Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»
Возраст обучающихся: 3-4 класс
Срок реализации: 1 год
Количество занятий в неделю - 1 час Количество часов в год - 35.
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Рабочая программа по изобразительному искусству «Волшебный карандаш» составлена с учётом программы Б.М. Неменского,
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011., на основе МОУ «Хребтовская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС. Программа соответствует учебному плану школы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
На изучение курса в неурочное время отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Занятия проходят один раз в неделю (по одному часу в неделю). Образовательная область – искусство.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Программа «Волшебный карандаш» рассчитана на учащихся 3-4 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
• научить приёмам мастерства;
• научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
• научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
По ходу занятий обучающиеся виртуально посещают музеи, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественноэстетического и театрального профиля.
1. Содержание программы Данный курс состоит из трёх разделов.
I раздел: «Волшебная кисточка» (декоративно-прикладное искусство).
II раздел: «Уроки Карандаша».
III раздел: «Весёлые краски» (нетрадиционные приёмы рисования).
Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Уроки Карандаша помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.
В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.
Раздел «Весёлые краски»
У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.
Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир– мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.
Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса «Юный художник» - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.
2. Планируемые результаты программы:
• знать названия цветов и оттенков;
• знать элементарные правила смешения цветов;
• познакомиться с тёплыми и холодными тонами;
• узнать о влиянии цвета на настроение;
• освоить различные техники рисования;
• применять приёмы рисования кистью;
• узнавать главные элементы народной росписи;
• познать разнообразие и богатство культуры родного народа, усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение; свободно работать карандашом;
• рисовать с помощью схем и алгоритмов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ п/ |
п |
Тема занятия |
Колво |
Задачи занятия |
Материал |
Дата |
|
|
часов |
|
|
|
|
I раздел. Художественные материалы и природа (9 часов) |
||||
1 |
Наши краски и палитра. |
1 |
Работы учащихся, таблицы, цветовой круг |
Работа с акварельными красками |
3.09 |
2 |
Краски и листья. Техника печати. |
1 |
Примеры узоров и орнаментов. |
Работа с использованием природного материала. |
10.09 |
3 |
Осень в лесу. Осеннее дерево. |
1 |
Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии. |
Техника сухая кисть |
17.09 |
4 |
Туманное утро. Техника по мокрой бумаге. |
1 |
Репродукции, фотографии природы. |
Работа с размывкой по мокрой бумаге. |
24.09 |
5 |
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 |
1 |
|
Коллективная работа на листе формата А0 |
1.10 |
6 |
Я люблю пушистое, я люблю колючее. |
1 |
Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений. |
Работа ватными палочками и жёсткой кистью. |
8.10 |
7 |
Краски на столе. Понятие натюрморт. |
1 |
Работы учащихся, репродукции картин. |
Работа простым карандашом. |
15.10 |
8 |
Силуэт и тень. Печать с эффектом негатива. Проект. |
1 |
Работы учащихся |
Работа с разбрызгиванием красок (коллективная) |
22.10
|
9 |
Натюрморт из пят Туманное утро. Техника по мокрой бумаге. |
1 |
Репродукции, работы учащихся. |
Работа смятой бумагой
|
29.10 |
|
Спешите делать добро! (7 часов) |
||||
10 |
Эти милые маленькие друзья. Как нарисовать кота. |
1 |
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. |
Работа от общего к частному. |
12.11 |
11 |
Волшебные бабочки и жуки. Понятие симметрии, печать пятном. |
1 |
Иллюстрации, таблицы. |
Работа из симметричного пятна к изображению. |
19.11 |
12 |
Хрупкие цветы. |
1 |
Фотографии и |
Коллективная работа |
26.11 |
|
Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа. |
|
изображения цветов. |
на большом листе. |
|
13 |
Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др. |
1 |
Натурная поставка. |
Первичное выявление объёма светотенью. |
3.12 |
14 |
Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах. |
1 |
Книги, иллюстрации. |
Выстраиваем композицию. |
10.12 |
15 |
Зима и природа. |
1 |
Репродукции пейзажей, работы учащихся. |
Пейзаж на цветной бумаге. |
17.12 |
16 |
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск. |
1 |
|
Коллективная работа на листе формата А0. |
24.12 |
Я горжусь своей страной! (10 часов) |
|||||
17 |
Нарисуй одёжку для своей матрёшки. |
1 |
Примеры росписи, фотографии, таблицы. |
Работа над заданной формой для росписи. |
14.01 |
18 |
Аппликация как вид картины. |
1 |
Фотографии природы, книги стихов. |
Создание зимнего пейзажа в технике аппликации. |
21.01 |
19 |
Как питались на Руси? |
1 |
ИКТ, репродукции, иллюстрации. |
Рисование старинной посуды. |
28.01 |
20 |
Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. |
1 |
Книги, иллюстрации, работы учащихся. |
Создание рисунказагадки. |
4.02 |
21 |
Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества. |
1 |
Презентация, образцы панно,раскраски «Военная техника» |
Коллективная работапроект. |
11.02 |
22 |
Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка. |
1 |
Платки, таблицы, иллюстрации. |
Орнамент в квадрате или треугольнике. |
18.02 |
23 |
Щит и меч. Эскиз щита русского |
1 |
Иллюстрации, репродукции. |
Создание орнамента в круге. |
25.2 |
|
былинного богатыря. |
|
|
|
|
24 |
Посуда из дерева. Разделочная доска. |
1 |
Примеры досок, таблицы, трафареты. |
Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски. |
4.03 |
25 |
Ложки-подружки, весёлые кружки. |
1 |
Примеры посуды, образцы росписи. |
Работа по трафарету: ложка, кружка. |
11.03 |
26 |
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3. |
1 |
|
Коллективная работа на листе формата А0 |
18.03 |
|
|
|
Я узнаю мир (8 часов) |
|
|
27 |
Шаг в космос. Техника разбрызгивания. |
1 |
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. |
Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания. |
8.04 |
28 |
Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге. |
1 |
Работы учащихся. |
Рисование по смятой и намоченной бумаге. |
15.04 |
29 |
День Победы. |
1 |
Примеры открыток и плакатов. |
Создание эскиза поздравительной открытки. |
22.04 |
30 |
Салют в технике граттаж. |
1 |
Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации. |
Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели. |
29.04 |
31 |
Небо и птицы. Коллективный проект. |
1 |
Таблицы с изображением птиц. |
Создание коллективного проекта. |
6.05 |
32 |
Букет из цветов России. Аппликация. |
1 |
Таблицы с изображением цветов. |
Создание коллективного проекта. |
13.05 |
33 |
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4 |
1 |
|
Коллективная работа на листе формата А0 |
20. 05 |
34 |
Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж. |
1 |
Репродукции картин русских художников. |
Работа акварельными красками. |
27.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.