МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа №3 им.Очирова Л-Г.Б.»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по гражданско-патриотическому направлению
«Краевед»
класс, уровень обучения 7 класс
учитель Павлова Е.А.
г.Лагань,2017
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Краевед» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа предусматривает 1 час в неделю и рассчитана на 1 год обучения. Программа позволит создать благоприятные условия для изучения в 7 классе самостоятельного курса краеведения.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов истории, природы, населения, культуры, экономики. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа носит проектно-исследовательский характер.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Цель:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи :
I. Общеобразовательные:
1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные:
1. сформировать системное представление о школе,городе, Лаганском районе, Калмыкии;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;
4. развивать умения работать с историко- и туристко-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Моя семья.
1. Содержание работы членов семьи (рисунок, устный рассказ, составление и решение задач по содержанию работы родителей).
2. Моя трудовая семья (рисунок, выставка, фото, документов).
3. У меня дома в свободное время (рисунки, устный рассказ).
4. Песни родителей, бабушек (прослушивание грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков).
К концу учебного года ученик должен знать:
- место и содержание работы членов семьи;
- о вкладе членов семьи в трудовые дела предприятий, учреждений.
Должен уметь:
- составить и решить простейшие задачи по содержанию работы членов семьи.
Наша школа.
1. Наша школа.
2. Школьная библиотека (экскурсия, работа знатоков).
3. Мои любимые книги, открытки (выставка книг, открыток).
4. Встреча с учителями-пенсионерами (выставка фотографий, предметов, грамот).
5. Посещение школьного музея (экскурсия, работа знатоков).
К концу учебного года ученик должен знать:
- как создаются личные библиотеки;
- как существуют музеи.
Должен уметь:
- починить книгу;
- самостоятельно выбрать себе книгу нужного автора или по интересующей теме;
- записать краткие сведения о прочитанной книге в специальную тетрадь (автор, название, дата издания, количество страниц);
- уметь выслушать воспоминания и задать вопросы.
г.Лагань.
1. Наш город (работа знатоков по изучению отдельных объектов города, прогулка по городу).
2. Памятные (исторические) места г.Лагани (экскурсия, работа знатоков).
3. Посещение районного музея.
4. Прогулки по улицам.
К концу учебного года ученик должен знать:
- правила поведения в культурных и образовательных учреждениях;
Должен уметь:
- вести рассказ об изученных объектах города.
Природа и мы.
1. Экскурсия и прогулки с распределением краеведческих должностей знатоков.
2. Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления (прогулка, работа знатоков).
3. Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года.
4. Личное участие в охране природы.
К концу учебного года ученик должен знать:
- несколько лекарственных трав;
- несколько ядовитых растений;
- несколько дикорастущих съедобных растений.
Должен уметь:
- правильно собирать лекарственные травы;
- убрать место привала;
Туризм и элементы ориентирования.
1. Туристские должности знатоков.
2. Техника безопасности туристских прогулок.
3. Одежда и обувь по сезону.
4. Групповое снаряжение туристов.
5. Вычерчивание маршрутов, прогулок, дорог и планов.
6. Игровые топодиктанты.
7. Слет туристов (заключительное занятие).
К концу учебного года ученик должен знать:
- правила безопасности организации туристских прогулок;
- 7-8 топографических знаков.
Должен уметь:
- одеваться и обуваться для туристских прогулок по сезону;
- уложить рюкзак;
- вычертить маршрут туристских прогулок;
- измерить небольшие расстояния парами шагов;
- вести простейший дневник прогулки.
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
5. Составление маршрута походов.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
План распределения учебного материала по разделам:
Наименование разделов
|
Количество часов |
|
1 год обучения |
||
Теория |
практика |
|
1. Моя семья |
2 |
2 |
2. Наша школа |
2 |
1 |
3. г.Лагань и наш район |
4 |
4 |
4. Природа и мы. |
2 |
4 |
5. Туризм и элементы ориентирования |
3 |
4 |
Всего: |
12 |
15 |
|
27 |
|
1. Практические занятия, экскурсии |
4 экскурсии по 1 часу |
|
2. Однодневные походы |
1 поход по 3 часа |
|
ИТОГО: |
35 |
Календарно-тематическое планирование занятий.
Название разделов |
Темы занятий |
Кол. заня тий |
Примечание |
1. Моя семья |
1. Содержание работы членов семьи (рисунок, устный рассказ, составление и решение задач по содержанию работы родителей). 2. Моя трудовая семья (рисунок, выставка, фото, документов). 3. У меня дома в свободное время (рисунки, устный рассказ). 4. Песни родителей, бабушек (прослушивание грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков).
|
4 |
|
2. Наша школа |
1. Наша школа. 2. Школьная библиотека. 3. Мои любимые книги, открытки (выставка книг, открыток). 4. Встреча с учителями-пенсионерами (выставка фотографий, предметов, грамот). 5. Посещение школьного музея (экскурсия) |
3+2 |
Экскурсия
Экскурсия |
3. г.Лагань и наш район |
1. Наш город (работа знатоков по изучению отдельных объектов села, прогулка по городу). 2. Памятные (исторические) места города (экскурсия). 3. Посещение районного музея
|
8+1 |
Экскурсия |
4. Природа и мы. |
1. Экскурсия и прогулки с распределением краеведческих должностей знатоков. 2. Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления. 3. Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года. 4. Личное участие в охране природы.
|
6+1 |
Экскурсия |
5. Туризм и элементы ориентирования |
1. Туристские должности знатоков. 2. Техника безопасности туристских прогулок. 3. Одежда и обувь по сезону. Групповое снаряжение туристов. 4. Вычерчивание маршрутов, прогулок, дорог и планов. 5. Игровые топодиктанты. 6. Слет туристов (заключительное занятие).
|
6+4 |
Поход. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.