Программа психолого-педагогического сопровождния выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену
Оценка 4.8

Программа психолого-педагогического сопровождния выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа
9 кл—11 кл
17.09.2023
Программа психолого-педагогического  сопровождния выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену
разработанная рабочая программа внеурочной деятельности по сопровождению выпускников к сдаче экзаменов, дана диагностика, темы занятий
ПУТЬ К УСПЕХУ, 11 класс.docx

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Путь к успеху»

Программа психолого-педагогического

сопровождния выпускников в период подготовки
к единому государственному экзамену.

 

для среднего общего образования

11  класс

Срок реализации   -  1  год

 

 Составитель: Богдановская Виктория Викторовна,

педагог-психолог

 

 

 

2022 год

 

Пояснительная записка

 

Актуальность разработки данной программы психологической подготовки учащихся 11-х классов вызвана тем, что умению сдавать экзамены, как не странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.

 

Данная программа является новой формой организации работы специалистов по

психологическому сопровождению учащихся в ситуации подготовки и сдачи экзамена.

 Программа  «Путь к успеху» (11 класс) составлена в соответствии:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об

утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для

общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы

общего образования»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и и среднего (полного) общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированным в Минюсте России 3 марта

2011г., регистрационный номер 19993);

- Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской

области «Об утверждении регионального базисного учебного для государственных и

муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного

общего и среднего общего образования расположенных на территории Новосибирской

области ».

 

 Программа разработана на основе авторских программ:

- программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный

психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003;

- программа занятий по подготовке учащихся 10-11 класса к выпускным экзаменам с

элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.

 Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11-х

классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга. Разработанная программа

позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С

помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного

запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к

любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно- мышечного напряжения.

Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и

снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

 

 Цель программы: формирование навыков управления факторами, вызывающими

стресс в период подготовки и сдачи экзаменов; обучение навыкам саморегуляции,

самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

 

Задачи:

-  повышение сопротивляемости стрессу;
-  отработка навыков уверенного поведения;
-  развитие эмоционально-волевой сферы;
-  развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
-  создание условий для развития навыка постановки и достижения целей;

-  развитие навыков самоконтроля;

- формирование навыка управления стрессом;

- развитие навыков управления временем;

- обучение оптимальным способам работы с текстом, способам запоминания;

- обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

 

Место курса «Путь к успеху» в учебном плане

 Программа рассчитана на 34 часа: одно занятие в неделю.

 

Общая характеристика  курса «Путь к успеху»

 Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном

пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение

новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11

классов к ЕГЭ.  Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна

успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:

• просвещение;

• мониторинг изменений;

• занятия с элементами тренинга.

 Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. В наши дни большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и

 справиться с волнением.

 Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:

- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со

спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний,

неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;

- личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности

получить поддержку взрослых;

- процессуальные - связанные с  отсутствием четкой стратегии деятельности.

Программа тренинга основана на следующих принципах:

- соответствие материала возрастным особенностям учащихся, а именно формы и

методы работы подобраны с учетом актуальности психологической информации

для учащихся, доступности изложения материала, организации межличностного

общения (диалога);

- ценностная ориентация программы: в основу положены ценности и принципы

гуманистической психологии, проповедующей самоценность личности, веру в

возможности ее развития, самодисциплину, ответственность;

- личностно ориентированный подход в реализации программы, учитывающий

потребности учащихся данной группы, создание зон ближайшего развития;

непрерывность и системность в проведении занятий с постепенным наращиванием

сложности и самостоятельности учащихся, включение «сквозных» тем: уверенность,

снятие стресса, ответственное отношение к организации процесса подготовки к экзамену.

 

Ученик научится:

-  Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и

распределять время;

-  Осознавать свои установки, собственную ответственность за поступки.

-  Стремлению к активности и самостоятельности в разных видах предметно -

практической деятельности;

-  Умению ставить и удерживать цель деятельности и планировать действия;

-  Использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять и оценивать

процесс результат деятельности;

-  Формировать адекватное отношения к ошибкам и неудачам;

-  Повышать собственный интерес и мотивацию к учебной деятельности;

-  Формирование адекватную самооценку;

-  Воспитывать уверенность в себе;

-  Улучшать коммуникативные навыки.

 

Ожидаемые результаты:

- Сформированность понятия «Я-концепции личности».

- Высокий уровень мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее

самосовершенствование.

- Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и

направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления,

мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в

пространстве и плоскости.

- Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны,

компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную

систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий

мир.

-Позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов и уверенность в своих

силах у выпускников.

 - Освоение приемов планирования рабочего времени в период подготовке к

экзаменам.

- Повышение сопротивляемости стрессу, освоение техник саморегуляции.

- Освоение приемов эффективного запоминания и мобилизации собственных

когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене.

- На достаточном уровне сформированность навыков самоконтроля с опорой на

внутренние ресурсы, коммуникативной компетентности.

- Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на

организм и психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения.

- Сформированность навыков регулирования своего настроения. Осознанное принятие на

себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность

к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае

неуспешной сдачи экзамена.

 

 Для оценивания достижений обучающихся при изучении курса используется система - зачтено - не зачтено.

 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65%

занятий по данному курсу.

 

Программа воспитания.

В воспитании детей подросткового возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

1.     к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2.     к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3.     к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

4.     к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5.     к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6.     к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

7.     к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

8.     к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

9.     к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

10.   к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

 

 

 Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры,

релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции,

психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические

занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с

элементами тренинга, арт-терапия, мозговой штурм.

 

Условия проведения и оборудование:

Группа формируется из учащихся одного класса.

класс или любое другое просторное помещение в котором есть  необходимое пространство для групповой работы; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; расходные материалы; раздаточный материал.

 

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 11 классов к ЕГЭ

 

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)

Описание. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования.

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам) – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам) – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам) – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени(силе) выраженности данной характеристики.

Бланк.

Ф.И.О.______________________________

Пол_________Возраст_________________

Дата______________Время____________

 

1. Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4. Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5. Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6. Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8. Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9. Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10. Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11. Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13. Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14. Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15. Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16. Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17. Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18. Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19. Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20. Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21. Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23. Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25. Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

26. Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27. Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28. Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29. Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30. Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

 

«Шкалы социально ситуационной тревоги» (Кондаш)

Описание. Данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.

Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:

а) школьная тревожность;

б) самооценочная тревожность;

в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Обработка данных. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды тревожности

Виды тревожности

Номера пункта шкалы

школьная

1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

самооценочная

3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

межличностная

2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

 Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности.

В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских учащихся.

Таблица 2

Уровень тревожности

 Уровень тревожности

Группа

учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличност-

ная

1. Нормальная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

30-62

17-54

17-54

10-48

35-62

23-47

7-19

4-17

2-14

1-13

5-17

5-14

11-21

4-18

6-19

1-17

12-23

8-17

7-20

5-17

4-19

3-17

5-20

5-14

2. Несколько повышенная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

63-78

55-73

55-73

49-67

63-76

48-60

20-25

18-23

15-20

14-19

18-23

15-19

22-26

19-25

20-26

18-26

24-29

18-22

21-27

18-24

20-26

18-25

21-28

15-19

3. Высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

79-94

74-91

73-90

68-86

77-90

61-72

26-31

24-30

21-26

20-25

24-30

20-24

27-31

26-32

27-32

27-34

30-34

23-27

28-33

25-30

27-33

26-32

29-36

20-23

4.Очень высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Более 94

Более 91

Более 90

Более 86

Более 90

Более 72

Более 31

Более 30

Более 26

Более 25

Более 30

Более 24

Более 31

Более 32

Более 32

Более 34

Более 34

Более 27

Более 33

Более 30

Более 33

Более 32

Более 36

Более 23

5. «Чрезмерное спокойствие»

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Менее 30

Менее 17

Менее 17

Менее 10

Менее 39

Менее 23

Менее 7

Менее 4

Менее 2

-

Менее 5

Менее 5

Менее 11

Менее 4

Менее 6

    -

Менее 12

Менее 8

Менее 7

Менее 5

Менее 4

Менее 3

Менее 5

Менее 5

 

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких учащихся отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих учащихся постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Учащиеся с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

 

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Описание. Личностный опросник предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Обработка данных.

Ключ:

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

 

Распределение баллов.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Инструкция.

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Бланк.

Ф.И.____________________________Возраст_____ Дата проведения______________

 

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

 

Тест «Корректурная проба»

Описание. Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста "Корректурная проба" и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Инструкция: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

 

Бланк протокола.

Учащийся__________________________   Возраст   _________   Дата __________________

 

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 

Количество правильно вычеркнутых букв

 

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 

Точность выполнения задания, %

 

Оценка точности, баллы

 

Оценка продуктивности, баллы

 

Оценка устойчивости внимания, баллы

 

 

Обработка данных. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

К = m:n * 100 % , где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1, полученной путем обычного шкалирования.

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

%

баллы

знаки

баллы

%

баллы

менее 1010

1

менее 70

1

2660-2825

16

84-85

12

1010-1175

3

70-72

2

2825-2990

17

85-87

13

1175-1340

5

72-73

3

2990-3155

18

87-88

14

1340-1505

7

73-74

4

3155-3320

19

88-90

15

1505-1670

9

74-76

5

3320-3485

20

90-91

16

1670-1835

10

76-77

6

3485-3650

21

91-92

17

1835-2000

11

77-79

7

3650-3815

22

92-94

18

2000-2165

12

79-80

8

3815-3980

23

94-95

20

2165-2330

13

80-81

9

3980-4145

24

95-96

22

2330-2495

14

81-83

10

4145-4310

25

96-98

24

2495-2660

15

83-84

11

более 4310

26

более 98

26

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С,  где  В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 2.

Таблица 2
Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные оценки

Устойчивость внимания

Переключение внимания

Объем внимания

Шкальные оценки

Устойчивость внимания

Переключение
внимания

Объем внимания

19

более 50

более 217

менее 115

9

25-27

172-181

216-235

18

-

-

-

8

23-24

158-171

236-265

17

48-49

214-216

116-125

7

20-22

149-157

266-295

16

46-47

211-213

126-135

6

16-19

142-148

296-335

15

44-45

208-210

136-145

5

14-15

132-141

336-375

14

39-43

205-209

146-155

4

12-13

122-131

376-405

13

36-38

201-204

156-165

3

9-11

114-121

406-455

12

34-35

195-200

166-175

2

110-113

11

31-33

189-194

176-195

1

10

28-30

182-188

196-215

0

менее 9

менее 109

более 456

 

Бланк.

"Корректурная проба"

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп
лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб
смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш
йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж
йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд
йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй
ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

 

Ключ

оенасимвыгутжбщряцпзлкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп
л
кдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщыохэчфцплкдзтжб
смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйпжжбряцпллкдзюхэчфш
оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьшйюхэчфьйшаплктжбшдз
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгтужбшяроенаицплктзюхэчфшьйтжжшряцплкдзюхэчфш
йшььфчэкюздклпняршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгутжбшяроенаисцплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчпряьщьйщьйюхэчфцилкдзэж
смвыгутжбшяроенаицплккдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйщьйюхэчфтплкдзтж
йщьфчэхьюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряъщьйщьйщьйюхэчфцплкд
нщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыукоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэмчфшьйоенаисмвыуктжбярцпш
тжпшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхячпшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря
ряцплклзюхэчфшьйшьйюхэчфцплклзяршбжтсмвыгуианеосмт
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцпклэй
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрядплкздюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплкдзтжбря
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплклэй
ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплклзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплклзтжбря
цплклзюхэчфшьйтжбряшясмвыгуоенаисмвыгутжбрясилкдэй
ряцплкдзюхчфшьйщьйюхэчфцплдкзяшрбжтсмвыгуианеосмтс
оенаисмвыгутжбшряцплкдзихэчфщьиоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщбйтжьршясмвугуоенаисмывгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмбыгутжбшряцплкдщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбярцпш
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

 

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Описание. Опросник предназначен для изучения самооценки учащихся, включает 20 суждений.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция. «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

1.      Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2.      Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3.      Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4.      У меня отсутствует уверенность в себе.

5.      Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6.      Временами я чувствую себя никому не нужным.

7.      Я все делаю хорошо (любое дело).

8.      Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9.      В любом деле я считаю себя правым.

10.  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11.  Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12.  Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13.  Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14.  Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15.  Я редко жалею о том, что уже сделал.

16.  Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17.  Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18.  Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.  Мне чаще везет, чем не везет.

20.  В жизни я всегда чего-то боюсь.

 

Тематическое планирование.

 

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Кол-во часов

Электронные образовательные ресурсы

Целевые приоритеты воспитания

1

Диагностика тревожности.

Групповая диагностика

1

 

8,10

2.

Диагностика внимания, самооценки личности

Групповая диагностика

1

 

8,10

3.

Плюсы и минусы ЕГЭ: объективный взгляд на экзамен.

Групповая, тренинг

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200302904;

https://infourok.ru/programma-psihologo-pedagogicheskih-meropriyatij-dlya-vypusknikov-shkoly-v-period-podgotovki-k-ekzamenam-put-k-uspehu-5251782.html;

https://multiurok.ru/files/proghramma-put-k-uspiekhu-9-11-klassy.html.

 

5,6,9

4

Понятие о стрессе.

Групповая, тренинг

1

8

5

Как справиться со стрессом на экзамене.

Групповая, тренинг

1

8,10

6

Негативные и позитивные установки.

Групповая, тренинг

1

1,5,9

7

Эмоции и как ими управлять?

Групповая, тренинг

1

8,10

8

Эмоции и поведение.

Групповая, тренинг

1

9,8,10

9

Как повысить стрессоустойчивость?

Групповая, тренинг

1

8,10

10

Способы снятия нервно-психического напряжения.

Групповая, тренинг

1

8,10

11

Как бороться со стрессом.

Групповая, тренинг

1

8,10

12

Поведение на экзамене.

Групповая, тренинг

1

5,9

13

Что значит быть уверенным в себе?

Групповая, тренинг

1

1,2,6,10

14

Хочу быть уверенным.

Групповая, тренинг

1

6,10

15

Как лучше подготовиться к экзаменам.

Групповая, тренинг

1

2,6,10

16

Работаю по плану. Умение планировать.

Групповая, тренинг

1

2,6,10

17

Тайминг. Как управлять временем.

Групповая, тренинг

1

2,6,9,10

18

Работа с текстом.

Групповая, тренинг

1

2,5

19

Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей.

Групповая, тренинг

1

8,10

20

Техники эффективного запоминания.

Групповая, тренинг

1

2,6

21

Техники развития внимания. Работоспособность.

Групповая, тренинг

1

2,6,8

22

Укрощение прокростинации.

Групповая, тренинг

1

2,6,8

23

Эффективные способы борьбы с ленью.

Групповая, тренинг

1

2,6,8,10

24

Как найти мотивацию.

Групповая, тренинг

1

1,5,9,10

25

Приемы волевой мобилизации.

Групповая, тренинг

1

2,10

26

Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ.

Групповая, тренинг

1

1,6,10

27

Постановка цели.

Групповая, тренинг

1

2,6

28

Путь к вершине. Что необходимо для достижения поставленной цели?

Групповая, тренинг

1

2,6,10

29

Способы поддержания хорошего настроения.

Групповая, тренинг

1

8,9,10

30

Техника принятия решения.

Групповая, тренинг

1

2,9,10

31

Мое будущее – мой выбор. Путь к успеху.

Групповая, тренинг

1

2,5,9,10

32

Диагностика.

Групповая диагностика

1

8,10

33

Мои достижения. Техники личностного роста.

Групповая, тренинг

1

2,10

34

Заключительное занятие. Повторение пройденного.

Групповая

1

10

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.

3. Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный

выпуск.

4. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция

эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.

5. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. -

Москва, 2004.

6. ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. — 2005. — № 6. – С.99-110.

7. Ерхова М. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск:

УИПКПРО, 2004.

8. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.

9. Коноваленко С.В. Экзамен? Нет проблем! Или как психологически подготовиться к

экзаменам и успешно сдать их. - М., 1999.

10. Леонова А.Б., Кузнецова А.С.профилактика стрессов. - М.: Изд-во Московского

университета, 1993.

11. Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ

выпускников и их родителей //Завуч. – 2003. — №4. – С. 16-17.

12. Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших

образовательных учреждении //Образование в современной школе. – 20001. — № 9. –

С. 15-18.

13. Пикалова Г. В. «Психологическая помощь подросткам и их родителям в период

подготовки к экзаменам»/ Возможности практической психологии в образовании: Из

опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 2/ред. Пилипко Н.В. - М.:

«Перспектива», 2000.

14. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.: ТЦ

«Сфера», 1997.

15. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.

16. Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке

учащихся к ЕГЭ / Образование в современной школе. – 2007. — № 3 – С. 21-30.

17. Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.

18. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для

выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к

успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» №

29/2003.

19. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.

20. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки

/Народное образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.

21. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. -

М., 1993.

22. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций,

коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Путь к успеху»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Путь к успеху»

Федерации»; - Приказ Министерства образования

Федерации»; - Приказ Министерства образования

Общая характеристика курса «Путь к успеху»

Общая характеристика курса «Путь к успеху»

Ученик научится: - Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время; -

Ученик научится: - Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время; -

Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 4

Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 4

Обработка данных . При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов

Обработка данных . При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов

Свежий 3 2 1 0 1 2 3

Свежий 3 2 1 0 1 2 3

Нормальная 9 10 11 ж м ж м ж м 30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47 7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14 11-21 4-18 6-19…

Нормальная 9 10 11 ж м ж м ж м 30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47 7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14 11-21 4-18 6-19…

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска

Когда что-то не ладится, я нетерпелив

Когда что-то не ладится, я нетерпелив

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе

Ключ оенасимвыгутжбщ р яцпзл к дзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп л к дзюхэчфшьйтжбш р яцпл к дзюхэчфьшййщыохэчфцпл к дзтжб смвыгутжбшя р оецаицпл к дзюхэчфшьйпжжб р яцплл к дзюхэчфш оенаисмвыгуцпл…

Ключ оенасимвыгутжбщ р яцпзл к дзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп л к дзюхэчфшьйтжбш р яцпл к дзюхэчфьшййщыохэчфцпл к дзтжб смвыгутжбшя р оецаицпл к дзюхэчфшьйпжжб р яцплл к дзюхэчфш оенаисмвыгуцпл…

Изучение общей самооценки (опросник

Изучение общей самооценки (опросник

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах

Понятие о стрессе. Групповая, тренинг18 5

Понятие о стрессе. Групповая, тренинг18 5

Путь к вершине. Что необходимо для достижения поставленной цели?

Путь к вершине. Что необходимо для достижения поставленной цели?

Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к

Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2023