Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Оценка 5
pdf
27.01.2023
Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Кружок волшебный карандаш.pdf

Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

 

Дополнительная образовательная  общеразвивающая программа «Волшебный карандаш»

 

  

Возраст обучающихся: 3-4 класс

Срок реализации: 1 год

Количество занятий в неделю - 1 час Количество часов в год - 35.

 

 

 

 

Актуальность программы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. 

Рабочая программа по изобразительному искусству «Волшебный карандаш» составлена с учётом программы Б.М. Неменского,

«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011., на основе МОУ «Хребтовская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС. Программа соответствует учебному плану школы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

На изучение курса в неурочное время отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Занятия проходят один раз в неделю (по одному часу в неделю). Образовательная область – искусство.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Программа «Волшебный карандаш» рассчитана на учащихся 3-4 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.

Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

      развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

      научить приёмам мастерства;

      научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

      научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

По ходу занятий обучающиеся виртуально посещают музеи, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественноэстетического и театрального профиля.

1. Содержание программы Данный курс состоит из трёх разделов.

I          раздел: «Волшебная кисточка» (декоративно-прикладное искусство).

II      раздел: «Уроки Карандаша».

III   раздел: «Весёлые краски» (нетрадиционные приёмы рисования).

Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).

В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Уроки Карандаша помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.

В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.

Раздел «Весёлые краски»

У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.

Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир– мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.

Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса «Юный художник» - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.

2. Планируемые результаты программы:

       знать названия цветов и оттенков;

       знать элементарные правила смешения цветов;

       познакомиться с тёплыми и холодными тонами;

       узнать о влиянии цвета на настроение;

       освоить различные техники рисования;

       применять приёмы рисования кистью;

       узнавать главные элементы народной росписи;

       познать разнообразие и богатство культуры родного народа, усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение; свободно работать карандашом;

       рисовать с помощью схем и алгоритмов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

       воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

       формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

       формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

       формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

       развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

       формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

       осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

       развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

       умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

       умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

       умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

       умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

       умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

       формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

       развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

       освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

       воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

       приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

       развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

       осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

       развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Тематическое планирование

 

п/

п

Тема занятия

Колво

Задачи занятия

Материал

Дата

 

 

 

часов

 

 

 

 

I раздел.

Художественные материалы и природа (9 часов)

1

Наши краски и палитра.

1

Работы учащихся, таблицы, цветовой круг

Работа с акварельными красками

3.09

2

Краски и листья. Техника печати.

1

Примеры узоров и орнаментов.

Работа с использованием природного материала.

10.09

3

Осень в лесу. Осеннее дерево.

1

Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии.

Техника сухая кисть

17.09

4

Туманное утро.

Техника по мокрой бумаге.

1

Репродукции, фотографии природы.

Работа с размывкой по мокрой бумаге.

24.09

5

Создание школьной газеты

«Художественная мастерская» выпуск №1

1

 

Коллективная работа на листе формата А0

1.10

6

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

1

Репродукции, иллюстрации,

фотографии животных и растений.

Работа ватными палочками и жёсткой кистью.

8.10

7

Краски на столе.

Понятие натюрморт.

1

Работы учащихся, репродукции картин.

Работа простым карандашом.

15.10

8

Силуэт и тень.

Печать с эффектом

негатива. Проект.

1

Работы учащихся

Работа с разбрызгиванием красок (коллективная)

22.10

 

 

 

9

Натюрморт из пят Туманное утро.

Техника по мокрой бумаге.

1

Репродукции, работы учащихся.

Работа смятой бумагой

 

 

 

29.10

 

Спешите делать добро! (7 часов)

10

Эти милые маленькие друзья.

Как нарисовать кота.

1

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

Работа от общего к частному.

12.11

11

Волшебные бабочки и жуки.

Понятие симметрии, печать пятном.

1

Иллюстрации, таблицы.

Работа из симметричного пятна к изображению.

19.11

12

Хрупкие цветы.

1

Фотографии и

Коллективная работа

26.11

 

 

Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко

Дню матери, коллективная работа.

 

изображения цветов.

на большом листе.

 

13

Предметы труда.

Лопатка, веник, совок и др.

1

Натурная поставка.

Первичное выявление объёма светотенью.

3.12

14

Кисти и краски, мы шагнули в

сказку. Сказки о добрых делах.

1

Книги, иллюстрации.

Выстраиваем композицию.

10.12

15

Зима и природа.

1

Репродукции пейзажей, работы учащихся.

Пейзаж на цветной бумаге.

17.12

16

Создание школьной газеты

«Художественная мастерская» новогодний выпуск.

1

 

Коллективная работа на листе формата А0.

24.12

Я горжусь своей страной! (10 часов)

17

Нарисуй одёжку для своей матрёшки.

1

Примеры росписи, фотографии, таблицы.

Работа над заданной формой для росписи.

14.01

18

Аппликация как вид картины.

1

Фотографии природы, книги стихов.

Создание зимнего пейзажа в технике аппликации.

21.01

19

Как питались на Руси?

1

ИКТ, репродукции, иллюстрации.

Рисование старинной посуды.

28.01

20

Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок.

1

Книги, иллюстрации, работы учащихся.

Создание рисунказагадки.

4.02

21

Герои прошлого и наших дней.

Создание панно ко Дню

защитника

Отечества.

1

Презентация, образцы панно,раскраски

«Военная техника»

Коллективная работапроект.

11.02

22

Как одевались на

Руси. Создаём эскиз платка.

1

Платки, таблицы, иллюстрации.

Орнамент в квадрате или треугольнике.

18.02

23

Щит и меч. Эскиз щита русского

1

Иллюстрации, репродукции.

Создание орнамента в круге.

 

25.2

 

былинного

богатыря.

 

 

 

 

24

Посуда из дерева.

Разделочная доска.

1

Примеры досок, таблицы, трафареты.

Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски.

4.03

25

Ложки-подружки, весёлые кружки.

1

Примеры посуды, образцы росписи.

Работа по трафарету:

ложка, кружка.

11.03

26

Создание школьной стенной газеты

«Художественная мастерская» №3.

1

 

Коллективная работа на листе формата А0

18.03

 

 

 

Я узнаю мир (8 часов)

 

27

Шаг в космос.

Техника разбрызгивания.

1

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания.

8.04

28

Фантазия и фантастика.

Работа по смятой бумаге.

1

Работы учащихся.

Рисование по смятой и намоченной бумаге.

15.04

29

День Победы.

1

Примеры открыток и плакатов.

Создание эскиза поздравительной открытки.

22.04

30

Салют в технике граттаж.

1

Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации.

Создание рисунка при помощи смешения

восковых мелков и акварели.

29.04

31

Небо и птицы.

Коллективный проект.

1

Таблицы с изображением птиц.

Создание коллективного проекта.

6.05

32

Букет из цветов России.

Аппликация.

1

Таблицы с изображением цветов.

Создание коллективного проекта.

13.05

33

Создание школьной стенной газеты

«Художественная мастерская» выпуск №4

1

 

Коллективная работа на листе формата А0

 

20. 05

34

Лето на пороге.

Рисуем летний пейзаж.

1

Репродукции картин русских художников.

Работа акварельными красками.

27.05

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

Программа «Волшебный карандаш» рассчитана на учащихся 3-4 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью

Программа «Волшебный карандаш» рассчитана на учащихся 3-4 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость

Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать

Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения…

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных…

Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных…

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 1

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 1

Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др

Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др

Посуда из дерева. Разделочная доска

Посуда из дерева. Разделочная доска

Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж

Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023