«Умники и умницы»
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения данного курса обучающийся научится:
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающийся получит возможность научится:
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· целеполагать (ставить и удерживать цели);
· планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание изучаемого курса
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом на занятия по программе кружка во 2,3,4 классах отводится в год 34 часа из расчета 1 час в неделю. Занятия по 30 минут.
Особенности организации учебного процесса
Курс ориентирован на детей 7 – 10 лет, рассчитан на 1 занятие в неделю во 2-4 классах – 30 минут.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия такова:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Тематическое планирование занятий «Умники и умницы»
2 класс
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. |
1 |
2 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи. |
1 |
3 |
Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
4 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи. |
1 |
6 |
Поиск закономерностей. |
1 |
7 |
Развитие быстроты реакции. |
1 |
8 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
9 |
Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз. |
1 |
10 |
Тренировка слуховой памяти. |
1 |
11 |
Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка. |
1 |
12 |
Поиск закономерностей. |
1 |
13 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
14 |
Многоугольники. Многогранники. |
1 |
15 |
Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания. |
1 |
16 |
Развитие концентрации внимания. |
1 |
17 |
Тренировка внимания. Веселая переменка. |
1 |
18 |
Тренировка слуховой памяти. |
1 |
19 |
Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз. |
1 |
20 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
21 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
22 |
Развитие быстроты реакции. |
1 |
23 |
Тренировка концентрации внимания. |
1 |
24 |
Тренировка внимания. Веселая переменка. |
1 |
25 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. |
1 |
26 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
27 |
Поиск закономерностей. |
1 |
28 |
Совершенствование воображения. Веселая переменка. |
1 |
29 |
Развитие быстроты реакции. |
1 |
30 |
Развитие концентрации внимания. |
1 |
31 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
32 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. |
1 |
33 |
Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз. |
1 |
34 |
Поиск закономерностей. Числовые закономерности. Итоговое занятие. Конкурс «Веселый эрудит». |
1 |
|
Итого: |
34 |
Тематическое планирование занятий «Умники и умницы»
3 класс
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. |
1 |
2 |
Развитие памяти, внимания, мышления, логики. Тестирование |
1 |
3 |
Развитие и тренировка внимания. Логически – поисковые задачи. |
1 |
4 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
5 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
6 |
Поиск закономерностей |
1 |
7 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
8 |
Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задачи. |
1 |
9 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. |
1 |
10 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать |
1 |
11 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. |
1 |
12 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать |
1 |
13 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
14 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
15 |
Развитие быстроты реакции. Интеллектуальная игра. |
1 |
16 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. |
1 |
17 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. |
1 |
18 |
Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. |
1 |
19 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. |
1 |
20 |
Поиск закономерностей. Конкурс эрудитов. |
1 |
21 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
22 |
Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
23 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. |
1 |
24 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. |
1 |
25 |
Развитие слуховой памяти. Логически – поисковые задания. |
1 |
26 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. |
1 |
27 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
28 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
29 |
Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
30 |
Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. |
1 |
31 |
Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания |
1 |
32 |
Развитие слуховой памяти. Конкурс эрудитов |
1 |
33 |
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Тематическое планирование занятий «Умники и умницы»
4 класс
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Развиваем внимание, восприятие, воображение, память. |
1 |
2 |
Учимся решать нестандартные задачи. |
1 |
3 |
Тренируем внимание. |
1 |
4 |
Совершенствование мыслительных операций. |
1 |
5 |
Нестандартные задачи. |
1 |
6 |
Обучение поиску закономерностей |
1 |
7 |
Развитие наглядно-образных мышлений. Ребусы. |
1 |
8 |
Развитие быстроты реакции. |
1 |
9 |
Развитие концентрации внимания. |
1 |
10 |
Тренировка внимания |
1 |
11 |
Тренировка слуховой памяти. |
1 |
12 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
13 |
Развитие логического мышления. |
1 |
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
1 |
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
1 |
16 |
Развитие концентрации внимания. |
1 |
17 |
Тренировка внимания. |
1 |
18 |
Тренировка слуховой памяти. |
1 |
19 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
20 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
1 |
21 |
Совершенствование воображения. Ребусы. |
1 |
22 |
Развитие быстроты реакции. |
1 |
23 |
Тренировка концентрации внимания. |
1 |
24 |
Тренировка внимания. |
1 |
25 |
Нестандартные задачи. |
1 |
26 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
27 |
Развитие логического внимания. |
1 |
28 |
Совершенствование воображения. |
1 |
29 |
Развитие быстроты реакции, мышления. |
1 |
30 |
Тренировка концентрации внимания. |
1 |
31 |
Тренировка внимания.. |
1 |
32 |
Тренировка слуховой памяти. |
1 |
33 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. |
1 |
|
Итого: |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.