Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 5 класса
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 5 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—6 кл
05.04.2024
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 5 класса
КРУЖОК Занимательная грамматика 5 кл.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)»

 

«РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ»                                                                                                      Директор школы

Председатель Методического совета школы                                                                                                        ______________ (Сохибова Л.И.)

____________________ (Гордеева Л.С.)        .                                                                                                      «___» _______________ 2018 г.                                                                                                                                                                                                       

«___» ________________ 2018 г                                                                                                                            Приказ № ____

Протокол № _____                                                                                                                                                  

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 

кружок «Занимательная грамматика»»

для 5 классов

 

руководитель кружка: Аверинская Ярослава Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

 Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Хандыгская СОШ»
  • Концепция  Модернизации российского образования;
  • Распоряжения Правительства РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в год 34 часа.

 

Цель и задачи Программы

 

Цель: пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях.

      Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

     

Задачами кружка нужно считать:

  • формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
  • повышение  речевой компетентности детей;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка  обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому  языку.

 

       Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена  с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

        На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
       Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка.                    Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
        Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.                                                                               

 

Планируемые результаты

Ø  Личностные результаты:

ü  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

ü  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

ü  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

ü  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

ü  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

ü  умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

ü  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Ø  Метапредметные результаты:

ü  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

ü  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

ü  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

ü  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

ü  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

ü  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

ü  способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

ü  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

ü  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

ü  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

ü  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

ü  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

ü  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

ü  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Ø  Предметные результаты:

ü  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

ü   понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

ü  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

ü  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

ü  объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

ü  аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

ü  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

ü  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

ü  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

ü  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

ü  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

ü  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 

Содержание программы

 

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Метапредметные универсальные

 учебные действия

Виды и формы

 контроля

1

Организационное занятие «Понемногу о многом»

1

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, создавать обобщения.

________

2

Великий и могучий.

2

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, формировать навыки работы в группе; слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

 

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности; ормировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;

 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

 

Формы:  работа в парах и группах, индивидуальная работа

 

Виды: 

Беседа, рисование, игры, семинар, практикум, театрализованное занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, выпуск газеты.

3

Звук и буква.

1

4

Великие тайны письма. 

2

5

Откуда взялись названия букв?

2

6

Жизнь слов.

1

7

Почему мы так называемся?

3

8

Слова – родственники.

2

9

Словари – наши добрые спутники.

2

10

«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.

2

11

«Прочь с дороги!»

1

12

Фразеологические обороты.

2

13

Расскажи о фразеологизме.

2

14

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

2

15

Биография слов. Викторина по фразеологии

2

16

Язык имеет свои краски.

2

17

Вечер грамматических игр

2

18

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

2

19

Выпуск стенной газеты «Тайны языка»

1

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

занятия

Кол-во

час.

 

Тема занятия

 

Содержание материала

 

Форма занятий

Дата

план

факт

1

1

Организационное занятие «Понемногу о многом».

Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Беседа с элементами занимательности.

 

 

2,3

2

Великий и могучий.

Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Занятие – игра.

 

 

4

1

Звук и буква.

Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Коллективная деятельность.

 

 

5,6

2

Великие тайны письма.

Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Беседа с элементами игры.

 

 

7,8

2

Откуда взялись названия букв?

Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Занятие – семинар с элементами занимательности.

 

 

9

1

Жизнь слов.

 

Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.).  Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» - земля).

Беседа с элементами занимательности

 

 

10-12

3

Почему мы так называемся?

Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Занятие – исследование. Индивидуальные выступления.

 

 

13,

14

2

Слова – родственники.

 

 

Кроссворды – тренировка ума.                 

Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк,  лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Беседа с элементами занимательности.

 

 

15,

16

2

Словари – наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).  Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя).  «Всё наоборот» (обратные словари).

Практическое занятие.

 

 

17,

18

2

«Тезки наоборот»

О словах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова».  Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Театрализованное занятие с элементами игры.

 

 

19

1

Прочь с дороги!

 

Театрализованное представление с героями: мать,  Маша,  Имя Прилагательное,  Половина,  Надеть, Одеть, Кушать и т.д.).  Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Театрализованное представление.

 

 

20,

21

2

Фразеологические обороты.

 

Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Беседа с элементами занимательности, практическая работа.

 

 

22,

23

2

Расскажи о фразеологизме.

 

Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Семинар (индивидуальные сообщения).

 

 

24,

25

2

«Голос возвысил и бросил крылатое слово».

Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения.  Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль»,  и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Исследовательская деятельность.

 

 

26,

27

2

Биография слов.

Викторина по фразеологии:

§  Откуда пришли выражения?

§  Пять фразеологизмов из сказок.

§  Названия литературных произведений, ставших крылатыми.

§  Подобрать синонимы к фразеологизмам.

§  Привести фразеологизмы наших дней.

§  Написать короткий рассказ про фразеологизм.

§  Вопросы занимательной грамматики.

§  Шарады.

Занимательная викторина.

 

 

28,

29

2

Язык имеет свои краски.

Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи.  Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Беседа с элементами исследовательской деятельности.

 

 

30,

31

2

Вечер грамматических игр.

 

§  Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

§  Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран),  ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)

§  Расшифруйте и запишите слова-ответы в весёлых примерах:

К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).

РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.

НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.

§  Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).

§  Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.

§  Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»

Занимательные игры – соревнования.

 

 

32,

33

2

Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников»

Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Экскурсия. Беседа.

 

 

34

1

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

 Рубрики: «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.

Практическое занятие.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хандыгская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хандыгская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание…

Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание…

Предметные результаты: ü представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты: ü представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Содержание программы № п/п

Содержание программы № п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия

Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова

Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова

Работа со словарями. Театрализованное занятие с элементами игры

Работа со словарями. Театрализованное занятие с элементами игры

Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений

Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024