Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР _____________/Н.С. Цепелева/ «____» _____________ 20___г.
|
УТВЕРЖДАЮ: И.о. директора ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» ____________/О.Ф. Казакова/ «___»______________ 20____ г |
ПРОГРАММА
воспитательной работы
обучающихся 9 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: классный руководитель Силина Н.Л. |
||
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей Протокол № ________ От «_____» __________20___г. Председатель МО классных руководителей _____________Коптеева Е.А. |
||
Бутка 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания.
В центре программы воспитания ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одним из результатов реализации программы ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС УО (ИН).
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности. Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных и психофизических особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии.
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип социального сотрудничества и взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
· Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
· Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
· Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
· Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы класса. Деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы класса.
Реализация программы воспитания должна обеспечивать ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Воспитательный процесс в ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Цель: Создание условий для развития индивидуальности каждого обучающегося.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
1. реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел, поддержание традиций их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализация потенциала классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлечение обучающихся в кружки, факультативы, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использование в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5. развитие потребности в здоровом образе жизни;
6. формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками добровольной волонтерской деятельности;
7. организация профориентационной работы с учащимися;
8. организация экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала;
9. организация работы с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения.
Характеристика класса
В 9 классе обучается 11 человек, из них мальчиков – 10 (Петров Кирилл – индивидуальное обучение на дому) и девочек – 1. Все дети являются сверстниками. Некоторые учащиеся гиперактивные, вспыльчивые, но несмотря ни на что в классе присутствует дружеская атмосфера, ребята всегда стараются помочь друг другу.Стремятся быть в числе первых в учебной, трудовой, спортивной деятельности, участвуют в мероприятиях. Актив класса выбирается каждый год, ребята сами выбирают себе поручения. Всем обучающимся привиты навыки самообслуживания, они самостоятельно соблюдают гигиенические процедуры. Стараются следить за своим внешним видом.
В воспитательской деятельности так же как и в учебной, класс делится на три группы, исходя из чего и рассчитана воспитательская работа.
К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать одноклассников. Другая часть – менее активные учащиеся, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.
В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффективны методы воздействия – убеждение, беседа, порицание. Они прислушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. На замечания реагируют относительно спокойно, могут признать свою вину, хотя и не всегда сразу. В затруднительных ситуациях всегда просят помощи.
Несмотря на многие положительные качества таких детей, упускать их из-под контроля нельзя, так как они не обладают устойчивыми положительными навыками и привычками, могут внести разлад в коллектив, пойдя по неправильному пути, увлечь за собой остальных… похвала для такой категории детей используется в меньшей степени, так как может сформировать завышенную самооценку. Похвала направлена одновременно нескольким ученикам, что предупредит появление чувства превосходства над одноклассниками.
Дети второй группы обычно заторможены, не общительны, безынициативны. Среди этих детей встречаются эмоционально-обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются.
Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. В работе с ними педагогу необходимо развивать общественную активность и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам.
Третью группу составляют легко возбудимые дети. В их поведении преобладает стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.
Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у психически неустойчивых детей – получение удовлетворения или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого; они некритичны к своим поступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу несформированного самосознания.
Именно такое деление, на мой взгляд, позволяет вести эффективную воспитательную деятельность. Данные обучающиеся воспитывались в семьях, которые имеют низкий социальный статус, где не было создано условий для полноценного развития детей: физического, эмоционального, волевого, социально-личностного.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Работа с родителями»
Целью взаимодействия классного руководителя с родителями является создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, формирования мотивации для обучения, раскрытия его творческих способностей.
Задачи классного руководителя в работе с семьей следующие: изучение семьи; выработка единых требований к школьнику семьи и школы; определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала, подготовка родителей к эффективному сотрудничеству с педагогами, участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Видеоролик, индивидуальная беседа. |
Формирования повышения уровня правовой культуры родителей. |
«Правовая культура родителей» |
ноябрь |
Организация работы с родителями |
|
2. |
Информационно-разъяснительная работа. |
Профилактика и предупреждение новой короновирусной инфекции. |
«Рекомендации образовательного процесса в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации» |
Сентябрь Декабрь март |
Организация работы с родителями |
|
3. |
Родительский всеобуч. |
Формирование установок традиций семей, направленных на здоровый образ жизни. |
«Здоровый образ жизни». |
декабрь |
Организация работы с родителями |
|
4. |
Индивидуальная беседа Акция «Сообщи где торгуют смертью». |
Формирование здорового образа жизни |
«Наркотики это не путь, это тупик» |
07.10. |
Организация работы с родителями |
|
5. |
Родительский всеобуч. |
Формирование решения острых конфликтных ситуаций |
«Конфликт и пути его решения» |
19.05. |
Организация работы с родителями |
|
6. |
Переписка с родителями.
|
Формирование активной позиции родителей в вопросах воспитания.
|
Беседы о воспитании, образовании, поведении, досуге учащихся. Текущие вопросы. |
По необходимости |
Социальное |
|
7. |
Помощь в подготовке к мероприятиям |
Формирование активной позиции родителей в вопросах воспитания.
|
«1000 добрых дел» |
По необходимости |
Организация работы с родителями |
|
8. |
Комплексный инструктаж |
Формирование комплексной безопасности обучающегося |
«Путешествие в город Безопасности» |
09.09. 24.03. 19.05. |
Спортивно-оздоровительное |
|
9. |
Комплексный инструктаж для родителей |
Формирование комплексной безопасности обучающегося |
«Наша безопасность» |
07.04. 19.05. |
Спортивно-оздоровительное |
|
10. |
Памятки для родителей |
Познакомить с причинами выпадения детей из окон. |
«Безопасные окна» |
09.09. |
Спортивно-оздоровительное |
|
11. |
Листовки для родителей |
Формирование комплексной безопасности обучающегося. |
«Безопасность моего ребенка» |
26.05. |
Спортивно-оздоровительное |
|
12. |
Классное родительское собрание |
Формирование единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания. |
«Школа вчера, сегодня, завтра» |
октябрь |
Социальное |
|
13. |
Классное родительское собрание |
Формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся. |
«Политика школы в отношении коррупции»
|
декабрь |
Комплекс мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
|
|
14. |
Классное родительское собрание совместно с детьми |
Формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях. |
«Всему свое время». |
март |
Социальное |
|
15. |
Памятки для родителей |
Познакомить родителей с разрешением конфликтных ситуаций. |
«Счастлив тот, кто счастлив дома» |
Октябрь май |
Социальное |
|
16. |
Классное родительское собрание, листовки |
Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей. |
«Самовоспитание – важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности». |
май |
Социальное |
|
17. |
Классное родительское собрание. |
Расширить представление родителей о правах и обязанностей несовершеннолетнего. |
«Законы жизни семьи, законы жизни класса».
|
февраль |
Социальное |
|
18. |
Видеоролик, индивидуальная беседа |
Формирования повышения уровня правовой культуры родителей. |
«Правовая культура родителей» |
январь |
Социальное |
|
19. |
Индивидуальные тематические беседы. |
Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребёнка. |
«Вот и стали мы на год взрослей». |
ноябрь |
Социальное |
|
20. |
Индивидуальные тематические беседы. |
Формирование компетентности родителей, представлений в вопросах воспитания детей.
|
Беседы о воспитании, образовании, поведении, досуге учащихся. Текущие вопросы. |
По необходимости |
Социальное |
|
21. |
Посещение семей. |
Формирование компетентности родителей, представлений в вопросах воспитания детей. Создание условий для правильного воспитания учащихся в семье. |
Беседы о воспитании, образовании, поведении, досуге учащихся. Текущие вопросы. |
1 раз в полугодие |
Социальное |
|
22. |
Классное родительское собрание. |
Совместное решение организационных вопросов. |
Подведение итогов учебного года. |
май |
Социальное |
|
23. |
Переписка с родителями.
|
Формирование активной позиции родителей в вопросах воспитания.
|
Беседы о воспитании, образовании, поведении, досуге учащихся. Текущие вопросы. |
По необходимости |
Социальное |
|
24. |
Памятки. |
Формирование безопасности, которую представляют собой различные виды пиротехники. |
«Петарды и фейерверки – не только праздник, но и опасность» |
Декабрь январь |
Спортивно-оздоровительное |
|
Модуль «Самоуправление»
Цель: формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи: реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Коллективные выборы старосты класса |
Развитие умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека. Научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения. |
«Я староста» |
сентябрь |
Социальное |
|
2. |
Участие в благотворительных акциях |
Вовлечение детей и родителей в благотворительную миссию. |
10 000 добрых дел |
17.02. |
Социальное |
|
3. |
Участие в спортивных мероприятиях |
Формирование здорового образа жизни. |
«Мы за ЗОЖ» |
По плану |
Спортивно-оздоровительное |
|
4. |
Уборка школьного двора, работа на клумбах |
Активизировать деятельность обучающихся по уборке школьной территории, клумб. |
«Моя школа» |
По необходимости |
Патриотическое |
|
5. |
Дежурство по школе |
Формирование соблюдения правил внутреннего распорядка. |
Наше дежурство |
1 раз в месяц |
Патриотическое |
|
6. |
Участие в инициативе |
Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма у обучающихся. |
Бессмертный полк |
май |
Патриотическое |
|
Модуль «Профориентация»
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Классный час |
Оказание помощи в выборе профессии. |
«В мире профессий» |
16.09. |
профориентационное |
|
2. |
Классный час |
Расширить представление детей о различных профессиях. |
«Что я знаю об интерисующей меня профессии?» |
20.01. |
профориентационное |
|
3. |
Классный час |
Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту. |
«Профессии наших родителей». |
10.02. |
профориентационное |
|
4. |
Классный час |
Положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору. |
«Где можно получить специальность?» |
17.03. |
профориентационное |
|
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив:
- социальные проекты (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности);
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные Совет ученического самоуправления;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел;
- вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Классный час |
Положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору. |
«Лицом к лицу профессия» |
01.09. |
Профориентационное. |
|
2. |
Презентация рассуждение |
Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года. |
«Эхо Бесланской печали» |
02.09. |
Общекультурное |
|
3. |
Классный час |
Развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности. |
Деньки для творчества. |
23.09. |
Общекультурное |
|
4. |
Классный час |
Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста. |
День пожилого человека |
07.10. |
Общекультурное |
|
5. |
Классный час |
Воспитание уважительного отношения к Матери; чувства добра, любви и заботы к близким людям. |
Мамин праздник. |
10.03. |
Общекультурное |
|
6. |
Классный час |
Познакомить учащихся начальных классов с новыми приемами изготовления новогоднего украшения – снежинки и снеговичка из салфеток. |
Мастерская Деда Мороза |
23.12. |
Общекультурное |
|
7. |
Классный час |
Формирование у воспитанников основ патриотического сознания и уважения к членам семьи. |
Подготовка к празднику, посвященному Дню защитника Отечества |
17.02. |
Общекультурное |
|
8. |
Конкурс открыток |
Формирование у детей чувства уважения к мамам и бабушкам, одноклассницам. |
8 марта |
03.03. |
Общекультурное |
|
9. |
Классный час |
Формирование патриотизма у обучающихся через приобщение их традициям празднования Дня Победы |
День Победы |
05.05. |
Общекультурное |
|
Модуль «Спорт и здоровье»
Педагогическая целесообразность данного модуля заключается в том, что у учащихся с ОВЗ формируется негативное отношение к вредным привычкам; приходит осознанность в выполнении физических упражнений, занятиях спортом для сохранения и укрепления своего здоровья:
- участие в областных и районных спортивных «Лыжные гонки», «Легкая атлетика», «Зимняя спартакиада для лиц с ОВЗ»;
- занятия по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление);
- организация общешкольных спортивных соревнований;
- организация работы тренажерного зала;
- работа по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД среди учащихся;
- мониторинг состояния здоровья учащихся, ежегодная медицинская диспансеризация учащихся;
- витаминизация учащихся.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Классный час |
Приобщение детей к соблюдению здорового образа жизни. Формирование у учащихся интерес занятиям спортом. |
«Папа, мама, я-спортивная семья» |
07.10. |
спортивно-оздоровительное |
|
2. |
Декада безопасности дорожного движения |
Формирование ЗУН о правилах дорожного движения. |
Акция «Внимание – дети!» |
27.01. |
Спортивно-оздоровительное |
|
3. |
Участие в областных и районных спортивных мероприятиях «Легкая атлетика», «Лыжные гонки». |
Формирование у учащихся интерес занятиям спортом. |
«Легкая атлетика», «Лыжные гонки». |
Октябрь декабрь февраль
|
Спортивно-оздоровительное |
|
4. |
Акция «Сообщи где торгуют смертью» |
Формирование у учащихся сознательное отношение к здоровому образу жизни. |
«Наркотики это не путь, это тупик» |
21.10. |
Спортивно-оздоровительное |
|
5. |
Классный час |
Формирование у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. |
«Осторожно грипп!» |
14.10. |
Спортивно-оздоровительное |
|
6. |
Классный час – презентация. |
Формирование элементарных знаний о вреде курения и наркомании. |
«Табак – яд. Брось курить. Наркотики – знак беды». |
03.02. |
Спортивно-оздоровительное |
|
7. |
Классный час – инструктаж.
|
Формирование ЗУН о правилах здоровья. |
«Дерево здоровья – профилактика заболеваний». |
28.10. |
Спортивно-оздоровительное |
|
8. |
Индивидуальная беседа, памятки |
Формирование ЗУН о правилах здоровья. |
«Мое здоровье , в моих руках». |
11.11. 07.04. |
Спортивно-оздоровительное |
|
9. |
Классный час |
Рассказать детям об опасности, которую представляют собой различные виды пиротехники. |
«Петарды и фейерверки – не только праздник, но и опасность» |
02.12. |
Спортивно-оздоровительное |
|
10. |
Классный час |
Формирование практических навыков личной безопасности. |
«Если ты дома один» |
18.11. |
Спортивно-оздоровительное |
|
11. |
Классный час |
Формирование практических навыков личной безопасности. |
«Если друг в беде» |
25.11. |
Спортивно-оздоровительное |
|
12. |
Классный час |
Формирование практических навыков личной безопасности при контакте с взрывоопасными предметами и взрывчатыми веществами. |
Взрывоопасные предметы и взрывчатые вещества. |
09.12. |
Спортивно-оздоровительное |
|
13. |
Классный час |
Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на берегу реки. |
Правила поведения у открытых водоёмов. |
21.04. |
Спортивно-оздоровительное |
|
14. |
Классный час |
Формирование сознательного отношения к окружающей природной среде. |
«Экологические проблемы нашего края». |
14.04. |
Спортивно-оздоровительное |
|
15. |
Классный час |
Формирование у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни |
Осторожно грипп! |
16.12. |
Спортивно-оздоровительное |
|
16. |
Классный час |
Формирование практических навыков личной безопасности. |
Правила поведения учащихся при проведении субботника. |
28.04. |
Спортивно-оздоровительное |
|
17. |
Классный час |
Расширить знания о том, как использовать свободное время с пользой. |
«Как я планирую провести лето». |
12.05. |
Спортивно-оздоровительное |
|
18. |
Комплексный инструктаж |
Формирование комплексной безопасности обучающегося |
«Путешествие в город Безопасности» |
26.05. |
Спортивно-оздоровительное |
|
Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом:
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в с.Бутка;
- привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи нуждающимся;
- участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
- участие школьников к работе на прилегающей к школе территории.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1. |
Уборка территории ОУ |
Формирование у обучающихся активной жизненной позиции |
Акция «Чистое будущее – в чистом настоящем» |
сентябрь, апрель |
социальное |
|
2. |
Посильная помощь пожилым людям, проживающим в с.Бутка |
Воспитание у подростков чувства уважения и понимания. |
Акция «Помоги пожилому человеку…» |
1 октября |
социальное |
|
3. |
Возложение венка к памятнику ВОВ д. Береговая |
Формирование у обучающихся патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представление о героизме. |
Акция «Гвоздика Памяти» «Вахта Памяти»
|
февраль, май |
социальное |
|
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику с интеллектуальными нарушениями расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде:
- регулярные сезонные экскурсии на природу;
-ежегодный туристический слет.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
1 |
Поход |
Пропаганда здорового образа жизни. |
Туристический слёт «Юбилейная золотая осень» |
сентябрь |
Спортивнол-оздоровительное |
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося:
- оформление интерьера школьных помещений;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примечание |
|
Рисунки, стенгазеты |
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. |
Выставка рисунков «Школа безопасности» «Моя школа – юбиляр!» «Школа – наш родной дом» |
октябрь |
Обще интеллектуальное |
|
|
Выставка |
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. |
Участие в конкурсах фотографий, рисунков и творческих работ, посвященных событиям и памятным датам, оформление выставок. |
В течении учебного года |
Обще интеллектуальное |
|
|
Посильная помощь |
Создание эстетически благоприятных условий для обучения. |
Оформление фасада и интерьера школы. |
В течении учебного года |
Обще интеллектуальное |
|
|
Праздничное украшение |
Создание эстетически благоприятных условий для праздника. |
Праздничное украшение помещения школы. Смотр конкурс «Мы украшаем школу» |
В течении учебного года |
Обще интеллектуальное |
|
Модуль «Школьные медиа»
Цель – развитие коммуникативной культуры школьников:
- классная интернет-группа.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примеча-ние |
1 |
Видео-, фотосъемка мероприятий. |
Пополнение портфолио обучающихся |
|
В течении учебного года |
|
|
2 |
Освещение мероприятий интернет-сайте школы. |
Формирование решения острых конфликтных ситуаций |
Родительский всеобуч «Конфликт и пути его решения» |
26.05. |
|
|
3 |
Освещение мероприятий интернет-сайте школы. |
Активизировать деятельность обучающихся по уборке школьной территории, клумб. |
Уборка школьного двора, работа на клумбах «Моя школа» |
По необходимости |
|
|
Модуль «Разговоры о важном»
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
ü создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
ü формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
ü утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
ü развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
ü формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;
ü воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям
ü повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
№ п/п |
Форма деятельности |
Цель мероприятия |
Тема мероприятия |
Сроки |
Направление |
Примеча-ние |
1. |
Эвристическая беседа |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Мы – Россия. |
05.09. |
Патриотическое. |
|
2. |
Беседа |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Мы – жители |
12.09. |
Патриотическое. |
|
3. |
Беседа |
Создание условий формирования у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека. |
Невозможное |
19.09. |
Общекультурное. |
|
4. |
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций |
Создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников. |
Обычаи и |
26.09. |
Социальное. |
|
5. |
Сообщения. |
Развитие познавательного интереса. |
Какие |
03.10. |
Обще интеллектуальное. |
|
6. |
Беседа |
Развитие познавательного интереса. |
Отчество – от |
10.10. |
Социальное. |
|
7. |
Просмотр и обсуждение материала |
Создание условий формирования у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека. |
Что мы |
17.10. |
Социальное. |
|
8. |
Эвристическая беседа |
Создание условий для формирования личности гражданина и ценности семьи. |
Счастлив тот, |
24.10. |
Социальное. |
|
9. |
Социальная реклама |
Развитие познавательного интереса. |
Словом |
07.11. |
Социокультурное. |
|
10. |
Наблюдение учащихся за событиями в стране. |
Развитие познавательного интереса. |
Языки и |
14.11. |
Социокультурное. |
|
11. |
Обсуждение, беседа |
Формирование у учащихся понимание ценности семьи. |
Позвони |
21.11. |
Социальное. |
|
12. |
Беседа. |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Флаг не |
28.11. |
Патриотическое. |
|
13. |
Просмотр видеоролика. |
Развитие познавательного интереса. |
Жить – |
05.12. |
Социальное. |
|
14. |
Беседа. |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Россия |
12.12. |
Патриотическое. |
|
15. |
Соревнования. |
Развитие познавательного интереса. |
Повзрослеть – |
19.12. |
Социальное. |
|
16. |
Беседа. |
Развитие познавательного интереса. |
Светлый |
26.12. |
Социокультурное. |
|
17. |
Инструктаж по ТБ. |
Формирование практических навыков личной безопасности. |
Правила |
16.01. |
Социальное. |
|
18. |
Беседа обсуждение |
Создание условий формирования у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека. |
Люди писали |
23.01. |
Социальное. |
|
19. |
Беседа, диалог |
Развитие познавательного интереса. |
С чего |
30.01. |
Эстетическое. |
|
20. |
Беседа |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Научные |
06.02. |
Патриотическое. |
|
21. |
Беседа, рассуждение |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Россия в |
13.02. |
Патриотическое. |
|
22. |
Акция благотоворительности, милосердия |
Воспитание у подростков чувства уважения и понимания. |
Тот, кто не |
20.02. |
Патриотическое. |
|
23. |
Беседа |
Воспитание у подростков чувства уважения и понимания. |
Мы все можем |
27.02. |
Патриотическое. |
|
24. |
Беседа |
Расширить представление детей о различных профессиях. |
Мужских и |
06.03. |
Профориентационное. |
|
25. |
Просмотр видеоролика |
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России. |
Гимн России |
13.03. |
Патриотическое. |
|
26. |
Беседа. |
Развитие познавательного интереса. |
Крым на |
20.03. |
Патриотическое. |
|
27. |
Беседа, диалог |
Развитие познавательного интереса. |
Истории |
03.04. |
Социокультурное. |
|
28. |
Беседа |
Развитие познавательного интереса. |
Есть такие |
10.04. |
Социальное. |
|
29. |
Беседа обсуждение |
Формирование у учащихся понимание ценности семьи. |
Сохраним |
17.04. |
Социальное. |
|
30. |
Беседа |
Развитие познавательного интереса. |
Если ты не умеешь |
24.04. |
Социальное. |
|
31. |
Коллективные творческие дела |
Развитие познавательного интереса. |
Какие существуют |
15.05. |
Социальное. |
|
32. |
Беседа, диалог |
Развитие познавательного интереса. |
Дай каждому дню |
22.05. |
Социальное. |
|
Планируемые личностные результаты:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5. Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
6. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
13. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты воспитательной работы
1. Формирование личности обучающегося, как субъекта способного найти выход из любой нестандартной ситуации, обладающего четко сформированными навыками учебной деятельности.
2. Формирование личности обучающегося, как творческого субъекта, обладающего широкими способностями.
3. Формирование личности обучающегося, как субъекта духовного, стремящегося к познанию.
4. Формирование личности обучающегося, как субъекта гуманного, стремящегося к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
5. Формирование личности обучающегося любящей свою малую и большую Родину, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни.
6. Формирование личности обучающегося, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты в воспитании обучающихся:
1. Толерантные установки.
2. Знания и представления об энергосбережении.
3. Знания и представления о пожарной безопасности в быту и мерах предосторожности.
4. Осознанное, ценностное, бережное отношение к явлениям природы, жизни людей.
5. Позитивное отношение к здоровому образу жизни.
6. Инициатива, творческий потенциал.
7. Уважение, почитание, бережное отношение к людям пожилого возраста.
8. Элементарные правовые знания и понятия, гражданское самосознание.
9. Ответственность за свои поступки.
10. ЗУН безопасного поведения на улицах и дорогах, правилах дорожного движения.
11. Понятия и представления о значении малой родины.
12. Духовные и нравственные ценности.
13. Навыки сохранения своего здоровья средствами личной гигиены.
14. Навыки культуры речи.
15. Эстетическое отношение к действительности.
16. Знания и представления об антитеррористической безопасности, мерах предосторожности, навыков поведения при возникновения ЧС.
17. Самодеятельность и инициатива, творческий потенциал.
18. ЗУН безопасного поведения на железной дороге.
19. Знания о профилактике вирусных и инфекционных болезней.
20. Знания о профилактике травматизма, правилах безопасности.
21. Представления о природоохранительной работе человека и желания принимать посильное участие в ней.
22. Навыки культуры общения, культуры поведения.
23. Готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей.
24. ЗУН безопасного поведения на улицах и дорогах, правилах дорожного движения на перекрестке.
25. Эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
26. Знания и представления об электробезопасности в быту и мерах предосторожности.
27. Элементарные знания о вреде курения.
28. ЗУН безопасного поведения на улицах и дорогах, правилах дорожного движения на пешеходном переходе.
29. Положительное отношение, уважение к труду людей.
30. ЗУН безопасного поведения во время летних каникул.
Ожидаемые результаты работы с родителями обучающихся:
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике.
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
Список литературы
1. Анчиков, А. П. В помощь активистам музея образовательной организации. Методические рекомендации / А.П. Анчиков. - М.: Педагогические технологии - НН, 2017. - 164 c.
2. Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. 5-6 классы. Пособие для педагогов и родителей / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 747 c.
3. Безух, К. Е. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия / К.Е. Безух, др.. - Москва: ИЛ, 2016. - 214 c.
4. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2020. - 755 c.
5. Головкина, С. Х. Доброе слово. Воспитание речевой культуры юношества / С.Х. Головкина, Т.Г. Овсянникова. - М.: Педагогическая литература, 2020. - 192 c.
6. Гудзовская, А. А. Я есть! Или самоопределение / А.А. Гудзовская, Г.З. Сураева. - М.: Учебник, 2017. - 192 c.
7. Истратова, Оксана Николаевна Справочник психолога средней школы / Истратова Оксана Николаевна. - М.: Феникс, 2018. - 688 c.
8. Кирюшкин, Д. М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2016. - 352 c.
9. Колесов, Д. В. Антинаркотическое воспитание / Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2015. - 224 c.
10. Комплект плакатов "Профилактика вредных привычек": 4 плаката. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 894 c.
11. Комплект плакатов "Социально-нравственные ориентиры поведения школьников": 4 плаката. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 408 c.
12. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
13. Кулинич, Г. Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. 1-4 классы / Г.Г. Кулинич. - М.: ВАКО, 2016. - 224 c.
14. Лизинский, В.М. Ситуационно-проблемное воспитание в начальной школе / В.М. Лизинский. - М.: Педагогический поиск, 2020. - 128 c.
15. Мирзаянова, Л. Профилактика наркопотребления в молодежной среде. Из опыта воспитательной работы / Л. Мирзаянова. - М.: Ирис Групп, 2018. - 202 c.
16. Моделирование воспитательной системы в 5-9 классах: планирование, диагностика, досуговая деятельность. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 593 c.
17. Нечаев, М. П. Адаптивная воспитательная система в современной школе / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2015. - 725 c.
18. Пилипко, Н. В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 / Н.В. Пилипко. - М.: Перспектива, 2019. - 281 c.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
6. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.1999.
7. Приказ министерства образования и науки РФ №602 от 27.06.2017 г. «Об утверждении порядка расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 979 от 09.06.2022 г.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 8,9 классов с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 979 от 09.06.2022 г.
10. Программа воспитания ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат» на 2021-2025 годы. Приказ № 805 от 27.08.2021 года.
11. Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат» на 2022-2023 учебный год.
12. Учебный годовой календарный план – график ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат» на 2022-2023 учебный год.
13. Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая основные общеобразовательные программы» на 2022-2023 учебный год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.