Программа внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Оценка 4.8
docx
26.05.2023
Программа внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Умники и умницы 2-4 класс.docx

«Умники и умницы»

Планируемые результаты освоения программы

 

В результате изучения данного курса обучающийся научится:

·         описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·         выделять существенные признаки предметов;

·         сравнивать между собой предметы, явления;

·         обобщать, делать несложные выводы;

·         классифицировать явления, предметы;

·         определять последовательность событий;

·         судить о противоположных явлениях;

·         давать определения тем или иным понятиям;

·         определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

·         выявлять функциональные отношения между понятиями;

·         выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

 Обучающийся получит возможность научится:

 

·         рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         планировать (составлять план своей деятельности);

·         моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·         проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·         вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

 

Содержание изучаемого курса

 

Место курса в учебном плане

 

В соответствии с базисным учебным планом на занятия по программе кружка во 2,3,4 классах отводится в год 34 часа из расчета 1 час в неделю. Занятия по 30 минут.

 

Особенности организации учебного процесса

 

Курс ориентирован на детей 7 – 10 лет, рассчитан на 1 занятие в неделю во 2-4 классах – 30 минут.

Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-          дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-          выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-          вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-          выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-          выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

-          деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

-          складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия  такова:

 

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

     Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

 

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребятразнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

 

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

 

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

 

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий  «Умники и умницы»

2 класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

1

2

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

1

3

Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.

1

6

Поиск закономерностей.

1

7

Развитие быстроты реакции.

1

8

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

9

Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.

1

10

Тренировка слуховой памяти.

1

11

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

1

12

Поиск закономерностей.

1

13

Совершенствование воображения.  Ребусы.

1

14

Многоугольники. Многогранники.

1

15

Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17

Тренировка внимания. Веселая переменка.

1

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19

Тренировка зрительной памяти.  Коррегирующая гимнастика для глаз.

1

20

Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

21

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции.

1

23

Тренировка концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания. Веселая переменка.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

1

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27

Поиск закономерностей.

1

28

Совершенствование воображения. Веселая переменка.

1

29

Развитие быстроты реакции.

1

30

Развитие концентрации внимания.

1

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

1

33

Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.

1

34

Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

 Итоговое занятие. Конкурс «Веселый эрудит».

1

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий  «Умники и умницы»

3 класс

 п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года.

1

2

Развитие памяти, внимания, мышления, логики. Тестирование

1

3

Развитие и тренировка внимания. Логически – поисковые задачи.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

6

Поиск закономерностей

1

7

Совершенствование воображения.  Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задачи.

1

9

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания.  

1

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

1

11

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

1

13

Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

14

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

15

Развитие быстроты реакции. Интеллектуальная  игра.

1

16

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания.

1

17

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания.

1

18

 Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

1

20

Поиск закономерностей. Конкурс эрудитов.

1

21

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

23

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания.

1

24

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания.

1

25

Развитие  слуховой памяти. Логически – поисковые задания.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

1

27

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

28

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

30

 Развитие быстроты реакции. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

31

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания

1

32

Развитие  слуховой памяти. Конкурс эрудитов

1

33

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

1

34

Итоговое занятие.

Конкурс эрудитов.

1

 

Итого:

34

 

 

 

Тематическое планирование занятий  «Умники и умницы»

4 класс

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Развиваем внимание, восприятие, воображение, память.

1

2

Учимся решать нестандартные задачи.

1

3

Тренируем внимание.

1

4

Совершенствование мыслительных операций.

1

5

Нестандартные задачи.

1

6

Обучение поиску закономерностей

1

7

Развитие наглядно-образных мышлений. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции.

1

9

Развитие концентрации внимания.

1

10

Тренировка внимания

1

11

Тренировка слуховой  памяти.

1

12

Тренировка зрительной памяти.

1

13

Развитие логического мышления.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

1

15

 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17

Тренировка внимания.

1

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19

Тренировка зрительной памяти. 

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции.

1

23

Тренировка концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания.

1

25

Нестандартные задачи.

1

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27

Развитие логического внимания.

1

28

Совершенствование воображения.

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

30

Тренировка концентрации внимания.

1

31

Тренировка внимания..

1

32

Тренировка слуховой памяти.

1

33

Тренировка зрительной памяти.

1

34

Итоговое занятие.

 Конкурс эрудитов.

1

 

Итого:

34

 


 

Умники и умницы» Планируемые результаты освоения программы

Умники и умницы» Планируемые результаты освоения программы

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач

Вместе с тем у детей уве­ личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­ вается основа для рационального использования сил…

Вместе с тем у детей уве­ личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­ вается основа для рационального использования сил…

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способ ствовать развитию умения выполнять несколько различных за даний одновременно

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способ ствовать развитию умения выполнять несколько различных за даний одновременно

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 2 класс № п/п

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 2 класс № п/п

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 3 класс № п/п

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 3 класс № п/п

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 4 класс № п/п

Тематическое планирование занятий «Умники и умницы» 4 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023