольники и школьники

1

5

Для чего ходят в школу

1

6

Оценка и отметка

1

7

Учимся работать дружно

1

8

Мы – первоклассники!

1

Всего:

8

 

Модуль 3.

Мы – школьники

 

Цель: создание условий для преодоления возникших трудностей в адаптации учащихся первого класса.

Задачи:

·        формировать у учащихся интерес к познавательной деятельности;

·        оказать им помощь в налаживании взаимодействия с одноклассниками;

·        повысить самооценку учащихся, улучшить их эмоциональное состояние.

Структура занятия:

1.    ритуал приветствия;

2.    игра на развитие словесно-логического мышления, произвольного внимания;

3.    упражнение на формирование произвольности познавательной деятельности;

4.    упражнение на формирование положительного отношения к школе и учению, повышение самооценки;

5.    игра на развитие произвольности поведения, навыков общения, сотрудничества с одноклассниками;

6.    подведение итогов занятия;

7.    ритуал завершения занятия.

Количество занятий 18.

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Наши имена

1

2

Зачем я хожу в школу

1

3

Школьные правила

1

4

Я и одноклассники

1

5

Я и мой учитель

1

6

Взрослые в школе

1

7

Уроки и переменки

1

8

Каникулы

1

9

У нас всё получится!

1

10

Учимся быть внимательными

1

11

Как хорошо уметь считать

1

12

Тренируем память

1

13

Учимся думать

1

14

Учиться – это интересно

1

15

Вместе весело играть

1

16

Школьные друзья

1

17

Чему мы научились

1

18

Наука отдыхать

1

Всего:

18

 

3. Оценка результативности

На 1 и 3 этапах реализации программы проводится первоначальная и повторная диагностика, позволяющая определять эффективность проводимой работы. Результативность программы оценивается по следующим критериям:

1 этап – увеличение количества детей, имеющих высокий и средний уровень готовности к обучению в школе;

2 этап – успешная адаптация большинства учащихся к школе, положительное отношение первоклассников к школе;

3 этап – увеличение количества детей с высоким и средним уровнем адаптации к школьному обучению, улучшение психоэмоционального состояния учеников.

 

4. Организационно-педагогические условия

Временные и материальные ресурсы

Программа включает в себя три модуля:

·        Модуль 1. «У школьного порога». Количество занятий – 20, продолжительность одного занятия – 30-35 мин. Количество детей в группе - 6 человек.

·        Модуль 2. «Первый раз в первый класс». Количество занятий – 8, продолжительность одного занятия – 35-40 мин. Количество детей в группе – 10-12 человек.

·        Модуль 3. «Мы - школьники». Количество занятий – 18, продолжительность одного занятия – 40-45 мин. Количество детей в группе - 6 человек.

Занятия проводятся с периодичностью 1 или 2 раза в неделю в отдельном помещении, оборудованном магнитной доской и рабочими местами по числу участников, достаточно просторном, чтобы дети могли сесть в круг и имели достаточно места для игр и упражнений, требующих их перемещения.

 

Требования к квалификации ведущего

Ведущий, реализующий программу должен иметь психологическое образование и иметь опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

5. Литература

 

1.     Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

2.     Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010.

3.     Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.

4.     Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.     Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей: методическое пособие. Часть 1, 2 – М.: РОСТ, 2011.

6.     Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: ТОО «ТП», 1998.

7.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.

8.     Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Прспектива», 2002.

9.     Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. – СПб.: Питер Ком, 1998.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

11. Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

12. Справочник педагога-психолога. Школа. № 6, 2012.

13. Холодова О. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь / О. Холодова. – М.: Росткнига, 2010.

14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.

15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.

16. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1994.

17. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

18. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: «Арнадия», 1997.

 

 



Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников «Здравствуй, школа!» 1

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников «Здравствуй, школа!» 1

IV . Заключительный Заключительное диагностическое обследование учащихся

IV . Заключительный Заключительное диагностическое обследование учащихся

Модуль 3. «Мы - школьники» - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после первых двух месяцев обучения

Модуль 3. «Мы - школьники» - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после первых двух месяцев обучения

Важный момент каждого занятия – рефлексия

Важный момент каждого занятия – рефлексия

Путешествие в мир логики 1 16

Путешествие в мир логики 1 16

Структура занятия: 1. ритуал приветствия; 2

Структура занятия: 1. ритуал приветствия; 2

Организационно-педагогические условия

Организационно-педагогические условия

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021