Программа работы педагога-психолога
Паспорт рабочей программы психолога
Тип программы: диагностико - коррекционная
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем времени: 1 полугодие 1 курса техникума
Формы контроля: показатель адаптированности
Содержание. Стр.
1. Паспорт программы…………………………………………. 3
2. Пояснительная записка……………………………………….4
3. Этапы работы психолога по данной программе…………..9
4.Литература…………………………………………………….13
5. Приложения…………………………………………………. 15
Пояснительная записка
С первых же
дней пребывания в техникуме первокурсники сталкиваются с новой структурой
учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникает
перестройка школьного стереотипа учебной деятельности, идет активный процесс
приспособления первокурсников к условиям образовательной среды колледжа.
Студенты меняют образ деятельности и мышления, обучаются самостоятельно
регулировать свое обучение, нести ответственность за планирование
учебы и ее результаты. Тревожные факты дезадаптации студентов первого года
обучения показывают, что приспособление вчерашних школьников к условиям
обучения в техникуме происходит с определенными трудностями
Адаптация, то есть приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и
зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств
личности, так и от помощи окружающих. На успешность адаптации к новому типу
учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт студента, багаж
школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры.
Обучение на 1 курсе техникума – один из этапов становления личности подростка в новой среде. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям, как правило, составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий.
Первокурсники – это студенты подросткового и младшего юношеского возраста – это самые трудные и сложные из возрастов, представляющие особые, кризисные периоды становления личности. Перед подростками, юношами и девушками в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на собственный опыт.
Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в студенческом коллективе, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности. Если изменения в психологической структуре личности в процессе адаптации происходят дисгармонично, то говорят о дезадаптации личности, которая может проявляться в различных отклонениях и нарушениях поведения. О дезадаптации свидетельствуют состояния фрустрированности и подавленности человека, социальная изолированность, неадекватность коммуникативных навыков и поведенческая дезорганизация.
В
наш техникум сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это
вчерашние школьники, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали
«результата», менее способные, но чаще всего – с ослабленным здоровьем и с
«клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении,
неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Некоторые индивидуально - психологические
особенности первокурсников, такие как большие пробелы в знаниях (в училища, в
техникумы, как правило, поступают средне- и слабо успевающие в школе); низкие
познавательные интересы (несформированность основных мотивов обучения); плохое
владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами,
выделять основную мысль, конспектировать, эффективно запоминать и доходчиво излагать
выученное); дефекты семейного и школьного воспитания (низкий уровень этической
воспитанности и ответственности) отрицательно сказываются на процессе
адаптации к условиям обучения в техникуме. Следствием является неуспеваемость
на первом курсе, рост пропусков занятий, неудовлетворенность учебой.
Абитуриенты, поступающие в техникум,
недостаточно ориентированы в будущей профессии, возникает конфликт между
интересами студентов, их ожиданиями и содержанием обучения.
Обучение в среднем профессиональном учебном
заведении имеет свои особенности. Большой объем специальных знаний по
профессии, чередование теоретического и практического циклов обучения требуют
от первокурсников высокой умственной работоспособности, организованности, желания
учиться. Этого часто и не хватает студентам.
Именно на первом курсе формируется отношение первокурсника к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Как правило, даже студенты - первокурсники, успешно окончившие школу, на первом году обучения в стенах техникума не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
В
связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество
трудностей. Индивидуально - психологические
особенности первокурсников ставят перед преподавателями двойную педагогическую
задачу: вооружить профессией и исправить пробелы в обучении и воспитании, что
усложняет и без того нелегкий труд педагога. Возникает необходимость поиска
наиболее приемлемых подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих системный
подход к процессу адаптации студентов в первые месяцы обучения профессии.
Таким образом, психолого-педагогическая адаптация студентов-первокурсников становится
одной из актуальных задач, в решении которой заинтересован весь
педагогический коллектив техникума, осуществляющий ряд мер, способствующих менее
болезненному вхождению первокурсников в новую систему учебных отношений и требований.
Необходимо также остановиться на факторах, влияющих на адаптацию и
обусловливающих ее. Среди них могут быть выделены внутренние -
индивидуальные, личностные, и внешние — особенности самой
учебной деятельности в новых условиях, характер педагогического общения,
психологического климата в студенческих группах, особенностей межличностного
общения их членов.
Общепринятым в изучении адаптации является то, что адекватность самооценки действительным способностям и качествам есть одно из условий и механизмов адаптации. То, насколько адекватно осознает студент свои способности, возможности, качества личности и соотношение с требованиями, которые предъявляет ему действительность, способствует эффективной адаптации или (в случае неадекватной самооценки) может вызывать затруднения в социально - психологической адаптации.
Конечно же, сильные и слабые студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивационной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне. Они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается слабых студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов, в первую очередь, важно избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п.
Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был студент или школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Внешний фактор, обусловливающий адаптацию, есть стиль педагогического общения. Педагогическое общение рассматривается как обучающее взаимодействие преподавателей и студентов, как форма учебного сотрудничества, направленного на решение учебно-познавательных и коммуникативных задач. Естественно, что в зависимости от формы, само сотрудничество не безотносительно к системе ожидании студентов, мотивам и целям учебной деятельности, их ценностным ориентациям и индивидуально-психологическим особенностям, в то же время существенно зависит от коммуникативного потенциала студента, его включаемости в общение, а также (что немаловажно) и коммуникативных особенностей преподавателя, определяющих стиль самого педагогического общения.
Остановимся здесь немного на психологических особенностях возраста старших подростков и младших юношей, на особенностях их общения со взрослыми, и, соответственно возможных причинах конфликта между ними. В отрочестве и юности общение с родителями, учителями и др. взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости, они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничивать претензии взрослых по отношению к себе. С другой стороны, подросток испытывает потребность в поддержке, особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.
В этот период важна аргументация требований, исходящих от взрослых, простое навязывание требований, как правило, отвергается. Часто восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них и приводит к возникновению конфликтов. Старшие подростки, юноши и девушки, особенно испытывают острую потребность в нерегламентированном личностном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение. Но, к сожалению, эта потребность не получает своего удовлетворения, т.к. в жизни преобладает регламентированный тип общения.
Значительно более сложным и дифференцированнным становятся отношения представителей данного возраста и с учителями. Если раньше авторитет педагога был незыблем, непререкаем, то в настоящее время авторитет завоевывается всей деятельностью и личностными качествами педагога.
В образ «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к «пониманию», эмоциональные отклики, сердечность, т.е в учителе , преподавателе подростки хотят видеть старшего друга.
На втором месте стоит профессиональная компетентность преподавателя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем - умение распорядиться своей властью. Преподавателям, чтобы сохранить психологический климат, необходимо учитывать взросление детей, отказаться от авторитарного стиля общения. Как уже было сказано выше, современные абитуриенты, поступающие в техникум, в большинстве своем имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, коммуникативных качеств, узкий кругозор. Они приходят в техникум из разных школ, разных классных коллективов. В связи с этим цель, стоящая перед педагогическим коллективом техникума в первые месяцы учебного года заключается в том, чтобы способствовать успешной адаптации первокурсников к условиям обучения.
Данная
программа рассчитана на первый семестр учебного года (сентябрь – декабрь) и
реализуется с учетом плана учебно-воспитательной работы техникума. Работа психолога по данной
программе осуществляется во взаимодействии с администрацией, преподавателями
и классными руководителями. Используются формы и методы индивидуальной и
групповой работы: беседы, семинары, дискуссии, самоанализ, психологические
практикумы, игры и др.
Программа предполагает поэтапную
организацию психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации
первокурсников.
Задачи адаптации, стоящие
перед психологом, решаются в 4 этапа. На каждом
этапе деятельность психолога строится с учетом целей, категории участников и
основных направлений психолого-педагогической деятельности.
1. Диагностика индивидуальных личностных особенностей студентов групп 1 курса и состояния психологического климата в группах.
2. Определение основных направлений, форм, методов работы с первокурсниками на основе диагностических данных.
3. Реализация выбранных направлений работы. Коррекция негативных явлений в группах студентов 1 курса. Осуществление психолого-педагогической поддержки первокурсников.
4. Мониторинг успешности адаптации.
1-й этап. Диагностический. (сентябрь).
Диагностика индивидуальных личностных особенностей студентов групп 1 курс и состояния психологического климата в группах.
1. Диагностика личностных характерологических особенностей студентов с применением методики Т. Лири.
2. Изучение уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
3. Изучение состояния психологического климата группы с применением методики социо - и референтометрии.
Примечание. В дополнение и уточнение к данным методикам возможно применение рисуночных методик таких, как «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «12 квадратов» «Песня обо мне» и др.
Цели данного этапа.
1. Определить уровни адаптационных возможностей несовершеннолетних студентов.
2. Наметить план индивидуальных бесед со студентами, а также определить пути дальнейшего взаимодействия в данном направлении с социальным педагогом, классными руководителями и преподавателями техникума.
Для этого необходимо после обработки диагностик проделать следующую работу:
1. Выявить «наметившихся» на данный момент неформальных лидеров групп и, на основании характерологической диагностики, уровня самооценки, предугадать их намерения, основные жизненные ценности и возможный дальнейший вклад в формирование положительной направленности формирования психологического климата в группе.
2. Выявить дезадаптированных студентов, обладающих акцентуированными чертами характера, а также - близкими к акцентуации.
3. Составить схемы социо - и референтометрических выборов отношений в группах, обратив особое внимание на негативные выборы, на намечающийся буллинг.
4. Составить схемы позитивных и негативных отношений, определить отношение лидеров к «принятым» и «отверженным».
5. Составить отдельный список студентов, которые, согласно диагностике имеют акцентуированные черты характера; с высоким и низким уровнем самооценки; обратив особое внимание на студентов, склонных к агрессивным формам поведения, а также мнительных, тревожных, склонных к самоуничижению.
6. Составить совместно с социальным педагогом списки опекаемых студентов, студентов – сирот и других особых категорий первокурсников.
7. Определить основные направления работы с вышеуказанными категориями.
2-й Этап. (подготовительный - первая неделя октября).
Определение основных направлений, форм, методов работы с первокурсниками на основе диагностических данных.
Цели этапа: Подготовка к проведению индивидуальных и групповых бесед, призванных способствовать улучшению психологического климата в группах. Определить актив группы, а также лидеров, имеющих социально желательные формы поведения и способных поддерживать положительный настрой в группах.
Для этого необходимо:
1. В течение сентября совместно с заместителем директора по воспитательной работе техникума, социальным педагогом, классными руководителями и мастерами производственного обучения определить направления воспитательной работы в группах.
2. Принять участие в миниконсиллиумы по каждой из групп 1 курса, где обсудить проблемы протекания адаптационного процесса.
3. Психологу, на основании решения консилиума, необходимо осуществить на данном этапе консультативную помощь студентам и их родителям, а также помощь в коррекции отклоняющегося поведения.
4. Формирование группы студентов с низкой самооценкой и пр. качествами, нарушающими процессы самоутверждения личности (тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе и др.) для проведения тренинга.
5. Участие в групповых родительских собраниях. Выступление на тему «Трудности адаптации первокурсников».
6. Проведение в группах классных часов на тему «Кто я в конфликте?».
3 этап. Работа психолога по коррекции негативных явлений в группах студентов 1 курса (октябрь-ноябрь).
Цели:
1. Снятие психоэмоциональной напряженности у студентов, показавших согласно результатам диагностики высокий и повышенный уровень тревожности, агрессивности, депрессивных состояний по причине негативного психологического климата в группах.
2. Преодоление негативных последствий искажения самооценки и профилактика отклоняющегося поведения студентов – первокурсников.
3. Профилактика конфликтных ситуаций типа «Преподаватель (мастер ПО) – студент».
Для этого необходимо выполнить следующую работу.
1. Проведение групповых и индивидуальных консультаций студентам по проблемам общения с одногруппниками, включения в учебную деятельность, преодоления психоэмоциональной напряженности в данный период.
2. С помощью методик (возможно применение Вологодской методики центра «Развитие» «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению») изучить уровень выраженности склонности студентов групп к нарушению норм и правил, к аддиктивному поведению, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, агрессии и насилию, деликвентному поведению, а также уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
2. По итогам диагностики провести индивидуальные консультации, направленные на преодоление негативных характерологических черт.
3. Согласно теме раздела «Психологическое просвещение преподавательского состава» годового плана работы психолога подготовить и провести обучающий семинар на тему «Психология и трудности раннего юношеского возраста».
4. Во всех группах в течение учебного года со всеми студентами провести тренинги на тему «Психология общения».
5. Совместно с классными руководителями, мастерами ПО групп определить особенности индивидуально личностного подхода к выявленным с помощью методики студентам «группы риска».
6. Одними из трудностей данного возраста являются такие, как: искаженное понимание культуры отношений полов, непонимание последствий внебрачных сексуальных связей, возникновение на этой почве незапланированных беременностей и пр. В целях воспитания высоких нравственных качеств личности в данной области желательно провести классный час (цикл классных часов) на тему: «Юношам и девушкам о сексуальной культуре».
7. Желательно в заключение этого этапа провести также классный час «Жизнь одна», который имеет своей целью закрепить коррекционную работу по преодолению проблемного восприятия студентами жизненных неприятностей, настроить на позитивный лад.
4 этап. Заключительный (декабрь) Анализ и оценка эффективности адаптационного процесса.
Цели этапа: определить эффективность работы всего коллектива техникума, в частности, работы психолога, по адаптации первокурсников.
Анализ и оценка эффективности адаптационного процесса осуществляется на основе итоговых данных психолого-педагогической адаптации первокурсников. Основным критерием оценки успешной адаптации студентов является уровень адаптированности первокурсников, который рассматривается как результат личностных изменений в ходе согласования профессиональных намерений, качеств личности, требований конкретной профессиональной деятельности и выступает основным показателем успешной адаптации студента. Оценка уровня адаптированности складывается из сочетания основных критериев опросника социально-психологической адаптированности (СПА):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Систематическое наблюдение,
отслеживание актуального состояния и проблем процесса адаптации позволяет
выявить противоречия и трудности, имеющиеся в процессе обучения и воспитания
первокурсников, что позволяет своевременно корректировать образовательные
подходы с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Результаты
исследования дают возможность учитывать проявляющиеся особенности
первокурсников при оказании индивидуальной помощи студентам по вопросам
обучения, межличностного взаимодействия, профессионального развития.
Программа апробирована в течение 2012 – 20014 г.г. Анализ обобщенных данных после реализация программы показал положительную динамику в развитии уровня адаптированности первокурсников к новым условиям образовательной среды техникума.
Приложение №1.
Для изучения психологического климата в группах я, наряду с другими методиками, применяю следующую:
Социо - и референтометрия
Инструкция. Уважаемые студенты! С тех пор, как вы переступили порог нашего техникума, прошло уже достаточно времени для того, чтобы познакомиться с большинством ваших одногруппников. Перед вами бланки. Я сейчас хочу попросить Вас ответить письменно на некоторые вопросы, причем отвечать на вопросы вы будете фамилиями 2-3-х студентов вашей группы. Имена указывать не нужно, если только у вас в группе нет однофамильцев.
1. Представьте, что у вас скоро день рождения. Кого пригласите из вашей группы?
2. Вашей группе предстоит выполнить лабораторную работу по подгруппам на трудную тему. С кем будете выполнять задание?
3. Возможно, что всем в вашей группе вы симпатизируете. А возможно, что кто-то вам на сегодняшний момент и неприятен. С кем ни за что не сядете за одну парту?
4. Представьте себе, что у вашего ближайшего родственника скоро юбилей, вам необходимо выбрать подарок (нужно подойти к этому выбору особенно ответственно!). Кого попросите помочь вам?
5. Ситуация: все студенты вашей группы и преподаватели, работающие с вами, плывут на корабле. Шторм, кораблекрушение, но все спасаются и приплывают на маленькие острова неподалеку. Корабль за вами прибудет только через месяц. С кем приплывете на остров и будете терпеть их целый месяц?
* * * * * * * * * * * * * *
На следующие вопросы ответьте, пожалуйста, не только фамилиями ваших одногруппников, но, сюда можно включать также и родственников, обозначая их роль по отношению к вам: родителей, друзей во дворе, братье, сестер - по вашему желанию.
6. Кто может указать вам на ваши недостатки, вы его выслушаете и не обидитесь?
7. Представьте себе, что с вами случилась большая неприятность, вам было очень стыдно за свой поступок. Кому об этом расскажете?
Примечание. За основу взята методика, опубликованная в:
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с:
Для уточнения предпочтений одногруппников на чистом листе бумаги в произвольном порядке (горизонтальное расположение листа) записываю фамилии сначала лидеров, от них красными линиями предпочтения (как взаимные, так и односторонние) связи, затем обозначаю негативные связи. Особо обращаю внимание на взаимоотношения лидеров и «отверженных». Таким образом, становится понятен прогноз психологического климата. Если поведение лидера соответствует социально приемлемым нормам, рекомендую ему обратить внимание на включение «аутсайдеров» в общие дела, обращаю внимание лидера на его непосредственное влияние и на взаимоотношения в коллективе, и на учебную мотивацию большинства студентов.
Очень показательным (особенно для дезадаптированных студентов) является отсутствие как выбора в вопросах №№ 1-5, так и референтно значимых лиц (№№7-8). Это знак тревоги и показатель кризисной ситуации для данного клиента! Необходимо немедленно провести с данными студентами диагностику склонности к суицидальным намерениям, диагностику психоэмоционального состояния и срочно – индивидуальную консультацию!
Приложение №2.
Вот 9 простых правил для адаптации в новом коллективе:
1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь чаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.
2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы ни было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.
4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.
5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.
7. В сложных ситуациях не хитрите и не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
8. Не обсуждайте других.
9. Возможно, вы заметили, что в коллективе происходит деление на микрогруппы. Это само по себе неплохо, если студенты в них не находятся «в оппозиции» ко всем остальным. Но, все же, старайтесь общаться со всеми, этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.