Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 21
детский сад «Колокольчик»
г.Искитим Новосибирская область
Дополнительная общеобразовательная программа
«Развитие речи дошкольников с помощью русских народных сказок
посредством метода СТОРИСЕК»
Воспитатели:
Подлепенская М. Ю.
Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка
Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование русских народных сказок в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Существует много различных методов и приёмов развития речи детей, но формирование детской речи невозможно без художественной литературы.
Одним из них является многогранный и многофункциональный метод «Сторисек».
Немного из истории. В переводе с английского «Сторисек» - это «Мешок историй». Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» доктор филологии Нейл Гриффитс,
Метод «Сторисек» способствует: расширению общего словарного запаса, словарного запаса собирательных имен существительных, навыков правильного словоупотребления.
Что такое «Мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок, (чудесный мешочек) который можно заменить красочной коробкой. В этот мешочек подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, настольные, речевые игры. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки «сторисек» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Игры, связанные с содержанием художественной книги, не только развивают новые навыки, но и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный:
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек» - например сказка «Колобок».
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению (энциклопедия животных, например, аудиокнига или DVD диск).
DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии).
Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать:(расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтение, связной речи, социальных навыков, самоуверенности).
Основной этап
Работа с художественными произведениями:
Работа с книгой предлагает громкое чтение в группе детей.
Организовывайте диалог (до, вовремя, и после прочтения книги).
Обсудите с детьми:
Кто/что вам больше всего нравится в книге?
Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?
Какие слова, события повторялись в книге?
Используются и другие вопросы.
Практическая часть.
Цель – развитие речи на основе сюжетов русских народных сказок и командного взаимодействия детей, воспитателя и родителей группы.
Задачи:
Ø прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг;
Ø расширение кругозора;
Ø пополнение и расширение словарного запаса;
Ø развитие навыков осмысленного пересказа;
Ø навыков обсуждения художественного произведения;
Ø социальных навыков;
Ø стимулирование интереса к книге;
Ø развитие коммуникативных навыков;
Ø актуализация чувств.
1.2.Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы.
Ожидаемый результат:
Ø Может сформироваться интерес к русским народным сказкам.
Ø Познакомятся с народными праздниками, с бытом русских людей в старину.
Ø Получат знания о народных, хороводных играх, считалках и будут использовать их в свободной игровой деятельности, на прогулках.
Ø Могут сформироваться навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Ø Могут сформироваться умения работать по образцу и выполнять инструкции.
Ø Может сформироваться правильное речевое дыхание, ритм и интонация.
Ø Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Ø Ребёнок может овладеть способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним создают эмоционально положительный настрой у детей, создают условия для многократного повторения и превращают занятия в увлекательную игру.
Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей (интеграция).
Ø Художественное творчество – дети знакомятся с репродукциями картин, сами рисуют, лепят и делают аппликацию по сказкам.
Ø Развитие речи – у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, бесед и споров по содержанию сказки. Дети узнают много новых слов.
Ø Ознакомление с художественной литературой – дети знакомятся с русскими народными сказками.
Ø Познание – дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 25 – 30 минут.
Работа проводится во второй половине дня.
1.3.Формы и приемы организации образовательного процесса
Содержательный компонент программы
В Программе представлены направления работы:
1. Игровые упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (выработка правильной артикуляции, формирование чёткой дикции и разнообразной интонации, развитие логики и речевого общения).
2. Игровые упражнения на материале малых форм фольклора, направленные на выработку мимики и пантомимики (развитие у детей уверенности и управляемости в своих действиях, развитие умения переключаться с одного действия на другое, обучение самостоятельному решению двигательной задачи)
3. Игры–инсценировки (обучение разыгрыванию текстов потешек, сказок, рассказов, используя шапочки для драматизации и элементы костюмов, развитие памяти, воображения).
Психогимнастика - специальные упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. «Передай настроение героя»
Речевые игры и упражнения:
Дыхательные и артикуляционные:
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, дифференцированного дыхания, пропевание гласных на длительном, плавном выдохе;
Артикуляционная гимнастика на все группы звуков, сопровождаемая стихами;
Пальчиковые игры и сказки
Дикционные и интонационные:
Пропевание гласных на разные мотивы знакомых песен, проговаривание предложений с разной интонацией;
Работа со скороговорками;
Диалоги:
Ритмодекламация - соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.
Имитационные упражнения–пантомима. Мимическое представление без слов.
Театрализованные игры. Игры–инсценировки. Драматизации знакомых сказок, песен, потешек, диалогов.
Театральные куклы (большие и маленькие): куклы-перчатки, пальчиковый театр.
Импровизация - разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Релаксационные упражнения - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Сказкотерапия - передача ребенку необходимых моральных норм и правил, способ социализации и передачи опыта.
Самомассаж лица, рук - самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками.
Перспективное планирование использования метода Сторисек
по развитию речи старших дошкольников посредством сказок
Тема |
Цель |
Компоненты СТОРИСЕКА |
Интеграция областей |
Взаимодействие с родителями |
Октябрь Ноябрь |
||||
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей
|
Книги разных лет издания, фигурки театра, коллекция бобовых культур мнемотаблица, Дидактические игры, «Сл. игра «Что сначала, что потом» Работа с научно –популярной книгой Работа с аудиокнигой: Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»; Просмотр мультфильма. |
Конструирование из палочек «Домик для курочки и петушка»; Рисование «Бобовое зёрнышко»; Иллюстрации к сказке; П/ и «Курочка и цыплята»; Словотворчество «Придумай свой конец сказки»; Игра-инсценировка по сказке; Картина «Овощи»Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут. |
Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»; Просмотр мультфильма.
|
Декабрь Январь |
||||
Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк» |
Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей. |
Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты; Д/и: «Помоги герою найти свою сказку» На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть. Работа с научно –популярной книгой Работа с аудиокнигой: Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»; Картина «Заблудился» (с грибами) Цель: Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу. Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный». |
Подвижная игра «Карусели». Умение двигаться в разном темпе, останавливаться по сигналу; П/упражнения: «Цапля» (равновесие, «Кенгуру» (прыжки на двух ногах); «Вытащи бегемота из болота» (перетягивание каната) и другие. Развитие двигательной активности детей. Создание радостного настроения. Д/игры «Подбери каждой перчатке пару», «Мартышки и книжки», «Крокодил и галоши», «Вызови специальную службу по телефону» и т. д. Развитие внимания, памяти, закрепление умения устанавливать соответствие между группами предметов. Разучивание стихотворения с движением. Развитие интереса к художественному слову, умения выполнять движения в соответствии с текстом, побуждать детей к повторению слов стихотворения. |
Передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке «Сказки на новый лад» изменение сказки.
Пополнение «Книжного домика» любимой сказкой, передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке |
Февраль Март |
||||
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Учить детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.
|
Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты; Д/и «Кто самый наблюдательный?». Сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку». Работа с научно-популярной книгой Работа с аудиокнигой: Прослушивание аудиокниги совместно с рисованием. |
Картина «Коза с козлёнком» Цели: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей, закрепление в речи названия животных и их детенышей.
|
Передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке
|
Апрель Май |
||||
Ш. Перо «Красная Шапочка» |
Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких
|
Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты; Д/и: «Собери из частей»; Разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки; Д/и: «Волшебный кубик». Работа с научно –популярной книгой Работа с аудиокнигой: Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием.
|
Подвижная игра «Карусели». Умение двигаться в разном темпе, останавливаться по сигналу; П/упражнения: «Цапля» (равновесие, «Кенгуру» (прыжки на двух ногах); «Вытащи бегемота из болота» (перетягивание каната) и другие. Развитие двигательной активности детей. Создание радостного настроения.
Д/игры «Подбери каждой перчатке пару», «Мартышки и книжки», «Крокодил и галоши», «Вызови специальную службу по телефону» и т. д. Развитие внимания, памяти, закрепление умения устанавливать соответствие между группами предметов.
Разучивание стихотворения с движением. Развитие интереса к художественному слову, умения выполнять движения в соответствии с текстом, побуждать детей к повторению слов стихотворения.
|
Пополнение «Книжного домика» любимой сказкой, передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке.
Изготовление ЛЭПБУКА «В мире сказок»
|
РНС «Лиса и рак» |
Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Воспитывать любовь к народному творчеству. |
Картина «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы.
д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать слова-антонимы. Маленький - большой, Сильный -слабый, Быстрый – медленный, Умный – глупый. д/и «Кто хитрее?» Цель: подбирать слова, используя разные степени имен прилагательных. Хитрая-хитрее-хитрющая, Злой-злее-злющий, Большой-больше-большущий, Толстый-толще-толстенный, Худой-худее-худющий. Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием. Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием. Загадки: «Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет»,
«Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой хватает клешней» Чистоговорка: «Саша в лесу встретил лису». |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация плана по развитию образной речи детей
старшего и подготовительного возраста
Тема |
Содержание |
1.Знакомство с потешками. |
Ø Рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек. Ø В предварительной беседе объяснять значения слов, которые дети услышат в потешке. Ø Знакомить с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку. Ø Оформить альбом потешек с иллюстрациями, совместно с родителями проиллюстрировать потешку, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей». |
2.Использовать народные подвижные игры с текстом в праздниках, физминутках, в НОД. |
Ø Совместно с воспитателями составить картотеку народных игр. Ø Оформить картотеку считалок. |
3.В течение года включать в НОД различные формы работы с пословицами и поговорками.
|
Ø Уточнение жанровых особенностей; Ø Сравнение пословиц с другими фольклорными формами; Ø Подбор пословиц к художественным текстам и т.д. Ø Познакомить с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Ø Познакомить с новыми поговорками и пословицами, и подбирать их по смыслу. Ø Оформить альбом «Пословицы и поговорки». Ø На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовать мотивационные установки: - игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы"; - общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей"; - подготовки к школе: "Кто лучше запомнит образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе"; - соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?"; - личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру". Ø Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»; Ø Дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает; Ø Подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде; Ø Назвать по иллюстрации подходящую пословицу; Ø Изобрази пословицу пантомимой; Ø Нарисуй пословицу или поговорку. Ø Изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару; Ø Придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
|
4.Знакомить со скороговорками.
|
Ø Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по интонационной выразительности речи использовать рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Ø Подобрать нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности (включить в план взаимодействия с воспитателем). Ø Отрабатывать произнесение скороговорок с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).
|
5.При работе с загадкой использовались формы
|
Ø Нарисуй отгадку. Ø Придумай свою загадку. Ø Придумай загадку по картинке. Ø Учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Ø Знакомить с теми предметами и явлениями, о которых предлагаются загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными. Ø В совместной деятельности с детьми оформить альбом загадок. Ø Придумать и нарисовать схемы составления загадок. |
5.Привлечение к сочинениям новых сказок, театральной деятельности. |
Ø Оформление совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок». Ø Обыгрывание сюжета знакомой сказки; Ø Сочинение сказки с последующим изменением события. |
7. Концовки, частушки, дразнилки, заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, частушки.
|
Ø Создание благоприятной речевой среды. Ø Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора применять в режимных моментах. |
Используемая литература
1. Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа, Ноу «Учебный центр им. Л,А, Венгера «Развитие».2000.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]- М., 1989. 468с.
3. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи.- Ярославль. [Текст]1982.183 с.
4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –[Текст] 272 с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /[Текст] В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 158 с.
6. Педагогическая система Ушинского и ее характерные черты [Электронный ресурс]: Учиться, учиться и еще раз учиться! \Режим доступа: http://yuss26.ru/index.php/statii/107-pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo-i-ee-kharakternye-cherty
7. Бородич, А.М. Методика развития речи, 1981.
8. Гербова, В.В. Обучение рассказыванию, Воспитание детей в старшей группе детского сада, 1984.
9. Роль сказки в жизни ребенка[Электронный ресурс]: Cайт МБДОУ - детского сада № 24 "Непоседы". / Режим доступа: http://mdou24balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_vospitatelej/beseda_s_roditeljami/rol_skazki_v_zhizni_rebenka/7-1-0-17
10.«Играем в сказку» - Шорохова О.А. Сфера, 2008 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.