Программа внеурочной деятельности эный электрик

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа вне дея.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                              средняя общеобразовательная школа №4

                 Рассмотрено                                                         Принято                                              Утверждаю

                на заседании МО                                         на заседании                    Директор МБОУ СОШ №4

          учителей технологии                     педагогического совета                                              Л.Н.Буякина.

          физической культуры                    протокол №1                                        приказ №80 от 30.08.2019

         ОБЖ, изобразительного                от 30.08.2019 г.

         искусства и музыки

                                  А.Б.Болясов

        Протокол № 1 от 30.08.2019.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Ремонт своего дома»

 «Юный электрик» 9 класс

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

Программу составил: Болясов Андрей Борисович, учитель технологии высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

2019год

 

Пояснительная записка

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним школьникам предстоит

         работать по профессиям, которых пока нет,

         использовать технологии, которые еще не созданы,

         решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. 

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено

         изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,

         обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.

Таким требованиям отвечает конструирование электрических цепей.

 Образовательные конструкторы « Знаток " представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики  знакомятся с основами радиоэлектроники и электротехники,  собирая различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение этих систем в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в  этой области.

В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно  конструирование в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

Использование электронных конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных  схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники электротехники,  и научиться разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.

  Новизна программы состоит в том, с электрической энергией, в настоящее время, мы сталкиваемся на каждом шагу, круглые сутки. Она обогревает нас, даёт свет, возит нас, развлекает, информирует и работает за нас. Но если не уметь с ней дружить, то она может нанести непоправимый вред здоровью человека.

Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по конструированию  этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Отличительной особенностью программы является, не только знакомство с электрическими цепями, но и получение практического умения создавать небольшие простые схемы. Данным умением не каждый ребенок овладевает в основной школе на уроках технологии и физики.

Выполнение учащимися самостоятельных заданий способствует более осознанному и конкретному восприятию материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, формирует практические умения и навыки.

Объем и срок освоения программы

      Занятия по программе «Юный электрик»» проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. На учебный год отводится  часа.

Срок реализации программы - 1 год.

Адресат программы

В детском объединении могут принять участие все желающие в   возрасте  до 15 лет. Число воспитанников объединения составляет не менее 15 человек.

 

Цель программы: формирование представлений о физических методах познания окружающего мира посредством учебно-исследовательской и проектной деятельности

      Задачи:

-сформировать у обучающихся навыки исследовательской и проектной работы;

-выявить способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;

-развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

 

Обучение по программе основывается на следующих принципах:

научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения , а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

последовательности: построение учебного содержания курса  последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и межпредметных связей;

 индивидуализации: учёт индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;

 гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве обучающегося на удовлетворение его потребностей и интересов;

 креативности, предусматривающий поощрение творческой  активности обучающихся.

 

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

·        групповые учебно-практические и теоретические занятия;

·         работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

·         участие в соревнованиях между группами;

·        комбинированные занятия.

·         

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

6..Формирование   и   совершенствование   умений   и   навыков  (изучение   нового материала, практика).

7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

8.  Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

9. Создание ситуаций творческого поиска.

10. Стимулирование (поощрение).

 

Форма подведения  итогов

Контроль и оценка результатов освоения программы «Юный электрик» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов, исследований.

Выполнять исследования с использованием физических приборов

Умения сформулировать цель исследования, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Демонстрировать опыты

Умение сформулировать цель демонстрации, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Осуществлять поиск и отбор информации

Использование различные источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал

Выступать докладами с сообщениями

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, делать компьютерную презентацию

Участвовать в дискуссии

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Учебно – тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Ресурсы, оборудова

ние

Всего 

Теория 

Практика

1.

03.09

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Вводная беседа

2.

10.09

Юный электрик (6 ч)

2.1

17.09

Охрана труда и электробезопасность

1

0.5

0.5

Презентация

2.2

24.09

Основы электроснабхения

1

0.5

0.5

Презентация

2.3

01.10

Представление об электричестве

1

0.5

0.5

Видеоурок

2.4

08.10

Картофельный источник тока

1

0.5

0.5

Практическое занятие

2.5

15.10

Профессия- электрик

1

0.5

0.5

Презентация

2.6

22.10

Викторина

1

0.5

0.5

 

3.

5.11

Простые электрические схемы(7 ч)

 

3.1

12.11

Знакомство с конструктором

1

0.5

0.5

Конструктор

3.2

19.11

Элементы электрической цепи: источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники

1

0.5

0.5

Конструктор

3.3

26.11

Источники света. Лампочки и светодиоды.

1

0.5

0.5

Конструктор

3.4

03.12

Сборка электрических цепей с лампой и светодиодом

1

0.5

0.5

Конструктор

3.5

10.12

Тестер электропроводимости

1

0.5

0.5

Конструктор

3.6

17.12

Резистор

1

0.5

0.5

Конструктор

3.7

24.12

Конденсатор

1

0.5

0.5

Конструктор

4.

Последовательное и параллельное соединение(6ч)

 

4.1

14.01

Последовательное соединение проводников

1

0.5

0.5

Конструктор

4.2

21.01

Параллельное соединение проводников

1

0.5

0.5

Конструктор

4.3

28.01

Сборка цепей с последовательным соединением  батарей

1

0.5

0.5

Конструктор

4.4

04.02

Сборка цепей параллельным соединением  батарей

1

0.5

0.5

Конструктор

4.5

11.02

Сборка цепей с последовательным и параллельным соединением  батарей

1

0.5

0.5

Конструктор

4.6

18.02

Сборка цепей

1

0.5

0.5

Конструктор

5.

Схемы на интегральных элементах(6ч)

 

5.1

25.02

Интегральные микросхемы

1

0.5

0.5

Конструктор

5.2

03.03

Сборка  устройств с использованием музыкальной ИС

1

0.5

0.5

Конструктор

5.3

10.03

Сборка устройств с использованием ИС «звездные войны»

1

0.5

0.5

Конструктор

5.4

17.03

Динамик.

1

0.5

0.5

Конструктор

5.5

07.04

Микрофон.

1

0.5

0.5

Конструктор

5.6

14.04

 

Динамик. Микрофон.

1

0.5

0.5

Конструктор

6

Радиопремник (5ч)

 

 

 

 

6.1

21.04

Радиоприемник.

1

0.5

0.5

Конструктор

6.2

28.04

Радиоприемник. Его назначение. Использование.

1

0.5

0.5

Конструктор

6.3

05.05

Радиопередатчик. Его назначение и использование. Телеграф

1

0.5

0.5

Конструктор

6.4

12.05

Сборка радиоприемников

( различных видов)

1

0.5

0.5

Конструктор

6.5

19.05

Сборка радиоприемников

( различных видов)

1

0.5

0.5

Конструктор

7

Итоговые занятия

(1 ч)

 

 

 

 

7.1

Игра «ЗНАТОК»

1

0.5

0.5

конструктор

7.2

26.05

Экскурсия на Красносулинскую

ГРЭС

1

0.5

0.5

экскурсия

7.3

Итоговое занятие -игра

1

0.5

0.5

Презентация

7.4

Резерв

1

0.5

0.5

 

 

Итого

32

16

16

 

 

 Содержание программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1.Введение в курс

Знакомство с конструктором и его возможностями, с элементами электрической цепи : источник питания, ключ, лампа накаливания, соединительные проводники, с принципами работы электрических цепей, с обозначением элементов цепи.

2. Юный Электрик

Охрана труда и электробезопасность. Основы электроснабхения и представление об электричестве. Знакомство с профессией электрик.

3.Простые электрические схемы

Сборка простых электрических схем, учимся чертить схему фонарика, электроснабжения в доме, находить в больших схемах знакомые элементы. Знакомство с резистором, конденсатором.

4.Последовательное и параллельное соединение

Знакомство со способами соединения проводников, умение находить их в схемах.

5.Схемы на интегральных элементах

Знакомство с интегральными схемами : музыкальная, сигнальная, «звездные войны»;сборка цепей с ИС с заменой элементов цепи. Знакомство с устройством динамика и микрофона.

6. Радиоприемник

Знакомство с устройством «радиоприемник», сборка простейшего радиоприемника (Различных видов)

7.Итоговое занятие.

Игра «ЗНАТОК»,Экскурсия в Пичаевский РЭС.

 

Ожидаемые результаты изучения курса

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

·        адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

·        развитие коммуникативных качеств;

·        приобретение уверенности в себе;

·        формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

·        знание основных принципов электроприборов и техники;

·        умение работать по предложенным инструкциям;

·        умения творчески подходить к решению задачи;

·        умения довести решение задачи до работающей модели;

·        умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

·        умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащийся должен знать/понимать:

§  влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

§  область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

§  основные источники информации;

§  виды информации и способы её представления;

§  основные информационные объекты и действия над ними;

§  назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

§  правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером, с конструктором, электрическими приборами

Уметь:

§  получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

§  создавать схемы различного предназначения;

§  основные понятия, использующие в электротехнике

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

· использовать приобретенные знания и навыки  для решения учебных и практических задач;

соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информации.

Литература и средства обучения.

Методическое обеспечение программы

1.    Конструктор ЗНАТОК  -10 шт

2.     Инструкции по сборке

3.     Книга для учителя

4.     Компьютер - 1 шт.

5.      проектор