Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 9»
М.И.Макаров______________
Приказ №______от_________
Рабочая программа спецкурса по географии
«Построй свою карьеру»
9 класс
(приложение к образовательной программе школы)
Учитель:
Гудков Александр Петрович
Мегион, 2019
Пояснительная записка
Программа спецкурса рассчитана на 35 часов. Он углубляет и расширяет знания по основным разделам школьных курсов: «Начальный курс географии», «География материков и океанов», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России», основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, происходит их систематизация.
Цели программы:
- расширение и углубление знаний учащихся о современной географической картине мира;
- привитие интереса к изучению данной темы;
- выработка умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания об экономическом устройстве России;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- выдвигать гипотезы;
- представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;
- делать выводы;
- обучаться правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на их жизненном пути.
Содержание курса предполагает работу учащихся с различными источниками географической информации.
В результате изучения данного курса учащиеся приобретут основополагающие признаки географической компетентности:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основными типами занятий на данном элективном курсе являются:
- лабораторные работы в малых группах;
- семинары;
- учебные лекции с элементами эвристической беседы.
Формы итогового контроля: выполнение и защита самостоятельных исследовательских работ, рефератов, мини-проектов, картосхем, классификационных таблиц.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Дата |
Количество часов |
|
Чтение условных знаков плана местности. |
|
1 |
|
Направление на карте |
|
1 |
|
Расстояние на карте |
|
1 |
|
Географические особенности природы и народов Земли |
|
2 |
|
Обучение построению гипсометрического профиля по карте. |
|
1 |
|
Географическое положение России |
|
1 |
|
Особенности природы России |
|
2 |
|
Отрасли хозяйства России, особенности размещение |
|
3 |
|
Работа с синоптической картой |
|
1 |
|
Обучение приёмам работы с климатограммами |
|
1 |
|
Географические координаты |
|
1 |
|
Географические объекты и явления |
|
1 |
|
Разные территории Земли: анализ карты |
|
2 |
|
Географические объекты и явления |
|
1 |
|
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России |
|
1 |
|
Природные ресурсы, их использование и охрана |
|
1 |
|
Работа с топографической картой |
|
1 |
|
Геоэкологические проблемы |
|
1 |
|
Решение задач по карте «Часовые пояса России» |
|
1 |
|
Выявление признаков географических объектов и явлений |
|
2 |
|
Выявление эмпирических зависимостей |
|
1 |
|
Анализ информации о разных территориях Земли |
|
1 |
|
Географические следствия движений Земли |
|
2 |
|
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами |
|
2 |
|
Причины возникновения геоэкологических проблем |
|
1 |
|
Территориальная обеспеченность ресурсами |
|
1 |
|
Особенности населения России |
|
|
Итого за весь курс обучения: |
35 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Основные источники
1 Кизиицкий М.И., Тимофеева З.М. Комплексные тестовые упражнения по географии. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
2 Крылова О.В. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы: для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Новый учебник, 2008.
3 Низовцев В.А., Марченко Н.А. География. 6-10 классы. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4 Олимпиадные задания по географии. 9 класс /Авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2006.
5 Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительные источники
1 Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. – 3-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
2 Белаш Н.Ю., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Климанова О.А., Наумов А.С. Задачи олимпиад по географии – 95. Экспериментальное учебное пособие. Под ред. А. С. Наумова. — М.: МИРОС, 1996.
3 Белякова О.В. География за 24 часа. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.
4 Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Н.В. Зубаревич, А.С. Фетисов. Пособие по географии для поступающих в вузы. – М.: ЧеРо, Genius loci, 1995.
5 Варианты экзаменационных вопросов и заданий по географии для поступающих в вузы / В.Б. Пятунин, О.А. Петросюк, М.С. Смирнова, Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
6 Вартаньян Э.А. История с географией или имена собственные на карте мира во времени и пространстве. – Каменск-Уральский: Калан; самара: Бахрах, 1996.
7 Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие. / Сост. А.С. Наумов. – М.: АПК и ППРО, 2005.
8 География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным работам в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
9 ГИА-2010: Экзамен в новой форме: География: 9-10 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. Э.М.Амбарцумова, С.Дюкова. - М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
10 Даньшин А. И., Денисов Н. Б., Климанов В. В., Наумов А. С., Xолина В.Н., Щеголев А.В. Задачи по географии: Учебно–методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. - М.: МИРОС, 1993.
11 Даньшин А.И., Кириллов П. Л.. Климанова О. А., Наумов А.С., Панин А.В. Московская городская олимпиада по географии. – Открытая олимпиада МГУ 2000 г. // География. 2001. № 16.
12 Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: Академия развития, 1997.
13 Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
14 Задачи по географии: Пособие для учителей / Под ред. А.С. наумова. – М.: МИРОС, 1993.
15 Ким Э.В., Марченко Н.А., Низовцев В.А. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География. Россия. Хозяйство и географические районы». – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007.
16 Климанова О.А., Климанов В.В. Тесты по географии для поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.
17 Кузнецов А.П. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
18 Кунха С., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады.М.: Аст: Астрель, 2008.
19 Лиознер В.Л. Новые тесты по географии. 10 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002.
20 Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
21 Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России: Территориальная организация производства и рынка: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
22 Предметные недели в школе: География / Сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007.
23 Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития, 2006.
24 Смирнова В.М. Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
25 Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам (Африка, Австралия и Океания, Антарктида): Книгадля чтения по географии материков. – М.: Просвещение, 1981.
26 Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10-11 кл.: Книга для учителя. – Дрофа, 2008.
27 Холина В.Н. География человеческой деятельности: Рабочая тетрадь: 10-11 кл.: Пособие для учащихся шк. с углубл. изучением гуманит. предметов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
28 Я иду на урок географии: Физическая география России: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.