Программа внеурочной деятельности по математике во 2-4 классах "Решение практических задач"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности по математике во 2-4 классах "Решение практических задач"

Оценка 4.7
docx
математика
18.02.2020
Программа внеурочной деятельности по математике во 2-4 классах "Решение практических задач"
матем факульт 2-4 кл.docx

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 с. Сунжа

Минераловодского района

 

 «Рассмотрено»

на заседании  МО учителей начальных классов

Протокол № ____________

от «___________»  201… г

Рук-ль МО:Гилунова С.В.

«Согласовано»:

Заместитель директора по ВР      Кузьменко Е.А._____________

Протокол № _______________

от «___________»   201…г

 

«Утверждаю»

Директор  МКОУ СОШ № 17

Ураева И.В.__________

Приказ № __________

от   «________»  201…г

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Решение практических задач»

Факультатив по математике

 

 

 

 

 

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов: С.В.Гилунова

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Решение практических задач» составлена в соответсвии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе следующих документов:

  1. Программы четырехлетней начальной школы УМК «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М. Академкнига/Учебник, 2010

 2.Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2011

Место курса в учебном плане:

    Согласно учебному плану МКОУ СОШ № 17 всего на изучение внеурочного курса «Решение практических задач» отводится 34 часа в год (1 час в неделю)

 Программа курса «Решение практических задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задачи заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

  Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

  Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

  Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. 

 Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи:

1.      Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2.      Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3.      Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.      Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).

Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют  расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Планируемые результаты освоения   обучающимися  программы внеурочной деятельности

Метапредметные результаты

·         Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.

·         Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях

·         Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.

·         Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием

·         Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла

·         Формирование способности оценивать результаты научно-творческойдеятельности собственной и одноклассников.

Предметные результаты

·         Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

·         Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

·         Моделировать ситуацию.

·         Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

·         Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

·         Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

·         Воспроизводить способ решения.

·         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·         Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

·         Оценивать предъявленное готовое решение.

·         Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

·         Конструировать несложные задачи.

·         Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

·         Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

·         Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток

 

 

 Актуальность программы

Настоящая программа  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.      

  Программа курса «Решение практических задач»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:

- обучающиеся 2-4 классов

Особенности набора детей:

 - свободный

Цель программы:

- изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи программы:

1)формировать гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;

2)развивать навыки анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение практических задач;

3) привлекать  учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

 

Принципы программы:

Ø  Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Ø  Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø  Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø  Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе; на расширение и углубление представлений об окружающем мире.

 

Отличительные особенности программы:

            Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

          Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы О.А. Захарова).

Формы подведения итогов работы объединения детей отличаются публичностью. Это конференции, олимпиады, конкурсы, и т.д.
Формы организации деятельности на этих занятиях не отличаются от урочных (групповые, коллективные, индивидуальные). Однако следует отметить, что проведение кружковых, факультативных, экскурсионных занятий, круглых столов и диспутов невозможно без групповых и коллективных форм организации деятельности. Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой.

 

Период учения делится на три этапа (3 года обучения)

Программа рассчитана на 100  учебных недель, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание   факультатива   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Математика» и «Окружающий мир»,   не  требует  от   учащихся  дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные  факты,   способные   дать   простор  воображению.

            Участвуя в работе, школьники выполняют  расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

Ø  решение занимательных задач;

Ø  оформление презентаций;

Ø  участие в олимпиадах и конкурсах;

Ø  работа с научно-популярной литературой и другими источниками информации;

Ø  проектная деятельность;

Ø  самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

 

            Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Ожидаемые   результаты   обучения  по  программе:

Универсальные учебные действия:

Ø  Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

Ø  Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм  действия; использовать его в ходе самостоятельной работы. 

Ø  Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений     для  работы с практическими задачами.

Ø  Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Ø  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

Ø  Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Ø  Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.

Ø  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.             

Ø  Анализировать   текст   задачи:   ориентироваться   в   тексте,   выделять   условие   и  вопрос, данные и искомые числа (величины).

Ø  Искать и выбирать  необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке, в таблице, на слайде, и тд.,  для ответа на заданные вопросы.

Ø  Моделировать        ситуацию,      описанную       в   тексте     задачи.    Использовать  соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Ø  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. 

Ø  Воспроизводить способ решения задачи.

Ø  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Темы  практических

           задач

Темы по математике и окружающему миру

Страницы

тетради

Дата

проведения

2 класс

 

Как найти сокровища?

(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником 

1. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности.

4 — 7

 

 

Далеко ли до

Солнца?

2. «Круглые» двузначные числа.

3. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел.

4 .Числовые равенства и неравенства.

5. Числовые выражения.

6 .Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.

11–13

 

Солнце —

обыкновенный

жёлтый карлик

(начало)

7. Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел.

8. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды.

14–16

 

Солнце —обыкновенный

жёлтый карлик

(окончание)

9. Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение.

10. Задачи на разностное сравнение.

11. Сложение (вычитание) двузначных чисел. 12. Сотня.

13. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.

17 — 18

 

 

Спутники

планет (начало)

14.  Действие умножения.

15 .Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4.

16. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды.

19–20

 

Спутники планет

(окончание)

17. Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9.

18. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.

21–22

 

Кто строит дома

на воде?

19. «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен.

20. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи.

21. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.

23–24

 

Кто построил

это гнездо?

22. Окружность и круг.

23. Центр, радиус, диаметр.

24. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком.

25. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.

25–26

 

Едят ли птицы

сладкое?

26.Известное и неизвестное. Уравнение.

27. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.

27–29

 

Почему яйцу

нельзя переохлаждаться?

28.Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.

30

 

Московский Кремль

(начало)

29.Время и части суток.

30.Единицы измерения времени.

31.Римские цифры.

32.Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия.

31

 

Московский

Кремль

(окончание)

33.Данное и искомое.

34.Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия.

32-33

 

 

3 класс

 

Что находится

внутри Земли?

1.Трёхзначные числа.

2.Запись сложения и вычитания чисел столбиком.

3.Умножение и деление.

4.Периметр четырёхугольника.

5.Окружность и круг. Планета, на которой мы живём.

7–8

 

Помогите Пете

Семёнову

6.Изображение куба.

7.Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.

9–10

 

Много ли на Земле льда? (начало)

8.Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел.

9.Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды).

11–13

 

Много ли на Земле льда? (окончание)

10.Сравнение величин.

11.Алгоритм сложения и вычитания столбиком.

12.Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды).

14–15

 

Где хранится пресная вода?

13.Умножение суммы на число.

14.Группировка множителей.

15.Умножение числа на произведение.

16. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды).

16–18

 

«Многоэтажная» атмосфера Земли

17.Кратное сравнение чисел и величин. 18.Числовой луч.

19.Задачи на кратное сравнение.

20.Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.

19–20

 

Облака

21.Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа.

21–22

 

Сказочный мир горных пещер

22.Умножение на число 10.

23.Умножение числа на сумму.

24.Умножение на двузначное число.

25. Запись умножения столбиком. Горные породы.

23–25

 

Жизнь под Землёй

26.Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0).

27.Деление суммы (разности) на число. Горные породы

26–27

 

Природное

сообщество —

аквариум

28.Сравнение и измерение площади многоугольника.

29.Умножение на число 100 и число 1000. 30.Соотношение между различными единицами измерения площади.

31.Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.

28–29

 

Озеро Байкал

32.Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем

30–31

 

Стены Древнего Кремля

33.Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. 34.Деление на двузначное число. Наша страна — Россия

32–34

 

4 класс

 

Путь «Из варяг в греки»

1.Чертёж как способ краткой записи задачи. 2.Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин.

3.Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин.

4.Алгоритм умножения столбиком. История Отечества.

7–9

 

Славянские цифры

5.Класс миллионов.

6.Постоянная и переменная величины. 7.Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества.

9–12

 

Лесные богатства

России

8.Цена. Задача определения стоимости. 9.Задача определения количества. Родная страна — Россия.

13–15

 

Земли, не освоенные человеком

10.Деление с остатком.

11.Деление нацело.

12.Запись деления столбиком. Охрана природы.

16–18

 

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

13.Скорость.

14.Задача на определение расстояния.

15.Задача на определение времени. Родная страна – Россия.

19–21

 

Сколько соли

в солёной воде?

16.Вместимость. Объём. Единицы измерения объема.

22–23

 

Трудолюбивые

пчёлы

17.Производительность. Задача на определение времени работы.

18.Задача на определение объема работы. Насекомые.

24-25

 

 Быстро ли

растет человек?

19.Деление на однозначное и двузначное числа столбиком.

20.Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы.

26

 

Волосы

21.Сложение и вычитание величин. 22.Умножение величины и числа.

23.Деление величины на число.

24.Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы.

27–28

 

Скорость, с которой течет кровь

25.Когда время движения постоянно.

26.Когда длина пройденного пути постоянна. 27.Движение в одном направлении. Человек – часть природы.

29

 

«Производительность» сердца

28.Когда время работы постоянно.

29.Когда объем выполненной работы постоянен.

30.Производительность при совместной работе.

31.Время совместной работы. Человек – часть природы.

30–31

 

Сколько стоят деньги?

32.Когда количество постоянно.

33.Когда стоимость постоянна.

34.Цена набора товаров. Человек и общество.

32-33

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

2 класс

            Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

            Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.:  Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

            3 класс

            Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

            Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

4 класс

            Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для  самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

            Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

            Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

            Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

 

http://www.viki.rdf.ru – презентации разные

 

 

Материально-техническое обеспечение

1.Захарова О. А.Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

2.Захарова О. А Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

3.Чекин А..Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

4.Чекин А..Л.Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

5.Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

7.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

8.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса «Решение практических задач» составлена в соответсвии с

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса «Решение практических задач» составлена в соответсвии с

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: - обучающиеся 2-4 классов

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: - обучающиеся 2-4 классов

Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой

Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи

Кто построил это гнездо? 22

Кто построил это гнездо? 22

Многоэтажная» атмосфера Земли 17

Многоэтажная» атмосфера Земли 17

Земли, не освоенные человеком 10

Земли, не освоенные человеком 10

Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,

Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,

Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,

Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,
Скачать файл