ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Менеджмент для специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

  • docx
  • 13.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала менеджмент СК -205.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины

 

ОП.02 Менеджмент

для специальности

 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин

 

 

протокол № ____

от «___» ______ 201__ г.

 

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

Председатель ЦМК

 

____________ Н.А.Андрусенко

 

 

Заведующий учебной частью

 _______________ Н.Б. Троян

 

 

 

 

Методист ___________ Шпунтенко И.А.

 

Ор­га­ни­за­ция-раз­ра­бот­чик: ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС

 

Раз­ра­бот­чик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС

 

 

 

 

 

Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              © Сибирский профессиональный колледж


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 

 

1   

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Менеджмент

 

 

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональной дисциплины.

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности:43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

1.2 Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами):

«Сервисная деятельность», «Управление персоналом», «Маркетинг» и др.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Код

Наименование результата обучения

У 1

Использовать современные технологии в менеджменте

У 2

Организовывать работу подчиненных

У 3

Мотивировать исполнителей на повышение качества труда

У 4

Принимать эффективные решения

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Код

Наименование результата обучения

З 1

Функции и виды менеджмента

З 2

Систему методов управления

З 3

Процесс принятия и реализации управленческих решений

З 4

Основы организации работы коллектива исполнителей

 

 

Вариативная часть - не предусмотрено.

                             

               Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»и подготовке к формированию профессиональных компетенций:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Организовывать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде

ПК 1.2

Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия.

ПК 1.3

Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета.

ПК 1.4

Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи.

ПК 1.5

Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства.

ПК 2.1

Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений.

ПК 2.2

Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ.

ПК 3.1

Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий.

ПК 3.2

Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий.

ПК 3.3

Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий.

 

 

В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __88____ часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___60__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ___28___ часов.


2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения

 

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

 

лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

16

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

28

Итоговая аттестация в форме :

ДФК

 

 


2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем программы

Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Требования к знаниям, умениям

1

2

3

4

Раздел 1 Общие основы менеджмента

22

 

Тема 1.1 Менеджмент как вид деятельности.

Теоретические занятия.

4

1.

Понятие и сущность менеджмента.

Менеджмент как наука. Менеджер, его место и роль в организации. Исходное положение менеджмента.

2

З1,З2

  2.

Виды менеджмента

Управленческий процесс и его простые элементы.Классификация типов менеджмента.

2

З1,З2

Тема 1.2

Менеджмент и отношения собственности. Особенности менеджмента в социальной сфере.

Теоретические занятия.

4

 

1.

Функции управления

Методы управления. Уровни управления. Классификация методов управления на основе объективных закономерностей.

2

З2,З3

  2.

Принципы менеджмента

Функции управления организацией: общие функции предприятия, функция администратирования, анализ функций управления.

2

З1,З2

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №1«Разработка стратегии»

2

У2,У4

  2.

Практическая работа №2«Разработка Устава предприятия»

2

У2,У1

Самостоятельная работа:

выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя

, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Проектирование собственной организации.

10

 

Раздел 2 Развитие и становление менеджмента

20

 

Тема 2.1 Исторические предпосылки

Теоретические занятия.

6

 

1.

История и основные этапы развития менеджмента как науки

Развитие и становление менеджмента в России

2

З1,З4

2.

Теории управления

Наука управления, или количественный подход. Использование возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

2

З1,З2,З3

3.

Школы управления

Школы и направления менеджмента. На каждом этапе развития  менеджмента формируются соответствующие школы управления.

2

З1

Тема 2.2

Основные подходы концепции и школы менеджмента

Теоретические занятия.

4

 

1.

Развитие теории и практики

Вклад различных направлений и школ в развитие менеджмента

2

З1,З2

2.

Вклад различных школ в теорию управления

Предтечи научного менеджмента. Ситуационный подход к управлению.

2

З1,З2

Самостоятельная работа: изучение информационно – справочной литературы, ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: разработка и выполнение стратегии

10

 

Раздел 3 Организация и ее система управления

26

 

Тема 3.1 Организация как сложная система

Теоретические занятия.

10

 

1.

Формы организаций

Горизонтальные и вертикальные связи и разделение управленческих элементов.

Основные понятия, её признаки и классификация организаций.

2

З1,З2

2.

Управление сложной системой.

Организация и ее формы. Система управления и ее элементы.

2

З2,З3

3.

Малые предприятия.

Объединения организаций. Факторы, определяющие особенности менеджмент малого предприятия.

2

З3,З4

4.

Коммерческие организации.

Общая структура организации.Цели коммерческой организации

2

З3,З4

5.

Некоммерческие предприятия.

Законы организации. Организация вчера, сегодня, завтра.  Управление персоналом в некоммерческих организациях

2

З3,З4

Тема 3.2

Среда и инфраструктура организации

Теоретические занятия.

8

 

1.

Инфраструктура менеджмента

Внутренняя среда организации. Органы управления.

2

З2,З3,З4

2.

Договорная среда менеджмента.

Организационная структура и ее разновидности.Принятие и исполнение договорных обязательств.

2

З2,З3,У4

3.

Внешняя среда организации

Имидж организации. Внутренняя и внешняя среда обитания организации.

2

З2,З3,З4

4.

Роль, функции и задачи менеджера в современной организации.

Принципы и закономерности развития организаций.

2

З1,З2

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №3 Составление структуры организации.

2

У2,У4

2.

Практическая работа№4 Разработка договора, контракта о приеме на работу.

2

У2,У1,У4

Самостоятельная работа

Выполнить сообщение по теме:Роль, функции и задачи менеджера в современной организации

Выполнить презентацию по теме: Инфраструктура менеджмента

Выполнить реферат по теме: Понятие организационной структуры

Выполнить презентацию по теме: Менеджмент и менеджеры.

4

 

Раздел 4 Руководство организацией как социальной системой

20

 

Тема 4.1

Лидерство, руководство, власть

Теоретические занятия.

4

 

1.

Стиль руководства.

Подход к проблеме лидерства. Значимость качеств руководителя. Основные типы руководителей.

2

З2

2.

Природа конфликта в организации.

Причины возникновения конфликта. Виды конфликтов.

2

З4

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №5Конфликты и их разрешение

2

У4

2.

Практическая работа №6 Проектирование организации

2

У1,У2

Тема 4.2

Работа с персоналом.

Кадровая политика.

Теоретические занятия.

4

 

1.

Принципы и методы управления персоналом.

Взаимоотношения между людьми в организации. Работа с людьми. Аттестация персонала.

2

З2,З3

2.

Организационная культура.

Типы организационной культуры и методы ее формирования. Методы поддержания и изменения орг. культуры.

 

2

З3,З4

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №7 Составление резюме, автобиографии

2

У4

2.

Практическая работа №8 Этика делового общения

2

У2,У4

 

Самостоятельная работа

Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнить презентацию по теме: Планирование и развитие карьеры в современной организации.

4

 

Всего

88

 

                                             


3 условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места, по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный материал.

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- экран.

 

 

3.2 Образовательные технологии

При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.

 

3.3 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/О.С. Виханский, А.И. Гордеев// - М.: Экономист, 2015. – 670 с.

2.     Казначевская Г.Б.: «Менеджмент», 3-е издание Ростовн/Д.: «Феникс», 2014. – 352 с.

3.     Драчева Е.Л., Юликов Л.И., «Менеджмент». – Издательский центр «Академия»: Мастерство, Москва, 2012. – 288 с.

 

Дополнительные источники6

1.     Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2013.

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд – во МГУ, 2016.

3.     Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2012.

 

4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р.

 

 

Планируемые результаты освоения дисциплины

Основные показатели планируемых результатов

Формы промежуточной аттестации и методы контроля

У1 Использовать современные технологии в менеджменте

У1.1 перечисляет основные этапы развития

  менеджмента;

Тестирование, проверка тематических докладов

ДФК

У1.2 называет основные школы управления;

У1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;

 

У2 Организовывать работу подчиненных

У2.1 перечисляет и объясняет методы планирования;

Наблюдение за выполнением практических работ,

ДФК

У2.2 знает этапы проведения SWOT- анализа;

У2.3 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации

У3 Мотивировать исполнителей на повышение качества труда

У3.1 объясняет роль мотивации в системе

  управления;

 Проверка тематических докладов

У3.2 применяет элементы мотивации на практике;

У3.3 приводит примеры эффективных и не эффективных способов стимулирования

У4 Принимать эффективные решения

У4.1. перечисляет и описывает виды управленческих решений;

Тестирование

ДФК

У4.2 оценивает факторы, влияющие на эффективность принятия решения.

З1 Функции и виды менеджмента

З1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента;

Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией

З1.2 называет основные школы управления;

З1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;

 

 

З2 Систему методов управления

З2.1 перечисляет и описывает виды управленческих решений;

Защита отчетов по практическим и лабораторным работам

ДФК

З2.2 разбирается в стилях управления

З3 Процесс принятия и реализации управленческих решений

З3.1 оценивает факторы влияющие на эффективности принятия решения.

Выполнение контрольных, проверка тематических докладов.

З3.2 строит организационную структуру

З4 Основы организации работы коллектива исполнителей

З4.1 различает и оценивает основные типы

организационных структур;

Тестовый контроль, итоговая аттестация ДФК.

З4.2 перечисляет принципы построения орг.структур;

-З4.3 проводит анализ структуры предложенной организации.