Программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"

Оценка 4.6
PDF
28.02.2022
Программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"
ВД._Мы_твои_друзья._3_класс.PDF

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми

 

 

Принято на заседании Педагогического совета

 Протокол № 1 от 30.08.2021г

 

 

 

 

Программа внеурочного курса

«Мы твои друзья»

 

составитель программы Некрасова Е.А.

 

 

 

 «Мы – твои друзья!» 34 часа в год при 1 часе в неделю. 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

  Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.

Пояснительная записка

Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы.  Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.  Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.  

Давно доказано, общение с животными очень значимо для формирования личности ребенка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. 

Домашние питомцы дарят возможность даже совсем юному человеку почувствовать себя взрослым и сильным. Тем, кто может накормить, приласкать, успокоить, защитить.  Полученный опыт заботы и опеки над «братьями меньшими» поможет ребенку в дальнейшем научиться заботиться и о близких людях -  родителях, друзьях и т.д.

Привязанность домашнего питомца дарит хозяину (и взрослому, и ребенку) ощущение тепла и любви, помогает справляться с грустью, усталостью, унынием. Домашние животные, по мнению лауреата Нобелевской премии, этолога Конрада Лоренца – прекрасные учителя, которые могут научить человека искусству бескорыстной и безусловной любви к другому. 

Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, оказывается базой для формирования основ экологической ответственности как черты личности.

 Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Программа носит интегрированный характер и направлена на решение конкретных педагогических задач, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки. 

 

Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности школьников о нуждах и потребностях домашних животных, понимании - какую роль играет человек в жизни питомцев, готовности заботиться и бережно относиться к животным. 

 

 

Задачи программы:

      формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы; 

      развитие устойчивого познавательного, эстетического и   практического интереса к домашним животным;

      вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами; 

      формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным;  

 

Место учебного предмета в учебном плане. На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

 

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности -  зачетная. Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты.

    

Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения: 

В реализации программы используются различные виды деятельности: игровой, познавательный, развлекательный (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; социальное и досуговое художественное творчество. 

Используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия;

дидактические, сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы

 

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

                 интерес к изучению домашних животных; 

                 умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

                 готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;  желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации. 

 

Метапредметные результаты.

 

Познавательные УУД:

                 навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;

                 приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

                 навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор информации, анализ информации; 

                 навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

 

Регулятивные УУД:

                 учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

                 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

                 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

                 учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; 

 

Коммуникативные УУД:

                 умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, 

                 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им; учиться согласованно, работать в группе;

                 формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

                 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. 

 

Работа с информацией: Обучающиеся научатся:

                 осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;

                 рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;

                 определять возможные источники информации и способы ее поиска.

 

 Обучающиеся получат возможность научиться:

                 оценивать потребность в дополнительной информации;

                 получать информацию из наблюдений при общении;

                 анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

                 наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,

обновляя представления о причинно-следственных связях.

 

 

Совместная деятельность:

 

Обучающиеся научатся:

                 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

                 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

       Обучающиеся получат возможность научиться:

 

                 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

                 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

                 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности

                 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся получат:

                 в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества; 

                 в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;

                 в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;

                 в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем могут повлиять на физическую активность хозяина. 

 

Обучащиеся получат возможность научиться:

 

                 правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; правильно ухаживать  за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.

 

Содержание курса: 

Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов: 

 

Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных.  Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! История одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.

Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение.    Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. 

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек. 

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек   и собак.  В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. 

  Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. 

Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.

 Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. 

Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. 

Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение

итогов.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Часы

1

Давайте познакомимся!

7

2

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные!

5

3

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

6

4

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

6

5

На приеме у Айболита

4

6

Мы с тобой друзья!

6

 

Итого 34 часа

 


 

 

Календарно – тематическое планирование

(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)

Наименование   разделов и тем

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика 

 (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятия

Количество часов

Скорректи рованные сроки 

изучения  материала

 

 

1 четверть.  40 учебных дней. 8 ч.

 

1.

Давайте познакомимся! – 7 ч Вводное занятие. Знакомься- домашние животные. 

Беседа

Познакомить учащихся с героями программы, почему люди заводят домашних животных, питомец — животное, за которым ухаживает человек.

1

 

2.

Почему люди заводят домашних питомцев? Какие бывают домашние питомцы.

Беседа

Сформировать представление о том, какие бывают домашние животные. Получение представления о разнообразии домашних питомцев.

1

 

3.

Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека.

Сюжетно-

ролевая игра

Развивать способности человека осознать и выразить свои чувства, умение понять эмоциональное состояние другого существа и сопереживать ему.

1

 

4.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Беседа

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

1

 

5.

Клубы любителей животных.

Рассказ

Дать представление о существовании клубов любителей     животных.     Формировать представление о назначении таких клубов и их работе. 

1

 

6.

Права и обязанности хозяев животных. 

Сюжетно-

ролевая игра

Познакомить с правами и обязанностями хозяев домашних питомцев. Формировать ответственное отношение к приобретению и содержанию домашнего питомца. 

1

 

7.

Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

Беседа

Познакомить с организациями и учреждениями, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

1

 

 

8.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! - 5 часов История одомашнивания.

Рассказ

Познакомить с историей одомашнивания животных. 

1

 

2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч.

9.

История появления различных пород кошек и собак, их назначение.

Викторина

Познакомить с разнообразными породами кошек и собак. Формировать представление об истории их появления, их значимости в жизни человека.

1

 

10.

Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек.

Викторина

Формировать представление о многообразии животного мира. Усвоение знаний об особенностях поведения, характера, привычек кошек и собак.

1

 

11.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Дискуссия

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

1

 

12.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Беседа

 Формировать у детей ответственное отношение к домашним животным, готовности заботиться и опекать своих питомцев. 

 

1

 

13.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов

Сравнение внешнего строения тела собак и кошек.

Рассказ

Сформировать у детей представление о сходстве и различии строения тела кошки и собаки.

Расширить представление о правилах содержания домашних питомцев, их нуждах и потребностях. 

Формировать грамотное поведение во время прогулки с собакой.

1

 

14.

Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках.

Беседа

1

 

15.

Культура содержания собак и кошек в городе.

Сюжетно-

ролевая игра

1

 

16.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания к ним.  

1

 

3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов.

17.

Сопереживание, сочувствие и содействие

Беседа

Формировать у детей ответственное

1

 

 

 

животным.

 

отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и 

 

сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. 

 

 

18.

Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе.

1

 

19.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов Как общаются животные друг с другом и с человеком.

 

Формировать представление о характерных особенностях            поведения      домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

1

 

20.

Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Викторина 

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Приобретение ценного опыта изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. 

1

 

21.

Как учатся животные.

Сюжетно-

ролевая игра

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

1

 

22.

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Игра

Формирование ценностного, эмоционально-

окрашенного          отношения           младших

школьников к животным

Формировать грамотное поведение с чужими домашними кошками и собаками.

1

 

23.

Правила общения с чужими домашними кошками и собаками.

Беседа

1

 

24.

Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

Беседа

1

 

25.

На приеме у Айболита – 4 часа  Как ты себя чувствуешь? Поможет

Рассказ

Формировать готовность заботиться и бережно относиться к животным.

1

 

 

 

ветеринар.

 

Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

 

 

26.

Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Рассказ

Познакомить детей с видам чего их делают.

и прививок. Для

1

 

4 четверть. 36 учебных дней. 8

 часов

 

27.

В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

Беседа

Вовлечение деятельность питомцами.

учащихся по        уходу

в реальную за домашними

1

 

28.

 

Как избежать опасности?

 

Сюжетно-

ролевая игра

Вовлечение деятельность питомцами.

учащихся по        уходу

в реальную за домашними

1

 

29.

Мы с тобой друзья! – 6 часов Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов.

Виртуальная экскурсия

Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов основной темой которых являются домашние животные. 

1

 

30.

Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Творческая работа

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных.  

1

 

31.

Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

1

 

32.

Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

1

 

33.

Мой питомец – самый лучший!

Выставка работ

Дать возможность понять, какие замечательные существа находятся рядом с ними,  и осознать,  что эти любящие и преданные животные нуждаются в постоянной заботе своего хозяина.

1

 

34.

Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие.

Викторина

1

 

 

Итого: 34 часа


 

 

 

 Материально- техническое обеспечение 

 

Для учителя:

Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова, 

Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4  Для учеников: Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова). 

 

Книгопечатная продукция: 

Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».

 

Печатные пособия

Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников,

произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.

 

Цифровые ресурсы

http://www.prav-pit.ru/    http://roipkpro.ru/

www.pet-school/ru.

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28.08.2019г. №1 Руководитель кафедры  учителей начальных классов _____________ Миронычева И.П.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР __________Л.С. Балаян.

29.08.2019г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76» г

Мы – твои друзья!» 34 часа в год при 1 часе в неделю

Мы – твои друзья!» 34 часа в год при 1 часе в неделю

Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным

Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать потребность в дополнительной информации; • получать информацию из наблюдений при общении; • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их…

Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать потребность в дополнительной информации; • получать информацию из наблюдений при общении; • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их…

Обучающиеся получат: • в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества; • в познавательной сфере — сформированные представления о…

Обучающиеся получат: • в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества; • в познавательной сфере — сформированные представления о…

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

На приеме у Айболита 4 6

На приеме у Айболита 4 6

Календарно – тематическое планирование (По программе – 34 часа при 1 часе в неделю) №

Календарно – тематическое планирование (По программе – 34 часа при 1 часе в неделю) №

Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев

Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения

Игры с питомцем: проводим время вместе

Игры с питомцем: проводим время вместе

Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа

Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа

Материально- техническое обеспечение

Материально- техническое обеспечение

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей начальных классов от 28

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей начальных классов от 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022