Программа воспитания «Культура поведения в школе и дома»
1. Актуальность
Плохой ли, хорошей
рождается
птица-
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится,
Человеком
мало родиться
Им ещё надо стать.
Программа по воспитательной работе составлена на основании следующих нормативных документов:
· Закон Российской Федерации «Об образовании».
· Конвенция ООН о правах ребёнка.
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А также меняются дети. Одно поколение детей не похоже на другое. И к каждому поколению нужен особый подход, как особый подход в воспитательной работе нужен к каждому ребенку.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье.
Организовывать воспитательную деятельность нужно таким образом, чтобы она повышала активность ребят, их ответственность за порученное дело. Классный руководитель в процессе работы может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей детей.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Данная программа воспитания направлена на формирование у обучающихся навыков культуры поведения в процессе взаимодействия школы, семьи, социума.
2. Цель:
Обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Задачи:
1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного мировоззрения, развитию познавательной активности.
2. Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах муниципального и федерального уровня, интеллектуальных конкурсах и турнирах.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
4. Активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе
5. Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития учащихся за счет использования здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.
3. Принципы реализации программы:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
4. Учет возрастных особенностей:
Возраст младшего подростка психологически связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь – от семьи. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме-стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познания другого, похожего на меня, даёт возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологических особенностей подростков в этот период происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности, на ведущую деятельность общения. То есть постепенно меняют приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающий положительные эмоции, успех (или неуспех) сильно влияет на мотивацию обучения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную неустойчивость подростков.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки — мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки—подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно — положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
формирование нравственных качеств личности знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа – семья – общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.
Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов.
5. Реализация программы:
2017 – 2018 уч.г. 6 класс
1. Развитие творческой активности, создание условий
для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания,
самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6 «Б» класс
Основные направления и дела класса
Месяц |
Учебно-познавательное направление |
Спортивно-оздоровительное направление |
Гражданско-патриотическое направление |
Нравственное направление |
Работа с родителями |
Работа с учителями-предметниками и администрацией школы |
Индивидуальная работа с учащимися |
Сентябрь |
1 сентября - «День знаний» 30 сентября – День Интернета России. |
Инструктаж по ТБ. 9 сентября -День физической культуры и спорта. |
Классный час «Беслан», форма проведения – видеолекция. 3 сентября -День солидарности в борьбе с терроризмом.
|
8 сентября- Международный день распространения грамотности. круглый стол. |
Посещение семьи …….. |
Заполнение классного журнала. Планирование деятельности с социальным педагогом и психологом школы с трудными детьми. |
Работа с личными делами учащихся. Составление характеристик. Выбор актива класса. |
Октябрь |
5 октября - «День учителя» 23 октября – Международный день школьных библтотек.
|
Классный час «Алкоголь и его влияние на организм человека», форма проведения – беседа. |
Экскурсия в музей. |
Оказание помощи престарелым людям в честь праздника «День пожилых людей»
|
Проведение организационного родительского собрания. Выбор родительского комитета. |
Заполнение социального паспорта класса. Инструктаж по ТБ во время каникул. Подведение итогов I четверти. |
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. |
Ноябрь |
«День милиции» 27 ноября- День матери в России. |
26 ноября – Всемирный день информации. |
4 ноября – День народного единства. 16 ноября - Международный день толерантности. |
Классный час «Наши самые-самые мамы, форма проведения – внеклассное мероприятие. |
Консультации. |
|
Работа с учениками не регулярно выполняющими домашнее задание. |
Декабрь |
«Международный день инвалидов» «Международный день прав человека» «День конституции» |
|
Классный час «Конституция РФ», форма проведения – деловая игра. |
Классный час «Отечественная война 1812 года», форма проведения – видеолекция. |
Родительское собрание «Итоги полугодия». |
Подведение итогов II четверти. |
Подготовка к Новому году. Поздравительные номера. |
Январь |
17 января – День детских изобретений, или День детей- изобретателей. |
18 января – Всемирный день снеговика. |
День прорыва блокады г. Ленинграда. |
Классный час история праздника «Татьянин День», форма проведения –игра. |
Посещение семьи Назаровых с составлением акта ЖБУ. |
|
Беседа о внешнем виде. |
Февраль |
23 февраля - День защитника отечества. |
Классный час «Никотин – это яд», форма проведения – видеолекция. |
21 февраля – Международный день родного языка. |
14 февраля – международный день дарения книг. |
Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня. |
Посещение уроков английского языка с целью выявления трудностей в учебе. |
|
Март |
«Всемирный день ГО» 8 марта - Международный женский день. «Всемирный день защиты прав потребителей» |
|
Я ребенок – я гражданин". Форма проведения - классный час.
|
«Я и мой класс». диагностический тест.
|
Родительское собрание «Мои обязанности». |
Посещение уроков русского языка и литературы с целью выявления трудностей в учебе. |
Проведение профилактических бесед. |
Апрель |
7 апреля - Всемирный день здоровья. 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики 22 апреля - Всемирный день Земли. «День работников пожарной охраны» |
«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Форма проведения - классный час с презентацией.
|
2 апреля – Международный день детской книги. |
«Он первый». День космонавтики, классный час с презентацией. |
Консультации. |
Беседа с учителями-предметниками о выполнении домашнего задания по устным предметам. |
|
Май |
1 мая - Праздник весны и труда. 9 мая - День Победы. «Международный день медицинской сестры» «Международный день семьи» |
«Мама, папа, я – спортивная семья.» Сдача нормативов ГТО. |
Классный час «Блокада Ленинграда», форма проведения – видеолекция. |
Памяти павших будьте достойны! 17 мая – Международный день детского телефона доверия. 24 мая – День Славянской письменности и культуры. |
Родительское собрание по итогам учебного года. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.