Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ»
Оценка 4.6

Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ»

Оценка 4.6
Образовательные программы +2
docx
технология +2
СCУЗ, ВУЗ
03.05.2020
Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ»
Программа направлена на социальную реабилитацию молодых инвалидов. Содержит разработку по обучению инвалидов специальных техник лоскутного шитья
Программа реабилитации молодых инвалидов.docx

Леонтьева И.А.

Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ»

 

Пояснительная записка

 

Гуманизация общественных отношений повысила внимание к интересам каждого отдельного человека, при этом особое внимание уделяется решению проблем молодых инвалидов, что обусловлено, во-первых, трудностями социализации при вхождении в социум в молодом возрасте, отягощенными проблемами физического и психического здоровья, характерными для инвалидов, во-вторых, тем, что молодые люди с особыми потребностями нередко остаются невостребованными в обществе, не могут в полной мере реализовать свой потенциал и на практике стать полноценными гражданами общества.

Процесс интеграции молодых инвалидов в общество ускоряется с переходом к социальной модели инвалидности, когда инвалиды рассматриваются не как люди, с которыми что-то не в порядке, а как полноправного человека, который может функционировать при оптимальной организации окружающей среды, учитывающей ограничения его здоровья. Это открывает широкие возможности для получения образования, профессии и трудоустройства молодых инвалидов. Обучение, профессиональная подготовка и последующее трудоустройство позволяют молодым инвалидам  реализовать концепцию независимой жизни, быть свободным и самостоятельным.

Особое место в обретении самостоятельности занимает дополнительное профессиональное образование молодых инвалидов.

Процесс формирования и развития творческих способностей молодых инвалидов может быть обеспечен на основе  дополнительного профессионального образования, которое направлено на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование способно обеспечить молодым инвалидам шансы эффективной адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности.

Давая человеку возможности для вхождения в социальную деятельность через личный выбор сферы творчества, дополнительное профессиональное образование  позволяет развивать творческий потенциал, создает условия и обеспечивает возможности творческого развития, художественно-эстетического воспитания.

Образовательные программы определяют содержание образования, которое, учитывая разные мировоззренческие подходы, содействует сотрудничеству между людьми, их взаимопониманию вне зависимости от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Современное образование, учитывающее особые потребности молодых инвалидов, способствует реализации права на свободный выбор мнений и убеждений всем обучающимся, обеспечивает развитие способностей молодого инвалида, способствует формированию и развитию его личности в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями, принятыми в семье и обществе.

В Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы:

1) дополнительные общеобразовательные программы, которые  подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Первые реализуются как для детей, так и для взрослых, вторые – для детей;

2) дополнительные профессиональные программы.

Если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, то образовательное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по общим и(или) дополнительным программам, вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы,.

Образовательная программа, разработанная и утвержденная учреждением (организацией), осуществляющей образовательную деятельность определяет: содержание дополнительных общеразвивающих программ; сроки обучения по этим программам; обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся в образовательной программе начального общего и (или) начального профессионального образования, предусматривая организацию: учебных курсов с учетом различных интересов обучающихся, в том числе этнокультурных; внеурочную деятельность.

Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, на которые опирается предлагаемая образовательная программа:

1) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ;

2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

3) Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196 [12];

4) Устав Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»: Принят XIV съездом Всероссийского ордена «Знак почета» общества глухих 16−18.10.1990 г., с изменениями и дополнениями от 20−23.06.1995 г., 7-8.10.2003 г., 05.06.2004 г., 03.11.2004 г.,  12−13.10.2011 г.;

5) Концепция развития Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» на период до 2020 года;

6)       Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г..

Актуальность введения Программы «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ» (далее – Программа) обусловливается необходимостью в развитии личности молодого инвалида, его самостоятельности и инициативности.

Срок обучения (базовый) основам декоративного творчества по предложенной целевой программе один год.

Цель Программы: социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов, выработка у молодых инвалидов мотивации к активному, в том числе самостоятельному, поиску работы.

Задачи Программы:

– начальная профессиональная подготовка либо желают получить дополнительное профессиональное образование по тем или иным причинам;

– вовлечение неработающих либо желающих сменить профессию молодых инвалидов, прошедших профессиональную подготовку по программе дополнительного образования, в трудовую деятельность;

– диагностика проблем, интересов, склонностей и возможностей молодых инвалидов;

– обучение молодых инвалидов навыкам самостоятельного поиска работы;

 адаптация молодых инвалидов к условиям рыночной экономики посредством организации и проведения социально-психологических тренингов;

– организация обучения и мастер-классов для молодых инвалидов на базе ЧРО ОООИ ВОГ;

− предоставить молодым инвалидам и членам их семей возможность работы на предприятии ЧРО ОООИ ВОГ, а также на дому;

 – создать на базе ЧРО ОООИ ВОГ условия, позволяющие реализовывать производимую молодыми инвалидами сувенирную продукцию;

– для максимально эффективной организации продвижения сувенирной продукции предложить молодым инвалидам по слуху идею волонтерского движения из числа молодых инвалидов, которые будут участвовать в проведения благотворительных акций.

Социальные партнеры по реализации мероприятий программы.

1) Управления социальной защиты населения по районам г. Челябинска.

2) Городское управление по молодежной политики администрации города Челябинска и соответствующие отделы в городских районах.

 3) ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области»

4) ГОУДПО Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости (отдел профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов).

5) Челябинская областная общественная организация «Всероссийское общество инвалидов».

6) ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)».

Идея Программы: Качество жизни молодых инвалидов должно быть максимально приближенно к качеству жизни большей части населения России, но не столько за счет социальной политики государства и благотворительности отдельных организаций и лиц, сколько благодаря продуманной системе социально-экономических, организационных, психолого-педагогических и иных мероприятий, которые позволили бы молодому инвалиду адаптироваться в противоречивых условиях рыночной экономики, обретя место в жизни общества.

Содержание Программы: Социально-профессиональная и социально-трудовая молодых инвалидов, интеграция молодых инвалидов в общество за счет их вовлечения в профессионально-трудовую деятельность, мотивации на трудоустройство; оказание молодым инвалидам содействия в самозанятости.

Хотя Программа рассчитана на 1 год, но при необходимости проект может быть продлен. Программа состоит из трех этапов, содержит определенную группу задач, объединенных общей целью.

Программа предполагает составление банк данных молодых (в возрасте от 18 до 35 лет) инвалидов не только по слуху, но по иным основаниям на основе межведомственного взаимодействия.

Участие в Программе позволит молодым инвалидам обучиться швейному делу и изготовлению сувенирной продукции. Работы в швейной и сувенирной мастерских позволит получить практические навыки и повысить квалификацию, что в дальнейшем поспособствует выйти – в большей или меньшей степени – на самообеспечение и самозанятость.

Учитывая сложности в реализации и финансовые затраты по реализации товаров и услуг молодым инвалидам будет оказываться помощь в реализации изготовленной ими продукции в организованной на базе ЧРО ОООИ ВОГ «Сувенирная лавка». Предполагается также заключить договора с предприятиями, учреждениями культуры Челябинска, Челябинской области, а в перспективе – иных регионов на изготовление швейных изделий и сувениров.

Программы предполагает оказание содействия молодым инвалидам в организации рабочих мест на базе ЧРО ОООИ ВОГ и на дому.

Программа предполагает также создание «Социальной лавки», работа которой позволит волонтерам из  числа молодых инвалидов принимать активное участие в общественно-полезном социально-значимом труде. В «Социальной лавке» они могут быть задействованы при проведении благотворительных акций по сбору вещей для нуждающихся.  В перспективе возможно введение штанной единицы в размер 0,5 ставки с фиксированным заработком для одного молодого инвалида, который будет заниматься ремонтом, сортировкой и подготовкой к выдаче собранных вещей.

Учитывая, что направление работы с молодыми инвалидами, в большинстве районов Челябинской области недостаточно развито, опыт реализации Программы, необходимо в перспективе распространить через средства массовой информации, на семинарах, конференциях и посредством выпуска методических брошюр.

Ожидаемые результаты Программы:

– повышена социальная активность молодых инвалидов в общественной жизни, мотивация молодых инвалидов в трудоустройстве;

– повышен уровень информированности молодых инвалидов о потребностях рынка;

  – молодые инвалиды обучены грамотному поиску работу и рыночных ниш, ведению переговоры с работодателем;

– молодые инвалиды обучены навыкам саморегуляции, активизации внутренних ресурсов, коррекции неблагоприятных состояний;

– молодые инвалиды привлечены трудовые мастерские;

– молодые инвалиды и члены их семьи получили возможность надомного труда;

– организовано волонтерское движение с привлечением молодых инвалидов;

– снижено количества молодых инвалидов, состоящих на учете в центре занятости населения;

 – обучены швейному делу по направлению «Техника квилта» – 22 человек;

– оказано содействие в создании рабочих мест для молодых инвалидов на базе ЧРО ОООИ ВОГ, возможно и на дому – 22 чел.;

– разработаны методические рекомендации, посвященные правам инвалидов на трудоустройство и технике изготовления сувенирных изделий – 5 видов по 25 штук; выпущен каталог сувенирной продукции – тираж 10 экземпляров, выпущен журнал «Территория первых» о деятельности и успехах отделения.

Выводы: С открытием учебного отделения для инвалидов молодого возраста у данной категории граждан появилась надежда, что с помощью специалистов их жизнь станет лучше.

Содержание Программы обучения

I. Технологические основы креативного лоскутного шитья

1.1. Материалы, инструменты и приспособления

Для изготовления изделий в техники креативного лоскутного шитья потребуется ряд приспособлений и инструментов. Наличие подсобных средств помогут выполнить изделие аккуратно и эстетично.

От того, какая ткань будет использована, зависит не только внешний вид изделия, но и его качество. Следует не забывать также и о выбранной ткани для изделия, так как от этого выбора будет зависеть его функциональность.

Ткани

Основное сырье при работе в техниках лоскутного шитья – разнообразные ткани, но поскольку в последующем изделия будут подвергаться стирке и чистке, в том числе химической, что приводит к усадке или растяжке тканей, то важно не только уметь отбирать ткани по цвету, но и хорошо разбираться в их свойствах.

Хлопчатобумажные ткани с плотным переплетением нитей (ситец, сатин, бязь и т.д.) считаются лучшими для лоскутного шитья, поскольку они удобны в работе, прекрасно гладятся, достаточно, приятны тонкие и лёгкие. Широкая гамма расцветок вдохновляет и позволяет создавать сложные композиции. И это одна из причин того, что их особенно часто применяют для шитья лоскутных одеял, покрывал, чехлов на подушки и тому подобных изделий.

Разнообразен и ассортимент шерстяных тканей: бостон, габардин, драп, ратин,  кашемир и другие.

Наиболее распространенными натуральными шёлковыми тканями, используемыми в лоскутном шитье является: крепдешин, креп-сатин, атлас, креп-жоржет, чесуча и т.д.

В последние десятилетия появились разнообразные ткани, созданные из химических волокон. Это искусственные ткани – вискозный шёлк, ацетатный шёлк, штапельное полотно, ¾ и синтетические – капрон, нейлон, лавсан, нитрон и др. Многие ткани из химических волокон по своим качествам и внешнему виду не уступают тканям натуральным. Они лёгкие, прочные и красивые, им не страшна моль и влага, эти ткани мало загрязняются и легко отстирываются. Благодаря этому они создают конкуренцию натуральным тканям в создании объёмных лоскутных композиций, например в настенных картинах – изысканных панно с драпированными деталями.

Эластичные ткани (трикотаж и прочие ткани на трикотажной основе) можно использовать как в плоских лоскутных изделиях (чехлах на подушки, покрывалах и других), так и в объёмных лоскутных изделиях (панно, картины, чехлы и т.п.). Получив достаточные навыки шитья, можно поэксперементировать, соединяя без предварительной подготовки лоскутков тянущиеся ткани. Для получения качественного машинного шва необходимо пользовать специальные иглы для швейных машин «для эластичных тканей». Есть и другой секрет работы с тянущимися тканями: если перед началом шитья проклеить лоскутки с изнанки клеевым флизелином, то они утратят эластичность и поведут себя в дальнейшем как обычные хлопчатобумажные ткани.

Очень интересно работать с драпом – мягкой тканью, как правило, тёплых расцветок, которая хорошо сочетается с гобеленом, тесьмой, вышивкой.

Из старой, с голубыми разводами, джинсовой ткани в сочетании с ситцем, тканью шотландка, тесьмой можно создать супермодные модели.

Весьма популярна сегодня органза. Наложенная на другую ткань, органза придаёт ей новую фактуру, создаёт дополнительный цветовой оттенок. Гладить этот материал нужно тёплым, ни в коем случае не горячим утюгом.

Наиболее трудно создать лоскутное изделие из штапеля, шёлка или современных искусственных тканей, но и получаются эти работы очень красивыми и яркими. А как чудесно выглядит на шёлке стёжка! Если вы решили создать такое изделие, то обязательно понадобится специальная клеевая ткань. Ею нужно проклеить обратную сторону материала, прежде чем приступать к крою. Проклеивать нужно и такие материалы, как тонкая шерсть, крепдешин и т.п.

Очень эффектно выглядит покрывало из бархата с добавлением тафты и муара. Бархат – материал очень капризный, он плохо держит форму, деформируется под утюгом. Перед работой его также надо обязательно проклеивать, слегка припаривая, через влажную ткань утюгом. При раскрое бархата нужно учитывать направление ворса.

Использование в одной лоскутной композиции тканей разных фактур добавляет изюминку в лоскутное изделие. К примеру, сочетая хлопчатобумажные и шёлковые тканей, можно получить дополнительный декоративный эффект за счет игры света на шёлковых лоскутах.

Можно совмещать в работе ткани разной плотности и различных фактур, добиваясь тем самым весьма интересных специфических эффектов. Так, можно создать букетик цветов, выбирая для этого материалы различной толщины, например, выполняя из шёлка или ситца лепестки цветков, а из сукна или гобеленовой ткани – листья и стебли. Или, к примеру, создавая многоплановый пейзаж, на фоне и заднем плане предпочтение лучше отдать более лёгким тканям, а деревья на переднем плане лучше выполнить из плотных материалов.

Существует важное правило: нет плохих или хороших тканей, как по цвету так и по фактуре. Неудачные лоскутные композиции объясняются в большей степени тем, что автор не нашёл для каждого конкретного лоскутка подходящего места и тем самым не смог выявить красоту ткани и показать её зрителю.

В изделиях из лоскутков необходимо использовать прокладку.

Прокладочная ткань

Набор прокладочных тканей – мешковина, синтепон, ватин, флизелин, поролон. Выбор прокладки зависит от дальнейшего использования изделия. Более тонкие прокладки придадут лоскутному изделию традиционный вид, с ним легче работать. Более толстые прокладки производят более солидное впечатление. Более жёсткие прокладки соответственно и более дешёвые, они подойдут для настенных ковриков, однако для других изделий лучше выбирать более пластичные и мягкие прокладки. Прокладки из натуральных волокон, конечно, более экологичны, чем прокладки из полиэстера, особенно для одеял и пледов или подстилок для малышей. Натуральные волокна после стирки могут перекоситься и подсесть, поэтому перед шитьем их обязательно следует выстирать.

Нитки

Подбор ниток зависит от операции, которую необходимо выполнить. Детали изделий сметывают прочными катушечными нитками, контрастными по цвету, чтобы их было хорошо видно на ткани. Для сборки блоков в полотно требуются прочные, армированные, хорошего качества катушечные нитки № 40, 50. Для ручных отделочных швов используют разнообразные нитки – от тонких шёлковых до шерстяной пряжи и тонкой тесьмы. Главное, чтобы они были к месту по фактуре и по цвету, подчеркивали рисунок, украшали изделие.

Для стежки изделий лучше применять специальные нитки, так как они имеют другую крутку и не спутываются при продергивании сквозь ткань. Они более крепкие и покрыты воском, что улучшает процесс стежки. Или применяют тонкие, но прочные (нитки № 50 могут быть ориентиром по толщине). Цвет подбирают в тон или чуть темнее цвета лицевой ткани.

Отделочные  материалы

Отделочными материалами для создания изделия из лоскутков  служат кружево, тесьма, бахрома, ленты, пайетки, стразы, бусины, пуговицы и т. д.

Роликовый нож

Этот инструмент позволяет одновременно выкраивать большое количество деталей, так как способен точно разрезать ткань, сложенную во много слоев. Причем все детали получаются одинакового размера с аккуратными, ровными краями.

Коврик  подложка

Является незаменимым спутником роликового ножа. Используется для многократного выкраивания деталей, так как имеет свойство самовосстанавливаться. На двух сторонах коврика имеется разметка в сантиметрах и дюймах, что значительно облегчает работу.

Ножницы необходимы для ткани и ножницы для бумаги, картона, прокладочных материалов. Для вырезания выкроек, шаблонов из картона, для вырезания толстых материалов (драп, ватин в несколько слоёв и др.) применяйте ножницы с короткими режущими кромками.

Линейка пластиковая

Прозрачный материал, из которого сделана линейка очень прочен и не повреждается от многочисленного использования, имеет разметку, которая позволяет кроить квадраты, различные прямоугольники, ромбы без предварительного вычерчивания.

Утюг

При работе с тканями необходим утюг, лучше выбирать с отпаривателем, с его помощью проще отутюжить каждый шов изделия.

Карандаши

Чтобы начертить эскиз, шаблоны, нанести линии, строчки на ткань, понадобится простой графитный карандаш, а также белый или жёлтый карандаши для тёмных тканей. Используется также портновский мел для проведения линий на ткани. Сейчас имеются карандаши и маркеры для нанесения линий на ткани, следы которых исчезают при стирке или просто исчезают через некоторое время. 

Миллиметровка, калька или бумага в клетку используются для расчерчивания эскизов. Для конструирования выкроек и шаблонов.

Шаблоны

Шаблоны (трафареты) в лоскутном шитье ¾ это то же самое, что выкройки для раскроя одежды (приложение 8). Точно рассчитанный шаблон поможет правильно, красиво и аккуратно изготовить лоскутное изделие. Шаблоны вырезают из картона, пластика, и других подходящих материалов.

Булавки

Булавки тонкие с плоской петелькой потребуются для временного соединения деталей и при подготовке лоскутных деталей к стачиванию и других операций. Нельзя применять булавки, которые пачкают материал, ржавые и тупые.

Напёрсток

Для защиты пальцев от уколов иглы. Незаменимая вещь для ручной стежки. Напёрстки бывают разной формы, главное это величина его должна соответствовать толщине пальца: слишком большой напёрсток соскакивает, а маленький сдавливает палец, вызывая его онемение и неудобство при шитье.

Распарыватель

Для удаления машинных ниток.

Пяльцы

Применяются для стежки изделия, могут быть деревянными или пластмассовыми, но диаметром не менее 50 см и обязательно с винтовой застежкой. Это позволит закрепить три слоя ткани. Наравне с пяльцами можно использовать разъемные рамы.

Швейная машина  

Для работы годиться самая обыкновенная швейная машина, поскольку в лоскутном шитье требуется всего лишь хороший стежок и только в редких случаях «зигзаг». Вообще, чем проще машина, тем лучше.

Ткань и выбранный инструмент становится обозначающим, фактором указывающим на функцию изделия и являются очень важным элементом при создании изделия для украшения интерьера: от правильного подбора инструментов и приспособлений в значительной мере зависит качество изделия и художественное оформление изделия; от выбранной ткани может зависеть назначение изделия и соответственно для какого оформления интерьера оно будет использовано.

Общие основы технологии лоскутного шитья

Технология – совокупность методов обработки, изготовления, измерен состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. В лоскутном шитье – это поэтапный изготовления изделия из лоскутов ткани. В неё входит: изготовление шаблонов (рис 1); выкраивание лоскутных деталей; соединение лоскутных деталей; влажно-тепловая обработка.

Изготовление шаблонов можно осуществить в следующем порядке:

1) Выполнить эскиз орнамента на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 (в 2-х экземплярах).

 

 

 

 

 

 

 

 


                                               а)                                                               б)

 


                 

 

 

 

 

 

 

 


                                      в)                                                             г)

Рисунок 1 – Примеры шаблонов для лоскутного шитья

2) Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество.

3) Разрезать эскиз на детали или аккуратно перевести на кальку контуры всех отличающихся деталей и вырезать их. Это будут выкройки деталей.

4) наложить выкройку детали на картон, обвести тонкой линией. С каждой стороны выкройки прибавить величину припуска на шов перпендикулярно границе, выкройки. Через полученные точки провести линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения. Полученный второй контур детали обозначает границу шаблона для этой детали.

Далее пронумеровать шаблоны для конкретного рисунка. Указать на них количество деталей, размеры выкроек, название и габаритные размеры блока. Шаблоны можно использовать многократно. Желательно все однотипные детали одного блока или изделия, состоящего из нескольких одинаковых блоков, выкраивать по одному и тому же шаблону.

Перед тем как начать выкраивать лоскутное полотно необходимо подготовить ткани к работе, от этого будет зависеть дальнейший успех в работе. Новые ткани желательно декатировать. Это в особенности относится к тканям, входящим в те изделия, которые впоследствии будут подвергаться стирке.

Декатировка ¾ это дополнительная влажно ¾ тепловая обработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовой ткани.

Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно.

Хлопчатобумажные ткани в расправленном состоянии следует на некоторое время поместить в ёмкость с горячим мыльным раствором. Затем слегка отжать ткань и высушить. Так повторить ещё раз и прополоскать ткань. После второй обработки раствором ткань не отжимать, а повесить для стекания воды. Полувлажную ткань высушить прессовыми движениями утюга, то есть верх–вниз без скольжения (поставить утюг на ткань, подержать несколько секунд, поднять утюг так продолжать до полного высыхания ткани).

Для шерстяных тканей процедура декатировки та же, что и для хлопчатобумажных, но температура воды не должна превышать 40°С. При высушивании шерстяных тканей регулятор утюга необходимо установить на символ «шерсть».

Тонкие шерстяные и шелковые ткани декатируются только утюжкой через влажную ткань, без замачивания. Влажно–тепловая обработка для таких тканей, как бархат, вельвет проводится на мягких подушках или щётках, предупреждающих смятие ворса.

Смесовые ткани, то есть ткани, состоящие из различных видов волокон (например, лён с лавсаном), декатируются по типу натурального волокна, входящего в эту ткань.

Очень маленькие обрезки тканей разделяют по цвету и помещают в марлевые мешочки, а затем просто стирают[45].

Некоторые виды тканей желательно подкрахмаливать. Перед раскроем ткань сбрызгивают крахмальным раствором и отутюживают.

Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге ¾ высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Для выкраивания лоскутных деталей надо разложить ткань по ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значение расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон, обвести его мелом, мылом ¾ на тёмных тканях, карандашом  ¾ на светлых. Затем передвинуть шаблон, совместив одну из его сторон с границей предыдущей детали. Обвести вторую деталь. И так продолжать до тех пор, пока не будут нанесены контуры всех деталей.

Выкроить все шаблоны. Шаблоны накладывать на ткань с учётом направления долевой нити. Если выполняется полотно, состоящее из нескольких повторяющихся блоков, то вначале следует выкроить детали для одного блока, сшить его или наколоть на детали на схему рисунка. Если готовый блок соответствует задуманному решению, выкроить детали для всего изделия; если нет ¾ заменять цвет, форму деталей, их расположение до тех пор, пока не реализуется замысел.

Соединение лоскутных деталей возможно на руках, но, как правило, его осуществляют на швейной машинке.

Соединение лоскутков на руках выполняется с помощью ручных швов: шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», или «за иголку».

При сборке изделия на швейной машинке используются следующие машинные швы: стачной шов, шов «в край», подрубочный шов.

Влажно-тепловая обработка.

Прострочив ткань, надо проутюжить шов, что уменьшает толщину деталей и снимает напряжение шва, которое привносится в ткань с каждой новой строчкой. Проутюживание делают с изнаночной стороны ткани прямо по шву. Затем разутюживают запасы на швы или заутюживают их на сторону. Готовый блок лучше отпаривать с лицевой стороны через влажный проутюжильник прессовыми движениями, без скольжения утюга.

Чтобы определиться с орнаментом и правильным оформлением композиции, необходимо знать различные техники лоскутного шитья.

Особенности технологии креативного лоскутного шитья

Разнообразие техник по лоскутному шитью очень велико. Подробно рассмотрим те, которые интересны своей непредсказуемостью, живописностью, технологически не очень сложны, но внешне эффектны.

Термин «конвергенция» происходит от латинсокго convergo –перекладывание, прикладывание, приближаться, сходиться. Смысл его применительно к лоскутному шитью понятен: ткани разных расцветок словно пронимают друг в друга, давая необычные цветовые композиции.

Для техники конвергенции можно используют самые разные ткани – и с мелким рисунком, и абстрактной раскраской и с крупными принтами. С крупными рисунками получаются очень необычные работы.

Квилты создаются из двух и более тканей, раскроенных на полосы и сшитых вместе, а затем разрезанных и собранных вновь. Можно использовать бесконечное множество вариантов такого дизайна и каждый квилт в этой технике будет уникален.

Эта техника может быть с успехом использована для шитья  покрывал, настенного панно,  чехлов на подушки, салфеток (рис. 2).

 

Работа Рики Тимса в технике конвергенции

Рисунок 2 – Элемент покрывала, выполненного в технике «конвергенция»

В таблице 1 представлена технологическая карта выполнения панно в стиле «конвергенция».

Таблица 1 – Технологическая карта панно в технике «конвергенция»

Последовательность изготовления изделия в технике «конвергенция»

Рисунки

1

2

3

1

Приготовить шаблон и раскроить согласно нему ткань. Необходимы: четыре квадрата ткани одного размера, роликовый нож и большая подложка для раскроя, маркеры для ткани и швейная машина.

 

 

 

 

Ткань 4

 

 

Ткань 3

3

 

Ткань 2

 

Ткань 1

 

 

 

 

2

Наложить лоскуты ткани попарно ткань 1 с тканью 3 и  ткань 2 с тканью 4 лицевыми сторонами, сшить между собой. Развернуть, тщательно разгладить его. Сложить получившиеся лоскуты вместе, как на рисунке.

 

 

 

Text Box: Ткань 4Text Box: Ткань 3Text Box: Ткань 2Text Box: Тань 1

3

Начиная от центра, разрезать полотна ткани на полосы разной ширины, 1, 2, 3 и 4 см.  Нарезать удобно специальным дисковым ножом для квилтинга. Если такого ножа нет, нарезать ткань можно ножницами, по предварительно начерченным линиям.

Сложите полосы как на рисунке.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Последовательность изготовления изделия в технике «конвергенция»

Рисунки

4

Пронумеруйте полученные полоски, начиная от центра, как показано на рисунке. Это можно сделать мелком или при помощи стикеров. Слева у вас будет нечётные номера, справа ¾ чётные.

 

 

     

 

 

 


       1   3   5 7 2 4  6   8

5

А теперь разложите плоски по порядку номеров и так же последовательно стачайте между собой.

   05

6

Аналогично разметьте и нарежьте ткань в поперечном направлении. Пронумеруйте полоски

06

7

Разложите по номерам и сшейте между собой. Выполните окантовку из подходящего материала.

07


 

Возможны и иные варианты цветового решения (рис. 3).

0809

                               а)                                        б)

10                                    

 в)

Рисунок 3 – Цветовые решения для изделия в технике «конвергенция».

В таблице 2 представлена технологическая карта выполнения панно в стиле «отражение».

 

Таблица 2 – Технологическая карта изготовления панно в стиле «отражение»

Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»

Рисунки

1

Для создания квилта в этой технике «понадобятся 4 прямоугольных (или квадратных) заготовки ¾ одинаковых по рисунку и по размеру.  Размер каждой заготовки 32×36 см  ¾ определился размером принта. Взят ситец с большими розами и проклеен тонким флизелином.

 

 

 

 

   http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_01.jpg

2

Наносим линии, по которым будем разрезать сделанные заготовки.
Выбор места и ширины полос зависит от рисунка и его размера, то есть места разрезов определяются опытным путём.

На одной из заготовок (на рисунке она справа)

 

 


Продолжение таблицы 2

Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»

Рисунки

 

проводим горизонтальную линию через середину центрального цветка. Затем вверх и вниз от нее проводим через 5 см каждую следующую линию.
На второй заготовке (слева) ставим метку в том месте, где проходит первая линия через центральный цветок на первом принте. Отступив от этой метки 2,5 см вниз и вверх, проводим линии на втором принте. Все остальные линии наносим также через 5 см от предыдущих, то есть со смещением на 2,5 см относительно линий на первой заготовке.

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_02.jpg

3

Складываем заготовки попарно, подложив вниз не расчерченные. Разрезаем все заготовки по нанесённым линиям. 
Чтобы не запутаться при перекладывании полос, на каждую прикалываем метку с номером. Нумерация идёт сверху вниз. Обе правые заготовки нумеруем цифрами (1, 2, 3,…) левые
¾ цифрами и буквами (1а, 2а, 3а,…). Получилось 2 пары заготовок, разрезанных по горизонтальным линиям.

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_03.jpg

4

Следующий этап ¾ объединение полос из разных заготовок в одно полотно.  На рисунке видна последовательность, в какой необходимо их разложить.
Все полосы сшиваем между собой, соблюдая одинаковый припуск (я сшивала лапкой на 1/4 дюйма). В такой же последовательности сшиваем и вторую пару заготовок.
Примечание: сразу не заметила, что полосы под номерами 1 и 7 оказались шире 5 см, увидела это только на завершающем этапе, поэтому рекомендую в таких случаях заранее выравнивать крайние полосы до нужной ширины, в моём варианте до 5 см.

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_04.jpg

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»

Рисунки

5

У нас теперь два новых полотна, которые готовы для следующего разрезания по вертикальным линиям

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_05.jpg

6

На одной из заготовок (рисунок слева) необходимо по середине центрального цветка провести первую вертикальную линию. Затем по обе стороны от нее на расстоянии 5 см необходимо провести следующие линии.
А теперь на второй заготовке (рисунок справа) так же через 5 см проводим линии со сдвигом на 2,5 см вправо и влево, относительно линий на левой заготовке

 

 

 

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_06.jpg

7

Разрезаем заготовки по нанесенным линиям, прикалываем метки на каждую полосу ¾ на одну заготовку с цифрами, на вторую ¾ с цифрами и буквами

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_08.jpg

8

Перекладываем полосы, как показано на рисунке. Крайние полосы, в данном случае с номерами 1 и 6, получились шире 5 см, поэтому перед сшиванием их подравниваем до нужной ширины. Сшиваем полосы, соблюдая тот же припуск.

 

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_08.jpg

 

 

 

 

 

Родолжение таблицы 2

Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»

Рисунки

9

То, что основная картинка уже получилась, здесь видно

 

 

 

 

 

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_09.jpg

10

Припуски разутюживаем. Это вид с изнанки.

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_10.jpg

11

Для превращения заготовки в панно пришиваем разделительные полосы, кайму, простегиваем и окантовываем по своему усмотрению. Примечание.

Необходимо учитывать, что не из всех рисунков ткани могут получиться эффектные «отражения» и это, прежде всего, зависит от размера самого рисунка и размера нарезанных полос.

 

http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_11.jpg

 

Варианты панно по принту, цвету и ширине полос – на рис. 4.

    http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_15_2.jpg              http://www.dublirin.com.ua/work_teh_reflection.files/refl_16_2.jpg  

а)                                            б)               

Рисунок   4 – Варианты панно в технике «отражение»

Диагностический инструментарий

Критерий диагностики

Показатели критерия диагностики

Метод оценки показателя у обучающегося

Знания в области моделирования и конструирования одежды, других изделий из ткани, в том числе из лоскутков, а также знаний по их презентации

Наличие достаточного уровня знаний по образовательной  программе

Беседа, фронтальный опрос, контрольные срезы

Способность реализовать в практической деятельности имеющиеся знания

Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности

Умения и навыки творческой деятельности по моделированию, конструирования одежды, других изделий из ткани, в том числе из лоскутков, а также умений и навыков презентации

Степень реализации знаний в практической деятельности.

Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов

Скорость и частота исполнения швейной и декоративно-прикладной  деятельности  

Учет количества исполненных работ

Качество продуктов деятельности

1) эстетический вид модели;

2) приемлемая конструкция модели;

3) качество пошива и обработки деталей модели;

4) профессионализм презентации моделей  

Метод шкалирования

Учет места, занятого в конкурсах по профилю деятельности, а также х количества

Личностные особенности, позволяющие осуществлению индивидуальной и групповой творческой деятельности по профилю обучения

Степень участия в общественной жизни группы

Метод шкалирования

Социальный статус личности молодого инвалида

Социометрия

Соотношение мотивационного (желание), когнитивного (отношение к профессии) и практического (умения) компонентов

Опрос (с использованием опросника профессиональной готовности, Л.Н. Кабардовой)

Интерес к декоративно-прикладному творчеству, профессиональный интерес

Посещаемость занятий, активность на занятиях

Наблюдение. Ведение журнала учета  

Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения.

Опрос

Профессиональные предпочтения к типу профессий «человек – художественный образ»

Опрос (с использованием опросника профессиональной готовности, Л.Н. Кабардовой)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе

Леонтьева И.А. Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе

Дополнительное образование способно обеспечить молодым инвалидам шансы эффективной адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности

Дополнительное образование способно обеспечить молодым инвалидам шансы эффективной адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности

Российской Федерации» от 29.12

Российской Федерации» от 29.12

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты

ЧРО ОООИ ВОГ условия, позволяющие реализовывать производимую молодыми инвалидами сувенирную продукцию; – для максимально эффективной организации продвижения сувенирной продукции предложить молодым инвалидам по слуху идею…

ЧРО ОООИ ВОГ условия, позволяющие реализовывать производимую молодыми инвалидами сувенирную продукцию; – для максимально эффективной организации продвижения сувенирной продукции предложить молодым инвалидам по слуху идею…

Содержание Программы : Социально-профессиональная и социально-трудовая молодых инвалидов, интеграция молодых инвалидов в общество за счет их вовлечения в профессионально-трудовую деятельность, мотивации на трудоустройство; оказание молодым…

Содержание Программы : Социально-профессиональная и социально-трудовая молодых инвалидов, интеграция молодых инвалидов в общество за счет их вовлечения в профессионально-трудовую деятельность, мотивации на трудоустройство; оказание молодым…

В «Социальной лавке» они могут быть задействованы при проведении благотворительных акций по сбору вещей для нуждающихся

В «Социальной лавке» они могут быть задействованы при проведении благотворительных акций по сбору вещей для нуждающихся

Техника квилта» – 22 человек; – оказано содействие в создании рабочих мест для молодых инвалидов на базе

Техника квилта» – 22 человек; – оказано содействие в создании рабочих мест для молодых инвалидов на базе

Широкая гамма расцветок вдохновляет и позволяет создавать сложные композиции

Широкая гамма расцветок вдохновляет и позволяет создавать сложные композиции

Очень интересно работать с драпом – мягкой тканью, как правило, тёплых расцветок, которая хорошо сочетается с гобеленом, тесьмой, вышивкой

Очень интересно работать с драпом – мягкой тканью, как правило, тёплых расцветок, которая хорошо сочетается с гобеленом, тесьмой, вышивкой

Или, к примеру, создавая многоплановый пейзаж, на фоне и заднем плане предпочтение лучше отдать более лёгким тканям, а деревья на переднем плане лучше выполнить из…

Или, к примеру, создавая многоплановый пейзаж, на фоне и заднем плане предпочтение лучше отдать более лёгким тканям, а деревья на переднем плане лучше выполнить из…

Главное, чтобы они были к месту по фактуре и по цвету, подчеркивали рисунок, украшали изделие

Главное, чтобы они были к месту по фактуре и по цвету, подчеркивали рисунок, украшали изделие

Утюг При работе с тканями необходим утюг, лучше выбирать с отпаривателем, с его помощью проще отутюжить каждый шов изделия

Утюг При работе с тканями необходим утюг, лучше выбирать с отпаривателем, с его помощью проще отутюжить каждый шов изделия

Распарыватель Для удаления машинных ниток

Распарыватель Для удаления машинных ниток

Рисунок 1 – Примеры шаблонов для лоскутного шитья 2)

Рисунок 1 – Примеры шаблонов для лоскутного шитья 2)

Через полученные точки провести линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения

Через полученные точки провести линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения

Тонкие шерстяные и шелковые ткани декатируются только утюжкой через влажную ткань, без замачивания

Тонкие шерстяные и шелковые ткани декатируются только утюжкой через влажную ткань, без замачивания

Соединение лоскутных деталей возможно на руках, но, как правило, его осуществляют на швейной машинке

Соединение лоскутных деталей возможно на руках, но, как правило, его осуществляют на швейной машинке

Эта техника может быть с успехом использована для шитья покрывал, настенного панно, чехлов на подушки, салфеток (рис

Эта техника может быть с успехом использована для шитья покрывал, настенного панно, чехлов на подушки, салфеток (рис

Начиная от центра, разрезать полотна ткани на полосы разной ширины, 1, 2, 3 и 4 см

Начиная от центра, разрезать полотна ткани на полосы разной ширины, 1, 2, 3 и 4 см

Возможны и иные варианты цветового решения (рис

Возможны и иные варианты цветового решения (рис

Продолжение таблицы 2 №

Продолжение таблицы 2 №

Продолжение таблицы 2 №

Продолжение таблицы 2 №

Родолжение таблицы 2 №

Родолжение таблицы 2 №

Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020