Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»
Рассмотрено на заседании МО Пр. № от «__» _________ 2018г. руководитель О.Н.Шеньшина |
Согласовано зам. директора по ВР « » 2018 г. __________ Ю.А.Бородина. |
Утверждено директором МКОУ СОШ с. Ленинское Пр. № от « » 2018г. ____________ О.А.Гончарова
|
Программа самоуправления в начальной школе
Составитель: Савченко Лилия Александровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Ленинское
Учебный год: 2018-2019
с. Ленинское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.
Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.
Иначе говоря, деятельность, направленная на успех.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в школе, необходимо руководствоваться следующими принципами:
Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все обучающиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей советов и старосты класса составляется совет творчества и инициативы класса. Роль председателя исполняет староста класса, который так же выбирается из состава класса.
У каждого члена классного органа самоуправления есть свои обязанности. Мэр отвечает за работу совета, его заместители – за выполнение плана на каждую тематическую фазу, один отвечает за дела внутри класса, другой - за участие в общешкольных делах, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной средой, четвертый – за выставки, экскурсии и т.п.
Совет инициативы и творчества класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления.
Самоуправление школьников рассматривается, как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному росту каждого школьника.
В процессе развития ученического самоуправления проявятся следующие тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста; степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников, которые обусловлены разным уровнем их доминирующих потребностей.
Школьники разных уровней личностных достижений включаются в самоуправление разных уровней.
Задача органа самоуправления – это организаторская деятельность среди обучающихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.
В органы ученического самоуправления избираются обучающиеся, способные «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т.е. способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Милосердие должно быть воплощено в образе жизни, и предполагает благотворительные марафоны, помощь ветеранам и престарелым, отправку гуманитарных посылок, участие в акциях социальной направленности т.д.
Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должны стать оказание помощи обучающимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении.
Постепенно в сферу деятельности ученического самоуправления включаются функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре нашего органа самоуправления были сформированы подразделения, которые выполняют социологические функции. Школьники уже со 2 класса способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии.
Данная атмосфера помогает ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он руководствуется нравственными ценностями, которые утвердились в воспитательном коллективе.
"Дети должны участвовать во всей
школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и
проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами
государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей
школы".
В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение. Сегодня в педагогику возвращаются идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности. Участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения.
В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях России успешно действуют разнообразные модели ученического самоуправления. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.
Программа «Ученическое самоуправление в начальной школе.
Детская организация
«СОЛНЦЕГРАД»» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с.Ленинское» на 2016-19 годы (далее - Программа)
Программа определяет основные направления работы
по развитию органа ученического самоуправления в начальной школе детской
организации «СОЛНЦЕГРАД»» муниципального казённого общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы с.Ленинское» и ориентирует
организаторов и руководителей объединения на самостоятельную, творческую
деятельность.
Актуальность и проблемы
Развитие ученического самоуправления является
делом очень трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными
психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у
родителей по взаимодействию со школой. Поэтому даже педагог, имеющий глубокие,
целостные и отчетливые теоретические представления о детском коллективе и
самоуправлении в нем и накопивший богатый практический опыт педагогического
обеспечения развития инициативы и самодеятельности учащихся, всякий раз
испытывает затруднения, когда вновь берет первый класс и пытается вместе со
своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы
организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
В целях организовать сотрудничество между всеми
участниками учебно-воспитательного процесса в школе, вовлечь в сотворчество
учащихся, найти точки соприкосновения со всеми детьми, сделать школьную жизнь
интересной и увлекательной разработана данная Программа.
Цель: воспитание социально ответственной личности.
Задачи:
1. Содействовать развитию ребенка.
2. Организовывать эффективное функционирование учебной группы (класса) и способствовать развитию классного коллектива.
3. Формировать у школьников активную жизненную позицию и здоровый образ жизни.
Содержание деятельности
Программа – это ориентир работы по 8
направлениям:
1. Земля
2. Отечество
3. Семья
4. Труд
5. Знания
6. Культура
7. Мир
8. Человек
Направления деятельности |
Содержание |
Земля – общий дом человечества. |
|
Земля людей и живой природы |
|
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками |
|
Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека |
|
Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы жизни |
|
Знания – результат разнообразного и прежде всего творческого труда |
· Реализация программы «Одаренные дети» · Организация олимпиад в школе
|
Культура – великое богатство, накопленное человечеством, как в материальной, так и в особенности в духовной жизни людей |
|
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества |
|
Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания |
|
Кадровое обеспечение Программы
Все участники учебно-воспитательного процесса
начальной школы муниципального казённого общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с.Ленинское»
Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы
осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной
школе.
Основными исполнителями мероприятий Программы
являются учащиеся, их родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
Совет инициативы и творчества города «Солнцеград»
Председатель города «Солнцеград»:
Коллегия образования:
Коллегия печати и информации:
Коллегия спорта и здоровья:
Коллегия культуры:
Коллегия благоустройства:
Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели.
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.
Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Действие комплексной игры "Солнцеград" разворачивается в условном государстве, создаваемом в классе на определенный период времени. «Солнцеград» имеет все необходимые атрибуты государственности: собственное название, государственный герб и флаг, государственный гимн , структуру государственных органов власти и т.д.). Название государства и все остальные атрибуты государственности придумывают, разрабатывают и принимают сами участники игры – граждане школьного демократического государства.
Первый этап игры.
Избирательная кампания. Выборы Президента и Министерств
В начале игры классный руководитель проводит вводное занятие «Государственная символика», в ходе беседы подводит детей к осознанию того, что класс — это тоже маленькое классное государство со своими законами и порядками.
Выборы актива класса проходят в форме деловой игры. Предварительно проводится предвыборная кампания. Учащиеся готовят агитационные листовки, с которыми потом выступают перед одноклассниками.
Затем после их выступления проводится общее голосование. В результате которого определяется актив класса: президент, министр культуры, министр образования, министр спорта, министр здравоохранения, министр культуры, министр печати.
Второй этап игры.
Функции органов самоуправления по видам деятельности.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для того, чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе можно вначале определить сферу приложения своих сил.
Для этого на доске учащиеся пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Например, библиотека, столовая, спортивный зал, общественные организации, научное общество, концерты, интеллектуальные марафоны и т.д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам. В течение года возможна смена деятельности, переход из одной группы в другую.
Схема организации ученического самоуправления
«Солнцеград»
Президент класса– полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.
Президент класса обязан: контролировать работу каждого совета; выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.
Премьер – министр - предлагает президенту кандидатуры министров;во время отсутствия президента выполняет его должностные обязанности,оказывает помощь министрам, является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Министерство культуры:
- Участие в обсуждении и составлении плана работы класса.
- Подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса.
- Организует участие класса в КТД.
- Выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов.
Министерство образования:
- Контроль за успеваемостью и посещаемостью уроков.
- Работа по устранению пробелов в знаниях по различным предметам.
- Выпуск «Боевого листа» по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.
- Участие в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель.
- Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.
Министерство спорта:
- Организация внеурочной спортивной работы.
- Участие в спортивных мероприятиях школы, города, района.
- Санитарно-гигиеническое просвещение.
- Подготовка и организация соревнований как внутри класса, так и с другими классами.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Министерство печати:
- координирует работу по выпуску рисунков школьных газет;
- является членом всех комиссий, связанных с художественной, печатной, информационной деятельностью школы;
- художественное оформление класса, школы;
Министерство экологии:
- Контроль и оценка уборки кабинета.
- Организация дежурства в классе.
- Организация уборки территории, закрепленной за классом.
- Организация и контроль за работай на пришкольном участке за – территорией, закрепленной за классом.
-Организация бесед по чистоте, контроль за второй обувью.
Третий этап.
На третьем этапе проводится работа по созданию символики «Солнцеград»: объявляется конкурс эскизов герба класса. Далее на конкурсной основе выбираются герб и гимн класса.
В результате самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. В ходе всего процесса учитель выполняет роль координатора, который помогает советом и ненавязчиво направляет деятельность ребят в нужное русло.
Ожидаемый результат:
1) Обогащение личного опыта младших школьников социально и личностно-значимым содержанием;
2) Проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности;
3) Формирование управленческого мышления, которое способствует формированию таких умений, как:
- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;
- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;
- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.
4) Учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:
- прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
5)Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Самоуправление в начальной школе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЯЮЩИЙ ОРГАН: СОВЕТ КЛАССА
Мэр класса
1.Замещает классного руководителя в его отсутствие.
2.Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
3.Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
4.Является представителем класса в школьных органах.
5.Координирует работу органов ученического самоуправления в классе.
6.Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
7.Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
Помощник мэра Помощник выполняет функции мэра в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Секторы классного самоуправления:
Сектор «Учебный»
1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.
2. Ведет контроль за успеваемостью.
3. Отвечает за выпуск газеты по результатам проверки успеваемости и посещаемости учащихся класса.
4. Организует помощь отстающим в учёбе.
6. Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке
7. Следит за наличием и проверкой дневников
8. Организует работу по развитию познавательных интересов.
9. Занимается подготовкой одноклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.
10. Занимается формированием команд для участия в викторинах, интеллектуальных марафонах.
11. Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
12. Знакомит с современными достижениями науки и культуры
Сектор «Патриот»
1.Организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты),
2.Возлагает цветы к памятнику освободителям от немецко-фашистских захватчиков
3.Организует участие класса в ежегодном смотре песни и строя
4.Организует шефскую помощь ветеранам, детям войны
5.Несет ответственность за поздравление ветеранов
6.Обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях («Подари школе книгу!», «Дети - солдатам», «Рождественский перезвон» (подарки на Рождество детям из детского дома)
Сектор «Порядок»
1.Организует дежурство по классу: составляет график дежурства, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
2. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
3. Несет ответственность за состояние мебели и озеленение в классной комнате.
4. Отвечает за участие класса в трудовых акциях.
5. Организует проверку результатов дежурства в конце дня
6. Организует класс на субботники, генеральные уборки.
7. Организует уборку территории, закрепленной за классом.
8. Ведет беседы о чистоте, несет контроль за второй обувью.
Сектор «Спорт»
1. Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.
2. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
3. Принимает участие в разработке и подготовке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе
4. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях
5. Занимается подготовкой снаряжения и определением маршрута походов класса.
6. Ведет анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
7. Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.
8. Отвечает за сохранность спортинвентаря.
Сектор «Досуг»
1. Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев школьных праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала;
2. Организует музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе
3. Сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе
4. Организует экскурсии в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
5. Готовит беседы о направлениях в музыке
6. Знакомит с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп
Сектор «Редактор»
1.Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел;
2.Занимается оформлением классного кабинета;
3.Несет ответственность за оформление классного уголка;
4.Готовят фотосюжеты и видеосюжеты при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок.
5.Занимается подбором материала (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для книги-летописи класса.Отвечает за организацию и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе;
Сектор «Забота»:
1.фиксирует пропуски занятий учащимися
2.сдаёт медицинские справки в медкабинет
3.собирает информацию о состоянии здоровья класса
4.организует посещение ребят, которые длительное время находятся на лечении в больнице или дома
5.отвечает за организацию горячего питания и дисциплину в столовой
6.готовит сообщения, устные журналы, просмотр презентаций о здоровом образе жизни
7.для одноклассников в период эпидемий болезней готовят сообщения о профилактике заболевания
|
Законы школьной жизни
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
ЗАКОНЫ СОЛНЦЕГРАДА
· Закон справедливости
ДЕВИЗ:
Светить всегда!
Светить везде!
И помогать друзьям в беде!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.