РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
|
«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»
Направление: спортивно-оздоровительное
Класс: 2
Возраст детей: 8-9 лет
Учитель начальных классов:
Колынденкова Наталья Анатольевна,
высшая квалификационная категория
|
|
2020/2021 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
Задачи:
· закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
· закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
· воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
· формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Основные направления программы:
- оздоровительное, которое ориентируется на:
- формирование элементарных знаний о правильном питании;
- практическое применение полученных знаний в повседневной жизни;
- целенаправленное укрепление здоровья школьников.
Программа «Если хочешь быть здоров – питайся правильно» построена в соответствии с принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· возрастная адекватность;
· необходимость и достаточность информации;
· практическая целесообразность
· динамическое развитие и системность;
· вовлеченность семьи и реализацию программы;
· культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Программа предназначена для учащихся 2б класса. Работа организована в форме клуба по интересам в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам. Продолжительность занятия – 40 минут. Общий объём времени составляет 34 часа в год.
II. Ожидаемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
· формирование готовности у учащихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
· проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
· овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
· готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Если хочешь быть здоров – питайся правильно», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека;
· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
· умения выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
· определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий во время занятия;
· учиться работать по определенному алгоритму
· оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
· умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
· способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· умение оформлять свои мысли в устной форме
· слушать и понимать речь других;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения
· в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
III.Содержание программы
Тема 1. Введение. Поговорим о продуктах(7часов)
Теоретические знания
Беседа. Рассказ о продуктах питания.
Практическая работа
Рисование.
Тема 2.Давайте узнаем о продуктах. Витамины.(13 часов)
Теоретические знания
Из чего состоит наша пища.
Практическая работа
Исследование.
Опыт
Тема 3.Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания (7 часов)
Теоретические знания
Беседа по теме
Практическая работа.
Игра.
Тема 4. Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. (7 часов)
Теоретические знания.
Выбор полезных продуктов
Практическая работа
Игра
Отбор содержания программы осуществлён на основе ведущей идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении учащимися навыков поведения в различных ситуациях.
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» учащиеся должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе учащихся для решения поставленной задачи.
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у учащихся личной позиции в отношении того или иного вопроса.
IV.Тематическое планирование
Распределение часов
№ п.п. |
Тема |
Количество часов |
Сроки проведения |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Поговорим о продуктах |
7 |
4 |
3 |
В течение учебного года |
2 |
Давайте узнаем о продуктах. Витамины |
14 |
10 |
4 |
|
3 |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания |
7 |
4 |
3 |
|
4 |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках |
6 |
4 |
2 |
|
|
ИТОГО |
34 |
22 |
12 |
|
№ |
Тема занятия |
Содержание и форма занятия |
Дата проведения |
||
По плану |
Фак- ти- чески |
||||
Поговорим о продуктах (7ч) |
|
||||
1 |
Введение. Если хочешь быть здоров. |
Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование. |
02.09 |
|
|
2 |
Общие сведения о питании и приготовлении пищи |
|
09.09 |
|
|
3 |
Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища. |
Исследование. Опыт |
16.09 |
|
|
4 |
Самые полезные продукты. |
Игра. Выбор полезных продуктов |
23.09 |
|
|
5 |
Как правильно составить свой рацион питания. |
Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра. |
30.09 |
|
|
6 |
Полезные и вредные привычки. |
Беседа по теме. Игра. |
07.10 |
|
|
7 |
Как готовят пищу. |
Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи» |
14.10 |
|
|
Давайте узнаем о продуктах. Витамины (14 часов) |
|||||
8 9 |
Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна. |
Исследование «Получение муки и крупы из зерна». Путешествие по дороге «Хлебной». Игра. |
21.10 28.10 |
|
|
10 |
Хлеб – всему голова. |
Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки. |
02.11 |
|
|
11 |
Молоко и молочные продукты. |
Беседа о производстве молока. Игра. |
09.11 |
|
|
12 |
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. |
Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. |
16.11 |
|
|
13 |
Мясо и мясные блюда. |
Рассказ, беседа, игра-конкурс. |
23.11 |
|
|
14 |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало. |
Рассказ, видеофильм, игра, анкета. |
30.11 |
|
|
15 |
Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. |
Рассказ, исследование, игра. |
07.12 |
|
|
16 |
Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. |
Беседа о рациональном питании как составной части здорового образа жизни. |
14.12 |
|
|
17 |
Все мы любим салаты. |
Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов». |
21.12 |
|
|
18 |
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. |
Рассказ, загадки, рисунки. |
28.12 |
|
|
19 |
Всякому овощу – своё время. Дары леса. |
Беседа, загадки, кроссворд. |
11.01 |
|
|
20 |
Где найти витамины зимой и весной. |
Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата. |
18.01 |
|
|
21 |
Игра –проект «Витамин» |
Игра -проект |
25.01 |
|
|
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания (7) |
|||||
22 |
Как правильно есть. Режим питания. |
Рассказ. Игра. Анкетирование. |
01.02 |
|
|
23 |
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. |
Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». |
08.02 |
|
|
24 |
Как правильно вести себя за столом. |
Игра, конкурс рисунков по теме. |
15.02 |
|
|
25 |
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой |
Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола» |
29.02 |
|
|
26 |
Вредные и полезные привычки в питании. |
Исследование. Игра. |
14.03 |
|
|
27 |
Как правильно есть рыбу. |
Рассказ. Практическая работа. |
21.03 |
|
|
28 |
Игра – проект «Кулинарный глобус» |
Игра -проект |
28.03 |
|
|
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках (6ч) |
|||||
29 |
Щи да каша – пища наша. |
Рассказ. Игра. |
04.04 |
|
|
30 |
Что готовили наши прабабушки. |
Исследование. |
11.04 |
|
|
31 |
Народные праздники, их меню и здоровье. |
Рассказ. Исследование. Составление меню. |
18.04 |
|
|
32 |
Кулинары, повара – волшебники. |
Встреча с поварами. Исследование. |
25.04 |
|
|
33 |
Игра - проект «Основа здорового питания». |
Игра -проект |
16.05 |
|
|
34 |
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение. |
Праздник – отчёт по теме. |
23.05 |
|
|
V. Литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987.
3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:– М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
4. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
6. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
7. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С, 1975.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.