Программа тренинга. Повышение самооценки взрослых

Программа тренинга. Повышение самооценки взрослых

Медиа
docx
04.12.2019
Тренинг.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

 

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль образовательной программы: Психология и педагогика начального образования

Кафедра ПиПНО

Методы активного социально-психологического обучения

Тренинг

     «Повышение самооценки»

 

 

Выполнил:

студент 34 групппы

Власова Ольга Васильевна

Проверил:

доцент, кандидат психологических наук

Сафонова Марина Вадимовна

 

 

Красноярск 2019

Введение

В современном мире тому, кто испытывает робость и неуверенность в своих силах вряд ли удастся достигнуть в жизни каких-либо вершин. Самооценка, как важнейший компонент самоотношения аккумулирует в себе весь жизненный опыт личности. Низкий уровень самоотношения может привести к снижению уровня всей системы отношений человека, в том числе и уровень его отношения к другим людям. Выбранная тема актуальна тем, что самооценка-это одно из психологических образований, которые составляют понятие «личность».

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, так же определяет социальный статус человека в группе.

Изучение самооценки, ее влияние на развитие личности, межличностные отношения, приобретает все большую актуальность. В виду этого был разработан психологический тренинг для повышения самооценки.

Цель: создать условия для формирования адекватного представления о себе и своих возможностях.

Задачи:

1. Развить самоуверенность и любовь к себе.

2. Сформировать представление о своей значимости в обществе.

3. Поспособствовать формированию навыков общения, умения слушать,

высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и

пониманию других людей.

Форма проведения: Групповые занятия (взрослые).

Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий обзор проблемы.

Для того, чтобы достичь предполагаемых результатов, необходимо комплексно познакомиться с понятием и историей изучения проблем самооценки.

Самооценка - отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Одним из источников формирования самооценки является сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я - образа, а также субъективная значимость различных его аспектов. Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе - еще с детства учимся оценивать себя. Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата (уровня успеха) с тем, что мы хотели достичь (то есть с нашими притязаниями).  В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым будут воздействовать на разные события.

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса психологов благодаря работам У. Джеймса, который отнёс самооценку к «первичным эмоциям», поставив её  в один ряд с болью и гневом. Самооценка, согласно мнению У. Джеймса  – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение.

 

Р. Бернс  рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой».

З.Фрейд  представляет человека как существо, управляемое сексуальностью и агрессией; подавленные инстинкты при этом вытеснены в подсознание. Человек в реальности не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих поступков и чувств. Поэтому З.Фрейд  мало внимания уделяет непосредственно самооценке,  в основном психолог связывает ее с функцией «супер эго».

Самыми главными источниками формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности, принято считать:

 - оценка других людей;

- круг значимых других или референтная группа;

- актуальное сравнение с другими;

- сравнение реального и идеального Я;

- измерение результатов своей деятельности.

Существуют различные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из перечисленных видов самооценки варьируется по устойчивости и гибкости.

У человека с завышенной самооценкой  возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным,  склонен себя переоценивать во всех ситуациях. Как правило, люди с завышенной самооценкой стремятся всегда быть первыми. Это часто приводит к тому, что у человека не слишком хорошие отношения с окружающими. Человек с завышенной самооценкой переоценивает себя и свои возможности, ему кажется, что окружающие люди его недооценивают, и он начинает высказывать им необоснованные претензии, которые не поддерживаются окружающими.

Человек с заниженной самооценкой часто неуверен в себе, робок, застенчив, склонен к мнению о невозможности реализовать свои способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, часто хмур, неулыбчив.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, кем он является в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности и возможности, он трезво осознает свои недостатки и достоинства. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. При проявлении здоровой самооценки люди обычно расслаблены, спокойны и целеустремленны.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия.

По-моему мнению, каждый человек способен обладать адекватной самооценкой, что очень поможет ему в будущем. Уверенность в себе, в своих силах делает его способным благоприятно переживать любые трудности, не вредя своему эмоциональному фону. Я считаю лишним чувствовать себя чего-то недостойным, все мы – люди, и каждый из нас имеет право абсолютно на все, поэтому не стоит лишать себя огромных возможностей, нужно смело шагнуть вперед. Для достижения этого разработан перечень действий, способствующих успешному достижению результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа интенсивного обучения.

Тренинговая матрица.

Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях.

Область психологической реальности

Проблемы (Задачи психологического воздействия)

 Сформировать адекватную самооценку.

 Сформировать представление о своей значимости в обществе.

 Сформировать навыки общения, умение слушать,

высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

Система представлений (когнитивная)

1. Сформировать представление о самооценке.

2. Сформировать  представление и понимание о видах самооценки.

3. Сформировать представление о реальных качествах участников.

1. Дать понятия о ролях в обществе.

2. Сформировать представление о своих реальных возможностях и способностях.

3.  Сформировать представление о своей деятельности в обществе.

1. Познакомить со способами самопознания и познания других.

2. Сформировать представление об адекватности восприятия себя и других.

3. Познакомить с формами коммуникации.

Система отношений (эмоциональная)

1. Поспособствовать представлению участника о собственной самооценке.

2. Поспособствовать формированию адекватного самоотношения.

 

1. Сформировать впечатление о предположительных ролях в обществе.

2. Предложить высказать свое мнение о предпочитаемом положении в обществе.

3. Подробный разбор каждой роли и примеривание ее на участника.

 

1. Беседа/дисскусия/ просматривание видеосюжетов на тему «Адекватная самооценка»

2. Упражнения, носящие эмоциональный и самооценивающий характер.

Система умений (поведение)

1. Усвоение и закрепление знаний путем применения упражнений, самоанализов.

2. Рефлексия, составление научного самоанализа.

1. Упражнения, направленные на определение положения в обществе.

2.  Анализирование полученного результата.

3. «Примерка» других ролей.

4. Рефлексия, разыгрывание ситуаций

1. Оценивание собственного и адекватного познания себя и других людей.

2. Практическое и теоретическое проигрывание адекватных реакций и поступков человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговый сценарий.

Этапы

Блок

Цель

Занятия

Задачи

Техники

Оборудование

Ориентировочный

Блок 1

Сплочение группы

1

 

 

1. Знакомство

 

 

2. Введение правил

3. Создание доверительных отношений

4. Сплочение

   Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1. Упражнение «Снежный ком». (5-7 минут)

 

2. Введение правил. Дискуссия. (7-10 минут)

3. Упражнение «3 факта о себе». (9 минут)

 

 4. Упражнение «Шеренга». (10-13 минут)

     Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

1. Не требуется.

 

2. Не требуется.

3. Не требуется.

 

4. Не требуется.

2

 

 

1. Сплочение

 

 

2. Развитие доверительных отношений

3. Прояснение индивидуальных проблем

    Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1. Упражнение «Интеллектуальный футбол». (20-25 минут)

2. Упражнение «Непростое задание». (20-25 минут)

3. Упражнение «Дополнительное рисование». (15-20 минут)

  

 

Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

 

1. Мяч.

 

 

2. Повязки на глаза.

 

3. Цветные карандаши или фломастеры, бумага А3.

Реконструирующий

Блок 2

Знакомство с самооценкой

3

 

 

1. Дать теоретическую основу самооценке.

 

 

 

 

2. Проверка уровня самооценки.

 

 

3. Развитие  коммуникативных возможностей

    Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1. Мини лекция «Самооценка. Ее виды и особенности формирования». (7-10 минут)

Разминка «Неожиданные ассоциации». (10-15 минут).

2. Тест на определение уровня самооценки. (10-12 минут)

 

 

3. Упражнение «Другими словами». (20-25 минут)

  

  Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

 

1. Материал для тренера.

 

 

 

   Не требуется.

 

 

2. Лист А4, ручка/карандаш, опросник.

3. Не требуется.

Реконструирующий

Блок 3

Формирование адекватной самооценки и преодоление неуверенности

4

 

 

1. Повышение самооценки.

 

 

 

 

 

2. Преодоление неуверенности.

 

   Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1.  Упражнение  «Вот какой я». (7-10 минут)

     Упражнение «Я горжусь...». (10-15 минут)

     Упражнение «Волшебный стул». (15 минут)

2. Упражнение  « Великий мастер». (10 минут)

 

  Упражнение «Я сильный – Я слабый». (10-15 минут)

   Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

1. Салфетки.

 

    Не требуется.

    Стул.

 

 

2. Бумага, ручка, карандаш.

   Не требуется.

5

 

 

1. Продолжение повышения самооценки.

 

 

 

2. Формирование способности к самоанализу.

Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1. Упражнение  «Девиз». (10-15 минут)

   

    Упражнение «Я люблю… Я хочу…Я могу…». (10-15 минут)

2. Упражнение «Кто Я?» (10-15 минут)

     Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

1. Бумага, ручка.

   

   Мяч.

 

 

2. Бумага, ручка.

Завершающий

Блок 5

Закрепление полученных навыков

6

 

 

1. Закрепление полученных навыков

Ритуал приветствия. (1-2 минуты)

1. Упражнение «Я рад тебя видеть…».

(15 минут)

    Упражнение «Самохвальство». (10-15 минут)

     Упражнение «Избавление от самокритики». (10-15 минут)

Ритуал прощания. (1-2 минуты)

 

 

1. Не требуется.

 

 

 

 

  Лист А4, ручка.

7

 

 

1. Завершение тренинга

    Ритуал приветствия.

(1-2 минуты)

1. Упражнение «Вопросы и ответы». (15-20 минут)

 

Ритуал прощания «Я тебе благодарен». (5-10 минут)

 

 

1.Планшетки, клейкие листочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

День 1.

         Цель: создать благоприятные условия для знакомства и сплочения группы.

Вступительное слово(5-7 минут):

Самооценка – это способ восприятия себя, своих плюсов и минусов, достоинств и недостатков. Если она низкая – это прямой путь к депрессии, за которую мы платим подавленностью, серыми тусклыми красками жизни, апатией. А если завышенная – то это прямой путь к эйфории, за которую мы платим нереальными планами, сверхтребованиями к себе, и в итоге разочарованиями. Самооценка влияет на все сферы нашей жизни:

-  на карьеру (какой уж тут карьерный рост, когда стесняешься заявить о своих финансовых ожиданиях?);

- на самореализацию («да разве я, такой бездарный, могу позволить себе заниматься таким потрясающим делом?»);

- на любовь и сексуальность («я такая серенькая, да еще и ужас какая не красивая, у меня просто не может быть достойного мужчины»);

-  на отношения в целом («это я выкладываюсь на все сто и меня просто используют – или это я хочу слишком многого?»).

«Вернуть веру в себя можно, лишь восстановив прежнюю ясность ума», считает психолог Фредерик Фанже. Чтобы выбраться из этого замкнутого круга, одной силы воли недостаточно.  Фанже советует для начала пересмотреть свои внутренние установки. По его мнению, недостаток веры в себя проявляется на трех разных уровнях. «Представьте свою личность как пирамиду из трех уровней»:

 - фундамент – это самооценка (чего я стою);

 - средняя часть – уверенность в себе (что я могу и умею);

 - верхушка – самоутверждение (на что я способен).

Сомневаясь в себе, мы теряем время и возможности для развития. Казалось бы, одно осознание этого должно нас подстегивать. Но этого не происходит. Парадоксально, но такое поведение в краткосрочной перспективе нам выгоднее. Убеждая себя, что трудные задачи нам не по плечу, мы защищаем себя от негативных эмоций, связанных с риском неудачи. Постоянная неуверенность угнетает нас не только морально, но и физически: мы быстрее утомляемся, чувствуем себя обессиленными, и, в конце концов, даже те дела, которые казались нетрудными, становятся непосильными.

Ритуал приветствия.

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе и создание

благоприятных условий для дальнейшей  работы.

Время выполнения: 1-2  минуты.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: во всем мире принято приветствовать друг друга. Я предлагаю поприветствовать друг друга так, чтобы всем понравилось, и данное упражнение станет традиционным для последующих встреч. (Проводится дискуссия, после выбирается единственный вариант). Все берутся за руки и каждый, по цепочке, желает соседу что-то хорошее.  

1. Упражнение «Снежный ком».

Цель: познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.

Время выполнения: 5-7 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это потренирует память и разрядит обстановку.

Обсуждение: не требуется.

2. Введение правил. Дискуссия.

Во время тренинга предлагаю придерживаться следующих правил:

 - обращаться только по имени;

- даём возможность высказаться каждому;

- не перебивать;

- отказаться от выполнения упражнения можно лишь один раз во время тренинга.

Дальше, с согласия участников, проводится 5-7 минутная дискуссия и выводятся дополнительные правила работы.

3. Упражнение «3 факта о себе».

Цель: создание доверительных отношений между участниками, путем рассказа некоторых фактов о себе.

Время выполнения: 9 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: каждый участник, сидя на своем месте рассказывает по 3 факта о себе.

Обсуждение: было ли легко выбрать факты? Почему? Ассоциировался ли данный человек с высказанным фактом? Что вы подумали о нем первоначально?

4. Упражнение «Шеренга».

Цель: создание благоприятных условий  для сплочения коллектива.

Время выполнения: 10-13 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: предлагается всем участникам построиться по росту, по оттенку волос, по месяцам рождения, но в абсолютной тишине. Разрешается использовать жесты.

Обсуждение: было ли сложно? Что именно? Что нового вы узнали об участниках?

Ритуал прощания.

Цель: создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения.

Время выполнения: 1-2 минуты.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: предложить участникам поступить в аналогии с ритуалом приветствия. Все участники берутся за руки и желают друг другу хорошего дня/вечера, замечательного настроения и т.п.

Обсуждение: не требуется.

 

 

 

 

 

 

День 2.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Интеллектуальный футбол».

Цель: упражнение на сплочение, так же хорошо тренирует навыки командной работы.

Время выполнения: 20-25 минут.

Оборудование: мяч.

Ход упражнения: сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого неподходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? О чем это упражнение? Что вам помогало? Что мешало? Какие выводы можно сделать на будущее?

2. Упражнение «Непростое задание».

Цель: воспитать у членов группы доверие к себе и другим, чуткость по отношению к окружающим.

Время выполнения: 20-25 минут.

Оборудование: повязки на глаза.

Ход упражнения: это упражнение является интересным групповым экспериментом, в котором все зависит не только от выбранной стратегии, но и от уровня доверия в группе. Участники смогут успешно выполнить это задание, если будут часто обращаться друг к другу за помощью, а это не так просто, как может показаться. Многие неожиданно для себя попадают в стрессовую ситуацию. Это отличный тест на то, насколько хорошо члены группы могут взаимодействовать друг с другом при совместном решении проблемы в ситуации, где необходимо быть терпеливым и уметь размышлять.

1. Ведущий говорит примерно следующее: «Я хотел бы пригласить вас поучаствовать в эксперименте, в результате которого вы узнаете, насколько хорошо ваша группа работает в команде. Все вместе вы будете решать проблему в необычной ситуации. Сложность заключается в том, что вы должны делать это с закрытыми глазами. Пожалуйста, не подглядывайте».

2. Участники закрывают глаза или надевают повязки. Они начинают молча ходить по комнате. Никто не разговаривает до тех пор, пока ведущий не объявит конец этого этапа. Чтобы не нанести друг другу травм при случайном столкновении, участники держат руки на уровне груди, ладонями наружу. Привыкнув к состоянию своей временной слепоты, они уже могут сравнительно быстро решить первую часть задания: образовать круг, встав друг за другом и положив руки на плечи соседа спереди.

3. Теперь каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи и голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его (на этом этапе не разрешается разговаривать). Ведущий записывает последовательность расположения участников, чтобы потом проверить, правильно ли решена задача.

4. Затем дается команда разойтись. Участники должны снова ходить по комнате (1 минута).

5. Когда все перемешались, ведущий говорит «Стоп!» и объявляет о втором задании. Группа должна снова образовать круг в прежней последовательности. Причем сейчас группе дается право решать, могут ли участники на этом этапе разговаривать или будут решать задачу молча. Ведущий, со своей стороны, должен отметить время, которое потребуется группе, чтобы договориться по этому вопросу.

6. Когда группа образует новый круг, ведущий спрашивает, все ли считают, что задание выполнено, или будут еще какие-либо изменения. Лишь когда вся группа решит, что эксперимент, по ее мнению, окончен, все могут открыть глаза.

7. Теперь ведущий рассказывает группе о том, насколько точно она выполнила задание: кто в круге стоит на правильном месте, кто нет и сколько времени потребовалось для решения задачи. Если упражнение заинтересовало группу, ей предлагают повторить эксперимент и попытаться во второй раз сделать это быстрее и правильнее.

Обсуждение:  Какой была атмосфера в группе? Была ли паника? Беспокойство? Как участники общались? Было ли достигнуто согласие в том, как поступать? Работала ли группа как команда? Кто взял на себя функции руководителя? Что вы чувствовали во время упражнения?

3. Упражнение «Дополнительное рисование».

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Время выполнения: 15-20 минут.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, бумага А3.

Ход упражнения: рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу. Рисунок выполняется на одном альбомном листе. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить неуверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого. При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь пойдет о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное.

Обсуждение:  Дополнили ли вы рисунок? Если нет то почему? Это именно то, что вы хотели бы добавить? Если нет то почему? Что именно Вы изобразили? Почему?

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День 3.

Ритуал приветствия.

1. Разминка. Упражнение "Неожиданные ассоциации".

Цель: помощь в создании рабочей творческой атмосферы в группе.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: участники рассаживаются в круг. Сидящий слева от ведущего начинает. Он должен произнести любое слово. Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие. Другие участники должны придумать какую-нибудь неожиданную ассоциацию с этим словом, при этом надо задействовать иную часть речи. Например, если первое слово было существительное, то второе может быть глаголом, прилагательным или наречием. По мере готовности участники сообщают свои слова ассоциации. При этом в расчет берутся только первые два-три участника. Участник, который назвал первое слово, сам решает, какая же ассоциация для него является самой неожиданной. Он показывает рукой на этого участника. Ход переходит к нему. Теперь он должен сказать любое слово... Так упражнение продолжается до тех пор, пока оно приносит более-менее живые эмоции. Ведущий, если сочтет нужным, может объявить победителя – того, кто сегодня больше всех придумал неожиданных ассоциаций.

Обсуждение: не требуется, но можно спросить о впечатлениях от упражнения.

2. Тест на определение уровня самооценки.

Цель: определить уровень самооценки участников.

Время выполнения: 10-12 минут.

Оборудование: лист А4, ручка/карандаш, опросник.

Ход тестирования: Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда. Опросник методики экспресс диагностики самооценки:

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

 4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.     

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

 23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

 27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я. 28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность. 

 Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла. Часто - 3 балла. Иногда - 2 балла Редко - 1 балл. Никогда - 0 баллов.

Обсуждение: А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям. Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 - 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26- 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек  лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

 Сумма баллов от 46-128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

3. Упражнение «Другими словами».

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время выполнения: 20–25 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение: Кому насколько сложно было выполнять это задание? С чем связаны затруднения? В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Ритуал прощания.

 

 

День 4.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Вот какой Я».

Цель: продолжение формирования доверия, честности к самому себе.

Время выполнения: 7-10 минут.

Оборудование: салфетки.

Ход упражнения: участники тренинга получают от ведущего салфетки (можно разного цвета). «У каждого из вас в руках салфетка. Разорвите салфетку на столько частей, на сколько посчитаете необходимым. Каждый участник должен рассказать о себе столько качеств личности, сколько у него оторванных клочков. Информация может быть, как положительная, так и отрицательная. Но только та, которую вы посчитаете нужным говорить».

Обсуждение: Сложно ли вам было говорить о себе? Почему? Что было сложнее говорить, хорошее или плохое? Почему?

Упражнение «Я горжусь...».

Цель: проанализировать свои положительные, самостоятельно выработанные черты характера или приобретенные умения. Подвести участников к адекватной самооценке.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: предложите всем присутствующим по принципу добровольности, структурировано, по кругу сказать о себе. "Я горжусь", назвав самостоятельно выработанную черту характера.

Обсуждение: какие трудности возникли во время проведения этого упражнения? Почему нужно выполнять это упражнение? В каких жизненных ситуациях целесообразно воспользоваться этим упражнением?

Упражнение «Волшебный стул».

Цель: вывести из роли человека, находившегося в центре внимания при выполнении эмоционально сложного упражнения; снять напряжение с группы

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: предложите участнику сесть на стул в центре круга. Стул, стоящий в круге, — "Волшебный". Тот, кто садится на него, избавляется от всех недостатков, а у группы, сидящей вокруг, появляется возможность сказать этому человеку искренние и добрые слова. Каждому желающему участнику группы, находящемуся в смятении или каким-либо переживании рекомендуется посидеть на данном стуле.

Обсуждение: какие возникли чувства, эмоции? Как вы думаете, для чего выполнялось это упражнение?

2. Упражнение  « Великий мастер».

Цель: актуализация сильных сторон личности.

Время выполнения: 10 минут.

Оборудование: бумага, ручка, карандаш.

Ход упражнения: я предлагаю вам подумать над тем «Великим мастером» чего вы являетесь, и рассказать об этом всем. На раздумье 2 минуты. Каждый участник по кругу начинает свое высказывание со слов « Я великий мастер……» например, пеших прогулок, приготовления кофе, при этом нужно убедить других участников в этом.

Обсуждение: трудно или легко вам было вспомнить и сказать при всех мастером чего вы являетесь? Какие чувства возникли при выполнении задания?

Упражнение «Я сильный – Я слабый».

Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем то же самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Обсуждение: Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае? Почему, как вы думаете? Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения? Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

День 5.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение  «Девиз».

Цель: дать участникам осознать свою индивидуальность и цели в жизни.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: бумага, ручка.

Ход упражнения: «Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем». Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается около 5 минут, (но торопить участников не следует). Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения. Главное в этом упражнении – идея и раскрепощенность самовыражения. Во время обсуждения все вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.

Обсуждение: Каие чувства возникли при составлении девиза? Чем полезно было задание? Будете ли использовать этот девиз в жизни?

Упражнение «Я люблю… Я хочу…Я могу…».

Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: мяч.

Ход упражнения: «Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…».

 

Обсуждение: Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

2. Упражнение «Кто Я?».

Цель: способствовать сближению группы, самоанализ.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: бумага, ручка.

Ход упражнения: участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы, о которых возможно никто из присутствующих не догадывается. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются и каждый выбирает листок. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать, кому принадлежат эти черты.

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? Легко ли вам было выполнять его? Трудно было кому-то из вас отгадать, кому принадлежат характеристики? На ваш взгляд, все перечисленные характеристики человека подходили данному участнику?

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

День 6.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Я рад тебя видеть…».

Цель: определение положительных сторон участников.

Время выполнения: 15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Обсуждение: легко ли вам было выполнять упражнение? Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»? Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение «Самохвальство».

Цель: обнаружить повышение своей значимости.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например:

• Вовремя встал.

• Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

• Вовремя пришел на работу.

• Сварил коллеге кофе.

• Выполнил...

• Завершил работу над...

• Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

• Вымыл посуду и т.д.

Обсуждение: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день? Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете.

Упражнение «Избавление от самокритики».

Цель: закрепление осознания собственной значимости.

Время выполнения: 10-15 минут.

Оборудование: лист А4, ручка.

Ход упражнения: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно».  Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Обсуждение: что вы чувствовали, когда писали? Когда зачитывали? Что было трудным в выполнении упражнения? Почему?

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День 7.

Ритуал приветствия.

1. Упражнение «Вопросы и ответы».

Цель: подведение итогов занятия, анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта. Получение обратной связи для тренера.

Время проведения: 15-20 минут.

Оборудование: планшетки, клейкие листочки.

Ход упражнения: Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

Обсуждение: ответы зачитываются и проводится дискуссия.

2. Ритуал прощания «Я тебе благодарен».

Цель: поблагодарить участников (друг друга) за проделанную работу.

Время проведения: 5-10 минут.

Оборудование: не требуется.

Ход ритуала: участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, ненавязчивую музыку.

Обсуждение: изменилось ли ваше представление о себе? Какой опыт вы получили на тренинге? Что нового узнали о себе? Что поменялось? Чувствуете ли вы какие-то изменения в себе? Какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная программа вполне эффективна, так как содержит множество упражнений, направленных непосредственно на решение поставленной проблемы. В ходе тренинга участники смогут достичь предполагаемого результата, подружиться с коллективом, научиться групповой работе, самооцениванию и самоанализу действий.

Трудностей в реализации разработанной программы, на теоритическом уровне, не выявлены.

Данный вид работы подходит под любую возрастную категорию – упражнения не носят трудновыполнимый характер, а временные рамки поддаются изменению.

Мне было интересно разрабатывать данную программу, в связи с тем, что выбранная тема мне была мне близка. Я зачастую стараюсь переубеждать людей в том, что они могут быть чего-то не достойны или что-то не способны сделать, считаю важным создать адекватное оценивание своих возможностей, ведь это будет одним из важных аспектов жизни.  

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)