Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа г. Павлово
Утверждено: решением педагогического совета от 14.04.2023 г. протокол № 4 |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
лагеря труда и отдыха
с дневным пребыванием
«ЮНОСТЬ»
Программа рассчитана на детей в возрасте 14 – 17 лет
Срок реализации программы 1 июня - 16 июля 2023 года
Составитель программы:
Пиманова Надежда Валентиновна – начальник лагеря
г. Павлово, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
3 |
||
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ |
4 |
||
1.1. Цель и задачи воспитания |
4 |
||
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности |
5 |
||
1.3. Основные направления воспитания |
6 |
||
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности |
7 |
||
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
8 |
||
2.1. Модуль «Будущее России» |
8 |
||
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» |
8 |
||
2.3. Модуль «Отрядная работа» |
9 |
||
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» |
10 |
||
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни» |
10 |
||
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
10 |
||
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность» |
11 |
||
|
2.8. Модуль «Работа с воспитателями» |
11 |
|
2.9. Модуль «Работа с родителями» |
11 |
||
2.10. Модуль «Экскурсии и походы» |
11 |
||
2.11.Модуль «Профориентация» |
11 |
||
2.12. Модуль «Социальное партнерство» |
12 |
||
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
12 |
|
|
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности |
12 |
|
|
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания. |
13 |
|
|
Приложение 1 |
14 |
|
|
Приложение 2 |
16 |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания лагеря труда и отдыха детей «Юность» (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена на основе программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания подростков в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания подростков является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание оптимальных условий организованного труда и отдыха обучающихся в летний период, обеспечивающих совершенствование трудовых умения и навыков, укрепление психического и физического здоровья, для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
Ø усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
Ø формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
Ø приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Ø Закрепление практических навыков профессиональной деятельности;
Ø формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе непрерывного образования, самовоспитания;
Ø оптимизация эмоционального и жизненного тонуса подростков;
Ø популяризация здорового образа жизни;
Ø профилактика асоциального поведения и формирование культуры межличностного общения.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в лагере труда и отдыха «Юность» основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый подросток имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт подростка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности обучающегося и учителя. Значимость совместной деятельности взрослого и подростка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе лагеря туда и отдыха «Юность», включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающися на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в лагере труда и отдыха:
- подростковые (одновозрастные отряды). Ключевым механизмом в лагере «Юность» является временный подростковый коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного подросткового коллектива.
- подростково-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная подростково-взрослая общность в лагере труда и отдыха – «Обучающиеся -Учитель».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в лагере труда и отдыха являются:
- совместная деятельность обучающихся и учителей , как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого подростка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения подростками нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия подростков, их социальной активности;
- включение подростков в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках групп по профессиональному самоопределению, кружков, студий, секций и иных подростковых объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом межличностного общения между детьми в формате «обучающийся- обучающийся», «обучающийся- учитель»;
- ключевой фигурой воспитания является подросток, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Стиль жизнедеятельности - смена привычного круга общения, изменение форм обучающих мероприятий – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности лагеря труда и отдыха «Юность». Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
01 июня - День защиты детей;
02 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня -День молодежи;
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Участие во всероссийских и региональных мероприятиях.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона, в том числе РДДМ «Движение первых».
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия лагеря труда и отдыха, в которых принимает участие большая часть подростков. Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий лагеря «Юность» предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены;
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- Тематические праздники;
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с подростками вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа обучающихся школ города Павлово, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях лагеря труда и отдыха.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного подросткового коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 21 день.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного подросткового коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого подростка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого подростка в общелагерные мероприятия разного уровня;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность подростковой группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы подростков, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой учителя действуют как старшие помощники и наставники детей.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности.
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.);
Для функционирования лагеря используется территория МБУ ДО Детско-юношеской спортивной школы г. Павлово, спортивные площадки, мини-футбольное поле с искусственным покрытием, медицинский кабинет, спортивный зал, тренажерный зал. Имеется автобус для перевозки детей на городские трудовые объекты и экскурсии.
Для успешной реализации программы используются тематические стенды по пропаганде дорожной, пожарной и антитеррористической безопасности стенды и т.п.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности
Основные формы профилактической работы: профилактические беседы со специалистами учреждений системы профилактики, тренинги, просмотр видеофильмов и роликов, диагностика негативных проявлений.
2.8. Модуль «Работа с воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с воспитателя. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность воспитателя.
Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется в рамках семинарских занятий и педагогических советов. Рассматриваются вопросы снижения негативных проявлений в детской среде, современных формах организации работы с детьми и первичной профилактики.
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.10. Модуль «Экскурсии»
Организация для детей экскурсий и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются, экологические тропы, тематические экскурсии. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков социального поведения, обучения рациональному использованию своего времени, сил и знаний.
2.11. Модуль «Профориентация»
Профориентационная деятельность лагеря труда и отдых «Юность» направлена на социализацию подростков, путем вовлечения их в позитивную молодежную среду, предоставления возможности профессионального самоопределения посредством профессиональных проб.
Профессиональная проба – это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности обучающихся, выполняемый в условиях приближенных к производственных, а также средство развития интереса и способностей к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора будущей профессии.
Кроме того, выявление склонностей и способностей, интересов подростков, помощь в выборе профессии осуществляется через тестирование с помощью методик «Карта интересов», «Мотивация профессиональной деятельности», «Общительность», «Определение типа будущей профессии», «Предпринимательские способности», «Профессиональные предпочтения»; деловую игру «Мир профессий», встречи с представителями службы занятости, выпускниками.
2.12. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада лагеря труда и отдыха.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Лагерь труда и отдыха «Юность» – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально привлекательной деятельности подростков, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания. Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Программа деятельности «Дороги, которые мы выбираем» ЛТО «Юность» прошла апробацию в течение пяти лет. За это время сложились свои традиции, сформирован постоянный кадровый состав из педагогов и имеется положительный результат работы, выраженный в удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью лагеря. Результативность работы лагеря подтверждается следующими факторами:
· востребованность лагеря среди школьников и родителей (94% детей и родителей считают, что процесс воспитания и организации досуга в лагере осуществляется на достаточном уровне;
· обобщен и распространен опыт работы лагеря посредством публикаций в СМИ, проведением районных семинаров для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования, на коллегии директоров общеобразовательных школ;
· победители районного смотра-конкурса «Лучший лагерь Павловского района».
Ежегодно в рамках реализации программы деятельности социальными партнерами ЛТО «Юность» становятся учреждения и организации Павловского муниципального округа.
- МУП Благоустройство «Чистый город», ЦЗН – организация деятельности трудовой бригады;
- ГБУЗ «Павловская ЦРБ», ПДН, КДН, отдел МДВ России «Павловский» - организация и проведение профилактических мероприятий;
- ДОСААФ, МЧС, ФОК «Звезда», ФОК «Торпедо» - организация и проведение спортивно-оздоровительных, профориентационных и гражданско-патриотических мероприятий.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в лагере труда и отдыха «Юность» является самоанализ воспитательной работы, который проводится с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в лагере труда и отдыха «Юность», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития подростков за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике. Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности подростков и учителей. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и учителей.
Методы анализа, которые могут использоваться лагерем труда и отдыха при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- педагогические: тестирование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки. Основным предметом анализа, организуемого в лагере труда и отдыха воспитательного процесса является воспитательная работа. Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы. Итогом самоанализа организуемой в лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2023 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Год педагога и наставника
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведен ия |
Уровень проведения |
||
Всероссийск ий/ региональн ый |
Детский лагерь |
Отряд |
|||
Модуль «Будущее России» |
|||||
1. |
День единых действий «День защиты детей» конкурсно-игровая программа |
01.06.2023 |
+ |
+ |
|
|
День единых действий «День России» |
13.06.2023 |
+ |
+ |
|
|
День единых действий «День памяти и скорби» |
21.06.2023 |
+ |
+ |
|
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
|
|||||
|
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации |
Ежедневно |
|
+ |
|
|
Линейка открытия ЛТО |
01.06.2023 |
|
+ |
|
|
«День профориентации» |
19.06.2023 |
|
+ |
|
|
Мероприятие, посвященное дню памяти и скорби |
21.06.2023 |
|
+ |
|
|
Линейка закрытия смены |
21.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Отрядная работа» |
|||||
|
Отрядный сбор |
Ежедневно |
|
|
+ |
|
Игры на командообразование, сплочение коллектива |
01.06.2023, 02.06.2023 |
|
|
+ |
|
Оформление отрядного места |
01-03.06.2023 |
|
|
+ |
|
Анализ дня, заполнение экранов активности |
Ежедневно |
|
|
+ |
|
Подготовка к общелагерным мероприятиям |
В течение смены |
|
|
+ |
|
Подготовка к КТД |
15-16.06.2023 |
|
|
+ |
|
Подвижные игры |
Ежедневно |
|
|
+ |
|
Настольные игры |
Ежедневно |
|
|
+ |
|
Трудовой десант |
Ежедневно |
|
|
+ |
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
|
|||||
|
КТД «Цветник в Зеленом парке» |
16.06.2023 |
|
+ |
+ |
|
КТД «Спортивно-правовой десант. Живи активно, думай позитивно» |
14.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Здоровый образ жизни»
|
|||||
|
Утренняя зарядка |
Ежедневно |
|
+ |
|
|
Мониторинг эффективности оздоровления |
02.06.2023; 20.06.2023 |
|
+ |
|
|
Беседа «Алкоголю скажем нет!» |
05.06.2023 |
|
+ |
|
|
Спортивный турнир по настольному теннису |
07.06.2023 |
|
+ |
|
|
Пионербол |
07.06.2023 |
|
+ |
|
|
Спортивные игры: бадминтон, волейбол |
13.06.2023 |
|
|
+ |
|
Спортивный фестиваль ГТО |
15.06.2023 |
|
+ |
|
|
Товарищеская встреча по футболу |
16.06.2023 |
|
|
+ |
|
Соревнования по подтягиванию |
19.06.2023 |
|
|
+ |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
|||||
|
Оформление отрядного места |
01-03.06.2023 |
|
|
+ |
|
Оформление общелагерного уголка |
04.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Профилактика и безопасность» |
|||||
|
Акция «Отказ от курения» |
08.06.2023 |
|
+ |
|
|
Беседа с врачом «Почему привычки бывают вредными?» |
08.06.2023 |
|
+ |
|
|
Профилактическая дискуссия «Ответственность и безответственность…» |
09.06.2023 |
|
+ |
|
|
Встреча с инспектором ПДН «Профилактика правонарушений» |
13.06.2023 |
|
+ |
|
|
Беседа психолога, просмотр видеофильма |
15.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Работа с воспитателями» |
|||||
|
Педагогический совет |
01.06.2023 |
|
|
|
|
Образовательные занятия |
02.06.2023 |
|
|
|
|
Планерка для воспитателей |
Ежедневно |
|
|
|
Модуль «Работа с родителями»
|
|||||
|
Индивидуальное консультирование |
В течение смены |
|
|
|
|
Работа специалистов |
По запросу |
|
|
|
Модуль «Экскурсии»
|
|||||
|
Экскурсия в 55 пожарную часть |
20.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Профориентация» |
|||||
|
Беседа «Труд в жизни человека» |
16.06.2023 |
|
+ |
|
|
Встреча со специалистом УСЗН |
19.06.2023 |
|
+ |
|
|
«Разговоры о важном. Профессии» |
19.06.2023 |
|
+ |
|
Модуль «Социальное партнерство» |
|||||
|
ГБУЗ «Павловская ЦРБ» |
08.06.2023 |
|
+ |
|
|
Отдел ПДН МВД России «Павловский» |
13.06.2023 |
|
+ |
|
|
Отдел ФиС Управления культуры, спорта и туризма |
15.06.2023 |
|
+ |
|
|
ФОК «Звезда», ФОК «Торпедо» |
16.06.2023 |
|
+ |
|
|
Встреча со специалистом УСЗН |
19.06.2023 |
|
+ |
|
|
Пожарно-спасательная часть № 55 г. Павлово |
20.06.2023 |
|
+ |
|
|
ДОСААФ |
21.06.2023 |
|
+ |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.