Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическом совете
Протокол от ________2021 г. №____ |
Согласована ЗДУВР ________/__________/
«___»________2021 г. |
Утверждена Приказом от ________2021 г №___
Директор ______/ Бобрышева Е.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Весёлая грамматика»
для 2 класса
учитель высшей категории
Максимович Раиса Петровна
стаж работы 31 год
с. Семёновка
2021
Пояснительная записка
Информация о учебно-методическом комплексе
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС НОО на основании образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023гг, утверждённой приказом директора от 31.05.2019г №135, с учётом авторской программы «Русский язык с увлечением» под редакцией Е. В. Агаповой, Л.Н. Коваленко. Издательство ООО «Планета», 2021 г.
Программа данного курса разработана с целью формирования у учащихся позитивного отношения к русскому языку, развития познавательных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативной компетентности.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, изучается в течение всего года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
• учиться планировать свою деятельность на занятии;
• учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
· умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· умение осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
· умение правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
· умение производить звуко - буквенный анализ слова;
· умение видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
· умение писать заглавную букву в именах собственных; буквы безударных гласных, проверяемые ударением; проверяемые согласные буквы на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой;
· умение видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
· умение обращать внимание на особенности употребления слов;
· умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста.
Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности
В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.
На занятии кружка «Весёлая грамматика» запланированы три проекта:
• при изучении раздела «Морфемика» - проект «Покой морфемам только снится»;
· при изучении раздела «Орфография» - проект «Дружба звуков или кое-что о парных согласных»;
· при изучении раздела «Лексика» - проект «Слово плюс слово – пословица готова».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Фонетика (6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика (6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология (6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография (6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика (10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Тематическое планирование
№
|
Название раздела |
Из них |
|
Кол-во часов (всего) |
Проекты
|
||
1 |
Фонетика |
6 ч |
- |
2 |
Морфемика |
6 ч |
1 ч |
3 |
Морфология |
6 ч |
- |
4 |
Орфография |
6 ч |
1 ч |
5 |
Лексика |
10 ч |
1 ч |
|
Итого |
34 ч |
3 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Весёлая грамматика»
№ |
Тема занятия |
Кол-во ч. |
Элементы содержания |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||||
|
Раздел 1. Фонетика (6 часов) |
||||
1 |
По законам графики, или звуки и буквы. |
1 |
Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы. |
|
|
2 |
По порядку становись! |
1 |
Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание» Замени одним словом». |
|
|
3 |
Буквы в слове переставим - много новых слов составим! |
1 |
Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. |
|
|
4 |
Какие они разные – гласные – согласные. |
1 |
Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» |
|
|
5 |
Удар! Ещё удар! |
1 |
Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение». |
|
|
6 |
«Привет, страна Олимпия!» |
1 |
Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. |
|
|
Раздел 2. Морфемика (6 часов)
|
|||||
7 |
Морфемы и их роль в словах. |
1 |
Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды. |
|
|
8 |
Смотри в корень! |
1 |
Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова». |
|
|
9 |
К кому и зачем пристают приставки? |
1 |
Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки». |
|
|
10 |
Суффикс - звучит загадочно… |
1 |
Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» |
|
|
11 |
Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. |
1 |
Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» |
|
|
12 |
Наши проекты «Покой морфемам только снится». |
1 |
Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». |
|
|
Раздел 3. Морфология (6 часов) |
|||||
13 |
Где живут слова и как они находят место? |
1 |
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», |
|
|
14 |
Существительное – значит существует. |
1 |
Ребусы. Задания: «Составь слово», «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово - рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные». |
|
|
15 |
Живое – неживое? С душою или без? |
1 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы.Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кто? или что?» |
|
|
16 |
Встреча с именами прилагательными |
1 |
Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. |
|
|
17 |
Глагол – часть речи или речь? |
1 |
Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. |
|
|
18 |
Привет, страна Олимпия! |
1 |
Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. |
|
|
Раздел 4. Орфография (6 часов) |
|||||
19 |
Законы орфографии. |
1 |
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова». |
|
|
20 |
Непроизносимые согласные или звуки потерялись. |
1 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные». |
|
|
21 |
Встреча с именами собственными. |
1 |
Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). |
|
|
22 |
Весёлая путаница частей слова и речи. |
1 |
Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка». |
|
|
23 |
Наши проекты «Дружба звуков или кое-что о парных согласных». |
1 |
Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. |
|
|
24 |
Привет, страна Олимпия! |
1 |
Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». |
|
|
Раздел 5. Лексика (10 часов) |
|||||
25 |
Словарь, или вселенная в алфавитном порядке. |
1 |
О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. |
|
|
26 |
Поговорим о происхождении, или этимология слова. |
1 |
Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология. |
|
|
27 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». |
|
|
28 |
Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов. |
1 |
Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я. Козловского. Шуточные вопросы. |
|
|
29 |
Дружба слов. Встреча с синонимами. |
1 |
Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв». |
|
|
30 |
Когда значения спорят, или кое-что об антонимах. |
1 |
Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» |
|
|
31 |
Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах. |
1 |
Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. |
|
|
32 |
Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость. |
1 |
Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. |
|
|
33 |
Наши проекты «Слово плюс слово – пословица готова». |
1 |
Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». |
|
|
34 |
Привет, страна Олимпия! Итоговое занятие. |
1 |
Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.