Программа внеурочной деятельности "весёлая грамматика"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала вн. Весёлая грамматика.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на Педагогическом совете

 

Протокол  от ________2021 г. №____

Согласована  ЗДУВР

________/__________/

 

«___»________2021 г.

Утверждена

Приказом от ________2021 г №___

 

Директор ______/ Бобрышева Е.Н./

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Весёлая грамматика»

для 2 класса

 

учитель высшей категории

Максимович Раиса Петровна

стаж  работы 31 год

 

 

 

 

с. Семёновка

2021

 

 

Пояснительная записка

Информация о учебно-методическом комплексе

Рабочая программа  внеурочной деятельности  разработана в соответствии с ФГОС НОО на основании образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023гг, утверждённой приказом директора от 31.05.2019г №135,  с учётом авторской программы «Русский язык с увлечением»  под редакцией  Е. В. Агаповой, Л.Н. Коваленко. Издательство ООО «Планета», 2021 г.

Программа данного курса разработана с целью формирования у учащихся позитивного отношения к русскому языку, развития познавательных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативной компетентности.   

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, изучается в течение всего года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

•        осознавать роль языка и речи в жизни людей;

•        эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

  Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•        учиться работать по предложенному учителем плану.

•          учиться планировать свою деятельность на занятии;

•        учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами  изучения курса является формирование следующих умений:

·        умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

·        умение осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

·        умение правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;

·        умение производить звуко - буквенный анализ слова;

·        умение видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

·        умение писать заглавную букву в именах собственных; буквы  безударных гласных, проверяемые ударением; проверяемые согласные буквы на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой;

·        умение видеть  и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

·        умение обращать внимание на особенности употребления слов;

·        умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста.

Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности

В течение учебного года запланирована проектная деятельность. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять активность и любознательность, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проектная деятельность повышает самооценку учащихся и интерес к учебной деятельности.

На занятии кружка «Весёлая грамматика»  запланированы три  проекта:

•        при изучении раздела «Морфемика» - проект  «Покой морфемам только снится»;

·        при изучении раздела «Орфография» - проект «Дружба звуков или кое-что о парных согласных»;

·        при изучении раздела «Лексика» - проект «Слово плюс слово – пословица готова».

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Фонетика (6часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика (6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология (6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Орфография (6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика (10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

 

Тематическое планирование

 

 

Название раздела

Из них

Кол-во часов

(всего)

Проекты

 

1

Фонетика

6 ч

-

2

Морфемика

6 ч

1 ч

3

Морфология

6 ч

-

4

Орфография

6 ч

1 ч

5

Лексика

10 ч

1 ч

 

Итого

34 ч

3 ч

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

«Весёлая грамматика»

  

Тема занятия

Кол-во ч.

Элементы содержания

Дата

по плану

по факту

 

Раздел 1. Фонетика (6 часов)

1

По законам графики, или звуки и буквы.

1

Что изучает фонетика.  Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы.

 

 

2

По порядку становись!

1

Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание» Замени одним словом».

 

 

3

Буквы в слове переставим - много новых слов составим!

1

Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши.

 

 

4

Какие они разные – гласные – согласные.

1

Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?»

 

 

5

Удар! Ещё удар!

1

Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение».

 

 

6

 «Привет, страна Олимпия!»

1

Задания: «Поставь ударение», «Звуковая  одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки.

 

 

Раздел 2.   Морфемика (6 часов)

 

7

Морфемы и их роль в словах.

1

Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды.

 

 

8

Смотри в корень!

1

Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова».

 

 

9

К кому и зачем пристают приставки?

1

Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки».

 

 

10

Суффикс - звучит загадочно…

1

Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему»

 

 

11

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.

1

Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова»

 

 

12

Наши проекты «Покой морфемам только снится».

1

Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово».

 

 

Раздел 3. Морфология (6 часов)

13

Где живут слова и как они находят место?

1

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение  П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы»,

 

 

14

Существительное – значит существует.

1

Ребусы. Задания: «Составь слово», «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово - рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные».

 

 

15

Живое – неживое? С душою или без?

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы.Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кто? или что?»

 

 

16

Встреча с именами прилагательными

1

Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков.

 

 

17

Глагол – часть речи или речь?

1

Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд.

 

 

18

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица.

 

 

Раздел 4. Орфография (6 часов)

19

Законы орфографии.

1

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова».

 

 

20

Непроизносимые согласные или звуки потерялись.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные».

 

 

21

Встреча с именами собственными.

1

Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель).

 

 

22

Весёлая путаница частей слова и речи.

1

Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка».

 

 

23

Наши проекты «Дружба звуков или кое-что о парных согласных».

1

Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

 

 

24

Привет, страна Олимпия!

1

Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме».

 

 

Раздел 5. Лексика (10 часов)

25

 

Словарь, или вселенная в алфавитном порядке.

1

О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву.

 

 

26

Поговорим о происхождении, или этимология слова.

1

Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология.

 

 

27

Однозначные и многозначные слова.

1

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов».

 

 

28

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов.

1

Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я. Козловского. Шуточные вопросы.

 

 

       29

Дружба слов.

Встреча с синонимами.

1

Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв».

 

 

30

Когда значения спорят, или кое-что об антонимах.

1

Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки»

 

 

31

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах.

1

Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы.

 

 

32

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость.

1

Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы.

 

 

33

Наши проекты «Слово плюс слово – пословица готова».

1

Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу».

 

 

34

Привет, страна Олимпия! Итоговое занятие.

1

Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.