ЦЕЛЬ программы:
· Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса.
· Удовлетворение изменяющихся запросов общества
· Обеспечение соответствующего уровня подготовки выпускников перспективным потребностям города.
ЗАДАЧИ:
· Комплексное развитие образовательных учреждений.
· Внедрение современных стандартов качества образования.
· Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
· Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании.
· Обеспечение эффективного управления системой образования.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Доступность образования
- Образование детей с ОВЗ
- Здоровье обучающихся
- Московский стандарт качества
- Взаимодействие с городской средой.
Цель программы: создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.
Задачи программы:
1. Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья.
2. Внедрение современных стандартов качества образования («Московского стандарта качества образования»), инструментов его независимой и
прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.
3. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
4. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.
5. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.
Сроки и этапы реализации государственной программы.
Программа реализуется в один этап с 2012 по 2016 год.
Характеристика мероприятий и ведомственных целевых программ государственной программы
Мероприятия государственной программы включены в пять подпрограмм:
1. Дошкольное образование;
2. Общее образование;
3. Начальное и среднее профессиональное образование;
4. Высшее и непрерывное профессиональное образование;
5. Управление качеством образования
Четыре из них соответствуют уровням образования и предусматривают комплексы мер, направленных на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном, общем, начальном и среднем профессиональном, высшем и непрерывном профессиональном образовании. Пятая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, направленных на повышение качества управления системой образования в целом.
Подпрограмма «Дошкольное образование» включает мероприятия, направленные на существенное расширение доступности дошкольного образования как за счет строительства новых зданий и пристроек, реконструкции зданий и рационального использования помещений, возвращения в систему образования зданий бывших детских садов, так и за счет стимулирования развития вариативных моделей дошкольного образования, включая семейные, негосударственные детские сады, в том числе с использованием инструментов государственно-частного партнерства.
Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей, укрепление их здоровья. Будут поддержаны программы, обеспечивающие первичную социализацию детей из семей мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Будет создана система оказания поддержки семьям в воспитании детей, в первую очередь, в раннем возрасте.
Цели подпрограммы: удовлетворение потребностей населения города Москвы в доступных и качественных услугах дошкольного образования
Задачи подпрограммы:
1) Обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей дошкольного возраста;
2) Обеспечение развития способностей каждого ребенка как основы его успешного обучения в общеобразовательном учреждении и полноценной будущей жизни;
3) Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, развитие физической культуры и интереса к спорту;
4) Повышение открытости дошкольных государственных образовательных учреждений, расширение взаимодействия с семьями.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:
1. Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ к различным формам медико-психологической и педагогической помощи, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 3 лет;
2. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, использующих систему мониторинга здоровья воспитанников, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений;
3. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, соответствующих не менее 80% требований «Московского стандарта качества образования», в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений;
4. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений.
Подпрограмма реализуется в один этап: 01.01.2012 — 31.12.2016 г. г.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
- обеспечение прозрачности комплектования дошкольных государственных образовательных учреждений для населения;
- охваченность разными формами дошкольного образования всех нуждающиеся в разных формах образования и развития детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающие в городе Москве;
- предоставление возможности получения услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям всех нуждающихся семей с детьми в возрасте от 1 года;
- соответствие всех дошкольных государственных образовательных учреждений не менее 80% требований московского стандарта качества дошкольного образования;
- включение всех дошкольных государственных образовательных учреждений в систему мониторинга здоровья обучающихся, реализация дошкольными государственными образовательными учреждениями современных здоровьеформирующих технологий;
- обеспечение информацией о своей деятельности и качестве образовательных услуг всеми дошкольными государственными образовательными учреждения;
- создание во всех дошкольных государственных образовательных учреждениях органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- предоставление возможности обучения русскому языку как неродному всем нуждающимся детям дошкольного возраста;
- создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей.
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Система дошкольного образования в городе Москве включает 2036 государственных дошкольных государственных образовательных учреждений с общим количеством воспитанников более 320 тысяч. В городе Москве функционирует 87 негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования, которые посещают более 3,5 тыс. воспитанников. Дошкольные группы функционируют в 258 государственных образовательных учреждениях общего образования и охватывают 3,6 тыс. детей. 4,6 тыс. детей посещают ведомственные дошкольные образовательные учреждения. В городе Москве реализуется комплекс вариативных форм дошкольного образования (консультативный пункт, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др.), охватывающий более 30 тысяч детей. Развит сектор неформального дошкольного образования, который представлен детскими группами, которые открывают частные лица, гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами. Увеличение рождаемости и приток мигрантов обостряют ситуацию с доступностью услуг дошкольного образования. В связи с прогнозируемым ростом численности детей в возрасте до 7 лет потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях (включая вариативные формы) увеличится до 497 тыс. человек (на 36,9%). По данным исследований, часть семей, проживающих в городе Москве, ориентирована на воспитание ребенка в семье, но имеет потребность в поддержке со стороны дошкольных образовательных учреждений, включая услуги по оценке уровня развития ребенка, консультированию.
Тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения обусловливает усиление запроса семей и государства на создание в дошкольных государственных образовательных учреждениях условий для охраны и укрепления здоровья детей. В 2011 году показатель «Среднее количество дней в году, пропущенных одним ребенком по болезни» составляет 11 дней.
В 2011 году около 45% детей имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития. Одной из наиболее острых проблем является нарушение речевого развития: до 60% первоклассников имеют нарушения устной речи, 25% - нарушения письменной речи, что создает риск учебной дезадаптации, при которой часть детей переходит в систему специального коррекционного образования. Это определяет необходимость развития системы диагностики и сопровождения раннего развития детей, расширения сети логопедических пунктов в дошкольных образовательных учреждениях, предоставления услуг психолого-медико-социальной помощи.
Увеличение доли детей, для которых русский язык не является родным (в отдельных дошкольных государственных образовательных учреждениях
доля таких детей достигает 40%), обусловливает необходимость специальной поддержки дошкольных государственных образовательных учреждений, реализующих проекты по изучению русского языка и культурной интеграции нуждающихся детей.
С целью обеспечения открытости процесса комплектования государственных дошкольных государственных образовательных учреждений с 1 октября 2010 г. введена электронная система записи детей и комплектования дошкольных государственных образовательных учреждений с использованием сети Интернет. Требуется расширение спектра инструментов информирования и обратной связи с населением, используемых в дошкольных государственных образовательных учреждениях, а также создание условий для реального вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, систему управления и оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Приоритеты политики Правительства города Москвы в сфере реализации подпрограммы
Приоритетами политики Правительства города Москвы в сфере дошкольного образования являются:
1) обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
2) создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
3) повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;
4) сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
развитие инклюзивного дошкольного образования;
5) организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает 14 мероприятий.
1. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- поддержку проектов использования социокультурной среды города Москвы (музеи, библиотеки, парки и др.) в образовании и социализации детей дошкольного возраста;
- организацию взаимодействия с общественными организациями (ветеранскими, молодежными, творческими и др.);
- развитие государственно-частного партнерства дошкольных государственных образовательных учреждений и бизнеса в разработке и подготовке к производству современного игрового и развивающего оборудования для детей.
2. Развитие кадрового потенциала дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- комплекс мер по обеспечению потребностей системы дошкольного образования в педагогических кадрах (воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды и др.);
- подготовку педагогических кадров для дошкольных государственных образовательных учреждений с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- реализацию программ повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования (включая персонал семейных и негосударственных детских садов) по приоритетным направлениям развития дошкольного образования;
- внедрение модели адресного финансирования повышения профессиональной квалификации, стажировок педагогов и руководителей дошкольных государственных образовательных учреждений на основе индивидуального плана профессионального развития с возможностью выбора модулей обучения;
- получение педагогами и руководителями дошкольных государственных образовательных учреждений профильного образования в бакалавриате и магистратуре ведущих ВУЗов города Москвы;
- развитие профессионального сообщества (ассоциации) педагогов дошкольных образовательных учреждений, в частности, для осуществления экспертной оценки в системе образования;
- реорганизацию системы повышения квалификации педагогов дошкольных государственных образовательных учреждений, осуществляющих обучение нуждающихся детей русскому языку как второму.
3. Введение новых инструментов оценки и стимулирования качества дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- внедрение современной модели оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений и отдельных педагогов;
- разработку и введение механизмов, обеспечивающих выплату стимулирующих надбавок работникам дошкольных государственных образовательных учреждений в зависимости от качества работы;
- развитие системы поддержки лучших педагогов и руководителей дошкольных государственных образовательных учреждений (премии, гранты, конкурсы).
4. Создание механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- разработку и введение Московского стандарта качества дошкольного образования;
проведение конкурсов программ развития дошкольных государственных образовательных учреждений по направлениям;
- инклюзивное образование для детей раннего и дошкольного возраста;
- позитивная социализация ребенка в детском саду, духовно-нравственное воспитание, приобщение к культуре;
- выявление и поддержка одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией;
- эстетическое воспитание и художественное развитие детей;
- дошкольное образование в многонациональном мегаполисе – интеграция средствами образования и культуры, обучение русскому языку;
- современные управленческие технологии в дошкольном образовательном учреждении;
- создание стажировочных площадок по распространению лучших практик дошкольного образования для повышения квалификации и обмена инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов;
- проведение общественной экспертизы качества образования в дошкольных государственных образовательных учреждениях на основе Московского стандарта качества дошкольного образования;
- организацию и проведение городского конкурса "Детский сад года";
- внедрение системы диагностики базового языкового уровня детей мигрантов с целью выработки индивидуальных программ подготовки к обучению в общеобразовательном учреждении;
- подготовку и размещение в сети Интернет информационно-аналитических материалов, отражающих реализацию Московского стандарта качества дошкольного образования.
5. Развитие вариативных моделей развития и социализации детей дошкольного возраста.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- распространение модели комплексного предоставления услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста в районах города Москвы, включающей вариативные формы дошкольного образования (лекотека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки, группы с различным режимом работы, группы оздоровительной и комбинированной направленности и др.) для удовлетворения разнообразных потребностей населения, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение модели дошкольного образовательного учреждения с филиалами, расположенными на первых этажах жилых домов;
- предоставление семьям с детьми до 1 года услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям;
- поддержку семейных детских садов.
6. Создание в городе Москве системы мониторинга доступности услуг в сфере дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- проведение мониторингов удовлетворенности потребности населения в услугах в сфере дошкольного образования;
- изучение запросов родителей детей дошкольного возраста на образовательные услуги, предоставление услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста с учетом актуальной потребности в местах в дошкольных государственных образовательных учреждениях, территориальной доступности и демографических тенденций.
7. Реализация комплекса мер по созданию новых мест для детей дошкольного возраста в системе образования за счет строительства новых зданий и пристроек, реконструкции зданий и рационального использования помещений, возвращения в систему образования зданий бывших детских садов.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- строительство зданий дошкольных государственных образовательных учреждений;
- строительство пристроек к общеобразовательным учреждениям города Москвы с целью создания образовательных комплексов;
- реконструкцию зданий дошкольных государственных образовательных учреждений с целью увеличения количества мест;
- перепрофилирование помещений в дошкольных государственных образовательных учреждениях с целью использования групповых помещений по прямому назначению;
- открытие дошкольных групп на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей и др.;
- совместную работу с Департаментом имущества города Москвы по передаче в систему образования зданий бывших дошкольных государственных образовательных учреждений, находящихся в собственности города Москвы и собственности Российской Федерации зданий дошкольных государственных образовательных учреждений, находящихся в частной собственности.
8. Создание условий для предоставления образовательных услуг в системе дошкольного образования с использованием негосударственных организаций и частно-государственного партнерства.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- стимулирование развития негосударственного сектора услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста;
- внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста;
- поддержку гувернерской службы и молодежного предпринимательства в сфере услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста (в частности, выпускников педагогических ВУЗов и колледжей).
9. Обеспечение в дошкольных государственных образовательных учреждениях необходимых условий для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- капитальный и текущий ремонт дошкольных государственных образовательных учреждений, приобретение оборудования, мебели, оснащение информационно-коммуникационными средствами для обеспечения образовательной и управленческой деятельности, осуществление комплекса противопожарных мероприятий.
10. Реализация механизмов обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе компенсация части родительской платы.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- создание единого межведомственного Интернет-пространства, информирующего население об образовательных, медицинских, социальных и юридических услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в городе Москве;
-разработку и утверждение регламента межведомственного взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий и бюро медико-социальной экспертизы при разработке программы психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида;
- разработку и утверждение регламента межведомственного взаимодействия по преемственности оказания образовательных услуг детям при переходе из дошкольного государственного образовательного учреждения в учреждение социальной защиты;
- введение единых стандартов оценки качества оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных государственных образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности;
- создание специальных условий обучения (воспитания) для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных государственных образовательных учреждениях (специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности);
- разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психолого-медико-педагогических комиссий;
- разработку и внедрение непрерывных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста;
- проведение конкурсов педагогов дошкольных государственных образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, разрабатывающих и внедряющих индивидуальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оснащение рабочих мест учителей-логопедов персональными компьютерами и мультимедийным оборудованием;
разработку и развитие системы индивидуального сопровождения деятельности педагогов дошкольных государственных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- межрегиональное взаимодействие в рамках системы лекотек на примере опыта города Москвы (совместно с Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и Фондом защиты детей от жестокого обращения).
11. Внедрение новых финансово-экономических механизмов, стимулирующих повышение качества и эффективности деятельности дошкольных государственных образовательных учреждений.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- разработку и поэтапное внедрение механизма зависимости объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг (выполнения работ) и мотивации дошкольных государственных образовательных учреждений к эффективному использованию средств;
- создание условий и порядка применения механизма программного финансирования за счет субсидий;
- организацию работы по изменению типа дошкольных государственных образовательных учреждений в целях создания автономных учреждений;
- обеспечение перехода к финансированию оказания образовательных услуг и выполнения работ в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ) на основе установления расчетно-нормативных затрат, разработку порядка и условий корректировки и адаптации ведомственного перечня государственных услуг (работ) к изменяющимся потребностям населения, развитию экономики.
12. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- разработку регламента межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения города Москвы с целью сохранения и укрепления здоровья детей (на основе анализа данных ежегодной диспансеризации);
- развитие в дошкольных государственных образовательных учреждениях системы мониторинга здоровья детей и определения их функциональных возможностей;
- разработку и внедрение моделей дошкольных государственных образовательных учреждений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
- поддержку (на конкурсной основе) дошкольных государственных образовательных учреждений, реализующих здоровьеформирующие технологии и методики воспитания культуры здорового образа жизни;
- оснащение дошкольных государственных образовательных учреждений оборудованием для занятий физической культурой;
- совершенствование организации питания детей в различных формах дошкольного образования.
13. Развитие государственно-общественного управления в системе дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- создание системы информирования населения города Москвы о разных формах дошкольного образования и обеспечение прозрачности комплектования дошкольных государственных образовательных учреждений с использованием современных информационных технологий;
- развитие инструментов информирования населения и получения обратной связи о качестве образования в дошкольных образовательных учреждениях и организациях (интернет- сайты, публичные доклады и др.);
- создание в дошкольных государственных образовательных учреждениях органов государственно-общественного управления, наделенных реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики;
- создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей;
- проведение конкурсов дошкольных государственных образовательных учреждений, реализующих просветительские, творческие и досуговые программы для семей на базе дошкольных государственных образовательных учреждений.
14. Оказание государственных услуг дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с ведомственным перечнем услуг.
IV. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы.
Реализация подпрограммы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования: правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих достижение целей.
Меры правового регулирования включают в себя:
разработку и принятие законов города Москвы, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы;
разработку и принятие подзаконных правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных и финансовых мер по реализации подпрограммы.
Финансовые меры включают разработку новых экономических механизмов, принятие изменений в законодательстве, обеспечивающих их введение.
Организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию подпрограммы субъектов: ведомств, структур, учреждений.
V. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется из бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий. Также для реализации мероприятий планируется привлечение внебюджетных финансовых средств и иные поступления, если их использование не противоречит законодательству.
VI. Анализ рисков реализации подпрограммы
Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы:
• финансово-экономические риски,
• социальные риски.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы выступают следующие:
- мониторинг;
- открытость и подотчетность;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение;
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.