Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г
Программа внеурочного курса
«Мы твои друзья»
составитель программы Некрасова Е.А.
«Мы – твои друзья!» 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.
Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы. Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.
Давно доказано, общение с животными очень значимо для формирования личности ребенка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций.
Домашние питомцы дарят возможность даже совсем юному человеку почувствовать себя взрослым и сильным. Тем, кто может накормить, приласкать, успокоить, защитить. Полученный опыт заботы и опеки над «братьями меньшими» поможет ребенку в дальнейшем научиться заботиться и о близких людях - родителях, друзьях и т.д.
Привязанность домашнего питомца дарит хозяину (и взрослому, и ребенку) ощущение тепла и любви, помогает справляться с грустью, усталостью, унынием. Домашние животные, по мнению лауреата Нобелевской премии, этолога Конрада Лоренца – прекрасные учителя, которые могут научить человека искусству бескорыстной и безусловной любви к другому.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, оказывается базой для формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Программа носит интегрированный характер и направлена на решение конкретных педагогических задач, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности школьников о нуждах и потребностях домашних животных, понимании - какую роль играет человек в жизни питомцев, готовности заботиться и бережно относиться к животным.
Задачи программы:
• формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
• развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
• вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами;
• формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным;
Место учебного предмета в учебном плане. На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная. Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты.
Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения:
В реализации программы используются различные виды деятельности: игровой, познавательный, развлекательный (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; социальное и досуговое художественное творчество.
Используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия;
дидактические, сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
• интерес к изучению домашних животных;
• умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
• готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им; желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
• навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;
• приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
• навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор информации, анализ информации;
• навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные УУД:
• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
Коммуникативные УУД:
• умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации,
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им; учиться согласованно, работать в группе;
• формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Работа с информацией: Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;
• рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;
• определять возможные источники информации и способы ее поиска.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать потребность в дополнительной информации;
• получать информацию из наблюдений при общении;
• анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
• наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,
обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность:
Обучающиеся научатся:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат:
• в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества;
• в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
• в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
• в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем могут повлиять на физическую активность хозяина.
Обучащиеся получат возможность научиться:
• правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; правильно ухаживать за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.
Содержание курса:
Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов:
Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! История одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.
Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.
Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.
Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.
Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек.
Игры с питомцем: проводим время вместе.
Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.
На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.
Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.
Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.
Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.
Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение
итогов.
№ |
Раздел |
Часы |
1 |
Давайте познакомимся! |
7 |
2 |
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! |
5 |
3 |
Как мы устроены и как за нами ухаживать? |
6 |
4 |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев |
6 |
5 |
На приеме у Айболита |
4 |
6 |
Мы с тобой друзья! |
6 |
|
Итого 34 часа |
|
Календарно – тематическое планирование
(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)
№ |
Наименование разделов и тем |
Форма занятия |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме |
Даты занятия |
|
Количество часов |
Скорректи рованные сроки изучения материала |
||||
|
|
1 четверть. 40 учебных дней. 8 ч. |
|
||
1. |
Давайте познакомимся! – 7 ч Вводное занятие. Знакомься- домашние животные. |
Беседа |
Познакомить учащихся с героями программы, почему люди заводят домашних животных, питомец — животное, за которым ухаживает человек. |
1 |
|
2. |
Почему люди заводят домашних питомцев? Какие бывают домашние питомцы. |
Беседа |
Сформировать представление о том, какие бывают домашние животные. Получение представления о разнообразии домашних питомцев. |
1 |
|
3. |
Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. |
Сюжетно- ролевая игра |
Развивать способности человека осознать и выразить свои чувства, умение понять эмоциональное состояние другого существа и сопереживать ему. |
1 |
|
4. |
Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. |
Беседа |
Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца. |
1 |
|
5. |
Клубы любителей животных. |
Рассказ |
Дать представление о существовании клубов любителей животных. Формировать представление о назначении таких клубов и их работе. |
1 |
|
6. |
Права и обязанности хозяев животных. |
Сюжетно- ролевая игра |
Познакомить с правами и обязанностями хозяев домашних питомцев. Формировать ответственное отношение к приобретению и содержанию домашнего питомца. |
1 |
|
7. |
Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. |
Беседа |
Познакомить с организациями и учреждениями, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. |
1 |
|
8. |
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! - 5 часов История одомашнивания. |
Рассказ |
Познакомить с историей одомашнивания животных. |
1 |
|
2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч. |
|||||
9. |
История появления различных пород кошек и собак, их назначение. |
Викторина |
Познакомить с разнообразными породами кошек и собак. Формировать представление об истории их появления, их значимости в жизни человека. |
1 |
|
10. |
Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. |
Викторина |
Формировать представление о многообразии животного мира. Усвоение знаний об особенностях поведения, характера, привычек кошек и собак. |
1 |
|
11. |
Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. |
Дискуссия |
Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца. |
1 |
|
12. |
«Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность. |
Беседа |
Формировать у детей ответственное отношение к домашним животным, готовности заботиться и опекать своих питомцев.
|
1 |
|
13. |
Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. |
Рассказ |
Сформировать у детей представление о сходстве и различии строения тела кошки и собаки. Расширить представление о правилах содержания домашних питомцев, их нуждах и потребностях. Формировать грамотное поведение во время прогулки с собакой. |
1 |
|
14. |
Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. |
Беседа |
1 |
|
|
15. |
Культура содержания собак и кошек в городе. |
Сюжетно- ролевая игра |
1 |
|
|
16. |
Как защитить собак и кошек от жестокого обращения |
Беседа |
Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания к ним. |
1 |
|
3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов. |
|||||
17. |
Сопереживание, сочувствие и содействие |
Беседа |
Формировать у детей ответственное |
1 |
|
|
животным. |
|
отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и
сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. |
|
|
18. |
Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. |
Беседа |
Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. |
1 |
|
19. |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов Как общаются животные друг с другом и с человеком. |
|
Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. |
1 |
|
20. |
Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. |
Викторина |
Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Приобретение ценного опыта изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. |
1 |
|
21. |
Как учатся животные. |
Сюжетно- ролевая игра |
Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. |
1 |
|
22. |
Игры с питомцем: проводим время вместе. |
Игра |
Формирование ценностного, эмоционально- окрашенного отношения младших школьников к животным Формировать грамотное поведение с чужими домашними кошками и собаками. |
1 |
|
23. |
Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. |
Беседа |
1 |
|
|
24. |
Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. |
Беседа |
1 |
|
|
25. |
На приеме у Айболита – 4 часа Как ты себя чувствуешь? Поможет |
Рассказ |
Формировать готовность заботиться и бережно относиться к животным. |
1 |
|
|
ветеринар. |
|
Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами. |
|
|
||
26. |
Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. |
Рассказ |
Познакомить детей с видам чего их делают. |
и прививок. Для |
1 |
|
|
4 четверть. 36 учебных дней. 8 |
часов |
|
|||||
27. |
В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. |
Беседа |
Вовлечение деятельность питомцами. |
учащихся по уходу |
в реальную за домашними |
1 |
|
28.
|
Как избежать опасности?
|
Сюжетно- ролевая игра |
Вовлечение деятельность питомцами. |
учащихся по уходу |
в реальную за домашними |
1 |
|
29. |
Мы с тобой друзья! – 6 часов Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. |
Виртуальная экскурсия |
Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов основной темой которых являются домашние животные. |
1 |
|
||
30. |
Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. |
Творческая работа |
Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных. |
1 |
|
||
31. |
Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа. |
Устный журнал |
Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным |
1 |
|
||
32. |
Знаменательные даты, связанные с домашними животными. |
Устный журнал |
Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным |
1 |
|
||
33. |
Мой питомец – самый лучший! |
Выставка работ |
Дать возможность понять, какие замечательные существа находятся рядом с ними, и осознать, что эти любящие и преданные животные нуждаются в постоянной заботе своего хозяина. |
1 |
|
||
34. |
Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие. |
Викторина |
1 |
|
Итого: 34 часа |
Для учителя:
Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова,
Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4 Для учеников: Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова).
Книгопечатная продукция:
Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».
Печатные пособия
Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников,
произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.
Цифровые ресурсы
http://www.prav-pit.ru/ http://roipkpro.ru/
www.pet-school/ru.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Слайды, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1 Руководитель кафедры учителей начальных классов _____________ Миронычева И.П.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР __________Л.С. Балаян.
29.08.2019г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.