Пояснительная записка
Актуальность изучения региональной истории в школе.
Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Нижегородскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности». Таким образом, одним из ключевых факторов успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе. Новые образовательные и воспитательные задачи современной школы требуют углубления и систематизации знаний учащихся по родной истории, что вызывает необходимость (применительно к нашему региону) разработки новой учебной программы по истории Нижегородского края.
Общая характеристика учебного курса «История Нижегородского края».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней.» Программа учебного курса для основной школы для 6-10 классов/ авт. сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016. – 107 с.»
А также соответствует требованиям ФГОС основного общего образования к структуре рабочих программ.
Нормативно-правовая основа:
• ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» (в действующей редакции)
• ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897( с изменениями на 2017г.).
• ФГОС среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. № 413( с изменениями).
• Письмо Минобнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»
• Письмо Минобнауки РФ от 18.08.2017г. № 09-1672 и Письмо МОНО от 20.09.2017г. № 316-01-100-3666/1700 «Методические рекомендации…
• СанПин 2.4.2.2821-10 9ОТ 29.12.2019Г. № 189
(с дополнениями)
· «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней.» Программа учебного курса для основной школы для 6-10 классов/ авт. сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016. – 107 с.»
Место предмета в учебном курсе: Учебный курс «История Нижегородского края» XVI-XVII век предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных организация и рассчитан на 34 часа учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год).
Цель учебного курса – формирование систематических знаний по истории Нижегородского края как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.
Основные задачи учебного курса:
- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Основные идеи, подходы и принципы учебного курса «История Нижегородского края».
Ведущая идея учебного курса «История Нижегородского края» - показать трудовые и ратные цела нижегородцев, их культурные и духовные достижения на разных этапах исторического развития. В учебном курсе, с одной стороны, рассказывается о созидательном вкладе простых нижегородцев в освоение и обустройство родного края, с другой - на ярких примерах рядовых и выдающихся земляков раскрываются духовно-нравственные ценности человека, его созидательные возможности на ниве служения родному краю, Отечеству.
В учебной программе и содержании курса нашли отражение следующие подходы:
1) системный подход, нацеливающий на целостное и комплексное освещение основных аспектов нижегородской истории с учетом новейших научных достижений; изложение региональных процессов и явлений во временном и пространственном измерении; учет различных факторов, повлиявших на развитие края; осмысление его истории как совокупности истории семьи, малой родины, района, города, области, страны;
2) проблемно-хронологический подход, предполагающий выделение в истории родного края исторических периодов - от древности до наших дней - и рассмотрение в конкретных хронологических рамках основных историко-краеведческих проблем (экономических, социальных, культурных и др.);
3) компетентностный подход, акцентирующий внимание на образовательных результатах, то есть на приобретении в ходе изучения курса набора ключевых компетенций (информационных, социальных, коммуникативных и др.), которые помогут учащимся применять приобретенные знания, умения в социальной практике.
В основу учебного курса положены следующие принципы:
- культуросообразности: наполнение историко-краеведческого курса разнообразными элементами материальной и духовной культуры; интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, с местными традициями, обычаями;
- полиэтничности, поликонфессиональности: отражение в учебном курсе особенностей многонационального и многокон-фессионального состава населения Нижегородской земли; ориентация на поликультурность как средство понимания общности исторических судеб народов родного края и России;
- природосообразности: научно-методическая и текстовая доступность программных и учебных материалов для учащихся основной школы, соответствие содержания учебного курса возрастным особенностям учеников и условиям образовательной организации; понимание курса исторического краеведения как учебной (а не научной) версии прошлого Нижегородского края, соответствующей когнитивному, эмоциональному и практическому опыту учащихся;
- гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национaльной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к таким ценностям, как семья, малая родина, Нижегородская земля, Отечество;
- светскости и деидеологизированности в толковании исторических процессов в Нижегородском крае, что предусматривает, с одной стороны, светское, конфессионально нейтральное изложение основных этапов истории края, а с другой -неприятие идеологически ангажированного освещения нижегородского прошлого.
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного курса «История Нижегородского края».
Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
· Личностные результаты:
осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края; понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России; готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.
· Метапредметные результаты:
способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.
· Предметные результаты:
овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество; усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего; приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Нижегородской земли в различные периоды ее истории; готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.
7 класс. История Нижегородского края. XVI – XVII века.
Введение.
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век).
Нижегородский кремль — выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XV/века. Начало строительства Нижегородского кремля. Стены Нижегородского кремля. Названия башен Нижегородского кремля. Ворота и внутреннее устройство башен.
Нижегородский край в системе обороны Русского государства в XVIвеке. Осада Нижегородского кремля казанцами в 1521 году. Возведение Васильсурска. Отражение казанских набегов и строительство крепости в Балахне при Елене Глинской. Казанские походы Ивана Грозного (1545—1551 гг.). Казанский поход 1552 года. Значение взятия Казани для Нижегородского края. Постройка Арзамаса и Павлова острога. Арзамасская засечная черта. Арзамасские служилые татары.
Раздел 2.Смута и Нижегородский край в начале XVII века.
Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601—1607гг.). Голод в начале XVII века и гражданский подвиг Ульяны Осорьиной. Лжедмитрий II и Смутное лихолетье. Поддержка арзамасцами Ураз- Мухаммеда и Ивана Болотникова. Осада болотниковцами Нижнего Новгорода. Участие нижегородцев и арзамасцев в борьбе с болотниковцами под Тулой.
Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608—1609 годах. Героическая гибель арзамасского полка в битве под Зарайском в марте 1608 года. Оборона Нижнего Новгорода от войск Лжедмитрия II в 1608—1609 годах. Поход нижегородцев на помощь Москве (1609—1610 гг.). Нижегородцы и организация первого народного ополчения (1611 г.)
Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611 г.) Обращения патриарха Гермогена и священноначальников Троице-Сергиева монастыря к нижегородцам. Происхождение К. Минина и его жизнь до 1611 года. Призыв Минина к нижегородцам. К. Минин приглашает в Нижний Новгород смолян. Князь Д. М. Пожарский — воевода ополчения. Формирование народного ополчения в Нижнем Новгороде.
Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612—1613 гг.). Путь ополчения к Ярославлю. Пребывание К. Минина и Д. Пожарского в Ярославле. Поход ополчения под руководством Минина и Пожарского из Ярославля на Москву. Сражение ополченцев у стен станицы с войском гетмана Ходкевича Освобождение Москвы от поляков. Избрание на царство Михаила Романова.
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых.
Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Административно- территориальное деление нижегородских земель. Арзамасская сторожевая черта. Воеводское управление Нижегородское самоуправление.
Социальный и этнононациональный состав населения Нижегородского края. Служилые люди «по отечеству»: дворяне и дети боярские. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари Посадские люди. Крестьяне. Этическая карта Нижегородской земли: русские, марийцы, мордва, татары.
Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. Нижний Новгород — торговый центр России. Нижний Новгород — средоточие ремесел. Судостроение. Постройка корабля «Фридрих». Прядильный промысел. Кожевенное дело. Пушниковы.
Промышленно-торговые центры Нижегородского края. Балахна. Арзамас. Павлово. Лысково. Городец. Б. И. Морозов и организация поташного производства.
Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки. Монастырь на Желтых водах в XVII веке. Основание Макарьевской ярмарки. 1641 год — становление ярмарки как всероссийского торжища. Продавцы и товары. Архитектурный ансамбль монастыря.
Нижегородский край и церковный раскол. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа Никона. Патриарх из «нижегородских пределов*. Протопоп Аввакум из села Григорова. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде. Первые поселения старообрядцев на Керженце.
Нижегородский край и народные волнения в 1660-х — 1670-х гг. Причины роста социальной напряженности на нижегородских землях в XVII веке. Формы социального протеста нижегородцев. Восстание Степана Разина на Нижегородском Правобережье. Алена Арзамасская. Разинцы в Поветлужье.
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках.
Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке. Храмовое зодчество и иконопись XVI века Нижегородские монастыри в XVI веке. Нижегородские исторические песни XVI века. Основные отрасли сельского хозяйства: земледелие. бортничество, рыболовство.
Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке. Распространение грамотности. Развитие книжного дела и летописания Писцовые и переписные книги. Первая нижегородская типография. Никита Фофанов. Жилища нижегородцев. Одежда, быт и нравы жителей края.
Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке. Средневековая застройка Нижнего Новгорода, его посады и слободы. Каменное и деревянное зодчество. Нижегородские храмы XVII века. Зодчие Л. Во- зоулин, его сын А. Константинов и др. и их покровители: Г. С. Дранишников, С. Ф. Задорин, А. Ф. Олнсов. Иконопись и нижегородские живописцы: Кондрат Ильин, Ераст Прокофьев. Онтои Патрекеев, Никита Павловец и др. Прикладное искусство.
История «малой родины» в XVI— XVII веках. Исторические события, основание сел и деревень, светские и культовые строения эпохи. Местные легенды и предания. Люди родной земли, их ратные подвиги и трудовые дела. Следы старины в современном облике нижегородской провинции.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«История Нижегородского края. XVI-XVII веков» 7 класс
Номерурока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата план |
Дата факт |
примечание |
1. |
Урок повторения |
1 |
|
|
|
2 |
Введение. ИсторияНижегородскогокраяв16-17вв. |
1. |
|
|
|
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства в 16 веке(6 часов) |
|||||
3-4 |
Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества 16 века |
2 |
|
|
|
5-6 |
Нижегородский край в системе обороны Русского государства в 16 веке |
2 |
|
|
|
7. |
Обобщение по разделу 1 «Нижегородская земля –пограничный край Русского государства в 16 веке. |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале 17 века (7 часов) |
|||||
8. |
Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг). |
1 |
|
|
|
9. |
Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1609гг. |
1 |
|
|
|
10. |
Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611 г) |
1 |
|
|
|
11. |
Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-163гг.)
|
1. |
|
|
|
12. |
Патриоты земли русской – Минин и Пожарский. |
1. |
|
|
|
13. |
Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде.
|
1 |
|
|
|
14. |
Обобщение по разделу 2 «Смутное время и Нижегородский край в начале 17века». |
|
|
|
|
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых (11часов). |
|||||
15, 16. |
Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале 17 века и управление ими. |
2. |
|
|
|
17,18 |
Социальный и этно-национальный состав населения Нижегородского края. |
2. |
|
|
|
19. |
Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. |
1. |
|
|
|
20. |
Промышленно-торговые центры Нижегородского края. |
1. |
|
|
|
21,22 |
Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки. |
2. |
|
|
|
23-24. |
Нижегородский край и церковный раскол. |
2. |
|
|
|
25. |
Нижегородский край и народные волнения в 1660-1670-е годы. |
1. |
|
|
|
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в 13–15 веках (7 часов) |
|||||
26. |
Духовная и материальная культура Нижегородской земли в 16 веке. |
1. |
|
|
|
27. |
Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в 17 веке. |
1. |
|
|
|
28-29. |
Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в 17 веке. |
3. |
|
|
|
30-31. |
Уроки обобщения по разделам 3 и 4 . |
2. |
|
|
|
32-34 |
Уроки по локальной истории «Малая родина в 16-17 веках». |
3. |
|
|
|
Литература по курсу
Учебные издания:
1. История Нижегородского края. XVI-XVII век. Программа учебного курса для основной школы для 7 классов/ авт. сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016. – 107 с.»
2. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия для основной школы для 6-10 классов/ авт. сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016. – 107 с.»
3. Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев/сост. В.Шамшурин.-5-е издание. - Н.Новгород: книги, 2008.-432с.
4. Нижегородский край: факты, события, люди/под ред. Н.Ф.Филатова и А.В.Седова.–2-еизд.–Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1997.
5. Сидорова И.В. Наш Нижний Новгород: рассказы по истории города: книга для семейного чтения. Н.Новгород, 2008
6. Федоров В.Д. История Нижегородской области; учебное пособие.– Арзамас; изд-во АГПИ, 2010
7. Чемоданов Л.А. История Горьковской области: учебное пособие.– Горький: Волго-Вятское изд-во, 1975
Литература
1. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. – М.: Искусство, 1987. Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. –Н.Новгород: Кварц, 2008
2. История города Горького: краткий очерк. – Горький: Волго-вятское изд-во, 1974.
3. Карпенко В.Ф. Великие князья Нижегородские. – Н.Новгород: БИКАР, 2003
4. Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004
5. Морохин Н.В. Наши реки, города и сёла. – Н.Новгород: Книги, 2007
6. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура 14-начала 20 века. – Н.Новгород: Волго-вятскоеизд-во, 1994
7. Чеченков П.В. Нижегородский край в конце 14-третьей четверти 16 века: внутреннее устройство и система управления. – Н.Новгород:Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.