МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
( МБОУ « Нарымская СШ»)
|
|
|
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Увлекательный мир информатики»
2019– 2020 учебный год
Учитель Перемитина Марина Антоновна, I КК
Класс 2,3,4
Всего часов в год 68
Всего часов в неделю 1
Нарым 2019
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Программа «Увлекательный мир информатики» представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
системность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; дифференциация; дополнительная мотивация через игру.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики.
Программа внеурочной деятельности состоит из 68 часов:
2 класс «Мастер печатных дел»- 34 часа (1 раз в неделю);
3,4 класс «Мастер презентации»- 34 часа (1 раз в неделю);
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся
наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении
нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Цель начального курса – не только обеспечить предметную подготовку
учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (8–10 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-15 мин)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Мастер печатных дел»
ВВЕДЕНИЕ
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цель:
-содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи направлены на развитие навыков работы в текстовом редакторе, овладение навыков набора компьютерного текста поддержку мотивации маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи; формирование навыка использования полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока:
оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Мастер печатных дел»(3 класс)
№ |
тема |
Кол-во часов |
дата |
1 |
Правили техники безопасности |
1 |
07.09 |
2,3,4 |
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. |
3 |
14.09-28.09 |
5,6 |
Текстовый редактор Word. Первое знакомство. Вызов программы. |
2 |
05.10-12.10 |
7,8.9 |
Клавиатура. Основные клавиши |
3 |
19.10-09.11 |
10 |
Самостоятельная работа |
1 |
16.11 |
11 |
Инструментарий программы. Меню «Файл» |
|
23.11 |
12,13, 14,15,16 |
Редактирование текста. Набор текста
|
5 |
30.11-11.01 |
17,18 |
Самостоятельная работа. |
2 |
18.01-25.01 |
19,20, 21,22,23 |
Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка. |
5 |
01.02-29.02 |
24,25,26 |
Составляем поздравительную открытку.
|
3 |
07.03-20.03 |
27,28 |
Самостоятельная работа. |
2 |
03.04-04.04 |
29 |
Графический редактор Paint. рисование «Моя семья» |
1 |
11.04 |
30,31 |
Графический редактор Paint. рисование «Мой дом» |
2 |
17.04-18.04 |
32 |
Графический редактор Paint. рисование «Мой дом» |
1 |
25.04 |
33 |
Выделение, перемещение, отображение, повороты, копирование, вставка объектов. |
2 |
15.05-16.05 |
34 |
Самостоятельная работа. |
1 |
19.05 |
Тематическое планирование
«Мастер презентации»(3, 4 класс)
Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрительной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами
информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цель
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи направлены на
формирование навыка использования компьютера как инструмента для работы в
дальнейшем в различных отраслях деятельности
развитие принципов работы наиболее распространенных операционных систем
овладение навыков работы с основными прикладными программами;
Второй год обучения (34 часов)
№ |
тема |
Кол-во часов |
дата |
1 |
Техника безопасности |
1 |
07.09 |
2,3 |
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. . |
2 |
14-21.09 |
4 |
Знакомство с программой PowerPoint 1
|
1 |
28.09 |
5-9 |
Основные возможности программы PowerPoint |
5 |
5.10-9.11 |
10 |
Самостоятельная работа |
1 |
16.11 |
11 |
Составление простейшей презентации |
1 |
23.11 |
12,13, 14 |
Творческий Проект. «Это я» |
3 |
30.11-14.12 |
15 |
Работа с текстом. |
1 |
21.12 |
16-17 |
Знакомство с текстовым редактором Word |
2 |
11.01-18.01 |
18-19 |
Знакомство с графическим редактором Paint |
2 |
25.01-01.02 |
20-21 |
Добавление в презентацию картинок, текстов |
2 |
08.02-15.02 |
22 |
Самостоятельная работа |
1 |
22.02 |
23-24 |
Презентация «Зима» |
2 |
29.02-07.03 |
25-26 |
Добавление эффектов анимации в презентацию |
2 |
14.03-04.04 |
27-28 |
Презентация «Весна» |
2 |
11.04-18.04 |
29-30 |
Презентация «Лето» |
2 |
25.04-08.05 |
31-32 |
Презентация «осень» |
2 |
11.05-13.05 |
33-34 |
Творческий Проект. «Времена года» |
2 |
15.05-23.05 |
Формирование универсальных учебных действий
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданийсбор информации; обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.