Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»
Оценка 5

Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»

Оценка 5
Лекции +1
doc
03.02.2024
Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»
Консультация для воспитателей.doc

«Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»

Тематическая беседа из рубрики «В помощь воспитателям».

 

Цель беседы: Профилактика профессионального выгорания.

Задача беседы: Обучение навыкам самопомощи в разрешение личностных и профессиональных проблем.

Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «профессионального выгорания». Работа воспитателя буквально насыщена факторами, вызывающими «выгорание»: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  необходимость быть все время в «форме» и « на чеку». Все это ведет к эмоциональным и функциональным перегрузкам, а в дальнейшем к развитию соматических заболеваний и невротических расстройств. Многие воспитатели, для снижения названных выше перегрузок, все чаще применяют медикаментозные препараты с успокаивающим или стимулирующим действием. Искусственное подавление эмоциональных реакций при помощи фармакологических препаратов, вступает в противоречие с понятиями о целесообразности и нарушают приспособительные механизмы организма. Поэтому решающая роль в профилактике синдрома профессионального выгорания отводится способам повышения стрессоустойчивости организма, посредством формирования навыков саморегуляции, обучения техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния. Важное значение имеют приемы самовоспитания, такие как: самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция. О таких приемах мы сегодня подробней и поговорим!

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Самоприказ необходимо повторять несколько раз и если, это возможно, то повторять его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал себе: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

 

 

Самовнушение

Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону произносятся заранее подготовленные формулы, до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением. Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном или сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати.

Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем, даже не произнося каких-либо формул.

Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающим людям четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. «Человек, — писал он, — является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Сознательная самокорректировка влияет на преобразование хаоса негативных мыслей и чувств,  в гармоничную структуру, усиливая эффект преображения.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что, изменяя внешнее поведение и эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например: хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, вызывают нерешительность, неуверенность в себе.  И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, стоять перед собеседником, демонстрируя красивую осанку, позволяет,  не теряется в момент сильной тревоги и  повышает уверенность в себе.

Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Самостимуляция

Ряду людей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную систему, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

 

Желаю всем успеха!


Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»

Способы саморегуляции эмоционального состояния и поведения»

Самовнушение Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях

Самовнушение Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях

Например: хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, вызывают нерешительность, неуверенность в себе

Например: хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, вызывают нерешительность, неуверенность в себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024