Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55
имени дважды Героя Советского Союза
Г.Ф. Сивкова» города Перми
Программа
волонтёрского отряда
«ВО55»
Разработала:
Советник директора по воспитанию
Никитина АВ
Сентябрь 2024 г
Содержание:
Паспорт…………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………….…………………………………..……5
Цели и задачи программы……………….……………........................…..7
Организация и структура волонтёрского отряда………………………..8
Права и обязанности членов отряда……………………….…...….….....9
Этапы реализации программы……………………………….…………..10
Направления деятельности…………………………..…………………...11
Ожидаемые результаты работы……………………………………….…12
Календарно-тематический план работы………………………………....13
Список членов волонтёрского отряда………………...….….…………..16
Информационно-методическое обеспечение………….………….....….17
Паспорт
программы волонтерского отряда «ВО55»
МАОУ «СОШ №55» г. Перми
на 2024-2025 гг.
Наименование программы |
Программа деятельности волонтёрского отряда «ВО55» |
Целевая аудитория |
Педагоги, обучающиеся, родители, жители микрорайона |
Цели и задачи программы |
Цели программы: 1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. 2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах. Задачи программы: формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой; сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения; установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения; вовлекать школьников в социальную практику; предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал; утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни; расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся. |
Основные направления деятельности программы |
Программа предполагает работу по следующим направлениям: • экологическое воспитание; • социальное; • здоровьесбережение; • досуговая деятельность; |
Ожидаемые результаты реализации программы |
В ходе реализации программы ожидается: Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров; • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения; • получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу. • создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение; • участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах; • умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. • формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности; • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению. |
Критерии и показатели достижения результатов |
Критерии эффективности реализации программы: число постоянных волонтёров в организации; активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных волонтёров); разработка и внедрение проектов; количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий; узнаваемость организации и волонтёров; удовлетворение волонтёров от программы; число нуждающихся, получивших услуги волонтёров; позитивные отзывы получателей услуг и партнёров. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на один учебный год (2020-2021 г) 1 этап - подготовительный 2 этап - организационный 3 этап - основной (непосредственная реализация программы) 4 этап - заключительный |
Исполнители программы |
Учащиеся МАОУ «СОШ №55» г. Перми, куратор отряда. |
Пояснительная записка
В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий, момент самоопределения, поиск друзей, установление новых коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время и определит его как будущую личность. На сегодняшний день лидирующее место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную информацию и воспользоваться ей.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных, нравственных, патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию патриотической и социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются организацией праздничных концертов для пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны, труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях школы-интернат.
Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, проведение соц.опросов, анкетирования), передают информацию другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Программа волонтёрского отряда создана для обучающихся 5-11 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводится раз в неделю (среда), делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме игр, социальных акций, флешмобов, познавательных мероприятий, спортивных мероприятий, экологических десантов.
Основная идея программы развития волонтёрского движения - воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что каждой образовательной организации необходима комплексная программа развития детского волонтёрского движения.
Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, гуманитарных, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах.
Задачи программы:
1. формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой;
2. сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;
3. установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения;
4. вовлекать школьников в социальную практику;
5. предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;
6. утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
7. расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.
Организация и структура волонтёрского отряда
Куратор волонтёрского отряда – Никитина Анна Владиславовна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся-добровольцев из числа школьников 8-11 классов.
В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы.
Сбор отряда проводиться раз в неделю, каждую среду.
Массовые мероприятия проводятся согласно плану программы на год.
Ежегодно (май) проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год.
Права и обязанности членов отряда
I. Волонтёр имеет право:
Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.
На признание и благодарность за свой труд.
Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
Отказаться от выполнения задания.
Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении.
II. Волонтёр обязан:
Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.
Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.
Знать заповеди волонтёров школы.
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
III. Куратор имеет право:
Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.
Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительных знаний, необходимых ему для успешного осуществления его деятельности.
IV. Куратор обязан:
Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
Обеспечить безопасность волонтера и провести инструктаж по технике безопасности.
Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.
Проводить обучающие беседы и тренинги.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап – 1 этап
1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.
2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.
3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап
1. Сбор отряда.
2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.
3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
1. Реализация основной идеи программы.
2. Организация деятельности органов детского самоуправления отряда.
3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Заключительный этап - подведение итогов деятельности отряда.
Направления деятельности
Работа волонтеров осуществляется по четырем направлениям:
ü Социальное.
Цель: проведение субботников, экологических десантов, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника.
ü Здоровьесбережение.
Цель: оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям села, пополнение информации в «Книге памяти» о жизни в тяжелые военные годы, уборка памятника школы.
ü Досуговая деятельность.
Цель: пропаганда ЗОЖ, проведение флешмобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.
ü Экологическое воспитание.
Цель: организация и проведение массовых мероприятий с использованием театральных постановок, музыкальных номеров, художественного слова, выявление талантливых детей.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы ожидается:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение;
• участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;
• умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
• формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
компетенции личностного самосовершенствования
Календарно-тематический план работы
№ п/п |
Мероприятие |
Содержание работы |
Сроки проведения |
1 |
Собрание
«Волонтерского отряда 55». |
Собрание волонтерского отряда, прием новых членов на основе заявлений учащихся. |
Сентябрь |
2 |
Анкетирование «Могу ли я быть волонтером?». |
Правила групповой работы. |
Сентябрь |
3 |
Проектирование деятельности волонтерского отряда. |
Итоги
прошлого года. |
Сентябрь |
4 |
Сбор вторсырья |
Организация сбора вторсырья (макулатура, пластиковые бутылки, пластиковые крышечки, батарейки, зубные щетки, пластиковые карты) с соблюдением всех ограничительных мер |
Сентябрь |
5 |
Проектирование деятельности волонтерского отряда. |
Обновление стенда «Волонтерского отряда 55». Назначение ответственных. |
Сентябрь |
6 |
Акция добрых дел: «Доброта вокруг нас» |
Формат проведения на рассмотрении |
Октябрь |
7 |
Осенний субботник |
Организация и проведение осеннего субботника |
Октябрь |
8 |
Акция «Поможем хвостатым» |
Организация и проведение акции по сбору средств для щенков. |
Октябрь |
9 |
Акция «Малюткин дом» |
Сбор необходимых вещей для новорожденных. |
Ноябрь |
10 |
Сбор вторсырья |
Организация сбора вторсырья (макулатура, пластиковые бутылки, пластиковые крышечки, батарейки, зубные щетки, пластиковые карты) с соблюдением всех ограничительных мер |
Ноябрь |
11 |
Акция «День добрых дел» |
Вытяни бумажку и соверши доброе дело лично или классом |
Ноябрь |
12 |
Акция «Хлебные крошки» |
Изготовление кормушек, рейд в школьную столовую, закрепление ответственных ребят. |
Декабрь |
13 |
Операция «Снежный десант» |
Очистка памятника от снега. Помощь пенсионерам в уборке снега. |
Декабрь |
14 |
5 декабря - День волонтера |
Форма проведения уточняется |
Декабрь |
15 |
«Новогодние приключения» |
Организация и проведение поздравления для обучающихся. |
Декабрь |
16 |
Акция «Дети-детям» |
Сбор подарков на новый год для детей, находящихся в больницах |
Декабрь |
17 |
Акции по сбору вторсырья |
Организация сбора вторсырья (макулатура, пластиковые бутылки, пластиковые крышечки, батарейки, зубные щетки, пластиковые карты) с соблюдением всех ограничительных мер |
Январь |
18 |
Проект «Рождество в каждый дом!» |
Изготовление рождественских ангелочков. |
Январь |
19 |
Акция «Посылка солдату» |
Акция «Посылка солдату» (выпускникам, служащим в армии или по контракту) |
Январь |
20 |
День открытых дверей |
Организация «Благотворительной ярмарки» в рамках «Дня открытых дверей» (после снятия ограничений по проведению массовых мероприятий) |
Февраль |
21 |
«Книга памяти» |
Сбор информации у пожилых жителей микрорайона о жизни во время ВОВ, пополнение «Книги памяти», помощь в школьном музее |
Февраль |
22 |
Акция
«Открытка защитникам Родины», |
Создание
открыток и поздравление ветеранов. |
Февраль |
23 |
«Алло, мы ищем таланты!» |
Фестиваль детского творчества направленный на выявление талантливых детей. |
Февраль |
24 |
Трудовая акция «Зона заботы» |
Очистка территории школы от намерзшего льда. |
Март |
25 |
Операция «Память» |
Уборка памятника, оказание адресной помощи. |
Март |
26 |
Эстафета «Здоровые каникулы» |
Организация и проведение дружественных спортивных состязаний между классами. |
Март |
27 |
«Масленица» |
Организация и проведение общешкольного праздника, возрождение традиций. |
Март |
28 |
Акция «Чистый берег» |
Очистка берега реки от мусора. |
Апрель |
29 |
День рождения «Волонтерского отряда 55» |
Формат проведения на обсуждении |
Апрель |
30 |
«Мама, папа, я – спортивная семья!» |
Организация и проведение общешкольного спортивного праздника ко дню здоровья. |
Апрель |
31 |
Весенний субботник |
Организация и проведение субботника |
Апрель |
32 |
Операция «Клумба» |
Подготовка клумб на территории школы, высадка рассады цветов. |
Май |
33 |
Акция «Гвоздика памяти» |
Раздавать бумажные гвоздики, которые сделают дети |
Май |
34 |
Игра по станциям «Я выбираю здоровье» |
Организация и проведение игр на свежем воздухе, пропаганда ЗОЖ. |
Май |
35 |
Итоговое заседание волонтерского отряда. |
Составление отчета о проделанной работе, предварительное планирование на следующий год. |
Май |
Информационно-методическое обеспечение
1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.
3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006
6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.
9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.