Программа социологического исследования по теме
"Конфликтные ситуации в семье"
1. Введение
Цель исследования – выявление особенностей конфликтов между супругами в современных семьях различных категорий населения для дальнейшей разработки практических рекомендаций органам социальной защиты семьи по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по данной проблематике;
2. Выдвижение гипотез к эмпирическому исследованию;
3. Разработка метода эмпирического исследования на основании результатов теоретического анализа;
4. Проведение эмпирического исследования при помощи разработанной методики;
5. Анализ, интерпретация результатов эмпирического исследования и проверка гипотез;
6. Формулировка выводов об особенностях конфликтов между супругами в современных семьях;
7. Разработка рекомендаций для супругов и органов социальной защиты семьи по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
Объект исследования – семья как элемент общества.
Предмет исследования – различные аспекты конфликтных форм взаимодействия между супругами.
Гипотеза исследования – семьи различных категорий населения обладают характерными для данной категории населения особенностями зарождения, протекания и разрешения конфликтных ситуаций.
Метод исследования – анкетирование. В связи с тем, что выборка, на которой предполагается провести исследование, должна включать представителей различных категорий населения, ее объем должен составлять не менее 500 человек; поэтому необходимо разработать анкету с небольшим количеством вопросов.
2. Анкета.
Уважаемые супруги! Кафедра социальной работы, социологии и психологии труда Ивановского государственного университета проводит исследование, посвященное изучению конфликтных ситуаций в современных семьях, и просит Вас принять в нем участие. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты (обведите кружком те варианты ответа, которые наиболее точно описывают конфликтные ситуации в Вашей семье). Просьба отвечать на все вопросы искренне и без пропусков. Анонимность результатов гарантируется.
1. Как часто между Вами и Вашим(ей) супругом(ой) происходят конфликты?
001 – постоянно;
002 – часто;
003 – редко;
004 – крайне редко или никогда.
2. Как Вы оцениваете глубину конфликтов, случающихся между Вами и Вашим(ей) супругом(ой)?
005 – очень глубокие: крайне тяжело переживаются и не проходят до конца даже после примирения;
006 – глубокие;
007 – поверхностные;
008 – очень поверхностные: после примирения мы сразу же забываем о конфликте.
3. Насколько длительными являются конфликты, происходящие между Вами и Вашим(ей) супругом(ой)?
009 – очень затяжные: конфликты между нами могут длиться по нескольку дней и даже больше;
010 – затяжные;
011 – кратковременные;
012 – минутные.
4. В какой форме происходят конфликтные ситуации в Вашей семье?
013 – ругаемся и кричим друг на друга;
014 – молча обижаемся друг на друга и не разговариваем;
015 – один из нас кричит и ругается, а другой обижается молча;
016 – другое (напишите) _______________________________
5. Кто обычно является инициатором конфликтов в Вашей семье?
017 – я;
018 – мой(я) супруг(а);
019 – в равной степени я и он(а);
020 – посторонние лица (родственники, друзья и т.д.)
6. По какой причине обычно возникают конфликтные ситуации в Вашей семье? (отметьте все варианты ответа, которые описывают ситуации, наиболее часто встречающиеся в Вашей семье, и укажите конкретные примерры):
021 – несправедливость (один из нас обладает большими правами и/или меньшими обязанностями, чем другой);
_________________________________________________________
022 – отсутствие четкого распределения обязанностей между нами (например, конфликты по поводу того, кому мыть посуду, и т.п.);
_________________________________________________________
023 – ограниченность имеющихся ресурсов (например, споры по поводу того, куда тратить деньги, какую программу смотреть по телевизору и т.п.);
_________________________________________________________
024 – поведение одного из нас не соответствует желаниям другого;
_________________________________________________________
025 – я и мой(я) супруг(а) в определенном смысле разные люди;
_________________________________________________________
026 – настойчивые попытки одного из нас изменить другого;
_________________________________________________________
027 – непонимание;
_________________________________________________________
028 – наличие у одного из нас качеств характера, способствующих возникновению конфликтов (несдержанность, грубость, агрессивность, ревность, эгоизм, жадность, неуравновешенность и т.п.)
_________________________________________________________
029 – другое (напишите) ________________________________________
7. Кто обычно является инициатором примирения после конфликта?
030 – я;
031 – мой(я) супруг(а);
032 – в равной степени я и он(а);
033 – посторонние лица (родственники, друзья и т.д.)
8. Какие шаги Вы обычно предпринимаете для того, чтобы примириться с Вашим(ей) супругом(ой) после конфликта?
034 – делаю вид, что ничего не случилось;
035 – извиняюсь, оправдываюсь и т.п.;
036 – иду на компромисс (взаимные уступки);
037 – не предпринимаю никаких шагов, пока мой(я) супруг(а) не выполнит мои требования;
038 – ищу такой выход из конфликтной ситуации, который позволил бы нам обоим достичь желаемого результата;
039 – другое (напишите) ______________________________
9. Какие шаги обычно предпринимает Ваш(а) супруг(а) для того, чтобы примириться с Вами после конфликта?
040 – делает вид, что ничего не случилось;
041 – извиняется, оправдывается и т.п.;
042 – идет на компромисс (взаимные уступки);
043 – не предпринимает никаких шагов, пока я не выполню его (ее) требования;
044 – ищет такой выход из конфликтной ситуации, который позволил бы нам обоим достичь желаемого результата;
045 – другое (напишите) ______________________________
10. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст: ___________
11. Ваш пол:
046 – мужской;
047 – женский.
12. Ваше образование:
048 – высшее;
050 – незаконченное высшее;
051 – среднее техническое;
052 – среднее специальное;
053 – среднее общее.
Благодарим Вас за участие в нашем исследовании.
3. Обработка результатов анкетирования.
Вопросы 1, 2, 3, 4 предназначены для выявления видов конфликтов, происходящих в данной семье (по частоте, глубине, длительности, скрытые/явные соответственно).
Вопросы 5 и 7 предназначены для оценки степени участия субъекта в инициировании и разрешении конфликтных ситуаций.
Вопрос 6 предназначен для определения причин конфликтов, характерных для семьи данного субъекта.
Вопросы 8 и 9 предназначены для выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации, свойственных членам данной семьи.
Вопросы 10, 11, 12 предназначены для изучения социально-демографических характеристик субъекта.
Предполагаемая обработка результатов анкетирования заключается в сопоставлении индивидуальных ответов на вопросы 10, 11 и 12, отражающие социально-демографические характеристики испытуемых, с ответами на другие вопросы анкеты.
Исследуемую выборку предполагается разделить на следующие группы:
1. В зависимости от пола:
2. В зависимости от возраста:
3. В зависимости от образования:
Затем путем подсчета процентного соотношения различных ответов предполагается определить характерные для каждой категории населения:
1. Виды конфликтов (вопросы 1, 2, 3, 4);
2. Причины конфликтов (вопрос 6);
3. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций (вопросы 8 и 9);
4. Степень участия в инициировании конфликтных ситуаций (вопрос 5);
5. Степень участия в разрешении конфликтных ситуаций (вопрос 7).
На основании полученных данных предполагается разработать конкретные рекомендации для органов социальной защиты семьи по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
4. Список литературы
Межличностный конфликт. Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Причины конфликтов:
Виды конфликтов:
Виды межличностных конфликтов:
Способы разрешения межличностных конфликтов:
Роль конфликта в общении неоднозначна и зависит от исхода конфликта. В зависимости от последствий выделяют следующие виды межличностных конфликтов:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.