Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район
Программа внеурочной деятельности по математике
Математический клуб «Хочу всё знать!»
7 класс
Составитель:
Борзенко Ольга Николаевна,
учитель математики МАОУСОШ №2 им. Ю.А. Гагарина
2020
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, основной образовательной программы основного общего образования МАОУСОШ №2 им. Ю.А. Гагарина.
Решение задачи является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков,ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из факторов их математического и личностного развития. Эффективное использование задач в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и их воспитание, развитие индивидуальных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах.
Занятия математического клуба направлены на развитие познавательного интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, развитие креативных способностей учащихся и отработку математических умений и навыков при решении олимпиадных задач.
Основными целями занятий являются:
· расширение кругозора учащихся;
· развитие интереса учащихся к изучению математики;
· выявление учащихся, показавших хорошие знания по математике, для участия в олимпиадах различного уровня и для разработки индивидуальных образовательных маршрутов развития.
Планируемые задачи:
· создать условия для систематизации методов и приемов решения олимпиадных задач;
· создать условия для развития исследовательских навыков в работе;
· создать условия для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках;
· создать условия для формирования представлений об идеях и методах математики.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, логически мыслить. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения системе внеурочной деятельности;
· системность организации учебно-воспитательного процесса;
· раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
· основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Особое место в программе занимает визуализация математических объектов. Интерактивные модели легко вписываются в урок. DesmosCalculator – это онлайн-сервис, позволяющий строить графики функций, решать системы уравнений и неравенств и др., а главное – создавать динамические математические модели. Geogebra – еще одна возможность создания интерактивных визуальных моделей.
Программа рассчитана на
30 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи.
Регулятивные
Учащийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Учащийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников, контролируемом пространстве Интернета;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Учащийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществляет синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формы коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· задавать вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности создается фонд оценочных средств, с помощью которого можно получить данные не только об уровне освоения предметных знаний, но и об уровне сформированности четырех основных групп «гибких» навыков. Для развития коммуникативных навыков используются развивающие занятия с элементами тренинга, направленные на развитие навыков активного слушания и невербальных коммуникаций. Отдельно проводятся тренинг публичных выступлений и выступления с презентацией. Для развития креативности и творческих способностей используются метод кейсов, дискуссии. Для развития навыков командной работы и критического мышления – деловые игры.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
1 |
Четность |
4 |
3 |
1 |
1.1 |
Четные и нечетные числа |
|
1 |
|
1.2 |
Четность как инвариант |
|
1 |
|
1.3 |
Четность суммы и произведения чисел |
|
1 |
|
1.4 |
Решение олимпиадных задач |
|
|
1 |
2 |
Комбинаторика |
4 |
3 |
1 |
2.1 |
Правило умножения |
|
1 |
|
2.2 |
Перестановки |
|
1 |
|
2.3 |
Размещения и сочетания |
|
1 |
|
2.4 |
Решение олимпиадных задач |
|
|
1 |
3 |
Математические игры со стратегией |
4 |
2 |
2 |
3.1 |
Игры и выигрышные стратегии |
|
1 |
|
3.2 |
Дополнение ходов |
|
1 |
|
3.3 |
Псевдоигры |
|
|
1 |
3.4 |
Решение олимпиадных задач |
|
|
1 |
4 |
Геометрические задачи с практическим содержанием |
4 |
|
4 |
4.1 |
Расстояния |
|
|
1 |
4.2 |
Углы |
|
|
1 |
4.3 |
Площадь |
|
|
1 |
4.4 |
Объём |
|
|
1 |
5 |
Функциональная зависимость и кодирование информации |
4 |
3 |
1 |
5.1 |
Шифр сдвига |
|
1 |
|
5.2 |
Шифр замены |
|
1 |
|
5.3 |
Шифр перестановки |
|
1 |
|
5.4 |
Командная игра |
|
|
1 |
6 |
Использование сервиса Desmos Calculator |
4 |
2 |
2 |
6.1 |
Использование сервиса DesmosCalculator при изучении линейной функции |
|
1 |
1 |
6.2 |
Использование сервиса DesmosCalculator при решении систем уравнений и неравенств |
|
1 |
1 |
7 |
Использование интерактивной геометрической среды Geogebra |
6 |
2 |
4 |
7.1 |
Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Треугольники» |
|
1 |
2 |
7.2 |
Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Координатная плоскость» |
|
1 |
2 |
Итого |
30 |
15 |
15 |
Содержание программы
1. Четность. Определение и свойства четных и нечетных чисел. Решение задач с помощью инвариантов. Задачи на чередование. Игра «Математический аукцион».
2. Комбинаторика.Упорядоченное перечисление возможных вариантов. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Размещения и сочетания. Решение задач.
3. Математические игры со стратегией. Понятие игры и выигрышной стратегии. Дополнение ходов. Псевдоигры или игры-шутки.
4. Геометрические задачи с практическим содержанием. Задачи на нахождение расстояний и углов. Задачи на нахождение площадей плоских фигур и площадей поверхностей пространственных фигур. Задачи на нахождение объемов пространственных фигур.
5. Функциональная зависимость и кодирование информации. Шифры сдвига, замены и перестановки. Командная игра.
6. Использование сервиса DesmosCalculator. Построение динамических моделей при изучении линейной функции. Решение систем линейных уравнений и неравенств при помощи графического калькулятора.
7. Использование интерактивной геометрической среды Geogebra. Использование интерактивной геометрической среды Geogebra при изучении темы «Треугольники» и «Координатная плоскость».
Учебно-методическое и информационное обеспечение
а) литература:
1. Балаян Э. Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
2. Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под ред. Ф. Ф. Лысенко. Ростов на Дону: Легион, 3013.
3. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы / авт.-сост. И. В. Фотина. Волгоград: Учитель.
4. Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки и проведения. 5 – 11 классы. М.: ВАКО, 2018.
б) электронные образовательные ресурсы:
1. http://www.math-on-line.com Математические олимпиады для школьников
2. http://www.olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
3. http://www.math.ru Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
4. https://uchi.ru/ Интерактивна образовательная онлайн-платформа
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.