Принято на Совете школы Протокол №_______ ___________________________ |
Утверждаю Директор школы___________Л.Г.Лебедева _____________________________ |
ПРОГРАММА
развития школьного туризма
«Моя Родина – Россия.
От родного Судиславля –
к святыням Отчизны»
на 2016-2020 годы
Пояснительная записка
Актуальность разработки Программы
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления учащихся, разумного использования учебного и свободного времени.
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию у детей и молодежи уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, туристско-краеведческие мероприятия, поездки в разные города России являются эффективным и действенным средством этого процесса.
Актуальность разработки Программы развития образовательного туризма обусловлена рядом объективных причин, выявленных в ходе мониторинга учебно-воспитательного процесса нашего учреждения:
· изменением в сторону снижения мотивации образовательной деятельности учащихся;
· нарушением состояния здоровья обучающихся в школе, одной из причин которого является недостаточные условия для осуществления полноценной двигательная активность учащихся в условиях школы;
· отклонением в социальном поведении детей;
· слабым знанием (или полным незнанием) исторических, культурных, природных достопримечательностей своей малой родины.
Особенностью детей школьного возраста является желание познавать окружающий мир во всех его проявлениях, неподдельная радость ежедневных и ежечасных открытий, активность и восприимчивость детей. Поэтому на сегодняшний момент назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития нашим воспитанникам чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также за родину малую, необходимость систематизировать имеющийся «арсенал» форм и методов работы педагогического коллектива по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей, придав этой работе туристско-краеведческую, т. е. деятельностно-познавательную направленность.
Кроме духовного развития учащихся мы рассчитываем на то, что туристско-краеведческая деятельность позволит нам удовлетворить потребность детей в двигательной активности, решить проблему чрезмерной гиперактивности школьников, которую нам пока еще недостаточно удается контролировать в условиях учебного процесса.
Школа расположена в одном из красивейших мест нашего поселка – возле парка Лобанка, у Комсомольского озера, а это значит, что у нас имеются хорошие естественные условия для осуществления пешей туристской деятельности. Судиславль является одним из старейших районных центров Костромской области и наряду с другими населенными пунктами входит в Золотое Кольцо.
У школы давние и прочные связи с эколого-биологическим центром «Следово», филиалом Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, библиотеками п. Судиславль и Судиславского района, Детской музыкальной и Детской художественной школами и другими социокультурными учреждениями. Мы надеемся, что сообща сможем помочь духовно-нравственному и физическому оздоровлению и становлению наших воспитанников.
Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека,
способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и
поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других
культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,
верований.
Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве –
в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам,
в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в
основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться
понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении
индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в
реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой,
с которым они будут иметь дело в будущем.
Цели и задачи Программы
Программа определяет пути развития духовно-нравственного, культурного, патриотического, физического воспитания личности посредством туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.
Цели:
· формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения;
· создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления личности школьника;
· привлечение большого числа учащихся к занятиям туризмом;
· воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, формирование экологической культуры ребенка;
· отвлечение детей от негативного влияния улицы.
Задачи:
образовательные
· расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
· формирование умений самообразования: умений строить образовательные траектории и проводить образовательные исследования;
· приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
· знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
· выявление наиболее талантливых и способных детей.
воспитательные
· совершенствование духовных и физических потребностей учащихся;
· формирование жизненных и волевых качеств;
· формирование культурной грамотности;
· гуманное отношение к окружающей среде;
· выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе;
· воспитание школьников в духе патриотизма, товарищества и любви к родному краю.
· формирование качества образовательной мобильности: умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам
· физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
· участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
Нормативно-правовая база Программы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
2. Ведомственная целевая программа "Патриотическое и духовно-нравственноевоспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области" на 2014-2016 годы.
3. Областная туристско-краеведческая и экскурсионная программа «Моя Родина – Россия».
4. Районная программа развития школьного туризма для учащихся Шебекинского района «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны» на годы».
5. Районная программа «Физическое воспитание – здоровье нации на 2007 – 2010 годы».
6. Районная программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004 – 2010 годы».
7. Школьная целевая программа «Патриот»
8. Школьная целевая программа «Здоровым быть здорово!»
9.Школьная целевая программа по духовно-нравственному воспитанию «Светоч»
Основные принципы Программы
· демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);
· участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);
· целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);
· интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);
· системность (развитие ребенка происходит по определенной системе).
Объекты Программы:
· обучающиеся 1-11 классов;
· семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
· педагогический коллектив образовательного учреждения;
· социокультурные учреждения п. Судиславль.
Сроки реализации Программы: 2016 – 2020годы.
Содержание деятельности
Помимо того, что школьный туризм это уникальный оздоровительный комплекс, он также является важнейшим средством культурно-патриотического воспитания, так как туристская деятельность неотделима от краеведческой работы, целью которой является углубленное изучение во время походов и экскурсий истории, природы и культуры родного края – своей родины.
Программу туристско-экскурсионной деятельности планируется реализовать в 5 этапов: от простого к сложному, от близкого к далёкому, от простого созерцания к практической деятельности.
Исходя из окружающей воспитательной среды, нами выбраны следующие направления программы:
1. Природа моего края
1 этап: походы выходного дня «А без папы и без мамы – это что за выходной?».
2 этап: тематические экскурсии по школьной экологической тропе, в отдел природы Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.
3 этап: однодневные походы и походы выходного дня в окрестности п.Судиславль, на берега Комсомольского и Юбилейного озер, экскурсии по школьной экологической тропе.
4 этап: автобусные экскурсии в эколого-биологический центр «Следово», на Сумароковскую лосеферму и т.п.
2. История малой родины
1 этап: музейные уроки «Бабушкин сундучок».
2 этап: тематические экскурсии по школе, экскурсии в музейный кабинет, участие в школьных краеведческих мероприятиях, уход за погребением судиславского мецената Третьякова.
3 этап: тематические экскурсии по улицам п. Судиславль («Улицы Героев Советского Союза», «Астионим и топонимы Судиславля», «Архитектурный облик Судиславля», «Чьи имена носят улицы нашего поселка?» и др.), экскурсии в филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.
4 этап: экскурсии на предприятия п. Судиславль и Судиславского района.
5этап: экскурсии в г. Кострому, Ярославль, Владимир, Москву, Мышкин, Углич, Суздаль и т.д.
3. Святые места
1 этап: цикл занятий «Храм души».
2 этап: участие в работе духовно-просветительского центра «Светоч».
3 этап: посещение Спасо-Преображенского собора п. Судиславль и других храмов Судиславского района
4 этап: посещение храмов и соборов г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.
4. Места боевой славы
1 этап: цикл занятий «Мне дедушка рассказывал...», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и их вдовами, участниками локальных конфликтов.
2 этап: тематические экскурсии по школьным стендам «Герои Советского Союза - уроженцы Судиславского района».
3 этап: «Вахта Памяти», участие в Бессмертном полку 9 мая, помощь в уборке Парка Победы
4 этап: посещение Парков Победы и других памятных мест в г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.
5. Культура моего края
1 этап: цикл мероприятий «Семейные традиции», встречи с судиславскими писателями .
2 этап: музейные уроки и экскурсии в филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, участие в салоне «Александра».
3 этап: посещение мероприятий, организованных центральной библиотекой, Домом культуры, сельскими ДК
4 этап: поездки в театры на культурные мероприятия г. Костромы, Ярославля, Владимира, Ростова, Москвы и т.д.
Материал по краеведению, собранный во время занятий, экскурсий и походов по родному краю, может быть использован в рамках других учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, история, география, математика и др. Он неразрывно связан с уроками изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.
Программа предусматривает также постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Успешная реализация Программы должна привести к:
- улучшению физического здоровья учащихся, приобщению их к здоровому образу жизни, предотвращению негативных явлений в детской и подростковой среде;
- удовлетворению социального заказа ребенка, родителей, общества; обеспечению соответствия содержания и качества образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- повышению уровня межведомственного сотрудничества в развитии образовательного туризма и совместной деятельности по организации туристско-краеведческой, экскурсионной работы.
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:
1. Ежегодное участие каждого школьника в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (походы, туристские слеты, краеведческие конкурсы и т. д.):
год |
Показатель участия |
2016 |
85% |
2017 |
90% |
2018 |
93% |
2019 |
96% |
2020 |
100% |
2. Разработка новых маршрутов учебно-тематических экскурсий по п. Судиславль и Судиславскому району:
год |
количество |
2016 |
1 |
2017 |
1 |
2018 |
1 |
2019 |
1 |
2020 |
1 |
3. Ежегодное участие школьников в комплексных учебно-тематических экскурсиях по предметам школьной программы; в экологических экскурсиях; в походах выходного дня по родному краю:
год |
Показатель участия |
2016 |
88% |
2017 |
92% |
2018 |
95% |
2019 |
100% |
2020 |
100% |
4. Ежегодное участие школьников в учебно-тематических экскурсиях по п. Судиславль, Судиславскому району, Костромской области, городах России
год |
Показатель участия |
2016 |
88% |
2017 |
92% |
2018 |
95% |
2019 |
100% |
2020 |
100% |
5. Систематическое участие в музейных уроках учащихся:
год |
Показатель участия |
2016 |
90% |
2017 |
93% |
2018 |
98% |
2019 |
100% |
2020 |
100% |
Подведение итогов реализации Программы
Анализ результативности Программы планируется осуществлять через проведение:
- туристических слетов и туристско-спортивных мероприятий для демонстрации учащимися полученных знаний и приобретенных умений;
- краеведческих конкурсов, викторин;
- конкурсов творческих работ;
- виртуальных экскурсий, презентаций проектов и исследовательских работ, созданных учащимися на основе собранного краеведческого материала;
- диагностики удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе; уровня сплоченности классного и общешкольного коллективов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.