Программа воспитания
Оценка 4.6

Программа воспитания

Оценка 4.6
docx
13.08.2021
Программа воспитания
Программа воспитания.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

"Я с семьей, она - со мной,

 вместе мы - со школой"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Раздел  «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса»

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

 "Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

    В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического взаимодействия школы и семьи обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Мной разработана программа воспитания "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой" в начальной школе. Основа  программы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.  И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.   

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

2.Раздел «Цель и задачи воспитания»

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Цель программы - формирование психолого-педагогической готовности родителей к  формированию гражданской идентичности личности в семье.

Задачи:

- формирование представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности;

- ознакомление родителей о закономерностях формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте, условиях и факторах ее развития;

- ознакомление родителей  с нормативно-правовой базой формирования гражданской идентичности, педагогическими и психологическими технологиями, комплексом учебно-методических материалов и программ формирования гражданской идентичности личности в семье;

- формирование представления о роли  искусства (театра, кино, музыки, живописи и т.д.), истории, литературы,  спорта, природы, родного языка, песни   в развитии гражданской идентичности детей;

-  формирование представления о роли общественной деятельности и участии в ней обучающихся для формирования гражданской активности личности;

- формирование готовности к диагностике сформированности гражданской идентичности у детей;

- развитие практических навыков воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, милосердия, неравнодушия к окружающим;

- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, утренники,  конкурсы "Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др.);

-  привлечение родителей к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ,  поделок, альбомов, реликвий, домашнего музея, увлечений семьи, традиций). 

3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»

Организация работы с обучающимися, их родителями и школой предполагает практическую реализацию следующих инвариантных модулей: «классное руководство», «школьный урок», «курсы внеурочной деятельности», «работа с родителями», «самоуправление», «профориентация».

Модуль «Классное руководство»

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

 

Диагностика семьи.

Изучить образ жизни семьи.

Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”.

Выявить особенности семейного воспитания

Посещения на дому.

 

Выяснить отношение в семье к школе.

Выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Индивидуальные тематические консультации

(“Хвалить? Ругать?”).

Взаимоотношения учащихся с родителями.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Лекция “Воспитание – дело общее”.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

 

 

Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”.

 

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”.

 

Изготовление подарков к праздникам, ремонт.

 

Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”.

 

Письма родителям о достижениях учащихся.

 

Тематические консультации для

родителей “В семье растёт

сын(дочь)”.

 

 

 

Модуль «Работа с родителями»

     Суть взаимодействия классного руководителя и семьи за­ключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы вза­имного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношении к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании усло­вий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Работа с родителями предполагает решение следующих задач:

— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса;

— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

— формирование  психолого-педагогической культуры родителей;

— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Работа с родителями проходит по двум направлениям: "Всеобуч", "Помощь", которые имеют специфические цели, содержание и формы.

Цель направления «Всеобуч» - повышение функциональной грамотности родителей в различных областях семейного воспитания.

Основные формы работы:

родительские собрания с использованием инновационных форм:

Ø  практикум: «Типы воспитания»;

Ø  тренинг: «Климат семьи»:

Ø  лекция-диалог: «Я и мы. Моя семья»;

Ø  «круглый стол»: «Радости общения»;

Ø  диспут; «Дети не только цветы жизни. Дети – бедности покрывало и дар очищения»;

Ø  конференция: «Роль родителей в семье»;

Ø  ролевые игры: «Папа, мама и я – счастливая семья»

Ø  обмен опыта по воспитанию детей;

Ø  групповые обсуждения сходных проблем;

Ø  тестирования, анкетирования;

Ø  консультации специалистов;

Ø  индивидуальные беседы.

Ожидаемый результат:

1.       Повышение функциональной грамотности родителей, которая выражается в усилении взаимопонимания и согласованности действий родителей, учителей, как заботы о развитии воспитанников.

2.        Высокий уровень стремления родителей к сохранению семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентированных на духовно - нравственное воспитание детей.

3.       Обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;

Цель направления "Помощь"-  оказание родителями  посильной помощи  школе.

Основные формы работы:

Ø    оформление классных уголков, выпуск газет;

Ø     создание наглядных пособий;

Ø    участие родителей класса в работе совета школы и класса;

Ø    участие родителей   в  ремоне и благоустройстве класса и школы;

Ø    спонсорство мероприятий;

Ø    профориентационная работа.

Ожидаемый результат:

1.                     Усиление  интереса родителей к учебно-воспитательной работе класса и школы.

2.                     Улучшение материально- технической базы класса.

3.                     Терапия семейных отношений, уменьшение количества проблемных семей.

Совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей предполагает решение следующих задач:

—  формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями, детьми, учителями;

—  формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— создание условий для проведения семейного досуга, организация совместной деятельности родителей и детей.

 

 

 


 

Рабочая ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"

Рабочая ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"

Раздел «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса »

Раздел «Особенности организуемого в классе воспитательного процесса »

Мной разработана программа воспитания "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой" в начальной школе

Мной разработана программа воспитания "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой" в начальной школе

Раздел «Цель и задачи воспитания»

Раздел «Цель и задачи воспитания»

Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др

Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”

Ожидаемый результат: 1.

Ожидаемый результат: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2021