Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Читайка»
Начальное общее образование, 4 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читайка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Реализует коррекционно-развивающее направление внеурочной деятельности.
Форма реализации программы – ученическое сообщество
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Общее количество часов: 68 часов (2 часа в неделю).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Читайка»
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Читайка» у обучающихся с ЗПР в 4 классе:
Личностные результаты:
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы:
· внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения;
· мотивация к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
· чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов, умение озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
· умение выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты;
· интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, желание в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат возможность для формирования:
· чувства красоты поэтического слова, которое использовано автором для создания художественного образа.
· морально-нравственных качеств, умения соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
· доброжелательности по отношению к другим при работе в группе, умения слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения;
· первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
§ сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную;
§ сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям;
§ сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
§ сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели;
§ сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие.
познавательные УУД:
§ сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
§ сформированность умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта;
§ сформированность умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
коммуникативные УУД:
§ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
§ работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
§ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
§ предлагать помощь и сотрудничество;
§ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
§ участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ «ЧИТАЙКА»
4 класс (68 ч)
Вводный урок (1 ч)
Теория. Знакомство с правилами работы с книгой, основными элементами книги, заповедями читателя. Книги, прочитанные летом.
Практика. Создание памятки успешного читателя.
"Книги, книги..." ( 8 ч)
Теория: О чем рассказывают журналы? Детская периодическая печать. Электронные периодические издания. Рубрики журналов. Где, что, как и почему? Книги-энциклопедии. Книги-справочники.
Практика: Выразительное чтение. Пересказ. Составление рубрик "Классного" журнала.
Форма: беседа, виртуальные экскурсии, выставка, игры - почемучки, экскурсия в библиотеку.
Виды деятельности: Познавательная. Проектная. Художественное творчество.
"Русские писатели " (10 ч)
Теория. Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке", В. Жуковского "Сказка о царе Берендее", М. Лермонтова "Ашик-Кериб", П. Ершова "Конек-горбунок", В. Гаршина "Сказка о жабе и розе". Фольклорные корни сказок. Герои сказок. Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю. Интегрирование деталей, повествующих о внешности, особенностях поведения героев.
Практика: Просмотр и обсуждение мультфильма. Чтение по ролям. Работа со словарем. Пересказ. Составление плана.
Форма: беседа, литературная викторина, познавательная игра.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество.
"Чудесный мир классики" (8 часов)
Теория. Рассказы Л.Н.Толстого "Рассказы для детей", А.П.Чехова "Каштанка", "Белолобый", А.И. Куприн "Слон", "Чудесный доктор", П.П. Бажов "Уральские сказы". Герои произведений. Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю.
Практика: Чтение по ролям. Пересказ. Составление плана. Просмотр и обсуждение мультфильма,
Форма: театрализация, литературная викторина, олимпиада.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество.
"О детях и поступках" (8 часов)
Теория. Рассказы М.М.Зощенко "Рассказы для детей", Н.Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома", Д.Д. Григорович "Гуттаперчивый мальчик". Герои произведений. Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю.
Практика: Чтение по ролям. Пересказ. Составление плана. Просмотр и обсуждение мультфильма.
Форма: театрализация, литературная викторина, игра.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество. Проблемно-ценностное общение.
"Родные поэты" (8 часов)
Теория. Стихи Ф.Тютчева, А Майкова, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. Картины русской природы в произведениях писателей. Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика поэтического текста.
Практика: Выразительное чтение. Работа со словарем. Аудио прослушивание.
Форма: Конкурс чтецов, выставка рисунков, литературная викторина.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество.
"Рассказы о животных" ( 8 ч )
Теория: А.Куприн "Ю-ю", Б.Житков "Рассказы о животных", В. Бианки "Приключения муравьишки", "Синичкин календарь", знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Нахождение проблемных ситуаций по содержанию, слушание и чтение рассказов по ролям, беседа. Работа над выразительным чтением.
Практика: Персонажи рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Пересказ.
Форма: аудио-прослушивание в сокращённом варианте, литературная викторина, мини-сочинение, выставка рисунков.
Виды: чтение текста учениками по ролям, работа со словарём.
"Книги о Великой Отечественной войне" (6 часов)
Теория. Рассказы Л.Кассиль "Держись капитан", С.Алексеев "Рассказы о войне", Л. Воронкова "Девочка из города", В. Катаев "Сын полка". Герои произведений. Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю.
Практика: Чтение по ролям. Пересказ. Составление плана. Просмотр и обсуждение фильма.
Форма: театрализация, литературно-музыкальная композиция, выставка рисунков.
Виды деятельности: Познавательная. Художественное творчество. Проблемно-ценностное общение.
"Необыкновенные приключения" (9 часов)
Теория. Рассказы М.Твена "Приключения Тома Сойера", Д. Свифта "Путешествие Гулливера", С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Герои произведений. Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю.
Практика: Чтение по ролям. Пересказ. Составление плана. Просмотр и обсуждение мультфильма.
Форма: театрализация, блиц-турнир, литературная игра.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество.
"Подведем итоги" (2 часа)
Теория. Составление списка книг на лето. Проверка техники чтения.
Практика: Экскурсия в библиотеку..
Форма: Викторина "Литературная мозаика", тест, читательский контроль.
Виды деятельности: Познавательная. Игровая. Художественное творчество.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия |
Коррекционная работа |
Количество часов |
|||
Вводный урок. |
Развитие психологической базы речи-внимание, память, мышление. |
1 |
|||
Раздел «Книги, книги» |
8 |
||||
О чем рассказывают журналы? |
Развитие психологической базы речи, внимание, память, мышление. |
1 |
|||
Детская периодическая печать. |
Развитие психологической базы речи-внимание, память, мышление. |
1 |
|||
Электронные периодические издания. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
Рубрики журналов. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
Где, что, как и почему? |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
Книги-энциклопедии. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
Книги-справочники.
|
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
Составление рубрик "Классного журнала" |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
Раздел «Русские писатели» |
10 |
||||
А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Характеристика героев, пересказ. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
В. Жуковский "Сказка о царе Берендее". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
В. Жуковский "Сказка о царе Берендее". Характеристика героев, пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
М. Лермонтов "Ашик-Кериб". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
М. Лермонтов "Ашик-Кериб". Характеристика героев, пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
П. Ершов "Конек-горбунок". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
П. Ершов "Конек-горбунок". Характеристика героев, пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|||
В. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
В. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Характеристика героев, пересказ. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
Раздел « Чудесный мир классики» |
8 |
||||
Л.Н.Толстой "Рассказы для детей". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
Л.Н.Толстой "Рассказы для детей". Характеристика героев, пересказ. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|||
А.П.Чехов "Каштанка". Выразительное чтение, чтение по ролям. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
А.П.Чехов "Белолобый". Характеристика героев, пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
А.И. Куприн "Слон". Выразительное чтение, характеристика героев, пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
А.И. Куприн "Чудесный доктор". Выразительное чтение, характеристика героев, пересказ. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
П.П. Бажов "Уральские сказы". Выразительное чтение. Пересказ. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
П.П. Бажов "Уральские сказы". Характеристика героев. Ответы на вопросы учителя. |
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений |
1 |
|
||
Раздел «О детях и поступках» |
8 |
|
|||
М.М.Зощенко "Рассказы для детей". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
М.М.Зощенко "Рассказы для детей". Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Формирование навыка и умения деления произведения на части |
1 |
|
||
М.М.Зощенко "Рассказы для детей". Ответы на вопросы учителя. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома". Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Формирование навыка и умения деления произведения на части |
1 |
|
||
Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома". Ответы на вопросы учителя. |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
Д.Д. Григорович "Гуттаперчивый мальчик". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Д.Д. Григорович "Гуттаперчивый мальчик". Ответы на вопросы учителя. Нравственный урок читателю |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания |
1 |
|
||
Раздел «Родные поэты» |
8 |
|
|||
Стихи Ф.Тютчева о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Стихи Ф.Тютчева о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
Стихи С. Есенина о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Стихи С. Есенина о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
Стихи Н. Рубцова о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Стихи Н. Рубцова о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
Стихи И. Бунина о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Стихи И. Бунина о родной природе. Отношение человека к природе. Слушание и аудирование. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
Раздел «Рассказы о животных» |
8 |
|
|||
А.Куприн "Ю-ю". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие умения выражать свои мысли логически и грамматически правильно |
1 |
|
||
А.Куприн "Ю-ю". Знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Активизация и пополнение словарного запаса |
1 |
|
||
Б.Житков "Рассказы о животных". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Б.Житков "Рассказы о животных". Знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
В. Бианки "Приключения муравьишки". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие умения выражать свои мысли логически и грамматически правильно |
1 |
|
||
В. Бианки "Приключения муравьишки". Знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
В. Бианки "Синичкин календарь". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
В. Бианки "Синичкин календарь". Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
Раздел «Книги о Великой Отечественной войне» |
6 |
|
|||
Л.Кассиль "Держись, капитан". Выразительное чтение, характеристика героев. Нравственный урок читателю |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
С.Алексеев "Рассказы о войне". Выразительное чтение, характеристика героев. Нравственный урок читателю |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Л. Воронкова "Девочка из города". Выразительное чтение, характеристика героев. Нравственный урок читателю |
Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Л. Воронкова "Девочка из города". Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
В. Катаев "Сын полка". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
В. Катаев "Сын полка". Пересказ по цепочке. Составление плана. Нравственный урок читателю |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
Раздел «Необыкновенные приключения» |
9 |
|
|||
М.Твена "Приключения Тома Сойера". Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
М.Твена "Приключения Тома Сойера". Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
М.Твена "Приключения Тома Сойера". Чтение по ролям. Нравственный урок читателю |
Активизация и пополнение словарного запаса. Развитие умения выражать свои мысли логически и грамматически правильно |
1 |
|
||
Д. Свифта "Путешествие Гулливера" Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
Д. Свифта "Путешествие Гулливера" Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
Д. Свифта "Путешествие Гулливера" Чтение по ролям. Нравственный урок читателю |
Активизация и пополнение словарного запаса. Развитие умения выражать свои мысли логически и грамматически правильно |
1 |
|
||
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Выразительное чтение, характеристика героев. |
Развитие техники чтения. Развитие эмоционально-выразительного чтения |
1 |
|
||
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Пересказ по цепочке. Составление плана. |
Развитие умения пересказывать по плану |
1 |
|
||
С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Чтение по ролям. Нравственный урок читателю |
Активизация и пополнение словарного запаса. Развитие умения выражать свои мысли логически и грамматически правильно |
1 |
|
||
Раздел «Подведем итоги» |
2 |
|
|||
Викторина "Литературная мозаика".Составление списка книг на лето. |
Расширение кругозора, читательской активности |
1 |
|
||
Проверка техники чтения. |
1 |
|
|||
Итого |
68 |
|
|||
Промежуточная аттестация проходит в форме творческой работы – мини-сочинение «Мой любимый литературный герой» и оценивается по следующим критериям:
- лексический запас (не менее 40 слов);
- связное высказывание на письме (умение программировать лексико-грамматические конструкции);
- орфографическая зоркость.
№ |
Ф.И. учащегося |
лексика |
связная речь |
орфография |
Справился/ не справился |
|
|
|
|
|
|
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Прогнозируемый результат реализации программы.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 4-х классов)
Критерии эффективности реализуемой программы:
· сохранение контингента обучающихся к концу учебного года;
· систематичность посещения библиотеки школьной (городской);
· увеличение % качественного участия детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
· удовлетворительные результаты контроля осознанности чтения по предмету литературное чтение;
Три уровня компетенций чтения
Н.Н. Сметанникова (Кандидат психологических наук, доцент, профессор) выделила три уровня компетенций чтения для учащихся начальной школы: низший, средний и высший.
Высший уровень |
Средний уровень Высокий средний средний |
Низший уровень |
|
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием |
Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием |
Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено |
Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня |
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте |
Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка |
Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование |
Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием |
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий |
Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий |
Испытывает трудности при разделении фактов и мнений |
Нет разделения между фактами и мнениями |
Беглое выразительное, четкое чтение вслух |
Беглое близкое к грамотному чтение вслух |
Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток |
Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно |
Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации |
В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения |
Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели |
Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения |
Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением |
Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время |
Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает |
Плохо читает про себя, избегает чтения |
Обладая низшим уровнем читательской компетенции, невозможно быть активным читателем. Однако следует помнить, что чтение – умение, а любое умение может совершенствоваться. Ребенку необходимо помогать учиться читать.
Анкета для учащихся 4 классов «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из
произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.