Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 5 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 06.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРУЖОК Занимательная грамматика 5 кл.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)»

 

«РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ»                                                                                                      Директор школы

Председатель Методического совета школы                                                                                                        ______________ (Сохибова Л.И.)

____________________ (Гордеева Л.С.)        .                                                                                                      «___» _______________ 2018 г.                                                                                                                                                                                                       

«___» ________________ 2018 г                                                                                                                            Приказ № ____

Протокол № _____                                                                                                                                                  

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 

кружок «Занимательная грамматика»»

для 5 классов

 

руководитель кружка: Аверинская Ярослава Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

 Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Хандыгская СОШ»
  • Концепция  Модернизации российского образования;
  • Распоряжения Правительства РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год 34 часа.

 

Цель и задачи Программы

 

Цель: пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях.

      Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

     

Задачами кружка нужно считать:

  • формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
  • повышение  речевой компетентности детей;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка  обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому  языку.

 

       Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена  с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

        На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
       Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка.                    Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
        Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.                                                                               

 

Планируемые результаты

Ø  Личностные результаты:

ü  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

ü  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

ü  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

ü  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

ü  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

ü  умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

ü  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Ø  Метапредметные результаты:

ü  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

ü  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

ü  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

ü  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

ü  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

ü  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

ü  способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

ü  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

ü  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

ü  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

ü  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

ü  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

ü  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

ü  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Ø  Предметные результаты:

ü  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

ü   понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

ü  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

ü  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

ü  объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

ü  аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

ü  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

ü  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

ü  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

ü  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

ü  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

ü  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 

Содержание программы

 

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Метапредметные универсальные

 учебные действия

Виды и формы

 контроля

1

Организационное занятие «Понемногу о многом»

1

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, создавать обобщения.

________

2

Великий и могучий.

2

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, формировать навыки работы в группе; слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

 

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности; ормировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;

 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

 

Формы:  работа в парах и группах, индивидуальная работа

 

Виды: 

Беседа, рисование, игры, семинар, практикум, театрализованное занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, выпуск газеты.

3

Звук и буква.

1

4

Великие тайны письма. 

2

5

Откуда взялись названия букв?

2

6

Жизнь слов.

1

7

Почему мы так называемся?

3

8

Слова – родственники.

2

9

Словари – наши добрые спутники.

2

10

«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

2

11

«Прочь с дороги!»

1

12

Фразеологические обороты.

2

13

Расскажи о фразеологизме.

2

14

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

2

15

Биография слов. Викторина по фразеологии

2

16

Язык имеет свои краски.

2

17

Вечер грамматических игр

2

18

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

2

19

Выпуск стенной газеты «Тайны языка»

1

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

занятия

Кол-во

час.

 

Тема занятия

 

Содержание материала

 

Форма занятий

Дата

план

факт

1

1

Организационное занятие «Понемногу о многом».

Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Беседа с элементами занимательности.

 

 

2,3

2

Великий и могучий.

Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Занятие – игра.

 

 

4

1

Звук и буква.

Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Коллективная деятельность.

 

 

5,6

2

Великие тайны письма.

Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Беседа с элементами игры.

 

 

7,8

2

Откуда взялись названия букв?

Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Занятие – семинар с элементами занимательности.

 

 

9

1

Жизнь слов.

 

Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.).  Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Беседа с элементами занимательности

 

 

10-12

3

Почему мы так называемся?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Занятие – исследование. Индивидуальные выступления.

 

 

13,

14

2

Слова – родственники.

 

 

Кроссворды – тренировка ума.                 

Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк,  лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Беседа с элементами занимательности.

 

 

15,

16

2

Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).  Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя).  «Всё наоборот» (обратные словари).

Практическое занятие.

 

 

17,

18

2

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова».  Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Театрализованное занятие с элементами игры.

 

 

19

1

Прочь с дороги!

 

Театрализованное представление с героями: мать,  Маша,  Имя Прилагательное,  Половина,  Надеть, Одеть, Кушать и т.д.).  Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Театрализованное представление.

 

 

20,

21

2

Фразеологические обороты.

 

Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

 

 

22,

23

2

Расскажи о фразеологизме.

 

Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Семинар (индивидуальные сообщения).

 

 

24,

25

2

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения.  Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль»,  и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Исследовательская деятельность.

 

 

26,

27

2

Биография слов.

Викторина по фразеологии:

§  Откуда пришли выражения?

§  Пять фразеологизмов из сказок.

§  Названия литературных произведений, ставших крылатыми.

§  Подобрать синонимы к фразеологизмам.

§  Привести фразеологизмы наших дней.

§  Написать короткий рассказ про фразеологизм.

§  Вопросы занимательной грамматики.

§  Шарады.

Занимательная викторина.

 

 

28,

29

2

Язык имеет свои краски.

Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи.  Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Беседа с элементами исследовательской деятельности.

 

 

30,

31

2

Вечер грамматических игр.

 

§  Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

§  Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран),  ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)

§  Расшифруйте и запишите слова-ответы в весёлых примерах:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

§  Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).

§  Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.

§  Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Занимательные игры – соревнования.

 

 

32,

33

2

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Экскурсия. Беседа.

 

 

34

1

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

 Рубрики: «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

Практическое занятие.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru