Программа внеурочной деятельности "Мы твои друзья"

  • pdf
  • 28.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВД._Мы_твои_друзья._3_класс.PDF

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми

 

 

Принято на заседании Педагогического совета

 Протокол № 1 от 30.08.2021г

 

 

 

 

Программа внеурочного курса

«Мы твои друзья»

 

составитель программы Некрасова Е.А.

 

 

 

 «Мы – твои друзья!» 34 часа в год при 1 часе в неделю. 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

  Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.

Пояснительная записка

Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы.  Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.  Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.  

Давно доказано, общение с животными очень значимо для формирования личности ребенка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. 

Домашние питомцы дарят возможность даже совсем юному человеку почувствовать себя взрослым и сильным. Тем, кто может накормить, приласкать, успокоить, защитить.  Полученный опыт заботы и опеки над «братьями меньшими» поможет ребенку в дальнейшем научиться заботиться и о близких людях -  родителях, друзьях и т.д.

Привязанность домашнего питомца дарит хозяину (и взрослому, и ребенку) ощущение тепла и любви, помогает справляться с грустью, усталостью, унынием. Домашние животные, по мнению лауреата Нобелевской премии, этолога Конрада Лоренца – прекрасные учителя, которые могут научить человека искусству бескорыстной и безусловной любви к другому. 

Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, оказывается базой для формирования основ экологической ответственности как черты личности.

 Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Программа носит интегрированный характер и направлена на решение конкретных педагогических задач, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки. 

 

Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности школьников о нуждах и потребностях домашних животных, понимании - какую роль играет человек в жизни питомцев, готовности заботиться и бережно относиться к животным. 

 

 

Задачи программы:

      формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы; 

      развитие устойчивого познавательного, эстетического и   практического интереса к домашним животным;

      вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами; 

      формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным;  

 

Место учебного предмета в учебном плане. На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

 

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности -  зачетная. Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты.

    

Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения: 

В реализации программы используются различные виды деятельности: игровой, познавательный, развлекательный (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; социальное и досуговое художественное творчество. 

Используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия;

дидактические, сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы

 

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

                 интерес к изучению домашних животных; 

                 умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

                 готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;  желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации. 

 

Метапредметные результаты.

 

Познавательные УУД:

                 навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;

                 приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

                 навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор информации, анализ информации; 

                 навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

 

Регулятивные УУД:

                 учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

                 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

                 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

                 учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; 

 

Коммуникативные УУД:

                 умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, 

                 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им; учиться согласованно, работать в группе;

                 формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

                 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. 

 

Работа с информацией: Обучающиеся научатся:

                 осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;

                 рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;

                 определять возможные источники информации и способы ее поиска.

 

 Обучающиеся получат возможность научиться:

                 оценивать потребность в дополнительной информации;

                 получать информацию из наблюдений при общении;

                 анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

                 наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,

обновляя представления о причинно-следственных связях.

 

 

Совместная деятельность:

 

Обучающиеся научатся:

                 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

                 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

       Обучающиеся получат возможность научиться:

 

                 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

                 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

                 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности

                 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся получат:

                 в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества; 

                 в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;

                 в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;

                 в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем могут повлиять на физическую активность хозяина. 

 

Обучащиеся получат возможность научиться:

 

                 правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; правильно ухаживать  за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.

 

Содержание курса: 

Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов: 

 

Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных.  Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! История одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.

Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение.    Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. 

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек. 

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек   и собак.  В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. 

  Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. 

Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.

 Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. 

Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. 

Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение

итогов.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Часы

1

Давайте познакомимся!

7

2

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные!

5

3

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

6

4

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

6

5

На приеме у Айболита

4

6

Мы с тобой друзья!

6

 

Итого 34 часа

 


 

 

Календарно – тематическое планирование

(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)

Наименование   разделов и тем

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика 

 (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятия

Количество часов

Скорректи рованные сроки 

изучения  материала

 

 

1 четверть.  40 учебных дней. 8 ч.

 

1.

Давайте познакомимся! – 7 ч Вводное занятие. Знакомься- домашние животные. 

Беседа

Познакомить учащихся с героями программы, почему люди заводят домашних животных, питомец — животное, за которым ухаживает человек.

1

 

2.

Почему люди заводят домашних питомцев? Какие бывают домашние питомцы.

Беседа

Сформировать представление о том, какие бывают домашние животные. Получение представления о разнообразии домашних питомцев.

1

 

3.

Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека.

Сюжетно-

ролевая игра

Развивать способности человека осознать и выразить свои чувства, умение понять эмоциональное состояние другого существа и сопереживать ему.

1

 

4.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Беседа

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

1

 

5.

Клубы любителей животных.

Рассказ

Дать представление о существовании клубов любителей     животных.     Формировать представление о назначении таких клубов и их работе. 

1

 

6.

Права и обязанности хозяев животных. 

Сюжетно-

ролевая игра

Познакомить с правами и обязанностями хозяев домашних питомцев. Формировать ответственное отношение к приобретению и содержанию домашнего питомца. 

1

 

7.

Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

Беседа

Познакомить с организациями и учреждениями, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

1

 

 

8.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! - 5 часов История одомашнивания.

Рассказ

Познакомить с историей одомашнивания животных. 

1

 

2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч.

9.

История появления различных пород кошек и собак, их назначение.

Викторина

Познакомить с разнообразными породами кошек и собак. Формировать представление об истории их появления, их значимости в жизни человека.

1

 

10.

Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек.

Викторина

Формировать представление о многообразии животного мира. Усвоение знаний об особенностях поведения, характера, привычек кошек и собак.

1

 

11.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Дискуссия

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

1

 

12.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Беседа

 Формировать у детей ответственное отношение к домашним животным, готовности заботиться и опекать своих питомцев. 

 

1

 

13.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов

Сравнение внешнего строения тела собак и кошек.

Рассказ

Сформировать у детей представление о сходстве и различии строения тела кошки и собаки.

Расширить представление о правилах содержания домашних питомцев, их нуждах и потребностях. 

Формировать грамотное поведение во время прогулки с собакой.

1

 

14.

Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках.

Беседа

1

 

15.

Культура содержания собак и кошек в городе.

Сюжетно-

ролевая игра

1

 

16.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания к ним.  

1

 

3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов.

17.

Сопереживание, сочувствие и содействие

Беседа

Формировать у детей ответственное

1

 

 

 

животным.

 

отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и 

 

сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. 

 

 

18.

Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе.

1

 

19.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов Как общаются животные друг с другом и с человеком.

 

Формировать представление о характерных особенностях            поведения      домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

1

 

20.

Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Викторина 

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Приобретение ценного опыта изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. 

1

 

21.

Как учатся животные.

Сюжетно-

ролевая игра

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

1

 

22.

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Игра

Формирование ценностного, эмоционально-

окрашенного          отношения           младших

школьников к животным

Формировать грамотное поведение с чужими домашними кошками и собаками.

1

 

23.

Правила общения с чужими домашними кошками и собаками.

Беседа

1

 

24.

Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

Беседа

1

 

25.

На приеме у Айболита – 4 часа  Как ты себя чувствуешь? Поможет

Рассказ

Формировать готовность заботиться и бережно относиться к животным.

1

 

 

 

ветеринар.

 

Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

 

 

26.

Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Рассказ

Познакомить детей с видам чего их делают.

и прививок. Для

1

 

4 четверть. 36 учебных дней. 8

 часов

 

27.

В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

Беседа

Вовлечение деятельность питомцами.

учащихся по        уходу

в реальную за домашними

1

 

28.

 

Как избежать опасности?

 

Сюжетно-

ролевая игра

Вовлечение деятельность питомцами.

учащихся по        уходу

в реальную за домашними

1

 

29.

Мы с тобой друзья! – 6 часов Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов.

Виртуальная экскурсия

Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов основной темой которых являются домашние животные. 

1

 

30.

Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Творческая работа

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных.  

1

 

31.

Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

1

 

32.

Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

1

 

33.

Мой питомец – самый лучший!

Выставка работ

Дать возможность понять, какие замечательные существа находятся рядом с ними,  и осознать,  что эти любящие и преданные животные нуждаются в постоянной заботе своего хозяина.

1

 

34.

Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие.

Викторина

1

 

 

Итого: 34 часа


 

 

 

 Материально- техническое обеспечение 

 

Для учителя:

Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова, 

Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4  Для учеников: Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова). 

 

Книгопечатная продукция: 

Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».

 

Печатные пособия

Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников,

произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.

 

Цифровые ресурсы

http://www.prav-pit.ru/    http://roipkpro.ru/

www.pet-school/ru.

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28.08.2019г. №1 Руководитель кафедры  учителей начальных классов _____________ Миронычева И.П.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР __________Л.С. Балаян.

29.08.2019г.