Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского
муниципального района
Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № 1
от августа 2018г.
|
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № 1 от августа 2018 г. |
«Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ №1 с. Троицкое _________/М.В.Смирнова Приказ № от сентября 2018г. |
Программа воспитания и социализации
ученического
коллектива 2 класса «А»
Пояснительная записка.
Программа воспитания и социализации для обучающихся общеобразовательного 2 класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010, 2015 г.), Закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», с учётом требований к программам дополнительного образования детей, Положения МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), Устава школы».
Содержание программы соответствует целям и задачам Программы воспитания и социализации обучающихся, реализуемой в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.
Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
Воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.
Цель программы воспитания и социализации школы :
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств обучающихся в условиях адаптивной образовательной среды.
Задачи школы:
1. Воспитание понимания необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия с аналогичными интересами общества в целом.
2. Формирование гуманистического мировоззрения школьников, способных осознанно выстраивать свою жизнь и нравственно
развиваться;
3. Отношение к труду, являющееся показателем человеческой сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.
4. Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
5. Физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение правил человеческого общения - естественных и естественное приемлемых норм культурного человека.
6. Продолжить работу с детьми группы социального риска и с семьями, находящимися в социально опасном положении.
7. Совершенствовать систему семейного воспитания: ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
8. Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся
Задачи:
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью
-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям
- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям)
- прививать навыки здорового образа жизни
- прививать любовь к природе
-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
Цель программы воспитания и социализации ученического коллектива 2класса «А»:
выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
1. Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3. Формирование у учащихся чувства любви к своей малой Родине.
4. Физическое развитие учащихся.
5. Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей.
Задачи воспитания и социализации ученического коллектива 2 класса «А»:
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью
-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям
- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям)
- прививать навыки здорового образа жизни
- прививать любовь к природе
-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
· Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
· Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой
деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
· Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
· Развитие различных форм ученического самоуправления;
· Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
· Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы;
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю.
Критерии оценивания эффективности воспитательной процесса:
1. Уровень воспитанности школьников.
2. Ценностные предпочтения школьников.
3. Рост личностных достижений учащихся.
4. Активное участие учащихся в жизни класса и школы.
Планируемые результаты реализации
Программы воспитания и социализации
Познавательная, трудовая и исследовательская деятельность учащихся, занимающихся по данной программе, формируется в органическом единстве, а также оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности. Программа воспитания и социализации, благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы.
Ожидаемые результаты.
1. Освоенность учащимися образовательной программы.
2. Развитость познавательных процессов и интересов личности.
3. Сформированность учебной деятельности.
4. Сформированность коммуникативной культуры учащегося.
5. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка.
6. Социальная активность учащихся.
7. Состояние здоровья ребенка.
8. Овладение навыками личной гигиены.
9. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.
10.Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД:
-гражданско-патриотическое воспитание;
-духовно - нравственное воспитание;
-экологическое воспитание;
-спортивно-оздоровительное воспитание;
-самоуправление;
- семейное воспитание;
Содержание воспитательной работы с коллективом обучающихся и родителями обучающихся 2 класса «А»
Социальное и гражданско-патриотическое воспитание:
· воспитание у учащихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
· развитие культуры межнационального общения;
· формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
· воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· развитие правовой и политической культуры учащихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
· развитие в ученической среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
· формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
· формирование у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно - патриотического воспитания;
· развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
Форма проведения: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, лирико – поэтический час.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
совместные проекты.
Планируемые результаты:
В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Духовно-нравственное и общекультурное, экологическое воспитание:
· развитие у учащихся нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
· формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
· развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
· содействие формированию у учащихся позитивных жизненных ориентиров и планов;
· оказания помощи учащимся в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение к культурному наследию:
· эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
· создание равных для всех учащихся возможностей доступа к культурным ценностям;
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
· поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
· создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
· развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
· воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Форма проведения: тематические классные часы, дискуссии по нравственной тематике, беседы, праздники, конкурсы, викторины, выпуск плакатов, газет.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
тематические классные родительские собрания;
совместные проекты с родителями;
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
оформление информационных стендов;
тематические общешкольные родительские собрания;
участие родителей в работе управляющего совета школы, родительского комитета;
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
индивидуальные консультации;
изучение мотивов и потребностей родителей.
Планируемые результаты:
знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Развитие интеллектуальной и познавательной активности, правовое воспитание:
· содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества учащихся;
· создание условий для получения учащимися достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
совместные проекты.
Планируемые результаты:
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Формирование ЗОЖ :
· формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
· формирование в ученической среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
· развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма и т.д.;
беседы на тему информационной безопасности и духовного здоровья детей; укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье; безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по вопросам профилактики употребления ПАВ;
совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». »Мама, папа, я-читающая семья». Лыжня «Деда Мороза».
Планируемые результаты:
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
· воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
· формирование умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение;
· развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
· содействие профессиональному самоопределению, приобщение к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
совместные проекты с родителями;
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами (классные часы «Профессии наших пап», «Профессии наших мам»);
участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
знания о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
Направление воспитательной работы |
Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Духовно- нравственное воспитание |
1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. |
Экологическое воспитание |
1) Изучение учащимися природы и истории родного края. 2)Формировать правильное отношение к окружающей среде. 3) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. 4) Проведение природоохранных акций. |
Спортивно-оздоровительное воспитание |
1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2) Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3)Пропаганда здорового образа жизни |
Самоуправление в школе и в классе |
1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива. 2) Развивать самоуправление в классе. |
Методическая работа |
1)Изучение опыта работы классных руководителей; |
Работа кружков и спортивных секций |
1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций; |
Контроль над воспитательным процессом |
1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. 2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. |
СЕНТЯБРЬ
Цель:
· формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
· привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты;
· умение ликвидировать последствия и оказывать само и взаимопомощь.
· формирование у учащихся правил поведения, обеспечивающие личную и общественную безопасность.
· воспитание у учащихся чувства патриотизма, высокой бдительности, коллективизма, взаимного уважения и понимания среди учащихся
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско- патриотическое воспитание |
Общешкольный классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом (в память событий в Беслане)» |
1 сентября В течение месяца |
Кл. рук.
Кл. рук. |
Духовно - нравственное воспитание |
Праздник «Первый звонок» Посвящение в первоклассники |
1 сентября
сентября |
Кл. рук. |
Экологическое воспитание |
Выставка поделок из природного материала « Волшебница Осень» |
сентября |
Кл. рук., |
Спортивно-оздоровительное воспитание |
«Безопасность на дорогах и на транспорте», «Безопасное поведение в общественных местах и на транспорте» Беседы в классах по ПДД «Дорога в школу и домой» |
В течение месяца |
Учителя физ-ры, кл. рук. |
Семейное воспитание |
Родительское собрание «Режим дня младшего школьника». |
|
Кл. рук.
|
Работа кружков и спортивных секций |
Презентация кружка «Декоративно- прикладное искусство |
В течение месяца |
Руководители кружков |
ОКТЯБРЬ
· формировать у учащихся культуру общения;
· знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
· учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
· воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
· оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
· предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Единый классный час по теме « Мир профессий»
|
|
Кл.рук., |
Духовно - нравственное воспитание |
День учителя.
Праздничный
|
05.10.18 Вторая неделя |
кл.рук. |
Экологическое воспитание |
Проведение операции «Трудовой десант»
|
Последняя неделя |
Кл.рук. |
Физкультурно - оздоровительное воспитание |
Веселые старты. |
Первая неделя |
Учителя физ-ры. |
Трудовое воспитание |
Классный час «Живи книга» |
Вторая неделя |
Библиотекарь, |
Самоуправление в школе и в классе |
«Здравствуйте, я новый учитель» - урок-игра в день самоуправления, посвященный дню учителя. |
Последняя неделя |
|
Работа кружков и спортивных секций |
«День народного единства»- библиотечный урок.
|
Каникулы |
Руководители кружков, |
НОЯБРЬ
Цель:
· знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
· давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
· разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
Гражданско- патриотическое воспитание |
Конкурс «Знатоки Хабаровского края»
|
(после каникул) |
Кл. рук. |
Экологическое воспитание |
Акция «Кормушка для птиц»
|
В течение месяца |
|
Физкультурно- оздоровительное воспитание |
Конкурс рисунков « Будь здоров!» |
Третий четверг месяца |
|
Семейное воспитание |
Конкурс рисунков «Самая милая мама моя» |
В течение месяца |
Кл. рук. |
Работа кружков и спортивных секций |
Посещение занятий кружков |
В течение месяца |
ДЕКАБРЬ
Цель:
· знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
· создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
· формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
· создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
· способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
|
Гражданско- патриотическое воспитание |
День Конституции России:
|
12 декабря |
Кл.рук.; |
|
Нравственно- эстетическое воспитание |
Мастерская деда Мороза «Новый год 2019» : Новогодняя сказка ( 1-4 классы) Конкурс плакатов «С новым годом!» или «Новогодняя сказка» |
Последняя неделя В течение месяца
|
Кл.рук. |
|
Экологическое воспитание |
Операция «Кормушка»
|
В течение месяца |
Кл.рук. |
|
Физкультурно- оздоровительное воспитание |
Классные часы : «Режим дня» «Почему мы болеем? - Проведение бесед и занятий по мерам безопасности на льду и оказанию помощи пострадавшим - Инструктаж по ОТ на новогодних праздниках |
В течение месяца Последняя неделя |
Кл. рук.
|
|
Трудовое воспитание |
Трудовой десант (уборка школы к Новому году) |
В течение месяца |
Кл. рук |
|
Семейное воспитание |
Родительские
собрания по |
Последняя неделя четверти
|
Кл. рук. |
|
Работа кружков и спортивных секций |
Составление плана работы кружков на зимние каникулы
|
С 21 по 25 декабря |
ЯНВАРЬ
Цель:
· принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
· предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
· воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
· осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
· практическое применение нравственных знаний и умений;
· проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско- патриотическое воспитание |
- Интерактивное занятие «Что в человеке самое главное?»
|
Четвертая неделя месяца |
Кл.рук. |
Духовно - нравственное воспитание |
«С Рождеством Христовым!»: история и традиции праздника;
|
1 неделя |
|
Экологическое воспитание |
«Почему снег серый?» - практическое занятие. |
В течение месяца |
Кл. рук |
Семейное воспитание |
Индивидуальные консультации с родителями «трудных» детей
|
В течение месяца |
Кл. рук. |
Физкультурно- оздоровительное воспитание |
Дни здоровья во время зимних каникул
|
Первая неделя месяца |
Кл. рук. |
ФЕВРАЛЬ
Цель:
· формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
· формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
· обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
· формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
· воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
· проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско- патриотическое воспитание |
Уроки - мужества «Герои наших дней» Конкурс военно-патриотической песни
|
20 февраля
|
Кл.рук. |
Экологическое воспитание |
Конкурс рисунков «Природа нашего края» |
В течение месяца |
учитель |
Спортивно - оздоровительное воспитание |
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
|
Четвертая неделя
|
учитель |
Самоуправление в школе и в классе |
Акция «Ветеран живет рядом».
|
Первая неделя |
Кл.рук. |
МАРТ
Цель:
· формирование эстетических знаний и идеала;
· воспитание эстетической культуры;
· формирование эстетического отношения к действительности;
· развитие эстетических чувств;
· приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Кл. час : «Культура общения» |
В течение месяца |
Кл.рук. |
Духовно -нравственное воспитание |
1.Творческие
конкурсы и концерт 2. КТД класса «Масленица |
Вторая неделя |
кл.рук.
|
Экологическое воспитание |
Организация работы по экологическим направлениям программы «Хранители Природы»
|
В течение месяца |
|
Семейное воспитание |
Проект «Семейное древо»
|
1-7 марта |
|
Спортивно -оздоровительное воспитание |
Спортивные соревнования (по плану) |
Первая неделя |
учитель |
АПРЕЛЬ
Цель:
· усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
· понимание ценности природы для материального и духовного развития общества
· овладение знаниями умениями и навыками рационального природопользования;
· развитие духовной потребности в общении с природой;
· формирование стремлений к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среде
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Гражданско-патриотическое воспитание |
- Классный час «День Космонавтики»
|
Вторая неделя месяца |
Кл.рук.,
|
Духовно -нравственное воспитание |
1) Конкурс рисунков «Мы и космос» Конкурс рисунков
«Весенняя
|
Первая неделя месяца Вторая неделя |
кл.рук. |
Экологическое воспитание |
1)
Международная акция «Весенняя 2) КТД «День птиц» |
В течение месяца 1 апреля |
Кл. рук |
Семейное воспитание |
Благотворительная школьная акция «Будьте милосердны»
|
В течение месяца |
|
Спортивно-оздоровительное воспитание |
1)Спортивные соревнования (по отдельному плану) |
В течение месяца |
Учитель; |
МАЙ
Цель:
· создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
· позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
· преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
· способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
· создавать условия для духовного общения детей и родителей;
· создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственный |
Духовно - нравственное воспитание |
1.Конкурс
рисунков,
2.Праздник
«Последний
|
7 мая течение месяца |
Кл.рук.,
|
Спортивно - оздоровительное воспитание |
1)
«Учебная тревога. 2)
Беседы по обеспечению ОТ |
В течение месяца |
Учитель Кл. рук. |
Семейное воспитание |
Итоговые классные родительские собрания на тему «Организация летнего отдыха детей»
|
Третья неделя |
Кл.руководители, |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1.Тематические классные часы, посвященные Дню Победы. 2.Тематические классные часы по ПДД. 3.Митинг, посвященный Дню Победы 4. Конкурс стихов, посвященный великой Отечественной войне |
8 мая В течение месяца 8 мая 9 мая
|
Кл.рук. |
Работа кружков и спортивных секций |
1. Организация выставок поделок и рисунков кружков
|
В течение месяца |
Десять заповедей для родителей
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цели и задачи работы с родителями обучающихся:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Направления и формы работы:
1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Посещение семей
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки- извещения
План работы
Сентябрь |
Знакомство с родителями учащихся. Тестирование «Ваш ребенок». Анкетирование «Воспитание в семье» (с целью привлечения семьи к активному участию в делах класса). Родительское собрание «Знакомство с родителями учеников-первоклассников» Собрание родительского комитета. Индивидуальные консультации для родителей. |
Октябрь |
Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии. Родительское собрание " Роль микроклимата в семье. Авторитет родителей." Индивидуальные консультации. |
Ноябрь |
Лекторий «Стратегия воспитания «трудных школьников»: методические рекомендации для родителей. Анкетирование «Какие мы родители». Индивидуальные консультации для родителей. Посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину. |
Декабрь |
Родительское собрание « Как помочь ребенку успешно учиться». Встреча с родительским комитетом по вопросу организации новогоднего праздника Индивидуальные консультации для родителей. |
Январь |
Ознакомление с итогами 1 полугодия Индивидуальные консультации для родителей. |
Февраль |
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Индивидуальные консультации для родителей. |
Март |
Праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений». Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения. |
Апрель |
Лекторий «Общение как взаимодействие взрослых и детей в семье » Индивидуальные консультации для родителей. |
Май |
Итоговое родительское собрание. Индивидуальные консультации для родителей. Праздник, посвященный окончанию учебного года ( на природе) |
Работа классного руководителя: |
Предполагаемый результат |
1. Регулярное посещение проблемных семей. 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3. Совместная работа классного руководителя, родителей, учителей-предметников. 4. Проведение малых педсоветов. 5. Составление индивидуальных программ воспитания. 6. Ведение ежегодного учёта пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. |
Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранений злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. |
Работа с семьями опекаемых: 1. Регулярное посещение семей опекаемых детей. 2. Контроль за их регулярным питанием в школьной столовой. 3. Индивидуальные собеседования с опекунами. 4. Оказание помощи в организации летнего отдыха. |
Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях. |
Работа с многодетными семьями: 1. Проведение совместно с центром социальной помощи семье и детям собраний для родителей. 2. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой. 3. Проведение праздников для многодетных семей. |
Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей. |
Состав родительского комитета:
Масловская Екатерина Сергеевна
Троцкая Ольга Сергеевна
Антонова Елена Владимировна
Ревоненко Ксения Александровна
Ревоненко Алексей Николаевич
Совет отцов: Тютюнник Дмитрий Борисович
Индивидуальная работа
Цель – создать условия, необходимые для формирования и полноценного развития личности учащегося.
Задачи: приучить каждого из учащихся к коллективно-творческим делам класса и школы;
создать благоприятные условия для учебы и внеурочной деятельности учащихся;
работать над формированием и развитием духовно-нравственных качеств учащихся.
Направления:
1) взаимодействие учащихся в классном коллективе;
2) сотрудничество с семьей учащихся;
3) взаимосвязь школы и семьи.
Формы работы: беседа, игры, викторины,совместное проведение досуга с родителями учащихся, ведение тетради достижений учащихся, создание портфолио, поощрение учащихся.
Работа с трудными детьми
Цель – помочь «трудным учащимся» адаптироваться в классном коллективе, школе и социуме.
Для достижения данной цели нужно решить ряд задач:
1) изучить семьи, условия воспитания «трудных» школьников;
2) привлечь школьников в коллективно - творческие дела класса и школы;
3) как можно чаще общаться с трудными детьми, проводить анкетирование, тестирование с целью диагностировать состояние учащихся.
Работа с одаренными детьми
Цель – выявить одаренных детей среди учащихся третьего класса, помочь им реализовать их таланты.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Проведение олимпиад по различным предметам с целью выявления тех или иных умений учащихся;
1.Применение на уроках и во внеурочное время заданий творческого характера;
2.Вовлечение учащихся в коллективно-творческие дела класса и школы.
Направления –
1) урочная деятельность;
2) внеурочная деятельность;
3) олимпиады;
4) предметные недели;
5) конференции.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения учащимися кружков, проведения свободного времени.
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
6.Анкетирование детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Формы работы
· Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
· Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
· Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
· Психологические консультации, тренинги, тестирование;
· Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
· Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Работа со слабоуспевающими
1.Создание и работа шефских пар.
2.Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
3.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4.Контроль посещения учащимися кружков, проведения свободного времени.
5.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
6.Анкетирование детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Формы работы
· Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
· Психологические консультации, тренинги, тестирование;
· Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
· Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
· Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Работа с детьми, обучающимися по программе 7.1
1.Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
2.Контроль посещения учащимися кружков, проведения свободного времени.
3.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
4.Анкетирование детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Формы работы
· Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
· Психологические консультации, тренинги, тестирование;
· Конкурсы, спортивные соревнования;
· Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения учащихся ряда специально разработанных заданий.
Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:
анкетирование - социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации учащихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов учащихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации учащихся.
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания учащихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с учащимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации учащихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации учащихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации учащихся.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию школой основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации учащихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации учащихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации учащихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.