Программа "СТОРИТЕКС"

  • docx
  • 23.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !! ПРОГРАММА СТОРИСЕК.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 21

детский сад «Колокольчик»

г.Искитим Новосибирская область

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

 

 

«Развитие   речи дошкольников с помощью  русских народных сказок

посредством метода СТОРИСЕК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

 Подлепенская М. Ю.

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

  1. Целевой компонент  дополнительной программы

 

1.1 Пояснительная записка

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование русских народных сказок в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение  –  первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Существует много различных методов и приёмов развития речи детей, но формирование детской речи невозможно без художественной литературы.

Одним из них является многогранный и многофункциональный метод «Сторисек».

Немного из истории. В переводе с английского «Сторисек» - это «Мешок историй». Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» доктор филологии Нейл Гриффитс,

Метод «Сторисек» способствует: расширению общего словарного запаса, словарного запаса собирательных имен существительных, навыков правильного словоупотребления.

Что такое  «Мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок, (чудесный мешочек) который можно заменить красочной коробкой. В этот мешочек подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, настольные, речевые игры. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки «сторисек» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Игры, связанные с содержанием художественной книги, не только развивают новые навыки, но и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный:

1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек» - например сказка «Колобок».

2. Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:

Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения;

Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению (энциклопедия животных, например, аудиокнига или DVD диск).

DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии).

Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать:(расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтение, связной речи, социальных навыков, самоуверенности).

Основной этап

Работа с художественными произведениями:

Работа с книгой предлагает громкое чтение в группе детей.

Организовывайте диалог (до, вовремя, и после прочтения книги).

Обсудите с детьми:

Кто/что вам больше всего нравится в книге?

Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?

Какие слова, события повторялись в книге?

Используются и другие вопросы.

Практическая часть.

Цельразвитие речи на основе сюжетов русских народных сказок и командного взаимодействия детей, воспитателя и родителей группы.

Задачи:

Ø  прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг;

Ø  расширение кругозора;

Ø  пополнение и расширение словарного запаса;

Ø  развитие навыков осмысленного пересказа;

Ø  навыков обсуждения художественного произведения;

Ø  социальных навыков;

Ø  стимулирование интереса к книге;

Ø  развитие коммуникативных навыков;

Ø  актуализация чувств.

 

1.2.Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы.

 Ожидаемый результат:

Ø  Может сформироваться интерес к русским народным сказкам.

Ø  Познакомятся с народными праздниками, с бытом русских людей в старину.

Ø  Получат знания о  народных, хороводных играх, считалках  и будут использовать их в свободной игровой деятельности, на прогулках.

Ø  Могут сформироваться  навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

Ø  Могут сформироваться умения работать по образцу и выполнять инструкции.

Ø  Может сформироваться правильное речевое дыхание, ритм и интонация.

Ø  Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Ø  Ребёнок может овладеть способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним создают эмоционально положительный настрой у детей, создают условия для многократного повторения и превращают занятия в увлекательную игру.

 

 

Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей (интеграция).

Ø  Художественное творчество – дети знакомятся с репродукциями картин, сами рисуют, лепят и делают аппликацию по сказкам.

Ø  Развитие речи – у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием  артикуляционного аппарата с использованием  скороговорок, чистоговорок, потешек, бесед и споров по содержанию сказки. Дети узнают много новых слов.

Ø  Ознакомление с художественной литературой – дети знакомятся с русскими народными сказками.

Ø  Познание – дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 25 – 30 минут.

Работа проводится во второй половине дня.

1.3.Формы и приемы организации образовательного процесса

Содержательный компонент программы

В Программе представлены направления работы:

1.   Игровые упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (выработка правильной артикуляции, формирование чёткой дикции и разнообразной интонации, развитие логики и речевого общения).

2.   Игровые упражнения на материале малых форм фольклора, направленные на выработку мимики и пантомимики (развитие у детей уверенности и управляемости в своих действиях, развитие умения переключаться с одного действия на другое, обучение самостоятельному решению двигательной задачи)

3.   Игры–инсценировки (обучение разыгрыванию текстов потешек, сказок, рассказов, используя шапочки для драматизации и элементы костюмов, развитие памяти, воображения).

Психогимнастика - специальные упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. «Передай настроение героя»

Речевые игры и упражнения:

Дыхательные и артикуляционные:

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, дифференцированного дыхания, пропевание гласных на длительном, плавном выдохе;

Артикуляционная гимнастика на все группы звуков, сопровождаемая стихами;

Пальчиковые игры и сказки

Дикционные и интонационные:

Пропевание гласных на разные мотивы знакомых песен, проговаривание предложений с разной интонацией;

Работа со скороговорками;

Диалоги:

Ритмодекламация - соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Имитационные упражнения–пантомима. Мимическое представление без слов.

Театрализованные игры. Игры–инсценировки. Драматизации знакомых сказок, песен, потешек, диалогов.

Театральные куклы (большие и маленькие): куклы-перчатки, пальчиковый театр.

Импровизация -  разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Релаксационные упражнения - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Сказкотерапия  - передача ребенку необходимых моральных норм и правил, способ социализации и передачи опыта.

Самомассаж лица, рук - самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками.

 

Перспективное планирование использования метода Сторисек

по развитию речи старших дошкольников посредством сказок

 

Тема

Цель

Компоненты СТОРИСЕКА

Интеграция областей

Взаимодействие с родителями

Октябрь  Ноябрь

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей

 

Книги разных лет издания, фигурки театра, коллекция бобовых культур мнемотаблица,

Дидактические игры, «Сл. игра «Что сначала, что потом» 

Работа с научно –популярной книгой Работа с аудиокнигой: Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»;

Просмотр мультфильма.

Конструирование из палочек «Домик для курочки и петушка»; Рисование «Бобовое зёрнышко»; Иллюстрации к сказке;

П/ и «Курочка и цыплята»; Словотворчество «Придумай свой конец сказки»; Игра-инсценировка по сказке; Картина «Овощи»Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут.

Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»; Просмотр мультфильма.

 

Декабрь Январь

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк»

Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты;

Д/и: «Помоги герою найти свою сказку» На  листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.

Работа с научно –популярной книгой

Работа с аудиокнигой: Шахова А. А Энциклопедия для дошкольников. «Животные России»;

Картина «Заблудился» (с грибами)

Цель: Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу. Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».

Подвижная игра «Карусели». Умение двигаться в разном темпе, останавливаться по сигналу; П/упражнения: «Цапля» (равновесие, «Кенгуру» (прыжки на двух ногах); «Вытащи бегемота из болота» (перетягивание каната) и другие. Развитие двигательной активности детей. Создание радостного настроения. Д/игры «Подбери каждой перчатке пару», «Мартышки и книжки», «Крокодил и галоши», «Вызови специальную службу по телефону» и т. д. Развитие внимания, памяти, закрепление умения устанавливать соответствие между группами предметов. Разучивание стихотворения с движением. Развитие интереса к художественному слову, умения выполнять движения в соответствии с текстом, побуждать детей к повторению слов стихотворения.

Передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке «Сказки на новый лад» изменение сказки.

 

Пополнение «Книжного домика» любимой сказкой, передача Сторисека домой, отзывы о Сторисеке

Февраль Март

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учить  детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

 

Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты; Д/и «Кто самый наблюдательный?». Сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку».

Работа с научно-популярной книгой Работа с аудиокнигой: Прослушивание аудиокниги совместно с рисованием.

Картина «Коза с козлёнком» ЦелиФормировать  

умение внимательно рассматривать 

персонажей, закрепление в речи названия животных и их детенышей.

 

Передача 

Сторисека домой, отзывы о Сторисеке

 

Апрель Май

Ш. Перо «Красная Шапочка»

Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких

 

Книги разных лет издания, разные виды театров, мнемотаблица, раскраски, трафареты;

Д/и«Собери из частей»; Разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки;

Д/и«Волшебный кубик».

Работа с научно –популярной книгой Работа с аудиокнигой:

Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием.

 

Подвижная игра «Карусели». Умение двигаться в разном темпе, останавливаться по сигналу;

П/упражнения«Цапля» 

(равновесие, «Кенгуру» (прыжки на двух ногах)

«Вытащи бегемота из болота» (перетягивание каната) и другие.

Развитие двигательной активности детей. Создание радостного настроения.

 

Д/игры «Подбери каждой перчатке пару»«Мартышки и книжки»«Крокодил и галоши»«Вызови специальную службу по телефону» и т. д. Развитие внимания, памяти, закрепление умения устанавливать соответствие между группами предметов.

 

Разучивание стихотворения с движением. Развитие интереса к художественному слову, умения выполнять движения в соответствии с текстом, побуждать детей к повторению слов стихотворения.

 

 

 

Пополнение 

«Книжного домика» любимой сказкой, передача 

Сторисека домой,

 отзывы о Сторисеке.

 

Изготовление ЛЭПБУКА

 «В мире сказок»

 

РНС

 «Лиса и рак»

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Воспитывать любовь к народному творчеству.

Картина «Лиса с лисятами»;

картинки с изображением лисы.

 

д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать слова-антонимы.

Маленький - большой,

Сильный -слабый,

Быстрый – медленный,

Умный – глупый.

д/и «Кто хитрее?»

Цель: подбирать слова, используя разные степени имен прилагательных.

Хитрая-хитрее-хитрющая,

Злой-злее-злющий,

Большой-больше-большущий,

Толстый-толще-толстенный,

Худой-худее-худющий.

Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием.

Просмотр мультфильма, прослушивание аудиокниги совместно с рисованием.

Загадки:

«Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет»,

 

«Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой хватает клешней»

Чистоговорка:

«Саша в лесу встретил лису».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация плана по развитию образной речи детей

старшего и подготовительного возраста

 

Тема

Содержание

1.Знакомство с потешками.

Ø  Рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек.

Ø  В предварительной беседе объяснять значения слов, которые дети услышат в потешке.

Ø  Знакомить с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку. 

Ø  Оформить альбом потешек с иллюстрациями, совместно с родителями проиллюстрировать потешку, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».

2.Использовать народные подвижные игры с текстом в праздниках, физминутках, в НОД.

Ø  Совместно с воспитателями составить картотеку народных игр.

Ø  Оформить картотеку считалок.

3.В течение года включать в НОД различные формы работы с пословицами и поговорками.

 

Ø  Уточнение   жанровых  особенностей;

Ø  Сравнение   пословиц  с  другими  фольклорными  формами; 

Ø  Подбор   пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д. 

Ø  Познакомить с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц.

Ø  Познакомить с новыми поговорками и пословицами, и подбирать их по смыслу.

Ø  Оформить альбом «Пословицы и поговорки».

Ø  На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнит образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-    соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Ø  Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

Ø  Дидактические  игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

Ø  Подбор  пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

Ø  Назвать  по иллюстрации подходящую пословицу;

Ø  Изобрази  пословицу пантомимой;

Ø  Нарисуй  пословицу или поговорку.

Ø  Изобрази  пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;

Ø  Придумать  рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

 

4.Знакомить со скороговорками.

 

Ø  Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по интонационной выразительности речи использовать рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок.

Ø  Подобрать нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности (включить в план взаимодействия с воспитателем).

Ø  Отрабатывать произнесение скороговорок с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

 

5.При работе с загадкой использовались формы

 

Ø  Нарисуй  отгадку.

Ø  Придумай  свою загадку.

Ø  Придумай  загадку по картинке.

Ø  Учить  детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.

Ø  Знакомить  с теми предметами и явлениями, о которых  предлагаются загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.

Ø  В совместной деятельности с детьми оформить  альбом загадок.

Ø  Придумать  и нарисовать схемы составления загадок.

5.Привлечение к сочинениям новых сказок, театральной деятельности.

Ø  Оформление  совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

Ø  Обыгрывание  сюжета знакомой сказки;

Ø  Сочинение  сказки с последующим изменением события.

7. Концовки, частушки, дразнилки, заклички,  приговорки, прибаутки,  небылицы, частушки.

 

Ø  Создание благоприятной речевой среды.

Ø  Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора применять в режимных моментах.

 

Используемая  литература

 

1.    Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа, Ноу «Учебный центр им. Л,А, Венгера «Развитие».2000.

2.    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]- М., 1989. 468с.

3.    Ерастов, Н.Л. Культура связной речи.- Ярославль. [Текст]1982.183 с.

4.    Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –[Текст] 272 с.

5.    Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /[Текст] В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 158 с.

6.    Педагогическая система Ушинского и ее характерные черты [Электронный ресурс]: Учиться, учиться и еще раз учиться! \Режим доступа: http://yuss26.ru/index.php/statii/107-pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo-i-ee-kharakternye-cherty

7.    Бородич, А.М. Методика развития речи, 1981.

8.    Гербова, В.В. Обучение рассказыванию, Воспитание детей в старшей группе детского сада, 1984.

9.    Роль сказки в жизни ребенка[Электронный ресурс]: Cайт МБДОУ - детского сада № 24 "Непоседы". / Режим доступа: http://mdou24balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_vospitatelej/beseda_s_roditeljami/rol_skazki_v_zhizni_rebenka/7-1-0-17

10.«Играем в сказку» - Шорохова О.А. Сфера, 2008 г.


 

Скачано с www.znanio.ru