Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)»
«РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ» Директор школы
Председатель Методического совета школы ______________ (Сохибова Л.И.)
____________________ (Гордеева Л.С.) . «___» _______________ 2018 г.
«___» ________________ 2018 г Приказ № ____
Протокол № _____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружок «Занимательная грамматика»»
для 5 классов
руководитель кружка: Аверинская Ярослава Анатольевна
2022 год
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год 34 часа.
Цель и задачи Программы
Цель: пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачами кружка нужно считать:
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над
литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а
также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся
знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и
методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала
растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся
не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при
составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных
видов.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам
фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать
работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории
происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало
лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам
лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и
необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание
разгадывать загадки языка. Занятия по фразеологии вызваны
необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у
учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал
способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики
русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся,
развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Планируемые результаты
Ø Личностные результаты:
ü понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
ü осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
ü достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
ü способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
ü умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
ü умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
ü осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Ø Метапредметные результаты:
ü адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
ü адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
ü способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
ü свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
ü овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
ü умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
ü способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
ü способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
ü соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
ü способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
ü способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
ü умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
ü применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
ü коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Ø Предметные результаты:
ü представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
ü понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
ü усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
ü овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
ü объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
ü аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
ü оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
ü опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
ü извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
ü опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
ü понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
ü осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Метапредметные универсальные учебные действия |
Виды и формы контроля |
1 |
Организационное занятие «Понемногу о многом» |
1 |
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, создавать обобщения. |
________ |
2 |
Великий и могучий. |
2 |
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, формировать навыки работы в группе; слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности; ормировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
|
Формы: работа в парах и группах, индивидуальная работа
Виды: Беседа, рисование, игры, семинар, практикум, театрализованное занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, выпуск газеты. |
3 |
Звук и буква. |
1 |
||
4 |
Великие тайны письма. |
2 |
||
5 |
Откуда взялись названия букв? |
2 |
||
6 |
Жизнь слов. |
1 |
||
7 |
Почему мы так называемся? |
3 |
||
8 |
Слова – родственники. |
2 |
||
9 |
Словари – наши добрые спутники. |
2 |
||
10 |
«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. |
2 |
||
11 |
«Прочь с дороги!» |
1 |
||
12 |
Фразеологические обороты. |
2 |
||
13 |
Расскажи о фразеологизме. |
2 |
||
14 |
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». |
2 |
||
15 |
Биография слов. Викторина по фразеологии |
2 |
||
16 |
Язык имеет свои краски. |
2 |
||
17 |
Вечер грамматических игр |
2 |
||
18 |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» |
2 |
||
19 |
Выпуск стенной газеты «Тайны языка» |
1 |
||
|
ИТОГО |
34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия |
Кол-во час. |
Тема занятия |
Содержание материала |
Форма занятий |
Дата |
|
план |
факт |
|||||
1 |
1 |
Организационное занятие «Понемногу о многом». |
Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква». |
Беседа с элементами занимательности. |
|
|
2,3 |
2 |
Великий и могучий. |
Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады). |
Занятие – игра. |
|
|
4 |
1 |
Звук и буква. |
Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров. |
Коллективная деятельность. |
|
|
5,6 |
2 |
Великие тайны письма. |
Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте». |
Беседа с элементами игры. |
|
|
7,8 |
2 |
Откуда взялись названия букв? |
Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика». |
Занятие – семинар с элементами занимательности. |
|
|
9 |
1 |
Жизнь слов.
|
Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие. Помощь происхождения написанию («терра» - земля). |
Беседа с элементами занимательности |
|
|
10-12 |
3 |
Почему мы так называемся? |
Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?» |
Занятие – исследование. Индивидуальные выступления. |
|
|
13, 14 |
2 |
Слова – родственники.
Кроссворды – тренировка ума. |
Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных). |
Беседа с элементами занимательности. |
|
|
15, 16 |
2 |
Словари – наши добрые спутники. |
Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари). |
Практическое занятие. |
|
|
17, 18 |
2 |
«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных. |
Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями. |
Театрализованное занятие с элементами игры. |
|
|
19 |
1 |
Прочь с дороги!
|
Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи. |
Театрализованное представление. |
|
|
20, 21 |
2 |
Фразеологические обороты.
|
Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам. |
Беседа с элементами занимательности, практическая работа. |
|
|
22, 23 |
2 |
Расскажи о фразеологизме.
|
Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе. Игра «Замени нас». |
Семинар (индивидуальные сообщения). |
|
|
24, 25 |
2 |
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». |
Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся. |
Исследовательская деятельность. |
|
|
26, 27 |
2 |
Биография слов. |
Викторина по фразеологии: § Откуда пришли выражения? § Пять фразеологизмов из сказок. § Названия литературных произведений, ставших крылатыми. § Подобрать синонимы к фразеологизмам. § Привести фразеологизмы наших дней. § Написать короткий рассказ про фразеологизм. § Вопросы занимательной грамматики. § Шарады. |
Занимательная викторина. |
|
|
28, 29 |
2 |
Язык имеет свои краски. |
Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса. |
Беседа с элементами исследовательской деятельности. |
|
|
30, 31 |
2 |
Вечер грамматических игр.
|
§ Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. § Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература) § Расшифруйте и запишите слова-ответы в весёлых примерах: К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК). РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли. НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды. § Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе). § Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви. § Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?» |
Занимательные игры – соревнования. |
|
|
32, 33 |
2 |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» |
Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка. |
Экскурсия. Беседа. |
|
|
34 |
1 |
Выпуск стенной газеты «Тайны языка» |
Рубрики: «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д. |
Практическое занятие. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.