Программа внеурочной деятельности
«Путь к грамматике»
Пояснительная записка
Рабочая программа "Путь к грамматике" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06 октября 2009 года, зарегистрирован в Минюст России №15785 от 22.12.2009)
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.
· Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 11"
· Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СШ № 11
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности
· Программа О.В.Олейник, Л.П. Кабанюк «Проекты по русскому языку 2-4 классы» – М.: ВАКО, 2014
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Путь к грамматике ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Ø развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Ø пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
Ø развитие мотивации к изучению русского языка;
Ø развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Ø совершенствование общего языкового развития учащихся;
Ø углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
Ø формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Ø приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Ø развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Ø учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс "Путь к грамматике" предназначен для учащихся 2 - 4 классов. Рассчитан на 102 часа. Во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе - 34 часа. Периодичность занятий - 1 час в неделю.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
Ø умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Ø интерес к изучению языка;
Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы;
Ø учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Ø умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Ø умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Ø умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
Ø умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
Ø умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей, участие в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Формы проведения занятий
Ø практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
Ø анализ и просмотр текстов;
Ø самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
Ø уровневая дифференциация;
Ø игровые: деловая игра;
Ø проблемное обучение;
Ø моделирующая деятельность,
Ø проектная деятельность;
Ø информационные образовательные;
Ø здоровьесберегающие технологии;
Ø обучение в сотрудничестве.
Методы проведения занятий:
словесные - рассказ, беседа, доклад, реферат.
наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические — выполнение практических, творческих, исследовательских работ.
Контроль проводится в виде фронтального опроса, открытых занятий, выставки творческих работ учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты; детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Материально - техническое обеспечение:
· Кабинет начальных классов.
· Магнитная доска, парты.
· Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
|||
1.1 |
Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике» |
1 |
1 |
0 |
Итого: |
1 |
1 |
0 |
|
2 |
Наш помощник – язык. |
|||
2.1 |
Чудо из чудес. Язык как средство общения. |
1 |
1 |
0 |
2.2 |
Язык и речь – одно и то же? |
1 |
0 |
1 |
2.3 |
Язык и речь – одно и то же? |
1 |
1 |
0 |
2.4 |
Какие языки есть на свете? |
1 |
1 |
0 |
2.5 |
Работа над пробным проектом Темы проектов "Наши первые слова", "Первый русский букварь" |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
5 |
3 |
2 |
|
3 |
Мир слов |
|||
3.1 |
Для чего придуманы словари? Виды словарей. |
1 |
1 |
0 |
3.2 |
Работа с толковым и орфографическим словарями. |
1 |
0 |
1 |
3.3 |
Архаизмы, неологизмы, омонимы. |
1 |
1 |
0 |
3.4 |
Синонимы. |
1 |
0 |
1 |
3.5 |
Антонимы. |
1 |
0 |
1 |
3.6 |
Рождение и строение слов. |
1 |
0 |
1 |
3.7 |
Слова – родственники. Почему их так назвали? |
1 |
1 |
0 |
3.8 |
Загадки, шарады, анаграммы. |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
8 |
3 |
5 |
|
4 |
Добрые звуки.
|
|||
4.1 |
Поиграем со звуками. |
1 |
1 |
0 |
4.2 |
Транскрипция. |
1 |
0 |
1 |
4.3 |
Слабые и сильные позиции звуковю |
1 |
0 |
1 |
4.4 |
Тайна фонемы. |
1 |
0 |
1 |
4.5 |
Фонемные и нефонемные правила. |
1 |
1 |
0 |
4.6 |
На сцене гласные. |
1 |
0 |
1 |
4.7 |
"Опасные согласные" |
1 |
0 |
1 |
4.8 |
Выходим на главное правило. |
1 |
1 |
0 |
4.9 |
Фонетическая задачка "Колобок" |
1 |
0 |
1 |
4.10 |
Фонетическая задачка "Гуси - лебеди" |
1 |
0 |
1 |
4.11 |
Фонетическая задачка "Морозко" |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
11 |
3 |
8 |
|
5 |
"Живые буквы" |
|||
5.1 |
Кто повелевает буквами? |
1 |
1 |
0 |
5.2 |
Как человек научился писать? |
1 |
0 |
1 |
5.3 |
Пиктография. |
1 |
0 |
1 |
5.4 |
История письменности. |
1 |
1 |
0 |
5.5 |
Древнерусский алфавит. |
1 |
1 |
0 |
5.6 |
Самая молодая буква современного русского языка. |
1 |
1 |
0 |
5.7 |
Забавный алфавит |
1 |
0 |
1 |
5.8 |
Каллиграфия. |
1 |
0 |
1 |
5.9 |
Конкурс "Грамотеи" |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
9 |
4 |
5 |
|
Всего: |
34 |
14 |
20 |
3 класс
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
|||
1.1 |
Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике» в 3 классе. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
0 |
Итого: |
1 |
1 |
0 |
|
2 |
Части речи. |
|||
2.1 |
Проекты дают знания. |
1 |
1 |
0 |
2.2 |
В гостях у частей речи |
1 |
0 |
1 |
2.3 |
Всё, что существует. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Прилагательное. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Глагол |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Вместо имени |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Служба частям речи |
1 |
0 |
1 |
2.8 |
Для чего нужна морфология? |
1 |
1 |
0 |
2.9 |
Защита проектов по морфологии |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
9 |
4 |
5 |
|
3 |
Состав слова |
|||
3.1 |
Из чего состоят слова? |
1 |
1 |
0 |
3.2 |
Зрим в корень! |
1 |
0 |
1 |
3.3 |
Окончание и основа. |
1 |
0 |
1 |
3.4 |
Слово о префиксах. |
1 |
1 |
0 |
3.5 |
Приставки - труженицы. |
1 |
0 |
1 |
3.6 |
Говорящие суффиксы. |
1 |
1 |
0 |
3.7 |
Суффиксы существительных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.8 |
Суффиксы прилагательных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.9 |
Суффиксы глаголов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.10 |
Интерфикс и постфикс. |
1 |
1 |
0 |
3.11 |
Слова замаскировались. |
1 |
0 |
1 |
3.12 |
Защита проектов по морфемике. |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
12 |
5,5 |
6,5 |
|
4 |
Правописание
|
|||
4.1 |
Где прячутся ошибки? |
1 |
0 |
1 |
4.2 |
Самоинструкция |
1 |
0 |
1 |
4.3 |
Орфограммы в стихах |
1 |
0 |
1 |
4.4 |
Что нельзя проверить? |
1 |
0 |
1 |
4.5 |
Этимология |
1 |
1 |
0 |
4.6 |
Школа эйдетики |
1 |
1 |
0 |
4.7 |
Образ слова |
1 |
0 |
1 |
4.8 |
Цепочки ассоциаций |
1 |
0 |
1 |
4.9 |
Стоп! Перенос! |
1 |
0 |
1 |
4.10 |
Предлоги и приставки |
1 |
0 |
1 |
4.11 |
Пишем раздельно |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.12 |
Защита проектов по правописанию. |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
12 |
2,5 |
9,5 |
|
Всего: |
34 |
13 |
21 |
4 класс
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Количество часов |
||
всего |
теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
|||
1.1 |
Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике» в 4 классе. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
0 |
Итого: |
1 |
1 |
0 |
|
2 |
Синтаксис. |
|||
2.1 |
Как прекрасен наш язык. |
1 |
1 |
0 |
2.2 |
Королевство предложений. |
1 |
0 |
1 |
2.3 |
Виды предложений. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Кто здесь главный? |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Дружба слов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Дополнение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Определение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
Обстоятельство. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.9 |
Родня в предложении. |
1 |
0 |
1 |
2.10 |
Защита проектов по "Синтаксису" |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
10 |
4 |
6 |
|
3 |
Пунктуация |
|||
3.1 |
Знаки препинания. |
1 |
1 |
0 |
3.2 |
Обращение. |
1 |
0 |
1 |
3.3 |
Как пишут письма? |
1 |
0 |
1 |
3.4 |
Эксперты предложений? |
1 |
1 |
0 |
3.5 |
Грамматическое исследование. |
1 |
0 |
1 |
3.6 |
Защита проектов по пунктуации. |
1 |
1 |
0 |
Итого: |
6 |
3 |
3 |
|
4 |
Морфология
|
|||
4.1 |
Неутомимые глаголы. |
1 |
0 |
1 |
4.2 |
Спряжение глаголов |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.3 |
Алгоритм правописания |
1 |
0 |
1 |
4.4 |
Всезнающие существительные. |
1 |
0 |
1 |
4.5 |
Склонение существительных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.6 |
Слово о падежах |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.7 |
Великолепная шестёрка падежей |
1 |
0 |
1 |
4.8 |
Слова - помощники. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.9 |
Морфологический разбор существительного. |
1 |
0 |
1 |
4.10 |
Чувствительные прилагательные. |
1 |
0 |
1 |
4.11 |
Полезная краткость. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.12 |
Доброта мягкого знака. |
1 |
0 |
1 |
4.13 |
Суровость твёрдого знака. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.14 |
Конкурс "Грамотеи" |
1 |
0 |
1 |
4.15 |
Путь к грамотности. |
1 |
0 |
1 |
4.16 |
Подготовка к защите проекта"По секрету всему свету" |
1 |
0 |
1 |
4.17 |
Защита проекта "По секрету всему свету" |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
17 |
3 |
14 |
|
Всего: |
34 |
11 |
23 |
Содержание курса.
2 класс
Введение
Теория: Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике». Инструктаж по ТБ.
Раздел "Наш помощник – язык".
Теория: Чудо из чудес. Язык и речь – одно и тоже. Как возник язык? Какие языки есть на свете? Язык как средство общения.
Практика: Работа над пробным проектом. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам — расскажи нам».
Раздел "Мир слов".
Теория: Для чего придуманы словари? Архаизмы, неологизмы, омонимы. Синонимы и антонимы. Рассказ учителя о словах-двойниках.
Практика: Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Защита проекта по лексике "Наши первые слова", "Первый русский букварь"
Рождение и строение слов. Чтение забавных историй. Интеллектуальный тренинг. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Раздел "Добрые звуки".
Теория: Транскрипция. Слабые и сильные позиции звуков. Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. На сцене гласные! «Опасные» согласные. Выходим на главное правило. Эксперимент как метод исследования. Ключ к тайне фонемы.
Практика: Поиграем со звуками. Фонетическая задачка «Колобок». Фонетическая задачка «Гуси — лебеди». Фонетическая задачка «Морозко». Назначение транскрипции. Мозговой штурм.
Раздел "Живые буквы".
Теория: Кто повелевает буквами? Как человек научился писать? Пиктография. История письменности. Древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Практика: Творческая мастерская: древнерусские буквы. Забавный алфавит. Каллиграфия. Конкурс «Грамотеи». Фонетический анализ. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся узнают:
· возникновение письменности;
· что обозначается в русском языке буквами;
· «секреты» правописания в русском языке.
получат возможность научиться:
· безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи;
· составлять инструкции к орфографическим правилам;
· тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно;
· составлять текст по вопросам учителя;
· работать со словарями;
· отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
3 класс
Введение
Теория: Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике». Инструктаж по ТБ.
Раздел "Части речи".
Теория: Что такое проект? Что изучает морфология? Для чего нужна морфология? Самостоятельные и служебные части речи.
Практика: Работа над пробным проектом. Темы проектов по морфологии. (Например, "Паспорт любой части речи", "Сказка, стихотворение о любимой части речи". Интеллектуальный тренинг. Игра "Крестики - нолики". Защита проекта по морфологии.
Раздел "Состав слова".
Теория: Из чего состоят слова? Что изучает морфемика. Морфемный анализ слов. Суффиксы частей речи. Окончание и основа. Префикс. Интерфикс и постфикс.
Практика: Интеллектуальный тренинг. Защита проекта по морфемике "Суффиксы частей речи".
Рождение и строение слов. Чтение забавных историй.
Раздел "Правописание".
Теория: Где прячутся ошибки? Что такое орфография? Слабые и сильные позиции звуков. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Ассоциация. Перенос слов. Предлоги и приставки.
Практика: Игра "Я знаю орфограмму". Опорный конспект - схема "Путь к орфографической грамотности". Работа с орфографическим словарём. Цепочки ассоциаций. Интеллектуальный тренинг. Защита проектов по правописанию "Алгоритм грамотности", "Проверяемые орфограммы в стихах и песнях", "Непроверяемые орфограммы", "Ассоциации для словарных слов", "Перенос слова".
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся узнают:
· о науках русского языка: морфологии, морфемике, орфографии;
· о самостоятельных и служебных частях речи;
· «секреты» правописания в русском языке.
получат возможность научиться:
· безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи;
· составлять инструкции к орфографическим правилам;
· тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно;
· составлять текст по вопросам учителя;
· работать со словарями;
· отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
4 класс
Введение
Теория: Чем мы будем заниматься на занятиях «Путь к грамматике». Инструктаж по ТБ.
Раздел "Синтаксис".
Теория: Синтаксис - раздел грамматики. Как синтаксис способствует грамотности. Виды предложений. Словосочетание. Грамматическая основа. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения.
Практика: Игра "Что? Где? Когда?". Конспект "Виды предложений". Алгоритм разбора предложения. Паспорт словосочетания. Решение синтаксических задач. защита проекта по синтаксису.
Раздел "Пунктуация"
Теория: Пунктуация - система расстановки знаков препинания. Знаки препинания. Обращение. Как пишут письма?
Практика: Примерные схемы предложений с обращением. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Правила переписки. План личного письма. Грамматическое исследование. Защита проектов по пунктуации.
Раздел "Морфология"
Теория: Морфология изучает части речи. Глагол. Время и спряжение глагола. Имена существительные. Склонение существительных. Имена прилагательные. Морфологический разбор части речи.
Практика: Определение частей речи. Алгоритм правописания окончаний частей речи. Таблица "Склонение существительных". слова - помощники. решение морфологических задачек. Защита проекта.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся узнают:
· о науках русского языка: морфологии, пунктуации, синтаксисе;
· о самостоятельных частях речи;
· «секреты» правописания в русском языке.
получат возможность научиться:
· безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи;
· составлять инструкции к орфографическим правилам;
· тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно;
· составлять текст по вопросам учителя;
· работать со словарями;
· отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Литература:
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся начальных классов. - М., Просвещение, 2011;
2. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф. Современное русское письмо.- М., Просвещение,2004;
3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. - М., Просвещение,2005;
4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 2009;
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999;
6. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.2 класс. - М.: ВАКО,2014;
7. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. - М.: ВАКО, 2015;
8. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014;
9. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2004;
10. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., Аспект Пресс, 2006;
11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: АСТ: Астрель, 2008;
11.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. – М., Аванта+, 2008.
Для обучающихся:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999;
2. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014;
3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: АСТ: Астрель, 2008.
ЦОР:
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://www.ug.ru
3. http://www viki.rdf.ru
4. http:// megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)
5. http://project.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.