МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств города Югорска»
|
|
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ДОМРА
возраст обучающихся 7- 18 лет
срок реализации - 5 лет
Автор программы:
Кузнецова Н.А.,
преподаватель
г. Югорск
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………..
1 ступень. Учебно-тематический план ………………………………………………… Содержание программы 1 и 2 года обучения…………………………………………. Требования к ЗУН обучающихся………………………………………………………….. Методические рекомендации …………………………………………………………….. Примерный репертуарный список………………………………………………………..
2 ступень. Учебно-тематический план ……………………………………………… Содержание программы 3 и 4 года обучения…………………………………………. Требования к ЗУН обучающихся…………………………………………………………..
Содержание программы 5 года обучения…...…………………………………………… Требования к ЗУН обучающихся………………………………………………………… Методические рекомендации ………………………………………………………… … Примерный репертуарный список………………………………………………………..
Аппарат контроля …………………………………………………………………………. Условия реализации программы ……………………………………………………… … Список рекомендуемой литературы для педагогов и обучающихся ……………… Используемая литература ………………………………………………………………… Сведения об авторе…………………………………………………………………………
|
3
6 7 7 8 10
12 13 13
14 14 16 18
22 23 25 28 29 |
Эту программу я адресую своим молодым коллегам.
Желаю им не сомневаться в правильности выбранного пути,
верить в свои силы и не останавливаться на достигнутом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Это ты – моя Россия…
Сколько света, сколько сини
Даришь с детства, вдаль маня!
Жизнь мою ты озарила,
Ты дала мне столько силы,
И в тебе судьба моя!
Б.Дубровин
Россия – страна, обладающая уникальной, богатейшей культурой с тысячелетней историей. Ее музыкальную культуру нельзя представить себе без исполнительства на русских народных инструментах.
Более века назад В. В. Андреев сделал русские народные инструменты национальным достоянием. Домра и балалайка стали символом России, её голосом и душой. Прошло 100 лет, но нам, как и В. Андрееву и его сподвижникам и ныне приходится различными способами и средствами доказывать необходимость для России народно-инструментального искусства, его значимость и даже приоритет в музыкальной культуре страны. Сегодня, к сожалению, домра воспринимается публикой, даже отечественной, как «диковинка». Теряется интерес к народным инструментам, особенно в молодежной среде, существуют проблемы с набором учеников в музыкальных школах, абитуриентов – в средних и высших музыкальных учебных заведениях.
Как важно сейчас, в сложном современном мире, приобщить молодежь к национальной культуре, продолжить духовную связь поколений и воспитать молодое поколение музыкантов – народников, способных сохранить лучшие исполнительские традиции и внести свежую струю в развитие народной инструментальной музыки.
Основная цель программы – наиболее полно раскрыть индивидуальность и творческий потенциал юного домриста, обеспечить ему «ситуацию» успеха и возможность самореализоваться в окружающем жизненном пространстве.
Для достижения цели необходимо направить усилия на решение следующих задач:
§ привить любовь к инструменту, воспитать чувство гордости родной национальной культурой;
§ создать условия для формирования творческой личности;
§ способствовать формированию личностных качеств, мировоззрения, системы жизненных ценностей;
§ обеспечить обучающемуся комфортную эмоциональную среду и развивающее обучение;
§ развить музыкальные способности и профессиональные исполнительские навыки;
Программа – для четырехструнной домры, рассчитана на 5 лет. Обучаться по ней могут дети, которым исполнилось 6 лет.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, в форме индивидуальных занятий педагога с учеником.
В младших классах дети занимаются по 1,5 часа в неделю, в средних и старших – 2 часа в неделю.
Работа строится на основании индивидуального плана.
Отличительной чертой этой программы является 2-х ступенность процесса образования и воспитания.
1 ступень – младшие классы (1,2 год обучения);
2 ступень – средние классы (3, 4, 5 год обучения).
Ступени связаны меж собой, у них общая цель, они решают общие задачи. Вместе с тем, каждая имеет свою программу и конкретные задачи на данной ступени развития учащегося с учетом его возрастных особенностей.
Разделы и виды работ в содержании программы каждой ступени расположены в том порядке, в каком они наиболее значимы на данном этапе развития ребенка.
Так на 1 ступени важны такие разделы как «формирование музыкальных интересов», «работа над репертуаром». Они способствуют достижению главной задачи 1 ступени – разбудить интерес к музыке, к инструменту, сформировать первоначальные навыки игры на домре.
воспитать навыки грамотой работы с нотным текстом;
активизировать мыслительную деятельность;
совершенствовать технику;
формировать самостоятельность.
Работа над репертуаром и исполнительской техникой приобретает здесь первостепенное значение.
К программе каждой ступени предлагается примерный репертуарный список для каждого года обучения, а также методические рекомендации для развития исполнительской техники домриста. В репертуарном списке – произведения зарубежных и русских композиторов-классиков, оригинальная музыка для домры, обработки народных мелодий. Этюды, предложенные для технического зачета, на те же виды техники и примерно в тех тональностях, которые входят в требования по техническому минимуму.
В репертуаре может быть пьеса для самостоятельной работы, повторная пьеса (для накопления репертуара), а также пьесы для ознакомления с репертуаром домриста. Репертуар является лицом индивидуального плана учащегося.
Работа над репертуаром и исполнительской техникой, активизация концертной деятельности на 2 ступени, способствуют решению ее основных задач:
накоплению творческого потенциала;
хорошему владению инструментом;
формированию личностных качеств ученика, его мировоззрения.
Обучение по программе дает каждому обучающемуся возможность продолжить свое музыкальное образование в профессиональном учебном заведении.
Оценивание промежуточной успеваемости учащихся проводится либо по пятибалльной шкале, при этом педагог имеет право оценивать творческие работы, добавляя к основной оценке «+» (плюс), или « - » (минус), либо по двухбалльной шкале «зачет», «незачет». Переводная и итоговая оценка выставляется по пятибалльной шкале, без знаков «+» и «-».
I СТУПЕНЬ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ |
Содержание и виды работ |
Количество часов |
Всего |
|
теоретические занятия |
практические занятия |
|||
1.
|
Организация музыкальных интересов. Слушание музыки на концертах, в записи, в исполнении педагога. |
|
7 |
7
|
2. |
Беседы о музыке. |
5 |
|
5 |
3. |
Работа над репертуаром. Изучение нотной грамоты. |
1 |
1 |
2 |
4. |
Работа над пьесами. |
2 |
14 |
16 |
5. |
Постановка игрового аппарата и работа над исполнительской техникой. |
2 |
15 |
17 |
6. |
Накопление репертуара. |
|
2 |
2 |
7. |
Концертно-просветительская деятельность Выступления в концертах и конкурсах. |
|
2 |
2 |
|
Итого: |
10 |
41 |
51 |
2 класс
№ |
Содержание и виды работ |
Количество часов |
Всего |
|
Теоретичес-кие занятия |
практические занятия |
|||
1. |
Работа над репертуаром. Работа над произведениями. |
3 |
28 |
31 |
2. |
Работа над исполнительской техникой. |
2 |
18 |
20 |
3. |
Накопление репертуара. |
|
2 |
2 |
4. |
Организация музыкальных интересов. Посещение концертов. |
|
7 |
7 |
5. |
Беседы о музыке. |
5 |
|
5 |
6. |
Концертно-просветительская деятельность. Выступления в концертах, фестивалях, конкурсах. |
|
3 |
3 |
|
Итого: |
10 |
58 |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 и 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Пробуждение интереса к музыке и инструменту.
Знакомство с домрой (составные части, показ возможностей инструмента).
Изучение основ нотной грамоты, выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте.
Организация работы игрового аппарата (посадка, постановка рук, удержание инструмента, координация работы рук, устранение мышечной напряженности).
Освоение и усвоение основных приемов игры, штрихов, способов атаки звука.
Работа над качеством звукоизвлечения и культурой звука.
Выработка ощущения метроритмической пульсации.
Развитие слуховых данных, памяти, умения слушать и слышать.
Осмысленное, выразительное, эмоциональное исполнение пьес, простых по содержанию и форме, с ясным художественным образом, с соблюдением некоторых динамических изменений.
Развитие музыкально-слуховых представлений, творческого воображения, фантазии.
Воспитание сценической культуры, исполнительской воли, уважительного и бережного отношения к инструменту, умения обращаться с ним.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ.
Организация работы игрового аппарата |
1 класс посадка, постановка рук, удержание инструмента |
1 класс укрепление пальцев левой руки |
Основные приемы игры. |
Единичное движение медиатора вниз и вверх, переменное движение. |
Ровность переменных ударов, короткие фразы тремоло, соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх. |
Штрихи, атака звука. |
Нажим и бросок (единичное движение медиатора). |
Нажим и бросок (переменное движение медиатора). |
Артикуляция. |
Стакатто (с участием пальцев левой руки). |
Легато, нон легато. |
Игра в первой позиции.
|
Тетрахорды (мажорный, минорный, хроматический) |
6 тетрахордов в восходящем и нисходящем движении. |
Смена струн. |
Работа на одной струне, работа правой и левой рук при смене струн. |
Смена струн в гаммаобразном движении. |
Гаммы, арпеджио. |
Диатонические однооктавные в 1 позиции А, D. |
Диатонические однооктавные в 1 позиции a, d, G, g (три вида минора) |
Смена позиций. |
Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем. |
Игра в разных позициях, без их смены. Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем. |
Динамика. |
p, mp, mf, f, cresc., dim. |
Ровное динамическое звучание, контрастная динамика. |
Ритмика. |
Дубль-штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту). |
Пунктир, синкопы, квартоли (по 4 удара на одну ноту). |
Красочные приемы. |
pizz. б. пальцем. |
Шумовые эффекты. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ.
Организация работы игрового аппарата |
2 класс укрепление пальцев левой руки, координация работы рук |
координация игровых движений |
|
Основные приемы игры. |
Снятие в тремолировании, тремоло легато |
Начальные навыки исполнения кантилены |
|
Штрихи, атака звука. |
Мягкая, твердая и подчеркнутая атака звука; атака звука в тремоло. |
||
Артикуляция. |
Стакатто, легато, нон легато. |
Стакатто, легато, нон легато. |
|
Игра в первой позиции.
|
Гаммаобразные соединения тетрахордов, боковое движение пальцев левой руки. |
Упражнения с открытой струной, трелеобразные на низких струнах. |
|
Смена позиций. |
Смена позиции через открытую струну, упражнении с открытой струной, трелеобразные в разных позициях. |
Игра на одной струне любым одним, двумя, тремя, четырьмя пальцами; смена позиции лесенкой; смена позиции пальца, кисти. |
|
Смена струн. |
Смена струн тремоло, легато. |
Закрепление пройденного. |
|
Гаммы, арпеджио. |
Диатонические двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a. |
Диатонические однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов. Двухоктавные со сменой позиции G, A, D, g, a, d. |
|
Динамика. |
Чередование p, и f на одном звуке и в гамме. |
Закрепление пройденного. |
|
Ритмика. |
Дуоли, триоли, квартоли. |
Соединение триолей и квартолей с единицей. |
|
Красочные приемы. |
Флажолеты (натуральные) |
Арпеджиато. |
|
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
для исполнения на академическом концерте, открытом концерте, техническом зачете.
1 год обучения
Л. Бекман. Елочка.
В. Моцарт. Аллегретто.
Детская песенка «Котик»
И. Гайдн. Песенка.
И. Брамс. Петрушка.
Ф. Шуберт. Экосез.
В. Калинников. Тень-тень.
Н. Бакланова. Марш октябрят.
А. Филиппенко. Цыплятки.
А. Филиппенко. По малину в сад пойдем.
Ф. Лещинская. Полька.
Л. Шварц. «Веселый барабанщик
Не летай соловей. Русская народная песня .
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня .
Висла. Русская народная песня .
Ходит зайка по саду. Русская народная песня.
Как под горкой, под горой. Русская народная песня .
Ты поди моя коровушка домой. Русская народная песня .
Перепелочка. Русская народная песня.
Ой, есть в лесу калина. Украинская народная песня.
Шведская народная песня в обработке Хегга.
Б. Дирванаускас. «Литовский танец».
Ф. Шуберт. Лендлер.
И. Бах. Фрагмент из « Крестьянской кантаты».
Н. Мясковский. Весеннее настроение.
Б. Купревич. Пингвины.
А. Гречанинов. Вальс.
М. Глинка. Полька.
Н. Будашкин. Плясовая.
Лехтинен. Летка-енка.
В. Синьковский. Колыбельная.
Д. Кабалевский. Полька.
Ж. Веккерлен. Тамбурин.
Финская народная песня в обр. Феркельмана.
Я девушка как розочка. Латышская народная песня в обработке Попонова.
На горе калина. Русская народная песня в обработке Лаптева
Ой, под вишнею. Русская народная песня в обработке Алексеева
Н. Олейников:
Этюд № 1 (освоение струны «ля»)
Этюд № 4 (соединение струн)
Этюд № 5 (освоение низких струн)
Этюд № 8 (освоение струны «соль»)
Этюд № 15 (соединение штрихов)
Этюд № 20 (ритм, соединение штрихов)
Этюд № 14 ля-минор (соединение тремоло с движением медиатора вниз)
Этюд № 18 ре-мажор (основные приемы игры)
Этюд № 21 ля-минор (знаки альтерации)
Этюд № 23 соль-мажор (ритмика, квартоли)
Этюд № 26 соль-мажор (пунктирный ритм)
(по Вольфарту) Этюд № 28 до-мажор (ровность переменных ударов)
Н. Бакланова. Этюд №35 ре-минор (ровность переменных ударов)
II СТУПЕНЬ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Содержание и виды работ |
Количество часов |
Всего |
|
Теоретичес-кие занятия |
практические занятия |
|||
1. |
Работа над репертуаром. Работа над произведениями. |
3 |
28 |
31 |
2. |
Работа над исполнительской техникой. |
2 |
18 |
20 |
3. |
Накопление репертуара. |
|
2 |
2 |
4. |
Организация музыкальных интересов. Посещение концертов. |
|
3 |
3 |
5. |
Беседы о музыке. |
|
7 |
7 |
6. |
Концертно-просветительская деятельность. Выступления в концертах, фестивалях, конкурсах. |
5 |
|
5 |
|
Итого: |
10 |
58 |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Расширение знаний и музыкальных впечатлений. Воспитание навыков грамотной работы с нотным текстом. Дальнейшая работа по организации игрового аппарата, над координацией работы рук и культурой звука. Развитие навыков исполнения кантилены. Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины. Расширение динамической шкалы. Развитие навыков осмысленной, выразительной, технически четкой и ритмически точной игры. Развитие наблюдательности, самоконтроля, усиление аналитического начала в занятиях. Формирование навыков концентрации и распределения внимания при решении творческих задач. Формирование самостоятельности. Расширение понятий о выразительных средствах музыки и ее временных свойствах (мелодия, лад, метр, ритм) и их роли в формировании музыкального образа. Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения, ассоциативного мышления. Формирование сценической и общей культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащийся должен овладеть знаниями, техническими и исполнительскими навыками игры на домре, необходимыми ему для обучения на этом этапе.
Он должен уметь свободно разбираться в нотном тексте, обозначениях темпа, динамики, знать музыкальные термины, основные средства выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений, уметь охарактеризовать исполняемую музыку; знать основные приемы игры и штрихи, свободно владеть инструментом в пределах первой позиции, освоить кантилену и смену позиций.
В течение года учащиеся 3 класса должны пройти 12 – 14 различных по форме и характеру музыкальных произведений (не менее 6 произведений в каждом полугодии), включая этюды, пьесы, ансамбли.
В течение года учащиеся 4 класса должны пройти 12 – 14 различных по форме и характеру музыкальных произведений (не менее 6 произведений в каждом полугодии), включая крупную форму, этюды, пьесы, ансамбли.
На академическом концерте в конце I полугодия учащийся исполняет наизусть 2 разнохарактерных произведения. В конце учебного года на переводном академическом концерте учащийся должен исполнить наизусть 2 произведения. Технический зачет проводится в старших классах (3-4 классы) два раза в год – в 1 полугодии (этюд - наизусть) и 2 полугодии (гаммы, со всеми изучаемыми видами в данном классе).
).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Совершенствование знаний, навыков и умений, усвоенных на двух предыдущих ступенях, и на основе этого усложнение и углубление музыкального материала. Расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач. Углубление знаний о стиле, содержании исполняемой музыки, особенностях музыкального языка. Формирование умений анализировать исполняемую музыку (характер, средства выразительности, интонационные, тембровые и метроритмические особенности). Использование межпредметных связей для полного проникновения в суть музыкального образа. Расширение ассоциативного фонда и музыкального кругозора. Углубленная работа над исполнительской техникой: координацией игровых движений, беглостью пальцев левой руки, разными видами техники, туше и аппликатуры. Использование дифференцированной мышечной активности правой и левой рук. Развитие навыков самостоятельной работы. Развитие целеустремленности, воли и упорства в преодолении трудностей, умения вырабатывать свою точку зрения. Воспитание потребности каждодневной, самостоятельной работы, активного участия в концертной деятельности. Развитие артистизма. Воспитание преданности и любви к инструменту, к своему делу, понимание его общественной значимости.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Опираясь на знания, навыки и умения, полученные на втором этапе обучения, совершенствуя их, учащийся должен владеть основными игровыми приемами, штрихами, различными видами аппликатуры, атаки звука, сменой струн и сменой позиций; уметь оперировать динамическими нюансами от p до f, преодолевать ритмические трудности. Владеть навыками исполнения двойных нот и аккордов, красочными приемами игры, уметь исполнять несложные мелизмы, накопить определенный технический багаж, беглость, знать музыкальные термины. Учащийся должен уметь анализировать исполняемую музыку, уметь самостоятельно расставить аппликатуру, наметить примерный исполнительский план, эмоционально и осмысленно исполнить ее.
В течение учебного года учащийся пятого класса должны пройти 6 различных по форме и характеру музыкальных произведений, включая крупную форму, этюды, пьесы, ансамбли.
Обучающийся 5 класса выступает на прослушиваниях с выпускной программой не менее 3-х раз в год (1 полугодие – 1 раз, 1-2 произведения; 2 полугодие – 2 раза; второе прослушивание – 1-2 произведения; третье прослушивание – 3 произведения; все произведения на прослушиваниях исполняются наизусть).
По окончании обучения на итоговом экзамене (5 класс), учащийся исполняет наизусть три произведения различные по характеру и стилю (одно из них виртуозного характера), возможно исполнение одного произведения в ансамбле (детский состав).
Выпускник должен владеть основными приемами игры, различными штрихами, видами техники и сменой позиций; иметь навыки слухового контроля, интонирования; оперировать динамическими нюансами, преодолевать ритмические трудности; уметь анализировать исполняемую музыку, самостоятельно работать над текстом; знать музыкальные термины; иметь репертуар для концертных выступлений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ.
Организация работы игрового аппарата |
3 класс игра кистью, предплечьем; одновременная активность мышц кисти, предплечья, плеча |
4 класс и 5 класс
дифференциации игровых усилий пальцев левой руки |
|
Основные приемы игры. |
Работа над кантиленой. |
Работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной мышечной активности правой и левой рук. |
|
Штрихи, атака звука. |
Твердая, мягкая, подчеркнутая атака звука (бросок, нажим, толчок). |
Атака звука в гамме (по 4 ноты на каждый вид штриха. |
Портаменто. |
Артикуляция. |
Тенуто, легато переменным штрихом. |
Варианты штрихов в гамме. |
Более сложные варианты артикуляционных штрихов. |
Игра в первой позиции.
|
Хроматическое движение в первой позиции. |
Игра одного тетрахорда по всем струнам в восходящем и нисходящем движении. |
3 вида аппликатуры: диатоническая ,максимально уплотненная, аппликатура большой руки (в кантилене). |
Смена позиций. |
1) игра на одной струне по всей ее длине любым одним, двумя, тремя, четырьмя пальцами 1-2, 2-3, 3-4, 1-2-3; 2-3-4. 2) смена позиций пальца, кисти, предплечья. |
Цепочки тетрахордов; смена позиции легато, скачки на широкие интервалы с использованием разных видов смены позиции. |
Основы пассажной техники. |
Смена струн. |
Упражнения Шрадика выборочно часть 1 (I-VII) |
Штриховые вари анты перехода медиатора со струны на струну, gliss. правой рукой по двум, трем, четырем струнам. |
|
Гаммы, арпеджио. |
1) Диатонические двухоктавные Аs, gis. H, h.
2) Диатонические трехоктавные G, g арпеджио
3) Хроматические однооктавные на одной струне от открытых струн, 1, 2, 3 ладов.
|
1) Диатонические трехоктавные А, a.
2) Диатонические однооктавные на одной струне тремоло, легато
3) Хроматические двухоктавные в 1 позиции от «соль» до «ля». |
1) Диатонические трехоктавные Аs, gis. H, h.
2) Диатонические однооктавные мажорные гаммы флажолетами в 1 позиции. |
Двойные ноты, аккорды. |
Активность мышц руки при игре двойных нот, аккордов. |
Смена позиций двойными нотами. |
Двойные ноты тремоло легато. |
Динамика. |
Чередование работы кисти и предплечья при игре контрастной динамикой. |
pp-ff активность различных групп мышц при смене нюансов. |
|
Ритмика. |
Квинтоли, секстоли. |
Ритмы до 8, соединение ритмов до 6 с единицей, двойкой. |
Соединение ритмов до 8 с единицей. |
Красочные приемы. |
Вибрато, pizz. средним пальцем. |
gliss. gальцами левой руки. |
Дробь. |
Мелизмы. |
Форшлаг, мордент, трель. |
Трель с заключением. |
Группетто. |
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
для исполнения на академическом концерте, открытом концерте, техническом зачете.
3 год обучения
И.Бах. Весной.
Бульба. Белорусский народный танец в обработке И.Обликина.
Рамо. Менуэт.
Э. Григ. Халлинг.
Штейбельт. Мяч.
Д. Кабалевский. Клоуны.
Е. Гуляев. Плясовая.
Ю. Забутов. Бабушкины ходики.
Ю. Забутов. Полька.
Я. Фрид. Мелодия.
Н. Будашкин. Полька.
Лявониха. Белорусский народный танец в обработке И. Обликина
Во поле береза стояла. Русская народная песня в обработке Лаптева.
Тонкая рябина. Русская народная песня в обработке . Лаптева.
Ой, за гаем, гаем. Украинская народная песня в обработке Красева.
В. Конов. Импровизация из «Джазовой сюиты на русские темы».
К. Родионов. Этюд № 37 ре-мажор (знаки альтерации, смена струн)
Ш. Данкля. Этюд № 40 до-минор (соединение штрихов)
А. Комаровский. Этюд № 44 ре-мажор (арпеджио)
Н. Бакланова. Этюд № 35 ре-минор (развитие беглости)
А. Грюнвальд. Этюд № 42 ля-мажор (ровность переменных штрихов, мелкая техника)
4 год обучения
А. Корелли. Гавот.
В. Моцарт. Немецкий танец.
Ж. Обер. Тамбурин.
Ф. Госсек. Гавот.
И. Линике. Маленькая соната.
Г. Телеман. Бурре.
Д. Каччини. Аве Мария.
Д. Шостакович. Гавот.
О. Звонарев. Колыбельная.
А. Холминов. Песня.
Ф. Дрдля. Венгерский танец.
А. Зверев. Маленькое рондо.
Ю. Забутов. Песня.
Ю. Шалов. Шуточная (на тему р. н. п. «Заставил меня муж парну банюшку топить»).
В. Андреев. Вальс «Бабочка».
Позарастали стежки-дорожки. Русская народная песня в обработке Лобова.
А я по лугу. Русская народная песня в обработке Лаптева.
Н. Олейников. Украинская пьеса.
Ф. Вольфарт. Этюд № 10 ре-мажор (арпеджио, аккорды).
Ш. Берио. Этюд № 59 ре-мажор (пунктирный ритм, соединение позиций).
Ш. Данкля. Этюд № 34 соль-мажор (соединение струн).
А. Яньшинов Этюд №49 соль мажор (координация рук).
Н. Олейников:
Этюд № 60 ре-мажор (ровность переменных ударов).
Этюд № 58 ми-минор (ритмические группировки1-3).
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
для исполнения на академическом концерте, открытом концерте, техническом зачете.
5 год обучения
Ф. Телеман. Бурре.
А. Вивальди. Концерт соль-минор.
А. Корелли. Соната ми-минор.
С. Монюшко. Богатель.
Э. Дженкинсон. Танец.
Ф. Шуберт. Музыкальный момент.
Е. Меццакапо. К маркизе.
В. Ребиков. Вальс.
М. Глинка. Чувство.
С. Рахманинов. Итальянская полька.
Во лузях. Русская народная песня в обработке Лаптева.
Л. Вайнер. Танец лисы.
А. Дмитриев. Старая карусель.
Н. Олейников. Молдавский танец «Бэтута».
А. Лукиных. Пьеса на удмуртскую тему.
М. Фрадкин. Песня из к/ф «Простая история».
А. Ушкарев. Танец.
Ф. Вольфарт. Этюд № 7 си-бемоль-мажор (смена струн, знаки альтерации).
Н. Олейников. Этюд № 66 ре-мажор (смена позиций, развитие беглости).
Ф. Вольфарт. Этюд № 13 соль-мажор (ритмическая группировка 1-4).
Ф. Вольфарт. Этюд № 14 ре-мажор (арпеджио).
Н. Олейников. Этюд № 61 ля-минор (координация рук).
А. Вивальди. Концерт ля-минор.
Ш. Данкля. Вариации на тему Доницетти.
Е. Меццакапо. Полька.
Ж. Обер. Жига.
Р. Глиер. Прелюдия.
Л. Рубинштейн. Прялка.
Д. Шостакович. Вальс-шутка.
В. Елецкий. Интермеццо.
В. Меццакапо. Тарантелла.
В. Елецкий. Лирический вальс.
В. Лаптев. Песня и танец.
Н. Олейников. Поэма.
В. Лаптев. Элегия.
Н. Олейников. Коломыйка.
Со вьюном я хожу. Русская народная песня в обработке Олейникова.
Ф. Фиорилло. Этюд № 26 до-мажор (пассажная техника, трель с заключением).
Ф. Вольфарт. Этюд № 33 до-мажор (ритмика 1-3).
Ф. Вольфарт. Этюд № 7 соль-мажор (мелкая техника, развитие беглости).
Р. Крейцер. Этюд № 24 до-мажор (триоли, квартоли, сочетание штрихов).
Ф. Вольфарт. Этюд № 24 ре-мажор (арпеджио).
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
В программе указаны требования к учащимся всех ступеней. С целью определения полноты и прочности знаний, умений и навыков учащихся проводятся академические концерты, открытые концерты, конкурсы, прослушивания, а также технические зачеты, определяющие уровень исполнительской техники обучающегося.
Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза в учебном году: по одному в каждом полугодии).
Участие в конкурсах, сольных концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление ученика. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
v Оценка годовой работы ученика ;
v Оценка ученика за выступление на академическом концерте или открытом, а также другие выступления ученика в течение учебного года.
В 5 классе обучающиеся сдают выпускной экзамен, где исполняется концертная программа, состоящая из трех произведений, различных по характеру и стилю (одно из них виртуозного характера), возможно исполнение одного произведения в ансамбле (детский состав).
Критерии оценки:
v Музыкальность;
v Виртуозные возможности;
v Культура звука;
v Понимание стиля;
v Художественная трактовка и правильно выбранные средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, артикуляция, интонация, аппликатура);
v Ансамблевый строй
v Культура исполнения;
v Артистичность;
v Сценический вид.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Залогом успешной творческой деятельности педагога и ученика являются предоставленные им необходимые для занятий условия и благоприятная творческая атмосфера в классе и педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в теплом, проветриваемом, хорошо освещенном учебном кабинете, с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений известных музыкантов, юных исполнителей (концерты, фестивали, конкурсы), мастер – классов.
Воспитание эстетического вкуса ученика неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, с культурой звука, что обеспечивается наличием в арсенале класса инструмента (домры) только хорошего качества. Ввиду использования ансамблевой формы исполнения желательно иметь несколько концертных инструментов, причем в чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты. В классе необходимо иметь хорошо настроенный инструмент (фортепиано), так как работа педагога с учащимися – домристами предусматривает совместную работу с концертмейстером.
Педагог, реализующий программу, должен отлично владеть методикой преподавания игры на инструменте, хорошо знать возрастные особенности детской психологии, интересоваться новинками нотной и методической литературы, иметь в своем арсенале фонотеку и нотную библиотеку.
Планируя учебную работу, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Составляя индивидуальный план обучающегося, он не должен включать в него произведения недоступные для понимания ученика, превышающие его музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности, не соответствующие его возрастным особенностям. Обучая по программе, педагог должен создать условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, раскрыть его индивидуальность, помочь ему реализоваться в окружающем жизненном пространстве: принимать участие в концертах, творческих встречах и соревнованиях, мастер-классах, фестивалях, конкурсах в качестве солиста, в составе ансамблей и оркестра русских народных инструментов.
На всех ступенях обучения концертная деятельность ученика, должна стать полем реализации его творческих возможностей, трамплином в его будущее, ведь сцена - это место, где ученик попадает в другое измерение, где формируется его музыкально-артистический облик, творческая воля, выносливость, где общение с залом через инструмент способствует формированию его коммуникабельности, пониманию значимости того дела, которым он занимается.
И как важно педагогу мудро и заботливо вести ученика к вершинам мастерства, уметь вдохновлять его так, чтоб у него вырастали крылья за спиной, чтоб не угасал в его душе интерес к инструменту, желание учиться и совершенствоваться. И здесь педагогу мало одних лишь знаний, нужна еще абсолютная самоотдача, нужно обладать ещё чем-то особым, необъяснимым словами, что превращает просто человека в учителя. И даже если ученик не станет профессиональным музыкантом, у него всегда есть возможность реализовать свой творческий потенциал в любой сфере человеческой деятельности, ибо всегда и везде будут востребованы такие ценные качества музыканта как: общая культура, художественный вкус, фантазия, воображение, работоспособность, целеустремленность, коммуникабельность, терпение и упорство в преодолении трудностей. Но самое главное – музыка должна вносить в его жизнь гармонию, побуждать его делать добро и желание творить.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов и обучающихся
1 год обучения
Азбука домриста. Тетрадь I -М., 2004.
Григорян. Начальная школа игры на скрипке. – М., 1989.
Хрестоматия для скрипки 1-2 класс, ред. Родионова, Уткина.
В. Попонов. Школа игры на 4-х струнной домре. – М., 1972.
Н. Олейников. Сборник этюдов и упражнений. – Свердловск, 1974.
Домристу-любителю. Вып.1 – М., 1968.
2 год обучения
Хрестоматия домриста 1-2 класс. Вып.1 под редакцией Александрова – М., 1971.
В. Лаптев. Народные песни и пьесы для домры. – Свердловск, 1988.
Григорян. Начальная школа игры на скрипке. – М., 1989.
И. Гареева. Ступени мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996.
Хрестоматия для скрипки 1-2 класс, ред. Родионова.
В. Чунин. Школа игры на 3-х струнной домре. – М., 1986.
В. Попонов. Школа игры на 4-х струнной домре. – М., 1972.
Юным исполнителям, ред. Зверева. – С-П., 1996.
Н. Олейников. Сборник этюдов и упражнений. – Свердловск, 1974.
3 год обучения
Азбука домриста. Тетрадь III -М., 2004.
Домристу-любителю. – Вып. 1.- М., 1977.
Хрестоматия для скрипки 3-4 класс, сост. Уткин. – М., 1989.
В. Лаптев. Народные песни и пьесы для домры. – Свердловск , 1988.
В. Чунин. Школа игры на домре. – М., 1986.
В. Попонов. Школа игры на домре. – М., 1972.
Н. Олейников. Сборник этюдов и упражнений. – Свердловск, 1974.
Юным исполнителям, ред. Зверева. – С-П., 1986.
Юный скрипач. Вып. 2. – М., 1989.
Юный скрипач. Вып.1. – М., 1968.
4 год обучения
Домристу-любителю. Вып. 15. – М., 1979.
Домристу-любителю. Вып. 1. – М., 1977.
Хрестоматия домриста. Вып.1. Ред. Александрова – М., 1971.
Н. Олейников. Альбом домриста.
В. Лаптев. Народные песни и пьесы для домры. – Свердловск, 1988.
Хрестоматия домриста. Вып. 2, сост. Басенко. – 1998.
Хрестоматия для скрипки. Тетрадь 1, ред. Шальмана.
Юным исполнителям. Вып. 2, ред. Зверева. – С-П., 1996.
Н. Олейников. Сборник этюдов и упражнений. – Свердловск, 1974.
Ф. Вольфарт. 60 этюдов, опус 45.
5 год обучения.
Хрестоматия для скрипки 3-4 класс, сост. Уткин. – М., 1989.
А. Корелли. Шесть сонат. – Л. «Музыка», 1981.
И. Гареева. Ступни мастерства домриста. Екатеринбург, 1996.
Педагогический репертуар домриста. Вып. 5. – 1982.
Хрестоматия для скрипки. Вып. 5. – М., 1976.
Хрестоматия домриста, сост. Басенко. – 1998.
В. Лаптев. Народные песни и пьесы. – Свердловск, 1988.
Ф. Вольфарт. Легкие мелодические этюды. – М., 1948.
Н. Олейников. Сборник этюдов и упражнений. – Свердловск, 1974.
В. Лаптев. Народные песни и пьесы для домры. – Свердловск, 1988.
Н. Олейников. Сборник избранных пьес для домры и фортепиано. – Екатеринбург, 1996.
Ш. Данкля. Вариации. – М., 1975.
Хрестоматия домриста. Вып. 1 – Р-на-Дону, 1988.
Хрестоматия для скрипки 5-6 класс. Вып. 5, - М., 1976.
Юный скрипач. Вып. 2. – М., 1989.
В. Елецкий. Альбом домриста. – Екатеринбург, 2000.
Н. Олейников. Альбом домриста. – Свердловск.
Этюды для скрипки на разные виды техники. 7 класс. – Киев, 1975.
Ф. Вольфарт. 60 этюдов, опус 45.
Р. Крейцер. Этюды. – М., 1973.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. - Екатеринбург, 1995.
2. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург, 1995.
3. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. 1, 2. – Свердловск, 1986, 1900.
4. Гареева И. Ступени мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996.
5. Гелис М. Методика обучения игры на домре. – Свердловск, 1988.
6. Макиннон. Игра наизусть. – М., 1972.
7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1987.
8. Психофизиологические закономерности как основа методики формирования игровых навыков домриста. – Одесса, 1980.
9. Русские народные инструменты (история, теория, методика), сборник научных статей. – Красноярск, 1993.
10. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. – С-П., 2002.
Сведения об авторе
Кузнецова Надежда Александровна 1954 г. р.
Образование – высшее.
В 1973 г. окончила Ижевское музыкальное училище, в 1978 г. – Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского по классу домры (класс профессора Л. Г. Бендерского).
С 1978-1998 гг. работала преподавателем Краснотурьинского музыкального училища (Свердловская область).
С 1998 г. – преподаватель ДШИ г. Югорска ХМАО.
Солистка ансамбля русских народных инструментов «Раздолье» г. Югорск.
Концертмейстер объединенного оркестра русских народных инструментов городов Югорск-Советский.
Почетный работник общего образования РФ (2005 г.).
Адрес: г. Югорск, ул. Буряка, дом 3»г», кв. 22. тел.: 7-52-85.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.