Программа социологического исследования по теме "Конфликтные ситуации в семье"
Оценка 5

Программа социологического исследования по теме "Конфликтные ситуации в семье"

Оценка 5
doc
16.05.2021
Программа социологического исследования по теме  "Конфликтные ситуации в семье"
Конфликты в семье.doc

Программа социологического исследования по теме

"Конфликтные ситуации в семье"

 

1. Введение

Цель исследования – выявление особенностей конфликтов между супругами в современных семьях различных категорий населения для дальнейшей разработки практических рекомендаций органам социальной защиты семьи по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи исследования:

1.       Теоретический анализ литературных источников по данной проблематике;

2.       Выдвижение гипотез к эмпирическому исследованию;

3.       Разработка метода эмпирического исследования на основании результатов теоретического анализа;

4.       Проведение эмпирического исследования при помощи разработанной методики;

5.       Анализ, интерпретация результатов эмпирического исследования и проверка гипотез;

6.       Формулировка выводов об особенностях конфликтов между супругами в современных семьях;

7.       Разработка рекомендаций для супругов и органов социальной защиты семьи по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

Объект исследования – семья как элемент общества.

Предмет исследования – различные аспекты конфликтных форм взаимодействия между супругами.

Гипотеза исследования – семьи различных категорий населения обладают характерными для данной категории населения особенностями зарождения, протекания и разрешения конфликтных ситуаций.

Метод исследования – анкетирование. В связи с тем, что выборка, на которой предполагается провести исследование, должна включать представителей различных категорий населения, ее объем должен составлять не менее 500 человек; поэтому необходимо разработать анкету с небольшим количеством вопросов.

 

2. Анкета.

Уважаемые супруги! Кафедра социальной работы, социологии и психологии труда Ивановского государственного университета проводит исследование, посвященное изучению конфликтных ситуаций в современных семьях, и просит Вас принять в нем участие. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты (обведите кружком те варианты ответа, которые наиболее точно описывают конфликтные ситуации в Вашей семье). Просьба отвечать на все вопросы искренне и без пропусков. Анонимность результатов гарантируется.

1. Как часто между Вами и Вашим(ей) супругом(ой) происходят конфликты?

001 – постоянно;

002 – часто;

003 – редко;

004 – крайне редко или никогда.

2. Как Вы оцениваете глубину конфликтов, случающихся между Вами и Вашим(ей) супругом(ой)?

005 – очень глубокие: крайне тяжело переживаются и не проходят до конца даже после примирения;

006 – глубокие;

007 – поверхностные;

008 – очень поверхностные: после примирения мы сразу же забываем о конфликте.

3. Насколько длительными являются конфликты, происходящие между Вами и Вашим(ей) супругом(ой)?

009 – очень затяжные: конфликты между нами могут длиться по нескольку дней и даже больше;

010 – затяжные;

011 – кратковременные;

012 – минутные.

4. В какой форме происходят конфликтные ситуации в Вашей семье?

013 – ругаемся и кричим друг на друга;

014 – молча обижаемся друг на друга и не разговариваем;

015 – один из нас кричит и ругается, а другой обижается молча;

016 – другое (напишите) _______________________________

5. Кто обычно является инициатором конфликтов в Вашей семье?

017 – я;

018 – мой(я) супруг(а);

019 – в равной степени я и он(а);

020 – посторонние лица (родственники, друзья и т.д.)

6. По какой причине обычно возникают конфликтные ситуации в Вашей семье? (отметьте все варианты ответа, которые описывают ситуации, наиболее часто встречающиеся в Вашей семье, и укажите конкретные примерры):

021 – несправедливость (один из нас обладает большими правами и/или меньшими обязанностями, чем другой);

        _________________________________________________________

022 – отсутствие четкого распределения обязанностей между нами (например, конфликты по поводу того, кому мыть посуду, и т.п.);

        _________________________________________________________

023 – ограниченность имеющихся ресурсов (например, споры по поводу того, куда тратить деньги, какую программу смотреть по телевизору и т.п.);

        _________________________________________________________

024 – поведение одного из нас не соответствует желаниям другого;

        _________________________________________________________

025 – я и мой(я) супруг(а) в определенном смысле разные люди;

        _________________________________________________________

026 – настойчивые попытки одного из нас изменить другого;

        _________________________________________________________

027 – непонимание;

        _________________________________________________________

028 – наличие у одного из нас качеств характера, способствующих возникновению конфликтов (несдержанность, грубость, агрессивность, ревность, эгоизм, жадность, неуравновешенность и т.п.)

        _________________________________________________________

029 – другое (напишите) ________________________________________

7. Кто обычно является инициатором примирения после конфликта?

030 – я;

031 – мой(я) супруг(а);

032 – в равной степени я и он(а);

033 – посторонние лица (родственники, друзья и т.д.)

8. Какие шаги Вы обычно предпринимаете для того, чтобы примириться с Вашим(ей) супругом(ой) после конфликта?

034 – делаю вид, что ничего не случилось;

035 – извиняюсь, оправдываюсь и т.п.;

036 – иду на компромисс (взаимные уступки);

037 – не предпринимаю никаких шагов, пока мой(я) супруг(а) не выполнит мои требования;

038 – ищу такой выход из конфликтной ситуации, который позволил бы нам обоим достичь желаемого результата;

039 – другое (напишите) ______________________________

9. Какие шаги обычно предпринимает Ваш(а) супруг(а) для того, чтобы примириться с Вами после конфликта?

040 – делает вид, что ничего не случилось;

041 – извиняется, оправдывается и т.п.;

042 – идет на компромисс (взаимные уступки);

043 – не предпринимает никаких шагов, пока я не выполню его (ее) требования;

044 – ищет такой выход из конфликтной ситуации, который позволил бы нам обоим достичь желаемого результата;

045 – другое (напишите) ______________________________

10. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст: ___________

11. Ваш пол:

046 – мужской;

047 – женский.

12. Ваше образование:

048 – высшее;

050 – незаконченное высшее;

051 – среднее техническое;

052 – среднее специальное;

053 – среднее общее.

Благодарим Вас за участие в нашем исследовании.

 

3. Обработка результатов анкетирования.

Вопросы 1, 2, 3, 4 предназначены для выявления видов конфликтов, происходящих в данной семье (по частоте, глубине, длительности, скрытые/явные соответственно).

Вопросы 5 и 7 предназначены для оценки степени участия субъекта в инициировании и разрешении конфликтных ситуаций.

Вопрос 6 предназначен для определения причин конфликтов, характерных для семьи данного субъекта.

Вопросы 8 и 9 предназначены для выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации, свойственных членам данной семьи.

Вопросы 10, 11, 12 предназначены для изучения социально-демографических характеристик субъекта.

Предполагаемая обработка результатов анкетирования заключается в сопоставлении индивидуальных ответов на вопросы 10, 11 и 12, отражающие социально-демографические характеристики испытуемых, с ответами на другие вопросы анкеты.

Исследуемую выборку предполагается разделить на следующие группы:

1.          В зависимости от пола:

    1. Мужчины;
    2. Женщины.

2.          В зависимости от возраста:

    1. До 35 лет – молодое поколение;
    2. После 35 лет – старшее поколение.

3.          В зависимости от образования:

    1. Лица с высшим и незаконченным высшим образованием;
    2. Лица со средним образованием.

Затем путем подсчета процентного соотношения различных ответов предполагается определить характерные для каждой категории населения:

1.     Виды конфликтов (вопросы 1, 2, 3, 4);

2.     Причины конфликтов (вопрос 6);

3.     Стратегии разрешения конфликтных ситуаций (вопросы 8 и 9);

4.     Степень участия в инициировании конфликтных ситуаций (вопрос 5);

5.     Степень участия в разрешении конфликтных ситуаций (вопрос 7).

На основании полученных данных предполагается разработать конкретные рекомендации для органов социальной защиты семьи по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

 

4. Список литературы

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология …
  2. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. М., 1991.
  3. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб, 2001.
  4. Социальная работа. / Под ред. Курбатова …

 

Межличностный конфликт. Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Причины конфликтов:

  1. Объективные – зависящие от ситуации, обстоятельств;
    1. Нарушение принципа дистрибутивной справедливости;
    2. Нарушение процесса делегирования;
    3. Взаимозависимость между людьми;
    4. Ограниченность ресурсов;
    5. Несоответствие поведения одного ролевым ожиданиям другого.
  2. Субъективные – зависящие от психологических качеств общающихся.
    1. Психологическая несовместимость;
    2. Нетерпимость к различиям между друг другом;
    3. Неспособность понять другого человека;
    4. Конфликтность личности (истероидная личность, ригидная, импульсивная, сверхточная, бесконфликтная).

Виды конфликтов:

  1. Внутриличностные;
  2. Межличностные;
  3. Межгрупповые;
  4. Между личностью и группой.

Виды межличностных конфликтов:

  1. Глубокие и поверхностные;
  2. Затяжные и кратковременные;
  3. Скрытые и явные.

Способы разрешения межличностных конфликтов:

  1. Уход, или уклонение от конфликтной ситуации – отказ от обсуждения проблемы;
  2. Сглаживание – извинения, оправдания;
  3. Компромисс – взаимные уступки;
  4. Соперничество, или конфронтация – каждый настаивает на своем;
  5. Сотрудничество – нахождение такого выхода, который удовлетворяет обе стороны.

Роль конфликта в общении неоднозначна и зависит от исхода конфликта. В зависимости от последствий выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

  1. Функциональные (конструктивные) – конфликты, завершающиеся разрешением проблемы и восстановлением отношений. Играют позитивную роль, способствуют развитию отношений.
  2. Дисфункциональные (деструктивные) – конфликты, приводящие к разрушению отношений, от возникновения напряжения в отношениях и вплоть до полного разрыва.

Программа социологического исследования по теме "Конфликтные ситуации в семье" 1

Программа социологического исследования по теме "Конфликтные ситуации в семье" 1

Вашей семье). Просьба отвечать на все вопросы искренне и без пропусков

Вашей семье). Просьба отвечать на все вопросы искренне и без пропусков

Кто обычно является инициатором примирения после конфликта? 030 – я; 031 – мой(я) супруг(а); 032 – в равной степени я и он(а); 033 – посторонние…

Кто обычно является инициатором примирения после конфликта? 030 – я; 031 – мой(я) супруг(а); 032 – в равной степени я и он(а); 033 – посторонние…

Какие шаги обычно предпринимает

Какие шаги обычно предпринимает

Предполагаемая обработка результатов анкетирования заключается в сопоставлении индивидуальных ответов на вопросы 10, 11 и 12, отражающие социально-демографические характеристики испытуемых, с ответами на другие вопросы анкеты

Предполагаемая обработка результатов анкетирования заключается в сопоставлении индивидуальных ответов на вопросы 10, 11 и 12, отражающие социально-демографические характеристики испытуемых, с ответами на другие вопросы анкеты

Нарушение принципа дистрибутивной справедливости;

Нарушение принципа дистрибутивной справедливости;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021