Рабочая
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
"Я с семьей, она - со мной,
вместе мы - со школой"
1. Раздел «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса»
Воспитание
- великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического взаимодействия школы и семьи обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.
Мной разработана программа воспитания "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой" в начальной школе. Основа программы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
2.Раздел «Цель и задачи воспитания»
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Цель программы - формирование психолого-педагогической готовности родителей к формированию гражданской идентичности личности в семье.
Задачи:
- формирование представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности;
- ознакомление родителей о закономерностях формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте, условиях и факторах ее развития;
- ознакомление родителей с нормативно-правовой базой формирования гражданской идентичности, педагогическими и психологическими технологиями, комплексом учебно-методических материалов и программ формирования гражданской идентичности личности в семье;
- формирование представления о роли искусства (театра, кино, музыки, живописи и т.д.), истории, литературы, спорта, природы, родного языка, песни в развитии гражданской идентичности детей;
- формирование представления о роли общественной деятельности и участии в ней обучающихся для формирования гражданской активности личности;
- формирование готовности к диагностике сформированности гражданской идентичности у детей;
- развитие практических навыков воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, милосердия, неравнодушия к окружающим;
- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, утренники, конкурсы "Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др.);
- привлечение родителей к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ, поделок, альбомов, реликвий, домашнего музея, увлечений семьи, традиций).
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»
Организация работы с обучающимися, их родителями и школой предполагает практическую реализацию следующих инвариантных модулей: «классное руководство», «школьный урок», «курсы внеурочной деятельности», «работа с родителями», «самоуправление», «профориентация».
Модуль «Классное руководство»
Направление деятельности |
Задачи |
Мероприятия
|
Диагностика семьи. |
Изучить образ жизни семьи. |
Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”. |
Выявить особенности семейного воспитания |
Посещения на дому.
|
|
Выяснить отношение в семье к школе. |
Выявление случаев жестокого обращения с детьми. |
|
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. |
Индивидуальные тематические консультации (“Хвалить? Ругать?”). |
|
Взаимоотношения учащихся с родителями. |
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. |
Лекция “Воспитание – дело общее”. |
Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. |
|
|
|
Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”. |
|
|
Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”. |
|
|
Изготовление подарков к праздникам, ремонт. |
|
|
Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”. |
|
|
Письма родителям о достижениях учащихся. |
|
|
Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”. |
Модуль «Работа с родителями»
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношении к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Работа с родителями предполагает решение следующих задач:
— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса;
— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Работа с родителями проходит по двум направлениям: "Всеобуч", "Помощь", которые имеют специфические цели, содержание и формы.
Цель направления «Всеобуч» - повышение функциональной грамотности родителей в различных областях семейного воспитания.
Основные формы работы:
родительские собрания с использованием инновационных форм:
Ø практикум: «Типы воспитания»;
Ø тренинг: «Климат семьи»:
Ø лекция-диалог: «Я и мы. Моя семья»;
Ø «круглый стол»: «Радости общения»;
Ø диспут; «Дети не только цветы жизни. Дети – бедности покрывало и дар очищения»;
Ø конференция: «Роль родителей в семье»;
Ø ролевые игры: «Папа, мама и я – счастливая семья»
Ø обмен опыта по воспитанию детей;
Ø групповые обсуждения сходных проблем;
Ø тестирования, анкетирования;
Ø консультации специалистов;
Ø индивидуальные беседы.
Ожидаемый результат:
1. Повышение функциональной грамотности родителей, которая выражается в усилении взаимопонимания и согласованности действий родителей, учителей, как заботы о развитии воспитанников.
2. Высокий уровень стремления родителей к сохранению семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентированных на духовно - нравственное воспитание детей.
3. Обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
Цель направления "Помощь"- оказание родителями посильной помощи школе.
Основные формы работы:
Ø оформление классных уголков, выпуск газет;
Ø создание наглядных пособий;
Ø участие родителей класса в работе совета школы и класса;
Ø участие родителей в ремоне и благоустройстве класса и школы;
Ø спонсорство мероприятий;
Ø профориентационная работа.
Ожидаемый результат:
1. Усиление интереса родителей к учебно-воспитательной работе класса и школы.
2. Улучшение материально- технической базы класса.
3. Терапия семейных отношений, уменьшение количества проблемных семей.
Совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей предполагает решение следующих задач:
— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями, детьми, учителями;
— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
— создание условий для проведения семейного досуга, организация совместной деятельности родителей и детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.