Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.02 Менеджмент
для специальности
43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
2018
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 201__ г. |
|
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ___________ Шпунтенко И.А.
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Менеджмент
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональной дисциплины.
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности:43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
1.2 Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами):
«Сервисная деятельность», «Управление персоналом», «Маркетинг» и др.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
У 1 |
Использовать современные технологии в менеджменте |
У 2 |
Организовывать работу подчиненных |
У 3 |
Мотивировать исполнителей на повышение качества труда |
У 4 |
Принимать эффективные решения |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
З 1 |
Функции и виды менеджмента |
З 2 |
Систему методов управления |
З 3 |
Процесс принятия и реализации управленческих решений |
З 4 |
Основы организации работы коллектива исполнителей |
Вариативная часть - не предусмотрено.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»и подготовке к формированию профессиональных компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Организовывать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде |
ПК 1.2 |
Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия. |
ПК 1.3 |
Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета. |
ПК 1.4 |
Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи. |
ПК 1.5 |
Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства. |
ПК 2.1 |
Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений. |
ПК 2.2 |
Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ. |
ПК 3.1 |
Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.2 |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.3 |
Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __88____ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___60__ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___28___ часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
самостоятельная работа студента (всего) |
28 |
Итоговая аттестация в форме : |
ДФК |
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем программы |
Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Требования к знаниям, умениям |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
Раздел 1 Общие основы менеджмента |
22 |
|
||||||||||||
Тема 1.1 Менеджмент как вид деятельности. |
Теоретические занятия. |
4 |
||||||||||||
1. |
Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент как наука. Менеджер, его место и роль в организации. Исходное положение менеджмента. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
2. |
Виды менеджмента Управленческий процесс и его простые элементы.Классификация типов менеджмента. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
Тема 1.2 Менеджмент и отношения собственности. Особенности менеджмента в социальной сфере. |
Теоретические занятия. |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Функции управления Методы управления. Уровни управления. Классификация методов управления на основе объективных закономерностей. |
2 |
З2,З3 |
|||||||||||
2. |
Принципы менеджмента Функции управления организацией: общие функции предприятия, функция администратирования, анализ функций управления. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №1«Разработка стратегии» |
2 |
У2,У4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №2«Разработка Устава предприятия» |
2 |
У2,У1 |
|||||||||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя , оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Проектирование собственной организации. |
10 |
|
||||||||||||
Раздел 2 Развитие и становление менеджмента |
20 |
|
||||||||||||
Тема 2.1 Исторические предпосылки |
Теоретические занятия. |
6 |
|
|||||||||||
1. |
История и основные этапы развития менеджмента как науки Развитие и становление менеджмента в России |
2 |
З1,З4 |
|||||||||||
2. |
Теории управления Наука управления, или количественный подход. Использование возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. |
2 |
З1,З2,З3 |
|||||||||||
3. |
Школы управления Школы и направления менеджмента. На каждом этапе развития менеджмента формируются соответствующие школы управления. |
2 |
З1 |
|||||||||||
Тема 2.2 Основные подходы концепции и школы менеджмента |
Теоретические занятия. |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Развитие теории и практики Вклад различных направлений и школ в развитие менеджмента |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
2. |
Вклад различных школ в теорию управления Предтечи научного менеджмента. Ситуационный подход к управлению. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
Самостоятельная работа: изучение информационно – справочной литературы, ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: разработка и выполнение стратегии |
10 |
|
||||||||||||
Раздел 3 Организация и ее система управления |
26 |
|
||||||||||||
Тема 3.1 Организация как сложная система |
Теоретические занятия. |
10 |
|
|||||||||||
1. |
Формы организаций Горизонтальные и вертикальные связи и разделение управленческих элементов. Основные понятия, её признаки и классификация организаций. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
2. |
Управление сложной системой. Организация и ее формы. Система управления и ее элементы. |
2 |
З2,З3 |
|||||||||||
3. |
Малые предприятия. Объединения организаций. Факторы, определяющие особенности менеджмент малого предприятия. |
2 |
З3,З4 |
|||||||||||
4. |
Коммерческие организации. Общая структура организации.Цели коммерческой организации |
2 |
З3,З4 |
|||||||||||
5. |
Некоммерческие предприятия. Законы организации. Организация вчера, сегодня, завтра. Управление персоналом в некоммерческих организациях |
2 |
З3,З4 |
|||||||||||
Тема 3.2 Среда и инфраструктура организации |
Теоретические занятия. |
8 |
|
|||||||||||
1. |
Инфраструктура менеджмента Внутренняя среда организации. Органы управления. |
2 |
З2,З3,З4 |
|||||||||||
2. |
Договорная среда менеджмента. Организационная структура и ее разновидности.Принятие и исполнение договорных обязательств. |
2 |
З2,З3,У4 |
|||||||||||
3. |
Внешняя среда организации Имидж организации. Внутренняя и внешняя среда обитания организации. |
2 |
З2,З3,З4 |
|||||||||||
4. |
Роль, функции и задачи менеджера в современной организации. Принципы и закономерности развития организаций. |
2 |
З1,З2 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №3 Составление структуры организации. |
2 |
У2,У4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа№4 Разработка договора, контракта о приеме на работу. |
2 |
У2,У1,У4 |
|||||||||||
Самостоятельная работа Выполнить сообщение по теме:Роль, функции и задачи менеджера в современной организации Выполнить презентацию по теме: Инфраструктура менеджмента Выполнить реферат по теме: Понятие организационной структуры Выполнить презентацию по теме: Менеджмент и менеджеры. |
4 |
|
||||||||||||
Раздел 4 Руководство организацией как социальной системой |
20 |
|
||||||||||||
Тема 4.1 Лидерство, руководство, власть |
Теоретические занятия. |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Стиль руководства. Подход к проблеме лидерства. Значимость качеств руководителя. Основные типы руководителей. |
2 |
З2 |
|||||||||||
2. |
Природа конфликта в организации. Причины возникновения конфликта. Виды конфликтов. |
2 |
З4 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №5Конфликты и их разрешение |
2 |
У4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №6 Проектирование организации |
2 |
У1,У2 |
|||||||||||
Тема 4.2 Работа с персоналом. Кадровая политика. |
Теоретические занятия. |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Принципы и методы управления персоналом. Взаимоотношения между людьми в организации. Работа с людьми. Аттестация персонала. |
2 |
З2,З3 |
|||||||||||
2. |
Организационная культура. Типы организационной культуры и методы ее формирования. Методы поддержания и изменения орг. культуры.
|
2 |
З3,З4 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №7 Составление резюме, автобиографии |
2 |
У4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №8 Этика делового общения |
2 |
У2,У4 |
|||||||||||
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Выполнить презентацию по теме: Планирование и развитие карьеры в современной организации. |
4 |
|
|||||||||||
Всего |
88 |
|
||||||||||||
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места, по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/О.С. Виханский, А.И. Гордеев// - М.: Экономист, 2015. – 670 с.
2. Казначевская Г.Б.: «Менеджмент», 3-е издание Ростовн/Д.: «Феникс», 2014. – 352 с.
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И., «Менеджмент». – Издательский центр «Академия»: Мастерство, Москва, 2012. – 288 с.
Дополнительные источники6
1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2013.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд – во МГУ, 2016.
3. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2012.
Планируемые результаты освоения дисциплины |
Основные показатели планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
У1 Использовать современные технологии в менеджменте |
У1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента; |
Тестирование, проверка тематических докладов ДФК |
У1.2 называет основные школы управления; |
||
У1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;
|
||
У2 Организовывать работу подчиненных |
У2.1 перечисляет и объясняет методы планирования; |
Наблюдение за выполнением практических работ, ДФК |
У2.2 знает этапы проведения SWOT- анализа; |
||
У2.3 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации |
||
У3 Мотивировать исполнителей на повышение качества труда |
У3.1 объясняет роль мотивации в системе управления; |
Проверка тематических докладов |
У3.2 применяет элементы мотивации на практике; |
||
У3.3 приводит примеры эффективных и не эффективных способов стимулирования |
||
У4 Принимать эффективные решения |
У4.1. перечисляет и описывает виды управленческих решений; |
Тестирование ДФК |
У4.2 оценивает факторы, влияющие на эффективность принятия решения. |
||
З1 Функции и виды менеджмента |
З1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента; |
Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией |
З1.2 называет основные школы управления; З1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;
|
||
З2 Систему методов управления |
З2.1 перечисляет и описывает виды управленческих решений; |
Защита отчетов по практическим и лабораторным работам ДФК |
З2.2 разбирается в стилях управления |
||
З3 Процесс принятия и реализации управленческих решений |
З3.1 оценивает факторы влияющие на эффективности принятия решения. |
Выполнение контрольных, проверка тематических докладов. |
З3.2 строит организационную структуру |
||
З4 Основы организации работы коллектива исполнителей |
З4.1 различает и оценивает основные типы организационных структур; |
Тестовый контроль, итоговая аттестация ДФК. |
З4.2 перечисляет принципы построения орг.структур; |
||
-З4.3 проводит анализ структуры предложенной организации. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.