Программа развития школьного туризма
Оценка 4.7

Программа развития школьного туризма

Оценка 4.7
docx
12.05.2020
Программа развития школьного туризма
Документ3.docx

Принято на Совете школы

Протокол №_______

___________________________

Утверждаю

Директор школы___________Л.Г.Лебедева

_____________________________

 

 

 

ПРОГРАММА

развития школьного туризма

«Моя Родина – Россия.

От родного Судиславля –

 к святыням Отчизны»

на 2016-2020 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность разработки Программы

Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления учащихся, разумного использования учебного и свободного времени.

В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию у детей и молодежи уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, туристско-краеведческие мероприятия, поездки в разные города России  являются эффективным и действенным средством этого процесса.

Актуальность разработки Программы развития образовательного туризма обусловлена рядом объективных причин, выявленных в ходе мониторинга учебно-воспитательного процесса нашего учреждения:

·        изменением в сторону снижения мотивации образовательной деятельности учащихся;

·        нарушением состояния здоровья обучающихся в школе, одной из причин которого является недостаточные условия для осуществления полноценной двигательная активность учащихся в условиях школы;

·        отклонением в социальном поведении детей;

·        слабым знанием (или полным незнанием) исторических, культурных, природных достопримечательностей своей малой родины.

Особенностью детей школьного возраста является желание познавать окружающий мир во всех его проявлениях, неподдельная радость ежедневных и ежечасных открытий, активность и восприимчивость детей. Поэтому на сегодняшний момент назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития нашим воспитанникам чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также за родину малую, необходимость систематизировать имеющийся «арсенал» форм и методов работы педагогического коллектива  по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей, придав этой работе туристско-краеведческую, т. е. деятельностно-познавательную направленность.

Кроме духовного развития учащихся мы рассчитываем на то, что туристско-краеведческая деятельность позволит нам удовлетворить потребность детей в двигательной активности, решить проблему чрезмерной гиперактивности  школьников, которую нам пока еще недостаточно удается контролировать в условиях учебного процесса.

Школа расположена в одном из красивейших мест нашего поселка – возле парка Лобанка, у Комсомольского озера, а это значит, что у нас имеются хорошие естественные условия для осуществления пешей туристской деятельности. Судиславль является одним из старейших районных центров Костромской области и наряду с другими населенными пунктами входит в Золотое Кольцо.

У школы давние и прочные связи с эколого-биологическим центром «Следово», филиалом Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, библиотеками п. Судиславль и Судиславского района, Детской музыкальной и Детской художественной школами и другими социокультурными учреждениями. Мы надеемся, что сообща сможем помочь духовно-нравственному и физическому оздоровлению и становлению наших воспитанников.

Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. 
Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

 

Цели и задачи Программы

Программа определяет пути развития духовно-нравственного, культурного, патриотического, физического воспитания личности посредством туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.

Цели:

·        формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения;

·        создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления личности  школьника;

·        привлечение большого числа учащихся к занятиям туризмом;

·        воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, формирование экологической культуры ребенка;

·        отвлечение детей от негативного влияния улицы.

Задачи:

образовательные

·        расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

·        формирование умений самообразования: умений строить образовательные траектории и проводить образовательные исследования;

·        приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

·        знакомство с проблемами экологии и охраны природы;

·        выявление наиболее талантливых и способных детей.

воспитательные

·        совершенствование духовных и физических потребностей учащихся;

·        формирование жизненных и волевых качеств;

·        формирование культурной грамотности;

·        гуманное отношение к окружающей среде;

·        выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе;

·        воспитание школьников в духе патриотизма, товарищества и любви к родному краю.

Развивающие

·         формирование качества образовательной мобильности: умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам

·        физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

·        участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

 

Нормативно-правовая база Программы

1.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

2. Ведомственная целевая программа "Патриотическое и духовно-нравственноевоспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области" на 2014-2016 годы.

3.  Областная туристско-краеведческая и экскурсионная программа «Моя Родина – Россия».

4.  Районная программа развития школьного туризма для учащихся Шебекинского района «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны» на годы».

5.  Районная программа «Физическое воспитание – здоровье нации на 2007 – 2010 годы».

6.  Районная программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004 – 2010 годы».

7.  Школьная целевая программа «Патриот»

8.  Школьная целевая программа «Здоровым быть здорово!»

9.Школьная целевая программа по духовно-нравственному воспитанию «Светоч»

Основные принципы Программы

·        демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);

·        участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);

·        целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);

·        интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);

·        системность (развитие ребенка происходит по определенной системе).

Объекты Программы:

·        обучающиеся 1-11 классов;

·        семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

·        педагогический коллектив образовательного учреждения;

·        социокультурные учреждения п. Судиславль.

Сроки реализации Программы: 2016 – 2020годы.

 

Содержание деятельности

 

Помимо того, что школьный туризм это уникальный оздоровительный комплекс, он также является важнейшим средством культурно-патриотического воспитания, так как туристская деятельность неотделима от краеведческой работы, целью которой является углубленное изучение во время походов и экскурсий  истории, природы и культуры родного края – своей родины.

Программу туристско-экскурсионной деятельности планируется реализовать в 5 этапов: от простого к сложному, от близкого к далёкому, от простого созерцания к практической деятельности.

Исходя из окружающей воспитательной среды, нами выбраны следующие направления программы:

1. Природа моего края

  1 этап: походы выходного дня «А без папы и без мамы – это что за выходной?».

  2 этап: тематические экскурсии по школьной экологической тропе, в отдел природы Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.

  3 этап: однодневные походы и походы выходного дня в окрестности п.Судиславль, на берега Комсомольского и Юбилейного озер, экскурсии по школьной экологической тропе.

       4 этап: автобусные экскурсии в эколого-биологический центр «Следово», на Сумароковскую лосеферму и т.п. 

2. История малой родины

  1 этап: музейные уроки «Бабушкин сундучок».

      2 этап: тематические экскурсии по школе, экскурсии в музейный кабинет, участие в  школьных краеведческих мероприятиях, уход за погребением судиславского мецената Третьякова.

  3 этап: тематические экскурсии по улицам п. Судиславль («Улицы Героев Советского Союза», «Астионим и топонимы Судиславля», «Архитектурный облик Судиславля», «Чьи имена носят улицы нашего поселка?» и др.), экскурсии в филиал  Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.

  4 этап: экскурсии на предприятия п. Судиславль и Судиславского района.

      5этап: экскурсии в г. Кострому, Ярославль, Владимир, Москву, Мышкин, Углич, Суздаль и т.д.

3. Святые места

  1 этап: цикл занятий «Храм души».

  2 этап: участие в работе духовно-просветительского центра «Светоч».

  3 этап: посещение Спасо-Преображенского собора п. Судиславль и других храмов Судиславского района

  4 этап: посещение храмов и соборов г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.

  4. Места боевой славы

      1 этап: цикл занятий «Мне дедушка рассказывал...», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и их вдовами, участниками локальных конфликтов.

  2 этап: тематические экскурсии по школьным стендам «Герои Советского Союза - уроженцы Судиславского района».

  3 этап: «Вахта Памяти», участие в Бессмертном полку 9 мая, помощь в уборке Парка Победы

  4 этап: посещение Парков Победы и других памятных мест в г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.

5. Культура моего края

  1 этап: цикл мероприятий «Семейные традиции», встречи с судиславскими писателями .

  2 этап: музейные уроки и экскурсии в филиал  Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, участие в салоне «Александра».

  3 этап: посещение мероприятий, организованных центральной библиотекой, Домом культуры, сельскими ДК 

     4 этап: поездки в театры на культурные мероприятия  г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.

 

     Материал по краеведению, собранный во время занятий, экскурсий и походов по родному краю, может быть использован в рамках других учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, история, география, математика и др. Он неразрывно связан с уроками изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.

Программа предусматривает также постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки.

 

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

Успешная реализация Программы должна привести к:

-  улучшению физического здоровья учащихся, приобщению их к здоровому образу жизни, предотвращению негативных явлений в детской и подростковой среде;

-  удовлетворению социального заказа ребенка, родителей, общества; обеспечению соответствия содержания и качества образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

-  повышению уровня межведомственного сотрудничества в развитии образовательного  туризма и совместной деятельности по организации туристско-краеведческой, экскурсионной работы.

В результате реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:

1. Ежегодное участие каждого школьника в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (походы, туристские слеты, краеведческие конкурсы и т. д.):

год

Показатель участия

2016

85%

2017

90%

2018

93%

2019

96%

2020

100%

 

2. Разработка новых маршрутов учебно-тематических экскурсий по п. Судиславль  и Судиславскому району:

год

количество

2016

1

2017

1

2018

1

2019

1

2020

1

 

3. Ежегодное участие школьников в комплексных учебно-тематических экскурсиях по предметам школьной программы; в экологических экскурсиях; в походах выходного дня по родному краю:

год

Показатель участия

2016

88%

2017

92%

2018

95%

2019

100%

2020

100%

 

4. Ежегодное участие школьников  в учебно-тематических экскурсиях по п. Судиславль, Судиславскому району, Костромской области, городах России

год

Показатель участия

2016

88%

2017

92%

2018

95%

2019

100%

2020

100%

 

5. Систематическое участие в музейных уроках учащихся:

год

Показатель участия

2016

90%

2017

93%

2018

98%

2019

100%

2020

100%

 

 

Подведение итогов реализации Программы

Анализ результативности Программы планируется осуществлять через проведение:

-  туристических слетов и туристско-спортивных мероприятий для демонстрации учащимися полученных знаний и приобретенных умений;

-  краеведческих конкурсов, викторин;

-  конкурсов творческих работ;

-  виртуальных экскурсий, презентаций проектов и исследовательских работ, созданных учащимися на основе собранного краеведческого материала;

-  диагностики удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе; уровня сплоченности классного и общешкольного коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Принято на Совете школы Протокол №_______ ___________________________

Принято на Совете школы Протокол №_______ ___________________________

Пояснительная записка Актуальность разработки

Пояснительная записка Актуальность разработки

Костромской области и наряду с другими населенными пунктами входит в

Костромской области и наряду с другими населенными пунктами входит в

Развивающие · формирование качества образовательной мобильности: умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам · физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений…

Развивающие · формирование качества образовательной мобильности: умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам · физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений…

Объекты Программы: · обучающиеся 1-11 классов; · семьи детей, посещающих образовательное учреждение; · педагогический коллектив образовательного учреждения; · социокультурные учреждения п

Объекты Программы: · обучающиеся 1-11 классов; · семьи детей, посещающих образовательное учреждение; · педагогический коллектив образовательного учреждения; · социокультурные учреждения п

Костромского историко-архитектурного музея-заповедника

Костромского историко-архитектурного музея-заповедника

Ожидаемые результаты реализации

Ожидаемые результаты реализации

Показатель участия 2016 88% 2017 92% 2018 95% 2019 100% 2020 100% 5

Показатель участия 2016 88% 2017 92% 2018 95% 2019 100% 2020 100% 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020