МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Агаповская СОШ №1 имени П.А. Скачкова»
Согласовано Утверждаю
« __»___ 2021 г. « __»___ 2021 г.
Зам.дир. по УВР _________Зыкова Н.А. Директор школы _____________Кубарева Н.А.
Программа внеурочной деятельности
«Юный станочник»
(Техническое направление)
2021 – 2022 г.
Тип программы: адаптированная
Возраст детей: с 10 до 12 лет
Срок реализации: 1 год
Программу разработал:
Учитель технологии
Звягин Д.Ю.
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день техническая грамотность нужна любому современному человеку, технологии используются в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки освоения технологий, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь технологических машин и карт будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Юный техник» становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться средствами технологии, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Практическая значимость
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся средних и старших классов практических навыков, связанных с обработкой древесины на токарных станках. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство со станком, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных методов и средств обучения.
Вид программы.
Программа модифицирована, в основу положены: - примерная программа по технологии для общеобразовательной школы; - авторская программа Горячева «Технология как средство выражения мыслей»; - конструктор внеурочной деятельности школьников автор Д.В. Ушаков, П.В. Степанов. Программа изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Коррективы вносятся в программу самим педагогом.
Цели и задачи.
Цель: освоение инструментальных и технических сред для работы с информацией разного вида, обработка деталей и заготовок на станках.
Задачи:
1. овладение умениями и навыками при работе на токарном станке, опытом практической деятельности по созданию творческих проектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности, умениями использовать технические навыки для работы с информацией;
2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
3. освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых технологии играют ведущую роль;
4. воспитание интереса к технологической и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Особенности организации внеурочной деятельности
Программа «Юный станочник» технического направления рассчитана на детей 5-6 классов. В этом возрасте дети выражают большой интерес к работе на станках и обладают психологической готовностью к активной встрече с ними. Работа на станках увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. При восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей школьника.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста.
Программа рассчитана на 102 часа в год с проведением 3 занятий в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Юный станочник» обучающиеся 5-6 классов овладевают:
Личностные УУД:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные УУД:
Регулятивные
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные УУД:
В результате освоения программы курса учащиеся
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства токарного станка;
- правила работы за станком;
- виды технологии и действия с ней;
- назначение и возможности графического редактора Paint;
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить станок;
- работать с брусом, его обработка, стамесками
- свободно набирать информацию на русском регистре;
- уметь выполнять и изготавливать различные детали и изделия на токарном станке
- составлять и защищать творческие мини-проекты.
Формы контроля.
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся – собеседование. Текущий и итоговый в форме: выполнения работ на станках, их завершающая обработка и умение создавать, обосновывать и защищать творческие проекты.
Учебно-тематическое планирование
№ заня-тия |
Тема модуля |
Тема занятия |
Характеристика основной деятельности обучающихся |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Знакомство с мастерской |
ТБ в мастерской, правила поведения и работы на станках. |
Знать технику безопасности в мастерской и при работе на токарных станках. |
1 |
02.09.21 |
2-4 |
Компьютерные программы, связанные с работой на станках. |
Знакомство с компьютерными программами. Умение ориентироваться в ОС. |
3 |
06.09.21- 10.09.21 |
|
5-7 |
Эскиз детали. Рисунок. |
Эскиз детали на плоскости. |
Умение изобразить деталь на плоскости в трех проекциях. |
3 |
13.09.21- 17.09.21 |
8-10 |
Создание технического рисунка. |
Развивать навыки рисунка изображения, без применения технических средств. |
3 |
20.09.21- 24.09.21 |
|
11-13 |
Моделирование изображения в трехмерную проекцию. |
Умение смоделировать рисунок в трехмерном измерении. |
3 |
27.09.21- 01.10.21 |
|
14-16 |
Создание рисунков |
Основные операции при рисовании. |
Анализировать, отби-рать, обобщать полу-ченную информацию и переводить её в рису-нок. Уметь создавать и редактировать компьютерный рисунок. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников. |
3 |
11.10.21- 15.10.21 |
17-19 |
Вставка графического объекта. |
3 |
18.10.21- 22.10.21 |
||
20-22 |
Создание рисунка на тему «Токарные изделия». |
3 |
22.10.21- 29.10.21 |
||
23-25 |
Создание рисунка на тему «Ножка табурета». |
3 |
08.11.21- 12.11.21 |
||
26-28 |
|
3 |
15.11.21 20.11.21 |
||
29-31 |
Создание рисунка на свободную тему. |
3 |
22.11.21- 26.11.21 |
||
32-34 |
Знакомство с чертежом детали |
История появление чертежа. |
Анализировать, отби-рать, обобщать полученную информацию. |
3 |
29.11.21- 03.12.21 |
35-37 |
Сборочный чертеж
|
Знать: технологические понятия «чертеж детали, сборочный чертеж», графическое изображение деталей. |
3 |
06.12.21- 10.12.21 |
|
38-40 |
Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм.. |
3 |
13.12.21 18.12.21 |
||
41-43 |
Проекции деталей на чертеж. |
Основы конструирования |
Уметь: читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм, определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу. |
3 |
20.12.21- 24.12.21 |
44-46 |
Основы моделирования. |
3 |
27.12.21- 28.12.21 |
||
47-49 |
Использование чертежа при работе на токарном станке. |
3 |
10.01.22- 15.01.22 |
||
50-52 |
Использование чертежа при работе на токарном станке. |
3 |
17.01.22- 21.01.22 |
||
53-55 |
Использование чертежа при работе на токарном станке. |
3 |
24.01.22- 29.01.22 |
||
56-58 |
Этапы моделирования изделий. |
3 |
31.01.22- 05.02.22 |
||
59-61 |
Технологии в моделировании. |
3 |
07.02.22- 11.02.22 |
||
62-64 |
Токарный станок |
ТБ при работе и обращении с токарным станком. |
Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему, виды операций выполняемых на токарном станке. Правила безопасности при работе на станках. |
3 |
14.02.22- 18.02.22 |
65-67 |
Устройство токарного станка. |
3 |
21.02.22- 26.02.22 |
||
68-70 |
Принцип работы токарного станка. |
3 |
28.02.22- 05.03.22 |
||
71-73 |
Технология точения на токарном станке |
Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приемы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. |
Знать: приемы подготовки заготовок к точению на токарном станке, назначение и устройство ручного инструмента, правила заточки. |
3 |
09.03.22- 12.03.22 |
74-83 |
Практическое занятие |
Творческая работа «Создание подсвечника » |
Выполнение работы на токарном станке. |
10 |
14.03.22- 23.03.22 |
84-91 |
Фуговальный станок |
Устройство фуговального станка. Принцип работы на нем. ТБ при работе на станке. |
Знать: устройство фуговального станка, его кинематическую схему, виды операций выполняемых на станке. Правила безопасности при работе на станке. . |
8 |
04.04.22-09.04.22 |
92-96 |
Практическое занятие |
Строгание заготовок до нужного размера, с последующим их соединением на клеях. |
Выполнение качественных работ на фуговальном станке, соединение деталей разными видами. |
5 |
11.04.22- 23.04.22 |
97-100 |
Рейсмусовый станок. |
ТБ при работе на станке. Устройство и принцип работы на станке. |
Знать: устройство рейсмусового станка, его кинематическую схему, виды операций выполняемых на рейсмусовом станке. Правила безопасности при работе на станке. |
4 |
25.04.22- 06.05.22 |
101-102 |
Практические занятия. Подведение итогов. |
Творческая работа «Создание подсвечника». Подведение итогов, разбор ошибок, их устранение. |
Оценивать и анализировать свои достижения и достижения своих одноклассников. |
2 |
11.05.22- 27.05.22 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.